ОТРАЖЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И ИСАКЛИНСКОГО РАЙОНА В ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ ПОРТРЕТЕ ШКОЛЫ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ОТРАЖЕНИЕ НЕКОТОРЫХ АСПЕКТОВ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ И ИСАКЛИНСКОГО РАЙОНА В ДЕМОГРАФИЧЕСКОМ ПОРТРЕТЕ ШКОЛЫ

Никитина Ю.В. 1
1
Моисеева Е.Н. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

В последние годы очень часто по радио и телевидению мы слышим понятия: демография, демографическая ситуация, демографическая политика. А самое главное, в репортажах журналистов постоянно звучит зависимость будущего нашей страны от этих понятий. Будущее - это мы и наше поколение, поэтому нам стало интересно о какой зависимости идёт речь. После изучения всех терминов, касающихся демографических процессов, мы задались вопросом: «Как демографические проблемы страны, области, нашего района отражаются на демографической ситуации нашей школы?»

Чтобы ответить на этот вопрос мы задались целью «нарисовать» современный портрет своей школы и сравнить некоторые его показатели с демографическим портретом нашей Самарской области и нашей малой родины Исаклинского района.

Актуальность нашей работы видится в том, что в результате оптимизации по стране закрывают многие школы, особенно в сельских населенных пунктах. В сельской местности школа является центром жизни. Если не будет школы, то молодежь уезжает из села, меняется возрастной состав населения, становится много пенсионеров. Значит, у такого села или деревни нет будущего. В нашей работе мы попытались выяснить, отражаются ли демографические процессы области и района на нашей школе и сможет ли существовать наша школа дальше.

Проблема: мы хотим, чтобы наша школа развивалась и существовала как можно дольше, но, к сожалению численность населения в нашем районе и селе Исаклы ежегодно снижается.

Цель исследования: изучить демографические изменения в школе за последние 5 лет и проследить отражение некоторых демографических процессов области и района на демографическом портрете школы.

Задачи:

1. Изучить литературу по вопросу демографии.

2. Собрать и обработать информацию из разных источников по демографической ситуации в Самарской области, Исаклинском районе и нашей школе, необходимую для проекта.

3. Провести анкетирование учащихся школы.

4. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию и работе в целом.

Методы: 1. Анализ литературных и интернет источников. 2. Анкетирование. 3. Систематизация и обобщение. 4. Сравнение и сопоставление.

Объект исследования:

Население Самарской области, Исаклинского района, учащиеся школы.

Предмет исследования:

некоторые демографические показатели школы, Исаклинского района и Самарской области, а именно: численный, половой, возрастной, этнический состав.

Гипотеза:

Мы считаем, что отражение некоторых демографических процессов (численность населения, половой и этнический состав) по Самарской области и Исаклинскому району отражаются в демографическом портрете нашей школы.

Глава 1. Демография как наука.

1.1. Понятие демографии.

Демография (Demography) (буквально «народоописание», от греческих слов demos-народ и grapho-пишу) – наука о типах, способах и природе воспроизводства населения и факторах, обуславливающих и влияющих на этот процесс. Термин «демография» впервые появился в 1855 в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Официальное признание он получил после проведения Международного конгресса гигиены и демографии в Женеве в 1882. В русский язык термин вошел с 1870-х в связи с работами 8-й сессии Международного статистического конгресса (Петербург, 1872); первоначально употреблялся как синоним статистики населения. В дальнейшем демографией стали называть вид деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения; реже – просто данные о населении. Прилагательное «демографический» употребляется как «относящийся к изучению населения» (например, демографическая литература), а также как «относящийся к населению» (например, демографическая структура).

Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и факторы, определяющие или существенно влияющие на такие явления человеческой жизни, как рождаемость, смертность, брачность и прекращение брака, воспроизводство супружеских пар и семей, воспроизводство населения в целом как единства этих процессов; она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структуры населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений. Демография разрабатывает методы описания, анализа и прогноза демографических процессов и демографических структур.

В практическом плане в область демографических исследований входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов на планете в целом, в отдельной стране или группе стран; на отдельных территориях или в отдельных группах населения в различные периоды. На основании изучения особенностей рождаемости и смертности в разных поколениях, в разных социальных группах и на разных территориях демография оценивает их наиболее вероятные изменения в будущем, разрабатывая демографические прогнозы.

Основные демографические термины, которые мы будем использовать в работе:

Демография - это описательная наука об изменении численности населении, и его миграциях (переселении населения). (Демографический энциклопедический словарь).

Демографическая ситуация - это характеристика демографических процессов рождаемости, смертности, миграции, заключения браков и оформления разводов (Демографический энциклопедический словарь).

Демографическая политика - это меры государства направленные на увеличение или снижение рождаемости (Демографический энциклопедический словарь).

Рождаемость -демографический термин, характеризующий отношение количества рождений за определённый период на 1000 жителей (Демографический энциклопедический словарь).

Смертность -статистический показатель, оценивающий количество смертей за определенный период на 1000 жителей (Демографический энциклопедический словарь).

Естественный прирост (убыль)- в демографии показатель роста населения, исчисляемый разностью между числом рождений и числом смертей на 1000 жителей в год (Демографический энциклопедический словарь).

1.2. Структура демографической науки.

Выделяют следующие разделы демографии.

1.Демографическая теория– трактовка движущих сил воспроизводства населения, его обусловленности экономическими, социальными, социально-психологическими и другими факторами, объяснения исторических тенденций развития режимов воспроизводства, смены типов воспроизводства населения. В собственно демографическую теорию входит объяснение характера воспроизводства населения и изменений в нем, демографического поведения, а также взаимовлияния демографических процессов и структур. Демографическая теория служит исходной базой для всех этапов научного изучения демографических процессов.

2.Сбор первичных данных о населении и демографических процессах. Источником фактических данных для демографии служат результаты переписей населения и обобщенные данные текущей регистрации рождений, смертей, браков и разводов, а также материалы микропереписей и выборочных обследований как собственно демографических, так и социологических, этнодемографических и других в той мере, в какой они освещают воспроизводство населения или его социальные факторы. Теоретические подходы и методики сбора, обработки и обобщения массовых данных демография заимствует из статистики и социометрии.

3.Описание демографических процессов – общая характеристика численности, возрастно-полового, брачного и семейного состава населения, общего уровня и тенденций демографических процессов в конкретных условиях места и времени. Оно проводится, как правило, на основании статистических данных или же их реконструкции по другим источникам; часто дается в сравнении с другими территориями и периодами времени. Такое описание дает представление о демографической ситуации.

4.Чистая (формальная) демография– рассмотрение количественных соотношений демографических явлений, процессов, структур и роста населения под их влиянием.

5.Аналитическая демография – изучение взаимосвязей между демографическими явлениями: анализ демографических процессов с помощью специфических приемов исследования, в частности, моделирования и прогноза; изучение взаимодействия демографических процессов с другими социальными явлениями. Центральное место при этом занимает анализ влияния на демографические процессы социального развития в целом – в частности, социальных институтов и норм, а также социально-психологических факторов и всех сторон экономической деятельности людей.

6.Историческая демографияисследует воспроизводство населения в прошлом и занимает особое место в структуре демографии. Результаты демографических исследований, собранные и проанализированные за достаточно длительный исторический период, дают основание для теоретического обобщения установленных исторических закономерностей.

7.Социологическая демография (социальная демография)– научная дисциплина, формирующаяся на стыке социологии и демографии и изучающая взаимовлияние демографических и социальных процессов. От собственно демографии социальная демография отличается главным образом аспектом исследований: первая изучает воспроизводство населения преимущественно на макроуровне для населения в целом или крупных его групп, вторая – в основном на микроуровне, рассматривая структуру семьи, родственные отношения, личность.

8.Военная демография– научная дисциплина, исследующая роль демографического фактора в военном деле и военной экономике с количественной и качественной сторон.Как самостоятельные разделы в военной демографии выделяют исследование мобилизационных возможностей воюющих государств, в частности мобилизационных резервов для вооруженных сил (ВС) и экономики; военных потерь населения, вызванных войнами миграций; изучение влияния войн на воспроизводство населения и его здоровье; демографических последствий военных действий.

Глава 2. Исследовательская часть.

2.1.Некоторые особенности демографических процессов в Самарской области, Исаклинском районе и нашей школе.

По официальным данным Самарастата мы составили картину некоторых демографических процессов, происходящих в Самарской области. График численности населения Самарской области включает данные за последние 5 лет.

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

Численность

(тыс.чел)

3214,1

3213,3

3211,2

3212,7

3206,0

Из диаграммы видно, что численность населения Самарской области на протяжении 5 лет неуклонно снижается. В 2015 году по сравнению с 2014 годом наблюдался небольшой рост населения, но в 2016 году вновь резкое снижение более чем на 6 тысяч человек. За пять лет это самое большое снижение.

О численности населения в Исаклинском районе мы смогли найти информацию в отделе статистики администрации муниципального района Исаклинский.

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

Численность

(чел.)

13 162

13 086

12 979

12 875

12 768

Из диаграммы видно, что численность населения в районе также уменьшалась за последние пять лет.

О численности обучающихся нашей школы мы попросили рассказать заместителя директора по учебно-воспитательной работе Иванову Ольгу Николаевну. Она отметила, что в школе существует специальный отчет, по которому мы легко сможем проанализировать численность обучающихся нашей школы.

Проанализировав данный документ, мы смогли составить таблицу и диаграмму численности учащихся нашей школы за последние пять лет.

Годы

2012-13 уч.г

2013-14 уч.г

2014-15 уч.г

2015-16 уч.г

2016-17 уч. г

Численность(чел)

562

564

588

607

617

Из диаграммы видно, что численность учащихся в школе в течение последних пяти лет возрастала. Нас заинтересовал вопрос, почему происходило возрастание численности ребят, ведь население в районе уменьшалось.

Годы

2012-13 уч.г

2013-14 уч.г

2014-15 уч.г

2015-16 уч.г

2016-17 уч. г

Численность(чел)

562

564

588

607

617

К-во обучающихся из других школ области и России

3

11

27

35

42

Численность учащихся школы без приезжих ребят

559

553

561

572

575

Мы решили проанализировать приказы школы о зачислении обучающихся, и обнаружили, что основной прирост обучающихся в эти годы произошел из-за ребят, приехавших учиться в нашу школу из других школ района и даже из других районов Самарской области. Без учета этих ребят численность учащихся в нашей школе возрастала не намного с 2014 по 2016 годы примерно на 3-5 учащихся, а в течение года колебалась на уровне прошлогодних показателей и даже снижалась. В 2014 -15 учебном году рост учащихся произошел также из-за большего количества первоклассников, когда в первые классы поступило 68 ребят, что на 10 человек больше прошлогоднего показателя. С этого года начинается рост численности обучающихся в школе.

Мы решили составить более точные сведения о ребятах, которые приехали к нам учиться из других школ. В основном, это были ребята, изъявившие желание учиться в кадетских классах.

В 2012-13 учебном году в школу приехали 3 учащихся из других школ:

ФИ

класс

Откуда приехал

1.

Митакин Владислав

5 кадетский

Н.Ганькино

2.

Улесов Илья

5 кадетский

Б. Микушкино

3.

Сидоров Петр

6 кадетский

Два Ключа

В 2013-14 учебном году в школе обучалось 11 учащихся из других школ:

ФИ

класс

Откуда приехал

1

Стешин Петр

1 а

Кипр, Италия

2

Костромитин Евгений

СРЦ

3

Салицина Алина

4 в

СРЦ

4

Митакин Владислав

6 кадетский

Н.Ганькино

5

Улесов Илья

6 кадетский

Б. Микушкино

6

Кочемазов Александр

6 кадетский

М.Аделяково

7

Сидоров Петр

7 кадетский

Два Ключа

8

Кочемазова Ольга

7 а

М.Аделяково

9

Семенченко Егор

8 кадетский

Кошкинский район

10.

Мишин Денис

1 в

СРЦ

11.

Бесхмельнов Даниил

7 кадетский

Два Ключа

В 2014-15 учебном году на 1 сентября в школе значилось 27 приезжих ребят:

ФИ

Класс

Откуда приехал

1

Стешин Петр

2 а

Кипр, Италия

2

Костромитин Евгений

2 а

СРЦ

3

Ухин Максим

5 кадетский

Н.Ганькино

4

Митакин Владислав

7 кадетский

Н.Ганькино

5

Улесов Илья

7 кадетский

Б. Микушкино

6

Кочемазов Александр

7 кадетский

М.Аделяково

7

Сидоров Петр

8 кадетский

Два Ключа

8

Ульянова Анастасия

8 кадетский

Сергиевский район

9

Кочемазова Ольга

8 а

М.Аделяково

10

Семенченко Егор

9 кадетский

Кошкинский район

11

Дейнеко Виктор

11 б

Кошкинский район

12

Каримов Ильдар

11 б

Г.Санкт-Петербург

13.

Хаснутдинова Эльвира

СРЦ

14

Хаснутдитов Равиль

СРЦ

15.

Сергеева Анастасия

Тольятти

16.

Ракитин Максим

Кошкинский район

17.

Зиньков Дмитрий

СРЦ

18.

Медведев Вячеслав

Украина

19.

Шишкова Виктория

2 в

СРЦ

20.

Моисеева Виктория

Два Ключа

21.

Сидорова Мария

СРЦ

22.

Самаркин Никита

Мурманск

23.

Иванов Данила

СРЦ

24.

Понырко Никита

5 а

Два Ключа

25.

Бесхмельнов Даниил

Два Ключа

26.

Сергеева Юлия

Два Ключа

27.

Сергеева Ангелина

5 к

Два Ключа

В 2015-16 учебном году ребят, выбравших нашу школу для получения образования стало еще больше – 35 человека:

ФИ

Класс

Откуда приехал

1

Стешин Петр

2 а

Кипр, Италия

2

Семенов Илья

5 кадетский

Сергиевский район

3

Солянов Иван

5 кадетский

Сергиевский район

4.

Ульянов Михаил

5 кадетский

Сергиевский район

5.

Петрова Валерия

5 кадетский

Сергиевский район

6.

Таразанов Анатолий

5 кадетский

Сергиевский район

7.

Баширов Алексей

6 кадетский

Кошкинский район

8.

Иванов Степан

6 кадетский

Кошкинский район

9.

Николаев Кирилл

6 кадетский

Кошкинский район

10.

Хахалев Евгений

6 кадетский

Кошкинский район

11.

Данилов Виталий

7 кадетский

Б.Микушкино

12.

Егорова Яна

7 кадетский

Сергиевкий район

13.

Никитина Милана

7 кадетский

Кошкинский район

14.

Янаев Андрей

7 кадетский

Большечерниговский район

15.

Васильев Данила

8 кадетский

Похвистневский район

16.

Костецкий Олег

8 кадетский

Сергиевский район

17.

Митакин Владислав

8 кадетский

Н.Ганькино

18.

Улесов Илья

8 кадетский

Б. Микушкино

19.

Кочемазов Александр

8 кадетский

М.Аделяково

20.

Форш Иван

8 кадетский

Похвистневский район

21.

Ханнанов Гамиль

8 кадетский

Похвистневский район

22.

Арапова Александра

9 кадетский

Сергиевский район

23.

Ульянова Анастасия

9 кадетский

Сергиевский район

24.

Решетников Владислав

9 кадетский

Сергиевский район

25.

Петров Владимир

9 кадетский

Кошкинский район

26.

Кочемазова Ольга

8 а

М.Аделяково

27.

Савиров Николай

6 кадетский

Б. Микушкино

28.

Жуков Илья

с.Рождественное

29.

Дружнева Валентина

9 кадетский

Сергиевский район

30.

Наумов Сергей

Сергиевский район

31

Наумова Ольга

Сергиевский район

32.

Зайчиков Михаил

Шенталинский район

33.

Бесхмельнов Даниил

Два Ключа

34.

Сергеева Юлия

Два Ключа

35.

Сергеева Ангелина

Два Ключа

В этом учебном году продолжился приток учащихся из других районов области в нашу школу. Конечно, не все ребята, которые приехали ранее продолжили учебу в нашей школе, но большинство остались и учатся до сих пор. В 2016-17 учебном году таких ребят уже насчитывается 42 человека.

ФИ

класс

Откуда приехал

1

Куркатов Дмитрий

5 кадетский

Сергиевский район

2.

Афонин Никита

5 кадетский

с.Самсоновка

3.

Сараев Леонид

5 кадетский

Сергиевский район

4.

Светкин Тимофей

5 кадетский

Сергиевский район

5.

Мубаракшина Эвелина

5 кадетский

г. Бугуруслан

6.

Озерная Валентина

5 кадетский

Сергиевский район

7.

Антонов Кирилл

5 кадетский

с. Самсоновка

8.

Петров Сергей

5 кадетский

Кошкинский район

9.

Семенов Илья

6 кадетский

Сергиевский район

9.

Ульянов Михаил

6 кадетский

Сергиевский район

10.

Петрова Лера

6 кадетский

Сергиевский район

11.

Таразанов Анатолий

6 кадетский

Сергиевский район

12.

Афанасьев Никита

6 кадетский

Старый Шунгут

13.

Солянов Иван

6 кадетский

Сергиевский район

14.

Сыров Роман

5кадетский

Шенталинский район.

15.

Ульянов Михаил

6 кадетский

Сергиевский район

16.

Корнилов Михаил

6 кадетский

Сергиевский район

17.

Егоров Денис

6 кадетский

Сергиевский район

18.

Седов Павел

6 кадетский

Сергиевский район

19.

Савиров Николай

7 кадетский

Б.Микушкино

20.

Мазурина Полина

7 кадетский

Сергиевский район

21.

Иванов Степан

7 кадетский

Кошкинский район

22.

Наумов Илья

7 кадетский

Сергиевский район

23.

Михайлов Константин

7 кадетский

Н.Якушкино

24.

Костецкий Олег

8 кадетский

Сергиевский район

25.

Егорова Яна

8 кадетский

Сергиевский район

26.

Петрова Анастасия

8 кадетский

Сергиевский район

27.

Форш Иван

8 кадетский

Похвистневский район

28.

Ханнанов Гамиль

8 кадетский

Похвистневский район

29.

Митакин Владислав

8 кадетский

Н.Ганькино

30.

Кочемазов Александр

8 кадетский

М.Аделяково

31.

Ульянова Анастасия

10б

Сергиевский район

32.

Решетников Владислав

10б

Сергиевский район

33.

Петров Владимир

10б

Кошкинский район

34.

Кочемазова Ольга

10 а

М.Аделяково

35.

Ольшанский Юрий

10а

Кошкинский район

36.

Данильченко Кристина

10а

М.Аделяково

37.

Кравченко Максим

10а

Кошкинский район

38.

Коновалов Станислав

10а

М.Аделяково

39.

Дружнева Валентина

10б

Сергиевский район

40.

Грачев Артем

Отрадный

41.

Сергеева Ангелина

Два Ключа

42.

Бесхмельнов Даниил

10б

Два Ключа

Все больше ребят из других районов выбирают для получения образования нашу школу. Это, большей частью, происходит из-за открытия в школе кадетских классов, но и других причин. При опросе ребят, приехавших в нашу школу учиться, они отмечали, что им нравятся учителя, им нравится жить самостоятельно в интернате, а также, что в нашей школе они нашли очень много хороших друзей.

Анализируя половой состав населения мы сравнили показатели области, района и школы за пять последних лет.

Годы

2012

2013

2014

2015

2016

Самарская область

пол

Муж.

Жен

Муж.

Жен

Муж.

Жен

Муж.

Жен

Муж.

Жен

тыс.чел.

1470,3

1743,8

1469,6

1743,7

1468,2

1743,0

1469,4

1743,3

1464,9

1741,1

Исаклинский район

пол

Муж.

Жен

Муж.

Жен

Муж.

Жен

Муж.

Жен

Муж.

Жен

чел.

5621

7541

5693

7393

5594

7385

5691

7184

5478

7290

ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова села Исаклы

пол

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

Мал.

Дев.

чел.

275

287

270

294

289

299

312

295

317

300

Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в Самарской области и Исаклинском районе на протяжении 5 лет количество женщин всегда превышало количество мужчин.

В нашей школе показатели девочек преобладали над мальчиками, хотя в структуре рождаемости по мировой общепринятой статистике преобладают мальчики. Это мы можем увидеть и анализируя рождаемость в Самарской области. На примере нашей школы эта закономерность подтверждается не полостью. Только в 2015-16 и 2016-17 учебных годах количество мальчиков стало больше количества девочек. Мы думаем, что это связано с тем, что приезжие ребята, обучающиеся в кадетских классах по большей части мальчики.

Возрастной состав населения Самарской области за последние пять лет менялся слабо. В целом в 2016 году по возрастному составу население Самарской области распределено следующим образом:

Моложе трудоспособного

515644

В Трудоспособном

1868590

Старше трудоспособного

828442

В возрастной структуре населения Самарской области преобладает трудоспособное население. Меньше всего в области детей до 16 лет. Население нетрудоспособного возраста составляет 25,7 % от общего числа жителей области. Этот показатель с каждым годом растет.

Возрастной состав жителей Исаклинского района распределяется по следующим показателям:

Моложе трудоспособного

2483

В Трудоспособном возрасте

6971

Старше трудоспособного

3314

Так же как и в Самарской области, в Исаклинском районе преобладает население трудоспособного возраста, пенсионеров насчитывается 26 % и 19 % детей до 16 лет.

В нашей школе возраст учащихся варьирует от 6 до 18 лет. При анализе возрастного состава учащихся мы решили в этой главе проследить количество первоклассников и количество выпускников одиннадцатых классов по годам.

Годы

2012-13 уч.г

2013-14 уч.г

2014-15 уч.г

2015-16 уч.г

2016-17 уч. г

Численность всего (чел)

562

564

588

607

617

К-во первоклассников

54

58

68

74

60

К-во выпускников

30

23

27

27

34

Из данных таблицы можно сделать вывод, что самое большое количество первоклассников за последние 5 лет было в прошлом учебном году, наименьшее в 2012-13 учебном году. Мы проверили годы их рождения, и выявили, что в 2007, 2008 года рождаемость в районе была выше средней за последние 10 лет. Самое большое количество выпускников будет в 2016-17 учебном году. Самое маленькое количество выпускников было в 2013-14 учебном году. Следует отметить, что все больше выпускников остается в школе в 10 классе. Практически от 40 до 50% обучающихся идут в 10 класс, чтобы получить документ о среднем полном образовании.

Также можно отметить, что количество первоклассников возрастало за последние 5 лет и только в 2016 году детей, поступивших в 1 класс резко сократилось по сравнению с предыдущим годом на 14 человек.

Рождаемость и смертность также являются важными показателями демографической ситуации. Показатели рождаемости и смертности по Самарской области представлены в таблице.

Годы

Всего, человек

На 1000 человек населения

родившихся

умерших

естественный прирост

родившихся

умерших

естественный прирост

2012

38989

44791

-5802

12,1

13,9

-1,8

2013

39626

45985

-6359

12,3

14,3

-2,0

2014

40322

45878

-5556

12,6

14,3

-1,7

2015

40986

45636

-4650

12,8

14,2

-1,4

2016

33839

36994

-3155

12,7

13,9

-1,2

В течение пяти лет в Самарской области наблюдается естественная убыль населения. Самый большой отрицательный естественный прирост за последние 5 лет наблюдался в 2013 году. Самая большая рождаемость наблюдалась в 2015 году, а самая большая смертность в 2013 году.

В Исаклинском районе за последние пять лет рождаемость, смертность и естественный прирост показывают следующие цифры:

Годы

Всего, человек

На 1000 человек населения

родившихся

умерших

естественный прирост

родившихся

умерших

естественный прирост

2012

161

226

-65

12,2

17,1

-4,9

2013

129

207

-78

9,8

15,8

-6,0

2014

124

231

-107

9,5

17,8

-8,3

2015

123

239

-116

9,5

18,5

-9,0

2016

96

203

-107

7,5

15,9

-8,4

Самая большая рождаемость за последние 5 лет наблюдалась в 2012 году. В последние 5 лет она падала. Наибольшая смертность наблюдалась в 2015 году. В течение 5 лет она ежегодно составляла более 200 человек. В течение пяти лет наблюдался отрицательный естественный прирост. Самая большая естественная убыль населения была в 2015 году.

Национальный состав населения Самарской области довольно разнообразен. По переписи 2010 года в Самарской области насчитывалась 121 нация и народность. Самые многочисленные из них - русские, татары, чуваши, мордва и украинцы.

Национальный состав Исаклинского района по переписи 2010 года определяет самые большие группы: русские — (41,4 %), чуваши —35,8 %, мордва — 17 %, татары — 2,7 %, другие — 3,1 %.

О национальном составе учащихся школы в 2016-17 учебном году мы можем сказать примерно то же: основные нации у нас в школе те, же что и в районе: на 1 месте русские - более 40 %, чуваши –на 2 месте (более 30 %) , на третьем месте мордва (около 20 % опрошенных).Более подробную информацию о национальном составе школьников мы расскажем во второй части главы.

2.2. Демографический портрет нашей школы в 2016-17 учебном году.

И так, каков же демографический портрет нашей школы в 2016-17 учебном году? Отражаются ли на конкретно взятой школе демографические процессы, происходящие в России, области, районе?

Численность обучающихся на 1 сентября текущего учебного года составила 617 человек. Из них 317 мальчиков и 300 девочек. Численность обучающихся за первые два исследуемых года снижалась, затем в течение трех лет возрастала. Это связано как с увеличением количества первоклассников, так и увеличением количества ребят, приехавших к нам учиться из других школ.

Количество учащихся, приехавших в нашу школу из других школ в этом учебном году – 42 человека. Из ни-32 мальчика и 10 девочек. Наибольше количество учащихся к нам приехало из Сергиевского района-21 учащийся. Больше всего таких ребят в 5 кадетском классе - 9 человек.

Если мы уберем при подсчете мальчиков и девочек приезжих ребят, то девочек в школе будет 290, а мальчиков 296, что отражает общемировые тенденции рождаемости большего количества мальчиков, чем девочек. Ученые - демографы утверждают, что их количественные показатели сравняются только, примерно, к возрасту 20 лет. Превышение мальчиков над девочками мы можем увидеть и в показателях рождаемости Самарской области и Исаклинского района.

Всего классов в школе - 31. Самые большие по численности параллели- это 2-е и 7 классы –по 75 учащихся. Меньше всего параллель 11 классов- 34 учащихся.

Самый многочисленный класс в младшей школе - 2б -27 учащихся (кл.рук. Иванова Н.В.) , в среднем звене – 8а - 23 учащихся (кл. рук. Мичурина А.Н.) , в 9-11 классах - 9а - 26 учащихся (кл. рук. Павленко А.Ф.). Самый маленький класс в школе – 7к -12 человек (кл. рук. Башкирова Е.В.)

Возрастной состав учащихся представлен в диаграмме:

Больше всего в школе учащихся 8 и 13 лет. Меньше всего 18 летних- 1 учащийся. Чтобы было наглядней, мы составили половозрастную пирамиду учащихся школы.

Ребят с ограниченными возможностями здоровья насчитывается в школе 88 человек, что составляет 14 , 2 % от общего количества учащихся.

Из них обучаются по индивидуальным программам 38 человек, 3-е из них обучаются на дому из-за серьезных ограничений по здоровью, 50 учащихся занимаются по интегрированным учебным программам в классах. В этом учебном году в школе насчитывается 9 детей-инвалидов.

Для выяснения национального состава ребят, обучающихся в нашей школе, мы провели анкетирование, а также, чтобы сведения были более полными, мы обратились к классным руководителям тех ребят, которые по каким – либо причинам не смогли участвовать в анкетировании. Анкеты и беседы с классными руководителями помогли нам выяснить национальный состав учащихся нашей школы. Всего было опрошено 576 учащихся. Он показан в следующей таблице:

Русские

Чуваши

Мордва

Татары

Украинцы

Армяне

Узбеки

236

195

92

23

16

12

3

В целом, национальный состав нашей школы примерно повторяет национальный состав Самарской области и Исаклинского района по основным национальностям, то есть национальный состав нашей школы также отражает особенности демографической ситуации по данному направлению в целом по области.

Заключение

На основании полученных данных во время работы над нашим исследовательским проектом, мы смогли сделать вывод, подтверждающий нашу гипотезу о том, что на основных демографических характеристиках школы в целом (численности, половом, этническом составе) отражаются демографические процессы Самарской области и Исаклинского района

Не смотря на то, что в нашей школе прослеживается небольшой прирост учащихся за последние 3 года, а в Самарской области и Исаклинском районе - убыль населения, мы выяснили, что это происходит, в основном, за счет тех ребят, которые выбрали нашу школу для обучения, хотя на своей территории у них есть свои школы. Мы поддерживаем политику администрации школы по открытию кадетских классов, ведь за счет них в нашей школе больше ребят, а значит и закрытие ей пока не грозит. Может быть, в дальнейшем, будет целесообразным продумать и развить еще какое – то направление, например профориентационного характера, когда в нашей школе ребята 10-11 классов могли бы получать еще и начальное профессиональное образование. Тогда численность учащихся в старшей школе была бы в разы выше.

Если говорить о проблеме рождаемости , то и в Самарской области и в Исаклинском районе наблюдается естественная убыль населения и снижение рождаемости. Рост или уменьшение количества первоклашек и выпускников напрямую зависит от показателя рождаемости. Чем выше рождаемость, тем больше учеников будет в будущем учиться в нашей школе. Так, в 2016 учебном году в школу пришло первоклашек на 14 человек меньше, чем в предыдущем. Это говорит о сложной демографической ситуации в районе и области, и в будущем она, конечно же, отразится на нашей школе. Поэтому мы думаем, что и в самой школе необходимо активно проводить воспитательную работу с родителями и старшеклассниками, направленную на ценностное отношение к многодетности, семье в целом.

Национальный состав нашей школы в целом повторяет национальный состав области и района. Мы объясняем это историческими особенностями заселения территории нашего района.

В процессе работы над проектом мы поняли, что будущее любого населенного пункта полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на улучшение качества жизни, развитие сел и городов, на развитие отраслей промышленности и сельского хозяйства. Будет хозяйство хорошо развиваться, будут рабочие места - будет и увеличиваться численность населения, соответственно количество детей школьного возраста и школы будут существовать многие годы.

Используемая литература

1. Цифровые данные статистических отчетов школы

2. Классные журналы

3.Приказы о зачислении обучающихся по школе за 2012-2016 годы.

4. Статистические данные, предоставленные работниками отдела ЗАГС Исаклинского района и отдела статистики администрации муниципального района Исаклинский

5. Интернет-ресурсы:

-официальный сайт Территориального органа государственной статистики по Самарской области;

-официальный сайт Управления записи актов гражданского состояния Самарской области;

-официальный сайт администрации муниципального района Исаклинский Самарской области.

6.Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. Москва, Дрофа, 2014 год.

Просмотров работы: 211