Уссурийское казачество, выделенное из состава Амурского казачьего войска и возникшее на основе Забайкальского казачьего войска, внесло вклад в развитие Приморья, который трудно переоценить. На исторической арене второй половины 19-начала 20 веков Уссурийское казачье войско выступило, одновременно, как защитник рубежей южной окраины Дальнего Востока, опора государственного порядка и носитель казачьих традиций и особого казацкого духа. С момента образования п.Благодатного (Хорольский район) в составе Амурского казачьего войска несли службу благодатненские казаки.
Казаки всегда выступали социальной силой, защищающей рубежи. Они храбро сражались в войнах, которые непрерывно вела страна с внешними врагами, и противостояли социальной несправедливости внутри страны.
Особой отличительной чертой первых поселенцев в западной части Приморья является упорство в преодолении тяжелых условий климата и природы к западу и юго-западу от о. Ханка. Казакам не приходилось выбирать природную зону. Они должны были не только защищать, но и осваивать пограничные рубежи. Приходилось бороться, в первую очередь, с природно-климатическими условиями.
Основным внешним противником казаков выступали шайки китайских разбойников-хунхузов. Борьба с ними требовала не одних лишь умений отлично владеть боевыми навыками, но и специальных навыков, во многом сродни навыкам работников уголовного розыска. Казак должен был уметь выслеживать скрывающегося противника, ждать его в засаде, неутомимо преследовать опытного и хитрого бандита и прочее.
Рядом располагалась организованная враждебная сила - Япония. Россия проиграла Русско-Японскую войну. Но уссурийские казаки не опозорили честь русского оружия. Сложные условия жизни и быта казаков более сплачивали их, чем разделяли. В казацком сообществе не возник сильный социальный антагонизм. Не сложился заметный слой богатых и привилегированных казаков, противопоставляющих себя казацкой массе.
Цель работы: выяснить, какое влияние оказали революции 1905-1917гг. на жизнь благодатненских казаков.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить становление и развитие казачьих станиц на территории Хорольского района.
2) Рассмотреть позицию казачества во время революционных событий 1905-1907гг.
3)Исследовать отношение казачества к свержению самодержавия и установлению советской власти в Приморском крае.
Основным источником для написания работы стали исследование Язовских Анны, Язовских Елены «Треснувшая Жемчужинка: из истории казачьего села Благодатного», интервью с краеведом, членом Русского географического общества Миковым Николаем Ивановичем.
Материалы данной работы могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах и во внеклассной работе.
Глава 1. Становление и развитие казачьих станиц
на территории Хорольского района
Первые казаки на территории современного Хорольского района появились в 1863 году для устройства и охраны почтового поста №10 (позже «Пост Встречный»). (Приложение 1, с 17, фото 1). С переводом казачьей сотни с р.Уссури рядом с постом в 1879 году возник п.Благодатный. Основали его переселенцы-казаки из Забайкалья и Дона. Первыми жителями, поставившими свои дома, были Кустовы, Пряженниковы, Колесниковы, Филипповы, Агарковы, Прокопенко, Ищенко, Яковенко, Дусько. В 1907 году возник п.Василь-Егорьевский, который был назван в честь крестьянского начальника Флук Василия Егорьевича[4, c.21]. Позже, в 1930 году переименован в с.Приозерное. В 1907 году, казаками с Кубани, был основан п.Екатерининский. [1]
До вступления в силу закона от 1875 года срок службы казачьей составлял тридцать лет. Казаки Амурского казачьего войска отбывали ее по схеме: год службы - два льготы, за исключение последних восьми лет, приходившихся на запасной разряд. К моменту образования Уссурийского казачьего войска продолжительность службы стала составлять двадцать лет. Призывались казаки в восемнадцатилетнем возрасте. Первые три года длилась станичная подготовка - приготовительный разряд, следующие четыре года - действительная служба, восемь лет - служба на льготе и последние пять - в запасе. Казаки, не годные к военной службе, но способные к труду, до момента увольнения их сверстников в отставку оплачивали специальный денежный сбор.
Помимо службы ратной, лежало на уссурийских казаках в возрасте от 17 до 55 лет исправление целого ряда повинностей. На протяжении от Камень-Рыболова до Раздольного было устроено семь почтовых постов, один из них носил название "Встречный" и находился он поблизости от будущего поселка Благодатного (Приложение 1, с 18, фото 2). В первые годы водворения благодатненские казаки несли на нем курьерскую службу семьями. Поочередно дежурили, занимались перевозкой почты до следующего стана. С открытием железнодорожного движения от Хабаровска до Владивостока почту стали принимать с поездов, а функции были переданы специальной линейной службе, в связи с чем дежурство на посту стало осуществляться солдатами. [5, с.62].
На казаках лежала ответственность за исправность дорог. Правилами предписывалось нести караулы казачьей управы, оружейного арсенала, церкви, школы и хлебозапасного магазина. Впрочем, в Благодатном порядок был такой, что ни домов, ни амбаров отродясь не запирали, а дорогой сельскохозяйственный инвентарь хранили круглогодично без присмотра на заимках. За всю историю досоветского периода в поселке произошел единственный случай кражи. Виновных (отца и сына) посекли перед народом, и они от стыда тайком покинули поселок. Казачьего патруля лихие люди боялись.
К русско-японской войне Россия была не готова. Недооценка будущего соперника сделала возможным заявление Николая Второго: «Войны не будет, потому что этого не хочу!» Но она началась, без объявления, с нападения японцев на нашу эскадру в Порт-Артуре и Чемульпо. «Врагу не сдается наш гордый «Варяг» и канонерская лодка "Кореец", которые приняли героический неравный бой, в это время защитники крепости Порт-Артур отражали первый из четырех штурмов. Разбив русскую эскадру, японцы получили возможность спокойно перебрасывать свои войска на материк. (Приложение 2, с 23, фото 10).
К осени первого года они ввели в боевые действия три армии, между тем, положение русских близилось к отчаянному. Быстро перебросить войска из центральных районов России не представлялось возможным. [5, с.52].
Казаки дальневосточных войск: Забайкальского, Амурского и Уссурийского сходу вступили в противостояния в Южной Маньчжурии и на Корейском полуострове. Присутствие казаков на фронтах войны стало столь заметным явлением, что в том же 1904 году сцены баталий их участием, портреты в фотографиях и рисунках перекочевали на почтовые открытки (Приложение 2, с 19, фото 1). Открытки выпустили Россия, Германия, Англия, Швеция и другие страны.
Основные российские силы были сняты с боевых позиций театра русско-японской войны в 1905 году и в ожидании отправки на родину скопились во Владивостоке. Маявшиеся без дела солдаты стали легкой добычей эсеров и зарождающейся в Приморье партии большевиков, последние распропагандировали их и привлекли к участию в антиправительственных митингах и беспорядках. Такие основополагающие для любой армии понятия, как «Отечество», «долг», «патриотизм», обесценились влет. В этот момент обнаружилась разрастающаяся пропасть между деморализованными солдатскими частями и патриотически настроенными уссурийскими казаками. Вот строки из телеграммы от 27 декабря 1905 года комендант. Владивостокской крепости генерала Селиванова главнокомандующему вооруженными силами, действовавшими против Японии, Н.П. Линевичу: «Настроение в войсках неблагонадежное 29-й, 30-й, 39-й полки волнуются. Скоро будет некому нести караулы. Все меры успокоительные не действуют, потеряли силу. Безотлагательно прошу не отказать прислать благонадежный полк пехоты с казачьим полком и казачьей батареей» [5, c. 54].
К началу 1914 года в Благодатном числилось 19 казаков приготовительного разряда, 19 строевых, 20 запасных, 28 ополченцев, 8 находились в командировках, 10 переселенцев на пятилетней льготе, 11 не способных к военной службе. На действительной службе находилось 22 человека, в том числе семнадцать - в дивизионе, что базировался в Хабаровске, четверо на пароходе "Казак Уссурийский" и один - в Лейб-гвардии сводном казачьем полку [5, с. 55].
Вся жизнь казака от рождения до старости посвящена высокой цели служения Отечеству. С молоком матери впитывал он идею своего предназначения. Надевая в раннем детстве казачью форму, мальчик знал и гордился, что желтые лампасы уссурийского казачества символизируют цвет нивы, которую ему предстоит возделывать и защищать. Маленькому казачонку обязательно рассказывала мать, в каких баталиях побывали его отец и деды. Обязательно объясняла, что главное сокровище их семьи - награды за доблесть.
Казак-уссуриец всегда воспринимал себя больше носителем государственного порядка, чем казацкой вольности и отрицательно относился к внешним и внутренним нарушителям общественного порядка. Потому, на казаков можно было положиться в подавлении мятежей внутри страны. Уссурийцы сыграли ведущую роль в подавлении восстаний во Владивостоке в период Первой Русской 1905-07 гг. Налаженный общественный порядок нарушили события революций 1917 г. и гражданской войны. [5]
Глава 2. Отношение казаков к революции 1917 года
В начале зимы 1917г благодатненские казаки начали возвращаться домой. Приезда их ждали не только измученные неизвестностью о судьбах родные, но и вся станица. Ходили слухи, что в это время происходило разложение армии и спровоцированное большевиками массовое дезертирство солдат с огневых позиций. И в это время Николай II отрекся от престола. Казаки рассказали про приказ Временного правительства, разлагающий армию изнутри, массовое дезертирство солдат, повсеместное неподчинение офицерам и о том, что только казаки сохранили боевой порядок, организованность и дисциплину [5, с. 69].
В условиях отсутствия фронта как такового казаки не знали, что делать. Некоторые оказались прореволюционно настроены. Вот тогда-то и проявил себя Калмыков. (Приложение 2, с 20, фото 4). Имя Ивана Павловича не было известно благодатненцам, но то, что услышали о нем, позволило проникнуться симпатией к будущему атаману. Калмыков командовал сотней, отличился в боях с германцами, за что получил в награду георгиевское оружие и крест. В ситуации неразберихи он бросил клич уссурийцам. Ему удалось обеспечить организованный выезд казаков, изыскать эшелоны, продвигать их по стабилизированной железной дороге, в пути доставать продукты и фураж для лошадей. Прибывшие с фронта казаки были крайне разобщены по политическим убеждениям. Одно войско перешло на сторону белых (к Калмыкову), другая часть перешла на сторону Красной армии.
Начало Гражданской войны на Дальнем Востоке ознаменовалось активными антисоветскими действиями (Приложение 2, с 22, фото 8). В Забайкалье атаман Семенов со своим отрядом ликвидировал советскую власть на КВЖД и начал наступление на Читу. Из красноармейцев Владивостока, Хабаровска и Благовещенска был экстренно сформирован Первый дальневосточный социалистический отряд под командованием коммуниста, владивостокского рабочего В.А. Бородавкина. Командные должности в отряде заняли военспецы бывшей царской армии, среди которых прапорщик С.Г. Лазо. Отряд был хорошо вооружен и имел два бронепоезда. После неравных боев Семенов с остатками своего отряда отступил в Маньчжурию [5, с. 70].
Одна из особенностей Гражданской войны в Приморье в том, что в нее с большим численным перевесом над отечественной составляющей оказались вовлечены представители иностранных государств. Наиболее заметное влияние на ход Гражданской войны в Приморье оказали японские и американские интервенты. Если первые явно выступали на стороне белогвардейских формирований, то для американцев было характерно позиционирование себя как миротворческих сил, заигрывание перед гражданским населением, а по сути, беспринципность и непостоянство в военной поддержке. Без участия интервентов незначительным белогвардейским формированиям даже на короткое время едва ли удалось бы сломить советскую власть, вместе с тем их роль неоднозначна и весома. Официальным поводом атаки американцев, французов, итальянцев, англичан и т.д. явилось обеспечение отправки на родину чехословацкого корпуса. Но с какой целью бывшие товарищи по Антанте всеми силами стремились удалить способное военное формирование за пределы охваченной гражданской войной России? Очевидно, для сохранения сильного, неделимого государства.
Япония использовала в качестве предлога для ввода своих войск убийство во Владивостоке двух японских коммерсантов. Как справедливо заметил А.В. Колчак, «Япония и США стремятся использовать наше затруднительное положение в своих собственных интересах, которые настойчиво диктуются возможностью большего ослабления России на Дальнем Востоке». В советской истории события Гражданской войны были доведены до логического уровня: белые зверствовали, красные - заслуженно карали, противоборствовали строго по классовому принципу: на стороне красных - трудящиеся, беднота; на стороне белых - богатеи всех мастей (дворянство, верхушка казачества, духовенство, офицерство). Интервенты тоже за злых. В действительности классовый принцип играл отнюдь не принципиальную роль, казаки и офицеры независимо от материального положения воевали и в тех, и в других формированиях, большинство - в белых. Большинство рабочих и крестьян воевало у красных, регулярные части - по обе стороны огня. Для солдат было характерно непостоянство и переход с терпящих поражение боевых позиций на сторону противника [5, с.71].
Исход Гражданской войны в Приморье во многом зависел от позиции казачества, потому как на всем протяжении от Хабаровска до Камень-Рыболова не было силы, сопоставимой с закаленными в боях и овеянным славой Уссурийским казачьим войском. В особом казачьем отряде, впоследствии развернутом в дивизию, под командованием И.П. Калмыкова воевали большинство уссурийских казаков (Приложение 2, с 19, фото 2). Это они в течение полутора лет являли собой самый надежный дееспособный костяк войска, обеспечивали функционирование железной дороги от Хабаровска до Никольска-Уссурийского, в самый сложный период Гражданской войны летом участвовали в Хорско-Киинской операции против партизан, а с сентября и до конца заняли порядок и защищали от большевиков Читу, Нерчинск и Александровский завод.
Становление калмыковского отряда на первом этапе Гражданской войны далось непросто, чрезвычайно неоднородное по взглядам казачье большинство заняло выжидательную позицию, когда раскаты Гражданской войны докатились до Благодатной, пришлось делать выбор. Старики сохраняли патриотический настрой, их симпатии относились к белому движению под призывами «За Отечество!», «За Веру!», красные выступали под лозунгом «Вся власть советам». Многие возвратившиеся с фронта казаки отмахивались непростительной фразой «хватит, навоевались», другие межевались, к какому берегу склониться. В значительной мере определиться с симпатиями помогла резолюция Четвертого Дальневосточного съезда Советов направленная на ликвидацию земельных излишек. Казаки поняли - их собираются грабить, но «из огня да в полымя» не торопились, в отличие от них подростки-допризывники рвались в бой.
Во время Гражданской войны на территории Приморского края активно действовали партизаны. (Приложение 2, с 21, фото 6). Партизанский отряд состоял из групп. Старшим благодатненской группы был Емельян Филиппов (Приложение 2, с 21, фото 5). Это обстоятельство удивляет тем, что в группу входили казаки, прошедшие приготовительный разряд, действительную службу и даже фронт, в то время как Емельян не достиг призывного возраста. Вероятно, в пользу выбора сказались политическая подкованность и личные качества. Связным группы был Иван Кустов. Во всяком случае, когда в 1921 году Анучинского партизанского района был назначен Г.М. Шевченко, именно Иван Дмитриевич ходил к нему с донесениями в Анучино. Поначалу партизаны занимались диверсионной работой. «Ликвидировать телеграфную на участке от Благодатного до Василье-Егорьевского», - одно из первых заданий группы Емельяна Филиппова (Приложение 2, с 23, фото 9). Где-то столбы спиливали, где-то на провода набрасывали «хомут», его привязывали к телеге и лошади на бегу тащили за собой то, что недавно называлось телеграфной линией [5, с.79 ].
Иначе было нельзя, повреждение должно быть таковым, чтобы о восстановлении в условиях военного времени не могло идти и речи. Федор Калистратович Кутенков в переписке с юными краеведами из благодатненской школы вспоминал, как партизаны собирали в местах боев оружие и прятали его в огороде у И.Д. Кустова.
К чести жителей Благодатной, не было среди них доносчиков и, как любили говаривать в станице, «разной сволоты», оттого в Гражданскую поселок устоял. Что в округе делалось! То японцы злодействуют, то белые, то красные, то дом сожгут, то полдеревни - как не бывало! В жизни сельской невозможно скрыться от посторонних глаз, тем более, что к атаманам шли открыто, в партизаны - тайком, но такое не скроешь, однако, связанные круговой порукой жители своих не выдавали красных партизан [5, с. 80].
В первых числах февраля 1920 года многотысячные революционные войска выдвинулись к Хабаровску. И.П. Калмыков уводил Особый казачий отряд в составе (по разным оценкам) от 500 до 1200 человек. В большинстве своем это были преданные атаману казаки и готовые продолжить борьбу с большевиками. Особый казачий отряд перешел на границу с Маньчжурией. Атамана арестовали китайцы. Формальным поводом для ареста послужил факт обстрела калмыковцами китайских канонерских лодок на Амуре в 1919 году. Оставшись без атамана, в полном неведении о его судьбе, калмыковцы не знали, что делать. Какое-то время они днем и ночью следили за комендатурой в надежде отбить атамана [5, с.83].
Поскольку итог войны в России был уже очевиден, китайские власти, видимо, желая подольститься к большевикам, беспрепятственно пускали на свою сторону толпы агитаторов. Именно от пожаловавших в отряд агитаторов калмыковцы узнали о смерти атамана (в то время как на самом деле тот был еще жив) и амнистии бывшим белогвардейцам, о чем было сказа примерно следующее: «Казаки, исход войны предрешен! Ваш атаман убит. Хватит лить кровь. Вы - часть трудового народа, земля изнылась без ваших рук. Советская власть прощает вам службу у белых. Возвращайтесь!» Те, кто согласились вернуться, были конвоированы на советскую сторону. С этого момента судьба каждого казака-калмыковца индивидуальна. Большинство благодатненцев вернулись в свою станицу, некоторые тут же угодили под красную мобилизацию, другие возвращались окольными путями и дальнейшей службы у красных и белых избежали. Были среди благодатненцев агитаторам не поверившие, вместе с остатками отряда они ушли в зону отчуждения КВЖД. Впоследствии возвратившиеся на Родину заплатили сполна за службу на стороне белых. Как сложилась судьба эмигрантов, неизвестно. В гражданской войне победителей не бывает. Пострадавшими оказались все, но самые тяжелые, необратимые последствия коснулись Казачества - оно утратило право на самоидентификацию и право на будущее [5, с. 84].
Заключение
В России возрождаются традиции казачьей службы. Казаки вновь обретают ту роль, которую они играли до революции [6]. Казачество всегда играло исторически важную роль в укреплении российской государственности, служило верой и правдой, осваивало Сибирь и Дальний Восток, основало новые города, развивало экономику страны. В наше время восстановлено Уссурийское казачье войско.
На территории Хорольского района казачье войско существует в пгт.Ярославский. Ежегодно в с.Благодатное проводятся съезды казаков, а ранее в с.Хороль проводился фестиваль «Казачий круг», куда съезжались казаки со всего Дальнего Востока.
Одной из важных задач нашего общества является воспитание патриотизма в подрастающих поколениях, всесторонняя его подготовка к принятию ответственности за судьбы страны и ее безопасности, именно это формирует и развивает казачество [7].
Установление Советской власти в Приморье принесло казакам много хорошего, но и немало плохого. Вместе с тем, показаны изменения к лучшему: развитие образования, светской культуры и прочее. Не все выходило гладко, даже преследовались благие цели. Примечательным общественным явлением надо назвать явный «разрыв поколений». Люди и старшего возраста часто не могли принять явления жизни, противоречащие казакам, широкие масштабы приобрели эмиграция за границу и уход в город.
Последствием революции стало исчезновение п.Екатерининского. Поселок исчез в 1922: люди сожгли часть домов и покинули населенный пункт, отправившись в Маньчжурию. Казачество в это время утратило привилегированный статус «надежды и опоры» власти. И вообще лишилось статуса, с упразднением сословий и даже не нуждались как в защитнике рубежей. Все это стало трагедией социального воспитания. Отдельно следует остановиться на репрессиях 30-х гг. Казачество стало жертвой террора, в силу принадлежности к «бывшему» сословию [1]
По данным, опубликованным в краевой газете «Утро России» репрессированы были следующие казаки Благодатного: Ищенко Федот Филиппович, Козлов Трофим Иванович, Колесников Семён Лукич (Приложение 2, с 16, фото 7), Колесников Илья Лукич, Кутенков Дмитрий Николаевич, Кустов Иван Иванович, Кустов Михаил Дементьевич, как члены казачьей контрреволюционной повстанческой диверсионно-шпионской и вредительской организации; Кузнецов Иван Васильевич, как член добровольной казачьей карательной экспедиции Калмыкова. [2]
В Великой Отечественной войне казачество вновь исполнило свой патриотический долг. Жизнь Благодатного разделилась на «до» и «после». Казаки уходили на войну, участвовали в боевых действиях. Люди были готовы на любые трудовые подвиги, на любые материальные лишения, только бы скорее закончилась война. На службе в Красной армии – вдали от родного села встретили известие о войне: Вишняков Дмитрий Матвеевич, Ищенко Николай Филиппович, Котов Георгий Петрович, Кузнецов Пётр Иванович, Кутенков Владимир Спиридонович, Кустов Пётр Спиридонович и др. 80 благодатненцев ушли на фронт и половина из них не вернулась. Фронтовые пути далеко не всех павших сегодня известны, многие подвиги скрыты под насыпями затерявшихся на бескрайних просторах России и чужбины братских могил. Без вести пропавшие – отдельная грань одной большой трагедии [5, с. 141].
Список использованных источников и литературы
Неопубликованные источники
1. Интервью с Миковым Н.И., членом Русского Географического Общества, краеведом.- с.Хороль.-2017.
2. Личный архив Микова Н.И., члена Русского Географического Общества.- Хороль.-2017.
Исследования
3. Солярский В. Из крестьян в казаки //Рассвет. – 2011 – с.3
4. Шумкин В.Ю. Земля Хорольская: Истоки. Люди. Планы.- Владивосток: ОАО Дальпресс, 2010.-192 с.5. Язовских Анна, Язовских Елена. Треснувшая Жемчужинка: из истории казачьего села Благодатного. – М.: Перо, 2016. – 211 с.
Интернет-источники
6. Военно – патриотическое воспитание подростков и молодёжи на традициях казачества России. – Режим доступа: http://www.zimovaya.ru/kazachestvo-v-istorii-rossii/v..(05.10.2017) 7. Казаки в современной России.–Режим доступа: http://inosmi.ru/social/20100420/159433940.html ( 05.10.2017 )
Приложения
Приложение 1. Исторические карты
Фото 1. Карта Хорольского района за 1897 год [2]
Фото 2. Карта Приморского края за 1871 год. [2]
Приложение 2. Фотографии казаков п. Благодатного
Фото 1. Почтовая открытка «Казак». Издана в Стокгольме. 1904 г. [5, с.53]
Фото 2. Благодатненские казаки из ОКО Калмыкова. Первый слева - С.В.Филиппов, рядом стоит И.И.Козлов, в центре сидит М.Н.Козулин, справа от него - Яков Огарков. Забайкалье. 1919г. Фото из архива П.В.Филиппова [5, с.75]
Фото 3. На фото Колесников Семён Лукич, его жена Александра Николаевна, сын Григорий. [2]
Фото 4. И.П.Калмыков [5, с.76]
Фото 5. На фото Г.Е. Филиппов. Павловск Царскосельский. 1915 г. Фото из семейного архива Г.Ф. Емельяновой. [5, с.49]
Фото 6. Фото из фондов Спасского городского музея. Период Гражданской войны в Приморье. Слева направо: 1 Фото: «Политотдел партизанских соединений.» 2 Фото: «Красногвардейцы.» [5, с.72]
Фото 7. На фото слева Колесников Семён Лукич, справа Пряженников Тимофей Михайлович. [2]
Фото 8. Фото из журнала «Казаки». Фото 1: Казаки-уссурийцы во время боя на Гродековском фронте. 1918 г. [5, с.71]
Фото 9. Слева направо: 1 Фото: Красные партизаны Е.Ф. и Т.И. Филипповы. Никольск-Уссурийский. Фото из семейного архива А.Т. Филипповой, 2 Фото: Красноармейцы. Справа сидит Е.С. Ромышев. Фото из фондов Хорольского районного музея. [5, с.78]
Фото 10. Японские солдаты охраняют железную дорогу. 1919 г. [5, с.80]