ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

Черных М.А. 1
1
Коростелёв А.И. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Цель: Разузнать, какое влияние оказывает транспортно-экономическое расположение Брянской области на экономику РФ

Расположения Брянской области состоит в её уникальности. Она граничит с двумя бывшими союзными государствами, а в настоящее время входящими в состав СНГ. Это республики Украина и Беларусь. При этом Брянский регион граничит и с четырьмя внутренними областями федерального центрального округа России: Орловской, Смоленской, Калужской и Курской.

Данное географическое расположение даёт Брянскому региону большие просторы для использования таможенного союза, имеющиеся в последнее время в хорошем состоянии автомобильные и железные дороги, позволяют использовать наш регион для дальнейшего экономического развития. Поэтому геополитическое и транспортно-экономическое положение Брянской области весьма актуальная тема для исследования.

На основании этого чтобы провести обзорное исследования мы поставили следующую цель: - изучить транспортно-экономическое и геополитическое положение Брянской области.

Для выполнения цели исследования необходимо выполнить следующие задачи: - проанализировать историю образования и современное положение Брянской области.

1.1. Историческое транспортно-экономическое положение Брянской области

1.1.1. Экономика региона времён древнерусского государства

Киевский князь Владимир, чтобы подчинить себе племена вятичей, начал ставить города по губерния Десне и по Востри, и по Трубежеви, и по Суле, и по Стугне. В 985 г. был заложен город-крепость Брянск, который также играл роль центра распространения христианства (первоначальная религия вятичей - культ Перуна, бога молний). В конце XI века территория, на которой расположен Брянск, отходит к Черниговскому княжеству, а в 1147 г. его завоевывает изгнанный из Киева князь Святослав Олегович. После этого Брянск целое столетие не упоминался в летописях.

Татаро-монгольское нашествие не затронуло Брянска. Полчища врагов не решились углубиться в чащобу Брянского леса.

После разгрома татарами Чернигова и смерти черниговского князя Михаила его сын, князь Роман, переехал в Брянск и основал в нем княжеский престол. Князь Роман Брянский был храбрым воином, хитрым политиком и дипломатом. Он сумел не только защитить свои земли от татарского и литовского нашествия, но и расширил их границы. В конце XIII века оно было одним из самых сильных на Руси. Окружающие города - Чернигов, Новгород-Северский, Смоленск, Курск, Москва - были разграблены, а Брянск процветал. Развивались ремесла и торговля. Из окрестных городов в Брянск шли крестьяне, ремесленники, бояре, воины и княжеские слуги.

Князь осуществлял верховную власть в регионе, по сути дела, являясь главой государства. Он в первую очередь ведал вопросами обороны, внешней политики и общественной безопасности, а также содействовал укреплению церкви.

После того как в Брянск переехал черниговский епископ, Брянское княжество стало религиозным центром западной Руси. В 1288 г. князь Роман основал в Брянске Свенский монастырь. Как повествует легенда, этот монастырь заложен на месте чудесного исцеления князя Романа, свершенного иконой Божьей Матери из Киево-Печерского монастыря.

Усиление Брянского княжества беспокоило Золотую орду, и в конце XIII века князь Роман был обманным путем убит. Наследники князя погрязли в междоусобицах, и в начале XIV века Брянск был разорен, а затем попал под власть великого княжества Литовского.

1.1.2.Экономика региона времён XVIII века

Нынешняя территория Брянской области играла значимую экономическую роль и в Российской империи период дворцовых переворотов. В XVIII веке на территории Брянского региона происходили значительные сдвиги в развитии торговли, благодаря определенным достижениям в промышленном производстве и сельском хозяйстве. Увеличилось количество местных торжков и ярмарок, что свидетельствует о постепенном вовлечении брянских крестьян в рыночные отношения.

Торжки проводились в разные дни недели от понедельника до воскресенья во всех средних и крупных населенных пунктах края один-два раза в неделю. Ярмарки проводились гораздо реже, но торговля здесь была масштабней. Например, на юго-западе проводилось 10 ярмарок в 8 городах и местечках.

Дважды в год ярмарки проходили в Стародубе и Погаре. На местные ярмарки сельские жители привозили зерно, хлеб, сено, дрова, строительные материалы, мед, воск, пеньку, деготь, смолу, щетину, полотно, сало, мясо, овощи, местные фрукты, грибы и ягоды, деревянную посуду и т.д. Две Стародубские ярмарки длились по 2-3 недели. На эти ярмарки купцы из Москвы, Тулы, Брянска, Курска, Калуги, Севска, Рыльска везли сукно, шелк, галантерейные товары, серебряные изделия, меха, сахар, фарфоровую и глиняную посуду, железо и изделия из него.

Все ярмарки приурочивались к церковным праздникам. Продолжительность торговли на них была разной - от половины дня до 15 дней, но, в основном, длилась от одного (в селе Великой Топали) до трех дней (в Почепе и Погаре). С Волги и днепровского лимана привозили разнообразную речную и морскую рыбу. Из Риги доставляли голландскую сельдь, лосося, миног и угрей, французские вина (шампанское и бургундское), английское пиво, «сыры пармезаны и голландские».

Местные производители широко торговали на брянских ярмарках конопляным маслом, лаптями из лыка, дегтем, циновками, рогожей и поташом. Поташ активно вывозили в Ригу, Польшу и даже Крымское ханство. Современники отмечали, что на ярмарках в Стародубе продавали осетров, белуг, икру, лимоны, севрюгу, белорыбицу. Конечно же, торговали и крепостными людьми.

Славились своими ярмарками Карачевский уезд (близ Одринской Николаевской пустыни), Трубчевск (две - на Троицын и Духов дни, торг сукнами, шелком, медной и оловянной посудой по неделе на каждой), Севский уезд (в селах Брасово и Радогощь, близ Площанскои пустыни и г. Севске), село Рогнедино Брянского уезда. Крупнейшим торговым центром края продолжал оставаться Брянск.

Через Брянск провозились на север промышленные товары, главным образом, восточные, шедшие с Украины и Турции. Большая часть этих товаров направлялась в Москву, часть шла на север в Галич и Яренск. Важную роль в снабжении Москвы экспортными товарами играло брянское купечество. В свою очередь Москва снабжала брянский рынок различной продукцией. Значительная часть этих товаров направлялась на Украину -галантерея и обувь. Кроме этого, через Брянск и другие пограничные таможенные края Украины снабжалась волжской рыбой. Брянские купцы туда же поставляли товары крестьянского домашнего производства, которые они скупали в соседних уездах: земледельческо-растительные и москательные. Из первых преобладала пенька, хлеб, сено, овес, холст, масло, мясо, живой скот, сало, кожи и шкуры, мед, воск, звери и икра, съестные припасы, калачи. Торговали вином и овсом. Несомненными являются тесные торговые связи Брянска с Киевом, Москвой, Ригой, Смоленском, Курском, Санкт-Петербургом, Порецкой и Гжатской пристанями. Торговали они в Пскове, Владимире, Ярославле, Царицыне, Изюме и других городах.

Таким образом, Брянск становится центром торгового обмена не только между городами России, Украины и Белоруссии, но и центром международной, экспортной торговли пенькой и поташом с европейскими государствами через торговые города. В начале 1720-х годов по размерам товарооборота (7135,8 руб.) Свенская более чем в два раза превосходила все другие российские ярмарки. С российской стороны на ярмарке у стен Свенского Успенского монастыря в течение 2-3 недель торговали купцы из западных, юго-западных и южных городов России и из Москвы.

На ярмарку ежегодно поступали товары из Сибири (пушнина, китайские ткани). Меха по-прежнему занимали первое место, их продавали здесь больше, чем на Макарьевской. Здесь был самый крупный пушной торг России. Из других отечественных товаров чаще всего на ярмарку привозили холст и крашенину, изделия из овчины (шубы, кожухи), выделанные кожи и изделия из железа разнообразного ассортимента (замки, сковороды, петли, гвозди, таганы, ножи и т.п.). Среди товаров иностранного производства были китайские бумажные и шелковые ткани, шелк-сырец, мерлушка (выделанные шкурки молодых овец) и другие товары Среднего Востока, листовое железо, проволока, свинец, олово, краска, квасцы, медный купорос, ладан, сукно и другие западноевропейские товары. С Украины также привозили товары иностранного происхождения. Это были, прежде всего, бумажные ткани (кумач) и хлопчатая бумага, которые именовались крымскими и турецкими товарами.

На ярмарке российские купцы приобретали также сукно из Европы, писчую бумагу, грецкие орехи, винные ягоды. Из товаров, изготовленных на Украине, продавали лошадиные попоны, пояса, овечью шерсть.

В конце 1720-х годов на ярмарку стала поступать водка и табак, порох и конопляное масло.

В 80-е годы XVIII века Свенская ярмарка начинает постепенно терять свой международный характер, что было вызвано значительным удалением Брянска от государственных границ после разделов Польши. Впрочем, самым важным фактором снижения значения ярмарочной торговли в России вообще и на брянских ярмарках, в частности, стал рост постоянной торговли, в первую очередь в городах. Торговля все более и более приобретала постоянный характер в лавках и магазинах.

Таким образом, Свенская ярмарка большую часть XVIII столетия была важным центром международного и внутреннего товарооборота, что характеризует ее как ярмарочный торг всероссийского значения. Торговые пути по территории края XVIII века были немногочисленными. Доставка товаров осуществлялась водными и сухопутными путями. Грузы перевозились в различной таре: бочках, рогожных кулях, мешках из холстины, в сундуках или накладывались без тары. По сухопутным дорогам кладь доставлялась обозами: летом - на возах, а зимой - на санях. Предпочтение при этом отдавалось зимним доставкам как наиболее скорым и дешевым. Сани и повозки (телеги) оставались по-прежнему универсальными сухопутными средствами, которыми пользовались для дальних и близких перевозок клади и людей. По своей конструкции они очень мало изменились по сравнению с прошлым веком.

Важные сухопутные дороги связывали города Брянского края с Калугой и Москвой в северном направлении, с Рославлем и Смоленском - в северо-западном, Могилевом и Гомелем - в западном, Новгород-Северском, Сумами, Нежиным и Черниговом - в южном, Курском и Орлом - в восточном направлениях. Кроме них складывалась сеть местных дорог между городами и крупными поселениями края.

Зимой интенсивное движение происходило по льду замерзавших крупных и средних брянских рек: Десне, Судости, Ипути, Беседи, Болвы, Снежети, Навли, Неруссы, Ревны, Усожи, Сева, Вабли, Вары. В летнее время большая часть всех грузовых и пассажирских перевозок приходилась на долю речного транспорта. Доставка казенных грузов осуществлялась судами, принадлежавшими казне, а купеческие и монастырские товары перевозились судами, принадлежавшими владельцам товаров или нанятыми у судовладельцев. Для перевозки нанимались и судовые команды

Важна была роль Брянской губернии во времена Великой Отечественной войны. Через Бежицу, Брянск и Унечу проходили железнодорожные пути со всех сторон: с востока (Москва, Калуга), с Юга (Орел, Харьков), с запада (Гомель, Чернигов) и с севера (Смоленск, Могилёв), которые в военные года были практически полностью уничтожены немецко-фашисткими захватчиками, а во время оккупации повреждались уже со стороны брянских партизанов.

1.1.3.Экономика региона времён Великой Отечественной войны

Освобождённый Брянск и вновь образовавшуюся Брянскую область (из части Орловской и Смоленской губерний) летом 1944 года направлялись рабочие из глубокого тыла на восстановление заводов и транспортных путей. Вследствие, чего экономика только что образованной Брянской области резко возросла, но появлялась другая проблема – проблема заселения рабочих семей. Поэтому в последние военные годы и послевоенные в регионе растут объемы строительных работ, большая часть которых проводилась силами военнопленных.

1.2.Современное транспортно-экономическое положение Брянской области

Настоящее континентальное значение имеет вечно обсуждаемый на государственных СМИ Новый Китайский Шёлковый путь из Китайской провинции Чунцинь, проходящий через страны ЕАЭС, Польшу и Германию. Данный путь будет проходить через Брянск и на западе Брянской области пересечет границу Российской Федерации и продолжится в Республике Беларусь.

Новый Шёлковый Путь будет проложен примерно к 2025г., и в Брянской области, как пограничной, уже сейчас есть огромное количество железнодорожных станций, принимающие поезда (в том числе и грузовые), выезжающие в столицу: Брянск-Восточный, Брянск-Льговский, Брянск-Орловский, Бытошь, Выгоничи, Дубровка, Жуковка, Злынка, Ивот, Ипуть, Карачев, Климов, Клинцы, Комаричи, Красный Рог, Любохна, Навля, Немолодва, Непорень, Новенькое, Новозыбков, Орджоникидзеград, Почеп, Рассуха, Сельцо, Сищинская, Стародуб, Суземка, Трубчевск, Унеча, Фокино. Брянская область имеет исключительно выгодно транспортное положение, так как расположена на пересечении путей из России в страны СНГ и изрезана железнодорожными и автомобильными путями, связывающими Россию с Украиной и Беларусью. Следует также учитывать, что область пересекают нефте- и газопроводы международного значения (нефте провод «Дружба»).

Железнодорожные пути в Брянской области совокупно протягиваются на 1 050 км, что занимает 1,3% от суммы всех железнодорожных путей Российской Федерации. Автомобильные дороги располагаются на территории всей области и в совокупности их протяженность насчитывает около 6 500 км, что по сравнению с протяжённостью по всей России уже меньше, что составляет около 0,85% от общей протяжённости дорог Российской Федерации.

В настоящее время, в связи с ситуацией на Украине в юго-западных районах области происходит расположение МОРФ, где концентрируется развитие российских войск.

Из-за аварии на ЧАЭС в 1986 г. В регионе существует плохая ситуация с экологией. Поэтому эколого-географическое положение оказывало и оказывает всё большее влияние на сельскохозяйственное производство.

1.2.1.Внутренняя транспортная сеть г. Брянска

Брянск занимает большую территорию, сравнимую с территорией Санкт-Петербурга, и состоит из четырёх административных районов: Советский, Володарский, Бежицкий и Фокинский. Удобная внутригородская транспортная система позволяет перемещаться из каждого района в любой другой на общественном транспорте без пересадок. Так в Брянске насчитывается 30 автобусных маршрутов, с помощью которых можно добраться в любой район города.

В Брянске ходят троллейбусы, которые соединяют все районы города. На данный момент насчитывается около 12 постоянных маршрутов. Рынок такси в Брянске достаточно развит. В настоящее время услуги такси предлагают 6 крупных компаний.

1.2.2.Транспортная сеть геополитического значения

Не только городской транспорт входит в «Единую транспортную сеть», так же стоит рассказать про промышленный транспорт Брянска и Брянской области. В основном перевозки грузов через области или республики производятся через железнодорожный транспорт. В большинстве своём грузоперевозки за границу проходят в Беларусь, ведь Республика Беларусь с 2010 года является полноправным членом Таможенного союза, поэтому прохождение груза через границу не требует дополнительной документации. Другое соседнее государство – Украина не является членом Таможенного союза ЕАЭС, да и в связи с политическими предпочтениями Украинских властей услугой перевозкой ресурсов, грузов, товаров в Украину на сегодняшний день пользуются реже. Возможно, надобность в этом со временем полностью исчезнет.

Объем внутригосударственных грузоперевозок ж/д транспортом, а также в Беларусь и Украину за первое полугодие 2012г составил – 3,9 миллионов тонн, автомобильным – 1,4 млн.тонн.

Важное стратегическое и международное значение имеют автотрассы: М 3: Москва – Киев (с выходом на трассу М 20: Санкт-Петербург – Киев – Одесса), М 13 (ныне А 240): Брянск – Новозыбков (с выходом на трассу М1: Москва-Минск-Брест и на М 20), А 141: Орел-Смоленск. Также область пересекают железнодорожные линии Москва-Киев, Рига-Орел-Воронеж, Санкт-Петербург-Харьков-Ростов.

Для каждого региона характерна определенная специфика деятельности общественного транспорта, обуславливаемая демографической ситуацией, географическим положением, уровнем развития и специализацией региональной экономики. Являясь естественным монополистом в области железнодорожных пассажирских перевозок открытое акционерное общества "Российские железные дороги", ежегодно несет миллионные убытки от пригородных перевозок и без поддержки региона в части выделения субсидий для обеспечения стабильного функционирования пригородного комплекса вынуждено в ущерб населению региона отменять поезда, закрывать отдельные малодеятельные участки. Так к 2010 году в Брянской области закрыли или ограничили количество путей на станциях: Белые Берега, Жудилова, Свень, Сураж. В целом Железнодорожная сеть в Брянской области огромна, но в XXI веке это только минус, так как доходы не покрывают расходы, что приводит к постепенному сокращению железнодорожной сети.

1.2.3.Речная и воздушная транспортные сети

Есть и ещё один крупный вид транспортных перевозок, про который хоть и не так много, но стоит упомянуть. Это воздушный и речной транспорт. На карте Брянской области можно найти 125 рек, крупнейшие из них – Ипуть, Беседь, Снов, Болва, Судость, Нерусса, Ветьма и важнейшая и наибольшая по размерам река Десна, на которой и расположен Брянск. Водный транспорт в Брянске не особо развит и именитых перевозок через Десну и других рек не существует. Да и следует учесть, что ширина рек в Брянском регионе не слишком велика, поэтому их пересекают через мосты.

Воздушный транспорт представлен международным аэропортом в Брянске. Международный аэропортовый комплекс, расположен на международной воздушной трассе R-22, соединяющей Москву с Киевом, Западной Европой, Ближним Востоком. Является входным (выходным) аэропортом России на юго-западном направлении. Аэропорт Брянск имеет технические и коммерческие возможности для обслуживания внутренних и международных перевозок на воздушных судах типа Ил-76, Ту-154, Ил-18, Ан-12, Як-42, Боинг-737 и классом ниже. Взлетно-посадочная полоса аэропорта длиной 2 400 м. поддерживают постоянно в рабочем состоянии. Все службы авиапредприятия, включая, пограничный, таможенный посты, санитарно-карантинную и другие государственные службы контроля, работают круглосуточно. Международный аэропорт "Брянск" предлагает следующие услуги:

- чартерные пассажирско-грузовые перевозки;

- техническое и коммерческое обслуживание внутренних и международных авиаперевозок;

- содействие в организации внутренних и международных чартерных рейсов на всех типах пассажирских и грузовых самолетов;

- хранение на СВХ, находящихся под таможенным контролем экспортно-импортных товаров, отправляемых (прибывающих) автомобильным и авиационным транспортом;

- продажу авиабилетов на рейсы 30 авиакомпаний в агентстве воздушных сообщений;

- перевозку и хранение любых видов горюче-смазочных материалов.

1.2.4.Таможенные пункты

Ещё одну важнейшую роль в транспортно-экономическом расположении играют таможенные пункты, таких на территории Брянского региона девять. Это - Брянский, Володарский, МАПП Новые Юрковичи, Новозыбковский, Погарский, МАПП Троебортное, МАПП Погар, Александровский, Фокинский.

2.Заключение

В отличии от многих районов ЦФО России Брянская область широким фронтом выходит к границам соседних республик (Украина, Беларусь). Это в значительной мере определяет выходы транспортно-географического положения Брянской области. железные дороги, автомобильные дороги, международный аэропорт, которые играют важнейшую роль в транспортной системе Брянской области и её внешней торговли с соседними республиками, с которыми также есть совместные предприятия (Беларусь).

Выход к границам соседних республик влияет на геополитическое положение области.

На развитие региона огромное влияние оказывает, как внешние, так и внутренние соседи, а это Смоленская, Курская, Калужская и Орловская области.

Источники

  1. ru.wikipedia.org

  2. bryansk.datrans.ru

  3. topbryansk.ru

  4. komanda-k.ru

  5. puteshestvie32.ru

  6. studbooks.net

  7. tran.bobrodobro.ru

  8. knowledge.allbest.ru

  9. рустрана.рф

Просмотров работы: 1484