Иркутская область расположена в южной части Восточной Сибири и входит в состав Сибирского Федерального округа Российской Федерации. Более 85% населения области составляют русские. Она одна из немногих территорий, где сохранились уникальные народные ремесла, и они являются ценным наследием не только национальной культуры народов, населяющих Сибирь, но и России в целом. Среди наиболее распространенных в регионе ремесел – резьба по дереву и бересте, вышивка, художественная керамика, резьба по камню, валяние.
В настоящее время народные ремесла Иркутской области в условиях рыночной экономики переживают период серьезного кризиса. Этот период характеризуется возрастанием цен на сырье, высокой стоимостью энергоносителей, арендой помещений, уходом из жизни старых мастеров и безвозвратное исчезновение накопленных поколениями знаний, отсутствием стимулов и механизмов преемственности мастерства среди детей и молодежи. Разрозненное бытование отдельных видов народных ремесел, снижение к ним интереса и многие другие причины приводят к тому, что современное общество может понести невосполнимые потери в сфере исторического и культурного наследия.
Под ремеслом понимается мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто высокохудожественные изделия. (2) Одним из таких ремёсел является валяние валенок. По воспоминаниям старожилов нашей территории в каждой крупной деревне были люди, которые занимались валянием валенок. Можно ли сейчас встреть тех, кто бы занимался этим ремеслом?
В детстве я носила зимой валенки, в которых было так тепло и уютно. Валенки, также как шапка-ушанка и матрешка – это один из символов России, доказывающий талантливость русского народа и богатую самобытную культуру нашей страны. Что же мы знаем о нашей, исконно русской обуви, валенках?
Достоинство русских валенок и то, что всегда до крайности удивляло иностранцев, заключается в единстве их формы, отсутствии швов. Скорее всего, благодаря этой особенности и появилась поговорка «прост, как валенки». Можно ли это выражение отнести к самому процессу изготовления валенок или на самом деле валяние валенок это ремесло требующее невероятно сложных усилий и умений? Вопросов возникло много, поэтому целью моей работыстало: исследование значимости валенок в жизни русского народа с древности по настоящее время и определение возможности производства валенок в кустарных условиях.
Для достижения поставленной цели определила следующие задачи:
1.Узнать, когда и где появилось ремесло валяние валенок.
2.Выявить современные тенденции развития ремесла.
3.Рассмотреть способы валяния валенок.
4.Собрать материал о развитии ремесла на территории Сибири.
5.Реконструировать процесс производства валенок из овечьей шерсти кустарной технологией.
6. С помощью анкетирования узнать, как менялась мода на валенки.
Методы исследования: анкетирование, интервью, изучение литературы по теме исследования, анализ, систематизация, обобщение собранных материалов.
Гипотеза: Технология кустарного производства забыта на территории Сибири.
В процессе исследования данной темы была использован журнал «Наука и жизнь»: статьи Осипова Д. «Русские валенки», Чаликовой Д. «Валенки русские»; интернет ресурсы. Источников информации по развитию ремесла на территории Сибири очень мало, поэтому возникла необходимость в использовании архивных документов.
История развития ремесла валяние валенок.
Первые упоминания о валенках.
Валенками называют высокие сапоги из свалянной шерсти, чаще всего овечьей или козьей, это аутентичная обувь европейских и азиатских народов, придуманная для удобства ходьбы по сухому снегу.9
Самые ранние подтверждения использования свалянной шерсти датируются 3 - 2.5 тыс. лет до нашей эры (район современной Турции) и связывают это с развитием овцеводства, являющегося основным источником получения шерсти, хотя для изготовления войлока в древности использовалась так же верблюжья и козья шерсть. Веховым этапом эволюции войлока принято считать развитие тонкорунного мериносового овцеводства в Испании средних веков, которое сделало волокна войлока тоньше, а получаемый материал – более эстетичным на внешний вид и мягким.(8)
Занимались валянием шерсти и кочевники Монголии, Горного Алтая, получавшими превосходный теплый и прочный материал для своих юрт, обуви и одежды в результате чрезвычайно простых ручных операций. Овечью шерсть, часто с добавлением шерсти коз и верблюдов раскладывали ровным слоем и, сбив ее прутами и пропитав горячей водой или молочной сывороткой, «валяли» выполняя манипуляции, схожие с замешиванием теста. Разные народы собственно валяние шерсти проводили по-своему, но суть их была в одном – перемешать мелкие волокна шерсти, которые благодаря своему чешуйчатому строению входили в прочные связи друг с другом. (3)
Первые упоминания о валяных изделиях на территории Сибири впервые были обнаружены при раскопках курганов на Алтае изделия из шерсти исследователи относят к 4 веку до нашей эры. Еще одно упоминание о неких войлочных сапогах можно обнаружить в переводе с древнерусского языка «Слова о полку Игореве». Ученые предполагают, что такие сапоги были «прародителями» современных валенок.
Об использовании валяной обуви на Руси долго не было известно, поскольку в средневековых слоях ее не находили. Раннее известное упоминание войлочной обуви встречается в приходно-расходной книге Антониева монастыря за 1589 г. – «сапоги обшитки войлочные».
Предшественниками валенок были «чуни», легкая обувь, свалянная из шерсти. Еще три века назад на Руси мастера-шерстобиты валяли из шерсти банные шапки и прочие мелкие изделия. Скорее всего, прообразом современных валенок и чуни стали «пимы» – аутентичная обувь кочевников. На территории Евразии пимы были широко распространены еще 1,5 тысячи лет назад, а монгольские племена занесли их в Россию, во времена Золотой Орды.
Слово «валенок» впервые зафиксировано в Словаре Академии Российской в 1789 г. и описывается как зимняя, простым народом употребляемая, обувь, сваленная из овечьей шерсти так плотно, как шляпа.
В валенках щеголяли не только зимой, но и летом, так как в валенках не страшны ни мороз, ни жара. Однако валенки наших предков были мало похожи на современные: они представляли собой низкие валяные ботинки без голенищ и именовались «чуни», «коты», «валенцы». Причем такая шерстяная обувь была со швом. Сначала мастера делали отдельную стельку или верх валенка, а затем уже одну часть пришивали к другой. (7)
Первые валенки, свалянные целиком с голенищем, появились во второй половине XVIII века в Семеновском уезде Нижегородской губернии, являвшимся центром старообрядчества. Ведь именно благодаря староверам появились привычные нам бесшовные валенки. С приходом в глухие нижегородские леса старообрядцев в конце XVII – начале XVIII вв. в уезде возник и достиг большого развития валяльно-сапожный промысел. Лучшие семеновские мастера посылали валенки в 1851 г. на Всемирную выставку в Лондоне.
Появившись в начале в Нижегородской губернии, они сразу стали неотъемлемой частью русского костюма. Есть также информация, что первые валенки были изобретены в городе Мышкин в Ярославской губернии.
Возникнув в конце восемнадцатого начале девятнадцатого веков, валяное производство и изготовление валенок распространилось по всей России.
1.2. «А что в названии…. ?»
Валенки — род башмаков или сапог, сваляных из шерсти» — такое определение дает валенкам словарь В. Даля. Название «валенки», обувь из войлока получила по способу её изготовления – сваливания из шерсти овец. По-разному называли валенки и в разных регионах России: в Нижнем Новгороде, в Липецкой области – «чесанками» и «катанками», в Тамбовской и Тверской областях – «валенцами», в Сибири – «пимами». Валенки, или, по-сибирски, пимы, были коротенькими, а их голенища суконными. Название зависело от шерсти – козьей или овечьей и от способа производства. И лишь в XVIII веке валенки приобрели свой привычный вид.(6)
Однако для нас валенки настолько знакомы и привычны, что не нуждаются в описании. В представлении иностранцев эта обувь еще недавно слыла неофициальным символом России, одним из ярких атрибутов образа русского человека.
. Значимость валенок для русского народа
В те годы, когда валенки считались особой роскошью, их носили и высокопоставленные особы. Царь Петр I всегда надевал их после бани, а Екатерина великая носила валенки в связи с болезнью ног. Также знаменитая Анна Иоановна первая издала указ, разрешающих придворным дамам носить подобную обувь с платьями. Свою заслуженную массовую популярность на территории России валенки приобрели в первой половине XVIII века. Именно во времена правления Петра I валенки начал носить и простой люд.
В старину валенки считались ценным подарком, а иметь собственные валенки было престижно. По валенкам для невест выбирали жениха. Если жених в валенках, — значит состоятельный человек. На Руси даже существовали гадания на суженого-ряженого с помощью валенка. В Святки девушки выходили во двор и кидали валенок. В какую сторону смотрит его носок, там и живет жених.
Отдельно стоит отметить праздничные расписные валенки. Узоры, которыми украшались такие шерстяные сапоги, были прошиты не насквозь, а поверхностно. Неизменный атрибут зимней обуви прошлых столетий — это доходящие до середины бедра голенища. Заправленные в такие валенки штаны никогда не сбивались в комок и не вылезали наружу во время долгих пеших прогулок.(11) С развитием городской культуры валенки стали короче, потому что, в отличие от деревни, где снега по колено, в городе его — намного меньше. Со временем появились валенки на каблуках — модницы могли носить их, не снимая туфелек.
Действительно, и в мороз и в жару, ноги, обутые в валенки, ощущают комфорт, сухость и тепло. Эта обувь никогда не “садится” и не деформирует стопу. Все эти свойства сделали валенки очень популярными в России с ее холодными зимами. Они были незаменимы как на фронтах Великой Отечественной войны, так и на сибирских стройках. В советское время партийному начальству, командному составу красной армии и председателям богатых колхозов выдавали специальные валенки — так называемые бурки, изготовленные из белого войлока, обшитые понизу кожей и на кожаной подошве.
1.4. «Рецепты» производства валенок
С развитием овцеводства в Центральной части России, в Поволжье, Тверской и Нижегородской губернии зародился и валяный промысел. Способы изготовления держались в секрете, а мастера крайне неохотно передавали другим своим знания, поэтому людей, умеющих делать валенки, в то время было немного. Из-за особой долговечности и высокой цены подобное богатство передавали из поколения в поколение, валенки бережно хранились и ценились как семейная реликвия.
Вначале валенки производились кустарно, в каждой избе была собственная валяная «фабрика». Валяли валенки крестьяне-одиночки, которые потом сбывали их через перекупщиков. Валяльщик днями просиживал в тесной каморке, составляя «полуфабрикат». Труд крестьянина был тяжелым, ручным — мастер перемешивал с шерстью мыло, соду, слабый раствор серной кислоты. Отпаривал, раскатывал и отбивал… «Рецепты» производства валенок хранились в тайне и передавались по наследству. Известно, что для изготовления одной пары валяной обуви не самого большого размера необходимо около одного килограмма шерсти, то есть можно постричь целую овцу.
Шерсть сортировали, мыли и сушили. Затем закатывали в овечьи валуны — кудель, из которой позже кроили валенки. Сам валенок выкраивается по специальному трафарету. Подготовленную основу заворачивают в мокрую ткань и тщательно утрамбовывают, чтобы пышная шерсть улеглась. Все это делается вручную. Скатывание производиться вдоль сапога, а катание самого войлока делается по его ширине. Привычную форму он получает только на выкатке, где становиться жестким.
В Ярославской губернии «догадались» валять их целиком с голенищем. Ведь в том-то и достоинство валенка, что он делается без единого шва, потому и мягкий, и удобный, и ногу не натирает. Есть у этой обуви только один недостаток, но довольно серьезный: очень они боятся сырости, поэтому сначала на подошву надевали кожаные, а позднее резиновые галоши.
Самыми лучшими и очень мягкими остаются, конечно, валенки свалянные вручную.
По данным 1901 года из кустарных промыслов Ярославской губернии, был самый распространенный – производство валяной обуви, валенок. Производства валенок были сосредоточены в основном за Волгой. Этот промысел существовал в 17 волостях Ярославского уезда и охватывал 146 семей с 533 хозяевами – кустарями. На Ярославщине особым спросом пользовались валенки из деревни Тимоханово. Умельцы в тайне хранили секреты технологии изготовления валенок, передавая их по наследству. На Руси они сразу же завоевали рынки, базары, ярмарки и сердца наших морозостойких предков.(9)
В Среднем Поволжье, где преобладали мордовские, чувашские и марийские традиции украшения одежды, в праздник надевали писаные валенки. На белый валенок наносился красный рисунок. Такие валенки именовали кукморскими — от названия села Кукмор Казанской губернии, в котором предприимчивыми братьями Комаровыми в 1867 году была основана валяльная фабрика. У комаровских валенок голенища вышивались. А у поволжских татар валенки были розовыми.(11)
1.5. Развитие ремесла в 19-20 века
1.5.1. Развитие ремесла на территории европейской России
Из-за удобства обуви, доступности сырья пимокатное производство в 19 веке стало широко развиваться, а затем валяное ремесло освоили и в деревнях. Уж очень прибыльным оказался этот промысел – для каждого дома валенки скатать.
Ярославская губерния с середины XVIII века является центром валяльного промысла, что было обусловлено расцветом местного овцеводства. Шерсть Романовской породы овец считается лучшим сырьем для производства валенок, так как отличается высокой «валкоспособностью». Этот промысел существовал в 17 волостях Ярославского уезда и охватывал 146 семей с 533 хозяевами - кустарями.
В 1904 году в Ярославской губернии было основано крупнейшее на тот момент предприятие по производству валенок — сапоговаляльный завод И. С. Кашина, ныне Ярославская фабрика валяной обуви.
Россия в начале XX века производила несколько десятков миллионов пар валенок. Работали тогда только на территории нынешней России 41 валяльная и пимокатная фабрика. Согласно разным источникам в начале ХХ века за одну пару валенок приходилось платить около двух рублей серебром – по тем временам это были очень большие деньги. Такая обувь считалась роскошью. Крестьянскую семью, где каждый имел свою пару, называли зажиточной, даже богатой. В большинстве же домов обходились одной-единственной парой. Ее носили все – по очереди или по старшинству.
Маленький поселок Кукмор хранит свои секреты изготовления уже более 150 лет. Практически всё население района, начиная от молодёжи и заканчивая людьми в возрасте, трудятся или трудились на этой фабрике. К началу XX века количество работников уже близилось к 1,5 тысячам. Эта небольшая фабрика во времена Советского Союза обеспечивала 30% населения страны валенками, и до сих пор остается крупнейшим производителем на территории России. Чем же отличаются эти валенки от всех остальных? На кукморской фабрике используют особенную шерсть каракульских овец, что делает изделие особенно прочным и теплым. Славу лучших производителей кукморцы сыскали еще при Советском Союзе, а высокое качество продукции позволило им сохранить свою фабрику и в лихие 90-ые, вплоть до наших дней. Знаменитые на всю страну кукморские валенки – это качество, проверенное временем (Приложение рис.1).
В советское время было открыто еще 30 фабрик. Валенки с удовольствием носили видные политические деятели: валенками спасался в сибирской ссылке Ленин, в валенках прошло детство Никиты Хрущева, в валенках ходил на охоту Виктор Степанович Черномырдин. (10)
В конце XX века товарное производство валенок, казалось, навсегда умерло. Самый тяжелый удар по валенкам в нашей стране нанесла урбанизация и плачевное состояние экономики.
1.5.2. Развитие ремесла на территории Сибири
Кустарное производство издавна играли огромную роль в социально-экономической жизни Сибири. Трудности сельскохозяйственного освоения лесных районов, слабое развитие местной промышленности, неразвитость путей сообщения, отдаленность от основных промышленных центров, обширность территории при малой заселенности, с одной стороны, и богатые сырьевые возможности, с другой – стимулировали кустарное производство.
Иркутская губерния имела ряд особенностей, отличавших ее от остальной территории Восточной Сибири. Ее посредническая роль между Дальним Востоком и Западной Сибирью способствовала развитию собственной кустарно-промысловой базы, что приводило к складыванию внутренних экономических связей. Неразвитость путей сообщения приводила к емкости рынка. Поэтому кустарное производство в таких уездах, как Верхоленский, Балаганский и Киренский преимущественно работало на удовлетворение домашних потребностей и узкий крестьянский рынок.
Условия, необходимые для развития кустарного производства, имели три составляющих – это природные особенности (географические, климатические, почвенные); социальная политика (переселение, ссылка); экономические особенности, связанные с экономическим развитием региона. В Иркутской губернии последний фактор имел специфический характер, поскольку район являлся одним из наиболее отсталых в экономическом отношении. При недостаточной производительности сельского хозяйства потребляющий характер экономики губернии являлся преобладающим. Слабость земледелия, отсутствие больших пашенных пространств делали возможным распространение кустарных производств, с помощью которых поддерживался хозяйственно-экономический баланс губернии.
Валенки впервые появились в Сибири в XVIII в. Переселенцы-кустари (шерстобиты, пимокаты, шубники) в поисках заработка для устройства собственного заведения расходились по окрестным деревням, где не было кустарных промыслов и конкуренции. Они несли технические знания, производственные навыки и приемы в новые районы, прокладывая тем самым путь к зарождению в них кустарных промыслов. В Иркутской губернии у переселенческого населения был распространен шерстобитно-валяльный кустарный промысел, который преимущественно развивался в районе Сибирской железной дороги. Позднее распространился по территории губернии.(5)
Валенки на территории Сибири имели разные названия: чесанки, катанки, пимы, валенцы, самовалки.Ручной труд был кропотливым, валенки изготавливали долго, делали из шерсти естественных цветов — черные, серые, белые. Плотные и жесткие катали из грубой шерсти, а мягкие, легкие, называвшиеся «чесанками», изготовляли из тщательно обработанной шерсти и слегка ворсили, так чтобы на ощупь они были немного пушистыми.
Можно точно утверждать, что в Иркутске на рубеже XIX – ХХ веков основная масса пимокатных заведений была представлена именно семейным бизнесом – в производстве и сбыте были заняты только члены семьи. Согласно архивным данным на территории Иркутской губернии к началу 20 века насчитывалось около 1000 мастеров – пимокатчиков (Приложение 2). (4) Работали они только на заказ с сырьем заказчика. Их заработки зависели от сезона, но в целом, они получали на порядок больше, чем все остальные.
Позднее на базе мелких кустарных заведений на территории Иркутской губернии появились Государственная пимокатная фабрика № 1, Иркутская валяльная фабрика.
На территории Черемховского района во всех крупных деревнях были свои кустари, которые валяли валенки для населения.
Взяв интервью у нескольких десятков респондентов, проживающих в нашем посёлке, выяснилось, что на территории Михайловского поселения трудились семьи Бойко, Цыценковых, Мироновых. В настоящее время на территории посёлка живут их внуки и правнуки, которые ремеслом валяние валенок не занимаются.
1.6. Современное состояние валяльного ремесла
В настоящее время интерес к валенкам вновь возрастает. Все чаще можно видеть эту обувь на молодежи. Заметно меняется и внешний вид валенок – появляется различные украшения, вышивка, многоцветность (Приложение рис.2). В последнее время все чаще на прилавках магазинов можно увидеть валенки. Они ни в чем не уступают другим модным аксессуарам – их искусно украшают бисером, тесьмой, мехом и вышивкой, красят во всевозможные цвета, укрепляют на резиновой подошве с каблучком, изготавливают даже специальные домашние валенки (Приложение рис.3). Очень хотелось бы, чтобы такая необычная, полезная и удобная обувь вновь стала любимой и уважаемой и была оценена в должной мере. Сейчас в России работает несколько фабрик, на которых производятся валенки. Причем в разных уголках страны валенки делают по-своему: в Вологде - с высоким голенищем для глубоких сугробов, в Иваново - из грубой шерсти, чтобы, дольше носились, в Чувашии - с длинным ворсом, чтобы не промокали.
Валяльно-войлочная фабрика существует в Иркутске уже более ста лет. Артель по производству валенок открыл купец Иванов. Спрос на валенки оставался высоким всегда. Не изменилась со временем и технология производства: чесание, уплотнение. Производство валенка до сих пор идет вручную.
В стране с таким суровым климатом, какой является Россия, валяное производство и изготовление валенок стало распространяться быстрыми темпами. В наше время эта профессия пользуется огромным спросом, она не утратила своей популярности. Пусть катание валенок дело трудоемкое, но оно востребованое и выгодное.
За эти двести лет валенок стал частью национальной истории и культуры, музейным экспонатом, героем фольклора и песен (Приложение рис.4).
В России существует два музея, посвященных русскому валенку. «Держи голову в холоде, а ноги в тепле» - гласит русская пословица. Теперь уже точно выяснилось, что сочинили ее в г. Мышкине Ярославской области, где открыт музей «Русские валенки», там же ежегодно проводится фестиваль с этим названием. В музее есть, например, валенки для дискотеки и валенки на свадьбу. В Москве во 2-м Кожевническом переулке (в районе Павелецкого вокзала) также открыт музей «Русские валенки». В одном зале разместилось около 200 экспонатов, возраст некоторых экспонатов превышает 130 лет. Среди них - офицерские валенки-бурки на кожаной подошве, популярные среди командного состава Красной Армии и милиции в 20-30-е годы, валенки времен Великой Отечественной войны, в том числе принадлежащие карельским партизанам, со специальным крючком для лыж. А так же там можно увидеть валенки в форме самовара, чайника, паровоза, самолета.(12)
Подобные музеи можно также отыскать в Кинешме и Мышкине. Самый большой валенок в мире (высота 168 см, длина 110 см) был создан в городе Кинешма и занесен в книгу рекордов России. Самый маленький валенок в мире (длина 6 мм) также был изготовлен мастером Соколовым из Кинешмы и занесен в книгу рекордов России. Существует также валенок с размером ступни 0,9 мм, одна такая пара изготовлена Соколовым, другая – Анатолием Коненко из Омска.(13) Редко можно встретить валенки из верблюжьей шерсти, но они существуют. От обычных их можно отличить большей пушистостью. Официальное название сибирских валенок – пимы. В качестве подарка Монгольское правительство передала 30 000 пар валенок ВС СССР. В 2007 году в столице Бурятии, Улан-Удэ, в благодарность валенкам за заслуги перед российским народом установили трехметровую скульптуру сибирских валенок.
В городе Братске тоже продолжают появляться памятники с местным колоритом. Еще 2 года назад группа скульпторов установила на улице Ленина монумент шапке-ушанке - для братчан и в целом сибиряков вещь символичная. Позднее в двух шагах от нее появилась новая скульптура: предмет одежды, дополняющий шапку, - валенки.
Таким образом, валяльные фабрики, не отставая, шагают в ногу со временем. Шагают, разумеется, в валенках.
Способы валяния валенок
Существует две техники валяния: сухое и мокрое. Сухое валяние – это валяние при помощи специальных иголок с засечками. Такая техника подходит для создания объемных вещей (украшений, игрушек) и нанесения узоров на войлок или уже свалянное изделие.
Мокрое валяние – валяние при помощи воды и мыла. Этот способ применяется при изготовлении плоских изделий (картин, одежды), используя мыльный раствор, изготавливают валенки.
Процесс изготовления валенок очень трудоемкий. Есть два способа их изготовления: кустарный (ручной) и промышленный (фабричный). И в том, и в другом производстве сырьем для выделки валенок, как правило, служит единственный природный материал - овечья шерсть — летнина, или клочьё, снимаемая с овец летом. Валенки изготавливают из овечьей, полугрубой шерсти весенней и осенней стрижки темного, серого и белого цветов. На изготовление мужских валенок требуется около 2 кг шерсти, на женские валенки идет 1, 5 кг.
Шерстяные волокна имеют верхний чешуйчатый слой — кутикулу. Благодаря ему волокна могут сцепляться друг с другом под воздействием горячей воды и пара. На этом основан принцип войлоковаляния.
Благодаря такому материалу между волокнами шерсти легко проходит воздух и происходит его циркуляция. Это позволяет нашим ногам дышать. Валенки как губка впитывают в себя влагу, оставляя ноги сухими в тепле. Затем на солнышке или в тепле они испарят влагу. В них зимой не холодно и летом не жарко. Это происходит из-за того, что стенки валенок пористые, он не пропускают холод и тепло. Этот эффект можно сравнить со стенами домов, где специально делают воздушные подушки (теплоизоляцию), чтобы они лучше защищали дом от холодов.(7)
Технология промышленного производства валенок:
1.Все начинается с сырья. Материал разделяют и отправляют в цех, в котором его разрывают на более мелкие клочки на специальном аппарате и сушат.
2.Далее обрабатывают на шерсточесальной машине, после которой шерсть – уже цельный материал.
3.Далее на чесальном станке создают форму будущего сапога.
4.Затем на специальном устройстве производится процедура притирки, шерсть обрабатывают паром и соединяют между двумя раскаленными плитами.
5.Придание валенку определенной формы – почти полностью дело рук работников. Заготовки сворачивают и придают нужную форму и размер.
6.После придания формы, изделие увлажняют и отправляют на катальную машину и варят, добавляя краситель.
7.Замоченную обувь вытягивают на специальных приспособлениях и придают форму.
8.В сушильном цеху валенки тщательно высушивают, а затем им придают их окончательный «классический» вид в отделочном цеху.
Интересно то, что изначальные заготовки делают гигантских размеров, и лишь потом они «садятся» при варке.
Технология кустарного производства:
1. Разложить на плотной ткани размером 1х1 метр слой шерсти потолще – к подошве, а тоньше на голенище. При этом надо периодически сбрызгивать водой.
2.Затем закатать шерсть на скалке в рулон и выкатывать на столе. Сложить кусок выкатанной шерсти вдвое, положив внутрь прокладку в форме будущего валенка, затем опять выкатывать. И это ещё не всё.
3.Выкатанную заготовку валенка положить в чан с раствором серной кислоты (на 20 литров воды полстакана кислоты). Это делается для обезжиривания материала.
4.Прокладку с тканью, которую использовали, надо убирать.
Одним словом, процесс очень долгий и не всегда подходящий для домашних условий. Да и слишком много специальных приспособлений понадобится, если выполнять всё по старинной технологии.(10)
3. «Чудо обувь»
Валенки –это ещё и «чудо обувь». Почему?
Во-первых, сегодня на первый план выходят проблемы экологии и здоровья. А ведь валенки - обувь, сделанная из натуральных материалов без урона для природы и животных.
Во-вторых, медицина подтверждает огромнейшее благотворное влияние валенок на здоровье человека:
овечья шерсть способна поглощать и испарять влагу, аккумулировать тепло и, таким образом, помогает при простуде, заболеваниях мышц и суставов;
шерсть богата ланолином, приносящем облегчение при ревматизме, радикулите и прочих заболеваниях мышц и суставов, а также ускоряющим заживление ран и переломов.
валенки рекомендуют людям с нарушенной системой кровообращения, при аллергии, заболеваниях дыхательных путей;
валенки очень полезны при болезнях опорно-двигательной системы, потому что стопа в такой обуви не деформируется, к тому же, валяная обувь пропускает воздух, что препятствует развитию грибковых заболеваний;
валенки способны снять нервное напряжение, чувство усталости и тяжести в ногах, боли в спине;
улучшению циркуляции крови способствует носка валенок на босые ноги.(15)
В-третьих, валенки снова приобретают статус модной обуви – выпускаются модели с вышивками, отделками, используется натуральный и искусственный мех, аппликации. Они появились в коллекции осень-зима 2009 Вячеслава Зайцева. Не правы те, кто считает катанки уделом единственно старых и малых да ещё дворников и любителей зимней рыбалки.(14)
4. Изготовление валенок кустарным способом.
Как уже рассматривалось ранее, изготовление валенок процесс очень долгий и не всегда подходящий для домашних условий. Да и слишком много специальных приспособлений понадобится, если выполнять всё по старинной технологии.
Поэтому я расширила круг поиска. Изучая интернет-ресурсы, я нашла в г.Иркутске филиал МБУК МИГИ им.А.М. Сибирякова «Дом ремёсел» мастерскую «Слобода», руководителем которой является Бардовская Любовь Ивановна. Именно к ней я обратилась за помощью.
Целью моего посещения мастерской было: Провести эксперимент, доказывающий возможность валяние валенок в кустарных условиях.
Этапы моей работы:
Для валяния валенок дома понадобятся:
- выкройка валенка из плёнки;
- ножницы;
- ёмкость с мыльной горячей водой;
- шерсть, которую можно приобрести в магазине.
Процесс валяния шерсти вручную имеет определенный порядок и последовательность. Готовится подстилающий не промокающий материал, на котором и производится работа.
1. Шаблон
Выкройку - бумажное лекало можно сделать на газете или бумаге. Затем шаблон перенести на вдвое сложенную плёнку (Приложение фото 1). Приложить выкройку к сложенному краю полиэтилена раструбом будущего валенка, обвести и вырезать. Получится шаблон для двух валенок сразу (Приложение фото 2). Выкройку из полиэтилена надо делать с большим запасом, потому что валяная шерсть даёт большую усадку.
2. Подготовка шерсти.
На полиэтиленовый шаблон разложить слой шерсти сначала вдоль, потом поперёк. (Приложение фото 3). Смочить горячим мыльным раствором и завернуть плёнку и начать валять – разглаживать в течение 30 минут (Приложение фото 4).
3.Процесс валяния. Сама работа по валянию шерсти – самая трудная и длительная. Надо набраться терпения и усердия. Тогда всё получится правильно. А спешка не даст необходимого результата. Сначала надо долго катать скалкой или разглаживать руками. Разглаживать в течение 30 минут.
4.Перевернуть, завернуть выступающие края шерсти под шаблон (Приложение фото 5) повторить процесс раскладки шерсти с другой стороны (Приложение фото 6). Снова смочить шерсть, прижать её. Снова разглаживать в течение 30 минут. Опять смачивать крутым мыльным раствором и разглаживать руками- через плёнку.. (Приложение фото 7). Повторить действия 4 раза (Приложение фото 8). Толще и прочнее валенки будут тогда, когда будет 8 слоёв. Дать стечь лишней воде (минус в производстве - вся вода оказывается на полу).
5. Следующим этапом плёнка убирается, наносится на валенки мыльный раствор и снова продолжается процесс валяния.
6. Все эти манипуляции с шерстью необходимо повторять неоднократно, пока шерсть не перестанет выдёргиваться клочками. Только после этого валенки можно хорошо выполоскать от мыльного раствора (Приложение фото 9).
7. Теперь можно уже разрезать шаблон по месту сгиба и вынуть плёнку из валенок (Приложение фото 10,11). Затем вручную надо разгладить места соединений половинок валенка. Потом ещё долго мять, тереть, пока они не дадут достаточную усадку. Специально заготовки колоды для разглаживания валенок у меня не было, поэтому я набила форму скрученным полиэтиленом.
Во время валяния нужно периодически прикладывать валенки друг к другу, чтобы они были одинаковыми. Если какой-то валенок «отстаёт», то нужно его потереть подольше, как при ручной стирке.
8. Украшение и декор валенок:
После такого тяжёлого труда украшать изделие – одно удовольствие! Можно вышить снежинками или украсить бусинками, сделать меховые отвороты или просто сухим валянием украсить валенки любым узором .
Вывод:Валяние валенок затратный по времени (около 12 часов) и трудоёмкий процесс, но в домашних условиях возможен.
В результате изучения ремесла валяние валенок мне стало интересно, а что знают современные подростки о древнем ремесле и меняется ли мода на валенки. Для этого мною был проведён опрос среди учащихся 5-11 классов нашей школы и среди несколько десятков жителей нашего посёлка в возрасте от 20 до 60 лет (анкетирование 60 респондентов) (Приложение 3). В результате пришла к следующим выводам:
Большинство респондентов не носят валенки, не знают ничего о производстве, почему они так называются, и у них нет желания надеть валенки.
Большинство респондентов знают, что валяние валенок-это древнее ремесло и знают, что валенки полезны для здоровья.
На территории Сибири известны кустарные производства: в г. Киренске, с. Парфёново, с. Герасимово, с. Н. Ирети, ст. Половина жили и работали кустари-пимокатчики, а также позднее в начале 20 в. появляется промышленное производство.
В настоящее время имена современников ремесленников – пимокатчиков не выявлены.
Следовательно, мне необходимо рассказать о древнем ремесле -валяние валенок, провести мастер-класс, т.к., я считаю, это ремесло не должно быть забыто и для наших сибирских морозов очень актуально.
Заключение
В результате изучения различной литературы, Интернет - источников, результатов анкетирования респондентов, проведённого эксперимента, мною были сделаны следующие выводы:
Валенки – удобная и полезная для здоровья человека обувь. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная тёплыми руками мастера, даёт человеку силу и душевный покой. Эта уникальная – без начала, без конца, без шва, без рубца – обувь была в почёте на Руси у всякого чина и сословия. Валяльщик – в былые времена почитаемый на Руси мастер, и корни его мастерства уходят в века. Сегодня валенки возвращают к себе любовь горожан, а для дизайнеров и модельеров – это актуальный объект творчества. Поэтому мода на валенки вернётся и забытое ремесло – валяние валенок продолжит существование.
Моя гипотеза о том, что технология кустарного производства забыта на территории Сибири не подтвердилась, действительно валять валенки в домашних условиях возможно, соблюдая старые технологии. Пробуйте и вы, у вас тоже получится – теплая и полезная обувь.
В работе прослеживается значимость валенок в жизни русского народа с древности по настоящее время и доказана возможность производства валенок в кустарных условиях, с помощью эксперимента. Поэтому, я считаю, цель поставленная в работе достигнута.
Валенки - это символ подлинной России с её широкой душой и бескрайними просторами.Нет ничего более исконно русского, чем валенки.
Сохранять их производство – значит сохранять русскую культуру. В валенках не страшны самые лютые морозы. Чистая овечья шерсть, свалянная теплыми руками мастера, даёт человеку здоровье, силу и хорошее настроение. Современные модницы и сейчас носят валенки с удовольствием.
Литература
Большой энциклопедический словарь. – М.: АСТ, 2006.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка.– М.: Дрофа, 2011.
История Сибири c древнейших времен до наших дней [Текст]: В 5 т. Т. 3. / под ред. А. П. Окладникова. – Л. : Наука, 1968. – 592 с.
Капиталист", иркутский журнал для предпринимателей № 5 (84) сентябрь - октябрь 2015 года
Кустарные промыслы Иркутской губернии по сообщениям местных жителей в 1910–1911 гг. [Текст]. – Иркутск : [Б.и.], 1911. – 46 с.
Левитинов А.Е. Про валенки. // География. – №4. – 2009.
Осипов Д. Русские валенк. // Наука и жизнь. – № 12. – 2007.
Платонов О.А. Русский народ. Этнографическая энциклопедия в 2-х томах. – М.: Институт русской цивилизации, 2013.
Чаликова Д. Валенки русские. // Наука и жизнь. – № 12. – 2005.
Я познаю мир: История: Энцикл./Авт. - сост. Чудакова Н. В., Громов А. В. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – 506с.
http://www.mirvalenok.ru/posts/istoriya-valenok
http://testan.rusgor.ru/moscow/museum/valenok.htm
http://www.vikepediya.ruwww.valenki.inc.ru - музей «Русский валенок»
www.equipnet.ru – валенок и мода
http://dolgieleta.com/krasota-zdorovje/tovary-dlya-zdorovya/valenki-istoriya-kak-vybrat-tablica-razmerov.html © журнал о здоровом образе жизни 'Долгие Лета
Приложение
Рис.1.Кукморские валенки
Рис.2. Внешний вид валенок
Рис.3. Украшение валенок
Рис.4. Многообразие валенок
Фото 1.
Фото 2.
Фото 3.
Фото 4.
Фото 5.
Фото 6.
Фото 7.
Фото 8.
Фото 9.
Фото 10.
Фото.11
Приложение 2
Приложение 3
Анкетирование
Цель опроса: выявить уровень осведомлённости по теме исследования, поиск новой информации.
Мною были разработаны вопросы, на которые предложено было ответить:
Есть ли у вас валенки?
Из чего делают валенки?
Знаете ли вы что валяние валенок - это древнее ремесло?
Хотели бы вы носить валенки?
Знаете ли вы, что валенки полезны для здоровья?
Почему валенки назвали валенками?
Результаты анкетирования
1. |
Нет-37; Да-8 |
2. |
Сукно-2; Войлок-8; Собак-1; Из овечьей шерсти-10; Не знают-15 |
3. |
Возможно-2; Нет-14; Да-20 |
4. |
Да-7;Иногда-1; Не знаю-3; Нет 23; Не особо-1; Нет, это уже не модно-1 |
5. |
Нет-19; Да-14; Да ( но это не точно)-1;Конечно-1;Возможно-1 |
6. |
Потому что -2; Не знают-20;Потому что валенки-2; Потому что валяют-9; |