В последние годы очень часто по радио и телевидению мы слышим понятия: демография, демографическая ситуация, демографическая политика. А самое главное, в репортажах журналистов постоянно звучит зависимость будущего нашей страны от этих понятий. Будущее - это мы и наше поколение, поэтому нам стало интересно о какой зависимости идёт речь. После изучения всех терминов, касающихся демографических процессов, мы задались вопросом: «Как демографические проблемы страны, области, нашего района отражаются на демографической ситуации нашей школы?»
Чтобы ответить на этот вопрос мы задались целью «нарисовать» современный портрет своей школы и сравнить некоторые его показатели с демографическим портретом нашей Самарской области и нашей малой родины Исаклинского района.
Актуальность нашей работы видится в том, что в результате оптимизации по стране закрывают многие школы, особенно в сельских населенных пунктах. В сельской местности школа является центром жизни. Если не будет школы, то молодежь уезжает из села, меняется возрастной состав населения, становится много пенсионеров. Значит, у такого села или деревни нет будущего. В нашей работе мы попытались выяснить, отражаются ли демографические процессы области и района на нашей школе и сможет ли существовать наша школа дальше.
Проблема: мы хотим, чтобы наша школа развивалась и существовала как можно дольше, но, к сожалению численность населения в нашем районе и селе Исаклы ежегодно снижается.
Цель исследования: изучить демографические изменения в школе за последние 5 лет и проследить отражение некоторых демографических процессов области и района на демографическом портрете школы.
Задачи:
1. Изучить литературу по вопросу демографии.
2. Собрать и обработать информацию из разных источников по демографической ситуации в Самарской области, Исаклинском районе и нашей школе, необходимую для проекта.
3. Провести анкетирование учащихся школы.
4. Проанализировать и сделать выводы по анкетированию и работе в целом.
Методы: 1. Анализ литературных и интернет источников. 2. Анкетирование. 3. Систематизация и обобщение. 4. Сравнение и сопоставление.
Объект исследования:
Население Самарской области, Исаклинского района, учащиеся школы.
Предмет исследования:
некоторые демографические показатели школы, Исаклинского района и Самарской области, а именно: численный, половой, возрастной, этнический состав.
Гипотеза:
Мы считаем, что отражение некоторых демографических процессов (численность населения, половой и этнический состав) по Самарской области и Исаклинскому району отражаются в демографическом портрете нашей школы.
Глава 1. Демография как наука.
1.1. Понятие демографии.
Демография (Demography) (буквально «народоописание», от греческих слов demos-народ и grapho-пишу) – наука о типах, способах и природе воспроизводства населения и факторах, обуславливающих и влияющих на этот процесс. Термин «демография» впервые появился в 1855 в названии книги французского ученого А. Гийяра «Элементы статистики человека, или Сравнительная демография». Официальное признание он получил после проведения Международного конгресса гигиены и демографии в Женеве в 1882. В русский язык термин вошел с 1870-х в связи с работами 8-й сессии Международного статистического конгресса (Петербург, 1872); первоначально употреблялся как синоним статистики населения. В дальнейшем демографией стали называть вид деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения; реже – просто данные о населении. Прилагательное «демографический» употребляется как «относящийся к изучению населения» (например, демографическая литература), а также как «относящийся к населению» (например, демографическая структура).
Как самостоятельная наука демография изучает закономерности и факторы, определяющие или существенно влияющие на такие явления человеческой жизни, как рождаемость, смертность, брачность и прекращение брака, воспроизводство супружеских пар и семей, воспроизводство населения в целом как единства этих процессов; она исследует изменения возрастно-половой, брачной и семейной структуры населения, взаимосвязь демографических процессов и структур, а также закономерности изменения общей численности населения и семей как результата взаимодействия этих явлений. Демография разрабатывает методы описания, анализа и прогноза демографических процессов и демографических структур.
В практическом плане в область демографических исследований входит описание демографической ситуации, анализ тенденций и факторов демографических процессов на планете в целом, в отдельной стране или группе стран; на отдельных территориях или в отдельных группах населения в различные периоды. На основании изучения особенностей рождаемости и смертности в разных поколениях, в разных социальных группах и на разных территориях демография оценивает их наиболее вероятные изменения в будущем, разрабатывая демографические прогнозы.
Основные демографические термины, которые мы будем использовать в работе:
Демография - это описательная наука об изменении численности населении, и его миграциях (переселении населения). (Демографический энциклопедический словарь).
Демографическая ситуация - это характеристика демографических процессов рождаемости, смертности, миграции, заключения браков и оформления разводов (Демографический энциклопедический словарь).
Демографическая политика - это меры государства направленные на увеличение или снижение рождаемости (Демографический энциклопедический словарь).
Рождаемость -демографический термин, характеризующий отношение количества рождений за определённый период на 1000 жителей (Демографический энциклопедический словарь).
Смертность -статистический показатель, оценивающий количество смертей за определенный период на 1000 жителей (Демографический энциклопедический словарь).
Естественный прирост (убыль)- в демографии показатель роста населения, исчисляемый разностью между числом рождений и числом смертей на 1000 жителей в год (Демографический энциклопедический словарь).
1.2. Структура демографической науки.
Выделяют следующие разделы демографии.
1.Демографическая теория– трактовка движущих сил воспроизводства населения, его обусловленности экономическими, социальными, социально-психологическими и другими факторами, объяснения исторических тенденций развития режимов воспроизводства, смены типов воспроизводства населения. В собственно демографическую теорию входит объяснение характера воспроизводства населения и изменений в нем, демографического поведения, а также взаимовлияния демографических процессов и структур. Демографическая теория служит исходной базой для всех этапов научного изучения демографических процессов.
2.Сбор первичных данных о населении и демографических процессах. Источником фактических данных для демографии служат результаты переписей населения и обобщенные данные текущей регистрации рождений, смертей, браков и разводов, а также материалы микропереписей и выборочных обследований как собственно демографических, так и социологических, этнодемографических и других в той мере, в какой они освещают воспроизводство населения или его социальные факторы. Теоретические подходы и методики сбора, обработки и обобщения массовых данных демография заимствует из статистики и социометрии.
3.Описание демографических процессов – общая характеристика численности, возрастно-полового, брачного и семейного состава населения, общего уровня и тенденций демографических процессов в конкретных условиях места и времени. Оно проводится, как правило, на основании статистических данных или же их реконструкции по другим источникам; часто дается в сравнении с другими территориями и периодами времени. Такое описание дает представление о демографической ситуации.
4.Чистая (формальная) демография– рассмотрение количественных соотношений демографических явлений, процессов, структур и роста населения под их влиянием.
5.Аналитическая демография – изучение взаимосвязей между демографическими явлениями: анализ демографических процессов с помощью специфических приемов исследования, в частности, моделирования и прогноза; изучение взаимодействия демографических процессов с другими социальными явлениями. Центральное место при этом занимает анализ влияния на демографические процессы социального развития в целом – в частности, социальных институтов и норм, а также социально-психологических факторов и всех сторон экономической деятельности людей.
6.Историческая демографияисследует воспроизводство населения в прошлом и занимает особое место в структуре демографии. Результаты демографических исследований, собранные и проанализированные за достаточно длительный исторический период, дают основание для теоретического обобщения установленных исторических закономерностей.
7.Социологическая демография (социальная демография)– научная дисциплина, формирующаяся на стыке социологии и демографии и изучающая взаимовлияние демографических и социальных процессов. От собственно демографии социальная демография отличается главным образом аспектом исследований: первая изучает воспроизводство населения преимущественно на макроуровне для населения в целом или крупных его групп, вторая – в основном на микроуровне, рассматривая структуру семьи, родственные отношения, личность.
8.Военная демография– научная дисциплина, исследующая роль демографического фактора в военном деле и военной экономике с количественной и качественной сторон.Как самостоятельные разделы в военной демографии выделяют исследование мобилизационных возможностей воюющих государств, в частности мобилизационных резервов для вооруженных сил (ВС) и экономики; военных потерь населения, вызванных войнами миграций; изучение влияния войн на воспроизводство населения и его здоровье; демографических последствий военных действий.
Глава 2. Исследовательская часть.
2.1.Некоторые особенности демографических процессов в Самарской области, Исаклинском районе и нашей школе.
По официальным данным Самарастата мы составили картину некоторых демографических процессов, происходящих в Самарской области. График численности населения Самарской области включает данные за последние 5 лет.
Годы |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Численность (тыс.чел) |
3214,1 |
3213,3 |
3211,2 |
3212,7 |
3206,0 |
Из диаграммы видно, что численность населения Самарской области на протяжении 5 лет неуклонно снижается. В 2015 году по сравнению с 2014 годом наблюдался небольшой рост населения, но в 2016 году вновь резкое снижение более чем на 6 тысяч человек. За пять лет это самое большое снижение.
О численности населения в Исаклинском районе мы смогли найти информацию в отделе статистики администрации муниципального района Исаклинский.
Годы |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
Численность (чел.) |
13 162 |
13 086 |
12 979 |
12 875 |
12 768 |
Из диаграммы видно, что численность населения в районе также уменьшалась за последние пять лет.
О численности обучающихся нашей школы мы попросили рассказать заместителя директора по учебно-воспитательной работе Иванову Ольгу Николаевну. Она отметила, что в школе существует специальный отчет, по которому мы легко сможем проанализировать численность обучающихся нашей школы.
Проанализировав данный документ, мы смогли составить таблицу и диаграмму численности учащихся нашей школы за последние пять лет.
Годы |
2012-13 уч.г |
2013-14 уч.г |
2014-15 уч.г |
2015-16 уч.г |
2016-17 уч. г |
Численность(чел) |
562 |
564 |
588 |
607 |
617 |
Из диаграммы видно, что численность учащихся в школе в течение последних пяти лет возрастала. Нас заинтересовал вопрос, почему происходило возрастание численности ребят, ведь население в районе уменьшалось.
Годы |
2012-13 уч.г |
2013-14 уч.г |
2014-15 уч.г |
2015-16 уч.г |
2016-17 уч. г |
Численность(чел) |
562 |
564 |
588 |
607 |
617 |
К-во обучающихся из других школ области и России |
3 |
11 |
27 |
35 |
42 |
Численность учащихся школы без приезжих ребят |
559 |
553 |
561 |
572 |
575 |
Мы решили проанализировать приказы школы о зачислении обучающихся, и обнаружили, что основной прирост обучающихся в эти годы произошел из-за ребят, приехавших учиться в нашу школу из других школ района и даже из других районов Самарской области. Без учета этих ребят численность учащихся в нашей школе возрастала не намного с 2014 по 2016 годы примерно на 3-5 учащихся, а в течение года колебалась на уровне прошлогодних показателей и даже снижалась. В 2014 -15 учебном году рост учащихся произошел также из-за большего количества первоклассников, когда в первые классы поступило 68 ребят, что на 10 человек больше прошлогоднего показателя. С этого года начинается рост численности обучающихся в школе.
Мы решили составить более точные сведения о ребятах, которые приехали к нам учиться из других школ. В основном, это были ребята, изъявившие желание учиться в кадетских классах.
В 2012-13 учебном году в школу приехали 3 учащихся из других школ:
№ |
ФИ |
класс |
Откуда приехал |
1. |
Митакин Владислав |
5 кадетский |
Н.Ганькино |
2. |
Улесов Илья |
5 кадетский |
Б. Микушкино |
3. |
Сидоров Петр |
6 кадетский |
Два Ключа |
В 2013-14 учебном году в школе обучалось 11 учащихся из других школ:
№ |
ФИ |
класс |
Откуда приехал |
1 |
Стешин Петр |
1 а |
Кипр, Италия |
2 |
Костромитин Евгений |
1а |
СРЦ |
3 |
Салицина Алина |
4 в |
СРЦ |
4 |
Митакин Владислав |
6 кадетский |
Н.Ганькино |
5 |
Улесов Илья |
6 кадетский |
Б. Микушкино |
6 |
Кочемазов Александр |
6 кадетский |
М.Аделяково |
7 |
Сидоров Петр |
7 кадетский |
Два Ключа |
8 |
Кочемазова Ольга |
7 а |
М.Аделяково |
9 |
Семенченко Егор |
8 кадетский |
Кошкинский район |
10. |
Мишин Денис |
1 в |
СРЦ |
11. |
Бесхмельнов Даниил |
7 кадетский |
Два Ключа |
В 2014-15 учебном году на 1 сентября в школе значилось 27 приезжих ребят:
№ |
ФИ |
Класс |
Откуда приехал |
1 |
Стешин Петр |
2 а |
Кипр, Италия |
2 |
Костромитин Евгений |
2 а |
СРЦ |
3 |
Ухин Максим |
5 кадетский |
Н.Ганькино |
4 |
Митакин Владислав |
7 кадетский |
Н.Ганькино |
5 |
Улесов Илья |
7 кадетский |
Б. Микушкино |
6 |
Кочемазов Александр |
7 кадетский |
М.Аделяково |
7 |
Сидоров Петр |
8 кадетский |
Два Ключа |
8 |
Ульянова Анастасия |
8 кадетский |
Сергиевский район |
9 |
Кочемазова Ольга |
8 а |
М.Аделяково |
10 |
Семенченко Егор |
9 кадетский |
Кошкинский район |
11 |
Дейнеко Виктор |
11 б |
Кошкинский район |
12 |
Каримов Ильдар |
11 б |
Г.Санкт-Петербург |
13. |
Хаснутдинова Эльвира |
1б |
СРЦ |
14 |
Хаснутдитов Равиль |
2б |
СРЦ |
15. |
Сергеева Анастасия |
2б |
Тольятти |
16. |
Ракитин Максим |
9к |
Кошкинский район |
17. |
Зиньков Дмитрий |
5а |
СРЦ |
18. |
Медведев Вячеслав |
6а |
Украина |
19. |
Шишкова Виктория |
2 в |
СРЦ |
20. |
Моисеева Виктория |
3в |
Два Ключа |
21. |
Сидорова Мария |
3в |
СРЦ |
22. |
Самаркин Никита |
4а |
Мурманск |
23. |
Иванов Данила |
4в |
СРЦ |
24. |
Понырко Никита |
5 а |
Два Ключа |
25. |
Бесхмельнов Даниил |
8к |
Два Ключа |
26. |
Сергеева Юлия |
8к |
Два Ключа |
27. |
Сергеева Ангелина |
5 к |
Два Ключа |
В 2015-16 учебном году ребят, выбравших нашу школу для получения образования стало еще больше – 35 человека:
№ |
ФИ |
Класс |
Откуда приехал |
1 |
Стешин Петр |
2 а |
Кипр, Италия |
2 |
Семенов Илья |
5 кадетский |
Сергиевский район |
3 |
Солянов Иван |
5 кадетский |
Сергиевский район |
4. |
Ульянов Михаил |
5 кадетский |
Сергиевский район |
5. |
Петрова Валерия |
5 кадетский |
Сергиевский район |
6. |
Таразанов Анатолий |
5 кадетский |
Сергиевский район |
7. |
Баширов Алексей |
6 кадетский |
Кошкинский район |
8. |
Иванов Степан |
6 кадетский |
Кошкинский район |
9. |
Николаев Кирилл |
6 кадетский |
Кошкинский район |
10. |
Хахалев Евгений |
6 кадетский |
Кошкинский район |
11. |
Данилов Виталий |
7 кадетский |
Б.Микушкино |
12. |
Егорова Яна |
7 кадетский |
Сергиевкий район |
13. |
Никитина Милана |
7 кадетский |
Кошкинский район |
14. |
Янаев Андрей |
7 кадетский |
Большечерниговский район |
15. |
Васильев Данила |
8 кадетский |
Похвистневский район |
16. |
Костецкий Олег |
8 кадетский |
Сергиевский район |
17. |
Митакин Владислав |
8 кадетский |
Н.Ганькино |
18. |
Улесов Илья |
8 кадетский |
Б. Микушкино |
19. |
Кочемазов Александр |
8 кадетский |
М.Аделяково |
20. |
Форш Иван |
8 кадетский |
Похвистневский район |
21. |
Ханнанов Гамиль |
8 кадетский |
Похвистневский район |
22. |
Арапова Александра |
9 кадетский |
Сергиевский район |
23. |
Ульянова Анастасия |
9 кадетский |
Сергиевский район |
24. |
Решетников Владислав |
9 кадетский |
Сергиевский район |
25. |
Петров Владимир |
9 кадетский |
Кошкинский район |
26. |
Кочемазова Ольга |
8 а |
М.Аделяково |
27. |
Савиров Николай |
6 кадетский |
Б. Микушкино |
28. |
Жуков Илья |
1а |
с.Рождественное |
29. |
Дружнева Валентина |
9 кадетский |
Сергиевский район |
30. |
Наумов Сергей |
8а |
Сергиевский район |
31 |
Наумова Ольга |
5к |
Сергиевский район |
32. |
Зайчиков Михаил |
3а |
Шенталинский район |
33. |
Бесхмельнов Даниил |
9к |
Два Ключа |
34. |
Сергеева Юлия |
9к |
Два Ключа |
35. |
Сергеева Ангелина |
6к |
Два Ключа |
В этом учебном году продолжился приток учащихся из других районов области в нашу школу. Конечно, не все ребята, которые приехали ранее продолжили учебу в нашей школе, но большинство остались и учатся до сих пор. В 2016-17 учебном году таких ребят уже насчитывается 42 человека.
№ |
ФИ |
класс |
Откуда приехал |
1 |
Куркатов Дмитрий |
5 кадетский |
Сергиевский район |
2. |
Афонин Никита |
5 кадетский |
с.Самсоновка |
3. |
Сараев Леонид |
5 кадетский |
Сергиевский район |
4. |
Светкин Тимофей |
5 кадетский |
Сергиевский район |
5. |
Мубаракшина Эвелина |
5 кадетский |
г. Бугуруслан |
6. |
Озерная Валентина |
5 кадетский |
Сергиевский район |
7. |
Антонов Кирилл |
5 кадетский |
с. Самсоновка |
8. |
Петров Сергей |
5 кадетский |
Кошкинский район |
9. |
Семенов Илья |
6 кадетский |
Сергиевский район |
9. |
Ульянов Михаил |
6 кадетский |
Сергиевский район |
10. |
Петрова Лера |
6 кадетский |
Сергиевский район |
11. |
Таразанов Анатолий |
6 кадетский |
Сергиевский район |
12. |
Афанасьев Никита |
6 кадетский |
Старый Шунгут |
13. |
Солянов Иван |
6 кадетский |
Сергиевский район |
14. |
Сыров Роман |
5кадетский |
Шенталинский район. |
15. |
Ульянов Михаил |
6 кадетский |
Сергиевский район |
16. |
Корнилов Михаил |
6 кадетский |
Сергиевский район |
17. |
Егоров Денис |
6 кадетский |
Сергиевский район |
18. |
Седов Павел |
6 кадетский |
Сергиевский район |
19. |
Савиров Николай |
7 кадетский |
Б.Микушкино |
20. |
Мазурина Полина |
7 кадетский |
Сергиевский район |
21. |
Иванов Степан |
7 кадетский |
Кошкинский район |
22. |
Наумов Илья |
7 кадетский |
Сергиевский район |
23. |
Михайлов Константин |
7 кадетский |
Н.Якушкино |
24. |
Костецкий Олег |
8 кадетский |
Сергиевский район |
25. |
Егорова Яна |
8 кадетский |
Сергиевский район |
26. |
Петрова Анастасия |
8 кадетский |
Сергиевский район |
27. |
Форш Иван |
8 кадетский |
Похвистневский район |
28. |
Ханнанов Гамиль |
8 кадетский |
Похвистневский район |
29. |
Митакин Владислав |
8 кадетский |
Н.Ганькино |
30. |
Кочемазов Александр |
8 кадетский |
М.Аделяково |
31. |
Ульянова Анастасия |
10б |
Сергиевский район |
32. |
Решетников Владислав |
10б |
Сергиевский район |
33. |
Петров Владимир |
10б |
Кошкинский район |
34. |
Кочемазова Ольга |
10 а |
М.Аделяково |
35. |
Ольшанский Юрий |
10а |
Кошкинский район |
36. |
Данильченко Кристина |
10а |
М.Аделяково |
37. |
Кравченко Максим |
10а |
Кошкинский район |
38. |
Коновалов Станислав |
10а |
М.Аделяково |
39. |
Дружнева Валентина |
10б |
Сергиевский район |
40. |
Грачев Артем |
4а |
Отрадный |
41. |
Сергеева Ангелина |
7к |
Два Ключа |
42. |
Бесхмельнов Даниил |
10б |
Два Ключа |
Все больше ребят из других районов выбирают для получения образования нашу школу. Это, большей частью, происходит из-за открытия в школе кадетских классов, но и других причин. При опросе ребят, приехавших в нашу школу учиться, они отмечали, что им нравятся учителя, им нравится жить самостоятельно в интернате, а также, что в нашей школе они нашли очень много хороших друзей.
Анализируя половой состав населения мы сравнили показатели области, района и школы за пять последних лет.
Годы |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|||||||||
Самарская область |
||||||||||||||
пол |
Муж. |
Жен |
Муж. |
Жен |
Муж. |
Жен |
Муж. |
Жен |
Муж. |
Жен |
||||
тыс.чел. |
1470,3 |
1743,8 |
1469,6 |
1743,7 |
1468,2 |
1743,0 |
1469,4 |
1743,3 |
1464,9 |
1741,1 |
||||
Исаклинский район |
||||||||||||||
пол |
Муж. |
Жен |
Муж. |
Жен |
Муж. |
Жен |
Муж. |
Жен |
Муж. |
Жен |
||||
чел. |
5621 |
7541 |
5693 |
7393 |
5594 |
7385 |
5691 |
7184 |
5478 |
7290 |
||||
ГБОУ СОШ им. М.К. Овсянникова села Исаклы |
||||||||||||||
пол |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
Мал. |
Дев. |
||||
чел. |
275 |
287 |
270 |
294 |
289 |
299 |
312 |
295 |
317 |
300 |
Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод, что в Самарской области и Исаклинском районе на протяжении 5 лет количество женщин всегда превышало количество мужчин.
В нашей школе показатели девочек преобладали над мальчиками, хотя в структуре рождаемости по мировой общепринятой статистике преобладают мальчики. Это мы можем увидеть и анализируя рождаемость в Самарской области. На примере нашей школы эта закономерность подтверждается не полостью. Только в 2015-16 и 2016-17 учебных годах количество мальчиков стало больше количества девочек. Мы думаем, что это связано с тем, что приезжие ребята, обучающиеся в кадетских классах по большей части мальчики.
Возрастной состав населения Самарской области за последние пять лет менялся слабо. В целом в 2016 году по возрастному составу население Самарской области распределено следующим образом:
Моложе трудоспособного |
515644 |
В Трудоспособном |
1868590 |
Старше трудоспособного |
828442 |
В возрастной структуре населения Самарской области преобладает трудоспособное население. Меньше всего в области детей до 16 лет. Население нетрудоспособного возраста составляет 25,7 % от общего числа жителей области. Этот показатель с каждым годом растет.
Возрастной состав жителей Исаклинского района распределяется по следующим показателям:
Моложе трудоспособного |
2483 |
В Трудоспособном возрасте |
6971 |
Старше трудоспособного |
3314 |
Так же как и в Самарской области, в Исаклинском районе преобладает население трудоспособного возраста, пенсионеров насчитывается 26 % и 19 % детей до 16 лет.
В нашей школе возраст учащихся варьирует от 6 до 18 лет. При анализе возрастного состава учащихся мы решили в этой главе проследить количество первоклассников и количество выпускников одиннадцатых классов по годам.
Годы |
2012-13 уч.г |
2013-14 уч.г |
2014-15 уч.г |
2015-16 уч.г |
2016-17 уч. г |
Численность всего (чел) |
562 |
564 |
588 |
607 |
617 |
К-во первоклассников |
54 |
58 |
68 |
74 |
60 |
К-во выпускников |
30 |
23 |
27 |
27 |
34 |
Из данных таблицы можно сделать вывод, что самое большое количество первоклассников за последние 5 лет было в прошлом учебном году, наименьшее в 2012-13 учебном году. Мы проверили годы их рождения, и выявили, что в 2007, 2008 года рождаемость в районе была выше средней за последние 10 лет. Самое большое количество выпускников будет в 2016-17 учебном году. Самое маленькое количество выпускников было в 2013-14 учебном году. Следует отметить, что все больше выпускников остается в школе в 10 классе. Практически от 40 до 50% обучающихся идут в 10 класс, чтобы получить документ о среднем полном образовании.
Также можно отметить, что количество первоклассников возрастало за последние 5 лет и только в 2016 году детей, поступивших в 1 класс резко сократилось по сравнению с предыдущим годом на 14 человек.
Рождаемость и смертность также являются важными показателями демографической ситуации. Показатели рождаемости и смертности по Самарской области представлены в таблице.
Годы |
Всего, человек |
На 1000 человек населения |
|||||
родившихся |
умерших |
естественный прирост |
родившихся |
умерших |
естественный прирост |
||
2012 |
38989 |
44791 |
-5802 |
12,1 |
13,9 |
-1,8 |
|
2013 |
39626 |
45985 |
-6359 |
12,3 |
14,3 |
-2,0 |
|
2014 |
40322 |
45878 |
-5556 |
12,6 |
14,3 |
-1,7 |
|
2015 |
40986 |
45636 |
-4650 |
12,8 |
14,2 |
-1,4 |
|
2016 |
33839 |
36994 |
-3155 |
12,7 |
13,9 |
-1,2 |
В течение пяти лет в Самарской области наблюдается естественная убыль населения. Самый большой отрицательный естественный прирост за последние 5 лет наблюдался в 2013 году. Самая большая рождаемость наблюдалась в 2015 году, а самая большая смертность в 2013 году.
В Исаклинском районе за последние пять лет рождаемость, смертность и естественный прирост показывают следующие цифры:
Годы |
Всего, человек |
На 1000 человек населения |
|||||
родившихся |
умерших |
естественный прирост |
родившихся |
умерших |
естественный прирост |
||
2012 |
161 |
226 |
-65 |
12,2 |
17,1 |
-4,9 |
|
2013 |
129 |
207 |
-78 |
9,8 |
15,8 |
-6,0 |
|
2014 |
124 |
231 |
-107 |
9,5 |
17,8 |
-8,3 |
|
2015 |
123 |
239 |
-116 |
9,5 |
18,5 |
-9,0 |
|
2016 |
96 |
203 |
-107 |
7,5 |
15,9 |
-8,4 |
Самая большая рождаемость за последние 5 лет наблюдалась в 2012 году. В последние 5 лет она падала. Наибольшая смертность наблюдалась в 2015 году. В течение 5 лет она ежегодно составляла более 200 человек. В течение пяти лет наблюдался отрицательный естественный прирост. Самая большая естественная убыль населения была в 2015 году.
Национальный состав населения Самарской области довольно разнообразен. По переписи 2010 года в Самарской области насчитывалась 121 нация и народность. Самые многочисленные из них - русские, татары, чуваши, мордва и украинцы.
Национальный состав Исаклинского района по переписи 2010 года определяет самые большие группы: русские — (41,4 %), чуваши —35,8 %, мордва — 17 %, татары — 2,7 %, другие — 3,1 %.
О национальном составе учащихся школы в 2016-17 учебном году мы можем сказать примерно то же: основные нации у нас в школе те, же что и в районе: на 1 месте русские - более 40 %, чуваши –на 2 месте (более 30 %) , на третьем месте мордва (около 20 % опрошенных).Более подробную информацию о национальном составе школьников мы расскажем во второй части главы.
2.2. Демографический портрет нашей школы в 2016-17 учебном году.
И так, каков же демографический портрет нашей школы в 2016-17 учебном году? Отражаются ли на конкретно взятой школе демографические процессы, происходящие в России, области, районе?
Численность обучающихся на 1 сентября текущего учебного года составила 617 человек. Из них 317 мальчиков и 300 девочек. Численность обучающихся за первые два исследуемых года снижалась, затем в течение трех лет возрастала. Это связано как с увеличением количества первоклассников, так и увеличением количества ребят, приехавших к нам учиться из других школ.
Количество учащихся, приехавших в нашу школу из других школ в этом учебном году – 42 человека. Из ни-32 мальчика и 10 девочек. Наибольше количество учащихся к нам приехало из Сергиевского района-21 учащийся. Больше всего таких ребят в 5 кадетском классе - 9 человек.
Если мы уберем при подсчете мальчиков и девочек приезжих ребят, то девочек в школе будет 290, а мальчиков 296, что отражает общемировые тенденции рождаемости большего количества мальчиков, чем девочек. Ученые - демографы утверждают, что их количественные показатели сравняются только, примерно, к возрасту 20 лет. Превышение мальчиков над девочками мы можем увидеть и в показателях рождаемости Самарской области и Исаклинского района.
Всего классов в школе - 31. Самые большие по численности параллели- это 2-е и 7 классы –по 75 учащихся. Меньше всего параллель 11 классов- 34 учащихся.
Самый многочисленный класс в младшей школе - 2б -27 учащихся (кл.рук. Иванова Н.В.) , в среднем звене – 8а - 23 учащихся (кл. рук. Мичурина А.Н.) , в 9-11 классах - 9а - 26 учащихся (кл. рук. Павленко А.Ф.). Самый маленький класс в школе – 7к -12 человек (кл. рук. Башкирова Е.В.)
Возрастной состав учащихся представлен в диаграмме:
Больше всего в школе учащихся 8 и 13 лет. Меньше всего 18 летних- 1 учащийся. Чтобы было наглядней, мы составили половозрастную пирамиду учащихся школы.
Ребят с ограниченными возможностями здоровья насчитывается в школе 88 человек, что составляет 14 , 2 % от общего количества учащихся.
Из них обучаются по индивидуальным программам 38 человек, 3-е из них обучаются на дому из-за серьезных ограничений по здоровью, 50 учащихся занимаются по интегрированным учебным программам в классах. В этом учебном году в школе насчитывается 9 детей-инвалидов.
Для выяснения национального состава ребят, обучающихся в нашей школе, мы провели анкетирование, а также, чтобы сведения были более полными, мы обратились к классным руководителям тех ребят, которые по каким – либо причинам не смогли участвовать в анкетировании. Анкеты и беседы с классными руководителями помогли нам выяснить национальный состав учащихся нашей школы. Всего было опрошено 576 учащихся. Он показан в следующей таблице:
Русские |
Чуваши |
Мордва |
Татары |
Украинцы |
Армяне |
Узбеки |
236 |
195 |
92 |
23 |
16 |
12 |
3 |
В целом, национальный состав нашей школы примерно повторяет национальный состав Самарской области и Исаклинского района по основным национальностям, то есть национальный состав нашей школы также отражает особенности демографической ситуации по данному направлению в целом по области.
Заключение
На основании полученных данных во время работы над нашим исследовательским проектом, мы смогли сделать вывод, подтверждающий нашу гипотезу о том, что на основных демографических характеристиках школы в целом (численности, половом, этническом составе) отражаются демографические процессы Самарской области и Исаклинского района
Не смотря на то, что в нашей школе прослеживается небольшой прирост учащихся за последние 3 года, а в Самарской области и Исаклинском районе - убыль населения, мы выяснили, что это происходит, в основном, за счет тех ребят, которые выбрали нашу школу для обучения, хотя на своей территории у них есть свои школы. Мы поддерживаем политику администрации школы по открытию кадетских классов, ведь за счет них в нашей школе больше ребят, а значит и закрытие ей пока не грозит. Может быть, в дальнейшем, будет целесообразным продумать и развить еще какое – то направление, например профориентационного характера, когда в нашей школе ребята 10-11 классов могли бы получать еще и начальное профессиональное образование. Тогда численность учащихся в старшей школе была бы в разы выше.
Если говорить о проблеме рождаемости , то и в Самарской области и в Исаклинском районе наблюдается естественная убыль населения и снижение рождаемости. Рост или уменьшение количества первоклашек и выпускников напрямую зависит от показателя рождаемости. Чем выше рождаемость, тем больше учеников будет в будущем учиться в нашей школе. Так, в 2016 учебном году в школу пришло первоклашек на 14 человек меньше, чем в предыдущем. Это говорит о сложной демографической ситуации в районе и области, и в будущем она, конечно же, отразится на нашей школе. Поэтому мы думаем, что и в самой школе необходимо активно проводить воспитательную работу с родителями и старшеклассниками, направленную на ценностное отношение к многодетности, семье в целом.
Национальный состав нашей школы в целом повторяет национальный состав области и района. Мы объясняем это историческими особенностями заселения территории нашего района.
В процессе работы над проектом мы поняли, что будущее любого населенного пункта полностью зависит от демографической политики государства, которая должна быть направлена на улучшение качества жизни, развитие сел и городов, на развитие отраслей промышленности и сельского хозяйства. Будет хозяйство хорошо развиваться, будут рабочие места - будет и увеличиваться численность населения, соответственно количество детей школьного возраста и школы будут существовать многие годы.
Используемая литература
1. Цифровые данные статистических отчетов школы
2. Классные журналы
3.Приказы о зачислении обучающихся по школе за 2012-2016 годы.
4. Статистические данные, предоставленные работниками отдела ЗАГС Исаклинского района и отдела статистики администрации муниципального района Исаклинский
5. Интернет-ресурсы:
-официальный сайт Территориального органа государственной статистики по Самарской области;
-официальный сайт Управления записи актов гражданского состояния Самарской области;
-официальный сайт администрации муниципального района Исаклинский Самарской области.
6.Максаковский В.П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира. Москва, Дрофа, 2014 год.