Проблематика и актуальность исследования
Введение
В соответствии с положением о межрегиональном конкурсе исследовательский работ «Память храня», в рамках реализации акции «Восстановление духовно-исторической памяти», мною под руководством учителя истории выполнена исследовательская работа по теме «Есть в куполах загадочная сила».
На протяжении всей своей истории Россия обладала мощью, и прежде всего духовной. Тогда, в далеком прошлом на Руси строилось множество церквей и храмов, а также монастырей. Божий дом давал людям спасение от ограниченности, болезненности и тления этого мира. Со временем многие церкви утратили былое величие и первозданный облик. Так к середине 20-ого столетия в России и в частности в Коломне множество святынь было разрушено, некоторые из них даже исчезли и вовсе.
В наши дни началось новое обращение людей к религии, в первую очередь к православию. Стали возрождаться монастыри и храмы. В связи с этим закономерно появился интерес к истории утраченных святынь. После почти вековых гонений настало время возврата к своим корням, наступило время духовного возрождения. Изучение истории православной культуры сейчас актуально как никогда. Оно может послужить основой целостного воспитания и образования подрастающего поколения. А когда закладывается фундамент духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, нельзя упустить ни одного кирпичика из истории. Память об утраченных святынях должна жить в нас и передаваться из поколения в поколение.
Цель и задачи исследования
Цель исследования данной работы является:
- изучение истории храма Ильи Пророка в городе Коломна Московской области;
- выявление ранее неизвестных фактов в истории храма Ильи Пророка;
- опрос населения с целью получения статистических данных о Храме Ильи Пророка в Сандырях.
Для достижения сформулированной цели в работе были поставлены и решены следующие задачиисследования:
- изучить историю храма в открытых источниках информации;
- выявить и опросить круг людей, знающих историю храма;
- ознакомиться с проведенными работами по восстановлению утраченной святыни;
- проанализировать заинтересованность жителей города в восстановлении храма;
- привлечь внимание граждан к истории утраченной святыни.
1.3. Объект исследования
Объектом исследования в данной работе является история храма Ильи Пророка в городе Коломна Московской области на территории Центрального Федерального Округа. Это памятник регионального значения. На данный момент он утрачен для жителей города и его гостей, так как в частично уцелевших стенах храма находится учреждение закрытого типа Государственное Бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания Московской области «Коломенский детский дом–интернат для умственноотсталых детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Однако у храма Ильи Пророка есть настоятель священник Иоанн Анатольевич Бакушкин, который надежно оберегает память утраченной святыни.
1.4. Методы исследования
Для выполнения исследовательской работы использованы следующие методы:
Методы теоретического уровня:
- изучение,
- синтез,
- анализ.
Методы эмпирического уровня:
- опрос,
- счет,
- сравнение,
- описание.
1.5. Этапы исследования
- сбор информации об истории храма Ильи Пророка;
- изучение истории храма Ильи Пророка и обобщение её с историей государства;
- опрос сторожил с целью выявления ранее неизвестных фактов истории храма;
- опрос жителей города, которые по роду своей деятельности соприкасаются с историей храма;
- проведение социологического опроса жителей города на предмет знания истории храма и выявление их отношения к восстановлению утраченной святыни;
- систематизация полученной информации;
- составление отчета;
- составление фотоотчета по проделанной работе.
2. Основная часть
2.1. Первый этап исследования – сбор и изучение исторических сведений
Богатое торговое село Сандыри со стороны въезда из Москвы в город Коломну основано в 16 веке ярославскими князьями Засекиными. Семен Иванович Засекин-Щетина имел прозвище «сандырь», откуда и произошло название села. В конце 16в. здесь был выстроен деревянный храм, из которого происходит древняя Ярославская икона Божией Матери (1491 г.). Ныне образ хранится в Третьяковской галерее [1].
икона Божией Матери (1491 г.)
В 1626-1629 гг. село относилось к приказу Большого дворца, им владела мать царя Михаила Федоровича Романова, «великая инокиня» Марфа (в миру Ксения Ивановна, урожденная Шестова). Она происходила из боярского рода Морозовых и была женой одного из самых знатных людей государства – боярина Федора Романова. Инокиня Марфа сыграла значительную роль в том, чтобы ее сын Михаил принял «Мономахову шапку» и обрел царские скипетр и державу.
Г. Угрюмов. «Призвание Михаила Федоровича на царство»
Родоначальница династии Романовых (ум. 26 января (5 февраля)1631г.) завещала свое имущество великой княжне Ирине, старшей дочери Михаила.
В 1649 г. село Сандыри получил в поместье думный дворянин Семен Иванович Заборовский. В московском доме Заборовского жила двоюродная племянница, сирота Агафья Семёновна Грушецкая, которая в последствие стала женой русского царя Федора III Алексеевича (брата Петра I). В годы правления Федора активно велось строительство светских зданий (приказов, палат) и дворцовых церквей. Царь также занимался детьми сиротами, к которым относилась и его первая жена. Малолетних нищих перевозили из Москвы в "украинные города" или монастыри для выполнения различных работ или обучения ремеслам [2].
В 1861г. царица Агафья родила мальчика Илью и… сгорела в родильной горячке. А невинный младенец Илюша отдал Богу душу спустя неделю после смерти матушки 21 (31) июля 1681г.
Федор Стратилат и великомученица Агафья.
Патрональная иконацаря Федора Алексеевича и царицы Агафьи.
В 1676 г. Заборовский С.И. продал село боярину князю Михаилу Юрьевичу Долгорукову (убит в 1682 г.). По смерти князя оно перешло к его детям. В середине 18 в. селом владел князь Михаил Иванович Долгоруков (1731-1794), сын Ивана Алексеевича Долгорукого (казнен в 1739 г.) и Натальи Борисовны (1714-1771), урожденной графини Шереметевой. В 1756 г. Сандыревская вотчина перешла к гвардии ротмистру графу Сергею Борисовичу Шереметеву (1715-1768), дяде по материнской линии князя Михаила Ивановича Долгорукого. Таким образом, во второй половине 18 в. эти земли перешли в собственность рода Шереметевых. При A.M. Долгорукой в селе значились 262 крестьянские души «мужского полу», при Шереметевых число душ увеличилось в полтора раза. В конце 18 в. село значилось во владении обер-камергера графа Николая Петровича Шереметева (1751-1809), женившегося на своей крепостной Прасковье Ковалевой (ум. 1803). В то время в Сандырях было 93 двора, в которых жили 330 человек мужского пола и 366 женского. В 1852 г., когда селом владел их единственный сын, действительный статский советник, камергер граф Дмитрий Николаевич Шереметев (1803-1871), в Сандырях числилось 128 дворов, и в них 429 «душ мужского» и 574 «души женского полу». В документах упоминаются также две церкви в селе: деревянная Духовская и каменная Ильинская, а также квартира пристава.
Деревянная церковь Илии Пророка была построена в 1789 г. и стояла до революции (в 1916 г. в церкви еще служили) [3]. В церкви хранилась драгоценная византийская икона Божией Матери, поднесенная кавалерами Мальтийского ордена фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву в благодарность за покровительство. В храме находилась и 500-летняя икона Илии Пророка, которая чествовалась 2 августа (20 июля старого стиля), в день празднования святого, крестным ходом из Коломенского собора. Этот обычай также связан с Шереметевыми. У графа вышла размолвка с Коломенским Владыкой, долгое время они не могли примириться. Наконец Шереметев приехал к архипастырю с повинной. Владыка не только простил вельможу, но и на Ильин день, отслужив Литургию в кафедральном соборе, отправился в Сандыри пешком, во главе крестного хода. С тех пор вплоть до 1920-х гг. ежегодно из Успенского собора на Ильин день отправлялся в Сандыри торжественный крестный ход [1].
Барского дома в Сандырях не было. Все крестьяне находились на оброке и платили от 9,88 до 12,06 руб. с тягла. По сравнению с другими имениями, этот оброк не был обременительным, а если принять во внимание, что сандыревцы жили не столько земледелием, сколько придорожным извозным промыслом, то и совсем легким. Положение села на старинном пути с юга на Москву превратило его в станцию для ночлега и остановок проезжающих. Двигавшиеся с юга обозы предпочитали Сандыри, где чуть не в каждом доме были постоялые дворы, а на улице, кроме того, «обжорки» - лавочки или ларьки, кое-где тайные шинки. Днем и ночью движение конное и пешее было чрезвычайное, прогонялись гурты скота, шли обозы с хлебом, солью, железом, нуждавшихся в кровле, отдыхе и питании было множество. В 1911 г. в Сандырях было имение Александра Дмитриевича Шереметева (1859-1931), генерал-майора Свиты Его Императорского Величества, композитора и дирижера, в 1901-1917 гг. директора Придворной певческой капеллы, основателя (1893) Российского пожарного общества. Шереметевы в Сандырях не жили [3].
В 1834 г. рядом со старой церковью выстроили новый каменный храм во имя пророка Илии. Кирпичное здание с белокаменным цоколем и отделкой стало выдающимся образцом архитектуры ампира. С западной стороны храма находились трапезная и четырехъярусная колокольня. В теплой трапезной располагался придел во имя Святителя Николая Мирликийского. В Ильинском храме был и второй придел - Преподобного Сергия Радонежского. Никольский придел освящен в 1839 г., главный престол Пророка Илии - в 1848 г., при настоятеле храма священнике Луке Успенском. В храме круглый год проводились службы для прихожан.
Икона «Собор Коломенских новомученников» с изображением церкви Ильи Пророка в Сандырях (вторая верхняя слева).
В каменную церковь часть церковной утвари была перенесена из старинной деревянной сандыревской церкви, например, «тощая свеча» 17в. [3].
Тощая (полая) свеча в церкви Ильи Пророка с Сандыри.
Фото начала 20 века
Средства на постройку храма выделили известные сельские жертвователи [4] – семья Бакулиных. Этот семейный клан не только построил новое здание, но и озаботился украшением храма и приумножением церковной утвари. Согласно учиненной в 1842 году описи «церковной утвари, пожертвованной прихожанами церкви Святого Пророка Божия Ильи», Г.Я.Бакулин заказал медные венцы для бракосочетания, высеребренные с позолотой, парчовые ризы, М.Т.Бакулина – для царских дверей – «занавесу некаватную золотом», а Г.А.Бакулин – пояс [5], [4]. Их потомок, почетный гражданин А.П.Бакулин, в начале 20 века состоял церковным старостой храма и за усердие по его украшению был награжден в 1910 году золотой медалью на Андреевской ленте.
Свою жертву церкви приносило также семейство Сивухиных: Г.Т.Сивухин – «запрестольный крест со страстями, обложен с обеих сторон серебром, венцы вызолоченные», «образ святого великомученика Артемия и преподобного Онуфрия в серебряном окладе, венцы вызолоченные, ризы парчовые»; И.Сивухин - запрестольный Владимирский образ Божьей Матери, ризы серебряные вызолоченные; Т.А.Сивухин – Тихвинский образ Богоматери, ризы серебряные, венцы вызолоченные, блюдо «медное высребренное» поменьше, пояс; А.П.Сивухина – для царских дверей «занавесу накаватную с золотом»; А.К и У.К.Сивухины – ризы парочные [6], [4].
Помогали храму и другие прихожане: В.Гусев передал малое Евангелие, медный кувшин, Курский образ Богоматери, два подсвечника медные, колокол в два пуда; П.Ф.Папилина – ризы бархатные, для святого алтаря одежду «пепеневую фиолетовую с золотыми травами, на ней крест из золотого позумента»; В.С.Папилина и М.Шукаева – Казанский образ Богородицы, ризы серебряные, венец вызолоченный; А.Т.Шукаева – для царских врат «занавеску накаватную простую»; И.М.Шукаев – «воздухи малинового бархата»; С.З.Вагин – блюдо «медное высребренное» для сбора денег; Кудиновы – две хоругви «зеленого французского штофа, обложены золотою бахромой с золотыми кистями» [7], [4]. В 1840 году купеческая вдова Агриппина Савельевна Макеева по духовному завещанию передала церкви собственный дом «деревянный, одноэтажный, крытый и обшитый тесом и находящийся в селе Сандыри на рубеже церковной и мирской земли» [8], [4].
При храме традиционно была устроена богадельня.
Так в [4] говорится: в 1908 году Священным Синодом был утвержден устав церковноприходской богадельни при Ильинском храме села Сандыри. Её созданием озаботился Алексей Павлович Бакулин – внук известного сандыревского благотворителя Галактиона Герасимовича Бакулина. Он на земле Ильинской церкви, на месте ветхого деревянного здания, построил одноэтажный каменный дом для содержания 5 призреваемых «одиноких и лишенных способности к труду лиц женского пола, православного исповедания всякого возраста и всякого звания, уроженок села Сандыри и, в силу немногих таковых, уроженок города Коломны» [4].
Призреваемые пользовались помещением бесплатно, а на содержание каждая получала ежегодно по 76 рублей из процентов с Бакулинского капитала 10 тысяч рублей, который хранился в сберкассе при Коломенском уездном казначействе [4]. Это подтверждается в ведомостях о богадельнях при церквах Коломенского уезда за 1910 г. [3].
Проживая постоянно в богадельне, женщины имели право ненадолго отлучаться с разрешения настоятеля. В воскресные и праздничные дни они обязаны были ходить в приходской храм и там прислуживать: мыть полы, убирать пыль и т.д. В свободное время подопечные занимались «приличествующими работами в свою пользу».
Императорский указ об учреждении «богоделенного дома им.П.Г.и Л.А.Бакулиных»
Управлялась богадельня причтом церкви, а заведование хозяйственной частью лежало на одной из призреваемых под наблюдением настоятеля храма и старосты в лице А.П.Бакулина. Потомственный почетный гражданин Алексей Павлович Бакулин (40 лет) занимал этот важный пост с 1907г. В 1910 г. за труды по благоукрашению храма он был награжден золотой медалью на Андреевской ленте.
Богадельня была построена Алексеем Павловичем в память о родителях, поэтому ей были присвоены их имена – «Богаделенный дом имени Павла Галактионовича и Людмилы Александровны Бакулиных».
В приходе Ильинского храма была открыта земская начальная Сандыревская школа.
Причт церковный в Сандырях издавна состоял из священника, дьячка и пономаря. В 1816 г. прибавлена диаконская вакансия. Кпировая ведомость за 1840 г. сообщает, что священником в церкви с.Сандыри был Иоанн Яковлев (64 лет), сын священника, в школах не обучался. В 1800 г. посвящен во диакона к Коломенской Богоявленской церкви епископом Серафимом Дмитровским из дьячков Успенской церкви с.Черкизова. В 1804 г. рукоположен во священника митрополитом Платоном к храму с.Сандыри. Диакон Илия Сергеевич Грязнов (47 лет) женат на дочери о.Иоанна, Наталии Ивановне (41 год). В 1840 г. дьячком при храме служил Евфимий Алексеевич Сандыревский, пономарем был Федор Афанасьевич Знаменский. Причт в конце 19в. по штату состоял из священника, диакона и псаломщика [3].
С 1902 г. при церкви с. Сандыри служил священник Виктор Павлович Смирнов. Отцу Виктору сослужили диакон Иван Иванович Никольский (40 лет) и псаломщик Николай Леонидович Востоков (22 года).
Будущий священномученик Виктор родился 20 октября 1875г.в с.Ильинское Звенигородского уезда Московской губернии в семье псаломщика Павла Смирнова. В 1891 году он окончил Звенигородское Духовное училище, а в 1898 году – Вифанскую Духовную семинарию [9] с аттестатом 2 разряда. С 1898 по 1902 г. работал учителем в Юдинской церковно-приходской школы Можайского уезда [3].
7 ноября 1902 года Виктор Павлович был рукоположен в иереи к Ильинскому храму в селе Сандыри Коломенского уезда. С 1903 г. состоял наблюдателем над Сандыревской народной библиотекой. В 1911 г. награжден набедренником, в 1916 г. – скуфьей [3]. За многолетнее усердное служение отец Виктор в 1927 году был возведен в сан протоиерея, в 1930 году награжден крестом с украшением. У о.Виктора и его жены Ольги Алексеевны (р.1880 г.) было трое детей: Борис, Евгений и Анатолий.
В 1930 году за неуплату налога отец Виктор был приговорен к трем месяцам принудительных работ [10]. 8 апреля 1930г. отца Виктора перевели в храм Рождества Христова погоста Хотяиново Коломенского района. А 7 марта 1934г. он стал служить в Троицком храме с.Протопопово, вошедшего в состав г.Коломны. В 1936г. священнослужитель был награжден палицей. 27 ноября 1937 года протоиерей Виктор Смирнов был снова арестован и заключен в тюрьму г. Коломны. На следующий день, 28 ноября, следователь вызвал двух свидетелей, которые были хорошо знакомы отцу Виктору. Оба они подписали протоколы показаний, в которых оговорили священника в проведении активной антисоветской деятельности. На допросе священник подтвердил знакомство со свидетелями, но виновным себя в контрреволюционной деятельности не признал. Из протокола допроса: "Показания свидетелей я отрицаю и виновным себя в проведении контрреволюционной деятельности не признаю". Он не отрёкся от Христа и не подписал лжесвидетельских показаний. В тот же день следствие было закончено, отец Виктор переведен в Таганскую тюрьму г.Москвы. 1 декабря 1937 г. тройка при УНКВД СССР по Московской области обвинила его в "активной антисоветской контрреволюционной агитации, высказываниях террористических настроений, контрреволюционной деятельности" и приговорила к высшей мере наказания – расстрелу [10].
Протоирей Виктор Смирнов был расстрелян 8 декабря 1937 года на полигоне Бутово под Москвой и погребен в общей могиле там же [10].
Протоиерей Смирнов Виктор Павлович, фото из дела 1937г.
Священномученик протоиерей Виктор Смирнов канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, состоявшийся 13–16 августа 2000г. И в соответствии с определением Священного Синода от 7 мая 2003 года он причислен к лику святых Новомучеников Российских для общецерковного почитания [10].
Священномученик Виктор (Смирнов)
В 2017г. Коломенское благочиние Московской Епархии РПЦ и издательский дом «Лига», при поддержке администрации г.Коломна, выпустили книгу «Собор Коломенских новомученников», где отдельная глава посвящена жизни и подвигу священномученика Виктора Смирнова [12].
Книга «Собор Коломенских Новомучеников»
Ильинский Храм был закрыт в конце 1930-х гг., судьба последнего настоятеля неизвестна [11]. Убранство храма утрачено. В 1950-е гг. церковь Илии Пророка кардинально перестроили: разрушили ее колокольню, главку, над трапезной разобрали своды и выстроили второй этаж. В помещении церкви устроили интернат для престарелых и инвалидов Великой Отечественной войны.
Дом-интернат для престарелых и инвалидов ВОВ в Сандырях
На основании приказа №63 от 26.08.1986 года Управления социального обеспечения Исполнительного Комитета Московского областного Совета народных депутатов "Коломенский дом-интернат для престарелых и инвалидов" с 01 октября 1986 года перепрофилирован в "Коломенский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей-сирот" с коечной сетью на 185 детей. Именно 1986 год является годом основания детского дома-интерната.
Детский дом-интернат для умственно-отсталых детей-сирот в Сандырях
На протяжении следующих десятилетий интернат имел различные названия, но цель его всегда была - создание благоприятных условий для постоянного пребывания детей в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающихся по состоянию здоровья в уходе, бытовом и медицинском обслуживании, обучении, воспитании, а также в социально-трудовой реабилитации.
В 2009 году сдан в эксплуатацию современный корпус дома-интерната. Его открытие позволило проводить комплексную реабилитацию детей-инвалидов с применением современного оборудования и существенно улучшило пространственные условия жилых и учебных помещений.
В июне 2010 года состоялось открытие футбольного поля с искусственным покрытием. В апреле 2014 года введен в эксплуатацию конный манеж, открыв дополнительные возможности проведения занятий по иппотерапии. Крытое помещение было спроектировано согласно мировым стандартам в области анималотерапии, оно имеет естественное и искусственное освещение, экологичное грунтовое покрытие. Крытый манеж позволяет детям с особыми потребностями улучшать состояние своего здоровья вне зависимости от погоды и времени года.
Коломенский детский дом-интернат
Сегодня "Коломенский детский дом-интернат" - современное, развивающееся учреждение с высококвалифицированным коллективом, готовым решать самые сложные задачи [1].
2.2. Второй этап исследования - опрос сторожил
Опрос сторожил я решила начать с общения с настоятелем Ильинского храма священником Иоанном Анатольевичем Бакушкиным.
Священник Иоанн Анатольевич Бакушкин (1985г.р.) является членом миссионерского отдела Московской епархии Русской православной церкви. ОннастоятельПокровского храма (с. Никульское, Коломенский район) и Ильинского храма (г. Коломна, Коломенский район). В 2015г. окончил Государственный социально-гуманитарный университет г. Коломна. Духовное образование – Коломенская духовная семинария (2010г.). |
6 июня 2004 года рукоположен Архиепископом Григорием в Донской храм г. Мытищи. За свою работу награжден набедренником (2008г.), камилавкой (2011г.) и наперсным крестом (2014г.)
Отец Иоанн рассказал, что на протяжении более десяти лет он ведет социальную деятельность в детском доме интернате в Сандырях. Сейчас она уже носит регулярный характер: для умственно-отсталых детей-сирот преподаются Закон Божий и уроки милосердия, их еженедельно навещают, с ними беседуют на духовно-нравственные темы, организуют экскурсионно-паломнические поездки, проводят праздники [11].
Социальная деятельность в Коломенском детском доме-интернате Недавно в здании дома-интерната была организована алтарная комната, где священник Иоанн совершаетБогослужение. Праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Ильинском храме на территории Коломенского детского дома-интерната «Планета детства» 5 февраля 2017 года Батюшка рассказал, что под куполом Ильинской церкви сохранилась старинная роспись. Фреска Ильинского храма Отец Иоанн активно занимается проблемой возвращения Ильинского храма верующим. Однако правовые акты по данному делу не исполняются надлежащим образом. Доступ к храму мирского населения ограничен. Своими воспоминаниями о храме в Сандырях поделились Чуликова Жанна Евгеньевна. Чуликова Жанна Евгеньевна (1975г.р.) проживает в Сандырях с рождения. Она вспоминает: «В детские годы вместе с соседскими ребятишками ходила мимо дома интерната на Москва - реку.За храмом вдоль берега были пашни, где жильцы дома – интерната сажали овощи, пасли скот. Раньше, как говорила бабушка, на том месте было церковное кладбище. А на задворках дома - интерната можно было видеть еще уцелевшие надгробные плиты с надписью начала 19 века типа «Дорогой мамане от любимого сына». | ||
Много интересного нам рассказали проживающие в доме напротив детского интерната. Несколько поколений семьи Кондриковых жили в Сандырях. Дед Евгения Васильевича Кондрикова похоронен возле Ильинского храма в 1938г. | ||
Жена Евгения Васильевича Кондрикова Прасковья Алексеевна с 1984г по 1989г. работала заведующим подсобным хозяйством при доме интернате. Они поведали нам, что в 30-х годах прошлого века храм перестроили под дом престарелых. Здесь проживали пожилые |
Гуль Алла Ильинична до десяти лет (1966 г.) проживала в Сандырях. Она помнит, как с местными ребятишками ходили купаться на поповские пруды за домом престарелых. В хозяйстве дома - интерната в то время держали свиней, лошадей, сажали овощи. |
Третий этап исследования - социологического опроса жителей города
Для того, чтобы привлечь внимание людей к истории храма Ильи Пророка, а также узнать, как они информированы о проблеме возврата святыни, нами был проведен социологический опрос. Мы опросили людей по заранее разработанной анкете. Для наглядности к каждому вопросу анкеты прилагалась фотография объекта. На последний пятый вопрос желающие могли дать подробный ответ. Опрос проводился анонимно. Было опрошено 24 школьника 14-15 лет и 10 взрослых. Опрашивались как знакомые (большинство) так и случайные прохожие на улице. Подсчитывались проценты ответов по каждой позиции для школьников, взрослых и общее число.
Результаты социологического опроса.
Слышали ли вы о храме Ильи Пророка в Сандырях?
Взрослые, чел |
% от числа взрослых |
Школьники, чел |
% от числа школьников |
Всего ответили, чел |
Всего, % |
|
Да |
8 |
80 |
15 |
63 |
23 |
68 |
Нет |
2 |
20 |
9 |
37 |
11 |
32 |
ИТОГО |
10 |
100 |
24 |
100 |
34 |
Слышали ли вы о детском доме-интернате в Сандырях?
Взрослые, чел |
% от числа взрослых |
Школьники, чел |
% от числа школьников |
Всего ответили, чел |
Всего, % |
|
Да |
10 |
100 |
9 |
37 |
19 |
56 |
Нет |
- |
- |
15 |
63 |
15 |
44 |
ИТОГО |
10 |
- |
24 |
100 |
34 |
100 |
3. Знаете ли вы, что в храме Ильи Пророка находилась древняя Ярославская икона Божией Матери (1491 г.), которая теперь хранится в Третьяковской галерее?
Взрослые, чел |
% от числа взрослых |
Школьники, чел |
% от числа школьников |
Всего ответили, чел |
Всего, % |
|
Да |
4 |
40 |
9 |
37 |
13 |
38 |
Нет |
6 |
60 |
15 |
63 |
21 |
62 |
ИТОГО |
10 |
100 |
24 |
100 |
34 |
100 |
4. Знаете ли вы, что в храме Ильи Пророка когда-то стояла тощая (полая) свеча?
Взрослые, чел |
% от числа взрослых |
Школьники, чел |
% от числа школьников |
Всего ответили, чел |
Всего, % |
|
Да |
2 |
20 |
4 |
17 |
6 |
18 |
Нет |
8 |
80 |
20 |
83 |
28 |
82 |
ИТОГО |
10 |
100 |
24 |
100 |
34 |
100 |
5. Согласитесь ли вы с необходимостью восстановления утраченной святыни - храма Ильи Пророка?
Взрослые, чел |
% от числа взрослых |
Школьники, чел |
% от числа школьников |
Всего ответили, чел |
Всего, % |
|
Да |
3 |
30 |
18 |
75 |
21 |
62 |
Нет |
7 |
70 |
6 |
25 |
13 |
38 |
ИТОГО |
10 |
100 |
24 |
100 |
34 |
100 |
На последний вопрос, некоторые участники опроса ответили развернуто. Их ответы сопровождались объяснениями, которые можно разделить на следующие группы:
- среди взрослых
Люди считают, что процесс восстановления утраченной святыни дорогостоящий;
Считают весьма проблематичной реорганизацию детского дома - интерната;
Не верят в возможность восстановления утраченной святыни.
- среди школьников 14-15 лет
1. Не верят в возможность восстановления утраченной святыни;
2. Так как храм малоизвестен, то лучше пуст будет детский дом;
3. Присутствие атеизма.
3. Выводы.
По первому этапу исследования
В результате сбора информации, стало очевидным, что история храма Ильи Пророка в Сандырях тесно переплетена с историей государства.
Ильинский храм был построен в 1834 году. Тогда строительство православных храмов в России переживало время своего наивысшего подъёма. Богобоязненность русского человека, стремление обрести благодать в жизни вечной приводили к щедрым пожертвованиям церкви. На нужды храма местными жителями было передано много ценностей. В сохранившихся архивных документах имеется реестр материалов, переданных жертвователями в церковь. Те же источники хранят и имена благотворителей, потомки которых до сих пор живут в Сандырях.
Проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего помогать неимущему, также присущи русскому человеку. Федор III Алексеевич Романов на церковном соборе 1681г. предложил по примеру Москвы устроить убежище для нищих и в провинциальных городах. К этой же цели стремились Петр I, Екатерина II и другие.
Построена была богадельня и при приходе Ильинского Храма. Для многих «сирых и убогих» богадельный дом стал последним пристанищем, последней возможностью закончить свою жизнь не на улице, а достойно под опекой.
Следует еще раз отметить интересный факт, мать Федора III владела Сандырями, жена Федора III была сиротой. И можно предположить, что храм получил свое название в честь его единственного сына Ильи.
В истории храма есть и темные пятна. Во времена гонений на церковь, погиб священник Ильинского храма - новомученик протоиерей Смирнов Виктор Павлович (в храме 1902-1927г.г.). На протяжении своей жизни он верой и правдой служил своему приходу. Не отрёкся он от Христа и перед смертью.
В 30-х годов прошлого века храм был перестроен под нужды государства и по сегодняшний день он выполняет государственную функцию, в качестве детского дома – интерната для умственно-отсталых детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По второму этапу исследования
Опрос сторожил выявил много ранее неизвестных фактов о Храме Ильи Пророка в Сандырях.
Так стало известно, что при храме существовали поповские пруды. Многие старожилы вспоминают красоту здешних мест. И сожалеют, что теперь не могут все это видеть.
При Ильинской церкви было кладбище. Местные жители говорят, что там похоронены их предки. Теперь здесь домом – интернатом разработаны поля для выращивания овощей и выпаса скотины.
В советские времена жители города могли посещать здание бывшего храма во время культурных мероприятий.
На протяжении всей истории храма священнослужители не покидали этого святого места.
По третьему этапу исследования
Результаты социологического опроса показали, что взрослые и школьники г.Коломны хорошо знакомы с историей нашего края. Они активно интересуются жизнью города и всегда в курсе главных событий. Так больше половины жителей города знакомы с историей Храма Ильи Пророка. И на первый вопрос: «Слышали ли вы о храме Ильи Пророка в Сандырях?» утвердительно ответили 80% взрослых и 63% школьников, от общего числа опрошенных это составляет 78%. Остальные ответили отрицательно.
Также жителям города знакома история реорганизации храма в дом-интернат. Результаты опроса показали, что взрослым гораздо больше известна эта ситуация. Из опрощенных нами взрослых на вопрос: “Слышали ли вы о детском доме-интернате в Сандырях?” утвердительно ответили 100% взрослых и почти в 3 раза меньше - 37% школьников, отрицательно – 63% школьника. В целом задумываются над этим вопросом 56% опрошенного населения и 44 – не задумываются.
Тем не менее, на вопрос: «Знаете ли вы, что в храме Ильи Пророка находилась древняя Ярославская икона Божией Матери (1491 г.), которая теперь хранится в Третьяковской галерее? И знаете ли вы, что в храме Ильи Пророка когда-то стояла тощая (полая) свеча?» положительно ответили соответственно взрослые 40% и 20%, школьники 37% и 17%. Это говорит о том, что данные сведения не освещаются широко в средствах массовой информации.
На вопрос: «Согласитесь ли вы с необходимостью восстановления утраченной святыни - храма Ильи Пророка?» положительно ответили 30% взрослых и 75% школьников. Таким образом, видно, что большинство взрослых не до конца верят в возможность возвращения утраченной святыни. В то время как подростки ратуют за восстановление храма. А ведь дети это будущее. От того, какое культурное наследие нам достанется, какие ценности и моральные принципы будут воспитаны и заложены в нас, зависит то, что наше поколение привнесет в мир. Взрослые должны сохранить и передать детям все богатства, доставшиеся им от предыдущих поколений, в целости и сохранности.
4. Заключение.
Храм Ильи Пророка в Сандырях олицетворяет собою памятник культурного наследия нашего народа. К сожалению, на данный момент, церковь находится далеко не в лучшем состоянии. Большая часть здания не сохранена. У неё нет колокольни. К ней закрыт проход для посетителей из числа горожан и гостей города. Может настать день и этой святыни не станет даже на бумагах. А ведь когда-то добрые люди жертвовали свои сбережения этой церкви. Благодаря этому Коломенская земля украшалась храмами.
Следует отметить, что коломенцы с давних времен помогали бедным и с состраданием относились к больным. Поэтому при храме Ильи Пророка была организована богадельня.
Когда наше Отечество вступило в период гонения на веру, храм Ильи Пророка был перестроен для нужд инвалидов.
Мне хочется думать, что сегодня, в расположенном на месте храма доме – интернате ухаживают за больными детьми – в этом и есть загадочная сила Ильинского храма. Его стены свято охраняют покой и здоровье тех, кто в нашем суровом мире не смог бы выжить. Здесь находятся дети, которые как никто другой нуждаются в заботе и во внимании. Владыка Алексий (Фролов) говорил: «Человек, ищущий спасения, должен жить в храме».
Я сожалею, что стены храма не могут принять, всех тех, кто хочет прикоснуться к этой святыни. Жаль разграбленных и потерянных церковных ценностей.
Я свято верю, что в наше время, когда взаимоотношения государства и церкви начинают восстанавливаться, всё-таки можно будет прийти к определенному консенсусу и вернуть церковь прихожанам, а больным детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей оптимизировать уход.
5. Самооценка
Тематика конкурса исследовательский работ «Памяти храня» направлена на восстановление духовно – исторический памяти народа. Эта тема близка мне по духу. В современном обществе проблема духовно-нравственного образования стоит как никогда остро. В последнее время в нашей стране всё больше внимания уделяется проблемам духовного воспитания подрастающего поколения. В школах начинают преподавать основы православной культуры. И это, безусловно, диктуется реальностью нашего времени. А изучать православную культуру своей Родины без изучения истории возникновения самих церквей невозможно, потому что зарождение этой культуры происходило там. Именно церковь на протяжении всей истории являлась фактором становления национального самосознания и единения народа.
Мне очень понравился процесс выполнения исследовательской работы. Изучая информацию из открытых электронных и печатных источников и во время общения с разными людьми, я узнала много интересного.
Своими знаниями я поделилась с одноклассниками. В процессе анкетирования я рассказала им историю Ильинского храма. Я попыталась привлечь их внимание к проблеме возвращения утраченной святыни. В результате мы пришли к выводу, что духовное наследие нашего города необходимо сохранить. Подрастающее поколение хочет, чтобы памятники истории были возвращены народу и использовались по назначению.
Я очень благодарна организаторам конкурса за предоставленную возможность рассказать об утраченной святыне – Ильинском храме г.Коломны и возможности привлечь внимание общественности к проблеме возвращения или восстановления культурных памятников Русской Православной Церкви.
Я благодарна всем, кто участвовал в опросах, учителю истории Цветиковой С.С. и моим родителям за помощь в проведении исследовательской работы.
Информацию, приведенную в данной работе, могут использовать педагоги духовных семинарий, воскресных школ и учителя общеобразовательных школ в организации процесса духовно-нравственного просвещения и воспитания обучающихся. Данные, полученные в процессе исследования, могли бы пригодится студентам и аспирантам при написании научных работ о истории православной культуры. Сотрудники общественных организаций, занимающихся краеведческой и просветительской деятельностью, могут использовать полученную мною информацию для сохранения и восстановление духовного наследия страны.
Литература
1. ГБСУСО МО «Коломенский детский дом – интернат для умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс]// студия Мегагрупп.ру. 2014-2017. URL: http://xn--d1aamf.xn--p1ai/istoriya (Дата обращения: 01.10.2017).
2. Биография царя Федора Алексеевича Романова [Электронный ресурс]// МИА «Россия сегодня». 2017. URL: https://ria.ru/history_spravki/20130219/923734596.html (Дата обращения: 01.10.2017).3. Церкви, храмы, святые источники Коломны и Коломенского района URL: http://xn----ctbinidhijhbq0f2d.xn--p1ai/Cerkov-Ilii-Proroka-v-Sandiryah-Kolomna.htm (Дата обращения: 01.10.2017). 4. Рябкова Л.Б. Коломенский благотворители.- Коломна: Издательский дом «Лига», 2009. – 238с. 5. ККМ. №587. Л.53-54. 6. Там же. Л.52-53, 59, 61. 7. Там же. Л.51-52, 57, 61. 8. Там же. Л.46.9.Православный Церковный календарь. Священомученник Виктор Смирнов.URL: https://azbyka.ru/days/sv-viktor-smirnov (Дата обращения: 10.10.2017).
10. Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века. [Электронный ресурс]// (c) ПСТГУ. Факультет ИПМ. 2017. URL: http://kuz1.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/docum/ans/ans/newmr/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6XbuFf8XUfOuW668cei8is00Dc88ffe8ctk* (Дата обращения: 10.10.2017).
11.Местная религиозная организация Православный Приход Покровскаого храма села Никульское Коломенского района Московской области Московской Епархии Русской Православной Церкви. URL: http://www.pokrovskij-hram.ru/ (Дата обращения: 10.10.2017).
12. Русская Православная Церковь. Собор Коломенских новомучеников. Коломна: Издательский дом «Лига», 2017. – 152с. Приложение Приложение №1. Архитектурный план храма Ильи Пророка в СандыряхПриложение №2. Фотоотчет по работе 31