СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПЁТР КРАСНОГОРСКИЙ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ПЁТР КРАСНОГОРСКИЙ

Шишло В.Д. 1
1МБОУ Ульяновской СОШ городского округа Красногорск
Гулина Т.А. 1
1МБОУ Ульяновская СОШ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность работы

Цели работы

Задачи работы

Методы исследования

Русская Голгофа

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в бывшей усадьбе Голицыных в селе Петровское (ныне Петрово-Дальнее)

Священномученик Петр Красногорский

Работа с ключевыми понятиями по книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского»

Вывод

Список используемой литературы

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Актуальность работы

Нельзя строить будущее, не зная прошлого. Современные дети плохо знают имена и истории жизни святых и героев отечественной истории.

Высший нравственный идеал для человека – любовь к Отечеству. Для христиан понимание Отечества земного связано с приобретением в земной жизни добродетелей. Добродетели, разрушающие греховные страсти, которые препятствуют соединению человека с Богом, приобретаются в служении Отечеству земному. Были поставлены задачи, показать путь проявления любви к Отечеству земному героев христиан и православных святых как образец (нравственный идеал) христианской жизни, возвышающей христианина к Отечеству Небесному. По свидетельству святых отцов христианской Церкви, педагогов, богословов научить любви к чему-либо нельзя, но можно показать путь любви как движение христианина к Богу (А.И.Осипов). Этим путем шли христианские святые и герои Русской земли, находя в этом высший смысл жизни, который есть любовь к Богу и к людям.

Цели работы

1. Узнать историю известного земляка(священника Петра Голубева), прославленного в лике святых.

2. Узнать историю Церкви Успения Пресвятой Богородицы в селе Петровское (ныне Петрово-Дальнее), в которой служил отец Пётр.

Задачи работы

1.Исследовать имеющуюся об отце Петре информацию и обобщить изученное в форме выступления перед учащимися школы (5-8 класс)

2. Воспитывать ответственность за свой моральный нравственный выбор.

3. Соприкоснуться со страницами истории нашей страны.

4. Показать, что человек всегда должен оставаться человеком.

Методы исследования

Изучение литературы, посещение храмов города Красногорск и Бутовского полигона.

Русская Голгофа

Ветер, мелкий нудный дождь, пожухшая трава, бесприютно прижимающаяся к земле… Огромная территория, огороженная колючей проволокой. Такими же мокрыми вечерами или, наоборот морозными или тихими летними к этим воротам подъезжали машины.

Из них выводили осужденных людей: профессоров и неграмотных крестьян, женщин, подростков и стариков, священников, митрополитов и монахов – на расстрел. Это – Бутовский полигон, русская Голгофа, антиминс, здесь остались лежать тысячи людей самых разных возрастов, профессий, сословий, доказавших свою веру на деле, победивших в великой битве, о которой писал Достоевский: «Дьявол борется с Богом, а поле битвы – сердца людей».

Осужденные люди, которые попадали на Бутовский полигон, оттуда уже не возвращались. Из Бутырки и Таганской тюрьмы их привозили сюда ночью или поздно вечером, заводили в барак и говорили, что будет какая-то санобработка. Им предлагали раздеться, после чего объявляли о том, что они приговорены к высшей мере наказания, то есть к расстрелу, производилась сверка документов, проверяли наличие в деле фотографий, уточнялись сведения о человеке, и затем приговоренного уводили и расстреливали. Обычно в день расстреливали больше ста человек, в некоторые дни количество расстрелянных было более пятисот. Так, 28 февраля 1938 года было расстреляно 562 человека.

Сохранить образ и подобие Божии в этих условиях могла помочь только вера в Бога, вера в Воскресение Христово и во всеобщее воскресение. Ибо если этого нет, то великий смысл жизни теряется. Поэтому очень показательно, что многие люди, казавшиеся мужественными (например, военные, которые в атаку вели за собой полки), в этих условиях ломались и писали на себя и на своих близких доносы. Но ни в коем случае нельзя их осуждать, потому что не дай Бог нам оказаться в подобных условиях.

А вместе с тем какая-нибудь простая, неграмотная старушка, имевшая веру, бесстрашно говорила о том, что всё происходящее послано народу за грехи. И что придёт время, когда храмы на Русской земле будут восстанавливаться и советская власть закончится. И её за эти слова расстреливали.

Почему эта деревенская старушка оставалась верной своим убеждениям до смерти?

Он верила, с молоком матери впитала в себя эту веру, и – самое главное – она сумела эту веру сохранить. Именно эта вера дала ей основу для того, чтобы остаться человеком. Люди понимали свое недостоинство, свою человеческую слабость, но как апостол Павел говорит: «Сила Божия в немощи совершается», - и вот оказывалось, что этих немощных Бог избрал и через этих слабых людей сохранил веру.

Новомученики и исповедники доказали делами, что есть ценности, гораздо выше, чем человеческая жизнь. Да, доказывать это тяжело, больно и страшно. Но жизнь вечная гораздо важнее, чем та жизнь, которую они отдавали. И пример этих людей для нас свят. И в этом смысле святые Новомученики нам гораздо ближе, чем святые, которые подвизались и были прославлены Богом в иных обстоятельствах и в иных условиях.

Могут сказать: «Ну, чего такого, ну служил священник у себя на приходе, ну, совершал там какие-то требы… Что он такого совершил-то?! Почему он вдруг святой, и мы ему должны молиться и поклоняться?! Всех расстреливали – и его расстреляли! Где тут святость-то?» Да в том-то и дело, что он был, как все. Но многие-то взяли и побежали, или, наоборот, участвовали во всём этом беззаконии. А этот священник из захудалого села понимал, что его долг – ходить в храм и молиться, хотя и знал, что ему за это будет. И он служил, понимая, что в любую минуту за ним придут и больше он света Божия не увидит.

Владыка Сергий (ныне – митрополит Воронежский), при освящении креста на полигоне в 1994 году сказал: «Здесь каждый нёс свой крест – и те, кого расстреливали, и те, которые расстреливали».

Один из расстрелянных на Бутовском полигоне священников служил в Успенской церкви села Петрово-Дальнее нашего Красногорского района.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы в бывшей усадьбе Голицыных в селе Петровское (ныне Петрово-Дальнее)

История возникновения храма довольно интересная и берет свое начало еще в первой половине XVII века. В 1613 году, во времена царя Михаила Федоровича, шведские войска подошли к городу Тихвин. Оборону его самодержец поручил воеводе Семену Васильевичу Прозоровскому. А поскольку войска неприятеля намного превосходили численностью русскую рать, Семен Васильевич горячо молился пред Тихвинской иконой Божией Матери. И его страстные слова были услышаны Господом: с Божией помощью он не только одолел врага, но и отбросил изрядно потрепанных шведов далеко от Тихвина. Царь решил щедро наградить воеводу, но Прозоровский отказался от высочайшей милости, сказав: "Не меня благодарите, молением иконе Тихвинской Божией Матери я обязан этой победой".

Всем своим потомкам завещал славный военачальник почитать эту икону, а сам отошел к Господу в 1660 году в Тихвинском монастыре, где и был похоронен в Успенском храме. Сын его, Иван Семенович, выполняя наказ отца, в 1665 году построил в сельце Дурнево деревянную церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери с двумя приделами: апостолов Петра и Павла и святого Николая Чудотворца. К слову, в том же году родилась княгиня Анастасия Петровна Голицына - дочь князя П.И.Прозоровского, сподвижника Петра I. С малых лет она была близка к царской семье, дружила с царевнами, а потому Петр Великий, шутя, называл ее своей дочерью. На месте обветшавшего почти за два десятилетия храма в 1684-1688 годы князь П.И. Прозоровский воздвиг в Петровском новую каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделами святого Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла. А 15 мая 1688 года патриарх Иоаким освятил ее в присутствии государя Иоанна Алексеевича, его супруги Прасковьи Федоровны, царевны Софьи Алексеевны и ее сестер. Церковь сия явила собой начало нового архитектурного стиля православных русских храмов, получившего впоследствии название московского барокко.

Центрическая планировка, лепестковые притворы. Колокольни не было. Колокола находились на предпоследнем ярусе, поэтому храм назывался «храм под звонами».

  •  
  •  
  •  

“Храм сей Успения Пресвятой Богородицы сооружен тщанием боярина князя Петра Ивановича Прозоровского и дщери его княгини Анастасии Петровны Голицыной, начат закладкой 1684 г. мая 18 дня и освящен 1688 г. мая 15 числа Патриархом Иоакимом при лице государя царя Иоанна Алексеевича и государыни царицы Прасковьи Федоровны, царевны Софьи Алексеевны и ее сестер”.

После 1917 г. усадьба не была разгромлена, там устроили временную колонию для беспризорных детей. В 1920 г. здесь открылся музей дворянского быта. В начале 1930-х годов усадьбу занял филиал Московского института инфекционных болезней имени И.И. Мечникова, позднее пансионат Министерства здравоохранения СССР.

Эта каменная церковь простояла 250 лет. И еще могла простоять века. Но в 1938 году по приказу большевиков ее разрушили. Кирпичную, очень прочную кладку трудно было взорвать. Тогда придумали другой варварский способ: в подвальные окна просунули бревна и повалили здание. Ни одного целого кирпича не осталось.

Последним настоятелем храма был Пётр Григорьевич Голубев.

  •  
  •  
  •  

Священномученик Петр Красногорский

Священномученик Петр родился 12 января 1880 года в селе Коледино Подольского уезда Московской губернии в семье Григория и Пелагии Голубевых. Его отец был псаломщиком в Троицком храме в селе Коледино и умер, когда мальчику исполнилось три года. До восьми лет Петр жил с матерью, а затем был отдан в подготовительный класс Перервинского Духовного училища, которое окончил в 1894 году и как примерный учащийся был зачислен в первый класс Московской Духовной семинарии без сдачи приемных экзаменов. В 1900 году, по окончании Духовной семинарии, Петр Григорьевич был определен на должность учителя в церковноприходскую школу в село Старое Коломенского уезда. В 1904 году он был рукоположен во диакона к Покровской церкви в селе Покровское на Городне и определен законоучителем церковноприходской школы в этом селе, а также земской школы в деревне Чертаново.

В 1914 году диакон Петр был рукоположен во священника ко храму в селе Шебанцево Подольского уезда, в 1925 году переведен в Успенскую церковь в село Петрово-Дальнее Красногорского района, на место своего брата, который зимой 1924 года расшибся во время гололеда и не мог служить. Отец Петр прослужил здесь до своего ареста

Отец Петр служил все праздники и воскресные дни, часто служил молебны в домах прихожан и во время крестных ходов по селу. Прихожане любили священника за приветливость и доброту, которая сказывалась в том, что он помогал всем бедным, старикам, привечал детей, всегда одаривая их какими-нибудь подарками, и в особенности, конечно, на Пасху. Переехав в Петрово-Дальнее, отец Петр сначала снимал комнату, так как дома для священника в селе не было, а в 1931 году он по разрешению местных властей выстроил дом.

Бывший староста церкви вспоминал, что батюшка был высок, имел длинные с проседью волосы и короткую бороду и ходил всегда в подряснике, а проповеди читал из книг святоотеческих. В 1935 году власти запретили ему крестить людей, и отец Петр стал крестить дома.

Однако, тучи вокруг него продолжали сгущаться. Положение священника в селе стало особенно тревожным с того времени, когда его племянник поступил в сельсовет помощником председателя; он неоднократно, ходя по селу, говорил: «Я своего дядю уберу, надо мной насмешничают».

И 22 марта 1938 года, по доносу председателя местного сельсовета, он был арестован. Дабы ускорить развязку, сотрудники НКВД привлекли к делу лжесвидетелей, которые всячески клеветали на отца Петра, обвиняя его в антисоветских высказываниях. На допросах настоятель держался уверенно, категорически отрицая все сфабрикованные против него обвинения, но исход дела был уже предрешен.

  •  
  •  
  •  
  •  

Буквально на следующий день после ареста священника храм, где служил отец Петр, разграбили, а вскоре сбросили колокола и свалили купол. Прошел год, и председатель местного колхоза, решив использовать кирпич церкви для строительства теплиц, приказал взорвать ее. Характерно, что после взрыва храм обратился в груду щебня, в которой не нашли ни одного целого кирпича.

22 марта 1938 года священник был арестован и первое время содержался в камере предварительного заключения при Красногорской милиции. На следующий день после ареста следователь допросил его.

По окончании следствия отец Петр был перевезен в Таганскую тюрьму в Москве. 16 июля тройка НКВД приговорила отца Петра к расстрелу. Священник Петр Голубев был расстрелян 3 августа 1938 года и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Супруга о. Петра Голубева Клавдия Константиновна долго не знала правду о смерти мужа. Органы НКВД сообщили ей ложные сведения, что он якобы был осужден на 10 лет лагерей

  •  
  •  
  •  

На юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года батюшка Петр Голубев причислен к лику святых.

Память священномученика Петра Красногорского совершается 21 июля/3 августа и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

Мир не проклят. Есть множество стран и времён,

И не только в Россию приходит весна.

Ведь повсюду сокрыты в земле семена

Вещих слов, что посеяны прежде имён.

И не всякая мудрость житейская зла,

И вся красота под покровом икон.

В мире много людей, сохранивших закон,

Тех, чьи речи ясны, как вода, как скала.

Но той огненной силы, что стала Крестом

И открыла могилы, не знает никто:

Ни Египет, ни Ганг, ни Китай.

Только наши святые научат любви

Не такой, чтоб умри, а такой, что живи

И другим своё сердце отдай!

Артём Ермаков, 2000 год

Работа с ключевыми понятиями по книге схиархимандрита Иоанна (Маслова) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского»

Теперь мы узнали о судьбе священника Петра Голубева. Он был одним из тех, кто принял мученическую смерть на Бутовском полигоне. В самом начале нашей беседы мы говорили о том, что такое подвиг. Можно ли сказать, что святой Петр Красногорский совершил подвиг? В чём он состоял?

Для христиан подвиг – это не только хороший, смелый поступок. Как же об этом говорит святитель Тихон Задонский? Об этом мы тоже узнали.

«Подвиг» (с. 682)

Подвиг без помощи Божией невозможен.

Подвиг в том, чтобы очищать совесть, так как христианин без доброй совести не бывает.

Подвиг необходим, чтобы принуждать себя ко всякому доброму делу.

Подвиг в том состоит, чтобы победить себя.

Подвиг состоит в постоянной борьбе плоти и духа.

Смысл христианского подвига – постоянное терпение искушений и скорбей.

Не начало, но конец венчает подвиг.

Чтобы стать угодным Богу, необходимо очень много усилий.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Давая определения из «Симфонии» нужно детям объяснять практически каждое слово (зависит от подготовки аудитории).

В зависимости от времени и желания аудитории можно дать определения и другим понятиям:

«Любовь» с. 453

«Кротость» с. 446

«Испытание» с. 420

«Гонения» с. 220

Для учеников возможно домашнее задание: Дать определения понятиям: Любовь, Гонения, Испытание, Кротость (как они понимают эти слова).

Вывод:

Выполняя данную работу, я познакомилась с историей жизни и подвига священника Петра Голубева, который служил в одном из храмов нашего Красногорского района. В ходе работы стало понятно, что подвигом может называться не только героический поступок (например, спасение человека, защита Отечества), но и простая честная жизнь. Жизнь в ладу со своей совестью, со своей душой. И ради этого можно пожертвовать и самой жизнью.

Я поняла, что через призму судьбы одного человека можно изучать историю нашей страны во всех её проявлениях, героических и трагических событиях. Не только века ХХ, но и более ранних веков.

Узнавая историю храма Успения Пресвятой Богородицы, я вспомнила о временах Петра Первого и царевны Софьи, о судьбах многочисленного рода князей Голицыных история семьи которых тесно переплетена с судьбой нашей страны и нашего района в частности. Голицыны были владельцами большей части земель, находящихся на территории современного Красногорского района. И благодаря им мы можем любоваться такими прекрасными усадьбами, как Архангельское, Николо-Урюпино, Петрово-Дальнее.

Трагическая история нашей страны первой половины ХХ века никого не оставляет равнодушным. И она тесно связана с судьбой сельского священника Петра Голубева. Одного из многих принявших мученическую смерть на Русской Голгофе – Бутовском полигоне.

Рассказать о его подвиге своим одноклассникам и другим учащимся моей школы стало основной целью моей работы. Я постаралась показать ребятам, что необходимо всегда быть ответственным за свой моральный, нравственный выбор. Я считаю, что человек в любых обстоятельствах должен оставаться человеком.

Не смотря на то, что в истории нашей страны есть трагические страницы, судьба и подвиг таких людей как священник Петр Голубев (святой Петр Красногорский) служат примером искренней и святой любви к своему Отечеству, верности и преданности своему долгу.

Список использованной литературы:

Шевченко Л.Л. Православная культура: Методическое пособие для учителя: 3 (4) годы обучения. 2-е издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2006.

Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религии (Православие)). Методич. пособие для учителя. 2-е издание. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2007.

«Как остаться человеком?» Беседа со священником Кириллом Каледой, настоятелем храма Святых новомучеников и исповедников российских в Бутове. – журнал «Наследник». - № Вера. – 2007 (?) год.

Схиархимандрит Иоанн (Маслов) «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского». – М.,

Степанов С., Стецко Л. Спаси и сохрани. На круги своя. - журнал Рублевское шоссе №1 от 08.12.2005г.

Саватеева Т. Храм под звонами.

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  

 

 

Просмотров работы: 220