Актуальность темы.
Многие народные традиции уходят в прошлое, знания, которые передавались из поколения в поколение, забываются.
Уходят в мир иной наши предки, а вместе с ними обычаи, обряды, праздники.
И кто, как не мы должны заняться сохранением культурного наследия?
Целью исследования является:
изучение творчества двух танцевальных коллективов моего родного города Липецка, которые на протяжении десятилетий вносят огромный вклад в сохранение народных традиций и культурных ценностей города, региона, всей страны.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Способствовать эстетическому воспитанию средствами народного искусства.
Развивать познавательные интересы.
Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров, бережное отношение к народным традициям.
Стремиться к сохранению природного и культурного наследия своей малой родины.
Практическая ценность работы.
заключается в том, что данные и результаты исследования работы могут быть использованы в практической работе учителей и воспитателей.
Гипотеза исследования.
В исследовательской работе мы докажем, что танцевальные коллективы сохраняют народные традиции и это является положительным примером в воспитании детей и подростков.
Методы исследования:
интервью;
метод сплошной выборки.
Анализу были подвергнуты:
документы из личных архивов;
материалы СМИ;
фотографии;
видеоролики;
материалы статей и очерков (СМИ и интернет ресурсы);
Этапы деятельности:
знакомство с «биографией» коллективов
анализ репертуара
изучение информации в СМИ о «Родничке» и «Раздолье»
Интервью с руководителями и участниками ансамблей
отбор и обработка материала
оформление презентации
подготовка к выступлению
II. «Раздолье» и «Родничок» - хранители народных традиций.
Определение понятия «традиция».
Итак, что же такое «традиция»?
Толковый словарь С.И.Ожегова
«Традиция, -и, ж.
То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи). Налуюнальные традиции. Воинские традиции.
Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту. Г. встречи Нового года. Вошло в традицию что-м. (стало традиционным во 2 знач.)».
Большой энциклопедический словарь
«Традиция - (от лат. traditio - передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т. д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни».
Википедия
«Тради́ция (от лат. traditio «предание», обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений».
Если говорить о дословном переводе, то в латинском языке термин «традиция» означает «передача».
В целом традиции — это так называемый элемент культуры, который возникает в одном поколении и передается от предков к потомкам, сохраняясь на протяжении долгого времени. Это некие нормы, правила поведения, обряды, процедуры, которые необходимо выполнять.
Если говорить о национальных традициях, то это правила, которые проявляются практически во всем. Это касается не только одежды, стиля и, в целом, поведения, они проявляются и в движениях, жестах и других элементах, которые имеются в психологии людей.
Да, традиция - это часть нашей жизни. Можно даже сказать – вся жизнь, или, вернее, то, что делает эту жизнь единым целым.
Начиная с простого представления о традициях, незаметно и легко приходит к тебе новое восприятие народных ремесел, песен, танцев, обычаев и обрядов.
Народные традиции делают культурное наследие особенным и неповторимым.
Историческая справка о создании танцевальных коллективов.
Народное творчество уходит своими корнями в далекое прошлое.
Итак, постараемся выяснить, как о ремеслах и промыслах, жизни и занятиях людей на территории нашего края рассказывают зрителям, а вернее показывают участники народных коллективов: детского образцового хореографического ансамбля «Родничок» им. Г.П. Шелякиной и заслуженного коллектива народного творчества ансамбля народного танца «Раздолье» им. В.С. Шелякина.
Экскурс в историю.
В конце шестидесятых годов прошлого столетия Шелякиным предложили создать в Липецке детский и взрослый танцевальные самодеятельные ансамбли. Валерий Серафимович приступил к делу немедленно.
В 1968 году на свет появились «Раздолье».
Детский ансамбль «Родничок» Липецкого областного Дворца культуры был создан в 1969 году, его бессменным руководителем Заслуженным работником культуры РФ Г.П.Шелякиной.
Детский ансамбль танца «Родничок» с первого дня своего существования стал для большого «Раздолья» и кузницей кадров, и младшим братом. Возможно, что не будь детского, и взрослый ансамбль был бы иным. По крайней мере, такого раздолья в выборе танцовщиков у Валерия Шелякина точно не было бы. И если «Родничок» питал «Раздолье», то самих Шелякиных подпитывала любовь: друг к другу, к искусству танца, к народной культуре и Родине.
Они оба – уроженцы липецкой земли. Валерий Серафимович – грязинец. А Галина Павловна – коренная липчанка, здесь в тракторозаводской самодеятельности маленькая Галя Шардыкина и начала танцевать.
Из ранних интервью:
«Мы друг другу помогаем и советуемся во всём. Мы всегда в работе имели своё лицо, свой почерк, по которому нас узнавали и в России, и за рубежом. За всё время мы ни разу сами не принимали приглашения уехать и не пригласили ни одного постановщика со стороны. Потому что любим свой край, мы здесь родились и воспитывались, здесь состоялись. Мы знаем фольклор Липецкой области. И мы прекрасно работали, опираясь на местный материал. Сегодня жизненно необходимо сохранять свои культурные корни, иначе у наших детей не будет будущего».
Будучи прирожденным педагогом, Г.П.Шелякина (сейчас находится на заслуженном отдыхе) видит главную задачу не только в обучении детей навыкам хореографии, но и в приобщении их к миру прекрасного, пробуждении интереса к истокам русского народного творчества и культуры других народов, воспитании истинных патриотов родного края и граждан России.
За годы творческой деятельности «Родничком» даны тысячи концертов. Его концертные программы завораживают, захватывают разнообразием настроений, красотой костюмов, удивляют многообразием хореографических находок.
«В нашем репертуаре есть танцы самых разных народов: молдавские, венгерские, танцы народов Севера России, белорусская полька... Но главное, чем мы гордимся, - говорит Галина Павловна Шелякина, - это русский танец, причем поставленный на нашем Липецком материале. Это хореографические композиции, воспевающие красоту родного края, труд мастеров-умельцев».
За годы своей деятельности Галина Шелякина была награждена орденом Дружбы народов, Знаком Почёта, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, знаком за заслуги перед Липецкой областью.
Она не просто учила детей навыкам хореографии, а пробуждала интерес к истокам русского народного творчества и культуры других народов.
Галина Шелякина, основатель образцового ансамбля танца «Родничок», заслуженный работник культуры РФ: «Сохранить коллектив как можно дольше, чтобы он жил, танцевал, чтобы здесь воспитывались дети, чтобы они воспитывались сами и воспитывали наших зрителей. Потому, что красота движений, красота музыки — это все, понимаете, это все бесценно».
Основной репертуар.
Основной репертуар - это, безусловно, русский танец. Многие постановки сделаны на липецком местном материале, воспевающем красоту липецкого края («Липецкий сувенир», «Романовская игрушка», «Русская ярмарка», «Русский фольклорный», «Деревенская кадриль»).
Ансамбль является обладателем медали Министерства просвещения ГДР, золотой и серебряной медалей Т. Ноербаура Общества германо-советской дружбы и Министерства культуры, Лауреат Международного фестиваля «Радость Европы» (Югославия), Гран-при регионального фестиваля хореографии «Бал в Изумрудном городе». Приглашался на Центральное телевидение в программы «Народное творчество», «На балу у Золушки», выступали на ВДНХ и других концертных площадках. В настоящее время в «Родничке» занимаются более 200 ребят от пяти до 16 лет.
Сейчас уже невозможно подсчитать места, где «Родничку» довелось побывать. Города и страны за десятилетия существования ансамбля уже сложились в некоторый родничковый атлас. Только, по словам Галины Шелякиной, поездки и конкурсы никогда ею не ставились во главу оценки работы её коллектива.
Из интервью с Галиной Павловной:
«… Однажды нас попросили выступить перед немецкими ветеранами. Можно догадаться, что это была за публика… . Конечно, мы волновались. … Встретили нас холодно и настороженно. Смотрели очень строго. Ведь в их представлении русские дети – это оборвыши, а все мы – люди низкой культуры. С таким настроем они топтали нашу землю в войну, с таким принимали и «Родничок»… И вдруг увидели красивых, талантливых, улыбающихся детей. А когда мы выступили – они плакали. И все до одного попросили дотронуться до наших ребятишек. А мы хотели, чтобы у этих стариков изменилось представление о русских людях и нашей Родине».
Научить детей понимать искусство, привить им лучшие моральные и этические качества — творческая задача и гражданская позиция Галины Павловны Шелякиной. За время существования коллектива она воспитала не одно поколение танцоров, научив их хранить, преумножать и развивать традиции народного творчества.
В 1995 году по инициативе общественных организаций Липецка в знак особой значимости и признательности ансамблю «Родничок» было присвоено имя его бессменного руководителя — Галины Павловны Шелякиной. Таким образом, заслуги выдающегося мастера хореографии были по достоинству оценены земляками, а ее имя поставлено в один ряд с блистательными талантами России.
31 марта 2017 года в областном центре культуры, народного творчества и кино состоялось открытие фестиваля «В гостях у «Родничка», который прошел в седьмой раз на Липецкой земле.Зажигательный праздник радости, танца и улыбок зрителям подарили детские хореографические коллективы из Екатеринбурга Свердловской области, Курска, г. Гусь-Хрустальный Владимирской области, Пензы, Челябинска, Москвы, Череповца Вологодской области, Липецка и Липецкой области, Республик Северная Осетия-Алания и Калмыкия – всего около 1000 участников.
Фестиваль «В гостях у «Родничка» всегда пропитаны атмосферой дружбы, искренности, фантазии и творчества, свойственными яркому направлению народного творчества – национальному танцу. Разнообразные по ритму, смысловой нагрузке и рисунку хореографические постановки представили народный танец, который дети донесли до зрителя с огоньком, размахом и настроением.
Этот детский танцевальный форум проводится в целях пропаганды народного танца, приобщения детей к истокам национальной культуры, знакомства с различными традициями танцевальной культуры России, обмена опытом, привлечения внимания к проблемам детского художественного творчества.
Насыщенная программа фестиваля включает в себя творческое состязание в трех номинациях: «Русский танец», «Игровой танец», «Танец народов мира». Специальными дипломами и призами отмечаются лучшие балетмейстерские работы, оригинальное решение стилизованного русского танца, танца народов мира, высокий уровень исполнения мужского танца, самый яркий сценический образ.
В рамках фестиваля в этом году прошла также интерактивная программа «Липецкий сувенир», где зрители на мастер-классах по декоративно-прикладному искусству под руководством народных умельцев Липецкой области смогли собственными руками изготовить глиняную игрушку, куклу, украшения и другие изделия, а также поупражняться в написании натюрморта.
И все это воспитывает не только танцора, но и зрителя, учит бережному отношению к традициям, учит уважительному отношению друг к другу.
Хранители русских традиций.
14 декабря 2009 года в Концертном зале имени П.И. Чайковского при поддержке министерства культуры РФ, ГРДНТ, при содействии ГАРНХ им. М.Е. Пятницкого состоялась торжественная церемония вручения премии правительства РФ «Душа России» за вклад в развитие народного творчества.
Одним из обладателей премии «Душа России» 2009 в номинации "Народный танец" стал Шелякин Валерий Серафимович, заслуженный деятель искусств РФ, кавалер ордена Знак почета и ордена Дружбы.
Валерий Серафимович - создатель и главный балетмейстер одного из старейших и ведущих коллективов Липецкой области - ансамбля народного танца «Раздолье». Более 40 лет он посвятил сохранению, развитию и пропаганде народного хореографического искусства, создав более 100 постановок, отличающихся многообразием художественных форм, режиссерских приемов и глубоким смысловым содержанием. Мы скорбим: совсем недавно его не стало.
В репертуаре одного из старейших коллективов области ансамбля народного танца «Раздолье» более 100 постановок, продолжающих лучшие традиции танцевального творчества народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Выступления «Раздолья» - это мини-спектакли, которые по достоинству были оценены и липецкими зрителями, и принесли коллективу многочисленные победы на различных всероссийских и международных фестивалях и конкурсах.
На сцене – ансамбль народного танца «Раздолье». Сейчас он исполняет «Калинку» - свой коронный номер. С ним танцоры покорили не одну страну мира, и завоевали сердца миллионов поклонников. Их выступления – как кадры из жизни старой России. Молодецкая удаль, широта русской души и чувство свободы. За несколько минут они раскрывают самую суть русского народного танца.
Хореографические композиции «Зимушка», «Трепак» «Русские потехи», сюита фольклорных танцев Липецкой области носят характер самобытных народных празднеств, прославляющих умельцев исконно русских ремесел, любовь к Родине и ее необъятным просторам.
Искусство танца ансамбля «Раздолье» понятно и близко каждому. Оно идет от сердца к сердцу, доставляя радость общения с богатейшим наследием русской национальной культуры.
В 2010 году коллективу было присвоено звание «Заслуженный коллектив народного творчества».
Владимир Бессонов, нынешний руководитель заслуженного коллектива народного творческого ансамбля народного танца «Раздолье» им. Валерия Шелякина, говорит:
«Людям все же ближе русское искусство, народное, чем модерн, потому что модерн в молодости потанцевали и все. А народное искусство живо и будет жить».
Липецкие ансамбли народного танца «Раздолье» и «Родничок» - хранители русских традиций. Они известны не только на малой родине, но и во многих странах мира. В репертуаре каждого – сотни неповторимых номеров и движений.
Елена Сорокина, руководитель образцового танца «Родничок»:
«Мы всегда все вместе, то есть «Раздолье» пополняется «Родничком». И у наших малышей есть этот стимул. Они хотят попасть в этот взрослый коллектив. И мы, как правило, даем такие отчетные концерты, чтобы была видна преемственность поколений».
«Родничок» и «Раздолье» — одна большая семья. Мамы и папы танцуют во взрослом коллективе, их малыши — в детском, старшие братья и сестры занимаются в студии.
Руслан Литвинов:
«Я уже 30 лет на сцене. И знаю, что танцы – это хобби, но это и здоровье, и друзья.
Мы дарим радость людям, мы рассказываем о русских традициях, традиционных промыслах Липецкой земли, а, значит, учить знать наши истоки».
Артем Куликов:
«Я в коллективе с 5-летнего возраста. И я, настолько, по-хорошему «заразился» атмосферой творчества, возможностью приобщения к национальной культуре, что привел сюда и своего младшего брата».
Алина Кобзева:
«Не только я, но и моя мама прошла школу танца «Родничка» и «Раздолья». Наши танцы – любовь к России, к нашей малой Родине».
Полина Хлопова: «Мне очень нравится танцевать, танцую уже 8 лет. Больше всего мне нравится танцевать танцы разных народов мира, из которых можно много узнать об их культуре и традициях. Это помогает бережнее относиться к русским традициям».
Искрометное творчество ансамбля «Раздолье» по достоинству оценили зрители не только Липецкой области, но и многих городов России. Ежегодно коллектив принимает участие в международных фестивалях, праздниках, концертах, где радует зрителей красотой русского танца.
Свидетельством высокого мастерства липецких танцоров стали многочисленные дипломы всесоюзных, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов.
Язык танца.
Вся деятельность Шелякиных насквозь пропитана идеологией. Эти люди всю жизнь сражались за нравственность и красоту. Всегда были убеждены: настоящее искусство воспитывает. И до сих пор настаивают: культура должна быть абсолютно доступна и взрослым, и детям. Они очень боятся гибели не только народного творчества, но и культуры в целом. Той самой, у истоков которой в Липецкой области они стояли.
Действительно, в основе богатого и разнообразного репертуара этих танцевальных коллективов - танцы многих народов мира, но особое внимание уделяется русскому танцу, поставленному на нашем липецком материале, воспевающему красоту и любовь к своей малой Родине.
Ремесла родного края
Во-первых, танцы ярко и образно рассказывают о ремеслах нашего края. Чего только стоят музыка и слова песен, костюмы, атрибутика в постановках «Липецкий сувенир», «Романовская игрушка», «Елецкие кружева».
Немного истории.
В XVIII-XIX веках в окрестностях Липецка существовала масса мелких кустарей, которые изготавливали предметы быта из дерева. Бытовали различные техники обработки дерева: долбление, работа резцом, токарная обработка. Из мягких и недорогих пород древесины (липа, осина) резались вручную, а в конце XIX столетия — на токарных станках — утилитарные, необходимые в каждом домашнем хозяйстве предметы быта: миски, чаши, ковши, совки, тарелки, разливательные ложки. Славились липецкие бондари — великолепные дубовые бочки продавались далеко на юг России.
Резали мастера ложки-плошки, а чтоб служили дольше и продавались лучше, пропитывали их маслами и наносили несложные элементы орнамента сначала естественными, а потом анилиновыми красителями в основном красного, черного, синего и зеленого цветов в виде волнистых, прямых линий, кружков, розеток, точек.
Древнейшие из найденных образцов игрушки датируются XVII веком и хранятся в фондах Липецкого областного краеведческого музея. Одно из самых ранних официальных упоминаний об игрушечном промысле в Тамбовской губернии относится к 1853 году. «Тамбовские губернские ведомости» на своих страницах рассказывали о характерных для промысла сюжетах. Сюжетно-образную основу для глиняных свистулек того времени составляли лошадки, коровы, бараны, петухи, олени, солдаты в папахе и барыни в капоре. Игрушки покрывались жёлтой, зелёной, коричневой поливой (глазурью) или красились краской».
Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее из Европы искусство. Первое свидетельство о кружеве датировано 1801 годом, о чем свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». Кружево на этом полотенце выполнено полотнянкой и сеткой. Сетка наиболее часто применяется в Елецком кружеве.
Постепенно кружево приобрело свой неповторимый облик, главной отличительной чертой которого стали природные мотивы и растительные орнаменты. В елецком кружеве встречаются узоры, типичные только для этой местности – «гречишка», «жемчужка», «паучки», «вороний глаз», «павлинка», «реченка». Нитки и ткани окрашивались экологически чистыми, растительными составами собственного приготовления – из лепестков желтоцвета получали желтую краску, из полевого василька – голубую.К середине ХIХ века домашнее женское ремесло кружевоплетения превращается в Ельце в художественный промысел. Кружево плели и по заказам и для себя.Расцвет истории елецкого кружева приходится на 1870–1880-е годы, его производство по своему объему занимало в России первое место.В Ельце и соседних волостях (Ламской, Дрезгаловской, Суворовской, Воронецкой) насчитывалось около десяти тысяч кружевниц, изготовляющих не менее 2 миллионов аршин кружев, на сумму до 300 тысяч рублей.Накануне первой мировой войны мастериц стало больше сорока тысяч. А центром кружевоплетения становится Елецкий Знаменский женский монастырь.
И, главное, все элементы костюмов выдержаны в указанных стилях, символизирующих эти ремесла.
Музыка
Во-вторых, поговорим о музыкальном оформлении номером.
Это и народные мелодии («Калинка» - русская народная песня), и авторская музыка, являющаяся визитной карточкой России, Липецкого края («Вдоль по улице метелица метёт» — популярная русская песня. Авторы: стихи — Дмитрия Глебова (1789—1843); музыка — Александра Варламова), частушки и, конечно, сам танец. «Русский фольклорный» - вот уж настоящий колоритный русский фольклор.
Давайте остановимся поподробнее на «Кадрили» (название танцев – «Деревенская кадриль» и «Деликатная кадриль»)
Известно, что это французский танец.
Кадриль быстро покорила любителей танцев во всей Европе, посетителей танцевальных залов и салонов и, в конце концов, стала одним из самых популярных танцев.
В особенности в России – его танцевали практически везде. Потом кадриль стала распространенной в народной среде и вот там она сильно изменилась. Теперь это был национальный танец с ярко выраженным русским колоритом. Любимая народна пляска. Прежние фигуры переработались, народ сочинил новые. Танец даже стал различаться по регионам и отдельной местности. Собственно говоря, если бы не эти изменения, то кадриль бы не прожила так долго.
Русская кадриль — танец нашего народа, являющийся очень разнообразным и по истине красивым.
«Эх, Семеновна!»: и музыка, и слова, и костюмы – все завораживает удалью, красотой, размахом. Все так по русски!
«Трепак» - вот уж, поистине, русская пляска с частушками:
Заиграли петухи,
Заплясали куры,
Появилися в кругу
Новые фигуры.
Русский национальный костюм
В-третьих, народные костюмы, где каждая деталь – это символика.
На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
Наш народ издавна считался народом-земледельцем, и это, безусловно, повлияло и на особенности национального костюма: его орнамент, покрой, детали.
Учёные считают, что русский национальный костюм стал складываться примерно в XII веке. Его носили и крестьяне, и бояре, и цари вплоть до XVIII века, пока по указу Петра I не произошла принудительная смена костюма на европейский. Петр I считал, что для России очень важно культурное и торговое общение с Европой, а русский костюм для этого не слишком подходил. К тому же, для работы он был не очень удобен. Возможно, это был политический шаг, а, может, просто дело вкуса самого Петра I, но так или иначе с тех пор русский национальный костюм сохранился в основной своей массе в крестьянском слое. Указом Петра I было запрещено производить и продавать русское платье, за это были предусмотрены штрафы и даже лишение имущества. Только крестьянам было разрешено ношение национального костюма.
Женский русский национальный костюм намного интереснее и богаче, чем мужской, ведь в женском облике заложены представления народа о женственности, красоте, семейных ценностях. В старину на Руси костюм был одним из проявления народного прикладного искусства и ремесел.
Детали русского народного костюма
Сарафан – одна из главных деталей народного русского женского костюма. Нарядный вариант его носили в комплекте с рубахой, передником, подпоясанным поясом. В каждой местности был свой фасон сарафана, и узоры на нем, как и на других вариантах русских народных костюмов, имеет свои особенности. В южной части России предпочтение отдавали красному цвету, который имел множество различных оттенков. Вышивка на сарафанах выполнялась золотыми нитями и жемчугом.
Самым распространенным головным убором женского русского народного костюма был кокошник – плотная шапочка разнообразных форм, и обычно пышно декорированная вышивкой и камнями.
Девицы носили обручи (мягкие или твердые) из разноцветных лент. Если незамужние девушки могли носить одну косу или расплетенные волосы, то замужние дамы заплетали в обязательном порядке 2 косы и всегда носили головной убор.
Красота и первозданность, оригинальность и целомудренность народного русского костюма находит отражение и в современном мире, так элементы костюмов в русском народном стиле в последнее время очень актуальны в мировой fashion-индустрии и все чаще появляются на модных подиумах.
Да, так было. Людям приходилось своими руками изготавливать различные предметы, необходимые в хозяйстве, одежду, обувь. Деревенские жители, как правило, носили самотканую одежду, обувь, сделанную вручную.
Одежду украшали вышивкой, кружевами и другими элементами декора. Обязательно в одежде должен был присутствовать красный цвет, который не только подчёркивал красоту изделия, но и играл роль «оберёга» от злых сил и несчастий. Долгие зимние вечера проводили люди за работой.
Мастерство многих рукодельных работ переходило из поколения в поколение и, таким образом, дошло до нас.
Самобытность народных праздников и гуляний
В-четвертых, сами постановки – из которых мы можем узнать, как люди на Руси проводили время во время праздников в разное время года. Хореографические композиции «Зимушка», «Трепак» «Русские потехи», сюита фольклорных танцев Липецкой области носят характер самобытных народных празднеств, прославляющих умельцев исконно русских ремесел, любовь к Родине и ее необъятным просторам.
«Зимушка» символизирует развлечения на Руси. Зима издавна была временем развлечений и забав на Руси: все сезонные полевые работы завершались, и появлялось больше свободного времени, поэтому молодёжь изобретала различные способы веселиться и радовать всех остальных.Одной из зимних забав в старину было катание на санях, запряженных лошадьми. Сани красиво украшали кожей, войлоком, сукном и даже бархатом. Переднюю стенку саней делали высокой, чтобы снег не задувал во время езды. Сбрую коней украшали металлическими бляшками, разноцветными нитяными или кожаными кистями, бумажными цветами, лоскутами ткани и бахромой; на расписные дуги подвешивали колокольчики с разным звучанием, бубенцы, шелковые банты, завязывали яркие платки. Сани застилали пестрыми коврами, гривы лошадей расчесывали или заплетали в косички, убирали лентами и различными подвесками.
Крепление на упряжь и дуги лошадей многочисленных шумящих и гремящих колокольцев и бубенцов было, скорее всего, вызвано стремлением создаваемым ими шумом защитить седоков в санях от влияния неведомых тайных сил и неприятностей в будущем году.
Катающиеся обряжались в свои лучшие наряды: меховые крытые шубы и шапки, вышитые рубахи, яркие сарафаны и шали, новые валенки и пр. В катании принимали участие и дети всех возрастов. Пожилые катались отдельно от молодежи.
Ближе к вечеру вся деревенская молодежь собиралась около горки. Для катания использовались санки, рогожи, шкуры, ледянки, катульки – широкие выдолбленные доски, корежки – деревянные корыта, напоминавшие долбленые лодки, короткие скамейки, перевернутые вверх ножками.
На улице заводили хороводные игры, например, играли в “Селезня и утицу”: молодой человек, находящийся за кругом, должен был поймать девушку, находящуюся в кругу. Хоровод мог помогать то селезню, то утице. В награду за ловкость и проворство парень, поймав девушку, мог её поцеловать.Одной из самых веселых и популярных зимних забав на Руси с незапамятных времен являются снежки. Первое, что обычно делали дети, как только первый снежок прикрывал землю, — лепили комочки и с радостью запускали их в спину друзьям. Игра в снежки весьма демократична, поскольку в ней можно обходиться без всяких правил. Однако если придумывали определенные условия, метание снежков от этого только выигрывало.
И все вы это увидите в веселом зажигательном танце «Зимушка»: размах русского зимнего веселья и гулянья и всего за несколько минут.
Картины быта.
И, в-пятых, каждый танец – это живая картинка быта, повествующая ярко и незабываемо о наших корнях.
«Русская ярмарка»: это многообразие продавцов и покупателей, товаров и развлечений.
«Деревенская кадриль»: картинка русского деревенского быта: плетень, бревнышко-скамейка.
«Трепак»: грабли, вышитые полотенца, деревянные расписные ложки.
«Калинка»: музыкальный инструмент – трещотка.
«Зимушка»: коромысло, дуга из лошадиной упряжи.
Анализ репертуара коллективов; элементов народных традиций, представленных в танцах, танцевальных композициях и танцевальных сюитах; анализ значения знакомства с искусством народного танца.
Прежде чем приступить к анализу мы сделали выборку из 31 источника СМИ: статьи из периодических изданий, видеоролики и интервью руководителей и их участников коллективов. Кроме этого, было проведено анкетирование зрителей и опрос участников коллективов «Родничок» и «Раздолье» (Приложение).
III. Заключение.
Согласно проведенному исследованию, можно констатировать, что народные традиции живы, пока живо народное творчество.
Народное творчество живо, пока есть неравнодушные целеустремленные люди, такие как создатели образцового ансамбля танца «Родничок» Галина Павловна Шелякина и ансамбля народного танца «Раздолье» Шелякин Валерий Серафимович. Обеим коллективам были присвоены имена их первых руководителей.
Вне всякого сомнения, приобщение к народным традициям и нашим корням может идти разными способами. Один из них – воспитание через приобщение к культуре родной страны через искусство танца.
В результате, можно сделать следующие выводы:
Да, традиция - это часть нашей жизни. Можно даже сказать – вся жизнь, или, вернее, то, что делает эту жизнь единым целым.
Начиная с простого представления о традициях, незаметно и легко приходит к тебе новое восприятие народных ремесел, песен, танцев, обычаев и обрядов.
Народные традиции делают культурное наследие особенным и неповторимым.
Величайший вклад в сохранение традиций родной культуры вносит народный танец, исполняемый коллективами нашего Липецкого края «Родничок» и «Раздолье» под руководством талантливых неравнодушных руководителей, которые сохраняют всю смысловую нагрузку и рисунок хореографических постановок, которые были основаны четой Шелякиных.
У каждого человека есть Родина и это - то место, где он родился и живёт.
Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой?
Потому, что с ранних лет все это вошло в сердце, как самое дорогое.
И эта любовь неразрывно связана с культурой своего народа, с его творчеством.
Танцы «Родничка» и «Раздолья» надо увидеть!
Нет, не увидеть, их надо смотреть и тогда вы поймете, как они воспевают красоту земли Липецкой, воспитывают любовь к нашей малой Родине.
Знайте! Нам есть чем гордиться.
Список литературы:
Статья в газете (1 автор):
Бредис, Е. В маленькой стране большого танца : слово о признании и любви / Е. Бредис ; фот. Н. Черкасов // Липецкая газета. – 2011. – 10 дек. – С. 7.
Статья в газете (1 автор):
Ионова, Е. Особенности национального танца / Е. Ионова ; фот. Н. Черкасов // Липецкая газета : итоги недели. – 2013. – № 13 (1–7 апр.). – С. 13–17
Статья в газете (1 автор):
Ионова, Е. Родники мои серебряные, золотые мои россыпи / Е. Ионова ; фот. Н. Черкасов // Липецкая газета : итоги недели. – 2011. – № 51 (12–18 дек.). – С. 36–40.
Статья в газете (1 автор):
Марков, А. С юбилеем, "Раздолье"! / подгот. А. Марков ; фот. А. Марков // Липецкие известия. – 2012. – 26 дек. (№ 52). – С. 18.
Статья в газете (1 автор):
Шмелева, М. «Родничок» / М. Шмелева // Липецкая энциклопедия : в 3 т. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 163–162
http://ocknt48.ru/ru/press-tsentr/novosti/724-vii-mez
http://lipetskcity.ru/proekti/geroi_nashego_goroda_2016_god/sheljakina_galina_pavlovna/
http://ocknt48.ru/ru/kollektivy/khoreograficheskie/ansambl-tantsa-rodnichok.html
http://lipetsktime.ru/news/culture/lipetskiy_rodnichok_vystupit_na_stsene_bolshogo_teatra
http://www.lipetsk.ru/multimedia/71428
http://lipeck.bezformata.ru/listnews/neissyakayushij-rodnichok/53097564/
http://www.admlip.ru/social/kultura/afisha/otchetnyy-kontsert-razdolya-i-rodnichka/
http://vesti-lipetsk.ru/v-gosti-k-rodnichku-priexali-25-detskix-ansamblej-tanca/
http://vesti-lipetsk.ru/podarok-poklonnikam-sdelal-obrazcovyj-ansambl-tanca-rodnichok/
http://lounb.ru/calendar/all-dates/ansambl-tantsa-rodnichok-im-g-p-shelyakinoj-1969
http://rodnikfolk.ru/about
http://lipetskmedia.ru/news/view/70959-Lipyetskiii_ansambl.html
https://www.2do2go.ru/events/76640/otchetnyy-koncert-ansamblya-narodnogo-tanca-razdole
Приложение
Анализ частотности упоминания в СМИтех или иных танцевальных номеров (в этой выборке: 10 танцев из 31 источников) выглядит так:
Среди зрителей (64 человека) было проведено анкетирование с целью выяснения ряда вопросов.
1.Назовите 5 танцев из репертуара коллективов «Родничок» и «Раздолье».
Вот результат.
2.Укажите причину вашего выбора.
Какое значение имеет искусство народного танца.
16 участников ансамблей ответили на вопрос: «Что для Вас «Раздолье» и «Родничок»? Результаты перед вами.
Приложение
Ансамбль народного танца «Раздолье».Создан в 1967 году. Руководитель – заслуженный работник культуры РФ Бессонов Владимир Иванович. Педагог-балетмейстер Лейба Инна Игоревна Один из старейших и популярных творческих коллективов Липецкой области,ансамбль народного танца «Раздолье»был создан заслуженным деятелем искусств РФВалерием Шелякинымв 1967 году на базе Дворца культуры профсоюзов как самодеятельный хореографический коллектив. А в 1968 году ансамблю уже было присвоенопочетное звание «Народный». Искрометное творчество ансамбля «Раздолье» по достоинству оценили зрители не только Липецкой области, но и городов Москвы, Воронежа, Тамбова, Тулы, Курска, Смоленска, Севастополя и др. В составе делегации ВЦСПС коллектив успешно представлял русское народное самодеятельное творчество в Англии, Германии, Бельгии, Венгрии.В 1974 году миллионы телезрителей смогли посмотреть отдельные концертные номера ансамбля в передачах Центрального телевидения «Народное творчество», «Наш адрес – Советский Союз», «А ну-ка, девушки!», а также выступление с полной программой на Воронежском телевидении. Свидетельством высокого мастерства липецких танцоров стали многочисленные дипломы всесоюзных, всероссийских и международных фестивалей и конкурсов. Многие воспитанники ансамбля стали профессиональными танцорами, хореографами, создали свои танцевальные коллективы в России и за рубежом. Репертуар ансамбля насчитывает более 100 постановок, постановщиком которых является В.С. Шелякин. Основу составляют танцы, построенные на лучших традициях хореографического творчества народов России, ближнего и дальнего зарубежья. Но главное место занимают русские танцы, основанные на сюжетах народного быта и местного фольклора. Хореографические композиции «Зимушка», «Трепак» «Русские потехи», сюита фольклорных танцев Липецкой области носят характер самобытных народных празднеств, прославляющих умельцев исконно русских ремесел, любовь к Родине и ее необъятным просторам. Искусство танца ансамбля «Раздолье» понятно и близко каждому. Оно идет от сердца к сердцу, доставляя радость общения с богатейшим наследием русской национальной культуры. В 2010 году коллективу было присвоено звание «Заслуженный коллектив народного творчества». |