УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ МОЕГО ПОРТФЕЛЯ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ МОЕГО ПОРТФЕЛЯ

Кирпанев И.А. 1
1
Круглова Т.Ю. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Портфели, рюкзаки, ранцы необходимы ученикам, чтобы носить все нужное для занятий в школе. Портфель для школьника нужно подбирать внимательно, не торопясь, так как каждый день ребенок будет носить его в школу со всем содержимым: дневником, тетрадями, учебниками, а столь тяжелый вес может нанести значительный вред осанке ребенка.

По статистике в первый класс совершенно здоровыми идут всего 20% учеников, а по окончании школы выходят меньше 10%. Причем больше всего нарушений здоровья приходится именно на опорно-двигательный аппарат.

Тяжелые ранцы и портфели оказывают влияние на формирование неправильной осанки. Регулярная, ежедневная нагрузка на неокрепший позвоночник может обернуться неприятностями на всю дальнейшую жизнь.

Общеизвестно, что ученики средних классов носят самые тяжелые портфели. Вес портфелей учеников младших классов тоже большой, но часто этим школьникам помогают родители.

Актуальность данной темы: здоровый позвоночник и осанка – это очень важно, потому что от этого зависит здоровье всего организма. Поэтому детям нашего возраста необходимо соблюдать ограничения в подъёме тяжестей.

Из медицинской литературы известно, что ношение слишком больших тяжестей может вызвать искривление позвоночника и даже остановку роста. Пять раз в неделю мы носим в школу портфель, иногда он бывает очень тяжелым, поэтому меня заинтересовал этот вопрос.

Объект исследования – школьный ранец.

Предмет исследования – влияние тяжелого портфеля на здоровье школьника.

Цели исследования:

1. Узнать, сколько должен весить портфель.

2. Проверить, безопасен ли для здоровья вес моего портфеля.

3. Выявить способы облегчения портфеля.

Гипотеза, которая проверяется: если правильно подобрать вес своего портфеля, то его ношение не повредит моей осанке.

Задачи:

1. Изучить информацию о существующих нормах весовых характеристик школьных портфелей и учебников.

2. Определить вес учебников, школьных принадлежностей и самого портфеля.

3. Описать, как влияют тяжёлые портфели на растущий организм ребёнка, к каким последствиям это приводит.

4. Описать способы снижения веса портфеля.

Методы исследования: наблюдение, сбор информации из книг, Интернета, других источников, взвешивание, фотографирование, работа с нормативными документами.

  1. Осанка и ее роль в жизни школьника

Осанка (по большому медицинскому словарю) – это привычное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении, которая характеризуется вертикальным ненапряженным положением позвоночника.

В словаре С.И. Ожегова, осанка – внешность, манера держать себя (преимущественно о положении корпуса, складе фигуры).

Осанка обычно ассоциируется с выправкой, привычной позой, манерой держать себя.

Слово «осанка» образовано от корня «-сан-», от этого корня произошли слова «сан», «сановник», «приосаниться». А слово «сан» означало высокий чин или звание, знатная должность.

Читая сказки, можно любоваться царственной осанкой принцесс, богатырей, рыцарей. Принято считать, что царственных особ отличает горделивая посадка головы и прямая спина. Сложно представить себе прекрасную принцессу сутулой. Однако в жизни, такие «вопросительные знаки» встречаются очень часто.

В старой Англии, для выработки хорошей осанки применялся специальный покрой одежды воспитанников – сидеть, ссутулившись в такой одежде просто невозможно. Одежда болезненно врезывалась в кожу. Образование в России отличалось строгим режимом воспитания. Воспитанников заставляли выполнять специальные упражнения, чтобы вырабатывать стройную осанку.

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к деформациям позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы. И сегодня, дома, в школе, на занятиях нередко слышны фразы: «Держи спину!», «Сядь прямо!».

Пять-шесть раз в неделю учащиеся средней школы идут на учебу и возвращаются с неё, перенося в портфеле тяжесть учебников, тетрадей, дневников, пеналов, сменной обуви, спортивной одежды и еще много того, что они взяли с собой в школу, если родители не проконтролировали. Переносимые тяжести, безусловно, влияют на правильность формирования осанки.

Значение осанки особенно велико у детей, в период роста и формирования скелета. Неправильные привычные положения тела быстро приводят к искривлению позвоночника, грудной клетки, таза, нижних конечностей, включая стопы.

Неправильная осанка влияет не только на внешний вид, но и на неправильную работу внутренних органов. Нарушается дыхание и кровообращение, работа печени, кишечника, нервной системы, снижение умственной работоспособности. Но это еще не все, нарушение осанки приводит к ухудшению зрения.

Основная задача осанки – предохранение опорно-двигательной системы от перегрузок и травм. Осанка — это показатель здоровья и физической культуры человека.

Процесс формирования осанки начинается с 6 лет и продолжается до 21 года. У детей с 4 до 8 лет осанка неустойчива. Возраст от 8 до 17 лет – самый важный период жизни для формирования осанки, даже малейшее отклонение в развитии осанки могут привести к тяжелым деформациям позвоночника и конечностей. Именно в этот период «закладываются» будущие болезни позвоночника и суставов.

Мне сейчас почти 9 лет, и, следовательно, я нахожусь именно в самом важном периоде формирования моей осанки. А самые большие тяжести, которые мне приходится поднимать ежедневно – это школьный ранец.

  1. Каким должен быть школьный портфель

2.1. Какимдолжен быть внешний вид портфеля

Существует несколько видов школьных сумок, с которыми дети ежедневно ходят в учебные заведения. Рассмотрим некоторые из них.

Портфель – жесткая прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг. Портфель имеет твердые стенки и одну ручку сверху. Сегодня портфели в магазинах школьных принадлежностей почти не встречаются и не рекомендуются врачами для школьников. Это понятие по привычке используется обобщенным термином «портфель» для обозначения сумки школьника.

Ранец - жесткая четырехугольная заплечная сумка с откидывающейся крышкой и запором. Он имеет множество отделений для хранения школьных принадлежностей, а главное – у него жесткая основа с укрепленными нижними углами. Она приучает ребенка держать позвоночник в правильном положении, защищает спину от давления выступающих изнутри предметов и предохраняет содержимое самого ранца в случае падений.

Рюкзак – это заплечный вещевой мешок с карманами. У него обычно мягкая спинка, поэтому рюкзаки больше подходят для старших школьников. Сегодня можно встретить модели, сочетающие в себе признаки ранца и рюкзака – у них жесткая спинка, но мягкий корпус. Такие модели вполне подходят для детей любого возраста, если они удовлетворяют остальным условиям выбора школьной сумки.

Сумки, которые вешаются на одно плечо - испытание для детского позвоночника и прямая дорога к сколиозу, поэтому из всех вариантов этот — наименее желателен.

Для младших школьников предпочтительнее всего выбирать школьный ранец, так как ребенок будет носить не сумку через плечо или портфель в руке, а именно ранец на двух плечах, для оптимального распределения всего веса ранца.

Существует несколько правил при выборе школьного ранца:

  1. Верх ранца не должен находиться выше линии плеч, а низ - ниже бедер. Ширина ранца не должна быть больше, чем ширина плеч ребенка. Важно, чтобы задняя стенка ранца или рюкзака была уплотнена и хорошо прилегала к спине школьника, не давая позвоночнику искривляться.

  2. Материал, из которого изготовлен ранец - чем он легче, тем легче его будет носить ребенку.

  3. Ремни должны быть широкими и хорошо подгоняться под рост и объем того, кто будет носить рюкзак. Неправильно подобранные ремни могут очень сильно давить на плечи.

  4. Поверхность ранца, прилегающая к спине, должна быть мягкой (в виде специальной подушечки), чтобы носящий чувствовал комфорт, а не углы книг и тетрадей, впивающиеся в спину.

  5. Ранец должен иметь несколько дополнительных карманов или отделений вместо одного большого. Это позволит более равномерно распределить нагрузку; школьнику не придется носить с собой дополнительные пакеты и сумки, и ему не нужно будет долго копаться в недрах ранца, прежде чем что-нибудь там найти.

  6. На современных ранцах делают вставки из специальных ярких, отражающих свет материалов. Ребенок с таким портфелем на спине заметен издалека и днем, и в сумерках.

2.2. Каким должен быть вес портфеля

Главный недостаток большинства школьных портфелей — это их большой вес.

В нашей стране существуют специальные правила и нормы, согласно которым вес пустых школьных портфелей (ранцев) для учащихся начальных классов не должен превышать 700 граммов, средних и старших классов - 1кг.

Также существуют и требования к максимальному весу школьных учебников, которые являются неотъемлемой частью общего ежедневного веса портфеля при полной его загрузке.

С 1998 года вес учебников, а именно они – основная составляющая портфеля, строго регулируется специальным государственным стандартом.

Так, определено, что вес школьных учебников должен быть не более:

- 300 г. – для 1-4 классов;

- 400 г. – для 5-6 классов;

- 500 г. – для 7-9 классов;

- 600 г. – для 10-11 классов.

Допускается увеличение веса учебника не более чем на 10%.

С 2011 года введены предельные нормы веса ежедневного комплекта учебников и письменных принадлежностей:

- для учеников 1 - 2-х классов – не более 1,5 кг;

- для учеников 3 - 4-х классов – не более 2 кг;

- для учеников 5 - 6-х классов – не более 2,5 кг;

- для учеников 7 - 8-х классов – не более 3,5 кг;

- для учеников 9 - 11-х классов – не более 4,0 кг.

В идеале, все необходимые на один учебный день тетрадки, учебники и письменные принадлежности должны уложиться в необходимый вес. Но часто ребенку в ранец или портфель кладут второй завтрак, сменную обувь, спортивную форму, некоторые дети берут с собой в школу какую-нибудь игрушку, телефон, ключи, и ещё всякую мелочь.

В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10, т.е. не более 10% от веса ребенка. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.

Если в связи с применением той или иной школьной программы в образовательном учреждении, применяются предусмотренные ею школьные учебники, родители не могут повлиять на выбор самих учебников, то, как минимум, можно отрегулировать общий вес школьного ранца со всем его содержимым путем выбора при покупке самого школьного ранца с меньшим весом.

Осанку школьника портят тяжелые ранцы и особенно портфели. Регулярная асимметричная нагрузка на неокрепший позвоночник чревата неприятностями на всю оставшуюся жизнь. Медики говорят: «В целом, для маленького ребенка носить в школу портфель весом 4-5 килограммов равносильно тому, как если бы взрослый человек каждый день носил на работу килограммов 20-30».

Поэтому школьникам и их родителям необходимо предпринять все меры для того, чтобы сохранить здоровье позвоночника. А помогут им в этом и физкультура, и правильная мебель в классе и, конечно же, портфель, подобранный с учетом всех санитарных правил.

  1. Исследование

Для того чтобы выяснить, соответствует ли мой ранец установленным нормам, сначала я решил проверить, соответствует ли вес моих школьных учебников этим нормам.

Я поочередно взвесил каждый из моих учебников. Результаты представлены в таблице ниже:

Предмет

Норма, гр.

Фактический вес, гр.

Соответствие норме

Математика

300 гр.

270 гр.

Соответствует

Русский язык

300 гр.

300 гр.

Соответствует

Литература

300 гр.

265 гр.

Соответствует

Окружающий мир

300 гр.

335 гр.

Не соответствует

Английский язык

300 гр.

280 гр.

Соответствует

Вывод: учебник по предмету «Окружающий мир» не соответствует установленным нормам, его вес превышен на 35 граммов.

Затем я взвесил мой школьный ранец пустым. Его вес оказался 870 граммов, что тоже не соответствует требуемым нормам. Вес моего ранца превышен на 170 граммов.

На последнем этапе я взвешивал ежедневно мой школьный ранец со всем его содержимым, необходимым для учебы. Результаты представлены в таблице ниже:

День недели

Расписание

Вескомплекта учебников и письменных принадлежностей

Общий вес ранца со сменной одеждой и обувью

Понедельник

Русский язык

Литература

Математика

ФЗК

1 кг 450 гр.

3 кг 050 гр.

Вторник

Русский язык

Ритмика

Математика

Технология

Английский язык

1 кг 250 гр.

3 кг 100 гр.

Среда

Русский язык

Математика

Музыка

Окружающий мир

Литература

2 кг 030 гр.

3 кг 360 гр.

Четверг

Русский язык

Математика

ФЗК

Литература

ИЗО

1 кг 440 гр.

3 кг 040 гр.

Пятница

Русский язык

Литература

Окружающий мир

Английский язык

2 кг 270 гр.

3 кг 600 гр.

По существующим правилам для учеников 1-2 класса вес комплекта учебников и школьных принадлежностей не должен превышать 1 кг 500 гр.

Как видно из проведенного мною исследования нормативный вес комплекта учебников и письменных принадлежностей соблюдается только 3 дня в неделю (понедельник, вторник и четверг), а в остальные дни наблюдается существенный перевес, особенно в пятницу.

Существует еще одно требование, при котором общий вес заполненного школьного ранца не должен превышать 10 % от массы тела школьника, и вычисляется по формуле: раздели свой вес на 10.

При моей массе 42 кг. максимальный вес моего портфеля не должен превышать 4 кг 200 гр., и как видно, фактические значения из последнего столбца таблицы не превышают этого норматива ни в один из дней.

  1. Заключение

В результате исследования я выяснил, сколько весит мой школьный ранец в каждый из учебных дней недели и мною были выявлены следующие отклонения от норм:

  1.  
    1.  
      1.  
        1. Вес моего пустого ранца превышает норму на 170 гр.

        2. Вес учебника по предмету «Окружающий мир» не соответствует установленным нормам, его вес превышен на 35 граммов.

        3. Вес комплекта учебников и письменных принадлежностей превышает норму в среду на 530 гр., а в пятницу на 770 гр.

Но в силу особенностей моего телосложения общий вес школьного ранца со всеми учебниками и принадлежностями не превышен ни в один из дней учебной недели, следовательно, правильное ношение ранца не оказывает существенного влияния на мою осанку и безопасно для моего здоровья.

Изучая свой ранец и различные стандарты, словари, статьи по данной теме я узнал для себя много нового и интересного. Я узнал, что такое осанка, как она важна для здоровья человека. Оказывается, существуют нормы веса школьного ранца и учебников. В ходе работы я понял, что неправильное ношение тяжелых предметов может отрицательно сказаться на моей осанке, и именно школьный ранец может стать «другом» или «врагом» для моей спины.

Для того чтобы школьный ранец стал вашим «другом», необходимо:

  1.  
    1.  
      1. При покупке выбирать ранец весом до 700 гр. с жесткой спинкой и широкими наплечными лямками.

      2. Выбирать более легкие принадлежности, например облегченный пенал или дневник в мягкой обложке.

      3. Не носить в школу лишних вещей (игрушки, учебники и принадлежности не из расписания).

      4. По возможности оставлять принадлежности для уроков труда и ИЗО в классе.

      5. Организовать место для хранения второй обуви и сменной спортивной одежды в школе.

  1. Список использованной литературы

  1.  
    1.  
      1. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.7.1166-02 " Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования".

      2. Санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

      3. Письмо о требованиях безопасности, предъявляемых к учебным изданиям, ученическим портфелям и ранцам для детей и подростков Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16.08.2016г.

      4. Малая медицинская энциклопедия. — М.: Медицинская энциклопедия. 1991—96 гг.

      5. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов/ Под ред. чл.-корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. – 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1988.

      6. Осанка [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0.

      7. Осанка ребенка и портфель [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.medroad.ru/zdorovie-detei/osanka-rebenka-i-portfel.html.

      8. Ольга Ларионова. Вес взят. Журнал «Итоги». № 35 / 585 (27.08.07).

      9. Лопанин А. Тяжелая ноша. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://timix.nios.ru/node/631.

      10. Как выбрать школьный рюкзак? [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://viborok.ru/dom-i-semya/kak-vyibrat-shkolnyiy-ryukzak.html.

Просмотров работы: 411