Собственные наблюдения человека за тем, что ему
хорошо, а что вредно, есть самая лучшая
медицина для сохранения здоровья.
Фрэнсис Бэкон, английский философ
(1561 — 1626)
Изучая литературу по вопросам артериального давления, я узнала, что по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в России гипертонией страдают 39% мужчин и 41% женщин. По данным Государственного комитета по статистике РФ, артериальная гипертония и ее осложнения становятся причиной смерти более 100 тысяч человек в год. К сожалению, сегодня эта проблема касается, не только пожилых, но и совсем молодых людей и детей.
Одной из причин повышения детского давления является большая учебная нагрузка школьников. Родители хотят, чтобы их дети хорошо учились по всем предметам. Специалисты выявили закономерность: у детей, которые или сами, или под нажимом родителей стремятся быть лучшими учениками в классе, часто появляются проблемы со здоровьем. Получать одни пятерки по всем предметам трудно хотя бы в силу физиологических особенностей. На отметках сказываются склонности и способности ученика: по любимым предметам у него пятерки, а по другим он до них не дотягивает. Но, желая угодить старшим, старается изо всех сил. Из-за непомерных амбиций (в основном внушенных взрослыми) у школьников может повышаться артериальное давление.
Исследуя здоровье детей, врачи обнаружили настораживающую тенденцию. Детская гипертония, о которой родители даже не догадываются, чревата риском развития гипертонической болезни в старшем возрасте. Высокие учебные нагрузки в школе, физические нагрузки, стрессовое состояние, генетическая предрасположенность и многое другое, все это влияет на давление школьников и может привести к тяжелым последствиям.
Как сделать так, чтобы здоровье моих одноклассников, родителей и знакомых длительное время не нуждалось в медицинском лечении? Желание помочь одноклассникам сохранить здоровье определило тему исследования.
Актуальность проводимой работы: проблема сохранения здоровья учащихся.
Цель моей работы: Проанализировать влияние дневной учебной нагрузки на состояние артериального давления учащихся.
Задачи следующие:
1. Из литературных источников узнать, что такое артериальное давление, как оно формируется и от чего зависит.
2. Изучить приборы для измерения артериального давления, научиться правильно измерять пользоваться тонометром.
3.Осуществить замеры путем двухразового измерения артериального давления участникам эксперимента, обработать результаты измерения и после проведённых наблюдений сделать выводы
4. К оценке результатов проведённых измерений привлечь специалиста медицинского работника.
В своей работе я выдвигаюгипотезу:нагрузки, испытываемые на учебных занятиях, приводят к изменению артериального давления.
Объект исследования – изменение артериального давления у одноклассников во время занятий в школе.
Предмет исследования - артериальное давление.
Применяемые методы исследования - изучение и анализ литературы; социологический опрос, экспериментальный (наблюдения, измерения) анализ, сравнение и обобщение;
Проведение анкетирования среди одноклассников.
Возникла идея проанализировать результаты показаний артериального давления учащихся нашего класса до начала занятий и сравнить их с результатами после учебных занятий. Выбрав тему для исследования, знакомясь с литературой по вопросу изменения артериального давления, я узнала, что кое-кто из ребятничего не знает по этой теме. Была составлена анкета, на которую ответили мои одноклассники. Опрошено 27 человек из 10-го класса.
На вопросы «Знаете ли вы что такое артериальное давление?» и «Для чего меряют давление?» положительно ответили 26% и 11 % опрошенных.( Приложение I, диаграмма 1).Этот полученный результат анкетирования очень удивил.
Следующие вопросы были о самочувствии учащихся:
1 |
Часто ли вас беспокоит головная боль: |
часто |
иногда |
нет |
-утром, при пробуждении |
18% |
26% |
56% |
|
-усиливается к вечеру |
7% |
33% |
60% |
|
2 |
Часто ли бывает головокружение |
11% |
37% |
52% |
3 |
Часто ли бывает слабость |
15% |
56% |
29% |
4 |
Часто ли бывает плохой сон |
15% |
33% |
52% |
Результаты анкетирования отражены в диаграмме (Приложение I, диаграмма 2). Более 50 % опрошенных имеют хорошее самочувствие, но настораживают некоторые показатели. Довольно часто у учащихся бывает слабость. Почему?
Следующие вопросы нашей анкеты были о питании;
постоянно |
иногда |
нет |
||
1 |
Завтракаете ли вы по утрам |
52% |
33% |
15% |
2 |
Обедаете ли в школе |
29% |
56% |
15% |
Полученные результаты показали, что ребята если не завтракают дома, то , возможно, питаются в школе. ( Приложение II, диаграмма 3). Но утверждать так нельзя, это вопрос требует более детального изучения.
Как вы считаете, что влияет на самочувствие учащегося? – это был последний вопрос анкеты. Были получены такие ответы:
1 |
Учебные нагрузки |
63% |
2 |
Физические нагрузки |
74% |
3 |
Смена погоды |
48% |
4 |
Курение |
11% |
5 |
Летний период |
4% |
Результаты ответов на этот вопрос можно посмотреть на диаграмме ( Приложение II, диаграмма 4).
Оказывается, мои одноклассники мало знают о кровяном давлении, о значении его в жизни человека, об артериальной гипертонии. Артериальное давление является одним из основных маркеров состояния здоровья человека, который дает представление не только о работе кровяной системы, но и организма, в общем. Результаты проведённого анкетирования подтвердили, что тема моей работы актуальна.
2.Обзор литературы.
2.1.Что такое артериальное давление [1,2,4]
Принято считать, что гипертония - заболевание людей старшего возраста, но в последние несколько десятилетий медиков беспокоит, что всё больше она проявляется в молодом возрасте. Встречается повышенное давление в юношеском возрасте, подростковом и у детей.
Артериальное давление - один из основных показателей жизнедеятельности человеческого организма, поэтому каждому человеку необходимо знать его величину. Этот показатель отражает состояние кровеносной системы и скорость сосудистого кровотока. Чем выше уровень артериального давления, тем выше риск развития таких опасных заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инсульт, инфаркт, почечная недостаточность. Основной фактор, который влияет на артериальное давление – сила сокращения сердечной мышцы, выталкивающей кровь, и сила сопротивления сосудистых стенок, сдерживающих кровяной поток.
Повышение давления на каждые 10 мм рт. ст. увеличивает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний на 30%. Именно с измерения артериального давления необходимо начинать поиск причины таких частых проявлений дискомфорта, как головная боль, слабость, головокружение. Показатель артериального давления зависит от многих характеристик – объема крови во всей кровеносной системе, количества физических нагрузок, общих заболеваний, или патологий кровеносной системы, возраста, приема медицинских препаратов. Все это нужно учитывать при измерении артериального давления у разных людей.
Артериальное давление (АД) характеризуется двумя показателями, которые измеряют в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.). Верхнее значение (первое число) называется систолическим давлением, нижнее значение (второе число) называют диастолическим давлением. Несмотря на это, все же есть стандартизированные усредненные показатели, которые приняты за норму. Таким считается давление 120/80 мм. рт. ст. При этом амплитуда нормы для верхнего предела – 110-140, и 70-90 – для нижнего предела. Такие показатели определяются в значительной степени сердечной деятельностью.
Для оценки уровня артериального давления используется классификация Всемирной организации здравоохранения, принятая в 1999 году.
Нормы артериального давления по классификации шкалы Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) [1]
|
Давление крови – это объём крови, который перекачивается за единицу времени сердцем, и сопротивление сосудистого русла. Самое большое давление крови наблюдается в момент выхода крови из левого желудочка сердца. В артериях давление крови несколько меньше. Затем отмечают ещё более низкое давление в капиллярах. А в венах давление самое низкое на входе в правое предсердие. Таким образом, в разных частях организма наблюдается разная степень давления крови.
Систолическое давление – это верхняя цифра параметра. Она показывает уровень давления, когда сердечная мышца сжимается и выталкивает кровь в артерии. Именно этот показатель отвечает за силу выталкивания крови в артерии. Из сердца при этом выталкивается 60-70 мл крови. Систолическое давление зависит от силы сокращения сердца.
Диастолическое давление отмечается как нижняя цифра параметра и в большей степени характеризует работу сосудов. Она показывает значение давления в момент расслабления сердечной мышцы. Это связано с тем, что при диастоле (расслаблении) сердца оно не выталкивает кровь. Соответственно, диастолическое давление показывает минимально возможное давление в артериях. Вызывает это явление сопротивление периферических артерий. При нормальном диастолическом давлении (около 70 – 90 мм рт. ст.) мелкие артерии отличаются нормальной проходимостью, сердце бьется в частоте около 60 – 80 сокращений в минуту, а стенки сосудов достаточно эластичны Нужно отметить, что это минимальное давление в артериях. Этот параметр говорит о силе сопротивления периферических сосудов.
Соотношение систолического и диастолического давления. Норма кровяного давления здорового человека составляет 120/80. Разница между систолическим и диатолическим давлением обычно составляет 30/50 мм рт. ст. Эта разница называется пульсовым давлением. Квалифицированный специалист скажет, что пульсовое давление характеризует проходимость артерий и вен, жесткость их внутренней оболочки, наличие спазмов или воспаления в определенном участке. Слишком маленькая разница между систолическим и диастолическим давлением сигнализирует о серьезной патологии. Повышение пульсового давления считается более опасным, так как ускоряет процессы старения сердца, сосудов, головного мозга и почек, ведь они вынуждены работать «на износ». Большая разница между верхним и нижним давлением наблюдается у людей с артериальной гипертензией, когда показатели значительно превышают нормальные. Повышение пульсового давления, могут вызывать различные другие заболевания.
У многих людей может наблюдаться стойкое повышение артериального давления. Таким людям обязательно нужно знать, как понизить давление, ведь артериальная гипертензия это тревожный симптом. Также наблюдают и обратный процесс, стойкое понижение артериального давления, то есть артериальную гипотензию. Эти симптомы –тревожный знак, они могут привести к гипертонии и гипотонии соответственно. Люди, старше 50 лет, испытывающие высокое систолическое давление, склонны к развитию заболеваний сердечно-сосудистой системы, поэтому следует обращать внимание на показатель систолического давления, а не диастолического.
Диастолическое и систолическое давления должны быть в норме. Любые отклонения от нормы в любую сторону могут отрицательно сказаться на здоровье человека. При появлении симптомов необходимо сразу обратиться к врачу, он поможет справиться с этим кризисом. За время жизни сердце любого человека устаёт, оно ведь никогда не останавливается. Поэтому необходимо особенно внимательно следить за состоянием своей сердечно-сосудистой системы в целом.
2.2. Признаки изменения артериального давления [7]
Повышенное давление (гипертония) в первую очередь грозит серьезными патологиями сердца и сосудов. К ним относятся некоторые разновидности инсульта, инфаркт миокарда, сердечная и почечная недостаточности, ухудшение зрения. Особенно опасным считается гипертонический криз— острое повышение артериального давления. В чем опасность высокого давления для детей и подростков? Высокое давление приводит к нарушению качества жизни у детей и подростков. Они хуже учатся в школе, плохо переносят физические нагрузки, достаточно вспыльчивы и конфликтны. У каждого третьего юного пациента в дальнейшем возможно формирование гипертонической болезни.
Основные признаки при повышении давления: [2]
1.головные боли пульсирующего характера в области затылка:
- возникают утром, при пробуждении;
- связаны с эмоциональным напряжением;
- усиливаются к концу дня;
2. головокружение;
3. мелькание «мушек» перед глазами;
4. плохой сон;
5. раздражительность;
6. нарушение зрения;
7. боли в области сердца;
Снижение артериального давления (гипотония) — тоже не положительная ситуация. Когда давление падает, ухудшается кровоснабжение тканей, в том числе и головного мозга. Это грозит инсультом либо же кардиогенным шоком. При гипотоническом кризе человек чувствует резкую слабость, у него кружится голова, иногда — бледнеет или холодеет кожа. Для этого состояния весьма характерна потеря сознания.
Основные признаки пониженного давления: [2]
1.слабость и вялость, разбитость и недомогание;
2. тошнота и рвота;
3. головная боль в затылочной или височной части;
4. ощущение нехватки воздуха, особенно в многолюдном месте, постоянное зевание; одышка, повышенная потливость;
5.головокружение при перемене из положения лёжа в вертикальное, потемнение в глазах;
6.ухудшение здоровья во время магнитных бурь и смене погоды;
7. плохая память, рассеянность; склонность к депрессии, эмоциональная неустойчивость,
раздражительность, резкие перепады настроения;
8. из-за пониженного тонуса сосудов могут возникать боли в сердце и за грудиной, сердцебиение; 9. редко – обмороки;
2.3. Артериальное давление и пульс: норма по возрастам.[3,5,8]
Какое нормальное давление у человека? Норма для каждого человека, чаще всего, индивидуальна. Учебная медицинская литература предлагает принимать за показатель нормы цифры в 120/80 мм.рт.ст. Именно такие показатели регистрируются у людей в возрасте 20….40 лет. Нормальное артериальное давление для человека в возрасте 16…20 лет может быть слегка понижено. Это касается и систолического, и диастолического показателя. В целом давление в покое 100/70 мм рт. ст. является физиологической нормой.
Нормы давления по возрасту представлены в таблице:
Возраст (лет) |
Мужчины |
Женщины |
20 |
123/76 |
116/72 |
До 30 |
126/79 |
120/75 |
30 – 40 |
129/81 |
127/80 |
40 – 50 |
135/83 |
137/84 |
50 – 60 |
142/85 |
144/85 |
Старше 70 |
142/80 |
159/85 |
Следующим показателем состояния здоровья, наравне с цифрами артериального давления, является пульс. Пульс (от лат. pulsus — удар, толчок) — толчкообразные колебания стенок артерий, связанные с сердечными циклами. В более широком смысле под пульсом понимают любые изменения в сосудистой системе, связанные с деятельностью сердца... (5) Нормальным считается пульс в диапазоне 60…80 ударов/мин. Чем интенсивнее проходит обмен веществ, тем выше количество ударов в минуту. Также как и для показателей АД, для разной возрастной категории имеются свои усредненные нормы. Нормы пульса по возрасту представлены в таблице:
Возраст (годы) |
Число ударов в минуту |
После рождения |
140 |
0 – 1 |
130 |
3 – 7 |
95 |
8 — 14 |
80 |
В среднем возрасте |
65 |
Во время болезни |
120 |
Измеряя пульс, можно научиться распознавать приближающуюся проблему. Например, если количество ударов сердца увеличилось через 2-3 часа после приема пищи, то можно заподозрить отравление. Магнитная буря у людей остро реагирующих на резкое изменение погоды вызывает снижение артериального давления. На это организм реагирует увеличением частоты пульса, чтобы поддержать оптимальный уровень АД. Наряженный пульс, удары которого человек ощущает очень четко, говорит о резком повышении артериального давления. [3]
2.4.Факторы, влияющие на артериальное давление.[2]
Полностью здорового человека на земле не бывает, поэтому у каждого человека будут отклонения от нормы при измерении артериального давления. Факторы, влияющие на изменение величины артериального давления разнообразны. Исследователи сходятся во мнении, что чаще всего к основным причинам подростковой гипертонии можно отнести:
- нервное перенапряжение - оно может возникнуть, если учащийся не справляется со школьной программой; при перегрузках дополнительными внеклассными занятиями; при физических перегрузках; при нерациональном использовании рабочего времени; недостатке отдыха;
- отрицательные эмоции – у детей, как и у взрослых, скопление отрицательных эмоций связано с основными сферами жизни - учёба, семья, ближайшее окружение; эмоции могут быть обострены из-за гормональных изменений;
- наследственность – принято считать, что если в семье родственники страдают гипертонией, то заболевание может передаться ребёнку, но артериальная гипертензия в большей мере зависит от внешних факторов, которые её могут вызвать. Поэтому по наследству передаётся не болезнь, а личностные особенности, которые способствуют её проявлению.
- личностные характеристики - к подростковой гипертонии склонны учащиеся, имеющие низкий уровень самооценки, не уверенные в своих силах, пессимисты, но в то же время желающие быть в центре внимания, завоевать уважение окружающих.
-недостаток двигательной активности – учащиеся, занятые школьными и внеклассными занятиями, мало двигаются, не посещают спортивные занятия.
-вредные привычки - в этом возрасте часть молодёжи начинает курить и употреблять алкоголь, что увеличивает нагрузку на сердечную мышцу и сосуды.
- другие неблагоприятные причины - неправильное питание; низкий социальный уровень семьи; различные заболевания; употребление наркотиков, допинга для мышц, лекарственных препаратов.
2.5. Методы измерения артериального давления. [4]
Впервые компрессионная манжета была предложена итальянcким врачом Рива-Роччи (S. Riva-Rocci, 1863-1937) в 1896 году. Этот метод заключался в сжатии плечевой артерии при помощи специальной резиновой манжеты, заключенной в футляр из шелковой ткани. Манжета соединялась с ртутным манометром оригинальной конструкции, и воздух в нее нагнетался с помощью баллона. О величине артериального давления судили по моменту исчезновения и затем появления пульса на лучевой артерии соответственно при подъеме и спуске давления в манжете, беря из этих показаний среднее. По методу Рива-Роччи определялось только систолическое давление. В 1905 г. русский хирург Коротков обнаружил, что в артерии во время ослабления манжеты возникают шумы. Основываясь на данном открытии, он разработал аускультативный метод измерения артериального давления, который и был назван его именем. С тех пор этот метод считается эталонным.
Для измерения артериального давления в настоящее время широко используются два метода:
1.Метод Короткова. Этот метод, разработанный русским хирургом Н.С. Коротковым в 1905 году, предусматривает для измерения артериального давления очень простой прибор, состоящий из механического манометра, манжеты с грушей и фонендоскопа. Метод основан на полном пережатии манжетой плечевой артерии и выслушивании тонов, возникающих при медленном выпускании воздуха из манжеты.Преимущества:
- признан официальным эталоном неинвазивного измерения артериального давления для диагностических целей и при проведении верификации автоматических измерителей артериального давления;
- высокая устойчивость к движениям руки.
Недостатки:
- зависит от индивидуальных особенностей человека, производящего измерение (хорошее зрение, слух, координация системы «руки—зрение—слух»);
- чувствителен к шумам в помещении, точности расположения головки фонендоскопа относительно артерии;
- требует непосредственного контакта манжеты и головки микрофона с кожей пациента;
- технически сложен (повышается вероятность ошибочных показателей при измерении) и требует специального обучения.
2. Осциллометрический метод. Это метод, при котором используются электронные приборы. Он основан на регистрации прибором пульсаций давления воздуха, возникающих в манжете при прохождении крови через сдавленный участок артерии.
Преимущества:
- не зависит от индивидуальных особенностей человека;
- устойчивость к шумовым нагрузкам;
- позволяет производить определение артериального давления при слабых тонах;
- позволяет производить измерения без потери точности через тонкую ткань одежды;
- не требуется специального обучения.
Недостаток: При измерении рука должна быть неподвижна.
3. Проведение экспериментов
3.1. Условия проведения эксперимента
Для наблюдения была отобрана группа учащихся, которым первый раз измеряли артериальное давление сразу после прихода в школу, до начала занятий и второй раз измеряли после окончания школьных занятий, перед уходом домой. Наблюдаемая группа состояла из 5 девочек и 5 мальчиков 10 «А» класса одного возраста (16 лет). Измеренное артериальное давление и пульс записывали в журнал наблюдений.
Проводились измерения в течение 10 дней - с 16 по 26 ноября 2016 года.
3.2. Применяемое оборудование.
Измерение артериального давления проводят специальным прибором тонометром. Тонометр состоит из манжеты, устройства для подачи воздуха в манжету и манометра, который собственно и производит измерение давления воздуха в манжете. В зависимости от вида, тонометр оснащается стетоскопом или электронным устройством, с помощью которого регистрируется пульсация воздуха в манжете. (Приложение IV, Фото 1.2.3)
Для измерения артериального давления мы использовали автоматический тонометр, на табло которого высвечиваются три цифры; первая – величина систолического давления: вторая - величина диастолического давления; третья – величие пульса в момент измерения. При измерении давления соблюдались следующие правила:
— Измерение кровяного давления должно производиться в сидячем и расслабленном положении пациента, не ранее чем через 5 минут, как он расслабиться;
— Руку, на которую будет надеваться манжет, необходимо установить в такое положение, чтобы ее локоть был приблизительно на уровне сердца;
— Рука обязательно должна быть полностью расслаблена;
— Во время процедуры, нельзя разговаривать и двигаться;
— Между двумя измерениями необходимо выдержать 3-5 минутную паузу, чтобы давление в сосудах, после их сдавливания манжетой тонометра нормализовалось.
Надев манжету на руку, необходимо нажать на автоматическом тонометре кнопку для начала измерения давления. Тонометр автоматически накачает манжету воздухом, а потом спустит ее. На табло высвечиваются показания.
Проведение измерений артериального давления.Измерения проводили в школе два раза в день, в течение 10 учебных дней. Первый раз – утром, перед началом уроков, второй раз - после окончания последнего урока, перед уходом домой. Три показания тонометра (систолическое, диастолическое давления и пульс) записывали в журнал наблюдений. (Приложение V, фото 4 и 5)
4. Полученные результаты.
Результаты полученных измерений были сведены в таблицу ( Приложение III). Анализируя полученные результаты, были отмечены все случаи повышения или понижения артериального давления учащихся к концу учебного дня.
По результатам измерений была составлена диаграмма % повышения и понижения давления у мальчиков и девочек наблюдаемой группы (Приложение VI, диаграмма 1). К концу занятий у 46 % мальчиков давление повысилось, и у 46% - понизилось. У девочек повысилось давление у 32 %, понизилось – у 62 %.
Проведена группировка изменения давления по дням недели. Составлена диаграмма изменения давления ( Приложение VI, диаграмма 2 ). Можно отметить, что к концу дня у большинства учащихся давление понижается. Повышение давления у 70% учащихся и учащение пульса наблюдалось в первую пятницу, когда пятым уроком проходила контрольная работа.
Графики понижения ( Приложение VII, график 1 ) и повышения артериального давления (Приложение VII, график 2) мальчиков и девочек показывают, что у девочек более плавные изменения давления, у мальчиков более резкие.
У мальчиков Аверьяна и Димы, которые занимаются спортом, к концу дня были заметные повышения давления. Так в пятницу к концу дня у Аверьяна было давление 139/77 мм рт. ст., а у Димы, который в этот день сдал нормы ГТО -179/102 мм рт. ст. Дима занимается спортом, высокий, крупного телосложения, его показатели артериального давления постоянно заметно выше, чем у других ребят. С чем это связано? Хорошо, если это не симптомы начала заболевания.
Показатели артериального давления девочек более стабильны. Наиболее высокие показатели у Даши. В первый четверг и во вторую среду утреннее измерение показало давление 168/143 мм рт. ст. и 165/ 120 мм рт. ст. Эти показатели очень высоки для её возраста. Даша склонна к полноте, возможно с этим связано повышение давления.
4.1.Консультация врача.
По поводу полученных результатов изменения артериального давления мы решили проконсультироваться со специалистом. Договорились о встрече с врачом терапевтом Абинской поликлиники Галиной Ефимовной Диденко. Галина Ефимовна более 40 лет проработала в медицине. Много лет работала заведующей терапевтического отделения Абинской районной больницы, в последнее время была терапевтом Абинской районной поликлиники, пользовалась огромным авторитетом у пациентов. С мая 2016 года она отдыхает на пенсии. Галина Ефимовна с интересом отнеслась к проведенным нами измерениям, рассказала о признаках гипертонии и гипотонии, проанализировала результаты наших измерений. Она отметила, что в основном у обследуемых нами учащихся показатели артериального давления в норме, кроме двух случаев. Даше и Диме необходимо обязательно посетить врача и пройти обследование. Показатели артериального давления этих ребят вызывают тревогу.
5.Заключение.
В литературных и интернет- источниках были изучены понятия артериальное давление, как оно формируется и отчего зависит.
Были изучены приборы для измерения давления, правила пользования тонометром.
В течение 10 дней у группы учащихся проводились замеры артериального давления: утром и в конце учебного дня.
Проведя исследование по измерению артериального давления, мы пришли к выводу: выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
1.Артериальное давление может меняться в течение дня, оно зависит от эмоционально-психологического состояния людей, физической и умственной нагрузок.
2. Как позитивные, так и негативные стрессовые факторы могут приводить к повышению уровня АД.
3.У людей, которые ведут малоподвижный образ жизни, риск возникновения АД выше, чем у физически активных.
4.Увеличение массы тела сопровождается повышением артериального давления.
Консультация врача терапевта Диденко Г.Е. подтвердила правильность наших выводов по результатам измерения артериального давления у 10 учащихся нашего класса. Доктор выразила обеспокоенность тем, что у двух подростков из десяти ( большой %) имеются проблемы с давлением, рекомендовала, не задерживаться с обращением к медикам – специалистам.
После проведения анкетирования, было выявлено, что большая часть подростков имеет плохую осведомлённость о подростковой гипертонии.
Как справиться с изменениями артериального давления:
-здоровый сон необходимой продолжительности, а это не менее восьми-девяти часов,
- должно быть правильное, регулярное, умеренное питание;
-- употреблять меньше мяса, больше рыбы, растительного белка, сыра, овощей, фруктов, каши;
-правильная организация труда и отдыха;
- умеренная физическая активность используется в качестве терапии повышения давления, а также как его предупреждение.
- употреблять чеснок, он оздоравливает сосуды, снижает уровень холестерина, способствует работе сердца;
Все это обязательно внесет вклад в оздоровление кровеносных сосудов и предотвращение или лечение гипертонии. Измеряя артериальное давление можно предположить будущее состояние сердечнососудистой системы и таким образом изменить свое здоровье в сторону улучшения, то есть вести здоровый образ жизни. Выполняя работу, был сделан ещё один шаг к познанию самого себя, к познанию человека.
Мои одноклассники с большим интересом отнеслись к проводимым мною исследованиям. Результаты проведённой работы будут мною обсуждены в классе, на уроке биологии. Будет сделан буклет о понятии артериальное давление крови, о значении артериального давления в здоровье человека. Работу начатой темы надеемся продолжить, углубить и расширить исследования.
5.Список литературы.
http://milleta.ru/articles/arterialnoe-davlenie/
http://headexpert.ru/zabolevaniya/gipotoniya/simptomy-i-lechenie-ponizhennogo-davleniya.html headexpert.ru © http://headexpert.ru/
http://davlenie.org/cheloveka-norma-po-vozrastu.html
ru.wikipedia.org›Пульс
5.Журнал «Здоровье»;№ 4,2013.
6.http://kardioportal.ru/content/chto-takoe-diastolicheskoe-i-sistolicheskoe-davlenie
7.В.В. Долгих, Ж.В. Прохорова, Н.А. Фомина «Роль психоэмоциональных и социальных факторов в развитии эссенциальной артериальной гипертензии у подростков» Педиатрия №5, 2011
8.К.И. Григорьев, Е.Л. Поважная, А.Л.Соловьева «Артериальная гипертензия у детей и подростков: практикум для медицинского работника» Медицинская сестра № 5, 2007
Приложение I
Диаграмма 1.Ответы на вопросы анкеты
Диаграмма 2. Ответы на вопросы о самочувствие.
Приложение II
Диаграмма 3. Ответы на вопросы анкеты о питании учащихся.
Диаграмма 4. Ответы на вопрос анкеты.
№ |
среда (7ур) |
четверг(6 ур) |
пятница(6ур) |
суббота(5ур) |
понедел (6ур) |
вторник (7ур) |
среда (7ур) |
четверг(6ур) |
пятниц(6ур) |
суббота(5ур) |
|||||||||||||||
1 дев Лиза пульс |
110 70 75 |
100 67 71 |
110 70 76 |
110 74 89 |
111 72 106 |
113 73 72 |
94 64 81 |
94 68 74 |
105 84 91 |
96 67 80 |
111 72 70 |
108 71 76 |
108 69 87 |
97 73 75 |
117 69 81 |
106 57 87 |
112 63 88 |
97 61 80 |
110 80 70 |
94 74 90 |
|||||
2 дев Даша пульс |
135 86 70 |
125 90 70 |
168 143 103 |
147 115 85 |
107 66 75 |
135 102 70 |
140 101 80 |
125 96 83 |
130 71 101 |
143 73 77 |
99 57 62 |
130 70 70 |
165 120 101 |
94 53 68 |
115 61 93 |
109 70 60 |
120 90 90 |
108 60 70 |
130 70 68 |
105 99 90 |
|||||
3 дев Кристина пульс |
112 67 73 |
107 60 78 |
114 65 86 |
92 40 73 |
119 69 88 |
112 59 88 |
112 58 78 |
93 57 82 |
102 58 86 |
103 57 73 |
118 65 81 |
106 58 79 |
115 51 83 |
103 96 86 |
106 59 72 |
104 58 71 |
94 57 95 |
100 59 76 |
113 63 88 |
100 64 82 |
|||||
4 дев Ангелина пульс |
123 72 82 |
128 84 93 |
120 77 85 |
122 69 78 |
118 68 93 |
120 70 80 |
117 68 85 |
123 112 96 |
120 70 80 |
108 80 100 |
126 73 100 |
101 82 102 |
133 81 118 |
103 64 97 |
108 66 83 |
122 70 87 |
128 73 95 |
122 70 90 |
130 80 90 |
100 80 100 |
|||||
5 дев Настя пульс |
108 60 90 |
115 68 84 |
110 56 96 |
112 66 80 |
115 67 85 |
100 58 97 |
108 58 97 |
111 71 95 |
116 70 93 |
107 98 85 |
136 73 113 |
119 63 74 |
110 53 96 |
101 41 74 |
116 53 89 |
108 66 94 |
101 66 101 |
107 69 90 |
108 66 93 |
120 91 110 |
|||||
6 муж Артём пульс |
133 76 74 |
119 70 79 |
138 77 71 |
129 70 92 |
118 67 75 |
119 63 83 |
119 62 89 |
104 59 80 |
161 116 103 |
121 90 101 |
128 73 74 |
127 54 75 |
102 61 72 |
132 62 76 |
130 66 77 |
130 77 78 |
116 83 76 |
121 54 100 |
108 78 91 |
110 80 90 |
|||||
7 муж Сергей пульс |
119 62 70 |
125 67 86 |
115 58 73 |
130 74 91 |
113 78 89 |
129 69 90 |
101 61 65 |
99 54 67 |
124 55 71 |
157 53 90 |
122 72 77 |
100 56 66 |
120 60 80 |
106 67 86 |
103 52 61 |
110 70 80 |
107 74 91 |
100 58 73 |
103 52 68 |
103 70 70 |
|||||
8 муж Павел пульс |
121 60 74 |
108 57 77 |
135 59 73 |
119 56 71 |
113 44 70 |
132 58 71 |
105 59 72 |
112 55 93 |
111 53 81 |
116 59 70 |
117 49 82 |
111 50 67 |
110 52 67 |
110 49 76 |
122 60 64 |
118 61 84 |
116 73 80 |
106 46 64 |
118 64 92 |
120 70 67 |
|||||
9 муж Аверьян пульс |
118 78 70 |
128 66 68 |
146 81 66 |
127 75 56 |
124 72 68 |
133 78 59 |
117 86 71 |
122 67 53 |
126 93 65 |
139 77 62 |
118 65 61 |
139 85 50 |
146 78 87 |
114 56 62 |
133 65 52 |
117 85 70 |
136 79 77 |
121 63 63 |
139 83 72 |
119 83 65 |
|||||
10 муж Дмитрий пульс |
144 75 84 |
138 69 90 |
145 77 83 |
143 74 90 |
149 76 77 |
134 63 94 |
162 85 94 |
167 82 105 |
151 70 89 |
179 102 92 |
143 68 90 |
140 76 92 |
148 90 90 |
150 97 90 |
144 88 85 |
136 52 90 |
142 65 80 |
150 70 90 |
153 69 90 |
170 78 65 |
Приложение IV
Фото 1. Изучение тонометров.
Фото 2. Механический тонометр.
Фото 3. Автоматический тонометр.
Приложение V
Фото 4.Измерение артериального давления однокласснице.
Фото 5. Измерение артериального давления себе.
Приложение VI
Диаграмма 1. Сравнение % изменения артериального давления у мальчиков и девочек наблюдаемой группы.
Диаграмма 2.Сравнение изменения артериального давления у учащихся наблюдаемой группы.
Приложение VII
График 1. Изменение повышения АД к концу дня в течение 10 дней.
График 2. График 1. Изменение понижения АД к концу дня в течение 10 дней.