… КАЗАЧКА. ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ КРАСИВЕЕ?

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

… КАЗАЧКА. ЧТО МОЖЕТ БЫТЬ КРАСИВЕЕ?

Попова А.А. 1
1
Коваль Т.В. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность работы. Два века назад бытовала в казачестве добрая традиция – чествовать казачек в день православного праздника, отмечаемого 4 декабря, – Введения во храм Пресвятой Богородицы. В этот день казаки всего мира отмечают праздник женщин-казачек — День матери-казачки. В наши дни этот обычай возрождён и на Ставрополье. День Матери в России был введен Указом Президента РФ в 1998 году и отмечается теперь в последнее воскресенье ноября. Праздник проводится в целях содействия преемственности семейных ценностей на основе представления исторической роли женщин в традиционной казачьей культуре и привлечения внимания общественности к значимости женских общественных движений в современном обществе.

В проблемно-реферативной работе «…казачка. Что может быть красивее?» мы поставить перед собой.

Цель: изучение становления женщины-казачки, раскрытие ее неповторимого образа на примерах исторических, литературных, этнографических работ.

Задачи

1. Изучить исторические, этнографические, литературные, фольклорные источники о женщине-казачке.

2. Раскрыть уникальность образа женщины-казачки, на основе изучения и сопоставления названных источников.

3. Способствовать сохранению родовых казачьих традиции отношения к женщине-матери, женщине-хранительнице очага.

4. Обратить внимание на необходимость гармоничного морально-нравственного развития и воспитания девочек на примере традиционных нравственных устоев казаков.

5. Определить этнографические объекты города Пятигорска, связанные с наследием казачества.

6. Посетить казачий этнографический туристический комплекс, созданный Горячеводской казачьей общиной на базе конно-спортивного комплекса.

7. Прививать любовь к родному краю через народные обычаи, традиции, культуру, чтобы не допустить исчезновения культуры народа, продолжить её развитие в будущих поколениях.

Обзор источников и использованной литературы

Шафажинская Наталья Евгеньевна Духовно-нравственные основы и культура казачества: Учебно- методическое пособие – М.: МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), 2015.

П.Н.Краснова. Генерала Петра Николаевича Краснова(1869 - 1947), человека сложной, трагичной судьбы, в произведении "Домой! На льготе" пишет о казачке: «Сами они высокие, стройные, ловкие и задорные, за словом в карман не полезут и по вечерам поют по голосам старые песни».

Чернышов, В.Н. Казачество и его традиции [Текст] / В.Н. Чернышов. – Минеральные Воды: Изд-во «Кавказская здравница», 1992.

В.А. Дронов. Историческая хроника казачьей семьи «Казачий присуд». Потомственный казак по воспоминаниям своего отца публикует горестное повествование о династии Дроновых. Повесть впечатляет яркостью характеров предков, историческими подробностями событий, происходящих в ростовской области.

II. Основная часть

Методика исследования. Для реализации намеченной цели мы обратились:

- к историческим, этнографическим, литературным, фольклорным источникам, которые помогут нам решить вышеперечисленные задачи.

- определили этнографические объекты города Пятигорска, связанные с наследием казачества: МБОУ КСОШ №19, казачий этнографический туристический комплекс, мемориала «Матери-защитнице»;

- посетили, казачий этнографический комплекс, созданный Горячеводской казачьей общиной на базе конно-спортивного комплекса, где познакомились с бытом, культурой и традициями казаков (экскурсию проводила преподаватель казачьих дисциплин пятигорской казачьей школы № 19 Вера Федоровна Труфанова) (приложение 1);

- получили информацию по теме проекта у директора школы № 19, есаула Марины Федоровны Филь, которую утвердили на должность председателя женсовета Пятигорского РКО Пятигорским районным казачьим обществом СОКО ТВКО;

- использовали информацию на сайтах интернета.

В работе использованы частные методы исследования: выявление конкретного, описательный метод, метод обобщения и т.п. Методологической и теоретической базой при написании послужили труды русских и северокавказских историков и этнографов.

Состояние изученности проблемы. О казачке написано немного, хотя тема казачества вызывает постоянный интерес. В работе мы хотим раскрыть уникальный образ женщины-казачки в первых исторических источниках, которые есть в нашем распоряжении.

Результатом нашего труда был наш творческий проект, в котором мы собрали всю информацию и представили вниманию учащимся школы.

Важно, что на завершающем этапе мы почувствовали удовлетворение от результатов своего труда, почувствовали гордость оттого, что мы смогли принести пользу своим товарищам, так как информацию, которую нам удалось собрать, они могут использовать на уроках «История казачества».

2.1. Казачки – особый тип женщины

В экстремальных условиях приграничной жизни выковался не только характер воина-казака, но и совершенно особый тип женщины-казачки. Когда мы говорим, что казаки освоили и возделали огромные пространства Дона, Кубани, Терека, надо помнить, что в значительной мере это было сделано женскими руками.

Мужчины постоянно были в походах или на кордонах, а дома оставались старики, дети и казачки. Они и возделывали поля, огороды, бахчи, виноградники, ходили за скотиной, выращивали пышные сады, в которых утопали станицы. Они собирали урожай, пекли хлеб, делали заготовки на зиму, стряпали, обшивали всю семью, растили детей, ткали, вязали, могли и хворобы лечить, и хату подправить. Казачка была не только неутомимой труженицей, но и организатором.

Но казачка умела не только это. При нападении врагов она снимала со стены мужнину саблю и ружье и дралась насмерть, защищая детей или давая им возможность убежать.

И истоки праздника ведутся с 1774 года, времени турецкой войны, когда девятитысячный отряд горцев и турок вторгся в российские пределы на Тереке и окружил станицу Наурскую. Все строевые казаки находились в походе, и основную тяжесть обороны взяли на себя их отважные жены вместе со стариками и ребятишками. В честь той победы в станице Наурской потом насыпали курган Славы, а светлый этот день окрестили Днем казачки.

Многие жительницы Наура были награждены медалями, учрежденными императрицей Екатериной II за турецкую войну 1769 — 1774 годов.1

Наряду с мужественным характером у казачки была нежность и домовитость. Она была прекрасной женой. Казачки имели неоспоримый авторитет и сводили с ума казаков. Этот секрет был в их полноценности, гармоничности, в правильном слиянии стихий.

Один из секретов магнетизма казачек – ее красота. Это тип красавиц, веками сложившийся как естественный отбор из плененных черкешенок, турчанок и персиянок, поражал и поражает своей миловидностью и привлекательностью.

Казачка Авдотья Догадихина стала прототипом образа красавицы Марьяны из повести Л.Н. Толстого "Казаки". Ее колыбельная песня, которую она пела над колыбелью своего племянника, вдохновила М.Ю. Лермонтова на написание "Казачьей колыбельной". Речи о ее красоте дошли и до Александра Дюма, который даже приехал в станицу Червленную, чтобы повстречаться с красавицей. Ко времени его приезда Догадиха уже умерла и Дюма был уверен, что о ней Лермонтов написал в стихотворении "Дары Терека":

Писатель XIX века Петр Краснов в романе «Домой» описывает казачку: «…казачка. Что может быть красивее? Высока, стройна как молодая раина…2».

К чести женщины-казачки-хозяйки следует отнести их заботливость о чистоте своих жилищ и опрятность их одежды. Грязный дом – рассадник негативных энергий. Казачки знали это, как никто другой. Эта отличительная черта сохраняется и до сего времени.

Таковы были матери, и воспитательницы грозных казаков старого времени.

В 1816 году атаман Платов издал приказ, в котором было сказано: «Пускай верность и усердие казачек, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён казачьих». (Приложение 2,3,4)

Примером мужества и героизма является история ещё одной казачки, имя которой было известно 100 лет назад в России, и почти забытое сегодня – это героиня Первой мировой войны Римма Иванова, сестра милосердия и единственная женщина, награждённая орденом святого Георгия 4-ой степени. Она погибла, когда ей было всего 21 год. Дочь ставропольского чиновника она выбрала стезю народной учительницы, но занималась этим всего год. С началом войны Иванова окончила курсы сестёр милосердия, работала в ставропольском госпитале, а в январе 1915 года добровольно направилась на фронт в полк, где уже служил врачом её брат. Первую георгиевскую медаль получила за мужество при спасении раненых на поле боя – она делала перевязки под пулемётным огнём.

Родители волновались за девушку и просили вернуться домой. Римма писала в ответ: «Господи, как хотелось бы, чтобы вы поуспокоились. Вы должны радоваться, если любите меня, что мне удалось устроиться и работать там, где я хотела. Ведь не для шутки я это сделала и не для собственного удовольствия, а чтобы помочь. Да дайте же мне быть истинной сестрой милосердия. Дайте мне делать то, что хорошо и что нужно делать. Думайте, как хотите, но даю вам честное слово, что многое отдала бы для того, чтобы облегчить страдания тех, которые проливают кровь. Но вы не беспокойтесь: наш перевязочный пункт не подвергается обстрелу. Мои хорошие, не беспокойтесь ради Бога. Если любите меня, то старайтесь делать так, как мне лучше. Вот это и будет истинная любовь ко мне. Жизнь вообще коротка, и надо прожить её как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество».

Во время сражения у деревни Мокрая Дуброва (Брестская область сегодняшней Беларуси) 9 сентября 1915 года погибли оба офицера роты, и тогда Иванова сама подняла роту в атаку и бросилась на вражеские окопы. Позиция была взята, но героиня получила смертельное ранения разрывной пулей.

Узнав о подвиге сестры милосердия, Николай II, в виде исключении, посмертно наградил её офицерским орденом Святого Георгия 4-ой степени. На похороны героини собрались представители власти и сотни простых жителей Ставрополя, в прощальном слове Протоиерей Симеон Никольский назвал Римму «Ставропольской девой», проведя параллель с Жанной д,Арк. Погребали отважную сестру милосердия под звуки оружейного салюта.

Сегодня именем Риммы Ивановой названа одна из улиц города Ставрополя.

2.2.Славная история женщин – казачек станицы Горячеводской

Славная история женщин – казачек продолжатся у жителей поселка Горячеводского. Составной частью будущего города стала казачья станица Горячеводская Волжского полка, основанная в 1825 году.

К 190-литию старейшего казачьего поселения на Кавминводах, был открыт мемориала «Матери – защитнице».

Во все времена для казаков Терского войска женщина-казачка была матерью-защитницей, воспитательницей, верной помощницей, хранительницей очага, а если понадобится — и воительницей. Открытие такого памятника в Пятигорске не просто умножение достопримечательностей города-курорта, а духовный столп и нравственная веха.

Все славные вехи истории Северного Кавказа и Пятигорска тесно связаны с казачеством. И не случайно автор проекта Равиль Юсупов, воплотивший в жизнь задумку, выбрал в качестве его символа именно казачью семью — оплот традиционного воспитания, нравственных устоев, крепости духа.

Казачка, провожающая мужа в поход, держит на руках ребенка. Еще двое малышей стоят, прижавшись к матери. Лик молодой женщины ясен и светел, она настоящая красавица — из тех, которыми и сейчас гордятся казачьи станицы. Она мать. И ей трепетно поклоняются — с благодарностью и любовью, во все времена… Важно, что Мать-казачка, выполняя великую миссию, олицетворяет не какое-то отдельное территориальное войско, а все казачество России. И уместно предположить, что цветы к этому памятнику принесут братья-казаки из других краев — донцы, кубанцы и другие войсковые общества.3 (Приложение 5).

2.3. Казачьей честью с детства дорожить

МБОУ КСОШ № 19 города Пятигорска с 2013 года носит статус «Казачья». Цель работы школы - воспитание детей в казачьих традициях.

Казачьи традиции – это традиции древней Руси. Они необходимы не только казакам, но и всему российскому обществу. Культурная среда казачества окружает человека с детства, в ней он приобретает нравственную силу, учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа.

В нашей школе смолоду приучают ребенка к добрым поступкам, ответственности, сдержанности, порядочности, трудолюбию, как делали это наши предки. Самое главное в воспитании детей - это уважительное отношение к старшим, к женщине. Уважение к матери, жене, сестре обуславливало понятие чести казачки, дочери, сестры, жены. Роль и место женщины-казачки в семье - социально значимо: какова жена, таков и дом. (Приложение 6).

Выводы

Проведённые исследования позволяют сделать следующие выводы:

  1. Историческая культурная среда окружает человека с детства, в ней он приобретает нравственную силу, учится достоинству и благородству, приобщается к истории своего народа.

  2. Роль и место женщины казачки в семье социально значимо. Какова женщина, таков и дом.

  3. Уникальность образа казачки интересовала, интересует и будет всегда привлекать творческих людей. Этнографические, художественные произведения, стихотворения, песни, фильмы — всё это проявление интереса к великолепному образу красавицы казачки.

  4. Любовь к родному краю прививается через народные обычаи, традиции, культуру. Главная задача современного общества состоит в том, чтобы не допустить исчезновения культуры народа, продолжить её развитие в будущих поколениях.

  5. Остаётся желать, чтобы во всякой семье и по сей день ценились родовые традиции, а женщины гармонично сочетали в себе лучшие черты характера, направляя их в нужное русло, чем вызывали бы у мужчин непреодолимое желание быть самым лучшим мужем для этой гордой, справедливой и нежной женщины.

Казачка-мать, поклон тебе и слава!Воспета ты и в песнях и стихах!Ты заслужила, выстрадала правоЖить в наших думах, в памяти, в сердцах.Простая баба, русская казачка,Порой умевшая едва читать,Стряпуха, жница, пряха, швея, прачкаДетей учила жить и побеждать!Учила страстно и самозабвенноСвою отчизну всей душой любитьИ честь беречь, и быть присяге верным,И Родину от ворогов хранить!Казачка-мать, воспета ты по праву!Пусть в честь твою бьет колокольный звон!России мудрость, верность, гордость, слава,Прими от нас признанье и поклон!!!

Коновалова Е. И.

Заключение

В заключении мы хотим выразить благодарность за содействие в сборе информации: Горячеводскую казачью общину, преподавателю казачьих дисциплин пятигорской казачьей школы № 19 Вере Федоровне Труфановой.

Важно, что на завершающем этапе мы почувствовали удовлетворение от результатов своего труда, почувствовали гордость оттого, что мы смогли принести пользу своим товарищам, так как информацию, которую нам удалось собрать, они могут использовать на уроках «История казачества».

Список источников и использованной литературы

1. Алмазова. Б.А. Казаки. Сер. «Иллюстрированная история Отече- ства» / под ред. Б.А. Алмазова. СПб. : Золотой век : Ди- амант, 1999.

2. Астапенко, Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII-XX вв. [Текст] / Г.Д. Астапенко. – Батайск: Батайское книжное издательство, 2002. – С. 42-43.

3. Востриков П.А. Станица Наурская [Текст] / П.А. Востриков // СМОМПК. Вып. 33. – Тифлис, 1904. – С. 27-110.

4. Лаврентьев М. Казачьи Памятки [Текст] / М. Лаврентьев // Россияне. – 1995. – № 1. – С. 105-107.

5. Никитин В.Ф. Традиции казачества. http://kazak-center.ru/publ/1/1/69-1-0-289. 15.05.2014

6. Чернышов В.Н. Казачество и его традиции [Текст] / В.Н. Чернышов. – Минеральные Воды: Изд-во «Кавказская здравница», 1992.

7. Шафажинская Н. Е. Духовно-нравственные основы и культура казачества: Учебно-методическое пособие – М.: МГУТУ имени К.Г. Разумовского (ПКУ), 2015.

8. Электронный научно-образовательный журнал ВГПУ «Грани познания». №2(7). Июнь 2010 n www.grani.vspu.ru.

Приложение 1.

Казачий этнографический туристический комплекс

Приложение 2.

Станичники поставили памятник своим казачкам. На нём надпись: «Героическим Терским казачкам с Божьей помощью отстоявшим ст. Наурскую»

Приложение 3.

Образ казачки

Приложение 4.

Мемориала «Матери – защитнице» в Пятигорске

Приложение 5.

Учащиеся МБОУ КСОШ №19 у мемориала «Матери-защитнице»

1 http://budennovsk.org.

2 Толковый словарь. Раина – пирамидальный тополь.

3 Сайт. www.kavtoday.ru

Просмотров работы: 485