ХРАМ, В КОТОРОМ МЕНЯ КРЕСТИЛИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ХРАМ, В КОТОРОМ МЕНЯ КРЕСТИЛИ

Новиков Д.В. 1
1МБОУ Тёпловская школа
Лабудова М.В. 1
1МБОУ Тепловская школа
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ТЕМА РАБОТЫ: Храм, в котором меня крестили

Церковь – это не собрание святых,

а толпа кающихся грешников.

(прп. Ефрем Сирин)

1.ВВЕДЕНИЕ

 

Тёплово

Средь сосновых лесов и брусничных болот

Стоит милое сердцу, родное село.

Народ работящий, талантливый здесь,

Танцоры, певцы и художники есть.

А в центре села Храм-красавец стоит,

У Храма, под горкою, речка бежит.

Вода – серебро, холодней её нет!

В глазах земляков её добрый свет!

И будет светла жизнь в нашем селе,

Нам предками данной, родимой земле!

Цветы пусть цветут, и дети растут!

По жизни любовь к селу пронесут!

 

Тепловский храм Пресвятой Живоначальной Троицы О.А. Марочкина1

Памятник архитектуры областного значения.

Построен в 1840 году по проекту нижегородского архитектора А.Л.Леера.

В школе мы изучаем много интересных дисциплин, а в 4 классе мы познакомились с новым предметом – Основы православной культуры. Этот предмет особый, так как мы узнали много нового и интересного о духовных традициях русских людей. Каждый урок был – открытие.

На одном из уроков мы работали над темой «Православный храм и другие святыни»2. Меня эта тема заинтересовала, ведь моя мама преподаёт в воскресной школе при нашей церкви, и меня крестили здесь. Я решил больше узнать о нашем храме, провести исследовательскую работу по теме «Храм, в котором меня крестили».

Родной храм виден из моего окна. Каждый раз я задумываюсь о его далеком прошлом. Кто его построил, в какое время, какую роль он играл в жизни народа? Интересно, что «видел» храм на своем веку? На все эти вопросы я пытался ответить в своей работе.

Надеюсь, что мое исследование станет серьезной поддержкой тем, кому не безразлична история своей малой родины, а главное - её культурное наследие.

Целью является изучение истории создания церкви в честь Пресвятой Живоначальной Троицы.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1. Работа с материалами архивов;

2. Опрос местных жителей о восстановлении церкви;

3. Распространение знаний об истории церкви и ее художественных достоинствах.

4. Изучить литературу по данной теме, найти нужную информацию в различных источниках.

Методы исследования: опрос, наблюдение, беседа, исследование, изучение дополнительной литературы.

Актуальность работы в том, чтобы привлечь внимание детей к изучению исторических памятников родного края, гордиться ими, помнить прошлое.

Проблема исследования: есть ли необходимость изучать историю храма, который является нашей достопримечательностью.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2. 1. Из истории церкви и прихода

У каждого человека есть свои родные, любимые места. Для меня - это село, в котором я родился и вырос. Имеет оно простое русское название - Тёплово. До чего красивы и живописны его окрестности! Особенное величие придает селу могущественный, сильный уже более полутора веков удивительный по красоте и величию храм во имя Пресвятой Живоначальной Троицы.

Сооружённый в 1840 году3, этот архитектурный ансамбль с белокаменной колокольней, выполненный в стиле позднего классицизма, характерном для первой половины ХIХ века, незыблемо стоит на берегу быстрой и холодной речки Тёша, на которой в районе села очень много чистых и прозрачных родников.

Заслуживает особого внимания история сооружения нашего храма. Жители всё увеличивающейся деревни Тёплово Нижегородской губернии, испытывая всё большую нужду в собственном храме и вынужденные постоянно обращаться за совершением необходимых треб к священнику в соседнее село Гремячево, собрали по обычаю того времени сход и постановили обратиться к властям за разрешением на постройку храма. 1837 год, 14 июля (27 июля по новому стилю) состоялся сход жителей деревни Тёплово о прошении в Епархию построить церковь. Прошение подписали 78 тепловских и 17 ломовских и шилокшанских мирян мужского пола. По прошению Консистория завела «Дело о постройке церкви в д. Тёплово и об отводе земли для церковнослужителей. 4 И вот в 1838 году 30 декабря (12 января 1839 г по новому стилю) вышел Указ Его Императорского Величества и Нижегородской Консистории: ДОЗВОЛИТЬ.5

Со строительством церкви в деревне стало бурно развиваться плотницкое и столярное дело, кровельное и кузнечное ремесло. В духовном и культурном отношении произошла настоящая революция. Церковная летопись Троицкой церкви села Тёплово гласит, что « с 1884 года в селе Тёплово существует начальная земская школа, много раньше при о. Павле Виноградове существовала школа грамоты, но с какого времени она открылась и сколько лет существовала – хорошо неизвестно». В 1904 году в Тёплове было две школы: церковно-приходская и грамотности с 30 учениками-мальчиками.

Почти 100 лет в Тёпловском храме люди находили утешение, приходили на службы, возносили свои молитвы к Богу.

Тяжёлые наступили времена в 1930-1970 годы. Власти тех лет всеми силами старались заставить людей отказаться от веры в бога. И как следствие действий атеистической власти впервые в 1927 году неизвестные ограбили Троицкий храм. А в 1937 году местные власти перед престольным праздником Михаила Архангела(21 ноября) отобрали ключи от храма у церковного притча и продолжили своё дело разрушения, кощунственно используя это прекрасное архитектурное здание в качестве склада-сарая6. Разорение и уничтожение главных святынь храма, прекращение богослужений, невыполнение христианских треб не замедлило отразиться и на всех других сторонах жизни села.

Из бесед с людьми, жившими в те времена, мы узнали, что те, кто надругался над святынями храма, не выдержали молчаливого осуждения односельчан, и ушли из села, умерли вдали от родины. А многие молитвенники дожили до того дня, когда главная святыня храма «Утоли моя печали» и многие другие иконы и утварь заняли своё место в возрождённом храме.

Идёт время, меняются взгляды властей, людей. Именно поэтому православные люди Тёплова, объединенные светлыми идеалами Святой Руси, собрались 7 июня 1989 года на сход, как и 140 лет назад, у стен порушенного храма и постановили: выбрать приходское собрание и начать сбор пожертвований на восстановление храма – разрешение от властей получено. Всем присутствовавшим тогда на собрании показалось, что серое, облезлое, заросшее травой и деревьями, как будто обречённое здание, вдруг ослепительно, как солнце, засияло над селом и разнесло благоухание.

Село торопилось с восстановлением. Жертвы денежные и материальные непрерывным потоком шли не только от односельчан, но со всех близь лежащих деревень, сёл, городов. Люди несли сохраненные иконы, церковные книги, утварь, стройматериалы.

Воодушевлённо, усердно и безвозмездно трудились окрылённые православные люди, и буквально через два месяца в храме начались богослужения.

Чин благословения и освящения креста совершает о. Олег (Карпов).

Регулярные богослужения начались с 21 сентября 1989 года и продолжаются в наше время. Мы имеем теперь возможность присутствовать на богослужениях, то есть «ходить пред Богом» принимать от Него духовную благодать.

Вновь здесь дети приобретают первые понятия духовности и их воплощение в своей еще короткой жизни, познают гармонию Вселенной и учатся устраивать в гармонии свою жизнь.

2.2. Строение храма

Сейчас в нашем храме существуют свои традиции: крестные ходы, паломнические поездки, экскурсии по храму.

Так как с сентября 2015 года мы изучали новый для нас предмет ОПК, наши учителя организовали экскурсию в церковь. Отец Павел рассказал много интересного об устройстве храма, об иконах, находящихся там. Таким образом, у меня сложилось представление о строении нашего храма.

Наружный вид храма отличается от обыкновенного здания тем, что над храмом возвышается купол, изображающий небо. А на небе живет сам Господь – Святая Троица7. На вершине купола всегда закреплен крест, во славу главы Церкви – Иисуса Христа. Крест – символ нашего спасения и любви Божьей к человеку. Крест символизирует также и якорь, как у каждого корабля для того, чтобы волны его не сбили и не унесли в открытое море. Вот также и крест является якорем для храма, а сам храм символизирует собою корабль, духовный корабль, который плывет по бурному житейскому океану.

Над входом в храм, обычно, строится колокольня, то есть башня, на которой висят колокола. Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву – к богослужению и возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Каждый храм начинается с притвора8. Притвор есть преддверие к храму. В первые века христианства здесь стояли кающиеся и оглашенные, т.е. лица, готовящиеся к Святому Крещению.

Далее средняя часть храма9, называемая иногда нефом (кораблем), предназначается для молитвы лиц, принявших крещение. В этой части храма находятся солея, амвон, клиросы и иконостас10.

И главнейшая часть храма – Алтарь. Он предназначен для священнослужителей и лиц, которые им прислуживают во время богослужения. "Небо на земле" - ещё одно название алтаря.

2.3. Священники

Великолепный храм был построен в короткий срок, всего за два года (1839-1840). С момента начала богослужений в 1840 году и до закрытия в 1937 году в Троицком храме сменилось пять священников.

Первым приступил к богослужению о.Алексий (Гениев)11 с 1841 по 1848 год. По прошествии семи лет служения в Троицкой церкви села Тёплово о. Алексий принял монашество, и всё время последующей жизни провёл иеромонахом в Нижегородском Печерском монастыре.

Вторым священником был о. Павел (Виноградов), который священствовал 32 года без одного месяца с 1848 года по 1880 год. В Теплове основал школу грамоты, примерно 1850 год.

Третьим священником был о. Павел (Введенский) с1880 по 1889 год. Перешел в Нижегородское духовное училище учителем пения.

Четвёртый священник Владимир Григорьевич Тенищев с 1889 по 1916 год.

Отец Владимир был не только мудрым, добрым и просвещенным наставником, но и прозорливцем. За 30 лет он предвидел грядущие поругания над церковью и потому завещал похоронить себя не на церковном, а мирском кладбище. И похоронили его под тремя липами недалеко от часовенки. Власть имущие хотели скрыть его могилу, сровняли с землей, похоронили рядом других, но народная память свято помнила, чтила и восстановила место его погребения. В эту же могилу положена и его супруга матушка Мария.

Кроме могилы об о. Владимире напоминает еще бывший церковный дом, в котором он жил. Дом прекрасно сохранился, так как построен приходом из отборного зрелого сосняка без подсочки, да и срублен добротно и аккуратно.

Настоятель о. Владимир Тенищев был добрый, внимательный и заботливый отец для своих прихожан, неустанно хлопотавший о внутреннем храме своих чад и о доме Небесного Отца. Бог наградил его незаурядным литературным талантом.

Он являлся одновременно сотрудником Нижегородского Церковного общественного вестника и обладал незаурядным писательским дарованием. Он составил «Жизнеописание старца Иоанна Терентьевича Яшина»

Наиболее тяжёлые, смутные времена выпали на долю отца Сергия (Лебедева)12, который священствовал в селе Тёплово после окончания Нижегородской Духовной семинарии с 1916 года до закрытия храма в 1937 году.

Больше пятидесяти лет жители села Тёплово не слышали колокольного звона, созывающего православных к богослужению.

После восстановления с 1990 по 2004 год священнослужителем вновь открывшегося храма стал о. Игорь (Мельников). Он приложил много сил, чтобы люди снова поверили в себя, почувствовали силу божьей любви к нам.

С 2004 года по июнь 2010 года богослужение проводил о. Николай (Федотов). При о. Николае возобновляются традиции крестных ходов вокруг села, к родникам старца Иоанна, в Дивеево к батюшке Серафиму.

В 2005 году меня крестил о. Николай

С августа 2010 года и по сей день священнослужителем нашего храма является иерей Павел Алексеевич Трусов. Он помог при храме открыть Воскресную школу, отстроил замечательное здание для школы, куда с большим желанием бегу я и другие ребята.

В мае 2015 года Воскресная школа выпустила первых своих воспитанников. И я очень горжусь тем, что их учила моя мама Елена Васильевна и Вера Ивановна Дедова.

2.4. Духовные традиции села

Ни хлебом единым мы сыты, Но если в душе пустота,

То будем мы также забыты –

Не будет над нами креста! Б. Ковтун

В настоящее время духовная жизнь села возрождается. Силами местных прихожан постоянно приводится в порядок территория и внутренние помещения храма. Издревле православный люд заботился о своем храме и ревностно возрождал его, потому что прекрасно осознавал, что храм является центром духовно-нравственных идеалов всего народа. Пока будет жить храм, будет жить и народ, хранящий свои традиции. Ожившая традиция крестных ходов на святые места Тёплова вокруг села вкладывает в душу человека чувство коллективности, ответственности и глубокой сердечной радости. Это неизбежно, потому что это идет от предков, и, наверное, заложено уже в генах.

Духовные традиции села

Церковь для многих людей нашего села является зарядом силы в борьбе с самим собой. Принятие таинств исповеди, причастия, обучение в церковной школе, знание молитв, порядка служб, содержания их, знакомство с житиями святых, с историей икон, паломнические поездки – все это духовные традиции, корые помогают нам

пройти спокойно бурное житейское море.

Важным является то, что в нашем селе есть воскресная школа. Я счастлив, что посещаю ее. Ведь там мы учимся самому главному – быть добрыми, честными, открытыми. Воскресную школу я посещаю 4 года, и за это время я посетил много святых мест, где каждый раз открывал для себя всегда что-то новое и интересное.

Иерей Павел Трусов и прихожане храма во имя Пресвятой Живоначальной Троицы веруют, что богатеет земля наша ее молитвенниками и заступниками. Неслучайно в 2014 году на развилке дорог нашего села силами прихожан и отца Павла был поставлен Поклонный крест, который своей животворящей силой защищает наших жителей от всех напастей и невзгод. В 2017 году построена часовня на окраине села, где можно помолиться, поблагодарить Бога за все его благодеяния. Ведутся работы по реставрации нашего храма.

2.5. Храм в работах сельских художников и детей

Вид храма не оставляет равнодушным никого: умиротворение, восхищение мастерством зодчих переполняет душу любого человека. Это действительно редкий пример того, что красота природы соединяется воедино с гениальным творением человека. Наши местные художники в своих картинах передают силу, величие храма. Им удалось передать неразрывное и прекрасное целое храма и пейзажа, окружающего его.

Фото с картин Грунина Николая Ивановича

Фото с картин Хализова Виктора Ивановича

Фото макета Тёпловской церкви, сделанного Калёновым Евгением Ивановичем

Не только взрослые через своё творчество показывают свою любовь, уважение к окружающей природе, к местным достопримечательностям, но и наши ученики пытаются выразить своё отношение в рисунках, поделках. В школе проводили конкурс рисунков и фотографий на тему «Моя малая Родина». Среди них было много рисунков с изображением нашего храма.

Рубцов Александр 6 класс Бударагина Ольга 7 класс

Поздова Светлана 3 класс Узяков Максим 4 класс

3. Заключение

В ходе исследовательской работы я понял, что люди должны знать не только историю своей семьи, но и историю той земли, которая дала жизнь предкам. Знать, чтобы любить и гордиться.

На сегодняшний день храм Пресвятой Живоначальной Троицы радует взор своей красотой, величием и удивительным звоном колоколов. Но это лишь малая частичка уже потерянного.

Каким только гонениям не подвергалась Церковь! Её пытались разрушить, уничтожить веру. Но все это прошло, и Церковь Христова стояла и стоит, а значит, и дальше будет стоять, а вместе с ней и наша Россия. Мы не должны оставаться равнодушным к своей истории, истории своего родного края.

Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне.

Практическая значимость собранного материала состоит в том, что им могут пользоваться, все ученики нашей школы, желающие знать духовные корни своего народа.

Изучив множество источников, я пришел к выводу, что для возрождения духовности необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего края, бережно относились к вере своих предков.

В храм зайдите! Не ленитесь!

Свеч купите восковых,

За себя вы помолитесь

И за всех, за всех других

Православных наших братьев,

Кто в родную землю лег…

Для молитвы неба хватит,

Потому что в небе – Бог!

Николай Мельников.

4. Список литературы

1. Глаголева О., Щёголева Е. «Православие. Полная энциклопедия для начинающих» -М. «Эксмо», 2014 - 335с.

2. Марочкина О. Стихи о Родине. Личный архив О.Марочкиной.

3. Фадеев М.Е. «Тепловчане – защитники Отечества» - М.:Издательский дом «Сказочная дорога», 2012. - 656с.

4. Чечулина И., Фадеев М., Федотова И. «Воспоминание о храме Пресвятой Живоначальной Троицы в с. Тёплово на Серафимо –Дивеевской земле и о подвижниках православной веры». Москва, 2008- 50с.

5. Интернет источники. http://temples.ru/card.php, http://teplovo.cerkov.ru/files

6. Материалы из электронного архива Фадеева М.Е.- местного краеведа

7. Респонденты

1 О. А.Марочкина. Стихи о Родине. Личный архив.

2 А.В.Бородина. Основы православной культуры. 4 класс. Русское слово». 2013. с 100.

3 И.Чечулина, М.Фадеев, И.Федотова. Воспоминания о храме Пресвятой Живоначальной Троицы в с. Теплово на Серафимо-Дивеевской земле и о подвижниках православной веры. Москва. 2008г, с. 1

4 М.Е. Фадеев. «Тепловчане – защитники Отечества» с.8

5 Там же, с. 11.

6 И.Чечулина, М.Фадеев, И.Федотова. Воспоминания о храме Пресвятой Живоначальной Троицы в с. Теплово на Серафимо-Дивеевской земле и о подвижниках православной веры. Москва. 2008г, с. 25

7О. Глаголева, Е. Щёголева. «Православие. Полная энциклопедия для начинающих» -М. «Эксмо»,2014, с.24

8 Там же, с.29

9 Там же,с.29

10 Там же, с. 31

11 И.Чечулина, М.Фадеев, И.Федотова. Воспоминания о храме Пресвятой Живоначальной Троицы в с. Теплово на Серафимо-Дивеевской земле и о подвижниках православной веры. Москва. 2008г, с. 9

12 И.Чечулина, М.Фадеев, И.Федотова. Воспоминания о храме Пресвятой Живоначальной Троицы в с. Теплово на Серафимо-Дивеевской земле и о подвижниках православной веры. Москва. 2008г, с. 24

Просмотров работы: 701