Человек рождается на свет, растёт. В один момент задумывается: кто я? откуда? Откуда мои корни?
Знание происхождения своего народа, жизни своих предков не только дань судьбам и делам многих поколений, но и содействует процессу преемственности поколений, имеет большое воспитательное значение для молодежи. В этом - залог единства нации. Японская пословица гласит: «Кто забывает прошлое своего народа и не чтит память предков – у того нет будущего».
Актуальность
Знание происхождения своего народа, своей фамилии содействует процессу преемственности поколений, имеет большое воспитательное значение для молодежи.
Цель работы
Узнать историю своей фамилии и ознакомиться с лучшими её представителями.
Задачи:
Изучить информацию о происхождении фамилии Абаевых.
Проанализировать исторические справки.
Рассказать о легендах и приданиях фамилия.
Ознакомиться с наиболее выдающимися личностями фамилии.
Объект исследования: осетинские фамилии
Предмет исследования: фамилия Абаевых
Гипотеза
Изучение происхождения своей фамилии расширит представление о моей родословной, о семейных ценностях, укрепит и обогатит меня духовно.
Методы исследования: анализ различных источников информации, изучение электронных ресурсов, исследование.
Основная часть.
Любой человек продолжает жизнь своих предков и все что в нем есть, заложено его родом, а он сам – составная часть родословной, идущей из прошлого в будущее через настоящее.
Я, Абаева Кристина, мне 15 лет. С детства, с помощью своего дедушки – Абаева Сослана Бабоевича, я воспитана с гордым ощущением принадлежности к одной из самых благородных фамилий.
Глава 1. О фамилии Абаевых
1.1 История происхождения Абаевых
Абаевы одна из самих многочисленных как в Северной Осетии, так и в Южной Осетии.
В Осетии было распространено следующее предание о происхождении фамилии Абаевых: Родоначальником осетин является ОС-Багатар. У него было пять сыновей: Сидамон, Царазон, Кусагон, Агуз, и Цахил. От них пошли роды Сидамоновых,Царазоновых, Кусагонвых,Агузовых и Цахиловых.. По осетинскому преданию Ос-Багатар, от главной жены грузинской царевны Ахсин имел 4-х сыновей : Цараз, Кусаг, Сидам, Агуз, от наложницы- намылус одного сына Тидла. Кроме того от Кусага родился сын, любимый внук Ос- Багатара и Ахсин – Цахил. От этих шести пошло шесть поколений рода Ос-Багатара.
Потомки этих шести прародителей распались, по преданию, по ущельям Уаллагира, Закка, Тырсы и урстуалта в строго разграниченных между коленами пределах.
Агузата жили вне Уаллагира, занимали в Северной Осетии местности Закка в Нарской котловине и Трусовское ущелье у истоков реки Терек. В Южной Осетии они заселили Рокское ущелье, у самих истоков Большой Лиахвы, с. Сба.
1.2 Агузата
Считалось, что к колену Агузата имеют отношение фамилии:
Абаевы – Зораевы- Икаевы- Остаевы- Гаглоевы- Санакоевы- Ванеевы- Газдановы- габараевы- Плиевы- Саламовы- Ардасеновы- Дзантиевы – Сирхоевы- Габеевы- Томаевы- Козоновы- Шавлоховы- Ханикаевы- Джиджоевы.
По сказанию Агуз имел четырех сыновей: Шалоха, Кало, Дзати, и Зора. Одни считают,что потомки Зора распались на три фамилии : Зората, Абайта и Томайта, составляющие одно арвадалта.
Арвадалта- «из одного костра»- термин, обозначающий коллектив родственников, являющихся членами различных фамилий, но ведущих свое происхождение от одно общего предка.
Другие считают арвадалта фамилии - Абаевых, Зораевых, Икаевых, Осиаевых, Беслекоевых. Многие утверждают, как и мой дедушка, что Абаевы арвадалта не имеют.
Так, согласно историческим источникам, мои предки, проживающие в с.Сба Южной Осетии, относились к ветви древнего рода Агузовых и считались уазданта (благородные).
В.И.Абаев свою родословную выводил от предков аула Цей, утверждая, что все Абаевы вышли из двух населенных пунктов Цейского ущелья.
География расселения Абаевых обширная: Заки,Цей,Сба, Коби,Гудзаретия, Владикавказ, Моздок, Тырсы, Урстуалта, Ставропольский край.
В настоящее время более компактно живут в г. Владикавказе, в селах Аллагирского, Пригородного, Дигорского и Правобережного районов. Кроме того Абаевы живут в Нальчике, Москве, Санкт-Петербурге и других регионах России.
1.3 Историческая справка
Дживи Абаев из Сба - родное село моих предков – был в составе первого осетинского посольства в Петербурге. А Иосиф Абаев в числе других осетинских старшин писал благодарственные письма русской императрице за то, что она доброжелательно приняла осетинских послов и одарила их подарками.
Инус и Галати Абаевы – первые народные лекари. Инус Абаев получил знание по медицине при прохождении военной службы в Русской армии в период Крымской войны 1854 – 1855гг. Они оставили о себе память, как талантливые народные лекари.
Среди Георгиевских кавалеров был Абаев Василий.
Народная память сохранила имя Абаева Дзодза, проживавшего в XIX веке, как легендарного охотника. В течении восемнадцати лет он охотился «с гор Соси до гор Саная», «с гор Хилаги до полей Хетага» На его счету около трех тысяч убитых зверей.
Его ружье, ставшее легендарным, впоследствии выкупил мой прапрадед, держал в руках мой дед.
1.4 Легенды и предания
У такой знатной, многочисленной фамилии, наверное, и легенд, и традиций очень много, но самой интересной мне показалась легенда о Золотом Святилище (Сыгъзæрин дзуар), которому покланялись Абаевы.
Я услышала ее от своего деда. Приукрасил дед или нет – не знаю, но предание гласит, что царица Тамара со своей свитой, уходя от преследования, проезжала через Сба, где ей пришли на подмогу местные жители. В беседе выяснив, что у жителей нет ещё своего святилища, она сказала, что люди здесь золотые, пусть и святилище будет Золотым.
Главной реликвией святилища является сабля, доставшаяся после набега в качестве добычи. В настоящее время по приданию её могут видеть старики, которым разрешён вход в святилище. По рассказу же моего деда сабля находится у представителя фамилии Джатиевых из Ногира, племянником которых является мой дедушка.
Согласно осетинским преданиям, когда открывается Небесная Дверь – Арвы Дуар – исполняется любая просьба человека. Этот момент застал Абаевых с пивной чашей в руках, и с тех пор их жизнь проходит в пирах.
Легенды и традиции в любой фамилии передаются из поколения в поколение, напоминая нам о наших истоках, о традициях фамильной чести, трудолюбия, храбрости.
1.5 Гордость фамилии
У фамилии, воспитанной на таких традициях, есть кем и чем гордиться и сегодня.
Если обозреть с осетинского пространства ХХ век, мы увидим, что среди Абаевых Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, руководители крупных производственных предприятий, лауреаты Государственных премий, доктора наук, военачальники.
АБАЕВЫ – ГЕРОИ ВОЙНЫ И ТРУДА, ДЕЯТЕЛИ НАУКИ.
Герой Советского Союза
Абаев Ахсарбек Магометович
Герои Социалистического Труда
Абаев Алексей Евстафьевич
Абаев Филим Миткаевич
Почетный академик РАН РФ, лауреат государственной премии СССР
Абаев Василий (Васо) Иванович
Лауреат Ленинской премии
Абаев Салат Михайлович
Доктора наук
Абаев Василий Иванович
Абаева Замира Тотрбековна
Абаев Владимир Давидович
Абаев Юрий Иванович
Абаева Тамара (супруга Чермена Григорьевича Абаева)
Абаев Владимир Таймуразович
Абаев Зоинбек Мюратович
Абаев Алан Анзорович
Абаев Лев Черменович
Профессора
Абаев Василий Иванович
Абаев Александр Иосифович
Абаева Замира Тотрбековна
Абаев Юрий Иванович
Абаева Лейла Владимировна (профессор Кембриджского университета)
Абаев Чермен Константинович
Абаева Галина Авесоломовна
Абаевы, погибшие на фронтах Великой Отечественной войны
(по данным «Книги Памяти»)
Алагирский район
Фамилия, имя, отчество |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Агубе Максимович |
1924 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Бази Бесаевич |
1920 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Бечир Темболатович |
1921 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Борис Османович |
1919 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Владимир Алексеевич |
1922 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Гадици Иванович |
1914 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Гамбол Михайлович |
1912 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Евгений Каурбекович |
1907 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Такка Михайлович |
1923 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Тимофей Григорьевич |
1907 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Иван Бабаевич |
1909 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Илья Сидеевич |
1904 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Каурбек Васильевич |
1910 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Кудайнат Володяевич |
1925 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Митя Базиевич |
1914 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Михаил Гадзоевич |
1919 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Солтан Александрович |
1925 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Урузмаг Михайлович |
1914 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Абаев Виктор Магометович |
1918 |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Ардонский район
|
Кировский район
Абаев Садул Александрович |
1900 |
Абаев Хасан Дафаевич |
1901 |
Абаев Федор Бизикоевич |
1909 |
Моздокский район
Абаев Михаил Герасимович |
1920 |
Правобережный район
Абаев Абаз Бекзаевич |
1900 |
Абаев Константин Ельзарикоевич |
1910 |
Абаев Тотраз Солтанбекович |
1914 |
Пригородный район
Абаев Ауэби Знаурович |
1999 |
Абаев Бекыза Киримович |
1916 |
Абаев Василий Георгиевич |
1912 |
Абаев Сарден Георгиевич |
1911 |
Абаев Виктор Тимофеевич |
1920 |
Абаев Гаврил Хасакоевич |
1908 |
Абаев Георгий Николаевич |
1918 |
Абаев Евгений Каурбекович |
1911 |
Абаев Елиоз Абрамович |
1912 |
Абаев Елиоз Александрович |
1910 |
Абаев Илья Ахбердович |
1910 |
Абаев Аванил Бестаевич |
1914 |
Абаев Коста Дмитриевич |
1917 |
Абаев Николай Киримович |
1916 |
Абаев Яков Касполатович |
1918 |
Абаев Петр Касполатович |
1924 |
Абаев Слангирей Тембулатович |
1916 |
Абаев Степан Павлович |
1918 |
Абаев Тимофей Налиевич |
1919 |
Абаев Василий Григорович |
1918 |
Абаев Хаджимусса Николаевич |
1920 |
Абаев Гадзбе Дрисович |
1918 |
Абаев Саламджери Дрисович |
1920 |
Абаев Виктор Тадиозович |
1924 |
Абаев Федор Григорьевич |
1920 |
Абаев Хазби Васильевич |
1918 |
Абаев Хасан Ладоевич |
1916 |
Абаев Яков Федорович |
1913 |
Город Владикавказ
Абаев Адзоба Николаевич |
1925 |
Абаев Александр Заурбекович |
1906 |
Абаев Александр Иванович |
1918 |
Абаев Александр Садулович |
1902 |
Абаев Ауэби Знаурович |
1910 |
Абаев Борис Знаурович |
1910 |
Абаев Владимир Александрович |
1925 |
Абаев Владимир Алексеевич |
1921 |
Абаев Иван Григорьевич |
1913 |
Абаев Николай Георгиевич |
1922 |
Абаев Павел Федорович |
1914 |
Абаев Сергей Степанович |
1915 |
Абаев Федор Георгиевич |
1913 |
Абаев Виктор Георгиевич |
1911 |
Абаев Харитон Георгиевич |
1921 |
Абаев Харитон Григорьевич |
1922 |
Абаев Хасанбек Владимирович |
1916 |
Абаев Угалык Хаматканович |
1909 |
Абаев Алексей Дрисович |
1911 |
Абаев Матвей Знаурович |
1905 |
Абаев Алексей Хаматканович |
1908 |
Абаев Мурат Магометович |
1923 |
Абаев Константин Ильясович |
1906 |
Абаев Филип Константинович |
1917 |
Абаевы, погибшие в войне, но не внесенные в «Книгу Памяти»
Абаев Казбек Самсонович |
1925 |
Абаев Ким Васильевич |
|
Абаев Леуан Васильевич |
|
Абаев Гоги Есеевич |
Среди погибших два двоюродных братьев деда – сыновья Касполата Яков и Петр. Свое последнее письмо Яков прислал дедушке. Он писал, что тяжело ранен, находится в госпитале и скорее всего домой уже не вернется.
Вершиной этой плеяды Абаевых является Василий Иванович Абаев – выдающийся ученый в области языкознания. Исследователь этнической истории народов через историю языков, мыслитель и просветитель. Своему народу, мировой лингвинистической науке он оставил результат многолетнего труда «историко - этимиологический словарь осетинского языка».
Известность В.И. Абаева, как ученого, принадлежит не только осетинскому народу, не только России, но и мировой науке.
Абаев Мурат Константинович - отличник народного образования СССР, заслуженный учитель России, принял активное участие в создании успешной образовательной системы.
Его сын Зоинбек Абаев - профессор. Доктор медицинских наук, заведует стоматологическим отделением поликлиники №3 г. Москвы.
Среди достойных носителей фамилии Абаевых одно из почетных мест занимает Замира Тотрбековна Абаева- Астахова. Врач - кардиолог от Бога. Замира Тотрбековна- профессор, доктор медицинских наук, Заслуженный врач России, автор 70 научных трудов.
История Осетии хранит имена трех скрипачей Абаевых: Султан - Бека. Ученика Г. Венявского (ХХ в), Инала из с.Тарское (ХХв) и нашего современника – народного артиста РСО – Алания - Георгия.
Осетинский народ – маленький народ. Но благодаря таким людям он занимает достойное место среди других народов.
Для меня знание происхождения своего народа, жизни своих предков особенно важно для того, чтобы ощутить себя значимой частью своей фамилии, для развития чувства защищенности, гордости.
Глава 2. Моя семья
База любой фамилии – это семья (бинонта).
Семья дает поддержку опору, уверенность.
Семья – это счастье любовь и тепло!
Я горда тем, что моя семья достойно несет фамилию Абаевых.
О своем прадеде знаю не очень много. Он закончил церковно- приходскую школу. По тем временам считался очень грамотным человеком.
Награжден медалью «За оборону Кавказа».
Мой дед – Абаев Сослан Бабоевич вместе с бабушкой – Абаевой – Будтуевой Таисией Касумовной всю жизнь посвятили делу воспитания молодого поколения.
Они ветераны педагогического труда, Заслуженные учителя СО АССР.
За добросовестный труд дед награжден медалью «За трудовую доблесть».
Бабушка – кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Они оставили нам свою любовь и доброе, чистое имя.
Мой папа – Абаев Александр Сосланович и моя мама – Джагаева Лариса Хаджумаровна работают в системе здравоохранения.
Многие помнят трагедию века - сход ледника Колка в 2002 году. Спасательные работы продолжались более полтора лет. В числе многих других медицинских работников мой папа участвовал в организации круглосуточных дежурств в лагере спасателей.
Мой папа был и среди врачей, помогавших пострадавшим в грузино – осетинской войне. Он одним из первых въехал в опаленный Цхинвал, забрать раненных. За что ему было присвоено звание « Заслуженный врач республики РСО – Алания»
Моя мама – ветеран труда, делегат 1- го съезда медицинских работников. Ее труд отмечен правительственными грамотами республики РСО – Алания и Российской Федерации.
И меть такую родословную и почетно и ответственно.
И у меня очень важная задача: соответствовать лучшим представителям своей фамилии, не запятнать имя своих предков, своей семьи. Чтить традиции и обычаи своей семьи, помнить о своей принадлежности к большой, сильной и благородной фамилии Абаевых.
Заключение
Отрадно, что Осетия богата достойными фамилиями, славными, доблестными сынами.
Мы, осетины, чтим и уважаем традиции и ценности всех народов, но как писал великий осетинский поэт К.Л.Хетагуров;
Люблю я целый мир, люблю людей бесспорно,
Люблю беспомощных, обиженных сирот,
Но больше всех люблю, чего скрывать позорно? –
Тебя родной аул и бедный наш народ.
От предков мы унаследовали хорошие традиции, основная из которых любовь и преданность Родине, своей семье, своему народу.
Библиографический список
В.И.Абаев «Происхождение осетинских фамилий и имен – Царазонта и Агузата, 2007 г.
С.К.Абаев «Фамилия Абаевых в лицах», Владикавказ, 2010г., 399стр.
З.Н.Ванеева «Народные предания о происхождении осетин», Сталинград, 1956г.
Ф.Х.Гутнов «Осетинские фамилии», Владикавказ, 2012г.
З.Д. Гаглойты «Осетинские фамилии и личные имена», Цхинвал Юж. Алания, 2007г.