Увидеть и познать свой край
Можно либо своими глазами,
Либо с помощью книг.
М.В.Ломоносов
У всех народов мира есть настоящее и будущее. Каждый человек хочет знать историю своей Родины. Родина для нас – это место, где мы родились, живем и учимся. С самых первых шагов своей жизни мы открываем для себя мир. Всегда интересно знать прошлое своего поселка или города, в котором ты живешь. Потому что история помогает нам по-новому взглянуть на окружающий мир. История живет в наших именах, фамилиях, в названиях городов и улиц. В истории нашего поселка есть немало удивительного и интересного. Каждый из нас должен знать и гордиться достижениями родного края. Я провел анкетирование среди одноклассников, их родителей и учащихся 4В класса.
В опросе участвовало 40 человек. Приложение 1
Результаты анкетирования
- 50% учащихся 8 А класса, 60% родителей и 30% учащихся 4 В класса знают в каком году появился поселок Пятницкое;
- 60% учащихся 8 А класса, 70% родителей и 55% учащихся 4 В класса знают, что означает слово «Пятницкое»;
- 52% учащихся 8А класса, 60% родителей и 44% учащихся 4 В класса знают, что означает слово «Оскол»;
- 10% учащихся 8 А класса, и 8% учащихся 4 В 35% родителей класса предположили названия улиц, на которых проживают.
Проанализировав результаты анкетирования у меня возникла идея собрать материал об истории поселка Пятницкое.
Исходя из этого, актуальность работы заключается в изучении прошлого поселка, в описании событий, происходивших на его территории.
Цель исследования
изучить историю поселка;
выяснить происхождение названия поселка.
познакомить с результатами учащихся школы и педагогов, родителей.
Задачи исследования
Изучить архивные документы.
Найти сведения о происхождение названия поселка.
проанализировать литературу по данному вопросу
рассказать о достопримечательностях поселка
Систематизировать собранный материал и оформить его.
Объект, предмет и база исследования
Поселок Пятницкое
Исторические события, которые происходили в поселке.
Архивные документы о поселке и их жителях.
Методы исследования
- сбор информации из архивов, газет
- анализ
- обобщение
История родного края
Географическое положение
Поселок Пятницкое находится в долине реки Оскол, на южном склоне Средне-Русской возвышенности, примерно 50 градусов с.ш. и 39 градусов в.д. Местность расположена на осадочных породах мезозойского возраста, перекрывающих фундамент очень древней Русской платформы.
Наиболее сильно в районе п. Пятницкое представлены отложения мезозойской эры в виде мощных отложений мела. Они хорошо видны на правом коренном склоне речной долины Оскола.
На левом склоне речной долины можно встретить обнажения белых карбонатных глин того же возраста. В меловых отложениях часто встречаются остатки растительного и животного мира мезозойских морей, покрывавших в то время нашу местность. Они представлены отпечатками водорослей, двухстворчатых раковин и панцирями белемнитов, которые в народе называют «чертов палец».
В долине р. Оскол отлагались аллювиальные породы различного возраста. Речной поток неоднократно менял свое русло. В результате, в речной долине образовалось много озер-стариц. Все озера расположены в черте поселка. Все они имели вытянутую форму в направлении север-юг. Несмотря на сильное воздействие человека и сейчас просматриваются места стока паводковых и половодных избыточных вод. Русло реки сместилось вправо. Поэтому правый коренной берег долины крутой, имеет много обнажений горных пород. Левый склон долины пологий, имеет хорошо выраженные две террасы. Одна из них хорошо прослеживается в районе улицы Лермонтова и старого КРС. Вторая надпойменная терраса видна в районе моста через реку Оскол на границе п.Пятницкое и с.Лубянки. На ней растет надпойменный лес.
Местность, где расположен поселок, в прошлом была заболочена.
В хозяйственном отношении эти земли были мало продуктивны. В механическом составе почв преобладают песчаные и супесчаные структуры.
Река Оскол в п. Пятницкое является границей между степью, расположенной на правобережье, и лесостепью на левом побережье. Природные комплексы этих природных зон в поселке мало выражены. Для этой местности характерны луга разнотравные, луга заболоченные. В пойме реки имеются пойменные дубравы, сильно пострадавшие в годы Великой Отечественной войны. Породный состав их сильно изменен, и в настоящее время лесоводы пытаются восстановить их и по площади и по составу древесных пород. По склонам коренных берегов речной долины в балках и крупных оврагах сохранились дубравы, где помимо дубов растут клены, дикая яблоня и груша, терновник, орешник-лещина. Животный мир представлен, в основном, водоплавающими птицами, грызунами. В водоемах встречаются выдры, появились нутрии. Поля кое-где имеют небольшие холмики, насыпанные живущими под землей слепцами. Очень редко показываются земляные зайцы, ежи. Из крупных млекопитающих частые обитатели зайцы, лисы, волки, кабан, барсук.
Климат - умеренно-континентальный. Средняя летняя температура +20,5 градусов по Цельсию, зимняя -9 градусов по Цельсию. Осадков выпадает 450-500 мм. Период активной вегетации с температурами выше +10 градусов составляет 150-158 дней.
Археологические раскопки, проводимые группой «Алан» под руководством А. Николаенко свидетельствуют о том, что земля в черте поселка заселялась еще с далекой древности. Так, поселение у Пятницкого питомника относится к Х-VIII вв. до н. э. (бондарихинская культура), V-VII вв. н. э. (салтово-маяцкая культура). Пункт древней металлургии у Пятницкого интерната датируется Х-VIII вв. до н. э. (Николаенко А. «Древности земли Оскольской» - Красный Октябрь, 1986, 8 мая)
Исторические документы свидетельствуют о том, что средняя часть бассейна реки Дона, в том числе и территория нашего района, в VIII-X веках имела постоянные людские поселения в виде укрепленных городков. Но в течение X-XI веков эти поселения были уничтожены нашествиями печенегов и половцев, и край после этого надолго запустел.
В 1185г. водоразделами между Донцом и Осколом прошли на юг для борьбы с половцами боевые дружины Северских князей. Этот поход воспет в бессмертном произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
Возникновение слободы Пятницкой
Небольшой хуторок на месте теперешнего поселка появился еще в XVII веке. По словам столетней крестьянки Потехиной Е. Ф. (1886-1990гг.) Пятницкое до построения церкви называлось Ивановкой. Однако, наряду с этим ему приписывают и другое название - Стаканово. Бытует предание, что местные поселенцы купили хутор за стакан водки у сторожевых казаков.
Далекое прошлое слободы Пятницкой связано с дворянским родом Шидловских. Здесь они свили себе первое гнездо, именно отсюда они начали свою политику захвата земли, экономических махинаций, которые продолжались два столетия, вывели этот род в число крупнейших помещичьих фамилий бывшей Воронежской губернии.
Первым известным в истории членом рода Шидловских был полковник Изюмского украинского Казацкого полка Ф.В. Шидловский. При Петре I он выдвинулся в качестве одного из главнейших палачей при подавлении восстания К. Булавина. Действуя против повстанцев, он сжег город Бахмут и 6 казацких городов по Донцу. При этом им было повешено, порублено, сослано на каторгу тысячи людей. Такого рода услуги не забывались ни дворянством, ни царем Петром I, и Шидловский был назначен бригадиром 5 украинских казацких слободских полков. В этом звании он так прославился своими грабежами и вымогательствами, что даже Петр I не выдержал и приказал сместить Шидловского с занимаемых должностей и передать его суду. Благодаря коллективному ходатайству казацких старшин, боявшихся, что при судебном разбирательстве могут быть вскрыты их преступления, Шидловский от суда был освобожден, но с казацкими полками пришлось расстаться.
В этих обстоятельствах Шидловский в чине генерал-майора приобрел в 1712 году небольшое имение по Среднему Осколу и поселил здесь слободу из людей, бежавших от бесправия и произвола, господствующих в то время в украинских казацких полках. Так и возникла слобода Пятницкая. В начале XVIII века она входила в Палатовский уезд Азовской губернии. А с 1725 года относилась к Новослободской Украине.
Отличаясь редкой алчностью и корыстолюбием, на новом месте Шидловские начали энергично эксплуатировать крепостной труд. На Осколе была воздвигнута плотина и установлены водяные мельницы с сукновальней, и кроме того, благородные крестьяне занялись винокурением. Разумеется, была построена церковь.
Пятницкие помещики умели на всем наживаться. Даже со строительства церквей они извлекали материальную выгоду. Так, воспользовавшись террором, введенным правительством Екатерины II после подавления восстания под руководством Е. Пугачева, владелец Пятницкой слободы, Шидловский так запугал крестьян села Осколище угрозами карательной экспедиции за бывшие здесь волнения, что они согласились бесплатно перенести капитальное здание своей церкви к нему в слободу. В церковных документах было отмечено, что храм воздвигнут «иждивением» помещика, хотя тот, ничего не затратив, в то же время добился прирезки к своему имению больше 11 десятин леса из казенных дач, якобы для храмового строительства. В 1779 году храм был открыт в день святой Параскевы Пятницы - с этого дня и поселение стало носить название Слобода Пятницкая. Первоначально церковь была деревянной. Священником в те годы был Ефремов Н.А., диаконом - Путилин В.М., псаломщиком Губанов Т.В. При церкви было 35 десятин земли.
Хотя слобода Пятницкая принадлежала к числу старейших поселений района и располагалась при бойкой дороге и довольно значительной реке, но в прошлом она была всегда одной из беднейших и малолюдных слобод. Это объясняется тем, что в целях захвата земель Шидловские время от времени выселяли из слободы часть дворов в другие места, и им нарезалась здесь земля из расчета 30 десятин на каждую мужскую душу. Так путем покупок земель власть пятницких помещиков распространялась на территории селений Грушевки, Покровки, Шеншиновки, Ново-Хуторского и других селений. В 1779 г. образован Бирюченекий уезд Воронежской губернии с Верхне - Лубянской волостью, куда и вошла слобода Пятницкая.
Крестьянская реформа 1861 г., стала для Пятницкой большим переломным моментом. Лишь при помощи военной силы реформа была проведена в жизнь. Все же население слободы не было посажено на «четвертной» (дарственный) земельный надел, За выкуп было получено 639 десятин, из них годных, к обработке 362 десятины, - по 3,5 десятины на двор, в то время как до реформы на двор приходилось 6,5 десятин пашни. При таких условиях в ближайшие годы до 40 % населения слободы выселилось «на волю», оставшиеся семьи подверглись дроблению, средний состав семьи уменьшился вдвое. В поисках лучшей доли немало семей уходило в города, поэтому в течение полувека население в Пятницкой держалось на одном уровне - 600-650 человек.
По данным Центрального Статистического Комитета Министерства Внутренних Дел в 1865 г, слобода Пятницкая числится в губернских списках как казенная слобода. В ней насчитывается 75 дворов: 481 человек мужчин хлебопашцев и 483 женщины.
Слобода Пятницкая входила в Верхне-Лубянскую волость. Расстояние до уездного города 50 верст, до железнодорожной станции - 120 верст. Усадебной земли 21-23 десятины, выгонной - 21 десятина, пахотной - 712, в том числе Луговой – 30 десятин.
В середине XIX века крестьяне сеяли рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, горох. В свободное от хлебопашества время занимались извозом и ходили на заработок в Харьков и другие города. В нашем крае было высокое качество меда, вылавливалось для продажи немало речной рыбы, в основном в Осколе.
Среди коренного населения слободы грамотных и учащихся мужчин было 24 человека, а женщин только 2. Такой отсталостью можно объяснить, что в Пятницком до сравнительно позднего времени сохранилось много пережитков глубокой старины, вообще характерных для многих селений Поосколья.
Кроме обычных верований в сны, гадания, колдунов, ведьм, чертей, в приметы, в «сглаз» И т.д. жители слободы Пятницкой верили, что гром и молния происходят от того, что пророк Илья прогуливается по небу на огненной колеснице. Неурожаи, эпидемии объяснения получали такое - «Божьи» наказания. В апреле, когда выгоняли скот на пастбища, в честь святого Власия пекли из теста копытца и раздавали нищим и пастухам, считалось, что это будет оберегать скот от болезней.
Как известно, во всякой религии, есть различные запреты. Из таких запретов больше всего известны посты. Среди обычных крестьянских табу, в Пятницкой были и свои. Например, 11 мая по старому стилю считалось, что нельзя работать, иначе град побьет хлеба. 27 июля - День святого Пантелеймона («Палия») - тоже праздновали - иначе Палий рассердится и спалит постройки. Нерабочим днем был и день «великомученика» Егория (26 ноября). Разгневавшись, святой Егорий пошлет на скот хищных зверей. В пятницу считалось, что мужчинам нельзя пахать, а женщинам – прясть. Остальные работы в этот день позволялись. Святая Параскева Пятница нарушителям пятничного табу посылает головную боль, снимая у них во время сна черепные коробки и всыпая в головы мужчин землю, а в головы женщин – кострику. Рождественские праздники, кроме обычных «колядок» отличались еще и тем, что второй день этих праздников отводился для чисто женских пирушек. сопровождавшихся пением особых песен. Такие верования - плод темноты и заброшенности, но особый вред они приносили, когда дело касалось здоровья человека. Пятницкие крестьяне в медицину не верили, к ее помощи не прибегали. От колотья в боку или боли в животе лечились прикалыванием веником или рогачом, от всяких других болезней прибегали к помощи бабок-знахарок, которые лечили «наговорной» водой, шептанием и подкуриванием. Если это не помогало, то отдавались на волю божию.
В 1889 г. был основан в Пятницкой женский монастырь. Дома и церковь в монастыре построены на средства помещицы В.Н.Шабельниковой (Шидловской). Она же стала первой игуменьей монастыря.
Годом раньше В.Н.Шидловская обратилась к Воронежскому епископу с прошением, в котором выражалось желание учредить в своем имении женскую общину. Свое намерение она мотивировала тем, что в местных селах есть много «черничек» - незамужних женщин, давших обет служить богу до конца жизни. На содержание обители Шидловская давала 241 десятину земли, водяную мельницу на Осколе, рыбную ловлю на этой реке и прилегающих к ней три озера, а также 7 жилых корпусов, в одном из которых уже оборудована домовая церковь во имя «чудотворца» Николая, достаточно снабженная церковной утварью, ризами, иконами. К этому добавлялась всякая мебель, кухонная посуда, экипажи, рогатый скот, лошади с упряжью. Для себя Шидловская выговаривала в обители отдельный дом, где собиралась жить до смерти.
В апреле 1889 года последовало разрешение Синода открыть женскую обитель, причем, для ее управления была прислана особая монахиня. Однако сразу же начались жестокие нелады с учредительницей. Не ужившись с первой настоятельницей. Шидловская выгнала ее. Выгнала и вторую, присланную для управления общиной. Не особо считалась она с духовным начальством.
В 1891 году местный «благочинный» доносил Воронежскому епископу, что в Николо-Тихвинской общине имеется более ста сестер и все они, кроме одной начальницы, официально в монахини не зачислены, 5 из них тайно пострижены без епископского благословения и до 50 сестер одеты в «рясофор». Это было уже прямое посягательство на права епископа. Скандалы и склоки продолжались и после того, как Шидловская, прогнав еще одну начальницу, в 1897 году стала сама начальницей. В следующем году она развелась с мужем и за три года до законного сорокалетия была пострижена в Петербурге в монахини под именем Валентины.
В 1899 году женская община была переименована в женский монастырь, который к тому времени был обнесен. высокой каменной стеной. протяженностью 750 м. Здесь полностью царила игуменья Валентина. Звание игуменьи, отнюдь не мешало ей ездить в гости, а то и отправляться на курорты. причем, на курорты заграничные.
При открытии движения по железной дороге Елец - Валуйки монастырь добился учреждения «монастырской платформы», где на две минуты останавливались все пассажирские поезда
Христова обитель на все лады привлекала к себе средства: собирались трудовые копейки с населения, получались дары от всякого рода святош многотысячные пособия давал Синод. В 1902 году монастырю прирезали из Казенных дач еще 100 десятин земли. В 1914 году в монастыре жило в полном довольстве 2 священника, около 200 монахинь, послушниц и женщин «на испытании» наполняли 2 монастырские церкви.
Основной предмет монастыря - старейшая икона «Тихвинской» божьей матери. Монахини на все лады уверяли, что эта икона, украшенная серебром и бриллиантами, обновилась, что верующим она может давать облегчения. В 1904 году праздновалась монастырем «освящение» нового храма. На этот праздник собрались около 7 тыс. богомольцев. Для их приема были устроены временные бараки и столы. Ко дню освящения матерью царя Николая IIимператрицей Марией Федоровной была подарена монастырю небольшая икона.
Для влияния на массы в религиозном духе в монастыре была также основана двухклассная женская школа с 6 летним курсом обучения, подготавливающая учительниц для начальных школ.
Неудачи и несчастья, постигшие монастырь, приписывались божьему Наказанию, - в 1899 году в монастыре возник большой пожар, истребивший половину имеющихся здесь зданий. Сгорели и материалы, заготовленные для постройки монастырского собора. В 1901 году был сильный разлив Оскола, прорвавший мельничную плотину. Уже после падения самодержавия в марте 1917 года игуменья по требованию населения была арестована и препровождена в Воронеж. Оттуда она быстро вернулась и занялась угрозами в адрес местного населения. Это вызвало бурный взрыв негодования людей. 9 июля 1917 года толпа крестьян из Пятницкого и Старосельцева во главе с учителем Ф.М. Семеновым ворвались в монастырь, арестовали игуменью, отправив ее опять в Воронеж.
Во время гражданской войны вся верхушка монастыря бежала вместе с белыми, но основная масса женщин осталась на месте, а осенью 1918 года заведующий хозяйственной частью отряда Кожевникова даже додумался ввести двух монахинь в Пятницкий сельский совет.
С 1918 года монастырь лишился своих земель, внутренняя жизнь пришла в хаос, началось бегство монашествующих.
Все же в 1921 году вернувшаяся игуменья Валентина стала во главе монастыря. Пятницкий сельский совет не оставил такой факт без внимания. 21 июля 1921 года он направил Валуйскому епископу Филиппу протест: «Возвращение игуменьи нашему обществу нежелательно, т.к. таковая, проживающая в монастыре, кроме зла, ничего не приносила. Она, как монахиня, допускала такие вещи: ездила в коляске по лугу и давила там птицу, заставляла стрелять крестьянский скот, издевалась над крестьянами, ни на какие уступки крестьян не шла и всегда старалась каждого обидеть. Вообще, такой тип, как игуменья для граждан Пятницкого и окружающих обществ нежелателен.
Епископ Филипп не пошел навстречу пожеланиям населения, но упадок монастыря прогрессировал. Оставшиеся монахини кое-как перебивались милостынями. Окончательный распад монастыря произошел в 1922 - 1925 гг. 7 июля 1925 года появилось объявление в Валуйской газете «Новый Путь» О том, что здания Пятницкого монастыря сдаются во временное пользование группам верующих под молитвенные дома. надобности не было, и в 1926 годуздание бывшего монастыря было занято детским домом Управления Юго- Восточной железной дороги.
После 1910 года крестьяне слободы все чаще отказывались платить налоги, не признавали «своими» помещиков. Осенью 1917 года отмечались массовые порубки бывшими государственными крестьянами слободы Средние Лубянки и бывшими помещичьими крестьянами Пятницкого и деревни Красавки леса в «Хуторском» и «Потемкин» имения В.И.Стамбулониколаевой. Было вырублено 6398 корней на сумму 15892 руб. К судебной ответственности было привлечено 63 крестьянина.
В конце 1917 года с фронтов империалистической войны в Пятницкое стали возвращаться домой солдаты старой армии. Они принесли с собой не только оружие, но и революционное настроение, С западного фронта прибыл в село старший унтер-офицер, член РСДРП(б) С.Е.Суханов. Находясь в армии, он приобрел некоторый опыт партийно-организационной работы. Вместе с прибывшими в Пятницкое участниками штурма Зимнего дворца И.И.Егоренко, К.П. Потехиным, а также матросом Черноморского флота А.В.Семеновым, он организовал в селе партийную ячейку и сплотил вокруг нее революционно настроенную часть крестьянства. Авторитет большевиков рос на селе, все чаше и громче звучали песни «Смело товарищи, в ногу». «Варшавянка»
В Верхнелубянской волости, куда входило Пятницкое, в то время существовало земство, у помещиков Обольянинова и Ковалевского не были отобраны имения и земля. Большевики Пятницкого не могли с этим мириться, они вместе с крестьянами выгнали помещиков из их имений, а имущество отобрали и раздали батракам и бедным крестьянам Помещичья земля была распределена между ними, а безлошадные крестьяне получили еще и лошадей. Вместо земств был организован волостной Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.
Образование комсомольской ячейки
В начале 20-х годов в Пятницком была образована комсомольская ячейка
Начало 20-х годов – годы НЭПа, Кулацкие хозяйства в то время имели батраков. Среди них 3/4 составляли юноши и девушки. В обязанности комсомольцев было защищать интересы батрацкой молодежи. В бюро комсомольской ячейки даже ввели нештатную должность экономработника (П.П..Вайдалинов). Комсомольцы особо следили за тем, как соблюдаются договоры, заключенные между батраками и их хозяевами. Кулаки нередко отказывались их подписывать, но комсомольцы добивались своего, добивались взыскания с кулаков задолженности батракам за прошлые годы. Поэтому батраки охотно шли на собрания пополняли ряды членов комсомола.
Особенно много комсомольцы работали по ликвидации неграмотности, среди населения вели пропаганду против религии - устраивали в клубе праздники, чтобы отвлечь молодежь от церкви. Клуб помещался в бывшем игуменском доме. Там комсомольцы организовали драмкружок и своими силами ставили спектакли. Немного позже, согласно подписям 90% граждан, была закрыта церковь. Подписи о ее закрытии собирали комсомольцы. В ряде районов во время походов за урожай началось движение за создание тракторных колонн. Было собрано около 1 млн. руб., на них решили приобрести 30 тракторов. В этом комсомольском миллионе были и 800 рублей, внесенных комсомольцами Пятницкой ячейки. Их заработали на субботниках.
Донецкий каменноугольный бассейн в то время недовыполнял плана добычи угля, ЦК партии обратил на это внимание молодежи. комсомольцы живо откликнулись на этот призыв. Из Пятницкой ячейки на шахты Донбасса были посланы лучшие комсомольцы - г.Куцевалов, А.Варламов, Г.Кравченко. Комсомольцам принадлежала большая заслуга в освоении Дальнего Востока. Проходили массовые мобилизации молодежи для работы в этом крае. Посланцами пятницних комсомольцев были И.Мурашкин, К.Потехин, Т.Жиренко, П.Капустин, они потом остались жить на Дальнем Востоке.
Коллективизация сельского хозяйства
1928 год - год начала коллективизации сельского хозяйства, время завершения восстановления народного хозяйства, разрушенного в годы первой мировой и гражданской войн. В основном население Пятницкого составляли крестьяне-середняки и бедняки, были батраки, сельскохозяйственные рабочие, кустари ремесленники. Промышленность была в основном полукустарной (мельница). Из кустарных промыслов некоторое развитие имели сапожный, швейный, сетевязальный.
Первым ростком коллективного хозяйства было организованное в Пятницком товарищество по совместной обработке земли «Общий труд». В него входило 26 семей. Инициаторами его создания были коммунисты Суханов С.Е. и Сорокин Д.С. В 1929 году в селе появился первый трактор «фордзон». Все население сбежалось посмотреть на «чудо-машину». В 1930 году был образован колхоз «Путь хлебороба», сначала он объединял в себя 70 дворов. Из числа бедноты первыми ступили: Могилатов А.В., Потехин Е.И., Мешков Ф., Перелыгин Ф.И. В организации колхоза принимали участие комсомольцы, пионеры. Огромную работу по созданию колхоза провел директор школы Симакин А.Д. А первым председателем колхоза был Суханов Н.С.
Достопримечательности
Начало 50-х годов - бурное развитие села. Причина его - развитие пищевой промышленности. Начало строительство сахарного завода. На станцию «Рай» стало поступать оборудование, строительные балки, техника. Все это перевозилось на территорию будущего сахарного завода, хранилось без всяких помещений - под открытым небом. В районе теперешнего детского сада сахарного завода были построены временные бараки. В дневное время в них проходили занятия учеников ФЗУ (фабрично-заводское училище). Здесь обучали профессиям: слесаря, каменщика, сварщика. А в вечерние часы помещение для занятий превращалось в помещение для отдыха, оно становилось клубом, в который приходили не только рабочие будущего завода. но и большинство жителей села. Здесь же, в ОДНОМ из бараков была отделена небольшая комната под библиотеку предприятия. Первую 1000экземпляров книг библиотека получила. В 1951 году. В октябре 1954 года завод был сдан в эксплуатацию. Первым директором был Сеннер К.В. С 1958 года по 1975 год руководил предприятием Петров Г.В., его сменили Запорожец Э.К., Гладков Н.Т., Посохов В.Е., Романенко В.Г.., Чернецкий В.К., Фомичев С.Б.
Пятницкая средняя школа была открыта в 1954 году. Здание школы построил сахарный завод. В школу пришли ученики с Осколищенской 7 –летней школы, Пятницкой 7-летней школы, Верхне - Лубянской школы. Первым директором был заслуженный учитель РСФСР П.В.Захаров, завучем - Толстых В.И . Учителя, которые начинали работать в новой школе: Киселена Н.П., Евдокимова Л.П., Перелыгина М.И., Носатов Ф.И., Толочко С.Т. Учеников насчитывалось до 700 человек, но в некоторые годы доходило до 930 человек.
Заключение
Как велика наша Родина. Когда начинаешь изучать историю своего родного края или малой родины, то понимаешь, как мало мы знаем, как мало мы интересуемся историей. Возможно данная исследовательская работа поможет многим познакомиться с таким прекрасным местом – п. Пятницкое.
Литература
В.А. Прохоров «Вся Воронежская земля», Воронеж 1973 год.
Районная газета «Красный октябрь» от 9.05.1986 г. А.Николаенко «Древности земли Оскольской».
Списки населенных мест Российской империи», т.9 Воронежская губерния СПБ, 1865.
Шуляковский Е.Г «Очерки истории Воронежского края» (Т.1), издательство Воронежского Университета, 1961г.
Приложение 1
Участникам анкетирования было предложено ответить на вопросы:
В каком году появился поселок Пятницкое?
Знаете ли вы, что значит название поселка?
Знаете ли вы, что значит название реки Оскол?
Почему именно так называется улица, на которой вы живете?