«И я, забывшись в песенном бреду,
Как заклинанье, повторяю снова,
Что музыкант лишь тот, кто слышит слово,
Поэт лишь тот, кто с музыкой в ладу».
А. Розенбаум.
Сегодня нет человека, который бы не слышал об авторской песне. Город, в котором я живу, автогигант «КАМАЗа» - Набережные Челны, огромная всесоюзная молодежная коммунистическая стройка 60-х годов, имеет свою историю и свои традиции.
«Нам песня строить и жить помогала» - говорят старожилы Автограда.
Авторская (иначе - "бардовская", "поэтическая") песня - современный жанр устной поэзии ("поющаяся поэзия"), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов. Его создали «поющие поэты»- авторы стихов и музыки своих песен, являющиеся одновременно их исполнителями. В одних случаях это были профессиональные поэты, сочетавшее песенное творчество с созданием не песенных стихотворений (Булат Окуджава, Александр Городницкий, Новелла Матвеева). В других случаях – авторы песен, именно в этом жанре реализовавшие свой поэтический талант (Юрий Визбор, Владимир Высоцкий, Юрий Кукин). Песни такого рода поначалу исполнялись в дружеских компаниях, в туристских походах. Со временем некоторые из авторов песен начали выступать с публичными концертами. Еще больше расширяли их аудиторию магнитофонные записи, сделанные как во время публичного исполнения, так и домашнего.
Авторская песня, или бардовская музыка — песенный жанр, возникший в середине XX века в разных странах. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой.
В нынешнее время бардовская песня возрождается. Сегодня в каждой шумной компании можно увидеть или услышать гитариста, исполняющего собственные песни.
Цель исследовательской работы:
Приобщиться к бардовской песне набережночелнинцев, раскрыть тематику бардовской песни и показать её огромный воспитательный потенциал, заключённый в сочетании выразительных стихов и искренней мелодии.
Задачи:
1. Проанализировать исторический материал по раскрытию данной темы;
2. Овладеть умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
3. Сформировать представление о художественном своеобразии жанра «авторская песня» как уникальном явлении русской и татарской культуры;
4. Собрать информацию о бардовской песне Автограда.
Гипотеза:
Творчество бардов, каждое их выступление, каждая их песня заставляет нас задуматься о самых главных и глобальных проблемах, о красоте мира, о любви, о войне. Ксожалению, иногда мы забываем о том, какая красота нас окружает. Пусть сегодня мы живем в мегаполисе и не всегда нам близка природа, мы становиться суетны и потребительски относимся к жизни, встреча с авторской бардовской песней поможет разбудить в нас всё то, что заснуло в нас в суете наших дел.
Объект исследования:
Авторская бардовская песня
Предмет исследования:
Авторская бардовская песня Авторгада
Методы исследования:
Анализ первоисточников;
Интерпретация исследователем информации, содержащейся в документальных материалах, аудио-видио записях и выявление их сути.
Теоретическая значимость исследования:
Показать уникальность авторской песни, которая заключается в неповторимом настрое автора, и в тесном, неповторимом общении его со слушателем, при котором автора-исполнителя и слушателя объединяет общая вера в реальность того, о чем поется в песне. Авторская песня не столько призывает к действию, сколько она сама становится действием, и содействием, объединяющим людей. Указать на особенность данного песенного направления, ведь автор песни сам является и ее исполнителем, и слушателем, то есть оказывается вовлеченным в процесс диалога. В то же время автор получает мощную энергетическую «подпитку» от слушателей, непосредственное общение увеличивает его творческие силы. Иными словами, авторская бардовская песня - это результат сотворчества, и по-настоящему создается она в момент исполнения.
Актуальность:
Данная тема актуальна и интересна, так как обращена к каждому читателю и слушателю, каждый может найти в ней то, что близко его пониманию и духовному развитию. Сила авторской песни в честности, искренности, поэтому не может не заинтересовать умеющего и желающего думать человека.
Поэтический «бум» времен «оттепели», всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой «авторской песни». Название это условно и подразумевает творчество «поющих бардов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Доминантой в «авторской песне» является стихотворный текст, которому подчинены и музыка, и манера исполнения.
2. Авторская песня.
Авторская песня, или бардовская музыка - песенный жанр. Его отличительными особенностями являются совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой [1].
Авторская песня – самобытное, неординарное музыкальное явление, которое не укладывается ни в одно определение. Своё начало этот жанр берёт в музыкальной культуре Древней Руси – древние слагатели былин (баяны), певцы-дружинники. Автор стихов и музыки является её непременным исполнителем. Создатель авторской песни обычно не музыкант, а поэт. Определяя сущность авторской песни, Булат Окуджава говорил, что это – «поэзия под гитару», а Владимир Высоцкий говорил, что это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку. Исполнение таких песен отличается доверительностью, простотой (обычно исполняется под гитару).
Истоками авторской песни являются:
городской романс;
кант (бытовая многоголосная песня);
крестьянские песни;
творчество декабристов;
революционные молодёжные песни 20-х годов;
песни беспризорников;
студенческий фольклор.
Авторскую песню запрещали, обвиняли в не профессионализме, называли «самодельщиной». Но песни, сочинённые в стройотрядах, в кругу друзей-единомышленников, очень быстро распространялись по стране и становились народными.
Моим родителям были хорошо известны барды: Владимир Семенович Высоцкий, Александр Моисеевич Городецкий, Юрий Лоза, Булат Шалвович Окуджава, Александ Яковлевич Разенбаум, Юрий Иосифович Визбор, Татьяна и Сергей Никитины, Виктор Цой, Андрей Вадимович Макаревич, Андрей Бутузов, Сергей Трофимов, Галина Хомчик, Наталья Муратова и многие другие.
Авторская песня была одной из форм самовыражения «шестидесятников». Главной сферой реализации романтического начала была «песня странствий» с центральными для неё образами дружбы (друга) и дороги как «линии жизни» — пути в неизведанное и пути к самопознанию. Лирический герой авторской песни – это романтик, мечтатель, бродяга с рюкзаком и гитарой, будь то геолог, турист или строитель новых городов. Его мир - это горы, тайга, нехоженые пространства. Он презирает мещанский уют, как и положено герою романтической поэзии.
Не случайно авторская песня нашла своё место среди строителей и жителей города Набережные Челны, где проходила всесоюзная Комсомольская стройка. В разные годы песня стала горожанам и колыбельной, и строевой, и маршевой. Гитара, душевный, лирический стих создали и поддержали уникальный духовный порыв молодежи 70-80 годов.
2.1. Авторская песня в городе Набережные Челны.
После «недопесенных» 90-х, в начале этого века, авторская песня вновь поселилась в камазовском обиходе. Во многом благодаря Олегу Дмитриевичу Белоненко любители этого жанра в Набережных Челнах собирались на фестивали, организовывали концерты, ездили на «Грушу» (Грушенский фестиваль).
Тем, кто не знает или успел позабыть, напомню: Олег Белоненко проработал на КАМАЗе 25лет (с 1972 года). Был инженером-конструктором, секретарем ВЛКСМ (Союза Молодежи) КАМАЗа, затем- заместителем секретаря парткома автогиганта. С 1987-1994-й годы был директором производства, а затем и завода- завода малолитражных автомобилей. В последующие три года занимал должность вице-президента КАМАЗа, заместителя генерального директора по маркетингу и продажам. Однако в 1997-м году он уехал из Челнов в Екатеринбург где ему предложили должность первого заместителя генерального директора холдинга “Уральские машиностроительные заводы”. И уже через 2 года он стал генеральным директором “Уралмаша”. Через 7 месяцев, 10 июля 2000 года Олега Белоненко и его водителя хладнокровно расстреляли киллеры.
Через год, по инициативе профкома КАМАЗа, в память об Олеге Белоненко был организован фестиваль авторской песни, ставший с тех пор регулярным мероприятием.
Трагический уход из жизни Олега Дмитриевича ещё сильнее сплотили камазовских и челнинских бардов. По инициативе А.И. Василенко (художественного руководителя Фонда памяти В.С. Высоцкого), при поддержке В.К. Каюмова, возглавлявшего в те годы ЗМА (завод микролитражных автомобилей), был учрежден фестиваль авторской песни памяти Олега Белоненко.
Собираются на этом фестивале, все те, кому дороги нравственные, эстетические, человеческие идеалы и традиции самодеятельной песни. Профессиональный уровень фестивалей растет год от года.
2.2. ДК «Камаз»- центр авторской, бардовской песни.
Город Набережные Челны в удивительный период его строительства и энтузиазма называли не только городом автомобилестроителей, но и городом поэтов, художников, музыкантов. Самодеятельные коллективы, поэтические объединения, клубы по интересам возникали в красных уголках общежитий и строящихся заводов, массовые праздники устраивались на едва оборудованных площадках.
Дворец культуры «КАМАЗ» стал центром, объединившим эти творческие силы, раскрывшим потенциал тысяч талантливых молодых людей и давшим возможность не только городу, но и всей стране в полной мере оценить уровень лучших художественных коллективов Набережных Челнов.
Авторская песня хороша в «живом» исполнении. Чтобы послушать любимых бардов, а также пожить «палаточной» жизнью, поклонники «песни у костра» посещают различные фестивали авторской песни.
Деятельность творческого центра «Премьера» включает в себя проведение выявление новых имён и поддержку начинающих исполнителей авторской песни, подготовку и проведение разнообразных художественных программ. Сегодня клуб авторской песни Автограда имеет серьёзные планы на будущее. Самое главное, теперь у клуба есть свое помещение, в котором может собраться вся аудитория любителей авторской песни, имеется возможность проведения профессиональных репетиций на сценах Дворца «Камаз». Успешному осуществлению намеченных проектов, безусловно, будет способствовать накопленный за долгие годы деятельности клуба опыт. Ежегодно на базе отдыха ПРЗ «Лесная сказка» клуб проводит фестиваль авторской песни, который собирает большое число зрителей и участников. Клуб вносит большой вклад и в сохранение творческого наследия Владимира Высоцкого. По традиции ежегодно 25 января и 25 июля проводятся концерты, посвящённые памяти Владимира Высоцкого. «Премьера» является постоянным участником популярных фестивалей авторской песни, таких, как Грушинский, «Айша». Члены клуба Олег Марага, Игорь Сокольников, Александр Башин, Ольга Пантюхина, Андрей Чентаев, Сергей Пестрецов, Ольга Кузьмичева-Дробышевская, Евгений Прохоров, Елена Зеленцова успешно выступают на самых разных площадках перед широкой зрительской аудиторией. У набережночелнинцев становится популярным и фестиваль бардовской песни «Нектаринка». Его организовал известный челнинский музыкант, руководитель клуба авторской песни имени Владимира Высоцкого при ДК КАМАЗа Александр Василенко. Дело в том, что до этого Александр Иванович в течение 10 лет проводил камазовский фестиваль бардовской песни, посвященный памяти первого директора завода малолитражных автомобилей Олега Белоненко. И проходил он, в основном, на одной из камазовских баз отдыха. Когда КАМАЗ отказал в поддержке этого движения, Василенко собрал бардов у себя на даче, чтобы не прерывать традицию. И фестиваль назвали - «Нектаринка». Такая садовая форма его проведения понравилась челнинским бардам, поэтам и их гостям.
Ежегодно проходит региональный фестиваль бардовской песни "Алые паруса".Для участия в Фестивале приглашаются авторы и исполнители произведений в жанре бардовской песни, члены творческих объединений, клубов авторской песни, клубов самодеятельной песни Закамского региона в возрасте от 18 лет и старше. Для участия в Фестивале каждый участник или творческий коллектив представляет Оргкомитету не менее двух песен под гитару в одной из следующих номинаций: «автор-исполнитель», «исполнитель бардовской песни», «авторские песни, посвященные годовщине Победы в Великой Отечественной войне», «свободный микрофон-приз зрительских симпатий» (номинация оценивается участниками фестиваля).
Конкурсные выступления оцениваются по следующим критериям: поэтическое и композиторское мастерство; владение музыкальным инструментом; исполнительское мастерство; эмоциональная выразительность исполнения; максимальная передача стиля.
2.3. Программа фестивалей авторской бардовской песни.
Конкурсы-фестивали привлекают участников творчеством в полевых условиях и проживанием в туристических палатках. Причем, палатки, инвентарь, для участников Фестиваля организаторами не предоставляются.
Программа фестиваля:
09.00-10.00 |
Регистрация участников в МАУК «ДК «КАМАЗ» (пр. Мира 87/22 (22/01)). |
10.00-12.00 |
Заезд участников, размещение, инструктаж, знакомство с территорией Фестиваля, решение организационных вопросов. |
12.00-13.00 |
Обед |
13.00-13.30 |
Подготовка к открытию Фестиваля |
13.30-14.00 |
Общий сбор. Открытие Фестиваля |
14.00-18.00 15.00-18.00 |
Конкурсная программа . Работа спортивных, игровых площадок |
18.00-18.50 |
Ужин |
18.50-21.00 |
Продолжение конкурсной программы. |
21.00-21.30 |
Общий сбор. Подведение итогов дня. Информация о работе Фестиваля на следующий день. |
21.30-23.00 |
Дискотека |
23.00-01.00 |
Песни у костра (Свободный микрофон) |
01.00 |
Отбой |
08.00-08.15 |
Подъем |
08.15-08.30 |
Утреннее построение. Зарядка. |
08.30-09.15 |
Завтрак |
09.15-12.00 |
Конкурсная программа (Финал) |
12.00-13.00 |
Обед |
13.00-14.00 |
Закрытие Фестиваля, объявление результатов, награждение участников и победителей. |
14.00-16.00 |
Снятие лагеря, сдача инвентаря, приведение в порядок территорию (бивак). |
16.00-16.30 |
Отъезд |
На фестиваль авторской песни в автоград каждый год приезжают около 20 авторов-исполнителей из Татарстана и соседних регионов — поют свои песни, читают стихи, играют на музыкальных инструментах.
Программы фестивалей авторской бардовской песни, проходящие на сцене, театральных подмостках города не менее интересны и привлекательны.
Ведущие и организаторы фестиваля готовят сцену, прорабатывают материал, готовят участников и зрителей программы.
Сценарный план фестиваля бардовской песни:
10-00-16.00 |
Заезд и регистрация участников фестиваля. Знакомство гостей с историей Автограда. Экскурсии. |
13.00 |
Репетиция участников. Организация выставок |
16.00 |
Фанфары к открытию |
16.00-16.20 |
Просмотр фото и видео материалов о В.С. Высоцком. В.С. Высоцкий в городе Набережные Челны. |
16.20-16.40 |
Слово почетных гостей фестиваля. |
16.40- 19.00 |
Выступление участников фестиваля. |
19.00 |
Закрытие фестиваля. |
19.00-20.00 |
Круглый стол участников и гостей фестиваля. Общение с прессой, встречи с друзьями. |
Бардовские фестивали памяти Владимира Семеновича Высоцкого проходят на площадках ДК «КАМАЗ». Имя великого барда много значит для автограда: театр на Таганке выступал на гастролях в Набережных Челнах с 24 июня по 4 июля 1974 года. Спектакли проходили в Доме культуры «Энергетик». Набережные Челны свято хранят память о Высоцком. О популярности его среди челнинцев говорит и тот факт, то свидетельство, что многие поэты (Валерий Хатюшин, Юрий Малков, Мансур Сафин, Александр Попов, Виктор Гладков, Анна Барсегян, Геннадий Абросимов, Нияз Вали, Леонид Горбунов, Людмила Черникова и другие) посвятили ему свои стихи, а многие художники запечатлели его образ на своих полотнах.
Художественным руководителем ежегодного фестиваля авторской песни памяти Высоцкого в Набережных Челнах является Александр Василенко. На этих фестивалях, на подмостках ДК «КАМАЗ» выступают набережночелнинские барды: Альберт Тазиев, Ольга Назарова, Рафис Харисов, Сергей Котлов, Игорь Сокольников, Андрей Чентаев, Ольга Пантюхина, Александр Башин, Ольга Кузьмичева, Евгений Прохоров, Ксения Некляева, Владимир Муромцев, Александр Околесников и многие другие.
2.4. Татарская бардовкая песня
В Набережных Челнах робко зарождается целый пласт в татарской культуре — татарская бардовская песня. Пока республика не может похвастать большим количеством талантов в этой сфере, но они все же есть, это уже не может не радовать. За 8-летнюю историю бардовского фестиваля «Шат-шау» количество участников почти не меняется и максимально доходит до 20 человек. А само название в культурных кругах уже стало брендом. Площадкой для фестиваля выступает сцена татарского драмтеатра. Здесь всегда теплая атмосфера, небольшая сцена и зрительный зал, рассчитанный на истинных ценителей авторской песни. Авторов-исполнителей для фестиваля Ильшат Аюпов (собственный корреспондент НТВ) ищет по интернету, знакомится, переписывается и приглашает поучаствовать в концерте. Костяк татарских бардов — это в основном казанские исполнители. В Челны, к примеру, нередко приезжает солист некогда известной татарской фолк-рок-группы «Сак-Сок» Захир Насибуллин. И хотя прогрессивный музыкант работал всегда в стиле рок-н-ролла, местные барды записали его в свой авторский круг. Челнинский певец Ринат Гильфанов, также участник фестиваля, - вообще личность известная. Он выпустил уже второй диск, а на три-четыре свои песни снял клипы в Узбекистане, причем очень качественные.
О чем же поют современные татарские барды? Как выяснилось, самой главной темой остается любовная лирика.
2.5. Музыкальный ряд авторской бардовской песни г. Набережные Челны
Сегодня накоплен большой каталог виниловых пластинок, грампластинок, DVD, СD и Blu-Ray дисков и прочих носителей аудио и видео записей жанра Авторская песня в стране и он ежедневно пополняется новинками. Новые фестивали, открывают новые имена.
Исполнители песен записывают видео ролики, музыкальные диски, однако они нередко не получают на них авторское право. Этот вопрос юридически и финансово достаточно не прост.
По инициативе ОАО «КАМАЗ» при содействии директора по информационной политике ОАО «КАМАЗ» Владимира Самойлова, автора и редактора проекта Наиля Нагуманова, музыкального и художественного руководителя проекта Александра Василенко издан подарочный диск «На простор» с записями участников фестивалей авторской песни памяти Олега Белоненко города Набережные Челны.
«Мы всегда рады работать с авторами-исполнителями, поэтами и композиторами, "творящими" собственные песни в разных музыкальных стилях и направлениях,и предлагаем серьёзно поработать в студии для записи своих "шедевров"» - говорит звукорежиссер, монтажор записей Марат Валеев и Сергей Некляев.
3. Исследование.
Мною было проведено анкетирование среди учеников 6 «а» класса МБОУ СОШ №30 г. Набережные Челны. (29 респондентов)
1. Вы знаете что такое авторская бардовская песня?
- 80% респондентов не знают, что такое авторская песня.
- 10% связывают бардовскую песню с гитарой, но не знают всех тонкостей этого направления.
- 10% респондентов знают, что такое бардовская песня, а также являются поклонниками этого направления.
2. Слышали ли вы, о фестивалях бардовской песни в г. Набережные Челны?
87% респондентов слышали о фестивалях авторской песни из СМИ
12% респондентов не слышали о проведении фестивалей авторской бардовской песни.
1% респондентов присутствовал с родителями на фестивале авторской песни в г. Набережные Челны.
3. Знаете ли вы имена бардов?
- К великому изумлению, ни один из моих одноклассников не вспомнил ни одного имени барда, но когда я произнес Владимир Высоцкий, Булат Окуджава, Александр Розенбаум, Виктор Цой, Юрий Визбор- многие стали со мной соглашаться, что они слышали эти имена.
4. Анализ авторской бардовской песни, на примере творчества барда Игоря Сокольникова
Игорь Сокольников (23 октября 1963г. рождения ), бард, проживает в городе Набережные Челны Республики Татарстан. Активный участник фестивалей авторской бардовской песни.
«Вдохновенье»
Игорь Сокольников http://www.stihi.ru/2016/12/31/5335
Если ветер свистит и в душе непогода
Если парус поник,в голове ни строки
К нам приходит откуда-то свыше подмога
Вдохновеньем слова превращая в стихи.
По каким-то чудесным законам движенья
На каких-то невидимых глазу больших парусах
На бумагу ложатся души отраженья
Чтоб крылатою птицей взлетев поселиться в сердцах.
Вдохновенье в чистых небесах
Вдохновение в гитаре и в стихах
Вдохновенье к нам приходит в дом
С вдохновением мы все переживем.
Горы зовут
Игорь Сокольников http://www.stihi.ru/2014/03/29/8178
На горных спусках и на подъёмах веру в тебя сберегу
Снова в палатке играет гитара вьётся дымок на ветру
В ясные дни здесь на горной вершине солнце играет в снегах
Встретимся снова с тобой на равнине горы останутся в снах
Будет ли вновь штурм вершины ребята это зависит от нас
Ну а пока ледорубы на полках ждут восхождения час
Снова простимся с тобой на вокзале не на всегда не грусти
Горы зовут и наш штурм повторится встретимся скоро ты жди.
Весна
Игорь Сокольников http://www.stihi.ru/2014/03/26/3995
Уже Зима побеждена,уже не злы её морозы
В проталинах подмёрзли слёзы,уверенно идёт Весна
Проснулись в скверах воробьи,шумливый птичий спор
Капель и лужица воды,ведут свой разговор
И в каждой капельке гляди,свой колокольчик бьёт
Дин-дон дин-дон звенят они,и к лужице вперёд
Весна,небес голубизна,Весна,журчат ручьи
Весна Весна наперебой,в саду кричат грачи
И в перепачканных тонах,земля,вода и снег
Дорога словно в облаках,свой изгибает бег
Поля ещё лежат в снегу,но воздух чист и свеж
Зима-упрямица сдаёт,Весне подтаявший рубеж.
Песня Боевого Офицера
Игорь Сокольников http://www.stihi.ru/2014/03/26/5270
Уже давно окончилась война,но на душе не заживают раны
Пожарами опалены они,разорваны осколками Чечни,Афгана
Я видел смерть глаза в глаза и хоронил своих мальчишек в цинках
В меня стреляли снайпера но выжил я назло
Всем стратегическим просчётам ошибкам.
Мир вспомним тех солдат,что погибли на фронтах на этих
Дети без отцов,жёны без мужей,сколько их на этом белом свете.
Читал мальчишкой о войне и представлял себя героем
Гордился Родиной своей,молился тихо перед боем
Иконостасом ордена, воспоминанья огненным пожаром
Написаны на сердце имена,
Дай Бог ребята что-бы это было всё не даром.
Мир вспомним тех солдат,что погибли на фронтах на этих
Дети без отцов,жёны без мужей,кто теперь за это всё ответит
Мир вспомним тех солдат,что погибли на фронтах на этих
Дети без отцов,жёны без мужей,сколько их на этом белом свете.
Выводы:
Тексты песен обычно представляют собой особый жанр поэзии. Его отличают чёткость композиции, совпадение синтаксических и структурных граней (равенство строфы и законченной мысли, строки и фразы). Лирика барда многогранна, он писал свои песни о смысле жизни , о любви, о красоте природы, не оставалась в стороне и тема войны.
Бард отдает предпочтение пейзажной,гражданской, любовной, городской, философской лирике. Он не отделяет себя от аудитории, строго говоря, он не «исполняет» песню, не «демонстрирует» себя и свое творчество слушателям, а ведет с ними доверительный разговор по душам, рассчитывая на ответную реакцию.
5.Заключение.
Проявления авторской песни разнообразны и многоплановы, определяются они несхожестью самих авторов и их судеб, характеров, индивидуальностью процессов восприятия и отражения. Но всегда и во всех проявлениях важнейшей темой авторской песни остается человек. И не только «герой», но и человек обыкновенный, с его чувствами, ощущениями, интересами, ценностями и отношением к самому себе и другим людям. Творцов сегодняшней бардовской песни, современных борцов, теперь знают, они стали популярными, стали даже “звездами”, их записывают на пластинки, показывают по телевидению,их записи можно встретить на страницах Интернет, им помогают крупнейшие музыканты, да и сам музыкальный уровень их песен становиться высок.
Прелесть этой песни, на каком бы языке она не звучала, - это её простота, доступность, камерность, напевность, в том, что это песни для души, для пения в кругу друзей. Дарование их многостороннее и удивительно цельно. Именно это-сущность самодеятельной песни, где музыка, поэзия и исполнительство неразделимы, совмещаются в одном лице.
«Семь цветов радуги» - это тематический спектр авторской песни. Можно сказать, индивидуальная цветовая ассоциация. Понятие «красного» цвета – героизм, гражданственность, патриотизм. Понятие оранжевого цвета в радуге: юмор, радость, веселье, оптимизм, сила, добро, свобода человека. Понятие жёлтого цвета в радуге, мечта, фантазия, романтика, романтическая традиция, создание воображаемых музыкальных образов. Понятие «зелёного» цвета, песня размышления, песня- картина, песня- разговор, романтика, ритм, вальс, художественно- музыкальный образ природы, элегия. Понятие «голубого» цвета радуги, высокая духовность, уважение, восхищение нежность. Понятие «синего» цвета радуги, верность, благородство драматизм неразделённой любви. Понятие «фиолетового» цвета радуги, печаль, скорбь, утрата [2].
Самое главное отличие авторской песни – это ее индивидуальность. В каждой строчке чувствуется влияние личного авторского отношения к той или иной теме. Песни могут быть абсолютно разные: грустные и веселые, любовные и геройские. Авторская песня несет в себе:
помощь в понимании человеческих ценностей,
помощь в понимании единства человека и мира,
авторская песня очищает наши сердца,
музыка авторской песни обогащает своей красотой,
она призывает к высоким чувствам, помогает духовному становлению.[3].
Действительно, творчество бардов, каждое их выступление, каждая их песня заставляет нас задуматься о самых главных и глобальных проблемах, о красоте мира, о любви, о войне. Сегодня мы живем в большом мегаполисе и не всегда нам близка природа, мы становиться суетны и потребительски относимся к жизни, но встреча с авторской бардовской песней поможет разбудить в нас всё то, что заснуло в нас в суете наших дел.
Проблематика, связанная с авторской бардовской песней Автограда, поистине широка, разнопланова и научно мало изучена, поэтому невозможно в полной мере осветить все вопросы, связанные с ней.
6. Литература:
1.https://ru.wikipedia.org/wiki/ Авторская песня.2.Энциклопедия популярной музыки Кирилла и Мефодия. 2000. CD.3. Булат Окуджава. Музыка души. Предисловие к Антологии авторской песни «Наполним музыкой сердца». М., СК, 1989.
4. Новый мир. Набережные Челны. Издательство «Известия» 1975г.
5. http://www.stihi.ru/
6. biografija.ru›…belonenko-oleg-dmitrievich.htm
7. http://дк-камаз.рф/avtorskayapesnya