Тема работы: История еврейского гетто в Калуге
Цель моей работы: собрать и обобщить материал о еврейском гетто в Калуге для использования его на классных часах и внеклассных мероприятиях
Задачи исследования:
1- сбор материалов о еврейском гетто в Калуге;
2- анализ и систематизация материалов;
3- выявление значения и истоков гражданского подвига калужан, под страхом смерти помогавших евреям, его влияния на поддержание боевого духа узников гетто;
4- приобретение навыков самостоятельной работы, необходимых для написания исследования и выступлений на классных часах и внеклассных мероприятиях патриотической направленности.
Методы и средства: сбор материала, анализ документов, обобщение; опросы; беседы с очевидцами…
Новизна этой работы в том, что эта тема ещё малодоступна населению Калуги, в частности, молодёжи, и мне выпала честь впервые в рамках конференции рассказывать о еврейском гетто в Калуге.
Значение этой работы, с учётом роста неонацистских настроений, в частности, на Украине, на мой взгляд, очень важно, так как она раскрывает сущность человеконенавистнической фашистской идеологии и формирует в сознании молодого поколения толерантное отношение к представителям всех национальностей.
Я провела глубокое исследование, используя документы и информацию, полученную из печатных источников, интернета, архива, воспоминаний очевидцев, которых искала в Калужской еврейской общине. Хотелось найти живых свидетелей событий в гетто, и мне повезло: Первого ноября этого года я встретилась в синагоге с раввином еврейской общины в Калуге Михоэлем Ойшие. С его помощью удалось найти узницу еврейского гетто Гедрук Галину Михайловну. Тогда ей было 8 лет, а её сестрёнке – 4 года. Их маме Дисе Зальмановне – 35 лет. В списках они значились под фамилией Крючковых (их отец был русским). Немцам их выдал молодой сосед, указав немцам на Дисю Залмановну. Вместе с научным руководителем я обследовала ту часть города, где находился Кооперативный посёлок – место нахождения гетто.
2. Основная часть. Еврейское гетто в Калуге
2.1. Идеология фашизма и евреи. В соответствии с принципами «расовой гигиены» главным объектом преследования во Второй мировой войне стали евреи, которые были лишены прав гражданства, возможности работать на государственной службе, иметь частную практику и собственный бизнес, вступать в брак с немцами (немками) и получать образование в государственных учебных заведениях. Их собственность и предприятия регистрировались и подвергались конфискации. Постоянно совершались акты насилия, и официальная пропаганда разжигала (либо подогревала) среди этнических немцев чувства предубеждения и ненависти к евреям. Позже евреи были подвергнуты планомерному уничтожению. Аналогичные действия совершались по отношению к цыганам, душевнобольным, инвалидам и ряду других категорий людей, считавшихся «неполноценными».
В ходе Второй мировой войны репрессии, проводимые из данных соображений, стали осуществляться не только в Германии, но и на оккупированных ею землях, где разделение на высшую и низшие расы затрагивало гражданское население и военнопленных.
План полного уничтожения евреев, видимо, оформился к началу войны с Советским Союзом. Евреи Советского Союза при этом подлежали истреблению, в первую очередь, как «носители большевизма».
На фоне наступления советских войск эсэсовцы ликвидировали последние гетто и рабочие лагеря и уничтожали следы совершённых преступлений. Кроме расстрелов, использовались такие методы убийств, как отравления выхлопными газами в специальных автомашинах («душегубках»), «газовые камеры». Условия жизни в гетто и концентрационных лагерях также были рассчитаны на смерть от истощения и болезней. Фюрер считал, что высшая нация — это арийцы, представителем которой он являлся. Смешение рас, по его мнению, приведет к гибели всего мира. Арийцы отличаются светлой кожей, голубыми глазами и имеют много достижений во всех сферах деятельности. Основные черты нации: самоотдача и идеализм. Еврейскую нацию Гитлер представлял полной противоположностью арийцев. Для него евреи «всегда являлись паразитами на теле других народов». Мысли о том, что «еврей несет с собой только смерть» народа, за чей счет он живет, не давали покоя фюреру.
2.2. Оккупация Калуги
По масштабам и ожесточённости борьба советского народа с германским фашизмом в Великой Отечественной войне - особая страница. В первый же год войны фашисты заняли значительную территорию Советского Союза, в том числе город Калугу и районы области. Немецко-фашистская оккупация нашей области началась 2 октября 1941 года. Ещё с сентябре начались налёты немецких бомбардировщиков на город Калугу. В начале октября они стали частыми. Особенно сильным был авианалёт 4 октября. Разрушили жилые кварталы, было много убитых и раненых. На вокзале в это время проходила эвакуация калужских предприятий, учреждений и городского населения. При отступлении Красной Армии по распоряжению городских властей были взорваны водонапорная башня, главный корпус спичечной фабрики «Гигант», Бобруйский артиллерийский склад в районе Киёвки, Центральную электрическую станцию. План эвакуации был готов в августе, но с ней запоздали, и теперь отправляли эшелоны в обстановке авианалётов, пожаров и взрывов. Повреждены были железнодорожные пути, транспорт. Часть людей шла по путям до следующей станции, в надежде дождаться поезда, часть возвращалась назад. Некоторые уходили к родственникам в деревни. В городе царила паника, ужас от надвигающейся опасности и собственной беспомощности овладевал жителями. В окрестностях Калуги 5-я гвардейская дивизия вела ожесточённые бои по обороне города. Немцы вели наступление на город со стороны д. Анненки. Захват
Калуги произошёл в 21 час 12 октября 1941 года. С этого времени в городе установился нацистский оккупационный режим, продолжавшийся до 30 декабря 1941 года. Вступление фашистов в Калугу сопровождалось массовыми грабежами мирного населения и убийствами:
- Пробыли оккупанты в деревне всего сутки, а оставили жуткую память. Жительница деревни не смогла унять плач грудного ребёнка. Одному гитлеровскому головорезу это не понравилось, он убил крошку и бросил тело в колодец. (Из воспоминаний Большаковой Е.И.)1
Для военного управления была создана комендатура. При ней учреждалась военная охрана и полицейское управление. Военным комендантом был назначен майор Ф. Портациус. Для местного управления была создана городская управа, подчинявшаяся комендатуре. 13 октября на общем собрании жителей города был выбран городским головой Н.С. Щербачёв.
Из воспоминаний учащихся школ города Калуги:
- «Боевое крещение» мы получили на тининском поле (д. Тинино находится на правом берегу Оки), находясь под пулями вражеского самолёта. Это поле останется надолго в моей памяти. Спереди – самолёты с разрывными пулями, сзади – горящая Калуга. Того, что мы увидели дома, никто не ожидал» : всё разграблено, поломано, разбито. (Ученица 10 класса средней школы № 3 Лапчинская). 2
- Мы сидели всей семьёй за столом. Немец вошёл с револьвером в руке. Он начал кричать: «Руки вверх!». Мы все подняли руки. Немец начал шарить по комодам и шкафам. Он нашёл пустую бутылку из-под вина и начал кричать: «Водка! Водка!», стал наставлять наган на папу, грозил, что застрелит».(Ученик 5 класса средней школы № 1 Артемьев Миша). 3
- Хорошо помню ужаснейший день в моей жизни – 12 октября. Сижу в бомбоубежище. Выйти на улицу страшно. Страшное, беспредельно страшное время. В яме сыро, холодно. Наступает вечер. В убежище тишина. Вдруг мы слышим тяжёлые шаги и немецкую речь. Сердце холодеет. Напряжённо всматриваясь в темноту, едва различаешь фигуру фашиста. «Есть жиды?» - на ломаном русском языке кричит солдат. В ответ сердито зарычала собачка. «Застрелю!»- раздался голос из темноты. Я думала, что нам всем пришёл конец». (Ученица 7 класса железнодорожной школы № 9 Иконникова А.). 4
В 1920-е годы в Калуге жило около 800 евреев, что составляло примерно 2 % населения. В 1939 году их было 2157 человек. Во время Великой Отечественной войны немецкие войска оккупировали Калугу 13 октября 1941 года. К этому моменту большинство калужских евреев бежали на восток, в городе осталось по разным данным от 150 до 200 евреев, в основном женщины, дети, старики и больные. Сразу же с началом оккупации власти приняли ряд указов, направленных против евреев. Им было запрещено посещать общественные места, они не имели права пользоваться электричеством. Контакты между местными жителями и евреями были запрещены. Немецкое командование разместило плакаты на улицах Калуги, обвиняя евреев в большевизме и развязывании войны. Евреи должны были носить жёлтую звезду, нашитую справа на груди и справа на спине.
В конце октября вышел приказ о переписи населения по национальностям. С 1 по 5 ноября должны были быть зарегистрированы евреи. Перепись показала, что в городе проживает 155 человек еврейской национальности. До образования гетто были арестованы 23 мужчины-еврея, из которых восемь были расстреляны. Остальные отправлены в создаваемое гетто.
2.3. Создание еврейского поселения в Калуге
Второй пункт приказа № 8 от 8 ноября 1941 года касался еврейского населения. По нему предписывалось найти соответствующее количество домов для расселения евреев. В нём же были прописаны все запреты для евреев. Все узники гетто образовывали совет во главе со старостой, через которого должны были решаться все вопросы жителей гетто. Биржа труда принимала на учёт всех евреев в возрасте от 16 до 60 лет для использования их на принудительных работах. На спину и грудь все взрослые евреи были обязаны нашить жёлтые пятиконечные звёзды размером 8 сантиметров в диаметре. С середины ноября началось переселение евреев в Кооперативный посёлок – место, выбранное оккупантами для создания гетто. Выгоняли из домов быстро. Евреи успевали взять только самое необходимое. До начала переселения и во время его по посёлку рыскали полицейские, надеясь чем - либо поживиться. Таким образом, к 26-28 ноября был в основном сформирован еврейский посёлок – гетто, в который согнали евреев со всего города, не позволив взять никаких вещей. Кооперативный поселок - это квартал Калуги, ограниченный сегодняшними улицами Кутузова, Монастырской, Красная Гора и Детей коммунаров. Переселение евреев в Кооперативный посёлок началось с середины ноября 1941 года. Очевидцы вспоминали:
- …на окраине города, на берегу реки, в Кооперативном посёлке отвели несколько домов, куда начали переселять всех евреев, создав для них гетто…Переселение продолжалось 7-8 дней, т.к. в тот же период необходимо было переселить жителей из посёлка, чтобы очистить квартиры для евреев….Вверху, на горке, установлен немецкий пост, следивший за передвижениями евреев. (Из воспоминаний М.А.Файнгор и А.А.Веллер).5
- Евреи расселялись в домах Кооперативного посёлка, который был огорожен забором с колючей проволокой, у ворот находилась полицейская охрана. На заборе немцы повесили табличку «гетто», т.е. запретная зона. Внутри гетто находились 3 жандарма. Размещены были евреи в пятнадцати домах, которые располагались близко друг к другу и занимали небольшую территорию. Такое расположение домов, находившихся в зоне обстрела с немецкого поста (крыша нынешней 9-й школы), было выгодно для немцев: это был относительно ровный рельеф местности, участок хорошо простреливался сверху и не был загорожен зданием храма.
2.4. Печальные страницы недолгой жизни еврейского гетто. Повседневная жизнь узников
Фашисты принесли в город беду. Повсюду расклеенные приказы пестрели многократно повторённым словом «Воспрещается», а за нарушение «нового порядка» предусматривалась одна мера наказания – расстрел. Оккупанты стремились деморализовать население, запугать жестокими репрессиями. 14 евреев были расстреляны в первые дни оккупации как советские активисты. 8 ноября 1941 года приказом № 8 Калужской городской управы «Об организации прав жидов» на регистрацию евреев в городской управе отводилось 5 дней для жителей города и 10 — для жителей районов. Тем же приказом в районе «Кооперативный посёлок» (на месте бывшего монастыря, между улицами Кутузова и Красная гора) было создано еврейское гетто на 155 человек — 64 мужчины и 91 женщина. 1 женщина была доставлена в гетто после окончания регистрации, она была зверски избита. Трудоспособных мужчин было 17 человек. В гетто было 46 детей до 14 лет и 64 еврея были старше 60 лет или являлись инвалидами. В качестве «жидовского старосты» по требованию немцев выбрали Марка Исаевича Френкеля. Он был единственным лицом, кому разрешалось вести переговоры с оккупационными властями. Ему было приказано составить списки евреев. История их составления изложена в его объяснительной записке, написанной после освобождения Калуги. Он пишет, что составленный им именной список был озаглавлен «Список жильцов еврейского посёлка» и подписан «Староста еврейского посёлка». За эти надписи начальник полиции два раза ударил Френкеля по голове, список разорвал и приказал немедленно составить другие списки, озаглавив каждый из них «Именной список жидовского посёлка» за подписью «Староста жидовского посёлка». Список завершает итоговая запись о количестве узников по следующим категориям: мужчины – от 16 до 60 лет, женщины – от 16 до 50 лет, дети – от месяца до 16 лет, старики – свыше 60 лет, инвалиды и матери с грудными детьми. Евреев привлекали к самым грязным и тяжёлым видам физического труда: собирание и захоронение трупов, чистка уборных, мусорных ям, помоек, расчистка дорог от снега зимой, уборка центральных улиц и т.д. Все работы производились евреями под надзором трёх гестаповцев и двух жандармов и сопровождались издевательствами и побоями «якобы за ленивую работу или за то, что кому-либо из гестаповцев казалось, что кто-то из евреев имеет намерение ослушаться». Случаи избиения узников участились в последних числах ноября, когда, как пишет в своих
воспоминаниях Б.И.Шестак, «на подмогу нашим полицаям в гетто стали приходить гестаповцы. Нас избивали на каждом шагу, когда этого совсем не ждали, больше били мужчин. Был там один молодой учитель, тоже еврей… он перетаскивал какие-то доски с одного места на другое. Вдруг к нему подбежал рослый гестаповец и стал его избивать своей дубинкой. Это была удручающая картина: несчастный извивался под градом сыпавшихся на него ударов, не смея обернуться или сбросить с себя эти злосчастные доски, а немец бил его по голове, по спине, свирепея всё больше и больше» 6. (Из воспоминаний Б.И.Шестак). В 8 часов утра для проверки в гетто ежедневно проводилась перекличка. Узникам разрешалось выходить из гетто в небазарные дни три раза в неделю с 8 до 11 часов на один час. Опоздание даже на две минуты влекло за собой телесное наказание. Вне гетто евреям дозволялось ходить по улицам только по мостовой, хождение по тротуарам было строго запрещено. Под страхом расстрела воспрещалось общение с русскими. Немцы и полицаи посещали гетто ежедневно, устраивая обыски и забирая всё, что им приглянулось. Вот воспоминания очевидцев, описывающих действия оккупантов и их подручных:
- Кто снимет валенки с ног, кто сдерёт с кровати простыню, кто снимет пальто с вешалки. Брали пудру, гуталин, тарелки, электрические лампочки, в общем всё то, что попадалось под руку. (Из воспоминаний А.А.Веллер, декабрь 1942 г.)7
- Двое офицеров подъехали на мотоциклах к гетто и, сняв под угрозой расстрела шубы и валенки евреев, укатили с ними в неизвестном направлении. Вслед за ними появился надзиратель, забрав у капельмейстера Гутмана и других евреев часы, ковры и другие вещи. (Из воспоминаний М.А.Файнгор и А.А.Веллер).8
Таким образом, страх перед фашистами, холод и голод были главными чувствами калужских евреев в то время.
2.5. Воспоминания бывшего малолетнего узника еврейского гетто г.Калуги Наума Хаимовича Зисмана.
- Мать меня одела, отца одела. Он очень плохой был. У него после гестапо все ноги были отморожены. Он плохо ходил. Она его собрала. Мать отца под руку вывела и меня с другой стороны вела. Немцы остановили нас и выстрелили в отца. Он упал, а матери говорят: «Иди, матка, иди!». Отец так и остался лежать. Немцы карманы обшаривали. У него портсигар был. Мать вошла в убежище, а там мужчина какой-то её пропустил. Мы поменялись с ним местами.Немец подошёл и сказал: «Пан, выходи!». Мужчина вышел , и его застрелили.
- 23 или 24 декабря 1941 года мы пошли в гетто. Среди многих расстрелянных мужчин лежал мой отец. Мать с кем-то договорилась. Его отвезли на кладбище на Труда и закопали в общей могиле.
- От подпорной стены были главные ворота. Здесь стояла лавка с розгами. Это для тех, кто опоздал. Дальше были дома. На улицу Детей коммунаров была калитка. Через неё мы ходили за водой к реке. 9
2.6. Одна из немногих. Гражданский подвиг юной калужанки Нины Огарковой
Достоверно известно, что к гетто приходили многие калужане, как взрослые, так и дети. Они, рискуя своей жизнью, пробирались за колючую проволоку, приносили кое-какие тёплые вещи, пищу, лекарство и старались морально поддержать своих знакомых и друзей. Из таких людей надо отметить особенно часто посещавшую гетто молодёжь: техничку детсада №6 МКЖД М,П, Долбаеву, учащихся Нину Огаркову и Ларису Папкову – 8 класс, Женю Дмитриеву – 7 класс и др. Эти люди почти ежедневно посещали гетто, были своего рода информбюро для узников.
Что делать? Как помочь друзьям, если на входе прохаживается охрана, привыкшая стрелять без предупреждения? Решили – надо пробраться в гетто снизу, от реки. Чтобы пролезть под проволочное заграждение, сделали подкоп. Быть «экспедитором вызвалась Нина Огаркова. Несмотря на строгий запрет общения с евреями, рискуя жизнью, она часто появлялась в гетто. Приносила продукты ( их выменивал на вещи Витя Пастухов), лекарства (доставала через
знакомую заваптекой), передавала записки «на волю» и обратно. Нина общалась с семьёй Веллер, но фактически выполняла просьбы всех жителей гетто. Добиралась до лаза по Оке на коньках или на лыжах. Это был пример неявного, но такого важного сопротивления нацистскому режиму. В один из декабрьских дней, в лютый мороз легко одетая Нина принесла в гетто радостную весть – Красная Армия наступает! Это было последнее посещение посёлка. Нина обморозилась и сильно простудилась, металась в жару и беспамятстве, поэтому не видела слёз радости освобождённых калужан, жителей гетто, которых не успели уничтожить фашистские варвары. Саму Нину спасли от смерти военные медики, остановившиеся на постой в их доме.
Она, пройдя по дорогам войны, сейчас по-прежнему живёт в Калуге, часто была гостьей нашего лицея, общалась с учащимися, рассказывала о гетто, о молодёжном комсомольском эшелоне, участницей которого она была, о фронтовых буднях.
3. Сложная обстановка противостояния. Уничтожение еврейского гетто.
21-22 декабря 1941 года стали самой трагической страницей калужского еврейского гетто. Утром 21 декабря на юго-восточной окраине города появилась ударная группа 50-й армии, заставшая немцев врасплох. Первыми на левый берег реки Оки переправились конники 111-го и 114-го полков 31-й кавалерийской дивизии. 473-й стрелковый полк под командованием полковника М.П.Краснопивцева 157-й стрелковой дивизии и 112-й танковой дивизии ворвались в Калугу с юга. Внезапный удар заставил фашистские войска отступить в северную часть города, Но они сумели вытеснить вступившие в город части Красной Армии. Танковый десант, израсходовав к концу дня боеприпасы, отошёл из центра города. К вечеру 21 декабря войска вермахта переправились на южный берег реки Оки, заняв населённые пункты Ромоданово, Ромодановские дворики, а к 22 декабря – Пучково, Тинино, Некрасово. Части Красной Армии, сосредоточенные в районе улиц Свердлова и Салтыкова-Щедрина, оказались отрезанными от основных сил подвижной группы и вели оборонительные бои. Фашистские войска предпринимали отчаянные попытки смять прижатые к Оке части Красной Армии, но это им не удавалось. Основные силы подвижной группы нашей армии, оставшиеся за Окой, пытались ликвидировать противника на правом берегу реки, но до прихода других соединений армии им это не удавалось. Вот в такой сложной обстановке противостояния фашисты начали уничтожение калужского еврейского гетто. Ясную и чёткую картину ликвидации фашистами еврейского гетто дают воспоминания узников:
- Немцы, чуя свою близкую гибель, буквально озверели. 22 декабря в 10 часов утра они, пьяные, ворвались к нам в гетто и стали стрелять в окна. Народ, кто в чём, схватив детей, выбежали из домов. Часть немцев открыли стрельбу по убегавшим, а другие немцы стали обливать выходы из домов горючей жидкостью и поджигать. Гетто превратилось в сплошной костёр: и стоны умирающих, и крики детей смешались с треском валившихся балок. Уцелевшие евреи, оставив в пожаре всё, схватив детей, как безумные побрели в город, ища приюта. ( Из воспоминаний А.А.Веллер).10
- ..22 декабря началось отступление немцев из Калуги. И вот они стали жечь близлежащие к нам улицы: Салтыкова – Щедрина и наш посёлок. Там в огне погибла моя мать Певзнер Шева Добба, которая совершенно не могла уже двигаться, а меня совершенно в безумном состоянии выволокла моя восьмилетняя дочка. Так был убит Ляховицкий, и тоже труп его сгорел там, в гетто. Потом какой-то немец ради забавы застрелил старичка Жигалина, который зачем-то вышел из убежища. (Из воспоминаний Б.И.Шестак).11
- …После минутной передышки немцы появились в квартире, под полом которой мы прятались. Не найдя обитателей, подожгли дом. Чувствуем, как едкий, удушливый дым начинает проникать в наш подвал, слышим всё ближе треск горящего дерева. Немцам удалось выкурить нас из убежища. Мы кинулись к калитке чёрного хода во дворе, на снегу два окровавленных трупа – расстрелянные инвалиды. Огонь подходит к нам вплотную. Калитка предусмотрительно забита немцами. Кинулись обратно, таща за собой детей, выбегаем на парадный ход , немцев не видно. Побежали к выходу, сверху застрочил по нам пулемёт. Кинулись врассыпную, спрятались по дороге в убежище и к вечеру проникли в город, глее спрятались. Немцы ходили обыскивать убежища и, где находили в них людей, расстреливали. Так погибли жена капельмейстера Гутмана и её две сестры, сам Гутман ранен семью пулями. (Из воспоминаний М.А.Файнгор и А.А. Веллер).12
Важно отметить, что, хотя в связи с наступлением Красной Армии у фашистов было мало времени на уничтожение гетто и делали это поспешно, обращение фашистов с узниками гетто и в целом с мирным населением города в дни его освобождения было чрезвычайно жестоким.
4. Заключение. Все люди – братья
К сожалению, многие люди считают одни расы выше других. Расизм определяется как «совокупность концепций, основу которых составляют положения о физической и психической неравноценности человеческих рас и о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру общества». Расизм причинил людям много горя и страданий. Как отмечает в своем справочнике профессор Вэнь-Син Цэн, чувство расового превосходства «оправдывает политику колониальных захватов и порабощения других народов... социальное, экономическое и политическое неравенство» Даже сегодня расизм существует во многих частях света. Но обоснованны ли расистские теории? Что говорит наука? Открытия в области генетики подтверждают несостоятельность расистских воззрений. Тем не менее расизм не сдает своих позиций. Совершенно очевидно, что одной осведомленности недостаточно. Необходимо затронуть сердце человека. Иисус Христос сказал: «Из сердца исходят злые мысли» (Матфея 15:19, 20).
И что по этому поводу сказано в Библии? Именно к человеческим сердцам и взывает Библия. В ней говорится, что … все человечество и физически, и духовно станет поистине одной семьей (Псалом).
Я считаю, что нет плохих народов, а есть плохие люди у каждого народа. Меня очень беспокоит позиция украинских властей, считающих жителей Донецка и Луганска людьми второго сорта. Не удивительно, что на Украине националисты правят бал, возрождается фашизм. Со дня Великой победы прошло 72 года, а мира на земле до сих пор нет. Надо, чтобы и взрослые, и дети всеми средствами боролись за него, утверждали на земле справедливость. Мне очень импонируют строки стихотворения Анатолия Смоляра «Все нации равны»
Все нации равны между
собой.
Все нации живут своей судьбой.
В моей крови, к примеру, наций то ли
Пятнадцать, то ли двадцать, правда, роли
У всех равны: нет нации главней.
Им, нациям моим, видать, видней
Как мирно жить в душе за веком век,
И знать, что их хозяин - человек
Интернациональный, то есть, «без»
Претензий на старшинство в братстве. Крез,
Лидийский царь, богат деньгами был,
А нации мои - богаты сердцем.
Кто мнит себя превыше
всех, забыл:
Жизнь ксенофоба* - что конфета с перцем!
Все нации равны между собой,
В одной из них найдёт себя любой.
Свои знания данной темы я использую при общении со школьниками на классных
часах и внеклассных мероприятиях, в частных беседах.
1 - Документальные очерки А. П. Веремеенко. Грани подвига. Годы испытаний в
памяти
ветеранов. – Калуга: Золотая аллея, 2005. с. 18;
2 - Сборник документов. Война глазами детей. Калуга – 1993. Государственный архив Калужской области; с. 18.
3 - Сборник документов. Война глазами детей. Калуга – 1993. Государственный архив Калужской области; с.20.
4 - Сборник документов. Война глазами детей. Калуга – 1993. Государственный архив Калужской области; с. 34.
5 - Добычина М. А. Еврейское гетто в Калуге, с.84; ноябрь-декабрь 1941: учебное пособие. — Гриф, 2012. — 165 с. — 300 экз. — ISBN 9785905456152.
6 - Добычина М. А. Еврейское гетто в Калуге, с.89; ноябрь-декабрь 1941: учебное пособие. — Гриф, 2012. — 165 с. — 300 экз. — ISBN 9785905456152.
7 - Добычина М. А. Еврейское гетто в Калуге, с.82; ноябрь-декабрь 1941: учебное пособие. — Гриф, 2012. — 165 с. — 300 экз. — ISBN 9785905456152.
8 - Добычина М. А. Еврейское гетто в Калуге, с. 86; ноябрь-декабрь 1941: учебное пособие. — Гриф, 2012. — 165 с. — 300 экз. — ISBN 9785905456152.
9-Добычина М. А. Еврейское гетто в Калуге, с., 99; ноябрь-декабрь 1941: учебное пособие. — Гриф, 2012. — 165 с. — 300 экз. — ISBN 9785905456152.
10 - Добычина М. А. Еврейское гетто в Калуге, с.82, 99; ноябрь-декабрь 1941: учебное пособие. — Гриф, 2012. — 165 с. — 300 экз. — ISBN 9785905456152.
11 - Добычина М. А. Еврейское гетто в Калуге, с.91; ноябрь-декабрь 1941: учебное пособие. — Гриф, 2012. — 165 с. — 300 экз. — ISBN 9785905456152.
12 - Добычина М. А. Еврейское гетто в Калуге, с. 88; ноябрь-декабрь 1941: учебное пособие. — Гриф, 2012. — 165 с. — 300 экз. — ISBN 9785905456152.
Источники:
1. Ковалев Б. Н. Введение // Нацистская оккупация и коллаборационизм в России. 1941-1944. — М.: АСТ, Транзиткнига, 2004. — 544 с. — (Военно-историческая библиотека). — 5000 экз. — ISBN 5-17-020865-0, 5-9578-0487-8.
2. Альтман, 2008, с. 159.↑ Холокост на территории СССР, 2009, с. 872.
3. Добычина М. А. Еврейское гетто в Калуге, ноябрь-декабрь 1941: учебное пособие. — Гриф, 2012. — 165 с. — 300 экз. — ISBN 9785905456152.
4. Сборник документов. Война глазами детей. Калуга – 1993. Государственный архив Калужской области
5. Документальные очерки А.П.Веремеенко. Грани подвига. Годы испытаний в памяти ветеранов. – Калуга: Золотая аллея, 2005. – 96 с.; ил.
6. Патриот Калуги. Спецвыпуск городского совета ветеранов войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Приложение к газете «Калужское Слово»; Калуга, 2007.
7. Рассказы члена еврейской общины Гедрук Галины Михайловны, бывшей узницы гетто.
Приложение
Казанский монастырь, за которым располагалось еврейское гетто
У раввина Калужской еврейской общины Михоэля Ойшие
У Гедрук Галины Михайловны, бывшей малолетней узницы еврейского гетто
Огаркова Нина Павловна сегодня
ОБЪЯВЛЕНИЕ КАЛУЖСКОГО ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ1
О РЕГИСТРАЦИИ ЕВРЕЕВ
[конец октября !)
• По распоряжению местного коменданта, все проживающие в городе Калуге и в районе жиды обоего пола должны зарегистрироваться в Калужской городской управе с 1 по 5 ноября (для района с 1 по 10 ноября).
• Одновременно всем жидам, как мужчинам, так и женщинам, нашить на пальто и костюм отличительные знаки ] пятиконечной звезды желтого цвета размером 8 см в диаметре, из которых один нашивается с правой стороны груди, второй с той же стороны на спине. Не выполнившие настоящего требования несут ответственность перед военным судо!
• Комендант города Калуги
ИЗ ПРИКАЗА № 8 КАЛУЖСКОГО ГОРОДСКОГО
УПРАВЛЕНИЯ
8 ноября 1941 г.
• По распоряжению местной комендатуры приказываю: § 1. Для учета и распределения рабочей силы и служащих, а также работников научного труда организовать при Калужском городском управлении самостоятельный отдел, оторый именовать биржа труда.
• § 2. По окончании переписи населения г. Калуги и уточнения количества семейств и отдельных лиц, проживающих з г. Калуге:
• жилищному отделу отвести в одном из кварталов города вблизи окраины соответствующее количество домов пти один многоквартирный дом, в котором могли бы разместиться все проживающие в Калуге жиды;
• запретить жидам: выходить за город, появляться на базарах в торговые дни, иметь общение с населением и тем более с представителями германской армии и при встрече последних гр1гветствовать или обращаться к ним с какими-либо вопроса--яи или просьбами, заниматься торговлей, приемом на дому каких-либо граждан по юридическим и другим вопросам;