Применение здоровьесберегающих технологий в современной школе обусловлено тем, как остро эта проблема стоит перед современным обществом. Понятие «здоровьесберегающая» относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии (педагогической системы) решается задача сохранения здоровья основных субъектов образовательного процесса — учащихся и педагогов, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности [1]. Применение здоровьесберегающих технологий в современной школе обусловлено тем, как остро эта проблема стоит перед современным обществом. Вопрос о здоровьесберегающей технологии поднималась на РНМС (Республиканском научно – методическом совете)2015г., проблематика о применении и текущем состоянии здоровьезберегающих технологий в общеобразовательных школах ПМР. Данный вопрос исследовали следующие авторы: Н.К. Смирнов, Э.Ш. Абашев, А.М. Митяев, Ю. С. Киселева, О.Г. Козликина, где подчеркивали, что многочисленные факторы, в том числе гигиенические условия, учебно-организационные и психолого-педагогические мероприятия, имеют непосредственное влияние на здоровье школьников.
Здоровьесберегающая технология является составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому, все, что относится к образовательному учреждению характер обучения воспитания, уровень педагогической культуры учителей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т.д. – имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья учащихся [3].
Одним из основных в здоровьесберегающей технологии является пищеблок (ассортимент питания, организация питания, качество питания и др.).
Цель работы: определить уровень соблюдения требований гигиенических условий в образовательном процессе в школах ПМР на базе МОУ «ТСШ-К№12». Задачи: рассмотреть организацию питания, определить качество питания, оценить состав продуктов и количество питания.
Отдельная проблема в образовательных учреждений – питание учащихся. Большая часть школ не решают данную задачу в полной мере. Правильное и рациональное питание предоставляет рост, развитее организма, забота о своем
здоровье актуально в любом возрасте, особенно в детском и подростковом периоде. Смирнов Н.К. выделил следующие факторы определяющие соответствие питания принципам здорового образа жизни и гигиены питания: - рацион питания для детей школьного возраста должен составлять не менее трех приемов пищи, пища должна быть с горячими блюдами; - организация питания осуществляется 7 – 10 дневным меню; - организация оптимальных условий для приема пищи (цветы на столах, картины на стенах, звучание легкой музыки и т.п.), доказано, что все эти факторы формируют культуру питания; - правильность распределения рациона питания по калориям; - витаминизирование блюд; - организация питания в буфете. Исследование, проходило на базе МОУ «ТСШ-К №12», в период с 01.10.17г. по 01.11.17г. Было проведено исследование с целью определения уровня пищеблока и его соответствие нормам, требованиям с помощью метода наблюдения и сравнительного анализа.
Питание в столовой организованно как на работающем сырье, так и на полуфабрикатах. Питание детей осуществляется в соответствии с рекомендуемым меню на 10 дней, при школе работает технолог, который разрабатывает меню. Предусмотрено трех разовое питание, с горячими блюдами. Медсестрой проверяется качество приготовленной пищи. Уборка обеденных столов производится после каждого приема пищи, работниками столовой, столы притираются с применением растворов моющих средств. Также привлекают дежурных, учеников 7-11 классов, которые помогают накрывать столы, собирать грязную посуду, разносят столовые приборы, разносить хлеб. Медработник проверяет дежурных на личную гигиену. За ассортиментом в школьном буфете следит администрация школы. В буфете запрещена продажа любых газированных напитков, чипсов, кофе,
жареных продуктов (пирожки и пр.). Школьный буфет распространяем различную выпечку, горячие напитки (чай, горячий шоколад). Сравнительный анализ был проведен с предложенными требованиями автора Смирнов Н.К. (Таблица).
Таблица
Сравнительные данные эксперимента.
Смирнов Н.К. Требование, количество |
МОУ «ТСШ-К №12» Требование, количество |
||
Раковины, мыло. |
1 умывальник на 20 посадочных мест. |
7 раковин (вместительность столовой 144 посадочных мест), мыла на каждом умывальнике. |
|
Бумажные или индивидуальные полотенца. |
Бумажные полотенца. |
||
Картины на стенах. |
7 картин. |
||
Прием пищи |
Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии |
Прием пищи |
Доля суточной потребности в пищевых веществах и энергии |
Первый завтрак |
25% |
Завтрак |
20-25% |
Обед |
35%-40% |
Обед |
30-35% |
Полдник |
10-15% |
Полдник |
10% |
Ужин |
20-25% |
ужин |
25-30% |
Витаминизирование блюд |
|||
Не должно превышать 20% |
18% |
В результате полученных данных можно сделать вывод о том что, МОУ «ТСШ-К №12» соблюдаются нормы и требования, что говорит о высоком уровне применения здоровьясберегащей технологии, в частности пищеблока.
Литература:
1.Стандарт профилактической и оздоровительной работы в общеобразовательных учреждениях // Здоровье детей: газ. издат. дома «Первое сентября». - 2008. - № 19.- С. 7. https://moluch.ru/conf/ped/archive/97/4394/
2.Киселева Ю. С., Козликина О. Г., Чернецова О. О. Использование здоровьесберегающих технологий в общественно активной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 7 (июль). - С. 21- 25. http://e-koncept.ru/2013/13141.htm.
3.Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе - М.:АПК и ПРО,2002. -121с.