ГЕРОИ РАССКАЗОВ А. П. ЧЕХОВА НА УЛИЦАХ ТАГАНРОГА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ГЕРОИ РАССКАЗОВ А. П. ЧЕХОВА НА УЛИЦАХ ТАГАНРОГА

Антонова А.С. 1
1МАОУ СОШ № 25/11
Склярова И.М. 1
1МАОУ СОШ № 25/11, г. Таганрог
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность данной работы состоит в том, что в настоящее время необходимо повышать культурный уровень современного общества. Работа над любой новой экскурсией начинается с чёткого определения её цели.

В качестве целей экскурсии можно выделить следующие:

- знакомство экскурсантов со скульптурами – чеховскими персонажами, живущими на улицах Таганрога;

- пробуждение интереса к истории города и его преобразованию;

- расширение кругозора участников экскурсии.

Задачи экскурсии - это достижение целей путём полного раскрытия темы, а именно:

- ознакомление экскурсантов со скульптурными композициями, их значением для города;

- знакомство с историческими событиями, связанными с данными скульптурами;

- развитие интереса к искусству;

- расширение кругозора;

- формирование уважения и любви к достопримечательностям и к городу в целом.

Экскурсии, направленные на знакомство с уличной скульптурой развивают художественный вкус и обогащают духовный мир.

Объект исследования:скульптуры – чеховские персонажами на улицах Таганрога.

Предмет исследования:экскурсионный маршрут по улицам города.

В ходе описания маршрута экскурсии провела обзор литературы в поисковых системах и библиотеках. Обработала и проанализировала полученную информацию из многих источников.

Моё детальное и глубокое знакомство по теме исследования началось со словарей и энциклопедий. В них я нашла информацию о том, что такое

экскурсия, кто такой экскурсовод, краевед и гид.

В книге С. А. Андреенко «Таганрог. Познавательное путешествие по легендам и былям старого города» нашла туристическую карту Таганрога, где кратко выделены основные достопримечательности города, которые перекликаются с темой моей экскурсии.

Материалы и методы исследования:

Литературный– использование материалов периодической печати, научной и учебной литературы.

Поисковый работа в архивах библиотеки, поиск материала на сайтах интернет.

Мест, которыми можно полюбоваться в нашем городе предостаточно, но данная экскурсия не проводится, поэтому идея её разработки показалась мне интересной и увлекательной.

Основная часть

  1. Вступительная беседа. Знакомство с группой

Добрый день, уважаемые гости нашего города! Сегодня нас ждет часовая экскурсия по улицам Таганрога. Помогу совершить эту экскурсию Вам я, экскурсовод Антонова Анна Сергеевна.

Многие города охватило новое направление в искусстве - уличная (жанровая городская) скульптура. В этом сезоне я придумала для вас новый маршрут, на котором познакомимся со скульптурами – чеховскими персонажами, живущими на улицах. Ведь большинство из них заманчивы не только сами по себе, как изюминки в эстетике городских улиц, но любопытна и их история, которая позволяет узнать гораздо больше и о городе, где они стоят, и о жителях, и о ценностях, и моментах жизни. В заключительной части нашей экскурсии вы совершите прогулку по Пушкинской набережной, которая очарует вас неповторимыми пейзажами, а также множеством других достопримечательностей.

Прежде чем мы начнем, хочу вас ознакомить с некоторыми правилами поведения во время экскурсии:

· не отлучаться на остановках, не предупредив экскурсовода;

· передвигаться между объектами компактно;

· не перебивать экскурсовода;

· не курить в общественных местах;

· фото и видео съемка в ходе экскурсии разрешена.

Прошу Вас отнестись с пониманием и не нарушать данные правила.

Антон Павлович Чехов как-то с грустью сказал, что читать и помнить его будут лишь семь лет после смерти, однако он ошибся. Таганрог — родной город драматурга — готовился к его юбилею несколько лет подряд. В городе уже существуют десятки памятных мест, связанных с именем Чехова, много достопримечательностей, навеянных его творчеством. Теперь их стало на четыре больше. Фигуры чеховских персонажей пользуются неизменным успехом у гостей города.

2. Скульптурная композиция «Толстый и тонкий»

Город Таганрог – родина великого русского писателя Антона Павловича Чехова - помнит и чтит его не только в многочисленных музеях и памятниках незаурядной и знаменитой личности, но и в памятниках его литературным героям.

Именно в Таганроге после окончания учебы в гимназии, молодой Антон, в отличие от своих братьев, встал на литературную стезю, здесь написал свои первые произведения. Отец Антона Павловича, Павел Егорович Чехов, будучи купцом-негоциантом, держал лавку колониальных товаров. Но для Антона и братьев лавка была местом тяжелого труда детских лет, который он описал позже в рассказах «Ванька» и «Спать хочется». Именно здесь юный Чехов подслушивал многие истории из жизни горожан, которые позже легли в основу его произведений. В вышеупомянутой лавке с 1977 года существует музей.

Прямо напротив «Лавки Чеховых» 13 мая 2010 года, во время прохождения ежегодного Чеховского книжного фестиваля, установили многофигурную композицию по мотивам рассказа «Толстый и тонкий» (Фото 1), выполненную ростовским скульптором Давидом Бегаловым. Она дополнила галерею персонажей рассказов Антона Павловича, которые уже есть в городе. [8]

Позы и выражения лиц персонажей отражают их характеры, и, глядя на них легко вспомнить соль рассказа.

Скульптурная композиция по мотивам рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий" представляет момент встречи персонажей — приятелей по гимназии Михаила и Порфирия с супругой, урожденной Ванценбах и сыном Нафанаилом, недалеко от таганрогского вокзала. [6]

В произведениях Чехова нет менторского тона, он ничему не учит, но так мастерски показывает человеческие отношения и характер персонажей, что все становится ясно без слов. Надеюсь, этот памятник поможет людям, как бы высоко они ни поднимались по карьерной лестнице, никогда не забывать о человеческом достоинстве [5]

Интересно, что городские власти и руководство Таганрогского музея-заповедника первоначально планировали установить скульптурную композицию возле старого вокзала «Таганрог-2» или в сквере «У шлагбаума», но в результате долгих дебатов остановились на месте около «Лавки Чеховых». И действительно, скульптура органично вписалась в перекресток, персонажи как будто вышли из лавки и пересказывают последние губернские новости. [2]

Если мы пройдем влево от «Лавки Чеховых» и опустимся по ул. Октябрьской до пересечения с пер. Спартаковским, увидим здание одной из старейших гимназий России.

3. Скульптурная композиция «Человек в футляре»

27 января 2010 года в ходе мероприятий, посвященных 150-летию великого русского писателя Антона Павловича Чехова - знаменитого земляка таганрожцев, открылась бронзовая скульптурная композиция под названием «Человек в футляре» (Фото 2). Она установлена перед зданием бывшей гимназии, где в свое время учился А.П. Чехов и откуда родом прообраз персонажа. Ныне в здании располагается Литературный музей А.П. Чехова и скульптура, как нельзя кстати, дополняет экспозицию музея. [8]

В согнутой фигуре с поднятым воротником шинели легко узнать одного из самых известных персонажей Чеховской прозы – учителя гимназии Беликова, который как бы пытается укрыться от враждебного мира, в котором ему одиноко и неуютно.

Глядя на фигуру учителя в застегнутой на все пуговицы шинели и круглых очках, кажется, что он только что вышел из гимназии, где отчитал провинившихся мальчишек, сказав им напоследок знаменитое: «Как бы чего не вышло». [7]

"Герою было максимум лет 40, а может быть, и 38. Не старше. Просто его всегда рисовали дедушкой, а он ухаживал за 20-летней девушкой, и она замуж за него собиралась... Вот скульптура будет стоять, и за его спиной должен быть фонарь старинный, чеховской поры. Вот так он задуман, как человек, который идет последний раз домой, откуда он уже никогда не выйдет", — рассказывал скульптор Давид Бегалов. [6]

Характерная деталь - памятник установлен без постамента. По замыслу его создателя, «Человек в футляре» должен органично вливаться в поток спешащих по своим делам людей, как и положено пришедшему из жизни чеховскому герою. [4]

Для того чтобы осмотреть следующий объект, надо перейти дорогу и пройти по Спартаковскому переулку, который приведет к площадке перед входом в парк культуры и отдыха им. М. Горького.

4. Скульптурная композиция «Египетская пирамида»

Скульптурная композиция у входа в парк (Фото 3) создана по мотивам рассказа А.П. Чехова «Каштанка» и представляет собой эпизод чеховского рассказа – цирковой номер «Египетская пирамида». Она установлена на низком гранитном постаменте, вокруг которого уложена цветная плитка, символизирующая цирковую арену.

Открытие состоялось 1 сентября 2008 г., к празднованию Дня знаний, поэтому ее габариты, пластика максимально безопасны для детских игр. [3].

Автор композиции Дмитрий Лындин обратился к известнейшему эпизоду «Каштанки». По просьбе дрессировщика животные изображают следующее: на спине свиньи Хавроньи Ивановны располагается гусь Иван Иванович, а на нем — встав на задние лапы, кот Федор Тимофеевич. За всем этим наблюдает легендарная Каштанка.

Несмотря на то, что памятник появился недавно, у жителей города появилась примета: если загадать желание и потереть пятачок свиньи, то оно непременно сбудется. Пятачок уже блестит от прикосновений, а сама композиция редко пребывает в одиночестве из-за своей популярности. [4]

Мы продолжаем прогулку по историческому центру до Каменной лестницы. С её верхней смотровой площадки открывается прекрасный вид. Это кротчайший путь к Пушкинской набережной. Если идти по аллее от памятника Пушкину к морю, справа будет четвертая композиция. [1]

5. Скульптурная композиция «Роман с контрабасом»

Композиция «Роман с контрабасом» (Фото 4) создана по мотивам рассказа А.П. Чехова «Роман с контрабасом» к празднованию Дня города. Открытие состоялось 12 сентября 2008 г. Скульптура сразу полюбилась жителям и гостям города. [7]

Автор скульптурной композиции - Дмитрий Лындин, изобразил финальную сцену романа. [6] Симпатичная молодая девушка в костюме Евы выглядывает из футляра контрабаса, выражение лица испуганное и смущенное. [7] Просвет в контрабасе по форме женской фигуры придает композиции подчеркнуто юмористический и в то же время креативный характер. [6]

Для тех, кто читал рассказ вполне понятно ее замешательство, для остальных это хороший повод познакомиться с этим небольшим произведением великого писателя и оценить его чувство юмора. [7]

Таганрог полностью пропитан Чеховым и его героями.

Ну как не вспомнить слова из песни Ю. Лаптева?!

Здесь жил Овсов, жила Каштанка, Ионыч публику смешил.

А с черноокою гречанкой, возможно, Астров здесь бродил.

Итак, мы завершаем экскурсию по предложенному маршруту. Наше путешествие подошло к концу. Полагаю, оно было увлекательным, полезным и, может, даже не скучным. Я прощаюсь с вами, благодарю за внимание и предлагаю совершить самостоятельную прогулку по набережной. Если у Вас возникли какие-либо вопросы, пожалуйста, задавайте, а я на них с удовольствием отвечу.

Заключение

Моей целью было составление новой экскурсии, одинаково интересной для разнообразных групп экскурсантов, закрепление и расширение теоретических знаний, развитие навыков экскурсовода, овладение методикой разработки экскурсии.

Задачей данной работы являлось изучение основ экскурсионной деятельности, развитие навыков проведения обзорной экскурсии.

Поставленные передо мной задачи были достигнуты. Я научилась пользоваться необходимой для составления экскурсии литературой, освоила принцип создания новой экскурсии, научилась выбирать методы показа и рассказа, позволяющие наиболее красочно демонстрировать те или иные объекты.

Мною составлена новая обзорная экскурсия для школьников по городу Таганрогу (Приложение 3). Надеюсь, что она будет востребована среди данной группы экскурсантов. Необходимо помнить и знать историю своего города, в котором многие из нас родились и выросли.

В результате исследования составлен путеводитель (Приложение 1 и 2), который поможет жителям и гостям города осмотреть достопримечательности по предложенному маршруту.Я соприкоснулась лишь с небольшой частичкой моей малой родины. Памятники Таганрога, история многообразны, колоритны. С каждым годом Таганрог становится краше. Считаю очень важно непросто самому иметь эти знания, но и быть своеобразным проводником в мир почитания, сохранения, бережного отношения к природе и истории своего края. Думаю, в школах нашего города найдутся исследователи – достойные продолжателя моего дела, которые разработают аналогичные путеводители по другим маршрутам.

Список использованных источников и литературы

  1. Андреенко С. А. Таганрог. Познавательное путешествие по легендам и былям старого города. Путеводитель. – Таганрог: ООО «Антон», 2004.

  2. http://справочниктуриста.рф/places/1689-pamjatnik-tolstyi-i-tonkii.html

  3. http://big-rostov.ru/?page_id=2172

  4. http://www.dontourism.ru/memorials_view.aspx?id=88

  5. http://www.taganrog.su/phpbb3/viewtopic.php?p=264469

  6. http://turbina.ru/guide/Taganrog-Rossiya-88571/Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Arkhitektura-Pamyatniki/3/0/Skulpturnaya-kompozitsiya-Tolstyy-i-tonkiy-41320/Otzyv/Tchekhovskie-geroi-Tolstyy-i-tonkiy-66305/

  7. http://www.rutraveller.ru/place/11682

  8. http://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=17223

Приложение

Фото 1. Скульптурная композиция «Толстый и тонкий».

Автор Давид Бегалов

Фото 2. Скульптурная композиция «Человек в футляре».

Автор Давид Бегалов

Фото 3. Скульптурная композиция «Египетская пирамида».

Автор Дмитрий Лындин

Фото 4. Скульптурная композиция «Роман с контрабасом».

Автор Дмитрий Лындин

Приложение 1. Схема маршрута

«Герои рассказов А.П. Чехова на улицах Таганрога»

  1. Скульптурная композиция «Толстый и тонкий»

  2. Скульптурная композиция «Человек в футляре»

  3. Скульптурная композиция «Египетская пирамида»

  4. Скульптурная композиция «Роман с контрабасом»

Приложение 2. Рекламный проспект (буклет) экскурсионного маршрута

«Герои рассказов А.П. Чехова на улицах Таганрога»

Экскурсионное бюро "Лукоморье"

приглашает Вас совершить уникальную часовую экскурсию

«Герои рассказов А.П. Чехова на улицах Таганрога».

Мы находимся по адресу:

г. Таганрог→ МАОУ СОШ № 25/11→ пер. 3-й Артиллерийский, д. 21

Контактный телефон: 8(8634) 62-54-24

Режим работы: с 9.00 до 17.00 без перерыва и выходных

  1. Приложение 3. Технологическая карта экскурсии «Герои рассказов А.П. Чехова на улицах Таганрога»

  2. Тема экскурсии: «Герои рассказов А.П. Чехова на улицах Таганрога»

  3. Продолжительность: 1 час

  4. Автор-разработчик: Антонова Анна Сергеевна

  5. Содержание экскурсии: ознакомление со скульптурами – чеховскими персонажами, живущими на улицах.

  6. Маршрут экскурсии: музей «Лавка Чеховых» – Гимназия им. А.П. Чехова – Городской парк культуры и отдыха – Пушкинская набережная.

    1. Участки (этапы) перемещения по маршруту от места сбора экскурсантов до последне

    2. го пункта на конкретном участке маршрута

    1. Места остановок

    1. Объект показа

    1. Про

    2. дол

    3. жи

    4. тель

    5. ность осмотра в мину

    6. тах

    1. Основное содержание информации

    1. Указание по организации*

    1. Методические указания**

    1. ул. Александровская, 100

    1. Сбор на перекрёстке у музея «Лавка Чеховых»

    1. 1. Здание «Лавка Чеховых»

    2. 2. Скульптурная композиция «Толстый и тонкий»

    1. 10 мин

    1. Вступительная беседа

    2. 1. Детство

    3. А.П. Чехова.

    4. 2. История создания скульптурной композиции «Толстый и тонкий»

    1. Проводится на месте приема группы. Экскурсовод представляется группе, называет фамилию, имя, отчество, при этом называет учреждение, которое он представляет. После этого экскурсовод сообщает о теме, маршруте, продолжительности экскурсии, времени и месте окончания экскурсии. Экскурсовод проводит инструктаж о правилах поведения во время экскурсии.

    1. Вступительную беседу следует начать с представления темы и маршрута. Вступление должно быть лаконичным и частично раскрывать содержание материала экскурсии, подготовить экскурсантов к его восприятию, заинтересовать их.

    2. Показать сохранившуюся лавку, в которой работал юный А.П. Чехов.

    1. ул. Октябрьская, 9

    1. Литературный музей «Гимназия А.П. Чехова»

    1. 1.Здание гимназии А.П. Чехова

    2. 2. Скульптурная композиция «Человек в футляре»

    1. 10 мин

    1. 1. Место учебы писателя.

    2. 2. История создания скульптурной композиции «Человек в футляре»

    1. Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели скульптуру на фоне фонаря. На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования.

    1. Показать здание мужской гимназии, в которой учился А.П. Чехова.

    1. ул. Петровская, 104

    1. Площадка перед входом в парк

    2. им. М. Горького

    1. Скульптурная композиция «Египетская пирамида»

    1. 10 мин

    1. История создания скульптурной композиции «Египетская пирамида»

    1. Расположение группы у объекта – полукольцом.

    2. На этой остановке экскурсантам предоставляется время для фотографирования.

    1. Рассказать эпизод чеховского произведения – цирковой номер «Египетская пирамида».

    1. Пушкинская набережная

    1. Аллея от памятника А.С. Пушкину к морю

    1. 1.Каменная лестница

    2. 2.Пушкинская набережная

    3. 3.Скульптурная композиция «Роман с контрабасом»

    1. 10 мин

    1. 1. Вид со смотровой площадки Каменной лестницы на Пушкинскую набережную.

    2. 2. История создания скульптурной композиции

    3. «Роман с контрабасом»

    1. Экскурсовод рассказывает о прекрасных видах, открывающихся с Каменной лестницы, памятниках в разных уголках набережной. Гид прощается с группой, благодарит за внимание и любезно предлагает совершить самостоятельную прогулку по набережной.

    1. Прием панорамного показа с Каменной лестницы дает возможность экскурсантам наблюдать вид местности.

    2. Рассказывая о набережной, обратить внимание на расположение тропинок и прогулочных дорожек.

    1. * Указываются предпочтительные точки, ракурсы обзора объектов показа; выходы экскурсантов из автобуса; конкретные моменты предоставления информации.

    2. ** Указания по созданию определенного эмоционально-психологического настроя экскурсантов, по использованию конкретных методических приемов ведения экскурсии.

13

Просмотров работы: 1407