Несмотря на то, что с первой минуты своей жизни и до последней человек изучает, исследует окружающий мир, современное общество нуждается в человеке мыслящем, обладающем целостным, системным знанием об окружающей действительности. Это является актуальной проблемой настоящего времени.
Когда на уроках географии мы начали осваивать интеллектуальный инструментарий технологии Способа диалектического обучения (СДО), я сделала для себя открытие: мои знания обрывочные. А если системных знаний нет, то сложно понять единство мира во всем его многообразии.
Дидактический инструментарий СДО позволяет структурировать предметное содержание, несомненно, способствуя формированию системных знаний. Данный инструментарий применим абсолютно к любой науке, к любому уровню образования и в этом его уникальность. Стержнем Способа является операции с понятием и составление двух типов вопросов: вопросов-понятий и вопросов-суждений. Однако основным инструментарием в СДО являются сборники понятий, которые с одной стороны развивают у обучаемых умения оперировать понятиями (определять и делить, обобщать и ограничивать), т.е. мыслить, с другой стороны, способствуют формированию системных знаний.
Сборник понятий существенно отличается от учебной и справочной литературы рядом особенностей. Во – первых, понятия в нем располагаются не в алфавитном порядке (как в справочниках и энциклопедиях), а следуют от общего (род) через особенное к единичному (виды), что позволяет устанавливать родо – видовые отношения между понятиями. Во - вторых, понятия даны не в форме простого перечисления, а располагаются в соответствии с основаниями деления, что обеспечивает их диалектическую взаимосвязь. При заполнении сборника понятий необходимо применять правила определения и деления понятия, поскольку эти логические операции лежат в основе заполнения граф «Содержание понятия» и «Объем понятия».
Узнав о роли сборника понятий в моем обучении, я решила привести в систему свои знания о климате Земли и структурировать изучаемый материал по данной теме.
В начале исследования была выдвинута гипотеза: извлечение из учебных текстов информации об изучаемых понятиях и структурирование её посредством разработки сборника понятий и комплекта карточек обеспечивает более эффективное усвоение предметного содержания, а следовательно, повышает качество знаний.
Объектом работы является предметное содержание по теме «Климат».
Предметом исследования система понятий по теме «Климат».
Цель настоящего исследования: изучив различные источники информации (учебники, энциклопедии и справочники), включающие сведения по теме «Климат», структурировать данную информацию посредством разработки сборника понятий и комплекта карточек на основе применения логических операций.
Цель обусловила следующие задачи:
1.Изучить структуру понятия, сущность его компонентов.
2.Подобрать разнообразную литературу, содержащую информацию о понятии «климат».
3.Научиться применять логические правила определения и деления понятия на примере понятия «климат».
4.Освоить алгоритм разработки сборника понятий.
5. Разработать сборник понятий по теме «Климат».
6. Составить комплект карточек по теме «Климат».
7. Составить логические схемы по теме «Климат»
Основные методы, используемые в работе - анализ справочной и учебной литературы, анализ содержания и объема понятия, формулирование проблемных вопросов.
Практическая значимость работы заключается том, что использование на уроках и в процессе самостоятельного изучения структурированного материала по теме «Климат» обеспечивает усвоение структурированных (системных) знаний.
Представленная работа по теме «Структурирование предметного содержания темы «Климат» по курсу физической географии» – попытка проникнуть в глубинную сущность знаний об окружающем мире и осознать значимость для современного человека структурированной информации в процессе познания.
I.Сущность понятия «климат»Термин «климат» был введен в научную литературу древнегреческим астрономом Гиппархом из Никеи во II в. до н. э. Дословно этот термин означает «наклон», «наклонение». И, следовательно, 22 столетия назад античные ученые хорошо себе представляли, что от наклона солнечных лучей зависели физико-географические условия на земной поверхности. В русский язык слово пришло в XVIII в. из латинского языка со значением «пояс Земли с определенной долготой дня».Представления Гиппарха и его последователей о том, что природные или климатические условия зависят только от наклона солнечных лучей или высоты Солнца над горизонтом, господствовали вплоть до начала XIX в. А. Гумбольдт (1769–1859) в своем труде «Космос» дал новое определение понятия «климат», которое учитывало влияние океана с его течениями. Впоследствии была всесторонне развита и детализирована, прежде всего, в трудах В. Докучаева (1857–1903 гг.) теория широтной, а затем и вертикальной географической, в том числе и климатической, зональности поверхности суши.
Теперь, когда остроумное древнегреческое определение климата ушло в прошлое, стало необходимо сформулировать современное определение климата, которое было бы достаточным как для физического понимания, так и для численного моделирования климата. Таким образом, климатом называется статистическая совокупность состояний, проходимых системой «атмосфера–океан–суша–криосфера–биосфера» за периоды времени в несколько десятилетий. В таком понимании климат есть понятие глобальное. Под климатом в узком смысле слова, или локальным климатом, понимают совокупность атмосферных условий за многолетний период, свойственных тому или иному месту в зависимости от его географической обстановки. В таком понимании климат является одной из физико-географических характеристик местности.
Мы уже знаем, что для того, чтобы осмысленно оперировать понятиями, правильно их использовать в решении теоретических и практических задач необходимо уметь выявлять две основные логические характеристики: объем и содержание понятия.
Проделаем анализ содержания понятия «погода» и выявим её существенные признаки.
Погода – состояние атмосферы в той или иной местности в данный момент или за ограниченный промежуток времени – сутки, месяц, год[1,с.230].
Погода - это совокупность метеорологических величин и явлений, которые характеризуют состояние атмосферы в определенный момент времени в строго определенном месте[4,c.7].
Погода – состояние нижнего слоя атмосферы в данном месте и в данное время[5,с.149].
Все три определения являются истинными, так как в них указан истинный родовой (состояние атмосферы) и два истинных видовых признака.
Мы считаем, что содержание понятия «погода» будет представлять собой совокупность таких признаков как состояние атмосферы в определенный отрезок времени (в данную минуту, день, месяц, сезон). Совокупность метеорологических величин (температура, влажность, давление, скорость ветра и т. д.) и явлений (туман, гололед, метель, буря, смерч и т. д.), подверженность постоянным изменениям.
Проделаем анализ содержание понятия «климат» и выявим его существенные признаки.
Климат, -а, м, - «устойчивая совокупность метеорологических условий, свойственных данной местности, характерных для неё»[6,с.401].
Климат – многолетний режим погоды, характерный для какой либо местности[5,с.154].
Климат – многолетний режим погоды в той или иной местности, одна из её важнейших географических характеристик[1,c.134].
Климат–результат климатообразующих процессов, непрерывно протекающих в атмосфере и деятельном слое[1, с.134].
Климат– это статистический ансамбль состояний, который проходит сложная система взаимодействия атмосферы, гидросферы и земной коры.(А. С. Монин)
Климат – совокупность атмосферных условий за многолетний период, свойственных тому или иному месту в зависимости от его географической обстановки.
Перечислим выявленные существенные признаки понятия «климат»: средние и крайние значения отдельных метеорологических элементов, пределы изменчивости метеорологических элементов, анализ их повторяемости(режим),определенный промежуток времени в данной местности (обычно за 30 лет), определенная стабильность.
Сравнивая существенные родовые признаки понятий «погода» и «климат» можно сказать, что родовой признак понятия «погода»– состояние атмосферы, а родовой признак понятия «климат» - многолетний режим (повторяемость) погоды. Если говоря о погоде, мы понимаем погоду сегодняшнего дня или какой-то его части, погоду месяца или сезона года, погоду прошлого или будущего года, то климат как бы складывается из серии погод за несколько десятилетий, и естественно, при усреднении многие отклонения от нормального хода погодных условий не принимаются во внимание. В отличие от погоды, которая очень изменчива, климат территории с течением времени изменяется мало. Если погода именно «наблюдается», то климат нельзя просто «наблюдать», поскольку климатическая информация о «средней погоде» содержится только в климатических справочниках.
Таким образом, в повседневной жизни мы довольно часто путаем погоду с климатом, совершенно неправильно трактуя два совершенно разных понятия.
II. Логические операции с понятием «климат» как основа структурирования предметного содержания по теме «Климат» 2.1. Определение понятия «климат»Раскрыть содержание какого-либо понятия – значит указать его существенные признаки.
Логическая операция, раскрывающая содержание понятия, называется определением [3, с.40].
Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме.
Выделяют четыре правила определения понятия.
Правило 1. Определение должно быть соразмерным.
Определение «Климат – многолетний режим погоды».
Правило 2. Определение не должно заключать в себе круга.
Определение «Морской климат – климат, на который сильное влияние оказывает близость моря».
Правило 3. Определение должно быть ясным.
Определение «Реки - продукт климата» (А. И. Воейков).
Правило 4. Определение не должно быть отрицательным. Таково, например определение «Климат – не погода».
Это примеры ошибок, которые получаются при нарушении каждого правила определения понятия.
Как цельная форма мысли понятие представляет собой закономерное единство двух противоположных составляющих его элементов: содержания и объема. Объем – структурный элемент понятия, отражающий собой совокупность предметов, обладающих одинаковыми существенными и отличительными признаками. Так, объем понятия «климат» отражает собой всю совокупность климатов на нашей планете, все их множество.
Обобщить понятие – это значит перейти от понятия с меньшим объемом, но с большим содержанием к понятию с большим объемом, но с меньшим содержанием [3, с.38].
Для образования какого-либо нового понятия путем обобщения нужно уменьшить содержание исходного понятия, т.е. исключить видовые (индивидуальные) признаки. Например, возьмем понятие «тропический континентальный климат», исключим видовой признак «континентальный» и получим понятие с большим объемом, но с меньшим содержанием – «тропический климат».
Обобщение понятия не может быть беспредельным. Наиболее общим являются понятия с широким объемом – категории. Категории не имеют родового понятия, обобщить их нельзя.
Ограничение понятий представляет собой операцию, противоположную операции обобщения.
Ограничить понятие – значит перейти от понятия с большим объемом, но с меньшим содержанием к понятию с меньшим объемом, но с большим содержанием. [3, с.38].
Чтобы ограничить понятие, нужно перейти от рода к виду: увеличить его содержание путем прибавления видовых признаков. Например, так, добавление к перечню существенных признаков общего понятия «климат» еще и признака «умеренность» (а это определенно увеличивает содержание) сразу же сокращает объем исходного понятия до нового – «умеренный климат». Добавление еще одного признака, например «континентальность», сокращает объем еще более – до понятия «умеренный континентальный климат».
Пределом ограничения понятия является единичное понятие (например, «умеренный резко - континентальный климат г.Лесосибирска в районе березовой рощи»).
Закономерная связь объема и содержания понятия определяет целостность данной формы мысли. Обратное отношение объема и содержания понятия выступает главным законом структуры данной формы мысли. Увеличение объема понятия влечет за собой сокращение его содержания, а увеличение содержания – уменьшение объема, и наоборот. Обратный процесс – сокращение содержания, - естественно, повлечет за собой увеличение объема понятия.
2.2. Деление понятия «климат»Раскрыть объем понятия, т.е. распределить предметы, которые мыслятся в понятии, на отдельные группы. Так, чтобы понять сущность климата, считаем, следует выделить его генетические типы.
Логическая операция, раскрывающая объем понятия, называется делением.
В операции деления следует различать делимое понятие (родовое), т.е. понятие, объем которого требуется раскрыть. Члены деления, т.е. соподчиненные виды, на которые делится понятие (они представляют собой результат деления) и основание деления – признак, по, которому производится деление. Основанием деления является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия. В процессе деления понятия необходимо соблюдать четыре правила, которые обеспечивают четкость и полноту деления.
Правило 1.
Деление должно быть соразмерным: сумма объемов членов деления должна быть равна объему делимого понятия.
Задача деления заключается в том, чтобы перечислить все виды делимого понятия. Поэтому объем членов деления должен быть равен в своей сумме объему делимого понятия. Если, например, при делении умеренного климата будут указаны только умеренный морской, умеренный умеренно – континентальный, умеренный континентальный, то правило соразмерности деления будет нарушено, так как два члена деления (умеренный резко – континентальный и умеренный муссонный климаты) не указаны. Такое деление называется неполным.
Правило соразмерности будет нарушено и в том случае, если будут указаны лишние члены деления, т.е. понятия, не являющиеся видами данного рода или принадлежащие ему, но по другому критерию деления. Такая ошибка будет иметь место, если например, при делении понятия «умеренный климат» кроме всех видов указывается умеренно теплый, который не входит в перечень типов климата, а является типом погоды.
Такое деление называют делением с лишними членами.
Правило 2.
В основу одного деления берется только один признак.
Деление должно вестись только по одному основанию. Это требование означает, что избранный вначале в качестве основания отдельный признак или совокупность признаков не следует в ходе деления подменять другими признаками.
Правильно, например, делить климат на холодный, умеренный и жаркий. Деление его на холодный, умеренный, жаркий, морской и континентальный будет уже неверным: вначале деление производилось по среднегодовой температуре, а затем – по новому основанию.
Примечание: остальные правила являются следствием из данного правила, если деление начинается с критерия, определяющего происхождение понятия.
Правило 3.
Члены деления должны быть противоположны и взаимно исключать друг друга.
Данное правило приводит к выводу, что при делении понятия по каждому конкретному основанию деления может получаться только 2 вида (т.к. противоположными могут быть только 2 понятия) или 3, если есть промежуточный (переходный) вид между противоположными. Логически неверным является деление климата на океанический, материковый и морской, т.к. понятие «морской климат» входит в объём понятия «океанический климат» и в материковый. Как видно, объемы понятий того и другого вида пересекаются, поэтому деление неверное.
Правило4.
Деление должно быть непрерывным (последовательным).
Неверным будет деление умеренного климата на:
1.1.Умеренный океанический климат
1.2.Умеренный климат побережий материков.
В таковом делении произошел скачок через понятие «умеренный материковый климат».
В связи с вышеизложенным считаем, что «проникнуть в глубину и сущность предмета можно только через содержание и объем понятия, овладев операциями определения (нахождение содержания) и деления (нахождение объема) понятий»[9,c.16].
III. Дидактический инструментарий Способа диалектического обучения«Процесс выведения понятий позволяет обнаружить существенные связи между ними, а значит, появляется возможность с одной стороны, все многообразие понятий отдельной предметной области представить в виде системы, а с другой стороны, обнаружить связи между понятиями данной системы»[5,с.16]. Такой подход к структурированию предметного содержания, несомненно, способствует формированию у обучаемых системных знаний и обеспечит понимание единства мира во всем его многообразии.
В теории и технологии Способа диалектического обучения разработан современный дидактический инструментарий познания, разработка которого позволяет учителю структурировать предметное содержание преподаваемой дисциплины, а ученикам – структурировать приобретаемые или повторяемые знания не только при изучении географии, но и по любому другому учебному предмету, что делает данный инструментарий универсальным.
К такому инструментарию относятся сборник понятий и комплект карточек (№ 1–6), каждый из которых имеет свою структуру и алгоритм разработки.
3.1. Сборник понятий по теме «Климат»При составлении сборника понятий мы использовали большое количество учебной и справочной литературы, что позволило обнаружить разные виды определений (структурное, генетическое, функциональное).
Разработку сборника понятий по теме«Климат» осуществляли последовательностью следующих действий: в графу понятие записали базовое понятие «климат»; в графу содержание понятия – определения, включающие родовой признак и два противоположных по отношению друг к другу видовых признака; в графу объем понятия внесли все выявленные виды (члены деления) изучаемого понятия с обязательным указанием выявленных оснований деления(критериев) с использованием римских цифр для основания деления(критерия) и двойной нумерации из арабских цифр для членов деления(видов), где первая цифра соответствует номеру основания деления, вторая указывает порядковый номер вида по данному основанию. Далее каждый вид, выведенный в объеме родового понятия, последовательно выносили из графы объем понятия в графу понятие, затем аналогично предыдущим операциям в соответствующих графах раскрывали его объем и так далее. Заполнение сборника понятий по какой-либо изучаемой теме осуществляется до тех пор, пока каждое понятие из объема делимого понятия (член деления) не будет определено по содержанию(раскрыта его структура) и поделено до единичного – конкретного (примера).
Мы при заполнении сборника понятий применяли правила определения и деления понятия, описанные в 3 разделе, поскольку эти логические операции лежат в основе заполнения граф «Содержание понятия» и «Объем понятия».
Выяснили, что составление сборника понятий существенно отличается от учебной и справочной литературы рядом особенностей. Во–первых, понятия в них располагаются не в алфавитном порядке (как в справочниках и энциклопедиях), а следуют от общего (род) «климат» через особенное («жаркий климат», «экваториальный климат», «континентальный экваториальный климат») к единичному, т.е. конкретному («континентальный экваториальный климат впадины Конго»), что позволяет устанавливать родовидовые отношения между понятиями. Во - вторых, понятия даны не в форме простого перечисления, а располагаются в соответствии с основаниями деления, что обеспечивает их диалектическую взаимосвязь.
В качестве примера, иллюстрирующего применение алгоритма разработки сборника понятий с целью структурирования предметного содержания на основе выявления родовидовых связей, рассмотрим фрагмент сборника понятий по теме «Климат» (таблица 1).
Таблица 1. Сборник понятий по теме «Климат» (фрагмент)
№№ |
Понятие |
Содержание понятия |
Объём понятия |
11. |
Климат |
1.Многолетний режим погоды в той или иной местности, одна из её географических характеристик [1, с.134]. 2. Результат климатообразующих процессов непрерывно протекающих в атмосфере и деятельном слое [1,с.134]. 3.Статистический многолетний режим погоды, одна из основных географических характеристик той или иной местности [3,с.266]. 4.Совокупность и последовательность смены погоды в данной местности, зависящей от географических условий [8,с.120]. Первое и третье определения равнозначны, можно оставить одно, но указать две сноски. |
I.По среднегодовой температуре воздуха (количеству поступающей солнечной энергии): 1.1. Жаркий климат; 1.2. Умеренный климат; 1.3. Холодный климат. II.По соотношению между осадками и испарением: 2.1. Гумидный (влажный) климат; 2.2. Нивальный (снежный) климат. 2.3. Аридный (сухой) климат. III. По величине атмосферного давления по вертикали: 3.1. Климат приземного слоя воздуха; 3.2. Климат свободной атмосферы. IV. По размеру территории, охваченной климатическими исследованиями: 4.1. Макроклимат; 4.2. Мезоклимат; 4.3. Микроклимат. V.По времени существования: 5.1.Климаты прошлого [1,с.138]; 5.2.Современные климаты [1,с.110]. |
Более полный сборник понятий помещён в Приложении 2, где можно увидеть всю систему понятий по теме «Климат», установить родовидовые отношения между видами климата, на основе сборника понятий теперь можно представить классификацию климата в виде логической схемы.
Разработанный сборник понятий содержит виды (типы) климата с описанием их содержания и объема. Но мы, тем не менее, не застрахованы от замечаний специалистов в этой предметной области. Данный сборник можно использовать для подготовки к итоговой контрольной работе, олимпиадам, а также при подготовке к ЕГЭ.
3.2. Дидактические карточки по теме «Климат»В процессе самостоятельной работы с предметным содержанием составлен вариант интеллектуальных карточек для развития логического мышления (См. прил.5).
В комплект входят карточки, отличающиеся как структурой, так и предназначением (функцией) (См. прил. 4):
Карточка №1 – «Вопрос – понятие»;
Карточка №2 – «Вопрос – суждение»;
Карточка №3 – «Сравнение»;
Карточка №4 –«Противоречие»;
Карточка №5 –«Категории философии»;
Карточка №6 –«Умозаключение».
Поскольку комплект карточек является интеллектуальным инструментом для усвоения учебного материала и развития мышления, то его использование так же способствует формированию структурированных и осознанных знаний и развивает логическое мышление при изучении курса географии.
ЗаключениеРезультатом учебно – исследовательской работы является подробное изучение теоретических основ общей характеристики понятия «климат»,овладение операциями определения (нахождения содержания) и деления (нахождение объема) понятия «климат»,разработанный сборник понятий по теме «Климат» и комплект карточек, основанные на теории и технологии Способа диалектического обучения (авторы данной технологии А.И. Гончарук, В.Л Зорина).
На наш взгляд, данная работа имеет практическое значение:
– анализ содержания понятия «климат» и его объёма (пп. 3.1 и 3.2) позволяет рассмотреть данное понятие с разных точек зрения в его диалектическом развитии;
– сборник понятий (Приложение 2) и комплект карточек (Приложение 4) можно использовать для усвоения структурированных знаний, при проведении исследовательских работ, при подготовке к итоговой контрольной работе, олимпиадам, а также при подготовке к ЕГЭ.
Таким образом, составленный сборник понятий и комплект карточек для развития логического мышления подтверждает выдвинутую нами гипотезу: одновременное использование учебного текста, сборника понятий и заполнение карточек способствует формированию системных знаний, ускоряет и делает более эффективным процесс усвоения учебной информации.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что извлечение из учебных текстов информации об изучаемых понятиях и структурирование её посредством разработки сборника понятий и комплекта карточек обеспечивает более эффективное усвоение предметного содержания, нашла своё подтверждение посредством апробации данных материалов в процессе изучения географии.
Представленная работа по теме «Структурирование предметного содержания дисциплины «Физическая география» по теме «Климат» позволила совершить попытку проникнуть в глубинную сущность знаний об окружающем мире на примере конкретной темы по географии и осознать значимость разработанного инструментария познания на основе структурирования изучаемого материала для современного ученика.
Выполненная нами работа не может рассматриваться как всесторонне исследованный вариант. Это лишь представление анализа части учебной и справочной литературы по данной теме. Моя первая попытка структурировать свои знания.
Библиографический список1. Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины. Трешников, А.Ф., Алаев, Э.Б., Алампиев, П.М. ... Издательство. Советская Энциклопедия. Год. 1988. – 435 с.
2.Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика: Учеб. Для юридич. Вузов и фак. ун-тов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1987. – 271 с.
3. Любушкина С.Г. Общее землеведение : Учеб.пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. "География" / С.Г. Любушкина, К.В. Пашканг, А.В. Чернов; Под ред. А.В. Чернова. - М.: Просвещение, 2004. - 288 с.
4.Ясаманов Н.А. Занимательная климатология. – М.: Знание, 1989. – 192 с. – (Нар. Ун-т. Естественнонаучный фак.).
5..География: Физическая география: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 232 с.: ил.
6.Черных, П.Я. Историко - этимологический словарь современного русского языка: в 2 / П.Я. Черных. – 7 изд., стереотип. – М.: Рус. яз. –Медиа, 2006., 621 с.
7.Учебник. Метеорология и климатология. Хромов С. П. (5-е изд., перераб. и доп. проф. М. А. Петросянцем).- МГУ, 2001. – 528 с.
8.http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Экваториальный%20климат/
9.Удивительный мир диалектики. Способ диалектического обучения: проблемы, поиски, находки: материалы Межрегионального фестиваля/ под научной редакцией В.Л. Зориной. – Красноярск: ККИПКиППРО, 2006. – 188 с.
Приложения Приложение 1.Схема «Отношения между понятиями»
Приложение 2Сборник понятий по теме «Климат»
№ |
Понятие |
Содержание понятия |
Объем понятия |
1. |
Климат |
1.Многолетний режим погоды в той или иной местности, одна из её географических характеристик [1, с.134]. 2. Результат климатообразующих процессов непрерывно протекающих в атмосфере и деятельном слое [1,с.134]. 3.Совокупность и последовательность смены погоды в данной местности, зависящей от географических условий [8,с.120]. |
I.По среднегодовой температуре воздуха: 1.1.Жаркий климат; 1.2.Умеренный климат; 1.3.Холодный климат. II. По области формирования: 2.1. Континентальный климат; 2.2. Океанический климат. III.По соотношению между осадками и испарением: 3.1.Гумидный (влажный) климат; 3.2.Нивальный (снежный) климат. 3.3.Аридный (сухой) климат. IV.По величине атмосферного давления по вертикали: 4.1.Климат приземного слоя воздуха; 4.2.Климат свободной атмосферы. V. По размеру территории охваченной климатическими исследованиями: 5.1. Макроклимат; 5.2.Мезоклимат; 5.3.Микроклимат. VI.По времени существования: 6.1.Климаты прошлого [1,с.138]; 6.2.Современные климаты [1,с.110]. |
2. |
Жаркий (температурный пояс) климат |
Совокупность географических поясов с наиболее высокими температурами воздуха, включающий экваториальный, субэкваториальный и тропический пояса. Границу проводят по среднегодовой изотерме 200С, проводящей близ 300с.ш. и ю.ш. [1,с.94]. |
I.По величине изменения температур ( количества осадков) зимнего периода: 1.1.Экваториальный климат; 1.2.Субэкваториальный климат; 1.3.Тропический климат. |
3. |
Экваториальный климат |
Жаркий и влажный климат, охватывающий районы близ экватора. Отличается преимущественно пониженным атмосферным давлением, высокими температурами воздуха (24-280С), обильными осадками (на равнинах св. 1500 мм, на горных склонах 6000-10000 мм) слабыми ветрами [1,с.339]. |
Примеры: экваториальный климат впадины Конго, Гвинейского залива. |
4. |
Субэкваториальный климат |
Жаркий климат, которому свойственна сезонная смена воздушных масс: летний муссон приносит ЭВ, зимний муссон (пассат) – ТВ. |
I. По продолжительности дождливого периода: 1.1. Климат тропических муссонов западных берегов 1.2. Климат тропических муссонов восточных берегов |
5. |
Климат тропических муссонов западных берегов |
Тип субэкваториального климата, с ярко выраженным муссонным ходом температур. Летний муссон (Ю-З) приносит влагу, зимний (С-В) – сухой [7,с.508] |
Пример: климат тропических муссонов западных берегов Западной Африки. |
6. |
Климат тропических муссонов восточных берегов |
Тип субэкваториального климата, отличающийся большой продолжительностью дождливого периода, со смешением максимума осадков на конец лета и начало осени, и сравнительно влажным «сухим» периодом [7,с.508] |
Пример: климат тропических муссонов восточных берегов Вьетнама. |
7. |
Тропический климат |
Климат тропических широт, как правило сухой и жаркий, формирующийся в течение всего года, под воздействием областей повышенного давления, субтропических поясов и пассатной циркуляции над океанами и депрессиями термического происхождения над материками [1,с.313]. |
I. По влиянию течений, проходящих вдоль берегов, на величину годовых осадков: 2.1. Тропический климат западных побережий; 2.2. Тропический климат восточных побережий. |
8. |
Тропический климат западных побережий (климат прибрежных пустынь) |
Тропический климат, для которого характерны сравнительно низкие температуры воздуха (18-200С) и малым количеством осадков (менее 100 мм в год) при большой влажности воздуха (80-90%) [7,с.513]. |
Пример: тропический климат западных побережий (климат прибрежных пустынь) пустыни Западная Сахара, Намиб, Атакама, Калифорнийская. |
9. |
Тропический климат восточных побережий |
Тропический климат в котором в течение всего года на восточном побережье преобладает вынос морского тропического воздуха ветрами пассатов, характерны высокие температуры (240С), большое количество осадков (500 -1000 мм) [7,с.512]. |
Пример: тропический климат восточных побережий Африки в долине р.Лимпопо. |
10. |
Умеренный (температурный пояс) климат |
Широтный пояс Земли с определенными условиями температур воздуха, расположенный между годовой изотермой 20-100С самого теплого месяца [1,с.302] |
I.По характеру циркуляции (количество зональных ВМ): 1.1. Субтропический климат; 1.2.Средиземноморский климат; 1.3. Муссонный климат. |
11. |
Субтропический климат |
Климат субтропических широт, характеризуется преобладанием тропических воздушных масс летом и умеренных зимой [1,с.295]. |
Примеры: Континентальный субтропический климат Туранской низменности; г. Ташкента; Океанический субтропический климат акватории Тихого океана вдоль параллели 400ю.ш. |
12. |
Средиземноморский климат (субтропический климат западных берегов) |
Тип умеренно теплого субтропического климата, с жарким сухим летом (20-250С) и прохладной зимой (5-100С), количества осадков (400-600 мм в год) [1,с.289]. |
Пример: средиземноморский климат (субтропический климат западных берегов) Южной Европы, Передней Азии, юга Африки, юга Австралии, Западного Закавказья, Колхидской низменности, Рима |
13. |
Муссонный климат (субтропический климат восточных берегов) |
Субтропический климат на восточных побережьях северного полушария, в котором летом преобладает устойчивый муссон с океана (мТВ), жарко (+25°С), влажно, зима сравнительно прохладная (в среднем 0… +5°С),сухая [7,с.518] |
Пример: муссонный климат (субтропический климат восточных берегов) Восточного Китая, Шанхая, Пекина, Вашингтона (С. Америка), Буэнос – Айреса (Ю.Америка). |
14. |
Умеренный климат западных побережий материков (морской климат) |
Разновидность умеренного климата, характеризуется не очень жарким летом и мягкой зимой, без устойчивого снежного покрова, равномерным сезонным распределением осадков. Преобладает перенос на материк морских ВМ зимой и летом [7,с.522]. |
Пример: умеренный климат западных побережий материков (морской климат) г.Париж. |
15. |
Умеренный климат восточных побережий материков (муссонный климат) |
Разновидность умеренного климата, зима малооблачная и сухая со значительными холодами и резким минимумом осадков, летом ярко выражена циклоническая деятельность с достаточно обильными осадками [7,с.523]. |
Пример:умеренный климат восточных побережий материков (муссонный климат) Приморского края России, Северо-Восточного Китая, о.Сахалин. |
16. |
Холодный климат |
Тип климата, имеющий годовую изотерму самого теплого месяца от 100С до 00С, и изотерму всех месяцев ниже 00С. |
I.По количеству зональных воздушных масс: 1.1. Субарктический (субантарктический) климат; 1.2. Арктический (антарктический) климат |
17. |
Субарктический (субантарктический) климат |
Холодный климат, со средними темп-рами января на материках и островах от -50 до -400 С, июля от 50 до 120 С, осадков 300-500 мм в год (их сумма превышает испаряемость). Большая часть выпадает в твердом виде, снежный покров лежит 7-8 месяцев. |
Примеры: Океанический субарктический климат Баренцева моря; Океанический субарктический климат на полуострове Таймыр. |
18. |
Арктический (антарктический) климат |
Климат, с низкими зимними темп-рами (до -400С), обусловленными сильным излучением и охлаждением поверхности снега и льда во время длительной полярной ночи; значительным притоком солнечной радиации летом. Годовая сумма осадков 100-200 мм. |
Пример: арктический (антарктический) климат Арктики, Антарктиды. |
19. |
Континентальный климат |
Климат, формирующийся под воздействием ветра, колебаний температур и осадков на материках. |
I.По величине годовой амплитуды воздуха: 1.1.Умеренно континентальный материковый климат; 1.2. Резко континентальный материковый климат. |
20. |
Умеренно континентальный материковый климат |
Тип климата на территории Евразии и Северной Америки, характеризуется теплым летом и холодной зимой с устойчивым снежным покровом. Годовая амплитуда температуры большая и растет с удалением в глубь материка. Условия увлажнения меняются в направлении как с юга на север, так и с запада на восток. |
Пример: умеренно континентальный материковый климат европейской части территории России |
21. |
Резко континентальный материковый климат |
Разновидность континентального климата, характеризуется значит.колебаниями среднесуточных и месячных темп-р воздуха (последние превышают иногда 700С), свойственно малое количество атм. осадков (часто менее 100 мм в год), небольшая облачность, высокая испаряемость [1.с.263]. |
Пример: резко континентальный материковый климат территории Якутии. |
22. |
Океанический климат |
Климат, определяющийся свойствами морского тропического воздуха, формирующийся над поверхностными водами океанов. |
Примеры: Океанический климат Гвинейского залива; Океанический тропический климат акватории Атлантического океана в районе тропиков; Океанический субэкваториальный климат в районе Маршалловых островов. |
23. |
Гумидный (влажный) климат |
Климат областей с избыточным увлажнением (гл. обр. зоны экваториальных лесов,тайги и тундры). Избыток влаги удаляется поверхностным стоком, что способствует развитию эрозионных форм рельефа [1,с.82]. |
I.По агрегатному состоянию воды: 1.1.Полярный климат; 1.2.Фреатический климат. |
24. |
Полярный климат |
Тип гумидного климата (наблюдается в субарктическом и умеренном географическом поясах) характерен для зон с многолетнемерзлым грунтами, которые тормозят грунтовое питание рек и усиливают сток атмосферных осадков. |
Пример: полярный климат Арктики и прилегающих районов Субарктики. |
25. |
Фреатический климат |
Тип гумидного климата (наблюдается в экваториальном поясе) с частичным просачиваниемосадков в почву и наличием грунтового питания. Для ландшафтов с гумидным климатом типична разнообразная и обильная лесная растительность. |
Пример: фреатический климат Амазонской низменности, впадины Конго. |
26. |
Нивальный (снежный) климат |
Климат, в условиях которого снега выпадает больше, чем успевает растаять и испариться, что способствует образованию снежников и ледников. Избыток твёрдых осадков удаляется гл. обр. при движении льда ледников, а также лавинами [1,с.200] |
Примеры: Полунивальный климат о. Гренландия; Вполне нивальный климат Антарктиды. |
27. |
Аридный (сухой) климат |
Климат областей с недостаточным атм. увлажнением и высокими темп-рами воздуха, испытывающими большие суточные колебания; величина возможной испаряемости сильно превышает годовую сумму осадков [1,с.17] |
Примеры: Полуаридный климат лесостепей и степей умеренного пояса; Вполне аридный климат тропических пустынь. |
28. |
Климат приземного слоя воздуха |
Климат, при котором атмосферные условия в самом нижнем слое воздуха, непосредственно над почвой (выс. 1,5-2 м) [1, с.134]. |
Пример: климат приземного биологически активного слоя. |
29. |
Климат свободной атмосферы |
Климат, при котором климатические условия в тропосфере и нижней стратосфере (до высоты 20-25 км),отличаются меньшими значениями атмосферного давления, темп – ры и влагосодержания воздуха, большей скоростью ветров и устойчивостью их направлений [1.c.134]. |
Пример: климат слоя атмосферы на высоте 20 км. |
30. |
Микроклимат |
Климат приземного слоя воздуха на небольшой территории (лесная полянка или опушка, берег реки, площадь города и т.п.)[1,с.184]. |
Пример: микроклимат в пределах березовой рощи г.Лесосибирска. |
31. |
Мезоклимат (местный климат) |
Климат сравнительно небольшой территории, которую можно удовлетворительно охарактеризовать данными одной или нескольких метеостанций (напр., климат отдельного лесного массива, морского побережья, небольшого города)[1,с.180]. |
Пример: мезоклимат г. Москвы. |
32. |
Макроклимат от греч. Makros – большой и климат [1, с.170] |
Климат Земли в целом, крупных регионов (материков, океанов) или их значительных частей (природных зон и областей), рассматриваемый в своих основных чертах [1,с.170]. |
Пример: климат Африки. |
33. |
Климаты прошлого |
Климаты, наблюдавшиеся в минувшие эпохи существования Земли 1,с.138] |
Пример: климат фанерозоя (570 миллионов лет назад). |
34. |
Современные климаты |
Климат за последние десятки (иногда сотни) лет, определяется на основании метеонаблюдений, а также с помощью дендрохронологических и других методов. |
Пример: климаты Северного и Южного полушарий за последние 100 лет. |
Схема 1. Логическая (классификационная) схема «Климат»
По среднегодовой
температуре
воздуха
Схема 2. Логическая схема по теме «Жаркий климат»
Приложение 4Современный дидактический инструментарий познания, разработанный в системе теории и технологии Способа диалектического обученияКомплект карточек для структурирования предметного содержания, развития логического мышления учащихся в процессе самостоятельной работы с предметным содержанием
Карточка №1— Вопрос-понятие 1. Что называется…? 2. Что считается…? 3. Что понимается под…? 4. Что представляет собой…? 5. Что выражает…? 6. Что является…? 7. Что такое…? 8. Каковы свойства и виды…? 9. В чем заключается сущность…? Карточка №3— Сравнение 1. По сравнению с…, … 2. Так же, как и…, … 3. Как…, так и… 4. Сравнивая…, можно сказать, … 5. Кроме…, еще… 6. Помимо… 7. Больше, чем… 8. Не только…, а и… 9. Наряду с… 10. Если…, то… 11. В отличие от… Карточка №5— Категории философии 1. Сущность — явление 2. Содержание — форма 3. Первичное — вторичное 4. Качество — количество 5. Общее — частное 6. Общее — особенное — единичное 7. Единство — многообразие 8. Причина — следствие 9. Часть — целое 10. Пространство — время 11. Возможность — действительность 12. Необходимость — случайность |
Карточка №2— Вопрос-суждение С — вопросительные слова 1 — первое понятие (субъект — подлежащее суждения) — связка между понятиями 2 — второе понятие (предикат — сказуемое суждения) Синонимический рядвопросительных слов: 1. Чем объяснить, что…? 2. Как доказать, что…? 3. В каком случае…? 4. Когда…? 5. Каким образом…? 6. Вследствие чего…? 7. Почему…? Карточка №4— Противоречие 1. … что, а… 2. … тем, что… 3. … ,хотя… 4. … не…, но… 5. … если…, то… 6. … тем, чем… 7. …, несмотря на… 8. …,однако… 9. … не только… Карточка №6— Умозаключение Дедукция (от общего к частному) 1. Поскольку…, 2. а…, Следовательно, … Индукция (от частного к общему) 1. Если…, 2. если…, 3. а…, Следовательно, … Аналогия 1. Если…, 2. то… |
Комплект карточек, позволяющих структурировать изучаемый материал
по теме «Климат»
Карточка №1(вопрос-понятие)
1.Что называется климатом?
2.Что считается режимом погоды?
3.Что понимается под климатообразующими факторами?
4.Что представляют собой географические условия?
5.Что выражает среднегодовая температура?
6.Что является атмосферой?
7. Что такое влажность?
8.Каковы свойства и виды климата?
9.В чем заключается сущность влияния климата на географическую оболочку Земли?
Карточка №2 (вопрос-суждение)
1.Чем объяснить, что климат делится на макроклимат, мезоклимат, микроклимат?
2.Как доказать, что климат Амазонской низменности относится к гумидному (влажному) климату?
3.В каком случае климат является жарким, умеренным или холодным?
4.Когда умеренный климат становится резко континентальным?
5.Каким образом формирование экваториального климата отличается от формирования тропического климата?
6.Вследствие чего изучение процессов климатообразования имеет большое значение при изучении природных комплексов?
7.Почему климат влияет на хозяйственную деятельность человека?
Карточка №3 (сравнение) «Климат и погода»
1.По сравнению с погодой, которая характеризует состояние нижнего слоя атмосферы в данное время, в данной местности, климат – это многолетний режим погоды, характерный для данной территории.
2.Так же, как и погода, климат характеризуется метеорологическими элементами: температурой воздуха, влажностью, атмосферным давлением.
3.Как погода, так и климат определяется явлениями, происходящими ее только в атмосфере, но и в других геосферах.
4.Сравнивая погоду и климат, можно сказать, что погода в основном зависит от воздушных масс, а климат от широтного положения места.
5.Кроме погоды, еще и климат влияет на окружающую среду и здоровье человека.
6.Помимо погоды, еще и климат изучается специальной наукой – метеорологией.
7. Объем понятия «климат» больше, чем объем понятия «погода».
8.Не только погоду, но и климат человек научился прогнозировать.
9.Наряду с климатом, и погода делится на виды.
10.Если для передачи информации о погоде используют синоптическую карту, то для передачи информации о климате используют климатическую карту.
11.В отличие от погоды, которая непрерывно и быстро изменяется, для климата характерна определенная стабильность, его изменение происходит достаточно медленно.
Карточка № 4 (Противоречие)
1.Известно, что годовой радиационный баланс на всем материке Антарктида отрицательный, а на некоторых её участках (оазисах) положительный.
2.Субтропический климат характеризуется жарким, засушливым летом, а между тем в Восточном Китае это время обильных осадков.
3. На Памире зимы бывают такие же холодные, как и на севере Евразии (до – 460С), хотя расположен Памир на широте Греции.
4.В некоторых местах земного шара побережья океанов имеют климат не морской, а континентальный (г. Аден).
5.Если тропические ливни над сушей проливаются после полудня, то над океанами ночью.
6. Чем больше изучается климат, тем меньше единодушия во взглядах на определение данного понятия.
7. Средняя температура января в Мурманске(690с.ш) такая же, как в Москве(560с.ш.), несмотря на то, что Мурманск расположен за полярным кругом.
8.На поверхности Антарктиды сосредоточено 90% пресной воды планеты Земля, однако Антарктида – самый сухой материк (годовое количество осадков менее 100 мм).
9. Климат территории меняется не только с севера на юг, он может меняться и с запада на восток.
Карточка №5 (категории) «Климат»
1.Количество – качество |
Средне – годовая температура воздуха 24-250С – экваториальный климат |
2.Содержание – форма |
Климат (многолетний режим погоды в той или иной местности) – климатический пояс, климатическая зона, климатическая область, тепловой пояс |
3.Первичное – вторичное |
Конденсация воздуха – выпадение осадков |
4.Сущность – явление |
Атмосферное давление – ветер |
5.Единство – многообразие |
Климат – экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный, арктический |
6.Общее – частное |
Климат – городской климат |
7.Причина – следствие |
Большое содержание в поясах низкого давления влаги - образуются облака, обильные дожди |
8.Общее – особенное – единичное |
Климат – микроклимат – микроклимат г.Лесосибирска |
9.Пространство – время |
Угол падения солнечных лучей на определенную территорию – сезоны года |
Карточка №6 - Умозаключение
Дедуктивное умозаключение
1.Поскольку климат, характеризующийся значительными колебаниями среднесуточных и месячных температур воздуха (последние превышают иногда 700С), малым количеством атмосферных осадков, незначительной влажностью воздуха, небольшой облачностью, высокой испаряемостью, называется резко-континентальным климатом,
2.а климат в г. Чита характеризуется значительными колебаниями температур воздуха ( Аг = +370С-(-54С)= 900С), малым количеством атмосферных осадков (менее 200 мм).
---------------------------------------------------------------------------------------------------
Следовательно, климат г. Чита расположен в условиях резко-континентального климата.
Индуктивные умозаключения
1
1.Экваториальный климат – характеризуется высокой среднемесячной температурой воздуха.
2.Субэкваториальный климат – характеризуется высокой среднемесячной температурой воздуха.
3.Тропический климат – характеризуется высокой среднемесячной температурой воздуха.
4.Экваториальный, субэкваториальный и тропический – это климаты жаркого (тропического) теплового пояса.
____________________________________________________________
Следовательно, все климаты жаркого (тропического) теплового пояса характеризуются высокой среднемесячной температурой воздуха.
2
1.Экваториальный климат – имеет устойчивое преобладание погоды.
2.Тропический климат – имеет устойчивое преобладание погоды.
3.Умеренный климат – имеет устойчивое преобладание погоды.
4.Арктический (Антарктический) – имеет устойчивое преобладание погоды.
5.Экваториальный, тропический, умеренный, арктический (антарктический) – климаты основных климатических поясов.
____________________________________________________________
Следовательно, климаты основных климатических поясов имеют устойчивое преобладание погоды.
Умозаключение по аналогии
Отношение «понятие и его свойство»
Если арктический климат отличается низкими температурами (до – 400С) и годовой суммой осадков 100 – 200 мм,
то экваториальный климат отличается высокими температурами воздуха (24–250С) и годовой суммой осадков 2000 мм и более.
Отношение «вид – род»
Если экваториальный климат – вид жаркого климата, то арктический климат – вид холодного климата.
Отношение «причина – следствие»
Если климат впадины Конго является влажным, охватывает районы близ экватора и характеризуется преимущественно пониженным атмосферным давлением, высокими температурами воздуха (24-280С), обильными осадками и слабыми ветрами, то данный климат является экваториальным жарким климатом.
А если климат западных берегов Западной Африки субэкваториальный, характеризуется ярко выраженным муссонным ходом температур (летний муссон (Ю-З) приносит влагу, зимний (С-В) – сухой), то данный климат является климатом тропических муссонов западных берегов.