На днях, по телевизору, показывали мультфильм «Необитаемый остров», мне стало интересно, что бы смогла сделать я на необитаемом острове, и остаться в живых. У нас, детей, мало практики, обычно мы получаем готовые знания и не умеем действовать поэтапно.
Актуальность темы проекта
В настоящее время все чаще происходят кораблекрушения, авиакатастрофы и человек попадает в условия, в которых парой невозможно остаться в живых, на песчаныхостровах, пустыне, землях покрытых льдом или в тропиках, наедине с дикой природой …
Если мы будем иметь представление о том, как поступить в определенных экстремальных условиях, то будет шанс выжить, и дождаться своего спасения.
Гипотеза
Если человек, оказавшись на необитаемом острове, не поддастся панике, то используя свой ум, находчивость и сообразительность сможет выжить и со временем вернуться на большую землю.
Цель работы: научиться правилам поведения в экстремальных условиях.
Задачи работы:
1. Рассмотреть понятие «остров», виды островов;
2. Познакомиться с историей «робинзонов»;
3. Изучить основные принципы выживания на необитаемом острове;
4. Провести анкетирование одноклассников по теме исследования;
5. Проверить опытным путем основные способы выживания.
Объект исследования: Действия ведущие к выживанию .
Предмет исследования: Способы добычи и поэтапное планирование действий.
Методы исследования: Анкетирование (ученики 1 «н» класса школы №91), проведение опытов. Выборка и анализ Интернет-ресурсов, энциклопедий.
2. Теоретический материал
2.1 Необитаемые острова, они такие разные
О́стров — участок суши (обычно естественного происхождения) в океане, море или реке, окружённый со всех сторон водой и постоянно возвышающийся над водой даже в период наибольшего прилива. [2]
Некоторые острова представляют собой клочки земли, которые в давние времена, когда уровень моря был ниже, чем сегодня, были соединены с материком. Другие являются верхушками вулканов, поднявшихся со дна моря.
Самый большой необитаемый остров - Девон (рис. 1). И хотя эти пустынные территории могут и не быть идеальным местом для летнего отдыха, они все же отлично подходят для испытания технологий для путешествий на |
Рис. 1 |
|
Марс. В средней части Девона расположен, так называемый, ударный кратер Хотон (Haughton), который образовался примерно 39 миллионов лет назад при падении космического тела, диаметром около 2 километров. |
||
Сейбл — небольшой канадский остров, расположенный в северной части Атлантического океана (рис.2). Остров знаменит как «кладбище Атлантики», так как около него было зарегистрировано около 350 кораблекрушений. Навигация в прибрежных водах ост- |
Рис. 2 |
|
рова осложнена наличием двух встречных течений — теплого Гольфстрима и холодного Лабрадорского течения, порождающих водовороты. |
Самый крупный из необитаемых (рис.3) Согласно распространенным легендам, на Кокосе спрятано золото инков, которое до сих пор никто не нашел. Помимо классических представителей тропической фауны здесь проживает множество оленей, свиней, кошек и крыс, завезенных европейцами. |
островов в Тихом океане — Кокос. |
Рис. 3 |
Чамп — самый южный остров группы островов Зичи архипелага Земля Франца-Иосифа (рис.4). Только здесь можно увидеть одно из необъяснимых (пока) чудес природы — камни идеально круглой формы «cферолиты». Размеры шаров варьируются от 2,5 метров до 2,5 см в диаметре. Самый большой нельзя обхватить и втроем! [5]
Рис. 4
2.2 Истории настоящих «робинзонов»
В литературе мы встречаем большое количество рассказов о людях живших на необитаемых островах, например всем известные «Робинзон Крузо» - Даниель Дефо, «На диком острове» - Элизабет Мид-Смит или «Один» - Николай Внуков. Главные персонажи этих рассказов смогли прожить на островах по несколько лет, но так ли легко выжить на необитаемом острове в реальной жизни? Есть люди которые на самом деле жили на островах, и рассказали свои истории миру:
Александр Селькирк (прожил на острове 4 года и 4 месяца). Был шотландцем и служил боцманом на пиратской галере “Сэнк Пор”. Из-за ссоры с капитаном ему пришлось сойти с корабля на маленький безлюдный остров Мас-а-Тьерра в Тихом океане. Это произошло в мае 1704 года. Моряк построил себе хижину из бревен и листьев, научился добывать огонь с помощью трения одного куска дерева о другой. Питался он мясом морских черепах, рыбой и фруктами.
В России тоже были свои робинзоны. Одним из них стал охотник Яков Миньков, сумевший в одиночестве прожить на острове Беринга целых семь лет. В начале 19-го века Яков Миньков вместе с другими охотниками плавал в поиске песцов. В 1805 году капитан высадил охотника на острове Беринга “для караулу наловленного промысла” и обещал вернуться за ним через два месяца. Но корабль сбился с курса и не смог найти обратной дороги. Яков Миньков ловил рыбу, соорудил себе теплую одежду и обувь из шкур песцов и морских котиков. Построил юрту. Бывало, что ее целиком заносило снегом во время метелей. Вопреки всем трудностям, северному «робинзону» удалось выжить, дождаться проходившей мимо острова шхуны и спастись. [5]
2.3 Основные принципы выживания на необитаемом острове.
Оказаться на необитаемом острове без воды, еды и связи с внешним миром – не лучшая перспектива. Те, кто умел приспосабливаться – выживали, других ждал неоптимистический расклад. В такой ситуации многое зависит и от острова, на котором оказался человек.
Существует много типов необитаемых островов:
- Тропические;
- Пустынные (с песка или маленькие, с малым количеством ресурсов);
- Северные острова (покрыты снегом и отличаются зимним климатом).
На меленьком, пустынном клочке земли, скорее всего, не получиться выжить. Другое дело, если это большой остров, с буйством растительности и животного мира. На таком участке земли много ресурсов, чтоб жить здесь многие годы. [1]
И вот мы на необитаемом острове. Самое главное для начала убрать чувство паники и потерянности, пора переходить к действиям для выживания. Вот из чего они будут состоять:
1. Найти источник питьевой воды.
2. Добыть огонь.
3. Найти/построить убежище.
4. Найти пищу.
5. Обеспечить самозащиту.
6. Победить одиночество.
7. Вернуться к цивилизации.
А теперь обо всём по порядку.
2.3.1 Питьевая вода
Человек может прожить без еды около трех недель. Но вот жажда начинает одолевать уже через день. Человек на 70% состоит из воды, поэтому поиск жидкости — это первоначальная проблема. На острове, где тропический климат, жажда начинает беспокоить через несколько часов. Это связано с высокой температурой, ветром, влажностью в воздухе и интенсивной физической работой. [3]
В таком случае существует множество способов добычи воды:
- Поиск природных источников пресной воды.
Чем лучше вы прозондируете все его уголки, тем больше у вас будет шансов наткнуться на какой-нибудь ручей или водопад, которые снабдят вас хорошим запасом питьевой воды.
Роса и дождь также источник пресной воды и он может начаться внезапно, и поэтому надо быть готовым накопить как можно больше воды, и при этом ее сохранить на долгое время. Самый простой способ это подставить имеющуюся емкость, подойдут большие раковины, черепашьи панцири. Емкость можно сделать из широких листьев растительность, плотно приложив, друг к другу и обвязав лианами. В этом случае стоит придумать, как увеличить площадь «ловушки для дождя». Можно натянуть палатку, кусок полиэтиленовой пленки, спасательное одеяло, широкие листья растительности и заставить стекать с нее воду прямо в емкость. Или же всю одежду накиньте на куст, и после намокания выжимайте ее в емкость. В качестве емкости для хранения воды можно выкопать в земле яму обмазать глиной или обложить широкими листьями. [3]
- Добыча жидкости из кокосов и бамбука.
Кокосы и бамбук – источники воды, которые не нуждаются в очистке. Из кокосовых орехов можно пить жидкость, без каких-либо последствий. Необходимо просто ее оттуда извлечь. Также, в нижних секциях бамбукового стебля есть, довольно, большое количество жидкости. [3]
- Методом выпаривания (из морской воды, из растительности, из грязного источника).
Для того чтоб добыть жидкость методом выпаривания, необходимо найти воду, которая непригодная к употреблению. Подойдет морская или грязная вода. Выкапываем небольшое углубление в почве, песке наливаем туда жидкость, в центр ставим емкость для сбора питьевой воды и над ним плотно закрепляем водонепроницаемый пленку и посредине устанавливаем грузик. Небольшой камень-утяжелитель должен располагаться над маленькой посудиной. Все это лучше сделать на солнце. В таком случае процесс пойдет быстрее. Пар, который будет выделяться с воды, будет оседать на водонепроницаемом материале в виде капелек. Наша задача – собрать эти капельки. Процесс долгий, но если нет другого выхода – необходимо попытаться. А если есть огонь то пресную воду можно добыть гораздо быстрее. (Приложение рис.1)
Выпаривание с растений – это когда растения помещаются в водонепроницаемый пакет (полиэтиленовый) и вода собирается на стенках пакета. За сутки можно собрать до 1 литра воды. (Приложение рис.2)
И ни при каких условиях не пейте морской воды, так как высокая концентрация соли в морской воде при ее употреблении приведет к потере жидкости всеми тканями организма. [3]
Во всех случаях не рекомендуется выпивать много воды залпом. Такое разовое потребление жидкости жажды не утолит, но может привести к отечности, слабости. Выпитая вода утоляет жажду не сразу, а лишь после того, как, дойдя до желудка, всосется в кровь, то есть спустя 10—15 мин. Лучше всего воду пить небольшими порциями через короткие промежутки времени. 2.3.2 Огонь
Без костра вам будет очень сложно спастись. Костер — это тепло, свет, место для приготовления еды. Обязательно необходимо раздобыть огонь.
Это можно сделать методами наших далёких предков.
Один из них — это получение огня путём трения. Необходимо выбрать тонкую сухую ветку, счистить с неё кору, так как в ней может находиться влага. Найти вторую, плоскую, деревяшку, которая будет играть роль основания. Меньшая палка ставится на основание и крутиться до тех пор, пока не появятся маленькие угли. Эти угли нужно быстро переложить в, предварительно приготовленный, материал для разжигания костра, он должен состоять из сухой травы и стружки дерева. После того как костёр разгорелся, можно немного увеличивать размер дров. Укладывайте ветки таким образом, чтобы получался либо колодец, либо костёр в форме конуса. (Приложение рис.3)
Можно добыть огонь с помощью солнца, необходимо преломить лучи. Это делается линзой или пакетом с водой. Скопление преломленных лучей фокусируется на сухом, горючем материале. Это пожалуй самый легкий способ добычи огня. (Приложение рис.4) [4]
Убежище
Теперь стоит позаботиться о наличии крыши над головой. Этот атрибут очень важен, так как сон необходим человеку не меньше воды. В условиях дикой природы нужно найти не только комфортное, но и безопасное убежище.
Самым лучшим вариантом станет любое дерево средней высоты (такое, чтобы на него не смогли залезть дикие животные). Если вы смогли найти такое дерево, можно обустроить его ветки неким полом из более мелких веток и палок, сделав, таким образом, своеобразный дом на дереве. В качестве потолка сойдут крупные листья и палки, ими также можно укрыться. Чтобы во сне не выпасть из своего убежища, можно привязать толстой лианой или гибкой веткой себя к ветви дерева. Таким образом, вы будете уверены, что не упадёте во сне.
Если же вариант с деревом отпадает, то отличным убежищем будет пещера. Вариант не самый безопасный, так как пещеры могут быть населены дикими животными. Но если вы обнаружили углубление в скале без видимых признаков обитания, то смелее занимайте его. Желательно будет закрыть вход ветками и листьями, чтобы не привлекать внимания зверей.
Ну и основным вариантом станет шалаш. Сделать его можно из веток, листьев и палок, установив их в форме конуса и связав толстой верёвкой, для изготовления которой подойдёт папоротник или хвощ. Стоит запомнить, что более крупные палки и листья необходимо укладывать внизу, а в качестве опоры использовать толстую ветку. (Приложение рис.5)
Сооружать убежище необходимо недалеко от берега. В этом случае у вас будет больше шансов увидеть проплывающий мимо корабль. В джунглях, недалеко от берега, обитает меньше животных, которые могут нанести вам вред.
Но и на самом берегу не стоит разворачивать лагерь. Знойный морской ветер не будет давать вам покоя, а здешние москиты, своим присутствием, выведут вас из колеи. [3]
2.3.4 Пища
Когда думаешь о том что можно съесть на ум первым делом приходят кокосовые орехи, как упавшие (что даже лучше), так и висячие. Но со временем они начинают надоедать, да и нашему организму необходим белок для восстановления сил, поэтому тут же вспоминаешь про рыбу. А в море или океане её достаточно, теперь главное научится её ловить. Для этого мы рассмотрим самые простые способы ловли рыбы.
Первый способ это выкопать достаточно глубокие ямки на берегу и соединить их траншеей с морем. Сделать изгородь из тонких прутьев или бамбука. Когда идет прилив, открываешь ворота, на ровной воде ворота закрываешь и ждешь отлива. Вуаля рыбка остается в твоем искусственном водоеме.
Второй способ это первобытное оружие для удачной рыбалки - копье или острога. Примитивное копье можно изготовить на месте - на берегу моря, достаточно лишь острогать один конец ствола тонкого деревца. Этот наконечник лучше сделать четырехгранным, с круглого острия рыба может сорваться. С вашей импровизированной острогой нужно зайти в водоем и раскидать вокруг себя приманку (остатки недавно съеденной рыбы, личинки). Теперь остается стоять и ждать появления рыбы. Конечно, искусством ловли копьем овладеть не так просто, но зато результатом вы будете гордиться. (Приложение рис.6)
Третий способ. Это приспособление из… вашей рубашки или майки, из нижнего нательного белья сделать сачок, который впоследствии вы с успехом примените для ловли рыбы.
Ну и четвертый способ требующий немного большего времени, хотя времени у вас теперь достаточно…. Верша. Её можно легко изготовить из прямых веток кустов и растений. Вначале из заготовленных веток собирается каркас, состоящий из 5 кругов и 3 - 4 продольных жердин. Круги к жердинам привязываются. Полученный каркас переплетается более тонкими ветками с таким расчетом, чтобы расстояние между ними, в зависимости от величины рыбы, не превышало 1-3 см. Вход в вершу выполняется в форме воронки с узким отверстием-горлышком. Внутрь верши на небольших поводках подвешивается приманка. Несколько раз в сутки верша проверяется, пойманная рыба вытаскивается через развязанный глухой конец. (Приложение рис. 7) [4]
Что же еще съедобное можно найти на острове, и при этом не получить отравления:
улитки и моллюски на прибрежных скалах и береговой линии.
в джунглях острова прячутся кокосовые крабы (пальмовый вор).
на острове могут быть мыши и крысы, их можно поймать и употреблять в пищу.
в коре и древесине деревьев (особенно трухлявых) можно поискать личинки. Также их использовать для рыбалки, в качестве наживки.
в зависимости от почв острова (либо коралловый, либо вулканический остров) в плодородных грунтах можно поискать дождевых червей, которые богаты белком.
птицы, гнездящиеся на острове. Искать как их яйца, так попытаться поймать их самих. Можно добыть с помощью ловушек.
не желательно есть дикорастущие растения, если вы с ними не знакомы.
2.3.5 Самозащита на острове
Вне зависимости от того, на каком острове вы очутились, всегда будьте осторожны, так как вы можете встретиться с животными, которые на нём обитают.
Для своей защиты, сделайте из подручного материала какое-либо оружие – копьё или нож. А чтобы исключить нежелательную встречу с акулами, по возможности не рыбачьте в глубоких водах. [3]
2.3.6 Одиночество
«Полное одиночество невыносимо. Горе тому, кто одинок!» — писал А. Бомбар после своего беспримерного плавания на надувной лодке через Атлантический океан.
Перед человеком, оказавшимся один на один со стихией, встают проблемы как физического, так и морального плана. Человек, оказавшийся в одиночестве в чрезвычайных условиях, в большей степени подвержен эмоциональным стрессам. Для одиночного выживания характерны быстро развивающиеся реактивные психические состояния, нередко человек впадает в глубокую депрессию. При долгой изоляции от внешнего мира, от людей у потерпевших бедствие могут наблюдаться слуховые и зрительные галлюцинации.
В подобной ситуации очень важно не давать волю своим эмоциям и больше полагаться на рассудок. Нужно стремиться каждую минуту заполнить какой-нибудь полезной работой, которая отвлечет от ненужных размышлений. В некоторых случаях, когда одиночество начинает угнетать, когда появляется настоятельная, навязчивая необходимость общения, можно разговориться с самим собой, вслух обсуждая сложившееся положение, можно общаться с неодушевленными предметами, природой или далекими близкими людьми. Зачастую такой нехитрый прием спасал людей, совершавших длительные одиночные путешествия, от сумасшествия.
Можно найти животное и сделать живой уголок у себя в лагере, например найти крабов, рыбок , сделать свой аквариум. [3]
2.3.7 Возвращение к цивилизации
Чтобы вернуться к цивилизации к своим близким и родным, не достаточно для
выживания терпеливо ждать помощи на необитаемом острове. Часть операции спасения возложите и на собственные плечи:
1 - Когда еще светло, то заготовить сухие ветки, кору дерева, листья, разжечь большой костер, как только стемнеет, чем больше будет костер, тем лучше, поддерживать костер всю ночь.
2 - На рассвете, когда станет светло, собрать сырые ветви и листья, засыпать сырыми листьями и ветками костер, тем самым создав из костра дымовой столб.
3 - В разных местах, не в одном, а в нескольких, сделать надписи на песке большими буквами, при помощи короткой ветки начертить - SOS и "Я здесь". (Приложение рис.8)
4 - В другом месте выложить из камней или веток буквы с теми же надписями, а рядом можно разжечь костер-дымовой столб, что бы дымил сильно.
5 - Если будет бутылка и на чем писать, то отправить по волнам бутылку (но надо отметить координаты своего нахождения, и вначале отплыть с бутылкой от берега подальше, иначе волнами бутылку унесет не в море, а прибьёт к берегу обратно (но занятие это опасно, так как может оказаться по близости акула. И если только умеешь хорошо плавать). [4]
Анкетирование одноклассников по теме «Необитаемый остров».
Практическая часть
Проблема выживания в экстремальных условиях для меня интересна и актуально, проведем анкетирование и выясним, какими знаниями обладают мои одноклассники.
В анкетировании приняло участие 29 учащихся 1 класса, 59 % девочек и 41 % мальчиков.
Анкета включала следующие вопросы:
1. На необитаемом острове жарко и хочется пить, какую воду ты будешь пить? |
а) воду из моря, океана; б) дождевую воду. |
2. Знаешь, как разжечь костёр без спичек? |
а) да; б) нет. |
3. Как позвать на помощь? |
а) зажечь высокий костёр; б) громко покричать. |
Результаты анкетирования представлены в диаграмме (Приложение рис.9). Хочу заметить, что 93% опрошенных знают, как добыть огонь и разжечь костер, не используя спичек. И это радует, так как на самом деле сделать, это очень не просто когда под руками ни чего нет. И на вопрос о том, как позвать на помощь 86% опрошенных понимают, что громко кричать о помощи на необитаемом острове среди океана, просто нет смысла.
А вот с вопросом о питьевой воде опрашиваемые разделились во мнениях, 65% утверждают, что будут пить дождевую воду, а 35% - морскую, в чем они очень ошибаются.
Подводя итоги анкетирования, можно сказать, что мои одноклассники не знают основных принципов выживания.
Практические опыты.
емкость, 500 мл кипячённой теплой воды, 1 столовую ложки соли, стакан, поли-этиленовая пленка, утяжелитель (рис. 5). Проведем опыт: Нальем в емкость воду, предвари-тельно нагретую до 40-50 градусов Цель- |
Рис. 5 |
сия, добавим 1 столовую ложку соли, хорошо все перемешаем. |
Ставим в центр емкости стакан. Накрываем кастрюлю пищевой пленкой,
хорошо её закрепляем, в центре на пленку кладем грузик. И ждем, уже через 10 минут в нашей кружке соберется пресная вода, конечно, её будет совсем не много (рис.6). Оставим конструкцию еще на 1 час, воды набралось 10/4 кружки. Но при отсутствии питьевой воды на не обитаемом острове продлит вам жизнь. |
||
Рис. 6 даже такое её количество |
||
Вторым опытом мы добудем огонь. Для этого нам необходимо деревянная основа, деревянный стержень, лук с прочной веревкой вместо тетивы, фиксатор, материал для начального огня. (рис. 7) |
Проведем опыт: Берем дощечку плоской формы толщиной 2 см. Делаем в ней пазы для стержня, которым и будут создаваться усилия трения. С этих пазов, по направлению к самому ближнему краю, делаем отводы для продуктов трения, золы, пыли и углей. В качестве деревянного стержня используем прямую, |
Рис. 8 |
сухую и прочную ветку. Стержень перекручиваем тетивой лука и фиксируемего вверху, устанавливаем стержень в паз основной дощечки. |
Теперь выполняем движения луком из стороны в сторону. Стержень, что находится в тетиве, прокручивается из-за трения (рис.9). Продолжаем до тех пор пока не появиться уголек. Теперь раздуваем уголек в материале для розжига и вот огонь добыт (рис.10).
Рис. 9 |
Рис. 10 |
Еще меня заинтересовал вопрос, смогу ли я изготовить приспособления для ловли рыб. Это я проверила третьим опытом. Собрала ветки ивы (она растет у меня под окном) и сплела Вершу (рис.11). Выбрала ветку потолще и сделала из нее острогу (рис.12).
Рис. 11 Рис. 12
4. Заключение
Необитаемых островов на нашей планете еще очень много. Мы побывали на тропическом необитаемом острове с большим количеством представителей флоры и фауны. Если бы это был песчаный остров без единого дерева, или остров, покрытый вечными льдами, то шансы выжить снизились бы сразу в разы и в разы. Хотя есть настоящие истории, когда люди выживали даже в таких жестких условиях.
В итоге исследовательской работы можно сказать, что цель и задачи достигнуты. Мы научились правилам поведения в экстремальных условиях. Изучили основные принципы выживания на необитаемом острове, узнали, как на острове можно добыть пресную воду, чем питаться и как раздобыть огонь. Подтвердили теоритические знания практическими опытами. Таким образом, моя гипотеза о том, что возможно выжить на необитаемом острове, подтвердилась.
Теперь, изучив данную тему, мне хотелось бы прочесть роман Даниэля Дефо «Робинзон Крузо» и побывать в удивительном мире приключений длиною в 28 лет.
Список источников и использованной литературы
1.Большая энциклопедия почемучек.-М.:РОСМЭН, 2015.-с.89.
2. ru.wikipedia.org
3. "Большая энциклопедия выживания в экстремальных ситуациях"
Андрей Ильичев.-с.198, 147
4. Школа выживания в природных условиях, Ильин А.А.: ЭКСМО-Пресс, 2001.-с.384.
5. http://pgbooks.ru/
Приложения
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9