удерживающая мир от катастрофы»
в.прав. Иоанн (Сергиев) Кронштадтский
1.ВВЕДЕНИЕ
В школе изучается много предметов, но уроки краеведения привлекают своей особенностью. Краеведение – это уникальный предмет, оно разнообразно и многолико, так как охватывает все отрасли знаний. Главной является духовно-нравственная составляющая.
Изучая историю родного Отечества, области, села, совершенствуешься, развиваешь ум, память, творческие способности, логическое мышление, то есть те важные свойства души, в которых святые Отцы видели образ Божий в человеке.
Православные темы помогают узнавать окружающий меня мир - внутренний мир человека. Понимаю, что название ему - духовный, что этот мир существует со дня рождения человечества. Духовный мир имеет свою собственную историю. История складывается в духовные традиции и обычаи, и большинство из нас живут либо по ним, либо знают о них, но нет никого, кто бы миновал их.
Изучая духовные традиции, меня заинтересовало, как же духовные традиции живут на моей родине, в селе Теплове, что за духовные ценности сохранили и передали нам наши предки?
Известно, что духовные традиции - прежде всего, это – вера в Бога. Изучая Гимн России в учебнике, мы узнали , что « он отражает православное традиционное отношение к России как к священной державе, к святому Отечеству, к стране, хранимой Богом»1, и в нем есть такие слова:«Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!»2
Богом хранимая – это потому, что у России были и есть сильные молитвенники перед Богом, чьи молитвы и их образ жизни в духовности и хранят нашу землю от погибели вот уже второе тысячелетие! Это Оптинские, Киево-Печерские старцы, Ксения Петербургская, Матрона Московская и много, много других. А Сергий Радонежский и наш Серафим Саровский стали для всего православного мира негасимым светочем христианства, оберегающим людей от зла и дарующим надежду на спасение и вечную жизнь. На тёпловской земле тоже есть молитвенник - Иоанн Терентьевич Яшин. О нем, о его духовной роли в жизни моей малой родины я и хочу посвятить свою исследовательскую работу.
Цель работы: изучение влияния жития духовного старца на духовное развитие села .
Задачи исследования:
-изучить архивные документы о жизни старца земли тёпловской И.Т. Яшина;
- проследить духовное становление Иоанна;
- выявить его потомков;
- узнать о продолжении духовных традиций И. Яшина;
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1 БИОГРАФИЯ ИОАННА ТЕРЕНТЬЕВИЧА ЯШИНА
В родном селе Тёплово и взрослые, и дети знают и почитают подвижника Божьего Иоанна Терентьевича Яшина. Он «при жизни смиренно хранил и скрывал от людей свои многолетние пустынные подвиги поста и молитв, а полученные затем от Бога духовные дары тоже старался проявлять в возможной тайне, под видом самых простых и обыкновенных человеческих действий. Это тот человек, который за свои подвиги поста и молитвы получил от Бога духовные дары под видом самых простых и обыкновенных человеческих действий ».3 Для меня это стало открытием, потому что я думала, что духовный дар – это сверхъестественные события и явления, а не «обыкновенные человеческие действия»! Но, видно, они всё-таки были чем-то диковинным, раз число его почитателей возрастало ещё при его жизни в селах нашей округи: Теплове, Гремячеве, Ломовке, Шилокше, Давыдове (Эти селения в XIX веке были Ардатовского уезда, Давыдово – Горбатовского).
Прошло 100 лет с тех пор как священник тёпловской церкви Владимир Тенищев составил житие, собрав и записав воспоминания и рассказы почитателей молитвенных трудов и пустынного подвига старца Иоанна.
Из его книги мне стало известна биография старца. Родился наш Божий подвижник, как пишет Вл. Тенищев, в селе Теплове в 1835 году в семье простых крестьян Терентия Ивановича и Александры Тихоновны. Кроме Вани у них еще был сын Адриан и дочь Агафья, которая умерла ещё в младенчестве. Вскоре за нею скончалась и мать Александра Тихоновна.
Юному Ивану вместе с братом пришлось испытать суровую долю материнского сиротства, провести годы отрочества без заботливого присмотра и попечения. Но такое детство не сделало его угрюмым и злым, как это обычно бывает. Он от природы был молчалив и задумчив, застенчив, избегал шумных и веселых игр и шалостей, больше жил своим внутренним миром.
Такое детство открыло мне глаза на то, что иметь дар духовности, получить его от Бога, совсем не обязательно иметь в себе при этом какие-то сверхъестественные качества или материальные возможности.
В 12 лет отец отправил Ваню пасти телят. Тогда, как и сейчас, это считалось унизительным, но оно оказалось для мальчика «самым благодетельным и подходящим для его душевной наклонности, послужив началом его духовно-созерцательной жизни».4 И далее я привожу большую цитату, которая показывает, что для получения духовности, прежде всего, нужно тесное общение с естественной природой:
«Проводя весну и лето под открытым небом и часто меняя места пастбищ, чуткая и восприимчивая душа отрока Иоанна каждодневно услаждалась созерцанием пленительных и очаровательных картин природы. Глубокие впечатления он получал от величественного восхода солнца , и от безбрежной яркой синевы небес, расстилающимся необъятным шатром над головою; умилялся он и темно-зеленеющим сосновым бором, стоящим высокими и мощными стенами кругом, с волнообразно несущимся из темных недр его душистым ароматом смолы; умилялся он также и раскидывающимися красивыми перелесками пред ним с звонким щебетанием и усладительным пением пташек в ни; любовался он и зелено-изумрудными лужайками и долинами с ярко пестреющими на них цветами и звонко журчащими прозрачными ручейками, - все такие картины глубоко запечатлевались в чистой душе отрока Яшина , будили и развивали в нем благоговейные мысли о Творце вселенной, вызывали любовь и благодарные чувства к Создателю Богу, так премудро и чудно создавшего видимый мири украсившему его всевозможными чудными видами картинными образами. Такие предположения подтверждаются отчасти тем, что некоторые из сельчан видели его в этом отроческом возрасте и пастушеском занятии молящимся под открытым небом среди зелени кустов».5
«Будучи 14 лет, отрок Иоанн Яшин, движимый ревностию богоугождения, отправился на богомолье в Дивеево и Саров. Во время этого паломничества он сподобился узреть Царицу Небесную на небе… Когда он возвратился домой, домашние и родственники его заметили в нем большую перемену».6
Поначалу не все поняли эту перемену, поскольку духовные изменения происходят в человеке тайно и незримо. Но теперь я не только в это верю, но и немного понимаю, потому что возвращаясь из паломнических поездок в Дивеево, Москву, Санкт-Петербурге (мы посещали мощи святых), я чувствовала себя немного другой, да и не только я. Мне хотелось куда-нибудь уединиться, как уединился молодой Иоанн в пещерке в 5 – 6 верстах от Теплова в самой глухой чаще.
«И вот началась для молодого отшельника безмолвная, никем незримая, сокровенная жизнь в Боге с ее подвигами поста и молитвы. Не страшили молодого пустынника ни ночная темнота с ее всевозможными страхами и разными странными привидениями, ни звери дубравные, ни сырость, ни холод, ни голод, - ничто не могло его выгнать из облюбленного им жилища и нарушить раз принятое им и твердо укрепившееся решение».7
Мне трудно понять, почему надо быть именно пустынножителем, привыкать жить в молитвенных дневных и ночных бдениях, изнурять себя постом, избегать людей? Лишь прочитав всю книгу, я поняла, что все это нужно для того, чтобы избегать мирской жизни, суета которой отвлекает от духовности. Ответ на этот вопрос я узнала позже, а сейчас вернёмся к житию нашего духовного старца.
Вскоре Иоанна обнаружили односельчане, и он поселился в еще более далекой глуши на Красной речке. Пустынник - юноша питался, грибами, ягодами, собираемыми им вблизи жилища, а также травой снытью. Сколько он там пробыл, неизвестно, «одни определяют тремя годами, другие – более». Здесь его постигла та же участь. Тогда он решил идти в Киев на поклонение киевским угодникам и на совет к старцам. Он выполнил свое намерение и после Киева избрал себе место в 5 верстах от Дальне-Давыдовской женской обители. И вот снова …потекла подвижническая жизнь молодого пустынника, как пишет Тенищев В.: «в безмолвии, в молитвенных бдениях».8
И здесь Иоанн Яшин «действительно сподобился к концу своего подвижнического периода особенных дарований Божиих, а именно: дара духовного старчества, врачевания и прозорливости.»9
К нему начали стекаться крестьяне из окружающих селений. Каждому он давал добрый совет, утешение. Вскоре все стали его считать без лукавства человеком Божиим. Позднее к нему шли с твёрдой верой в его действенные молитвы и духовные дарования.
Одним словом, старец Иоанн Терентьевич Яшин - образец православной духовности земли тёпловской.
Он умер в 1893 году, более120 лет назад. И до сих пор в места, где он пребывал, приходили и приходят люди за исцелением, советом, с просьбой помолиться за них. Об этих местах стоит упомянуть отдельно, потому что они являются центром духовности нашего села и других окружающих селений.
2.2 ПОТОМКИ И.Т. ЯШИНА
О них рассказал местный краевед М.Е.Фадеев. Еще во время войны у старца были живы его близкие родственники – дочь Адриана и её дети Николай и Вера. Вера дожила до начала 90-х годов и умерла в Волгограде.
Николай 1918 года рождения из Теплова никогда не уезжал, отсюда был призван на войну, погиб на Дальневосточном фронте. Гибель его примечательна потому, что она, как венец всей жизни, выразила всю глубину духовности его предков. Вот что рассказали его однополчане: « Наша рота занимала одну небольшую сомку, высоту. Японцы заняли высоту недалеко от нашей. Между нами пролегал перелесок, в котором находился родник, наверное, оставленный японцами специально не отравленный. Все ближайшие водоисточники были отравлены. А мы ели американскую тушенку, она была пересоленой. Мы все страдали от голода и жажды, скоро некоторые стали падать от изнеможения, сильно мучились. Командир же запретил брать воду из родника, смерть под прицельным огнем японцев была неминуема. Николай уговорил командира, и тот на свой риск разрешил. Николая смертельно ранило прямо на середине пути. Обе стороны наблюдали за его смертью, но подползти к нему никто не решался. Так он и умер у всех на глазах. Наши вскоре отогнали врага, надо было наступать дальше. Николаю вырыли в каменистой земле неглубокую могилку (глубокую было некогда рыть), завернули в шинель и зарыли. А рука у него застыла прямой, не сгибалась, в могилу не помещалась, так и осталась над землей, не будешь же её ломать.»
У меня возникло чувство гордости за внука старца Иоанна Николая:
ведь он положил душу свою за друзей, за свою Родину. А ему, наверное, так хотелось жить, ведь он был молод, любил, рвался на родину увидеть родную прохладную Тёшу, Дикую Утку, Лихое, Макарово, Попово, Манасиху, святые места деда. Но, видно, не мог человек, имеющий в душе высокую духовность, поступить иначе.
Мною был проведён в школе опрос 72 респондентов о местах, связанных с И.Т. Яшиным. Не нашлось ни одного человека, кто не знает и не посещает эти красивые, ухоженные святые места.
2.3 ПЛОДЫ ТРУДА СТАРЦА - ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
Рыжев родник
Рыжев – сокращенная фамилия «Рыжевский». Это фамилия верного почитателя старца, его современника Дмитрия Рыжевского. Это он наблюдал за состоянием родника, за срубом, за прилегающей территорией, не позволял никому относиться к этому месту без почтения. В начале 2000-х годов сгнивший деревянный сруб заменили железобетонным кольцом.
В Крещенскую ночь мы с родителями, бабушкой и дедушкой, как и многие жители села приходим сюда за святой водой.
Около родника растут вековые иванушкины вётлы – большие ивовые деревья с острыми серебристыми листьями. Старец посадил их у родника в зрелом возрасте, когда вернулся из отшельничества.
Тятяев ключ
Как ни странно, ключ находится на горке, выхода не имеет, а вода чистая и вкусная. Родник находится далеко от села в лесу, но является часто посещаемым местом жителями, паломниками.
Здесь старец людям помогал,
В уединеньи жил,
Молитву к Богу обращал,
Тем подвиг свой творил.
Как холодна в ключе вода!
Её вкуснее нет!
Она навечно, навсегда-
Грядущему завет. (Марочкина О.А.)
Иванушкин прудок в Кутузовке
Сорок дней и ночей, питаясь одними просфорами, рыл этот прудок старец Иоанн. «Для сестер и добрых людей я рою прудок, чтоб исцелялись они в память мою», - объяснял старец цель своего изнурительного труда.
Могилка старца Иоанна в Кутузовском ските Серафимо - Дивеевского монастыря
Монастырское кладбище находится прямо у собора. После возвращения Кутузовского скита Дивеевскому монастырю с кладбищем была проведена огромнейшая работа – могилы были завалены метровым слоем земли, мусора, камня, железа. Почти вся работа была ручной. Монастырь возрождается после разрушения. Здесь бывают паломники со всей страны, и самые важные могилки – старца Иоанна и игуменьи Надежды - основательницы Кутузовского монастыря.
Все труды И.Т. Яшина - это духовные ценности, сохраняемые его почитателями и простыми верующими людьми. Как, например, наша воскресная школа 2-3 раза в год летом ходит на Тятяев ключ, Рыжев родник не только, чтоб помянуть старца Иоанна, но и прибрать сами родники и прилегающую к ним территорию.
Но основными хранителями духовных традиций являются простые православные люди. Бабушка не раз мне говорила, что духовность есть везде, надо только хотеть её найти. Как она права, ведь и сегодня есть такие люди рядом с нами, которые несут в себе лучшие духовные традиции, укрепляя жизнь своих ближних, помогая всей своей жизнью окружающим.
2.4 ДУХОВНЫЕ БЛИЗКИЕ МНЕ ЛЮДИ
Расскажу о духовных близких мне людях. Моя бабушка Вера Ивановна давно руководит церковной школой, работает в светской школе завучем. Она всегда спокойна и добра, всем оказывает помощь не только по работе, но и в личной жизни советом, молитвой за них. Все это делает без корысти и без мысли о награде, для людей, ради Бога. Её мечта вместе с местным краеведом М.Е. Фадеевым добиться, чтоб И.Т. Яшина причислили к лику святых.
Дед Владимир Федорович много читает духовной литературы, целый день трудится, он мастер лозоплетения, делает красивые изделия, которые щедро дарит людям, всем помогает плотницкими и столярными работами, а нам строит новый дом. Он первый рассказал мне об Иоанне Терентьевиче.
Дед участвовал в восстановлении нашего храма одним из первых.
2.5 ТЁПЛОВСКИЕ ГЛУБОКОВЕРУЮЩИЕ ЛЮДИ
В Теплове много семей, о которых знают, как о глубоко верующих людях, которые продолжают духовные традиции.
Дарья– «сельская нянька», так любовно звали бывшую монашку Кутузовского монастыря. Дарья не побоялась в течение 45 лет после закрытия церкви хранить в своей келье большую чудотворную икону «Утоли моя печали» из храма. У этой иконы она молилась вместе с приходящими к ней посетителями, которым казалось, что не столько «нянька», сколько икона помогает им в скорбях.
В летописи Тёпловской церкви я узнала, что после смерти Дарьи икону взяла к себе одинокая Татьяна Ивановна Жукова. Около 20 лет скрывала она икону за разными укрытиями, выносила её в праздники, когда односельчане приходили к ней в дом отслужить обедню. Доставалось ей от властей, но Татьяна Ивановна молчала и спокойно собирала людей на молитву вновь.
2.6 ЗАРЯД ДУХОВНОСТИ - ЦЕРКОВЬ
Образ жизни старца – это образец борьбы с грехом внутри себя. Как говорят святые: поле битвы с грехом проходит через сердце человека. И это именно битва, а не простая борьба, которую можно отложить на потом. Отложишь – тут же потерпишь поражение.
Для нас зарядом силы в борьбе с самим собой является церковь. Принятие таинств исповеди, причастия , обучение в церковной школе, знание молитв, порядка служб, содержания их, знакомство с житием святых, с историей икон, паломнические поездки – все это духовные традиции, корые помогают нам пройти спокойно бурное житейское море.
Песнопение в храме, принятие таинств оказывают огромное влияние на восприятие духовного мира. К нам в школу иногда приходит Галина Васильевна Грунина .Она настоящий исполнитель духовного пения, знает много кантов, преданий в стихах, она поет в старинной манере, неспеша, тихо, так бы слушала и слушала . И наставляет нас «Будьте добрыми и послушными, молитесь Иоанну!»
Сейчас наш храм реставриуется силами жителей села. Сердце наполняется радостью. Ведь храм - это дом Божий, это прошлое, настоящее и будущее моей малой родины, а, значит, и всей моей православной России.
А мы вновь и вновь просим: «Отче наш Иоанне, моли Бога о нас!»
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследовательской работы я узнала, что самой духовной личностью в селе, где я родилась, был и остается Иоанн Терентьевич Яшин, настолько высоко духовным, что он оставил глубокий след в душах людей и оставил после себя плоды своего труда. Мы не забудем его труды - исцеляющие источники, места, где он жил и молился, заступался за всех грешных людей перед Богом. Выявлено, что верующие люди с. Тёплова имеют сильное тяготение к старцу. Эти люди также имеют авторитет, заслужили почтение, достойны уважения и подражания.
Мы - молодое поколение стараемся помнить и продолжать традиции И.Т. Яшина, наших предков.
Выполняя эту работу, меня не покидали ни на один миг чувства восхищения, гордости за нашего святого заступника, появлялось желание уподобиться ему, жить в уединении, и, причём без страха. Мне кажется, что я стала добрее, внимательнее к окружающим людям.
А реставрация храма силами жителей села указывает на духовное развитие моего народа.
.
3.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Бородина, А.В. Основы православной культуры./А.В. Бородина.-М.: «Русское слово», 2013.
2.Марочкина, О.А. Стихи о Кутузовке. / О.А. Марочкина.- Личный архив .
3.Тенищев,В.Г.Старец Иоанн Терентьевич Яшин, скончавшийся при Кутузовской женской обители Ардатовского уезда Нижегородской губернии./ В.Г. Тенищев.-Типография Нижегородского Губернского Правления. 1902.
4.Фадеев, М.Е. Воспоминания о храме Пресвятой Живоначальной Троицы в с. Теплово на Серафимо-Дивеевской земле и о подвижниках православной веры. // М.Е.Фадеев, И.С. Федотова, И.М. Чечулина.-Исторический очерк.- М:, 2008.
Летопись Тепловской церкви (о роли священства и духовных традиций).
Респонденты.
Материалы из электронного архива Фадеева М.Е.- местного краеведа.
1 Бородина, А.В. Основы православной культуры.-М: Русское слово». 2013. С.15.
2Там же.- С. 16.
3 Тенищев В.Г. Старец Иоанн Терентьевич Яшин, скончавшийся при Кутузовской женской обители Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Типография Нижегородского Губернского Правления. 1902.- С.2
4 Там же.- С. 3
5 Тенищев, В. Старец Иоанн Терентьевич Яшин, скончавшийся при Кутузовской женской обители Ардатовского уезда Нижегородской губернии. Типография Нижегородского Губернского Правления. 1902- С. 3-4
6 Там же.- С. 7
7 Там же.- С. 7-8.
8Фадеев, М.Е. Воспоминания о храме Пресвятой Живоначальной Троицы в с. Теплово на Серафимо-Дивеевской земле и о подвижниках православной веры. // М.Е.Фадеев, И.С. Федотова, И.М. Чечулина.-Исторический очерк.- М:, 2008.-С.10
9 Там же.- С. 13