АСЛАН АГУЗАРОВ – ГЕРОЙ СЕВЕРА И ЮГА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АСЛАН АГУЗАРОВ – ГЕРОЙ СЕВЕРА И ЮГА

Бацоев В... 1
1МКОУ СОШ №5 г.Алагира РСО-Алания
Зангиева З.Э. 1
1МКОУ СОШ №5 г.Алагира РСО-Алания
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Не зря в народе говорят: «Героями не рождаются, ими становятся». Иногда в жизни человека бывают сложные ситуации, когда возникает вопрос: жить или не жить. Жертвуя собой ради чего-то большего, светлого, человек выбирает второе. Такой человек становится героем. В нашей стране их миллионы. Это участники Великой Отечественной войны, Афганской и Чеченской войн, Южной Осетии.

Каждый человек на свете должен знать историю своей Родины, но и историю своего народа. Одним из факторов формирования исторического и патриотического сознания людей является краеведение.

Я думаю, что чем полнее, глубже, содержательнее будут знания моих одноклассников о родном крае и его лучших людях, тем более полезными окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважении к традициям своего народа.

Тема моей исследовательской работы: « Аслан Агузаров – герой Севера и Юга».

Цели:

- сформировать представление о долге, чести, нравственности, ответственности;

- сохранить историческую память;

- прививать уважительное отношение к участникам войны в Южной Осетии.

Задачи:

1. Получить навыки исследовательской работы, изучив документально-исторические материалы, связанные с войной в Южной Осетии.

2. Собрать и обобщить материал о наших земляках - участниках этой войны, проследить их судьбу в истории страны.

Предметом исследования является: история нашей Родины через изучение жизни отдельно взятых личностей – участников войны в Южной Осетии.

Объект исследования этой работы – изучение биографии Агузарова Аслана Феликсовича.

Основные методы и приемы:

- сбор и изучение материала о герое-земляке;

- встреча и беседа с родственниками Аслана Агузарова.

Практическое значение исследовательской работы заключается в том, что её можно использовать во внеклассной работе, на уроках истории и краеведения.

Основная часть.

При слове Южная Осетия первое, что приходит на ум - это ужасы, кровавые события, потеря сынов, мужей, отцов. В нашей школе учился простой парнишка, который ушёл защищать братский народ Южной Осетии, а домой так и не вернулся. Его личность достойна внимания. Он был любящим сыном, братом и настоящим человеком.

08.08.08 – красивая, но трагическая дата, которая навсегда вписана в историю России. 8 августа 2008 года грузинские войска напали на Южную Осетию. Первыми под удар армии Саакашвили попали российские миротворцы. Но были и люди, которых можно без преувеличения назвать героями, - они сделали все, чтобы спасти ни в чем неповинных людей.

Столицу Южной Осетии - город Цхинвал практически сравняли с землей, бомбежка была такой плотной, что местные жители отсиживались в подвалах целыми сутками без еды и воды - выйти наружу не было никакой возможности. Сотни мирных граждан погибли.

Одним из тех, кто встал на защиту мирных граждан Южной Осетии был и наш земляк - Агузаров Аслан Феликсович. (рис.1)

Аслан Агузаров родился 21 ноября 1980 года в г. Алагире. Девять классов окончил в Алагирской школе № 2, а в 10 классе перешел в среднюю школу № 5 . В 1998 году успешно окончил её и поступил в Институт бизнеса и технологии. Молодой, красивый парень, за двадцать семь лет успел добиться многого. Квартира, машина, собственный налаженный бизнес, круг верных, преданных друзей давали возможность Аслану наслаждаться жизнью в полном смысле этого слова. Тем непонятнее было его желание оставить всё и встать в один ряд с ополченцами, ехать в Южную Осетию. Никаких отговорок по поводу укомплектованности войск и нехватки оружия для добровольцев Аслан слушать не хотел: он поедет в Цхинвал во что бы то ни стало.

Аслан все время торопился. Видимо, он очень хотел быть рядом со своими сестрами и братьями в Южной Осетии в такое тяжелое для них время. По приезду в Цхинвал его зарегистрировали и выдали оружие. 9 августа в возрасте 27 лет он погиб, обороняя 6-ую школу, в подвале которого скрывались от обстрелов дети, женщины и старики. Из воспоминаний его друга Артура Гадзова:

«Когда пошли грузинские танки, прибежал боец в камуфляжной форме с оружием и закричал, чтобы все спускались в убежище. Все спустились в подвал. Мы с Асланом остались наверху. Он сказал мне, что приехал сюда не прятаться. Попросив меня встать у окна, он сам встал у дверного проема, откуда был виден противник, и мы стали отстреливаться. Аслан с пулеметом стал смело и храбро вести неравный бой против вражеского танка. Он видел, что танк идет на него, но гордость не позволила ему отступить. Он продолжал стрелять.Когда стали бомбить школу, стала сыпаться штукатурка, все было в пыли. Аслан несколько раз крикнул мне, чтобы я лег под окно, что я и сделал. В этой экстремальной ситуации он думал еще и обо мне. Так он спас меня. Все просматривалось грузинскими танкистами. Прогремел тот роковой выстрел. Вот так в героическом неравном бою Аслан получил ранение. Осколок снаряда попал ему прямо в грудь, а другой осколок порвал артерию левой руки. Когда прибежали ребята на помощь из подвала, Аслан попросил нас помочь ему по маленькому оправиться. Ребята просили его сделать это под себя, так как его нельзя было трогать из-за ранения, вокруг него была уже лужа крови. Он сразу отказался от этого. На разбитой двери его перенесли в другое помещение, потому что в этой комнате оставаться было опасно. Но он и там отказался от этого: «Скажут, что я от страха это сделал», - прошептал Аслан. Он думал о своей чести, совести и морали. Все ребята были поражены таким его ответом. Этот поступок, совершенный в таком предсмертном состоянии, в котором он пребывал в этот момент, стоит многих высоких наград. Его кое-как доставили в больницу, где врачи долго боролись за его жизнь - дважды возвращали к жизни. Его поведение во время операции вызывало у врачей восхищение. Он мужественно терпел и смотрел на них, не проронил ни одного слова, так и ушел молча. За его мужество мы все восхищаемся и гордимся им.Врачи спрашивали, откуда он и как его фамилия. Сказали, что он из Алагира и зовут его Агузаров Аслан. «Он просто герой», - сказал врач в слезах. Особенно не сдерживал слез пожилой хирург Бестаев. Врачи сняли сломанный крест, который носил Аслан, и отдали его друзьям...» Чувства патриотизма, долга, чести и благородства, которые были заложены в нем намного выше приказов, которые получает солдат от командиров. Аслан шел в этот священный бой по зову сердца. В том, что был остановлен чудовищный геноцид осетинского народа, продолжавшийся столетие, есть и заслуга Аслана. Руководитель штаба ополченцев Зелимхан Ватаев несколько раз рассказал в подробностях о героическом поступке Аслана. Он восхищался им. «Мы знаем, что он не спустился в подвал, а помогал женщинам с детьми и старикам. Он всех успокаивал, поддерживал морально, вселял в них уверенность, обнадеживал, рассказывая, что к нам идут на помощь российские войска, которых обогнал у самого въезда в Рокский тоннель».

Очевидцами подвига Агузарова стали не только однополчане, но и мирные жители. Еще долгое время из уст в уста передавался рассказ о храбром потомке нартов, который буквально грудью заслонил мирных жителей.

В 2004 году перед тем как террористы напали на бесланскую школу № 1, Аслан Агузаров попал в аварию и сломал ключицу. Со спицами в теле, в гипсе он позвал друзей и поехал с ними в Беслан. Там тоже он помогал спасать заложников. Таким он был патриотом…. За свою короткую жизнь у Аслана оказалось неимоверное количество друзей независимо от возраста,Он был веселым, добрым , жизнерадостным человеком, очень любил жизнь. Аслан многое не успел сделать в жизни – не успел получить свой диплом об окончании института, не успел обзавестись семьёй. Но свой главный подвиг в жизни он успел совершить! Он не пожалел своей жизни во имя мира на земле Южной Осетии!

Сегодня, в историческое время для нашего народа, для Севера и Юга, Аслан положил свою жизнь на алтарь Отечества, и свеча, зажженная в его честь, будет долго озарять всем нам путь, подобно делу той делегации из Осетии, которую несколько столетий тому назад приняла Екатерина II. Этот поступок Аслана и то осетинское посольство есть звенья одной цепи. На его мужественном, отважном и смелом примере будут воспитываться наши последующие поколения в духовном, моральном, воспитательном плане. Спустя 63 года после Победы в Великой Отечественной войне, Аслан своим мужественным примером показал всем, что живы традиции героизма. Стоя рядом с его памятником на Аллее Славы столько мужества и героизма пробуждается, что сказать даже трудно. Его поступок на этой войне стал подтверждением мужества и героизма нашего народа. Все, что написано на памятнике Аслану, написано его кровью: « Жизнь исчисляется не прожитыми годами, а тем, что хорошего ты сделал для Родины, семьи, близких людей, какой след оставил после себя».

И это - главное. За это короткое время у Аслана были только мысли о том, что наше дело правое, что мы победим. С этой уверенностью в победе он ушел от нас. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты наградил северянина Аслана Агузарова орденом Уацамонга и обратился с высокой трибуны «Стыр Ныхас» 5 марта 2009 г. к фамилии Агузаровых: «Вы должны знать и гордиться тем, что у вас был такой брат, Агузаров Аслан. Он – один из первых добровольцев, прибывших в Южную Осетию. Он героически погиб, защищая граждан Южной Осетии», - сказал Эдуард Кокойты. Казачий генерал Бондарев В.П. посмертно наградил сотника Аслана Агузарова серебряным крестом. (Приложение рис.2)

Заключение.

Цель, поставленная мной в начале работы, достигнута. Я лично общался с родственниками Аслана Агузарова. Из их рассказов я понял, что свой вклад в победу внесли и наши земляки, показав мужество и героизм.

На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:

- локальные войны и вооруженные конфликты: были и существуют по сей день;

- наши земляки приняли активное участие в боевых действиях в Афганистане, Чечне, в Южной Осетии.

Благодаря данной исследовательской работе, многие учащиеся не останутся равнодушными к таким локальным войнам и начнут более подробно изучать историю нашей России, будут знать героев, которые не жалея собственной жизни, будучи совсем еще мальчишками стали настоящими защитниками, воинами - героями.

Нельзя допустить того, чтобы память о героях войны умерла и их имена были преданы забвению. Только знание своей истории, своих героев делает нас сильными, счастливыми, а главное - Патриотами своей Родины.

Герои не умирают! Они живы до тех пор, пока жива память о них!

Список используемых источников и литературы :

1.Архив Аслана Агузарова.

2. Первая миротворческая война. - http://www.kommersant.ru/

3.Сборник. Осетинская трагедия. Белая книга преступлений против Южной Осетии. Август 2008 г. – М.: Медиа – Пресса, 275с.

4. Хроника войны в Южной Осетии: день первый. - http://www.lenta.ru/articles/2008/08/08/ossetia/

Приложение.

 

Рис.1 Агузаров Аслан

 

 

Рис 2 Боевые награды Аслана

 

Просмотров работы: 802