ПИТЬЕВАЯ УГРОЗА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПИТЬЕВАЯ УГРОЗА

Персидский Р.С. 1
1
Хусаинова О.В. 1
1МБОУ СОШ №7 г.Туймазы
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

По телевидению много рассказывают о «питьевой угрозе», которая надвигается на человечество. Из передачи «Жить здорово» мы узнали, что существует карта воды Российской Федерации, на которой зелеными метками указаны регионы, где есть свинец в воде. Больше всего таких меток в Башкирии и Омской области (Приложение 1). Я подумал «А какую воду пьем мы? Не опасна ли эта вода для нашего здоровья?»

Актуальность проекта определена тем, чточеловечество и его благополучие на нашей планете зависит от поверхностных вод суши - рек и озер. Потребление воды регулярно растет, и одна из опасностей скрывается в истощение запасов воды, пригодных для питья. Вода оказывает огромное влияние на здоровье человека. Для того, чтобы хорошо себя чувствовать, человек должен употреблять только чистую качественную питьевую воду. На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья человека – одна из наиболее актуальных проблем современности.

Объект исследования: питьевая вода.

Предмет исследования: качество питьевой воды в г.Туймазы и Туймазинском районе.

Мы поставили цель, выяснить существует ли «питьевая угроза» в виде свинца на территории г. Туймазы и Туймазинского района.

Задачи:

1. Описать современное состояние водных ресурсов планеты.

2. Выяснить, чем опасно для здоровья содержание свинца в воде.

3. Охарактеризовать водные ресурсы нашего района и проконсультироваться в филиале федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах о проблемах качества и количества водных ресурсов г.Туймазы и Туймазинского района.

4. Исследовать мнение школьников «Какую воду Вы пьете: из-под крана, родниковую или фильтрованную».

5. Исследовать питьевую воду на наличие свинца в лаборатории, и узнать способы определения свинца в воде в домашних условиях.

6. Принять с классом участие во Всероссийском экологическом уроке «Хранители воды».

7. Выпустить брошюру «Способы фильтрации воды в домашних условиях».

Мы выдвинули гипотезу, что содержание свинца в питьевой воде отрицательно влияет на здоровье людей.

Теоретическая значимость: изучение и систематизация материала по данной теме.

Практическая значимость определяется тем, что данные исследования могут использоваться при подготовке к урокам и классным часам. Результаты исследования позволят больше узнать об окружающем мире, помогут в повседневной жизни.

Методы исследования: изучение литературы и Интернет источников по данной теме;опрос учащихся школы;интервью;анализ; практическая работа;обобщение и сравнение.

Базу исследований составили учащиеся МБОУ СОШ №7 г. Туймазы

Глава I. Современное состояние водных ресурсов

I.1. Вода как основной ресурс для жизни человека

Вода - вещество, которое в природе присутствует в жидком, твердом и газообразном состояниях. Значение жидкой воды существенно меняется в зависимости от местонахождения и шансов использования. Пресная вода шире используется, чем соленая. Свыше 97% всей воды сосредоточено в океанах и внутренних морях. Пока что около 2% приходится на долю пресных вод, заключенных в покровных и горных ледниках, и только лишь меньше 1% - на долю пресных вод озер и рек, подземных и грунтовых [4, c. 37].

Потребление воды человеком в сотни раз превышает потребление всех прочих видов природных ресурсов. Рост потребления вызывает истощение запасов пресных вод. И правда вода покрывает свыше 70% поверхности Земли и относится к возобновимым ресурсам, но становится все более дефицитным природным продуктом.

В течение длительного исторического периода в регионах с природными запасами чистой пресной воды человек в полной мере удовлетворял свои потребности в пресной воде, не ощущая в ней недостатка. Однако в связи с интенсивным ростом населения и его производственной деятельностью потребность в воде неуклонно возрастала. В настоящее время она достигла таких масштабов, что во многих местах планеты, и особенно в развитых промышленных районах, возникла острая проблема нехватки пресной воды.

I.2. Состояние водных ресурсов планеты

Водный потенциал нашей планеты составляет 1,5 миллиарда км3, но на пресные воды приходится лишь 28 миллионов км3 [5, c. 54].

За последние 80 лет общее водопотребление увеличилось в мире в 10 раз, а промышленное – в 20 раз. В 2015 году мировое потребление воды в расчете на год составило примерно 3 тысячи км3 (в России – 90 км3). В 2016 году можно ожидать ещё большего потребления воды.

Основой водных ресурсов России является речной сток. Его средний ежегодный объем составляет 4262 км3. По объему речного стока Россия занимает второе место в мире после Бразилии (10 тыс. км3) [4, c. 59].

I.3. Свинец в воде, его источники и влияние на организм человека

Всего за несколько поколений живущих людей, среди которых могут быть и наши прабабушки и бабушки, чистая вода стала большой редкостью, а использование тех жидкостей, которые есть у нас под рукой, в неизменном виде — опасным для здоровья и жизни человека. Среди соединений, которые мы употребляем вместе с водопроводной водой — свинец, очень распространенный и крайне токсичный для любого живого организма металл. Причины, по которым соли свинца могут попадать в водопроводную воду, многочисленны. Но наиболее распространенной причиной являются старые водопроводные трубы.

Свинец относится к тем соединениям, у которых нет ни четко выраженного вкуса, ни запаха. Таким образом, определить "на глаз", есть ли свинец в водопроводной воде нельзя. Нормой для питьевой воды является содержание 0,01-0,03 мл свинца на 1 литр воды. Превышение допустимого максимума говорит о том, что такая вода несет прямую опасность для здоровья и жизни всех, кто её употребляет в сыром и кипяченом виде.

Одной из особенностей свинца является оседание в тканях организма, откуда он уже не выводится. Он может приводить к нарушению работы кишечника и почек, пагубно влияет как на центральную, так и периферическую нервные системы.

Влияние свинца проявляется также в изменениях двигательной активности, координации движений, слухового восприятия и памяти. Для детей школьного возраста характерно изменение показателя IQ. Эти изменения возможны и в более старшем возрасте. Таким образом, избыток свинца в воде может привести к задержке умственного развития у детей и к слабоумию у взрослых.

Выводы по главе I

Вода исключительно значима для жизни человека и её значимость не меняется. При этом воды нужно всё больше и больше, так как растут потребности людей. За последние 80 лет общее водопотребление увеличилось в мире в 10 раз, а промышленное – в 20 раз.

Водная оболочка Земли – гидросфера – покрывает большую часть её поверхности, основная часть воды сосредоточена в морях и океанах, 1,7% – в ледниках и только 0,45% приходится на пресную воду рек и озер. Основой водных ресурсов России является речной сток. Его средний ежегодный объем составляет 4262 км3.

Среди соединений, которые мы употребляем вместе с водопроводной водой — свинец, очень распространенный и крайне токсичный для любого живого организма металл. В организм человека большая часть свинца поступает с продуктами питания, а также с питьевой водой, атмосферным воздухом, при курении, при случайном попадании в пищевод.

По негативному эффекту воздействия на все живые организмы свинец отнесен к классу высокоопасных веществ. Опасность свинца для человека определяется его значительной токсичностью и способностью накапливаться в организме.

Глава II. «Питьевая угроза» в г.Туймазы и

Туймазинском районе

Изучив разные источники по данной теме, мы наметили следующие этапы исследования:

  1. Охарактеризовать водные ресурсы нашего района и проконсультироваться в филиале федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах о проблемах качества и количества водных ресурсов г. Туймазы и Туймазинского района.

  2. Исследовать мнение школьников «Какую воду Вы пьете: из-под крана, родниковую или фильтрованную».

  3. Исследовать питьевую воду на наличие свинца в лаборатории, и узнать способы определения свинца в воде в домашних условиях.

  4. Принять с классом участие во Всероссийском экологическом уроке «Хранители воды».

  5. Выпустить брошюру «Способы фильтрации воды в домашних условиях».

II.1. Проблемы качества и количества водных ресурсов г. Туймазы и Туймазинского района

Качество водных ресурсов города, формируется под воздействием сбросов промышленных сточных вод от предприятий. Свою долю загрязнений привносят в водные объекты смывы с территорий населенных пунктов и сельскохозяйственных угодий.

Потери пресной воды вследствие сокращения водоносности рек обусловлены в основном вырубкой лесов, распашкой лугов, осушением пойменных болот.

По сведениям управления по охране окружающей среды г. Туймазы ежегодно в водные ресурсы района выбрасывается около 19 тысяч тонн загрязняющих веществ. По объему сброса загрязняющих веществ со сточными водами среди 21 города РБ г. Туймазы занимает 7 место после Стерлитамака, Уфы, Салавата, Учалов, Белорецка, Сибая.

Мы с семьей съездили на реку Туймазинка. Туймазинка — река в России, протекает в Башкортостане. Впадает в Усень в черте города Туймазы. Длина реки составляет 15 км, а площадь водосборного бассейна 56,8 км². Речка образуется слиянием Большой и Малой Туймазинки [5, c. 89]. На примере этой маленькой реки мы убедились, что год от года пресной воды становится все меньше. Нам помогли в этом рассказы местных жителей, которые говорили о том, какой полноводной была когда-то эта маленькая речушка, как много в ней водилось крупной рыбы. Глядя на современные маленькие протоки, даже трудно всё это представить.

Таким образом, стало очевидным, что рассматриваемая экологическая проблема очень серьёзна и « питьевая угроза» для людей – это не просто проблема будущего. Это факт, на который необходимо воздействовать в настоящем.

Мы решили проконсультироваться в филиале федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах о проблемах качества и количества водных ресурсов г. Туймазы и Туймазинского района, где познакомились с заведующей Ахтямовой Альфией Минниахметовной и задали ей несколько вопросов (Приложение 2).

На вопросы: « Как контролируется качество питьевой воды в г. Туймазы и Туймазинском районе?», «Как часто производятся заборы воды для анализа?», «Какие ресурсы питьевой воды в г.Туймазы и Туймазинском районе?», Альфия Минниахметовна нам рассказала, что в Туймазинском районе лабораторные исследования за качеством воды систем централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения организованы в мониторинговых точках наблюдения по адресам: Туймазинский район, с.Зигитяк; РЧВ Нугушевского водозабора (лабораторные исследования проводятся 4 раза в год); г.Туймазы, ул.Комарова, д.25, разводящая сеть, водопроводный кран (лабораторные исследования проводятся ежемесячно на соответствие требованиям СаНПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности системы горячего водоснабжения»).

Также мы узнали, что по результатам лабораторных исследований за 2015-2016 г. питьевая вода соответствует СаНПиН 2.1.4.1074-01. Качество питьевой воды контролирует и организация осуществляющая эксплуатацию системы водоснабжения ООО «Туймазыводоканал». Данная организация ежедневно отбирает пробы воды по всему городу и передает результаты лабораторных исследований в центр госсанэпиднадзора.

Для целей водоснабжения в г. Туймазы, с. Кандры, с. Серафимовскитй, с. Нижне-Троицкий имеются 8 отдаленных на большие расстояния друг от друга водозаборов, из них 5 водозаборов являются источниками водоснабжения г.Туймазы (водозабор «Бишинды», водозабор «ТЗГОиА», водозабор «Нуркеево-1», водозабор «Нуркеево-2» и водозабор на р. Нугуш), 2 водозабора источниками водоснабжения с. Кандры (водозабор «Южный», Николаевский водозабор). Общее количество водозаборных скважин составляет 36 штук, распределенные между участками, их общая мощность составляет 23.9т.м3/сут. Имеется 13 удаленных друг от друга насосных станций I,II,III водоподъема и транспортировки воды мощностью 40,9 т.м3/сут., 5 насосных станций по транспортировке и очистке стоков мощностью 40,9т.м3/сут. Всего разветвленных сетей 420 км, из них водопроводных сетей 295 км, канализационных сетей 125 км. ООО «Туймазыводоканал» оказывает услуги по водоотведению и имеет на своем балансе 3 биологических очистных сооружения (БОС). На биологических очистных сооружениях производится очистка сточных вод с последующим сбросом в поверхностные водные объекты (БОС г.Туймазы, БОС р.п.Кандры, БОС р.п. Серафимовский). В лабораториях БОС проводится контроль за качеством сточных вод.

На территории района имеется достаточное количество родников, которые обеспечивали бы население питьевой во­дой высшего качества, особенно в сельской местности. Одна­ко, часть родников из-за нефтедобычи засолена. Воду хорошего качества имеют родники Раймановский, Зигитякский, Октябрьский («Самовар»), родник на Плакучей горе (у кафе «Кандрыкуль» на автотрассе).

Мы также поинтересовались: «Правда ли, что нельзя пить воду из-под крана и чем она может быть опасна?» На этот вопрос Альфия Минниахметовна нам ответила, что в воде обитает огромное количество бактерий, бактериофагов, антибиотиков и других биологических объектов, которые часто содержатся в открытых водоисточниках, а оттуда попадают в системы центрального водоснабжения. Поэтому пить воду непосредственно из-под крана не стоит. Из физических способов обеззараживания воды наиболее распространенным и надежным (в частности, в домашних условиях) является кипячение. Правда для надежной дезинфекции рекомендуется кипятить воду в течение 15 - 20 минут, т.к. при кратковременном кипячении некоторые микроорганизмы, их споры могут сохранить свою жизнеспособность. Хорошей альтернативой может выступать так же и фильтрация воды.

II.2. Опрос учащихся «Какую воду Вы пьете: из-под крана, родниковую или фильтрованную»

В октябре 2016 года нами был проведен опрос учащихся по теме: «Какую воду Вы пьете: из-под крана, родниковую или фильтрованную».

Что же мы получили? (Приложение 3). В опросе участвовало 176 учащихся. 40% ответили, что пьют фильтрованную воду, 37% - родниковую. При этом 23% в качестве выбора указали воду из-под крана без фильтрации, что говорит об актуальности проблемы чистотой воды.

Так же мы узнали, что предпочитаемым способом фильтрации в большинстве случаев оказался фильтр-кувшин ввиду его доступности и удобства использования, такой фильтр в домашних условиях использует 58% опрошенных. 8% пьют покупную воду и столько же используют специальную насадку на кран.

II.3. Анализ питьевой воды на наличие свинца

С целью определения количества свинца в воде, мы отдали образцы питьевой воды из централизованных систем водоснабжения (из-под крана и после фильтрации), а также образцы питьевой воды нецентрализованного водоснабжения (родниковой) на анализ в лабораторию филиала федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах.

Результаты испытаний позволяют говорить о наличии свинца в воде из-под крана и в воде после фильтрации в количестве менее 0,001 мг/дм3 , что находится в пределах допустимых нормативов 0,03 мг/дм3. Для родниковой воды был отмечен показатель 0,003 мг/дм3 при допустимом показателе 0,01, что так же говорит о соответствии нормативным значениям (Приложение 4).

Распознать наличие свинца в воде можно не только в лабораторных условиях, но и в домашних. Один из способов - это специальные тест-полоски. Если полоска желтеет – значит, свинец в воде присутствует. Но, тест-полоски доступны для покупки не во всех городах нашей страны, поэтому можно использовать для выявления свинца таблетки Калия йодид. Калия йодид - йодсодержащий препарат. Применяется он обычно для профилактики йоддефицитных заболеваний. Таблетка будет желтеть, подобно тестовой полоске в воде, если в ней есть свинец.

В нашем случае эксперимент, проведенный в домашних условиях, с добавлением таблеток калия йодида в воду не выявил содержания свинца в воде (Приложение 5).

II.4. Всероссийский экологический урок «Хранители воды»

Наш класс принял участие в проведении III Всероссийского экологического урока «Хранители воды». Экологический урок был организован в рамках Федеральной целевой программы «Вода России» по инициативе Минприроды России при поддержке Зеленого движения России ЭКА. Цель экоурока — сформировать ответственное отношение школьников к отходам и развить бережное отношение к водным ресурсам России, стимулировать их совершать практические шаги по ресурсосбережению в повседневной жизни.

Урок позволил получить интересные сведения о воде и открыл перед нами массу новых способов, как беречь этот бесценный ресурс. Кроме того, урок был направлен на получение таких знаний, которые можно применять на практике в течение всей жизни, поделиться с родителями, другими взрослыми людьми, чтобы они так же бережно относились к воде. В конце урока все мои одноклассники пришли к выводу, что крайне важно оберегать и защищать водные ресурсы родного края и всей планеты и получили Грамоты Хранителей воды (Приложение 6).

II.5. Брошюра «Способы фильтрации воды в домашних условиях»

Результаты опроса показали, что среди предпочтительных способов фильтрации воды в домашних условиях лидирует фильтр кувшинного типа.

Чтобы каждый желающий мог оценить достоинства и недостатки разных способов фильтрации, была разработана брошюра «Способы фильтрации воды в домашних условиях» (Приложение 7).

Выводы по главе II

Изучив разные источники по теме исследования, мы охарактеризовали водные ресурсы нашего района, а также проконсультировались с заведующей филиала федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах Ахтямовой Альфией Минниахметовной о проблемах качества и количества водных ресурсов г.Туймазы и Туймазинского района. Выяснили, что по результатам лабораторных исследований за 2015-2016 год питьевая вода в нашем городе соответствует СаНПиН 2.1.4.1074-01.

Проведённый опрос позволил исследовать мнение школьников на тему: «Какую воду Вы пьете: из-под крана, родниковую или фильтрованную». Анализ результатов показал, что многие школьники пьют фильтрованную или родниковую воду, но при этом 23% в качестве выбора указали воду из-под крана без фильтрации. Среди использованных способов фильтрации наиболее популярным оказался фильтр кувшинного типа, в некоторых семьях покупают воду для питья.

С целью определения количества свинца в воде, мы отдали образцы разной питьевой воды на анализ в лабораторию филиала федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах и выявили, что вода, которую мы пьем, соответствует нормативным значениям. Были изучены способы определения свинца в воде в домашних условиях, которые подтвердили результаты лабораторных исследований.

Участие во Всероссийском экологическом уроке «Хранители воды» позволило углубить знания по теме и привлёкло внимание к проблеме сохранения чистой воды.

Изучив информационные источники, собрали интересные факты и выпустили брошюру «Способы фильтрации воды в домашних условиях».

Заключение

Мы вряд ли сможем противостоять изменению количества и качества пресной воды на всей планете, но мы можем обратить внимание на эту проблему людей в своём городе.

Конечно, свой вклад в улучшение экологической ситуации в районе вносит Туймазинское управление по охране окружающей среды, которое контролирует влияние предприятий и организаций на окружающую среду и обязывает их к проведению природоохранных мероприятий. Но мы должны помнить, что состояние окружающей среды зависит не только от экологов, но и от обычных людей. Каждый из нас может внести свой вклад в охрану природы - принимать активное участие в работе за здоровую и благоприятную экологическую обстановку в городе и противостоять «питьевой угрозе» через разумное потребление воды. Каждый из нас всегда может выйти и собрать видимый мусор около речки в своём районе.

Изучив разные источники по теме исследования, мы охарактеризовали водные ресурсы нашего района и проконсультировались в филиале федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Башкортостан» в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, Шаранском районах о проблемах качества и количества водных ресурсов г.Туймазы и Туймазинского района.

Проведённый опрос позволил исследовать мнение школьников на тему: «Какую воду Вы пьете: из-под крана, родниковую или фильтрованную». Анализ результатов показал, что многие школьники пьют фильтрованную или родниковую воду, но при этом 23% в качестве выбора указали воду из-под крана без фильтрации. Среди использованных способов фильтрации наиболее популярным оказался фильтр кувшинного типа, в некоторых семьях покупают воду для питья.

Было проведено исследование питьевой воды на наличие свинца в лаборатории и изучены способы определения свинца в воде в домашних условиях. На основании полученных данных мы пришли к выводу, что «питьевой угрозы» на территории г. Туймазы и Туймазинского района нет.

Участие во Всероссийском экологическом уроке «Хранители воды» позволило углубить знания по теме и привлёкло внимание моих одноклассников к проблеме сохранения чистой воды.

На основе всех полученных знаний была выпущена брошюра «Способы фильтрации воды в домашних условиях», с целью – привлечь внимание школьников и их родителей к необходимости фильтрации воды в домашних условиях.

Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, так как в питьевой воде г. Туймазы и Туймазинского района наличие свинца выявлено в пределах допустимой нормы, то следовательно нет отрицательного влияния на здоровье людей.«Земля - водная планета, на которой качество воды определяет качество жизни. Хорошая вода - хорошая жизнь. Плохая вода – плохая жизнь. Нет воды - нет жизни» Питер Блэйк.

Список литературы

  1. Беленко Г.В. Мировой баланс, водные ресурсы Земли, водный кадастр и мониторинг: метод. указ., - Новосибирск.: изд-во СГУПС, 2015 — 174 с..Беличенко Ю.П., Швецов М.Н. Рациональное использование и охрана водных ресурсов., - М.: Россельхозиздат, 2014 — 214 с..

  2. Великанов Л. И., Нелюбина Е.А.. Мероприятия по комплексному использованию и охране водных ресурсов малой реки. — Калининград: Сфера. 2015 — 126 с.

  3. География и экология Туймазинского района: учебное пособие [Текст] /А. М. Гареев, Р. Ф. Гатауллин, Л. М. Мухаметшина. — Октябрьский: ГУП РБ «ОГТ», 2015. — 240 с.

  4. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Популярный экологический словарь школьного учителя, Уфа, 2014 — 146 с..

  5. Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология Башкортостана. Уфа, 2015 — 128 с.

  6. Пряничников В.И. Об экологии нашего города для детей и взрослых. Стерлитамак, 2014 — 168 с..

  7. Фролов А.К."Состояние окружающей среды северо-западного и северного регионов России" Санкт-Петербург, 2015 г. — 180 с.

Интернет ресурсы

  1. Карта воды России [Электронный ресурс] : Качество воды в России.URL: http://watermap.zdorovieinfo.ru/karta-zagraznenii-pdk

  2. Экология республики Башкортостан [Электронный ресурс] : актуальные вопросы экологии. URL: http://www.priroda-rb.info/voda.html

Понятийный аппарат (Тезаурус)

Истощение вод — уменьшение минимально допустимого стока поверхностных вод или сокращение запасов подземных вод. Минимально допустимым стоком называются сток, при котором обеспечиваются экологическое благополучие водного объекта и условия водопользования. Дефицит чистой пресной воды также обусловлен загрязнением природных вод.

Загрязнение вод — внесение в воду (водные объекты) или образование (синтез, размножение и т.д.) в ней физических, химических или биологических агентов, неблагоприятно воздействующих на среду жизни или наносящих урон материальным ценностям. Загрязнение водных объектов происходит обычно в результате сброса в них сточных вод.

Сточные воды — это воды, бывшие в производственно-бытовом или сельскохозяйственном употреблении, а также прошедшие через какую-то загрязненную территорию, в том числе территорию населенного пункта (промышленные, сельскохозяйственные, коммунально-бытовые и ливневые стоки). Это воды, отводимые после использования в бытовой и производственной деятельности человека.

Экология — это окружающая человека среда; условия существования животных и растений в какой-либо местности.

Приложение 1

Карта воды России и республики Башкортостан

Приложение 2

Приложение 3

Результаты опроса

Используемая вода в домашних условиях

Варианты ответов

Количество ответов

Частота выбора, в %

Вода из-под крана

40

22,73

Фильтрованная вода

71

40,34

Родниковая вода

65

36,93

Предпочитаемые способы фильтрации

Варианты ответов

Количество ответов

Частота выбора, в %

Отдельный кран

18

25,35

Насадка на кран

6

8,45

Фильтр кувшинного типа

41

57,75

Иное (покупная вода)

6

8,45

Распределение ответов респондентов

Приложение 4

Протоколы лабораторных исследований воды

Лабораторный анализ воды до фильтрации

Лабораторный анализ воды после фильтрации

Лабораторный анализ родниковой воды

Приложение 5

Выявление свинца в воде в домашних условиях посредством добавление таблеток калия йодида

Приложение 6

Всероссийский экологический урок «Хранители воды»

Приложение 7

Брошюра «Способы фильтрации воды в домашних условиях»

Брошюра «Способы фильтрации воды в домашних условиях»

Просмотров работы: 533