Введение
Начало XX столетия было ознаменовано рядом трагических событий в истории Российской Империи: отречение от престола Николая II, Февральская и Октябрьская революции, разразившаяся вскоре Гражданская война и последовавшие затем беспрецедентные гонения на Церковь и верующих. Священники, иеромонахи, простые прихожане жестоко преследовались за свои убеждения. Первая волна репрессий (1918-20 гг.) унесла около 9000 жизней. Русская Церковь вступила на свой крестный путь. Жертвами этого трагического периода оказались тысячи православных людей – мужчин и женщин, мирян, монашествующих, священнослужителей, пострадавших за верность Христу. В 1937 году наибольшее число расстрелов пришлось на декабрь: в этот последний месяц года конвейер смерти день за днем уносил сотни жертв. 11 декабря стало днем мученической кончины одного из иерархов Русской Церкви, оказавшегося старейшим в числе лиц, приговоренных НКВД к казни в Бутово, – 82-летнего митрополита Серафима (Чичагова).
Многие из жертв репрессий того времени ныне прославлены Церковью в сонме Новомучеников и Исповедников Российских. Их подвиг имел особое значение для сохранения православной веры в России и для ее духовного возрождения. Cлужители церкви всегда играли большую роль в формировании духовной культуры, нравственности, морали, ценностных ориентаций. Служители Церкви именуются Духовными лицами, Духовенством. Потому что не по человеческой воле, а силой Духа Святого он совершают богослужения, христианские таинства, приобщая прихожан к истинной вере. Священник призван быть попечителем – уметь понимать внутреннюю жизнь своих прихожан, наставлять их в различных ситуациях, наказывать за отступления от норм поведения, предупреждать от дурных дел. Священников всегда уважала паства. К ним на протяжении веков всегда ходили за советом, за утешением, они всегда были учителями жизни. Ведя благочестивый образ жизни, священнослужители были примером честного трудового жизненного пути.
Идея знакомства с людьми, которые в период гонений на церковь в ХХ веке сумели сохранить веру от поругания, определила тему нашего исследования: «Ходатаи за землю русскую, за веру православную – новомученики и исповедники Одинцовской земли».
В моем роду тоже есть священники – род Благонадеждиных, многих из них постигла участь репрессий. Узнать правду о них и всех тех, кто пострадал за веру на нашей Одинцовской земле, стало для меня потребностью.
Актуальность работы. В конце XX века Россия вступила на путь возвращения к духовным истокам. И в этой связи становятся особо значимыми сбор и обобщение материала о наших земляках – новомучениках. Осознание их духовного подвига позволяет восстановить в сознании современного человека непреходящие христианские ценности: любовь к ближнему, любовь к Богу, веру в добро, честность и честь, исполнение нравственного долга перед собой, своей семьей и своим Отечеством. В чем подвиг новомучеников? Их притесняли, арестовывали, пытали, расстреливали. Но они не сломались. Не совершили предательства. И своим жизненным примером убеждают нас: в жизни всегда есть место духовному подвигу и самопожертвованию ради любви к ближнему.
Для того чтобы не повторились горькие ошибки, цена которым – человеческая жизнь, мы должны знать и помнить об этом: это часть нашей истории, связующая нить с нашими корнями. Святые подвижники объединяли, объединяют и будут объединять народ России. Сила их святости победила зло.
Окончательные «итоги» репрессий до сих пор неизвестны, но в настоящее время исторические материалы о репрессированных и пострадавших за веру стали доступны: появилась возможность изучать и анализировать их, подробно знакомиться с жизненным подвигом новомучеников, а значит, – открывать новые факты и новые имена тех, чья жизнь – источник мужества, стойкости.
Гипотеза: жизнь новомучеников – источник мужества, стойкости, твёрдости Духа и неколебимости веры для современного человека.
Цель: осмысление духовного опыта новомученичества и его воспитательного значения в современном мире.
Задачи исследования:
Определить лексическое значение понятий «мученик», «новомученик», «преподобномученик», «репрессия», «канонизация».
Исследовать истоки и особенности мученичества в первые века христианства и в России XX века.
Изучить жития святых новомучеников Одинцовских.
Раскрыть понятие «мученичества» в контексте гонений на Церковь в России, используя материал истории Одинцовской земли.
Выявить и обосновать христианские добродетели как главные характеристики опыта новомучеников.
Узнать об историческом прошлом моей семьи в годы гонений на церковь.
Подготовить презентацию о новомучениках Одинцовских.
Обобщить материалы и издать печатные материалы о Новомучениках Одинцовских и храмах Одинцовского благочиния.
Подготовить календарь с указанием Дней почитания Одинцовских новомучеников.
Объект исследования – феномен мученичества.
Предмет исследования – жизненный путь новомучеников, духовные и этические ценности православия.
Использованы следующие методы: теоретические: (источниковедческий, исторический, сравнительно-сопоставительный анализ, метод конкретизации, обобщения); экспериментальные: наблюдение, описание; статистические: анализ и обобщение полученных в процессе исследования материалов.
Организация и этапы исследования. Исследования нами были начаты в 2015 году в МБОУ Одинцовская лингвистическая гимназия.
Первый этап (сентябрь - октябрь 2015) – изучение литературы по теме исследований, определение цели, задач; составление плана работы.
Второй этап (ноябрь 2015 - март 2016) – встречи с настоятелями храмов Одинцовского благочиния; выезд на места служения и мученической кончины новомучеников; работа с архивными документами общества «Мемориал», Сахаровского Центра и ПСТГУ; переписка со служителями храмов России и ближнего зарубежья, связанных с жизнью новомучеников Одинцовских.
Третий этап (апрель - май 2016) – анализ, систематизация, обобщение результатов экспериментальной работы; издание буклетов о новомучениках и о Храме Рождества Христова в поселке Немчиновка, подготовка сценария литературно-музыкальной композиции о новомучениках.
Четвертый этап (апрель 2016 – май 2017 года) – миссионерская деятельность: выступление с материалами исследования на конференциях, конкурсах, в воскресных и общеобразовательных учреждениях и т.д., размещение и распространение видеоматериалов через канал YouTube.
Новизна исследования заключается в том, что
- впервые наиболее полно изучены жития новомучеников Одинцовских, наших земляков, проявивших стойкость в годы жестоких гонений на Церковь;
- открыты ранее неизвестные факты служения и мученической кончины Одинцовских новомучеников,
- открыты новые имена наших земляков, пострадавших от репрессий, прославленных в лике святых, но не представленных на иконе новомучеников Одинцовских;
- впервые разобраны и изучены архивы Храма Рождества Христова в поселке Немчиновка;
- впервые опубликованы и апробированы полученные в ходе работы исследовательские материалы.
Теоретическая значимость исследования: полученный уникальный материал дополняет сведения об истории родного края; уникальные навыки и знания, полученные нами, помогают лучше понимать историю своей родины.
Практическая значимость исследования: собранные сведения могут быть использованы для воспитательной работы и углубления знаний по истории родного края в общеобразовательных и воскресных школах.
Глава 1. Теоретическая часть
Литературный обзор по теме исследования (степень изученности темы). 1.1. Мученики. Новомученики. Канонизация.
Христианская Церковь стоит на крови мучеников и в прямом, и в переносном смысле. Божественная литургия совершается на антиминсе, в который по установившейся древней традиции зашивают мощи мучеников.
Что такое мученичество и кто такие мученики? В христианстве мученики составляют один из древнейших ликов святых, то есть людей, прославляемых церковью за свидетельство о Христе «даже до смерти» [1, 2, 3, 6, 12]. Высоким образцом мученического подвига служит Сам Христос Спаситель. Девятая заповедь Блаженств гласит: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, потому что велика ваша награда на небесах» (Заповеди Блаженства (Мф. 5:3-12 и Лк.6:20-23). Апостолы и христиане с радостью шли на мучения за имя Христово. Первый христианский мученик Стефан был побит камнями за христианскую проповедь около 38 года н.э. Первые святые Руси – святые страстотерпцы, князья Борис и Глеб, вероломно убитые по наущению Святополка, их старшего брата.
История мученичества не закончилась в древности, апофеозом уничтожения веры в России был 1937 год, страшные итоги которого до сих пор неизвестны. После Октябрьской революции 1917 года появилось новое понятие мученичества – новомученики. О тех христианах, которые являются образцом («каноном») для верующих и засвидетельствовали свою праведность жизнью, а порой и чудесами, Церковь свидетельствует их канонизацией – причислением к лику святых. В 2000 году были прославлены многие мученики и исповедники веры. Семья царя Николая II – первые новомученики за веру Христову, прославленные Русской Православной Церковью в лике страстотерпцев. Всего в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских XX века в настоящее время канонизировано около 1800 человек (сведения пополняются) (прил.1, рис.1,2).
Если раньше Русская Православная Церковь на протяжении своей истории заимствовала мощи для антиминсов, необходимых для проведения Литургии, то после канонизации 2000 года у нас появилось столько мощей мучеников для совершения литургии, что хватит на все престолы вплоть до Второго Пришествия Христова. В ХХ веке в России просияло в несколько раз больше святых, чем за предыдущие 900 лет существования Русской Церкви.
В годы гонений в России были закрыты и разорены тысячи храмов, уничтожено более 200 тыс. священнослужителей, более 500 тыс. подверглись репрессиям. Какое значение имеют эти новые русские святые, тысячи святых, для современного православного человека? Осознаем ли мы это значение в достаточной степени? В настоящее время в Одинцовском благочинии 42 храма – пострадали практически все. И в каждом из них были те, кто, не щадя своей жизни, отстаивал веру, следовал истине. Кто они, наши земляки – Одинцовские новомученики? Как жили, что смогли достигнуть высшего состояния – святости? Жития многих описаны в различных литературных источниках [4,5,7,9]. Но, как оказалось, не о всех новомучениках было известно в нашем благочинии.
1.2. Значение мученического подвига.
Трудно представить, в каких невероятных условиях осуществлялось это исповедничество. Изощренность следствия заключалась не только в том, чтобы человек отказался от веры и церкви, но и в том, чтобы он вовлек в процесс как можно больше соучастников. Многие, не выдерживая пыток, «говорили». Но их участь ничем не отличалась от участи тех, кто молчал, – может быть, последних истязали больше. Чаще всего местными властями подбиралась группа лжесвидетелей, согласившихся подписывать необходимые следствию показания, и на основании этого тройка НКВД выносила смертный приговор. Никогда ранее человек не ставился в такую сложную с нравственной точки зрения ситуацию. Вчерашние соседи, боясь за свою жизнь, доносили, становясь предателями, убийцами. «Замысел мучителей не оправдался. И какой глубокой тайной ни были окружены гонения на христиан XX века… все стало явным – и имена святых мучеников, и имена тех мест, где проливалась их кровь», – сказал Патриарх Кирилл.
Российские новомученики не просто жертвы репрессий. Они были, есть и будут живым примером поведения настоящего христианина. В чем высота их подвига? Прежде всего, в мужественном свидетельстве веры, они не теряли надежду на помощь Божью, верили в Его незримое присутствие. И как Христос молился за своих убийц на Голгофе, так и они молились о своих мучителях.
Царь Николай II весной 1918 года написал в своем духовном завещании: «Всем, кто остался мне предан, и тем, на кого вы можете иметь влияние: не мстите за меня – я всех простил и за всех молюсь. И помните, что зло, которое сейчас в мире, будет еще сильнее. Но не зло победит, а только любовь».
Изучив литературу по теме исследования, мы осознали, что подвиг мученичества, совершаемый во имя Христа, – это пример стойкости за веру и Церковь. Как сказал св. Паисий Святогорец, «в нашу эпоху отвага является редкостью, люди замешаны на воде. Поэтому, если, Боже упаси, начнется война, одни умрут от страха, а у других даже от небольшого испытания опустятся руки, потому что они привыкли к хорошей жизни. Страх от недостатка веры... И пусть тот, кто сражается за свои идеалы, за Веру и Отечество, осенит себя крестом и не боится, ведь он имеет помощником Бога!».
Новомученики – наши учителя и ходатаи перед Богом, они не только сохранили человеческий облик в нечеловеческих условиях, но и явили величие духа и жертвенность к ближним. Своим мужеством они защищали веру православную. Они показали нам пример любви к России, к православной истории, к памяти предков. Их жизнь, их исповеднический подвиг являются образцом для нас самих, они зовут нас подражать их подвигу и убеждают, что это возможно. Их житие может послужить для нас ориентиром в стремлении к нравственному совершенству.
Игумен Дамаскин (Орловский) говорит: «Есть и еще одно существенное значение. Представьте на минуту, что не было бы этого подвига мучеников и исповедников в ХХ веке, не было бы православных людей, верных Истине, а все люди уступили бы безбожию, пренебрегли бы христианскими идеалами, сами пошли бы до конца за безбожниками. Если бы это произошло, то какая бы история у нас была сейчас, где бы мы были и были бы вообще? Мученики и исповедники показали подвиг верности Христу, это - свидетельство о жизни и дееспособности самого человечества. Не было бы их, не было бы и истории, как она была когда-то прервана всемирным потопом. Если есть мученики у Церкви, значит, еще есть жизнь на земле, значит, Слово Божие еще обитает с нами и ведет нас к спасению. Однако сейчас мы плохо осознаем значение мучеников и тем самым не являем в себе такой христианской добродетели как благодарность. Мы слепы в том смысле, что не видим опасности своего существования в настоящем времени. Если бы мы такую опасность видели, то прибегали бы с молитвой к мученикам, как ближайшим своим современникам и сродникам, старались бы использовать их опыт, обогатиться им, ибо и они жили в эпоху торжествующего безбожия, но только ныне Господь их молитвами на время дал людям некоторое облегчение» [10].
Глава II. Практическая часть
2.1. Новомученики Одинцовские
Самый ответственный этап в исследовании – поиск имен наших земляков – новомучеников Одинцовской земли. Мы обратились за помощью в благочиние. Узнали, что для Георгиевского собора были написаны две иконы новомучеников, на которых изображены их лики (прил.1, рис.3). Кто они? Мы изучили жития каждого [4, 5, 10, 13-17]. Узнали об их крестном пути: у каждого он был свой, но ни один из них не встал на путь предательства и лжи, до самой смерти отстаивая Истину. Будучи в одиночестве, замкнутом пространстве, в отлучении от мира, оторванные от своих близких, в тяжелейших условиях, они, наверное, никогда и не думали о том, что их поименный подвиг станет известен людям.
Мы составили календарь дней памяти новомучеников Одинцовских с указанием дат ареста и места их мученической смерти (прил.2).
Большинство наших земляков были расстреляны на Бутовском полигоне под Москвой. Мы побывали на Святой земле Бутовского полигона. Это место дышит святостью, по богатству святости ни одно не может с ним сравниться: здесь покоятся мощи более 300 новомучеников Российских, среди них и наши земляки: преподобномученики Иоасаф (Иван Боев) и Владимир (Волков), священномученики Елисей (Штольдер), Николай (Соколов), Сергий (Махаев), Григорий (Воинов), Георгий (Колоколов), Парфений (Грузинов), Василий (Горбачев), Николай (Запольский), Василий (Смирнов), Николай (Розанов), Петр (Петриков), Петр (Никотин), мученица Елизавета (Тимохина). Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал Бутовский полигон «Русской Голгофой». Среди захороненных на полигоне – около 1000 представителей духовенства: как Русской Церкви, так и иных конфессий. Находясь здесь, под сенью лип, яблонь в звенящей тишине прозрачного воздуха, как будто слышишь отголоски тех расстрелов, содрогаясь от каждого звука… Какое же зло совершалось там! Летящий белоснежный Храм Новомучеников и Исповедников Российских как Ангел Хранитель Земли Русской раскрывает крылья над этой политой кровью мучеников землей.
Кроме расстрельного полигона, были еще лагеря - сеть лагерей по всей России. Но была ли легче участь тех, кого отправили в ссылку?
Простой мирянин, прихожанин храма села Сидоровское Федор Гусев умер в ИТЛ 1 февраля 1940 года. В последнем письме родным он написал: «Пухнут ноги. Чувствую себя плохо, наверное, умру на чужой земле».
О каждом из новомучеников мы собрали наиболее полную информацию и каждому посвятили отдельную главу в книге «Жития новомучеников Одинцовской земли».
Однако в ходе работы мы столкнулись с тем, что ни на иконе, ни в списке, который нам дали в Одинцовском благочинии, нет некоторых имен пострадавших за веру: Валентин (Лукьянов), Николай (Добронравов), Александр (Цицеров), Александр (Державин), Димитрий (Смирнов), Александр (Виноградов), Николай (Гаварин) [прил.3].
О них мы узнали в ходе работы, найденные материалы передали для обновления раздела о новомучениках на сайте Одинцовского благочиния.
Эти люди претерпели все испытания, не предали свои убеждения и показали нам пример главной христианской добродетели – любви, любви к Отечеству, к православной вере.
Но сколько еще их, безвинных, неизвестных? По прошествии времени Господь открывает нам судьбы этих людей, претерпевших мучения за веру, шедших навстречу смерти, истязаниям, забвению, клевете ради правды Божией, – иногда отраженные в семейных воспоминаниях и альбомах, но чаще – в скупых данных архивов спецслужб: «Виновен. Приговорен к расстрелу», – так написано в большинстве из них. Мы надеемся, что и они когда-то будут прославлены святыми не только у Бога на небесах, но и церковной полнотой на земле.
2.2. Связующая нить времён и поколений
…Христос в золоченом киоте
Проходит сквозь душу взглядом,
Ищите Меня и найдете,
Зовите Меня, Я рядом…
Тонкие нити связывают нас с недавним историческим прошлым. Ещё остались живы свидетели земной жизни новомучеников, благодаря общению с ними возникает чувство гордости за своих предков и понимание значения их христианского подвига. Знакомясь с житиями наших земляков, сквозь слезы читая архивные документы, протоколы допросов, страницы сохранившихся личных дневников, понимаешь, как безгранична вера этих людей в Бога, надежда на милость Божию и безграничная любовь к Богу и ближним. «Ох, как тяжело мне будет жить одиноким, оторванным от семьи и от другов моих плюс детей. Одна надежда на Божие милосердие...», – так написал Александр Державин в своем дневнике.
С трудом представляю себе, что чувствовали дочери, сыновья, жены, матери этих ныне святых людей! Матерь Божия провожала своего Сына Иисуса Христа на Голгофу, страдала вместе с ним, оплакивала его Крестную смерть. Невозможно описать скорбь Божией Матери, видевшей нестерпимые мучения Сына Своего! Такие же испытания выпали на долю близких и родных новомучеников.
…Он говорил: "Не жди меня, ведь я уж не вернусь,
Лишь память обо мне останется навечно.
Не жди..." И лишь печаль и грусть
В наших глазах блистают бесконечно.
Но, значит, нужно было эту жертву принести,
Чтоб в будущем ошибок не случилось.
Нам нужно память эту пронести,
Чтоб темнота во свет преобразилась. (собств.соч.)
Мои предки все это тоже испытали на себе. В Ивановской области в шести километрах от Шуи по дороге на Новые Горки находится ныне небольшое село Якиманна, в старину называвшееся Якиманнский погост. В исторических документах Якиманнский погост начинает упоминаться с первой половины XVII века. Здесь было построено два храма: храм Иоакима и Анны и Казанский. Мой прапрадед Алексей Благонадеждин был там приходским священником в течение полувека, из которых 20 лет совпали с жестокими годами гонений на Церковь – 1917-1937 годы. Будучи уже в преклонном возрасте, прапрадедушка был арестован. Местные жители любили его, своего простого приходского священника и его матушку Анну. Он знал всех своих прихожан, крестил их детей, причащал, исповедовал, венчал и отпевал… Он был простым сельским жителем, разводил пчёл, ни один ребенок в период медосбора не оставался без угощения сладким лакомством. Поэтому, когда отца Алексея арестовали, и стар, и млад вышли на его защиту. Прапрадедушку отпустили. Но он практически ослеп. Матушка Анна умерла, вскоре умер и прадедушка. Похоронен он на родном Якиманнском погосте.
Служба в якиманнских храмах прекратилась в 1937 году. Храм Иоакима и Анны был разобран, сохранилась лишь колокольня, а Казанский – использовался для различных колхозных хозяйственных служб: кузница, гараж и пр. К 1989 году храм представлял собой очень печальное зрелище: без купола и креста, почти без крыши, без окон, дверей и пола, потолки с осыпавшейся росписью полностью закопчёны; не сохранилось ни одной деревянной детали. В таком виде – открытым снегу, дождям и ветрам – и принял храм в октябре 2002 г. его новый настоятель – игумен Мануил Шварцман. Трудами о. Мануила и его добровольных помощников храм преображается на глазах. И уже в 2003 г. на праздник Пресвятой Троицы была отслужена первая литургия. В течение 6 лет проведена внутренняя и наружная отделка храма. В ноябре 2008 г. на звонницу были подняты семь колоколов, и наконец-то, впервые с 1930-х гг., в Якиманне вновь зазвучал колокольный звон (прил.5).
…Блаженное селение Якиманна.
Зрит сверху Око Недреманно…
Ивановская область – это моя историческая родина, родина моих предков. Я рассказала только о своем прапрадедушке, Алексее Благонадеждине. Мои предки из рода Благонадеждиных мне дают опору и надежду. Я могу обращаться в своих молитвах к ним. Благонадеждины – старинный священнический род, который пострадал в годы гонений: кто-то был сослан в лагеря, где пропал без вести, кто-то был расстрелян. Священномученик Вениамин Благонадеждин канонизирован Русской Православной Церковью.
2.3. Моя малая родина – Одинцово.Храмы Одинцовского благочиния как залог духовного возрождения
Всего в России в 1936-1937 годах было закрыто более 12 000 храмов (90% храмов). Одинцовский район не был исключением. С 90-х годов ХХ века идет восстановление разрушенных и строительство новых храмов [7, 8, 9, 10]. В 2007 году построен Георгиевский собор в г. Одинцово (прил. 4, рис.1).
Среди вновь построенных храмов есть и освященные в честь Новомучеников и Исповедников Российских. Одна из таких святынь – Храм-часовня Новомучеников и исповедников Российских в селе Акулово (прил. 4, рис.2). Во время освящения храма Митрополит Ювеналий сказал, что Церковь Христова и ее священнослужители в период страшных гонений оказалась несгибаемой: одни продолжали свое служение в сложных для Церкви условиях, другие – «предпочли мученическую смерть измене Христу и вере православной».
С 2010 года идет строительство Храма Новомучеников и Исповедников Российских в посёлке Заречье (прил.4, рис.3).
Вселе Знаменскоев 2001-2002 годах возведен крестильный храм во имя царя-страстотерпца Николая II (прил.4, рис.4).
В Немчиновке восстанавливается Храм в честь Рождества Христова. В годы гонений храм был закрыт и разрушен, священство храма: о. Алексий Соколов и диакон Елисей (Штольдер) были расстреляны в Бутове в 1937 году. С 2002 года начались работы по восстановлению прихода, в 2005 году было получено благословение Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия на строительство храма. Центральный престол храма был назван в честь Рождества Христова, боковой придел в честь иконы Божией Матери именуемой «Утоли моя печали», придел в цокольном этаже с крестильным храмом – в честь священномученика диакона Елисея (Штольдера) (прил.4, рис.5). Священник храма протоиерей Алексей Белявский дал возможность нам разобрать архив храма, в котором собрано множество фотографий, личных вещей священномученика Елисея. На основе этих документов мы помогли отцу Алексею выпустить буклет о храме Рождества Христова.
ВЫВОДЫ
1. Я узнала, что обозначают такие понятия, как «мученик», «новомученик», «преподобномученик», «репрессия», «канонизация».
2. Я осознала, что подвиг мученичества, совершаемый во имя Христа, – это пример стойкости за веру и Церковь.
3. Я познакомилась с житиями Новомучеников Одинцовских – простых людей, наших соотечественников, земляков.
4. Осознала понятие мученичества, ознакомившись с историей нашего края, а значит, нашей родины, узнала, что Новомученики причислены к лику святых за их подвиг – подвиг мученичества. Сама смертная казнь в годы гонений на Церковь не является достаточным основанием для канонизации. Церковь канонизировала только тогда, когда есть свидетельства проявления дивного примера стойкости и святости, и почитает страдальца мучеником только тогда, когда имеется полное убеждение, что человек не отступился во время мученического подвига, а совершил его в единстве с Церковью.
5. В результате осмысления житий новомучеников, их подвига я выяснила, что христианское мужество основано на высоких христианских добродетелях: на вере в Бога, на надежде и уповании на Него; на любви к Богу и ближним; на всецелом послушании и непоколебимой верности Господу Богу. Для нас, для меня и моих современников, знакомство с житиями новомучеников – источник воспитания духовности, патриотизма и нравственности. Новомученики, претерпевшие тяжелые испытания в нечеловеческих условиях, показали нам пример главной христианской добродетели – любви, к православной истории, любви к Отечеству – той любви, без которой мы никогда не будем едины как русская нация.
Святые новомученики – это наши учителя. Они научили нас понимать:
Как важно быть добрей немного, дарить души своей тепло…
Как важно жить любовью милой, забыв про ложь, забыв про боль…
Как важно чувствовать и верить, что людям ты необходим…
Именно в этом суть нашего духовного преобразования.
6. В результате исследовательской деятельности, на разных этапах которой мне помогали учителя, священники храмов Одинцовского Благочиния, родные, друзья, одноклассники, является презентация о Новомучениках Одинцовских, буклеты «Настоящие герои XX века: новомученики Одинцовской земли» и «Храм Рождества Христова в поселке Немчиновка», которые могут быть использованы для изучения истории родного края, для воспитательной работы в храмах, общеобразовательных и воскресных школах; сценарий «Одинцовские новомученики», историко-литературная постановка (силами учащихся нашего класса).
7. Результаты исследования помогли дополнить разделы сайтов Одинцовского благочиния и Храма Рождества Христова в п.Нечиновка.
8. Выпущен календарь Дней почитания Новомучеников Одинцовских.
9. Результаты исследований послужили основой для миссионерской работы: сделаны доклады, поставлена музыкально-литературная композиция в МБОУ ОЛГ для учащихся среднего и старшего звена, показаны презентации на учебно-просветительских занятиях для школьников гимназии, воскресной школы Георгиевского Собора, учителей воскресных школ района; проведены съёмки и показ телепрограмм по Одинцовскому телевидению в 2015-2016 годах, представлен стендовый доклад на Рождественских образовательных чтениях «1917-2017: Уроки столетия» в декабре 2016 года в Одинцовском Гребневском храме. Все это служит просвещению нас, наших современников вероучительным истинам, воспитанию христианского добропорядочного образа жизни.
Выражаю искреннюю благодарность священникам Одинцовского благочиния, а также всем, кто откликнулся на мою просьбу о помощи в этой работе.
список использованной литературы
Большой толковый словарь русского языка.1-е изд-е./ Сост. С.А. Кузнецов. – С-Пб., 1998. – 1536 с.
Большой энциклопедический словарь / Ред. А.М. Прохоров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. – 1456 с.
Диакон Георгий Максимов. Настоящие герои ХХ века: Новомученики и исповедники Российские. /М.,2013. – 40 с.
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Апрель. /Тверь, «Булат», 2006. – 318 стр.
Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века Московской епархии / ред., сост. игум. Дамаскин. Т.3: Февраль – декабрь: Дополнительный том / общ. ред. митр. Ювеналий. – Тверь: «Булат», 2005. – 285 с.
Куломзина С.С. Две тысячи лет. История православной христианской церкви /Паломник, Москва, 2000. – 416 с.
Одинцовская земля. Энциклопедия сел и деревень Подмосковья /1994. – 496 с.
Протоиерей Пэнэжко Олег. Звенигород, Саввино-Сторожевский монастырь и храмы Одинцовского района. / Владимир, 2006.
Церкви Одинцовского района (приложение. Савино-Сторожевский монастырь, издательский отдел Савино-Сторожевского монастыря, 2006).
Материалы сайта Одинцовского Благочиния. Новомученики Одинцовского района. http://www.odinblag.ru/(дата посещения январь – март 2016).
http://www.mepar.ru/library/vedomosti/36/141/ (дата посещения – 15 февраля 2016 года)
http://www.bogoslov.ru/text/2815292.html (дата посещения 23 февраля 2016 года)
http://arhispovedniki.ru/tour/(дата посещения 12 января 2016 года)
http://www.onb.kursk.ru/our-booke/svjat/dok/50.html(дата посещения 19 января 2016 года)
http://krimskoe.ru/novomuchenik-nikolay.php (дата посещения 19 января 2016 года)
http://www.stsl.ru/news/all/prepodobnomuchenik-valentin-lukyanov (дата посещения 29 января 2016 года)
http://parfentevohram.prihod.ru/2015/02/17/5- svyashennomuchenik-vasilij-gorbachev/(дата посещения 29 января 2016 года)
http://pravoslavie.ru/29212.html (дата посещения март 2017 года).
http://s-sokolov.ru/same_families/sokolov_anatoliy_alexandrovich.php
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Мученик (мученица) – 1. человек, который подвергается физическим или нравственным мучениям, испытывает много страданий.2. (гр. martus, лат. martyr) – древнейший разряд святых, прославляемых Церковью за мученическую смерть, принятую ими за веру. Основным значением гр. martus является свидетель, и в этом значении это слово может относиться к апостолам как свидетелям жизни и воскресения Христа, получившим благодатный дар исповедовать Божество Христа.
Испове́дник (греч. ὁμολογητής, лат. confessor, confessoris) — особый лик святых в христианстве. Изначально к числу прославляемых церковью в этом лике причислялись те, кто открыто исповедовал христианскую веру во время гонений и сам был гоним, но не претерпел мученической смерти. исповедников из числа монашествующих иногда называют преподобноисповедниками, а исповедников из числа священнослужителей и епископов – священноисповедниками,
Священномученик – в христианстве: святой, бывший священником, принявшим мученическую смерть за свою веру.
Преподобномученик (греч. Όσιομάρτυς – osiomartus), мученик, принадлежащий к числу монашествующих.
Новомученик– канонизированный русской православной церковью святой, претерпевший мучения за веру в двадцатом веке.
Репрессия – (от позднелат. repressio – подавление) – карательная мера, наказание, применяемые государственными органами.
Канонизация (от греч. κανονίζω – регулировать, определять, узаконивать) – многозначный термин. 1) в католической и православной церквах акт причисления того или иного лица к числу святых. 2) (Перен.) превращение в незыблемое, обязательное правило, норму, канон; узаконение.
Страстоте́рпец – так называют в Православной Церкви вообще всех христианских мучеников, которые претерпели страдания (страсть, греч. πάθος, πάθημα, лат. passio) во имя Иисуса Христа. Но преимущественно же это наименование относится к тем святым, которые приняли мученическую кончину не за христианскую веру, в отличие от мучеников и великомучеников, возможно даже от своих близких и единоверцев — в силу их злобы, корыстолюбия, коварства, заговора. Соответственно, в данном случае подчёркивается особый характер их подвига — беззлобие, что является одной из заповедей Иисуса Христа. Так, в частности, нередко именуются святые мученики Борис и Глеб, святой Димитрий Угличский, преподобный Дула, живший в V веке. В 2000 году последний российский император Николай II и его семья, расстрелянные по решению Уральского Совета в 1918 году, были канонизированы в лике страстотерпцев. Как отметил член Синодальной комиссии по канонизации святых протоиерей Георгий Митрофанов, «чин страстотерпцев с древности применяется только по отношению к представителям великокняжеских и царских родов». Кратко подвиг страстотерпчества можно определить как страдание за исполнение Заповедей Божьих (Заповеди Иисуса Христа и Заповеди Закона Божьего), в отличие от мученичества – которое является страданием за свидетельство веры в Иисуса Христа (веры в Бога) во времена гонений и при попытках гонителей заставить отречься от веры.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Иконографияновомучеников и исповедников Российских
Рис.1. Собор Новомучеников и Исповедников Российских |
Рис.2. Святые Царственные страстотерпцы |
Рис.3. Иконы Собор Новомучеников Одинцовских
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Календарь дней памяти новомучеников Одинцовских
(Дни ареста, дата и место мученической кончины)
Новомученики |
Последнее место служения |
Дата |
|
ареста |
и место кончины |
||
Священномученик Елисей (Штольдер) |
Никольский храм в селе Ромашково |
08.08. 1937 |
20.08.1937, Бутово |
Священномученик Петр (Петриков) |
Домовая церковь в г. Можайск |
10.04. 1937 |
27.09.1937, Бутово |
Священномученик Петр (Никотин) |
Храм преподобного Сергия Радонежского на Рогожской Заставе в Москве |
20.08. 1937 |
21.10.1937, Бутово |
Мученик Виктор (Фролов) |
Храм преподобного Сергия Радонежского на Рогожской Заставе в Москве |
27.08. 1937 |
21.10.1937, Бутово |
Мученик Иоанн (Рыбин) |
Храм преподобного Сергия Радонежского на Рогожской Заставе в Москве |
21.08. 1937 |
21.10.1937, Бутово |
Мученица Елизавета (Куранова) |
Храм преподобного Сергия Радонежского на Рогожской Заставе в Москве |
09.09. 1937 |
21.10.1937, Бутово |
Мученик Николай (Кузьмин) |
Храм преподобного Сергия Радонежского на Рогожской Заставе в Москве |
29.09. 1937 |
31.10.1937, Бутово |
Священномученик Николай (Соколов) |
Преображенский храм в селе Крымское |
11.10. 1937 |
31.10.1937, Бутово |
Священномученик Сергий (Махаев) |
Богоявленский собор города Ногинска (Богородска). |
22.11. 1937 |
02.12.1937, Бутово |
Священномученик Григорий (Воинов) |
Михаило-Архангельский храм в селе Кубинка |
27.11. 1937 |
08.12.1937, Бутово |
Священномученик Георгий (Колоколов) |
Храм великомученицы Параскевы в селе Туголес |
27.11. 1937 |
09.12.1937, Бутово |
Преподобномученик Иоасаф (Иван Васильевич Боев) |
Никольский храм села Никольское |
27.11. 1937 |
10.12.1937, Бутово |
Священномученик Парфений (Грузинов) |
Михайло-Архангельская церковь в селе Михайловское |
15.02. 1938 |
26.02.1938, Бутово |
Священномученик Василий (Горбачев) |
Церковь Преображения Господня села Большие Вяземы |
19.02. 1938 |
26.02.1938, Бутово |
Мученица Елизавета (Тимохина) |
Преображенский храм в селе Большие Вязёмы |
16 .02. 1938 |
07.03.1938, Бутово |
Преподобномученик Владимир (Волков) |
Спасская церковь в селе Иславское |
27.02. 1938 |
25.03.1938, Бутово |
Священномученик Николай (Розанов) |
Александро-Невский храм, г. Звенигород |
22.03. 1938 |
07.06.1938, Бутово |
Священномученик Николай (Запольский) |
Преображенская церковь села Большие Вяземы |
21.03. 1938 |
27.06.1938, Бутово |
Священномученик Василий (Смирнов) |
Храм Знамения Пресвятой Богородицы села Знаменского |
22.03. 1938 |
01.07.1938, Бутово |
Мученик Феодор (Гусев) |
Никольская церковь в селе Сидоровское |
21.08. 1937 |
01.02.1940, ИТЛ Югвостоклаг |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
НОВОМУЧЕНИКИ ОДИНЦОВСКИЕ,
дата ареста и дата и место кончины
(дополнительный список)
Новомученики |
Последнее место служения |
Дата ареста |
Дата и место мученической кончины |
Священномученик Александр (Державин) |
Троицкий храм в селе Троицкое |
02.01. 1930 |
25.03.1933, ИТЛ, Зигрнь, Коми АССР |
Священномученик Николай (Добронравов) |
Архиепископ Звенигородский, Владимирский и Суздальский (жизнь связана с Храмом Святителя Николая в селе Ромашково) |
27.11. 1937 |
10.12.1937, Бутово |
Священномученик Николай (Гаварин) |
Никольский храм в селе Ромашково |
29.08. 1937 |
24.04.1938, ИТЛ, Ухтпечлаг |
Священномученик Димитрий (Смирнов) |
Троицкий храм в селе Троицкое |
22.03. 1938 |
13.09.1938, Сретенская тюрьма г. Москва |
Священномученик Александр (Цицеров) |
Преображенская церковь села Большие Вяземы |
27.11. 1937 |
09.09.1939, Буреинский ИТЛ на ст. Известковая |
Преподобномученик Валентин (Лукьянов) |
Никольский храм в селе Ромашково |
26.11. 1937 |
01.06.1940, ИТЛ, Новосибирская обл. |
Священномученик Александр (Виноградов) |
Покровский храм в селе Перхушково |
27.11. 1937 |
22.09.1942, ИТЛ Свободный, Дальний Восток |
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Храмы Одинцовского благочиния, освященные в честь новомучеников
Рис.1. Георгиевский собор |
Рис.2. Храм-часовня Новомучеников и Исповедников Российских |
|
Рис.3. Строительство Храма Новомучеников и Исповедников Российских в Заречье |
Рис.4. Крестильный храм во имя царя-страстотерпца Николая II, село Знаменское |
Рис.5. Храм Рождества Христова в Немчиновке
с престолом в честь диакона Елисея (Штольдера)
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Из нашей родословной
О. Алексий (Благонадеждин) – мой прапрадед, был священником в Храме Иоакима и Анны в с. Якиманна Шуйского уезда Владимирской губернии. В 1937 году был арестован, однако по многочисленным просьбам прихожан его отпустили, после ареста прапрадедушка практически ослеп, похоронен у алтарной части храма. Храм в 1930-е годы был закрыт, разобран на строительные материалы, сохранилась только колокольня. В 2002 году настоятелем храма назначен игумен Мануил, благодаря его стараниям храм практически восстановлен.
С этими местами связано имя поэта Константина Бальмонта, именно в этом храме был крещен будущий поэт, неподалеку находится семейная усыпальница Бальмонтов.
О. Алексий (Благонадеждин) вместе
с матушкой Анной (урожденной Анной Снегиревой)
Меня крестить несли весной, Весной, нет, ранним летом, И дождь пролился надо мной, И гром гремел при этом. Пред самой церковкой моей, Святыней деревенской, Цвели цветы, бежал ручей, И смех струился женский. И прежде чем меня внесли В притихший мрак церковный, Крутилась молния вдали, И град плясал неровный.
И прежде чем меня в купель С молитвой опустили, Пастушья пела мне свирель, Над снегом водных лилий. Я раньше был крещен дождем И освящен грозою. Уже священником потом, Свечою и слезою. Я в детстве дважды был крещен, Крестом и громным летом. Я буду вечно помнить сон, Навек с громовым светом.
К. Бальмонт
Благонадеждины – старинный священнический род, который пострадал в годы гонений.
+ Священномученик Вениамин (Благонадеждин)
Служил священником в храме Троицы Живоначальной в селе Чеково Владимирского уезда Владимирской губернии, арестован 8 сентября 1937 года и заключен в тюрьму в городе Юрьеве-Польском. Осужден тройкой УНКВД 27 сентября 1937 года по обвинениюв контрреволюционной агитации, приговорен к высшей мере наказания – расстрелу, который приведен в исполнение 1 октября 1937 года, погребен в безвестной могиле. Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года. (Дамаскин (Орловский), игумен. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеописания и материалы к ним. Тверь, 2002. Кн.7. С.137-141,270,309.).
О. Михаил (Благонадеждин) – протоиерей, служил в с. Зиновьево, в 1938 г. переведен в с. Головино Ивановской области, арестован в 1938 году, приговорен к 10 годам ИТЛ в Карельской АССР, в 1943 году переписка с ним прервалась, судьба неизвестна.
О. Владимир (Благонадеждин)– священник Троицкой церкви села Ивановское Суздальского уезда, проживал в г. Суздаль, в 1922 году арестован, осужден на шесть месяцев принудительных работ, по другим данным арестован впоследствии НКВД и расстрелян в г. Иваново (его дело находится в Комиссии по канонизации святых Владимирской епархии).
Церковь Троицы Живоначальной в Головино Церковь Троицы Живоначальной в с. Ивановское