В 2013 году вся Россия отмечает знаменательную дату - 400-летие дома Романовых - династии, с которой неразрывно связана история нашей страны.
11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание на царство Михаила Федоровича Романова (1596-1645). Калуга участвовала в сборе денежных средств для подготовки царского венчания в условиях разоренной кремлевской казны.
Первые русские царицы, родоначальницы династии Романовых, родились на Калужской земле.
Цель исследования – определить роль женщин – представительниц династии Романовых в истории Отечества.
Задачи исследования:
1) на основе анализа биографии Евдокии Лукьяновой Стершневой рожденной в г. Мещовске1 определить ее роль в истории Отечества;
2) на основе анализа биографии Лопухиной Евдокии Федоровны, рожденной в г. Мещовске2 определить ее роль в историю Отечества.
Глава I. Царственные особы династии Романовых, рожденные на земле Калужской.
Царица Евдокия Лукьяновна [Приложение № 1], урождённая Стрешнева (1608 — 18 (28) августа 1645) — вторая жена царя Михаила Фёдоровича с 5 (15) февраля 1626, мать царя Алексея Михайловича.
Происходила из мелкопоместного рода Стрешневых. Дочь Мещовского дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева, и Анны Константиновны, предположительно дочери князя Константина Романовича Волконского. (По другим данным Анна Константиновна была дочерью Константина Григорьевича Юшкова, что косвенно подтверждается тем, что его внук — боярин, дядька царя Иоанна Алексеевича, Борис Гаврилович Юшков считался близким родственником царской семье.) Имела брата Степана, который впоследствии сыграл роковую роль в деле осуждения патриарха Никона, составив вопросы о наиболее противоречивых сторонах его деятельности.
Родилась предположительно в 1608 году и потеряла мать вскоре после рождения, в то время как её отец, по некоторым указаниям, покинул родные имения ради участия в ополчении Пожарского, отдав ребёнка более богатым родственникам по материнской линии.3
Стрешнева – малознатная мещовская дворянка. По преданию, когда в поместье ее отца, Лукьяна Степановича Стрешнева, прибыли гонцы с известием об объявлении его царским тестем, тот пахал землю. Прочитав грамоту, Лукьян Степанович проводил послов в свою хижину, сам же трижды поклонился иконе Спасителя и, стоя на коленях, произнес: «Боже Всесильный, из ничего свет создавший, возводя меня от бедности к изобилию, сердце чисто и дух прав утверди во мне!»
В своем молитвеннике, доставшемся ему от родителей, царский тесть написал: «Лукьян! Помни, что ты был!» Дочери же своей подарил ларец, в котором находились все его «сокровища» (холщевый кафтан и полотенце) и сказал: «…Сокровища сии должны напоминать тебе, Государыня, о том, чья ты дочь не дай мне дожить до того дня, когда я увижу в тебе токмо Царицу и не обрел бы в ней Евдокии, дочери бедного Стрешнева!»4.
Доброй супругой, нежной матерью, родившей девятерых детей, была царица Евдокия. Она стала основательницей многих богоугодных заведений, внесла большой вклад в восстановление Мещовского Свято-Георгиевского мужского монастыря, в некрополе которого находится семейная усыпальница рода Стрешневых. 28 мая 2011 года в Мещовске, в Свято-Георгиевском монастыре, состоялось торжественное открытие памятника родоначальнице Дома Романовых, Евдокии Лукьяновне Стрешневой.
В начале XII века в Калуге был основан Казанский Богородицкий женский монастырь, что произошло не без участия Михаила Федоровича, преподнесшего монастырю икону с изображением Соловецкой обители «Обитель преподобных Зосимы и Савватия Соловецких».
Памятник прародительнице семьи Романовых открыли у Свято-Георгиевского монастыря в Мещовске.
«Успехи мужчины всегда наполовину принадлежат его жене», - сказал губернатор области Анатолий Артамонов, открывая памятник нашей землячке, жене первого русского государя и бабушке Петра I Евдокии Стрешневой. Он отметил, что выбор царя Михаила Федоровича был удачным. Выбор этот не только определил его семейное счастье, но и предвосхитил дальнейшую судьбу России.
Дочь мещовского дворянина Евдокия Стрешнева родила государю десятерых детей и будущего царя Алексея Михайловича, прозванного в народе Тишайшим, при коем Русь стала настоящим православным государством, а население увеличилось в пять раз. Московский скульптор Николай Любимов изобразил кроткую женщину и величественную царицу, рукой как бы подталкивающую малолетнего сына Алексея: мол, иди вперед и ничего не бойся. Скульптурная группа расположена так, что купола церквей Свято-Георгиевского монастыря будто венчают и благословляют царицу с сыном.
Наместник монастыря, игумен Георгий сказал, что памятник – дань предкам, ведь по указанию царицы Евдокии монастырь фактически был основан возле Мещовска, здесь покоится прах ее родителей. Памятник также - дань истории, которая хранит великие имена и память деяний во благо народов.
На церемонии открытия памятника царице Евдокии орденом «Единение», учрежденным в честь образования ООН, были награждены люди, внесшие вклад в развитие культуры и истории области, в их числе председатель правления благотворительного фонда «Возрождение» Зоя Артамонова. Международным орденом Георгия Победоносца Европейский Георгиевский комитет наградил братию Свято-Георгиевского Мещовского монастыря и его настоятеля игумена Георгия.
Поздравление к памятному Дню прислала из Швейцарии глава дома Романовых, великая княгиня Мария Владимировна. Присутствовала на церемонии открытия памятника и Наталья Белецкая из Петербурга (потомок Лопухиных) с дочерью.5
Евдокия (Прасковья) Федоровна (Илларионовна) Лопухина [Приложение № 2] (1669-1731), первая жена Петра I (1672-1725), бабушка царя Петра II (1715-1730) - уроженка г. Мещовска.
В 1688 году Петр достиг совершеннолетия. Царица-мать, Наталья Кирилловна, стала подыскивать ему невесту. Выбор пал на Евдокию Федоровну Лопухину, чье имение, село Серебряно, располагалось рядом с Мещовском. Ее отец, Фёдор (Илларион) Авраамович Лопухин, был стрелецким полковником. В Мещовском уезде в середине XVII века роду Лопухиных принадлежало село Подкопаево. По писцовым книгам 1978 года, оно называлось Спасское-Подкопаево. Усадьба Воронино – Лопухино так же некогда принадлежала этому роду.6
27 января 1689 года состоялась свадьба Евдокии Лопухиной и будущего Петра I. После смерти в 1694 году царицы Натальи Кирилловны, поддерживавшей согласие между сыном и невесткой, Петр заметно охладел к своей супруге, воспитанной в патриархальном, старорусском стиле. Решительный разрыв последовал в 1698 году, и Евдокия Федоровна была отправлена в Суздальский Покровский девичий монастырь, где через девять месяцев была тайно пострижена в монахини под именем инокини Елены. Многие годы провела инокиня Елена в монастырях, и только с воцарением ее внука, Петра II, получила долгожданную свободу и высокое положение бабушки императора.
Существует предание, будто бы царица Евдокия провела свои последние годы на мещовской земле в своем родовом селе Серебряно, где специально для нее рядом с Мещовским Георгиевским монастырем был выстроен дворец, из которого она, никем незримая, по крытой стеклянной галерее могла проходить в храм Божий. Место этого дворца указывают на четверти версты от монастыря, на возвышении, слывущем и поныне в народе «Царицыным курганом». 7
Умерла она 27 августа 1731 года в возрасте 62 лет.8 По свидетельству летописей она была нехороша собой. Борис Иванович Куракин в «Гисториях о царе Петре Алексеевиче» писал: «И была принцесса лицом изрядная, токмо ума посреднего и нравом не сходная к своему супругу, отчего всё счастие своё потеряла и весь род свой сгубила… Правда, сначала любовь междуими, царём Петром и супругою его, была изрядная, но продолжалася разве токмо год».9
Глава II.Царственные особы и история Отечества.
На примере благодатной царицы Евдокия Лукьяновны - умной скромной благочестивой, глубоко верующей, любящей матери, заступницы и ходатаицы за свой народ перед мужем - царём и перед Богом, но при этом, слабой женщины. Но в этой слабости, в вере в Бога, в благочестии, скромности и нравственности каждой женщины сокрыта могучая сила, которая проявлялась в Великих женщинах, которым Бог дал сугубую благодать, и эти женщины оставили неизгладимый след в истории на века. Такой женщиной была великая княгиня Ольга. Такой женщиной стала царица Евдокия. Физически слабый, болезненный и религиозный царь часто бросал все дела государства и отправлялся молиться. Царица Евдокия умной и трёрдой женскою рукой направляла дела государственные, не давая усомниться недоброжелателям в слабости власти царя. Прим. Сисадмина.Главным достоинством цариц было дать здорового сына - наследника. Евдокия родила десятерых детей - семь дочерей и трёх сыновей. Шестеро детей умерли в младенчестве.10
Евдокия Федоровна Лопухина. В церковной деятельности Село Дунилово Шуйского района Ивановской области названо в честь Евдокии и принадлежало Лопухиным. В Покровском соборе села находится чудотворная икона — вклад Евдокии и Петра.
В 1691—1694 годах по её повелению к трапезной Андрониковского монастыря пристроили 3-й ярус, в котором устроили церковь Михаила Архангела с приделом св. Петра и Павла. Нижний ярус она отвела под фамильную усыпальницу, установив там иконы Знамения Божьей Матери.
В 1748 г. в сельце Тинькове близ Калуги был явлен чудотворный образ Пресвятой Богородицы, впоследствии названный Калужским. «На этой иконе Богоматерь соблаговолила предстать в облике поразительно схожем с прижизненным портретом Царицы Евдокии в монашеских одеждах с раскрытой книгой, написанном во время её пребывания в Покровском монастыре почти за 40 лет до обретения сей святыни»11
Энергичный муж всё более отворачивался от воспитанной "по старине" Евдокии, которая не могла понять причину его увлечений" марсовыми делами" и "нептуновыми потехами" - всеми этими "солдатиками" и "корабликами". Вскоре добавилось увлечение Анной Монс - смазливой и весёлой дочкой немецкого коммерсанта. Даже рождение сыновей не могло сблизить супругов. Несколько раз Пётр убеждал нелюбимую Евдокию добровольно стать монахиней - та наотрез отказывалась. Тогда царь велел насильно постричь царицу в "ангельский чин" - под именем инокини Елены. Супруга содержалась в Суздальско - Покровском, а затем в Ладожском Успенском монастыре под строгим надзором. Вскоре ей придётся с ужасом узнать, что её первенец Алексей казнён, а следом за ним и по тому же делу головы лишится и её возлюбленный Степан.
В 1725 году после смерти Петра Великого Екатерина I приказала заточить свою предшественницу в одиночную камеру в Шлиссеьбургскую крепость без права переписки, где та провела два страшных года. Судьба несчастной Евдокии - Елены изменилась с воцарением на престол Петра II. Её перевезли в Москву в Новодевичий, а затем в Вознесенский монастырь в Кремле, дали большое содержание и особый двор. Конец жизни бывшая царица провела в почёте и богатстве, пережив мужа, детей и даже внуков. После скоропостижной смерти Петра II ей даже намекали на возможность российской короны, но она сразу же отнеё отказалась, предпочтя остаться в памяти народа смиренной узницей. 12
Евдокия Лопухина скончалась 27 июля 1731 года и была похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря. Она стала последней царицей русского рода - впоследствии наши самодержцы женились только на иностранках.
Заключение
В своем исследовании я выяснила, что царские особы династии Романовых, рожденные в Калужском крае, пережили непростые судьбы.
Очень часто можно слышать разговоры о знаменитом роде Романовых, о царской династии, которая началась с царя Михаила Фёдоровича Романова. Однако почти никто не говорит о женском начале царского рода, супруге царя Михаила - Евдокии Стрешневой. Её родиной была Калужская земля, старинный купеческий город Мещовск, а Мещовский монастырь святого Георгия Победоносца - некрополем, где были похоронены родители и родственники первой царицы, давшей начало всему царскому роду Романовых. Царь Михаил при обручении с Евдокией Стрешневой сказал, что Господь, в лице Евдокии, избирает матерь его народу.
Евдокия Лукьяновна - вторая жена царя Михаила Фёдоровича в момент болезни своего мужа взяла управление страной в свои руки. Евдокия Федоровна Лопухина после смерти в 1694 году царицы Натальи Кирилловны, поддерживавшей согласие между сыном и невесткой, через несколько лет в 1698 году, была отправлена в Суздальский Покровский девичий монастырь, где через девять месяцев была тайно пострижена в монахини под именем инокини Елены. Многие годы провела инокиня Елена в монастырях, и только с воцарением ее внука, Петра II, получила долгожданную свободу и высокое положение бабушки императора. Существует предание, будто бы царица Евдокия провела свои последние годы на мещовской земле в своем родовом селе Серебряно, где специально для нее рядом с Мещовским Георгиевским монастырем был выстроен дворец, из которого она, никем незримая, по крытой стеклянной галерее могла проходить в храм Божий. Место этого дворца указывают на четверти версты от монастыря, на возвышении, слывущем и поныне в народе «Царицыным курганом». Умерла она 27 августа 1731 года в возрасте 62 лет.13
Приложения
Приложение№ 1. Евдокия Лукьяновна Стрешнева
Приложение № 2
Евдокия Федоровна Лопухина
Список источников и литературы
Обухов, А. И. Царицы из Мещовска / А. И. Обухов // Главная обязанность-служение государству/сб. материалов II-го Калужского областного общественного литературного культурно-просветительского конкурса в честь тесной связи Петра Великого с Калужской землёй / сост.: И. Е. Горолевич, Н. В. Гущина; отв. ред. И. Е. Горолевич. – Калуга: Гараль, 2008.
Гущина, Н. В. Родственники царского дома Романовых из рода Нарышкиных (по материалам «Словаря достопамятных людей русской земли» Д. Н. Бантыш-Каменского)/сост.: И. Е. Горолевич, Н. В. Гущина; отв. ред. И. Е. Горолевич. – Калуга: Гараль, 2008.
Гущина, Н. В. Лопухина Евдокия Федоровна / Н. В. Гущина // Главная обязанность - служение государству/сб. материалов I-го Калужского областного общественного литературного культурно-просветительского конкурса, в честь 335-летия со дня рождения Петра Великого / сост.: И. Е. Горолевич, Н. В. Гущина; отв. ред. И. Е. Горолевич. – Калуга: Гараль, 2007.
Леонид (Кавелин Л. А.), архим. Сказание о роде Стрешневых, о Лукьяне Степановиче Стрешневе, отце первой Царицы Евдокии Романовой, давшей начало всему царскому роду Романовых / Архимандрит Леонид (Кавелин Л. А.); Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь. - [Калуга]: Изд-во Мурашкина, 2004.
Калужская энциклопедия/ под. ред. В. Я. Филимонова. – Калуга: издательство Н. Бочкаревой, 2004.
Гущина, Н. В. Благотворители и меценаты Земли Калужской / Н. В. Гущина, Е. И. Горолевич, Н. И. Кожевникова. - Калуга: Гараль, 2007.
Гущина, Н. В. Известные женщины Калужского края / Н. В. Гущина. - Калуга, 2007.
http://dinasti.ucoz.ru/index/biografija/0-12
www.naslednick.ru
https://ru.wikipedia.org/wiki
1 Обухов А. И. Царицы из Мещовска/А. И. Обухов // Главная обязанность-служение государству: сб. материалов II-го Калужского областного общественного литературного культурно-просветительского конкурса в честь тесной связи Петра Великого с Калужской землёй / сост.: И. Е. Горолевич, Н. В. Гущина; отв. ред. И. Е. Горолевич. – Калуга: Гараль, 2008. С. 97 - 98.
2 Гущина, Н. В. Лопухина Евдокия Федоровна / Н. В. Гущина // Главная обязанность - служение государству: сб. материалов I-го Калужского областного общественного литературного культурно-просветительского конкурса, в честь 335-летия со дня рождения Петра Великого – Калуга: Гараль, 2007. С. 51 - 58.
3https://ru.wikipedia.org/wiki/
4 Леонид (Кавелин Л. А.), архим. Сказание о роде Стрешневых, о Лукьяне Степановиче Стрешневе, отце первой Царицы Евдокии Романовой, давшей начало всему царскому роду Романовых/Архимандрит Леонид (Кавелин Л. А.); Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь. - [Калуга]: Изд-во Мурашкина, 2004. – С. 22.
5 http://www.vest-news.ru/article/18583
6 Калужская энциклопедия / под. ред. В. Я. Филимонова. – Калуга: издательство Н. Бочкаревой, 2004. С. 337.
7 Кривов, С. И. Вяземским почтовым трактом: От Калуги до Вязьмы: путеводитель / С. И. Кривов, Д. Е. Комаров. - Калуга: Золотая аллея, 2010. С. 67 - 70.
8 www.naslednick.ru
9 http://открытыйурок.рф/B8/647843/
10 Леонид (Кавелин Л. А.), архим. Сказание о роде Стрешневых, о Лукьяне Степановиче Стрешневе, отце первой Царицы Евдокии Романовой, давшей начало всему царскому роду Романовых/ Архимандрит Леонид (Кавелин Л. А.); Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь. - [Калуга]: Изд-во Мурашкина, 2004. С. 14 - 18.
11https://ru.wikipedia.org/wiki
12 http://dinasti.ucoz.ru/index/biografija/0-12
13 ЛыткинаО.Калужский след дома Романовых/О. Лыткина, С. Заурдина//Главная обязанность-служение государству: сб. материалов II-го Калужского областного общественного литературного культурно-просветительского конкурса в честь тесной связи Петра Великого с Калужской землёй / сост.: И. Е. Горолевич, Н. В. Гущина; отв. ред. И. Е. Горолевич. – Калуга: Гараль, 2008. С. 128 - 129