ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

Савостьянов И.В. 1
1МБОУ "Заиграевская сош"
Грязнова С.В. 1
1МБОУ "Заиграевская сош"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Здоровье - самая важная ценность в жизни человека. « Береги здоровье смолоду» - гласит русская народная пословица. Человек всегда хотел быть здоровым.

Арт–терапия - терапия музыкальным искусством может стать методом лечения школьных стрессов, улучшения самочувствия и настроения, повышения активности. Самочувствие, активность и настроение являются составляющими компонентами здоровья человека. Оздоровление организма музыкой, доступно всем, поэтому знания о том, как музыка влияет на здоровье человека, являются актуальными и необходимыми для современного человека.

Цель исследования: выявить влияние музыки на самочувствие, активность и настроение человека, как компонентов входящих в понятие здоровье человека.

Объект исследования: самочувствие, активность, настроение младшего школьника.

Предмет исследования: влияние музыки на самочувствие, активность, настроение младшего школьника.

Гипотеза: самочувствие, активность, настроение младшего школьника меняется под воздействием музыки. Дети продемонстрируют меньший коэффициент функционального состояния до прослушивания и больший после прослушивания.

Задачи исследования:

  1. Изучить теоретический материал по данной теме.

  2. Провести эксперимент по методике «Градусник» Т.А. Барышевой, выявить различия в состоянии учащихся до прослушивания и после прослушивания музыки.

  3. Предложить рекомендации по оздоровлению организма средствами музыки.

База исследования: Заиграевская средняя общеобразовательная школа, учащиеся 4 «в» класса.

Практическая значимость исследования: Результаты исследования и рекомендации будут интересны учителям, учащимся и родителям, а также тем, кто заботится о своем здоровье и любит музыку.

Глава 1 Теоретическое исследование.

  1.  
    1. О силе музыкального искусства.

Замечательное искусство музыка, вызывало восхищение в прошлые времена, вызывает восхищение и сегодня – у миллионов людей, населяющих нашу планету.

Я тоже восхищен музыкой. А, началось все с того, что я заметил, после уроков музыки у меня всегда хорошее настроение, мне хочется веселиться, петь, танцевать. А на уроках рисования и технологии, когда мы делаем свои работы, Светлана Валерьевна нам включает музыку и мы с удовольствием, делаем поделки и рисунки.

Я спросил у Светланы Валерьевны, почему так происходит и она предложила мне провести исследование.

Свое исследование я начал с изучения теоретического материала.

Платон считал, что ритмы и лады музыки, «достигая глубины души, воздействуют на мысль, делая ее подобной им самим»…

Аристотель высказывался: «музыка способна оказывать воздействие на этическую сторону души.»[5]

Джозеффо Царлино – известный теоретик музыки эпохи Возрождения писал: «Музыка возбуждает дух, управляет страстями, укрощает и унимает ярость и обладает силой порождать в нас привычку к хорошим нравам». [5]

П.И. Чайковский:« Цель музыки – возбудить душевное волнение»

Известный педагог В. С. Сухомлинский считал: «Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном» [5]

  1.  
    1. Музыка и здоровье.

В Китае и Индии, Египте и Древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты использовали звуки музыки для врачевания.

Музыка способна создавать особое психоэнергетическое поле, передающее положительную энергетику композиторов – слушателям.

Музыка спокойная и мелодичная поможет быстрее и лучше отдохнуть, восстановить силы. Бодрая и ритмичная музыка – улучшает настроение. Музыка снимает раздражение. Нервное напряжение, активизирует мыслительные процессы, помогает долго не уставать. Мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды. Доказано, что человеческий организм воспринимает звуки музыки даже в эмбриональном состоянии.

Пение веселых песен помогает при сердечных недугах, способствует долголетию. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное влияние на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах. Духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. [ 4 ]

Глава 2.

Экспериментальная часть.

2. 1 Метод исследования.

В своем исследовании, я использовал методику « Градусник» Т.А. Барышевой (экспресс вариант методики САН) [1] (Приложение1) В эксперименте приняли участие ученики 4 «в» класса - 15 человек. ( Приложение1) Программа прослушивания длилась 6 минут и состояла из музыкальных произведений взятых из репертуара для сеансов музыкальной терапии [2] (Приложение 4)

  1. Э. Григ. « Утро» из музыки к драме « Пер Гюнт» - 3 мин.

  2. В. А. Моцарт « Маленькая ночная серенада» - 3 мин.

После прослушивания я вычислил функциональное состояние до прослушивания и после прослушивания по формуле ( С+А+Н):3 (Приложение 1 )

Результаты.

Коэффициент функционального состояния до прослушивания у всех испытуемых меньше, после прослушивания больше. (Приложение2 и 3)

Проанализировав, полученные баллы функциональных состояний, оказалось, что самочувствие улучшилось у 6 испытуемых. У 8 самочувствие осталось прежним

Активность повысилась у 12 испытуемых. У 3 испытуемых осталась на том же уровне. Улучшение настроения отмечено у 14 испытуемых. (Приложение 2)

Вывод: музыка оказала положительное влияние на функциональное состояние учащихся, улучшила самочувствие, повысила активность, подняла настроение. Полностью подтвердилась гипотеза о том, что самочувствие, активность, настроение младшего школьника меняется под воздействием музыки.

Заключение

Давно замечено влияние музыки на жизнь и здоровье человека и человек обращается к ней в надежде на помощь. И музыка помогала ему, возвращая силы и душевное равновесие.

Арт – терапия –это оздоровление организма музыкой, может стать эффективным методом лечения стрессов, улучшения самочувствия , настроения , активности.

Оздоровление организма музыкой доступно всем. Я предлагаю рекомендации по использованию музыки для оздоровления организма [4], (Приложение 4.)

Подводя итог своему исследованию, хочется пожелать всем: слушайте музыку на здоровье!

Литература

  1. Андреева А.Д. Словарь для начинающего психолога. Питер 2012.

  2. Барышева Т.А., Шекалов В.А. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей. – Ростов – на – Дону, 2010.

  3. Лобанова Е.А. Здоровье сберегающие технологии на уроках музыки// Образование в современной школе 2005. № 9 С. 44-57.

  4. Петрушин В.И. Слушай, пой, играй. – М.: ВЛАДОС, 2008.

  5. Райгородский Б.Д. Что может музыка // Музыка в школе. 2004. № 4. С. 61-62.

Приложение 1

Методика «Градусник»

( экспресс – вариант методики САН)

Цель применения: оперативная оценка функционального состояния (самочувствия, активности и настроения)

Функциональное

состояние

1

2.

3.

4

5

1

2

3

4

5

До прослушивания

После прослушивания

С (самочувствие)

                   

А( активность)

                   

Н ( Настроение)

                   

Значение цифр:

1 – очень плохое,

  1. – плохое,

  2. – удовлетворительное,

  3. - хорошее,

  4. - отличное.

Инструкция : Оцените свое самочувствие (С) и поставьте цифру в соответствующей клетке. Аналогично оцените степень активности (А) и настроения (Н).

Оценка результатов: Коэффициент высчитывается по формуле:

САН = (С+ А+ Н) :3

Использовать экспресс – диагностику САН можно начиная с младшего школьного возраста ( 8 – 10 лет )

Приложение 2

Результаты тестирования

  1. класс

Испытуемый Солнцев Миша

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

     

4

         

5

А

(активность)

   

3

           

5

Н

( настроение)

     

4

         

5

(САН) : 3

3,6

5

Испытуемый Тугаринов Вадим

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

     

5

         

5

А

(активность)

   

4

           

5

Н

( настроение)

   

4

           

5

(САН) : 3

4,3

5

Приложение 2

Результаты тестирования

Испытуемый Шурыгина Ира

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

       

5

       

5

А

(активность)

     

4

         

5

Н

( настроение)

     

4

         

5

(САН) :3

4,3

5

Испытуемый Фролов Слава

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

   

3

         

4

 

А

(активность)

   

3

           

5

Н

( настроение)

   

3

         

4

 

(САН) :3

3

4,3

Приложение 2

Результаты тестирования

Испытуемый Пелявский Семён

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

       

5

       

5

А

(активность)

     

4

         

5

Н

( настроение)

     

4

         

5

(САН) : 3

4,3

5

Испытуемый Ефимова Яна

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

     

4

       

4

 

А

(активность)

   

3

           

5

Н

( настроение)

     

4

         

5

(САН) :3

3,6

4,6

Приложение 2

Результаты тестирования

Испытуемый Журавлёва Маша

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

     

4

         

5

А

(активность)

   

3

           

5

Н

( настроение)

   

3

           

5

(САН) : 3

3,3

5

Испытуемый Савостьянов Иван

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

     

4

         

5

А

(активность)

   

3

           

5

Н

( настроение)

   

3

           

5

(САН) :3

3,6

5

Приложение 2

Результаты тестирования

Испытуемый Пасечный Ваня

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

     

4

       

4

 

А

(активность)

     

4

         

5

Н

( настроение)

     

4

         

5

(САН) : 3

4

4,6

Испытуемый Вафин Иван

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

     

4

         

5

А

(активность)

       

5

       

5

Н

( настроение)

       

5

       

5

(САН) :3

4,6

5

Приложение 2

Результаты тестирования

Испытуемый Белобородов Антон

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

       

5

       

5

А

(активность)

       

5

       

5

Н

( настроение)

     

4

         

5

(САН) : 3

4,6

5

Испытуемый Гончарова Настя

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

     

4

         

5

А

(активность)

     

4

         

5

Н

( настроение)

     

4

         

5

(САН) :3

4

5

Приложение 2

Результаты тестирования

Испытуемый Дырбеева Соня

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

     

4

       

4

 

А

(активность)

     

4

         

5

Н

( настроение)

     

4

         

5

(САН) : 3

4

4,6

Испытуемый Манзуров Максим

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

       

5

       

5

А

(активность)

     

4

       

4

 

Н

( настроение)

     

4

         

5

(САН) :3

4,3

4,6

Приложение 2

Результаты тестирования

Испытуемый Цыренжапова Адиса

Функциональное состояние

До прослушивания

После прослушивания

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

С

( самочувствие)

       

5

       

5

А

(активность)

     

4

         

5

Н

( настроение)

     

4

         

5

(САН) : 3

4,6

5

Приложение 3

Сводная таблица баллов

«Функционального состояния испытуемых

до прослушивания и после прослушивания»

Ф.И.

Баллы

До

прослушивания

После

прослушивания

Солнцев Миша

3,6

5

Тугаринов Вадим

4,3

5

Шурыгина Ира

4,3

5

Фролов Слава

3

4,3

Пелявский Семен

4,3

5

Ефимова Яна

3,6

5

Журавлева Маша

3,3

5

Савостьянов Ваня

3,6

5

Пасечный Ваня

4

4,6

Вафин Ваня

4,6

5

Белобородов А

4,6

5

Гончарова Настя

4

5

Дырбеева Соня

4

4,6

Манзуров Максим

4,3

4,6

Цыренжапова А

4,6

5

Средний балл

3,9

4,8

Приложение 4

Репертуар произведений для сеансов

музыкальной терапии

Желаемое действие

Рекомендуемые музыкальные произведения.

Снятие нервного напряжения

П.И. Чайковский. «Июнь. Баркарола» из цикла «Времена года»;

« Сентиментальный вальс»

Ж. Безе. « Пастораль»; « Старинная песенка».

К.Сен-Санс. «Лебедь» «Карнавалы животных».

К.В Глюк «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

Д.Шостакович.»Романс» из к/ф «Овод». К.Дебюсси «Лунный свет»

Снятие депрессивного состояние

Ф.Шуберт. Песня «Аве Мария»

В.А Моцарт. «Рондо в турецком стиле».

Ж. Безе. Хабанера из оперы «Кармен».

Дж Верди. Марш из оперы «Аида»

Снятие головной боли и мигрени

М. Огинский. Полонез.

Ф. Мендельсон. «Весенняя песня»

А.Дворак. «Юморески»

Повышение высшего тонуса

П.И. Чайковский. Вальс для серенады для струнного оркестра.

В.А Моцарт «маленькая ночная серенада»; Увертюра из оперы «Свадебное Фигаро»

Ж.Безе. Увертюра из оперы «Кармен»

Расслабление , успокоение

Н.А Римский-Корсаков. «Песня индийского гостя» из оперы. «Садко»

Э.Григ. «Утро» из музыке к драме «ПерГюнт

Улучшение пищеварения

П.И. Чайковский» Вальс цветов»

Мелодичная музыка Моцарта В.А.

Стимулирование творческого мышления

Фортепианная музыка А. Скрябина и Ф. Шопена.

Музыка И. С. Баха.

Просмотров работы: 264