Ни для кого не секрет, что проблемы экологии в настоящее время являются одними из самых главных в мире. Об этом часто говорят по телевизору. А если случается какая-нибудь авария, то средства массовой информации просто взрываются от новостей и репортажей об ухудшении экологической обстановки.
Люди перестали ценить природные богатства: воздух, воду, растения, землю. Почему так происходит и что нужно сделать, чтобы всем было хорошо: и людям, и природе….
Я проживаю в небольшом городе Снежногорск Мурманской области. Наша область не богата растительностью, благоприятными климатическими условиями, но здесь особенная природа. По дороге в город Мурманск мы часто наблюдаем на поверхности Кольского залива части затонувших кораблей, я задался вопросом, почему они там лежат, кто должен их убрать, какой вред они приносят Кольскому заливу и какие ещё вредные факторы влияют экологию залива.
Актуальность. На сегодняшний день проблема загрязнения Кольского залива является актуальной экологической проблемой Мурманской области. Несмотря на то, что крупных катастроф не было в Баренцевом море, Кольский залив подвергается многочисленными выбросами и загрязнению. Недаром 2017 год в России объявлен годом экологии.
Цель исследования заключается в том, чтобы рассмотреть основные экологические проблемы Кольского залива, проследить и осмыслить развитие экологической грамотности жителей нашего города.
Задачи, которые необходимо решить для реализации цели:
1. изучить и проанализировать литературу по данной теме;
2. привлечь внимание школьников к теме исследования;
3. провести классный час и анкетирование среди обучающихся 1 класса МБОУ ООШ №269 г. Снежногорск ЗАТО Александровск Мурманской области;
4. обработать анкетные данные и сделать соответствующие выводы;
6. принять участие в международной акции «Час Земли»;
7. провести социальный опрос жителей города Снежногорск;
8. составить альбом «Кольский залив».
Объект исследования. Экологическая среда Кольского залива.
Предмет исследования. Проблема очистки Кольского залива
Гипотеза исследования. Предположим, что очистка Кольского залива возможна, но жители города Снежногорск в это мало верят, сомневаются.
Новизна работы заключается в том, что собранный материал может представлять интерес для широкого круга читателей, интересующихся экологией родного края. Материалы работы и альбом «Кольский залив» могут быть использованы на уроках окружающего мира, классных часах.
Методы исследования: теоретические и практические.
1. Теоретические: изучение информационных источников, обобщение.
2. Практические: анкетирование, социальный опрос, наблюдение, поиск, анализ.
Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что проведенное исследование повысит экологическую грамотность школьников и взрослого населения ЗАТО Александровск. Материал исследования, альбом, буклеты можно использовать на уроках, классных часах в школе, материалы и беседы на данную тему помогут ребятам с раннего возраста понимать свою ответственность перед природой.
НАУЧНАЯ СТАТЬЯ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Географическое положение Кольского залива
Кольский залив протекает по территории Мурманской области. Длина залива составляет 57 километров, а ширина 7 километров. Глубина залива у входа составляет 200-300 метров. Акватория залива распадается на три части: южное, среднее и северное. Первая часть идет на юг на протяжении 14,5 километров и имеет в ширину от 850 до 1700 метров, вторая часть проходит от губы Средней до мысов Пинагория и Мишукова, третья часть тянется от устья до губы Средней и острова Шурупова. Восточный берег залива относительно пологий, западный – скальный обрывистый. В южный угол залива впадают крупнейшие реки Кола и Тулома.
1.2. Историческое значение Кольского залива
Береговая линия Кольского полуострова была освоена финно-угорскими племенами еще в каменном веке. Уже после крещения Руси на эти земли пришли новгородские колонизаторы, которые занимались промыслом морского зверя и рыболовством. На берегу возникли русские деревни. В 17-19-м веках население полуострова жило в основном оленеводством и добычей рыбы (в промышленных масштабах). И только в начале 20-го века Кольский залив был признан стратегически важным. Здесь был основан морской порт – ныне крупнейший за Полярным Кругом.
Своим названием он обязан поселению Кола, возникшему на одноименной реке. Кольский залив –узкий (от 200 м до 7 км) и длинный (порядка 57 км). Он делится на три колена, каждое из которых имеет разную глубину. Две главные реки, впадающие в залив, называются Тулома и Кола. Берега изрезаны многочисленными бухтами (Екатерининская гавань, Тюва, Сайда). Акватория изобилует небольшими островами. Порт Мурманск и закрытый город Североморск расположены на восточном берегу залива, обрывистом и скалистом. На более пологом, западном, находится порт Полярный. Берега соединены автомобильным мостом.
Кольский залив имеет одну важную особенность: зимой вода в нем не замерзает, даже если температура воздуха ниже -20 С. В заливе всегда теплее, чем на континенте. Этот феномен обуславливается теплым течением, но не Гольфстримом, как думают, а его продолжением – Северо-Атлантическим (Нордкапским). Конечно, у берегов вода замерзает, но фарватер всегда остается свободным ото льда. Именно поэтому залив имеет такое важное стратегическое значение. Северный морской путь был очень нужен России во время Первой мировой войны: он обеспечивал связь с союзниками.
Мост через Кольский залив. В октябре 2005 года был открыт автомобильный мост через залив, длиной 2,5 км. Он считается одним из самых длинных, как в России, так и в Заполярье. Мост связывает западные районы Мурманска с центральными, упрощает перемещения внутри области и способствует активному взаимодействию со скандинавскими соседями. Кроме того, он стал площадкой для проведения различных спортивных и развлекательных мероприятий. А летом, в июне, с левого берега залива вдоль моста стартует экстремальный заплыв, поучаствовать в котором съезжаются пловцы-марафонцы со всей страны и из соседних государств. Нужно отметить, что даже летом Кольский залив не слишком гостеприимен: температура воды в нём не превышает +8 градусов, Так что «Мурманская миля» - это серьезное испытание для спортсменов, плавающих в холодной воде. В 1803 году на Мурманском берегу была организована так называемая Беломорская компания по добыче рыбы. Залив издавна славился её обилием. В настоящее время ресурсы залива значительно истощились из-за экологических проблем. Но в заливе можно поймать пикшу, треску, камбалу, сайду и сельдь. В устьях рек можно выловить форель, гольца, сига, хариуса, окуня и щуку. Многие рыболовы ловят рыбу в устьях речек, потому что они менее загрязнены, чем сам залив.
1.3. Экологическое состояние Кольского залива
Работа горнодобывающих и обогатительных предприятий и нефтяная промышленность продолжают оказывать плохое воздействие на Кольский залив. Фото его берегов зачастую производят удручающее впечатление: повсюду громоздятся ржавые конструкции и развалины заводов, давно прекративших работу. Мурманский порт остается одним из самых загрязненных участков.
В других частях залива ситуация чуть лучше, но концентрация углеводородов, железа и меди превышает допустимую и является причиной заболеваний местного населения. В настоящее время экологи призывают руководство предприятий к обеспечению природоохранных мер и модернизации оборудования.
Кольский залив Баренцева моря, представляющий собой крупнейший водоем на Мурманском побережье, интенсивно эксплуатируемый. Состояние экологической системы Кольского залива зависит таких факторов как соленость и температура прибрежных вод залива, атмосферных явлений. При этом неизменным остается действие на экосистему разнообразные формы деятельности человеческого общества, которые приводят к изменению среды обитания и сказываются на их жизни.
1.4. Основные источники экологической опасности Кольского залива
Изучив теоретический материал, мы можем отметить основные источники экологической опасности Кольского залива:
- затонувшие корабли;
- сточные воды;
- порты и корабли;
- нефтеперевалочный комплекс Северного флота на мысе Шавор около г. Североморск;
- радиационноопасные объекты (отстойник реакторных отсеков в г. Сайда, атомные подводные лодки и корабль, ледоколы Атомфлота, судоремонтный завод Нерпа).
ГЛАВА II. ОПИСАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
2.1. Этапы проведения исследования
Для проверки гипотезы исследование включало три этапа (таблица 1):
Этапы исследования
Таблица 1.
Этап |
Задачи |
Используемые методы |
Сроки |
1 этап. Теоретическое исследование проблемы |
-изучить и проанализировать познавательную и научную литературу. |
самостоятельное размышление; изучение информационных источников; поиск необходимой литературы. |
сентябрь 2016 – январь 2017 |
2 этап. Практическое исследование проблемы |
- провести классный час и анкетирование обучающихся 1 классов ООШ №269; - социальный опрос жителей города Снежногорск Мурманской области. |
наблюдение; анализ; сравнение; анкетирование. |
январь 2017 – февраль 2017 г. |
3 этап. Практическое использование результатов |
- обобщить изученную информацию; разработать и оформить альбом и буклет по теме исследования. |
систематизация; отчет (устный, письменный, с демонстрацией материалов, фотоотчёт) |
Февраль 2017– апрель 2017 г. |
2.2. Первичное анкетирование школьников 1 классов МБОУ ООШ №269, выводы по результатам анкетирования
В исследовании приняли участие мои одноклассники - они отвечали на вопросы анкеты (приложение 1). Все вопросы связаны с нашим родным краем, в том числе Кольским заливом и экологической обстановкой в нем. При проведении первого анкетирования многие ребята ответили неверно. Результаты представлены в приложении 2. Подведя итоги по первичному анкетированию, мы пришли к выводу, что учащиеся 1 классов еще мало знают о родном крае и экологии в нем.
Потому стало необходимым проведение классного часа на тему: «Что мы знаем о Кольском заливе?»
2.3. Проведение классного часа на тему: «Что мы знаем о Кольском заливе?»
На классном часе, я выступил с докладом о Кольском заливе, о его роли в истории и о проблемах экологической ситуации в мире и в нашей области. Также я рассказал ребятам о международной акции «Час Земли» — это акция, в ходе которой WWF призывает выключить свет на один час в знак неравнодушия к будущему планеты. В это же время гаснет подсветка самых известных зданий и памятников мира. Цель Часа Земли не в том, чтобы сэкономить электричество. Эта акция — символ бережного отношения к природе. Из года в год это мероприятие позволяет привлечь внимание к необходимости ответственного отношения окружающему миру. В конце доклада я призвал всех учащихся принять участие вместе с родителями в этой акции. После классного часа мы провели вторичное анкетирование с целью выяснить, повысились ли у них знания о нашем крае и об экологических проблемах (см. приложение 3).
2.4. Вторичное анкетирование школьников 1 классов МБОУ ООШ №269,
выводы по результатам анкетирования
Вторичное анкетирование (анкета представлена в приложении 4), показало, что ребята усвоили информацию по истории и сегодняшнему состоянию Кольского Залива (диаграммы приложение 5).
2.5. Общие выводы по первичному и вторичному анкетированию
Основные выводы по результатам анкетирования:
87 % ребят знают, что Мурманск расположен на берегу Кольского залива.
100 % знают, что в Кольском Заливе крупнейшим и значимым предприятием является порт.
98 % запомнили, что теплым поверхностным течением в Кольском Заливе является Нордкапское течение, которое и не дает Заливу замерзнуть
98 % согласны, что Кольский залив имеет важное значение в истории.
96 % считают, что Кольский залив загрязнен и действительно существует экологическая проблема.
2.6. Участие в акции «Час Земли»
Изучая литературу и интернет-источники по теме исследования я узнал о международной акции «Час Земли». 1 раз в год люди на 1 час отключают электричество. Целью этой акции является бережное отношение людей к природе, а не в том, чтобы сэкономить электричество. Эта акция проводится с 2007 года, с каждым годом всё больше людей узнают об акции и принимают в ней участие. В этом году акция проводилась десятый раз. Она позволяет привлечь внимание людей к ответственному отношению к природе.
В настоящее время акция является самой массовым экологическим мероприятием на планете. В ней приняли участие 184 страны всего мира.
В этом году в Мурманской области акция «Час Земли» была посвящена очистке Кольского залива. Внимание жителей области было привлечено к проблеме загрязнения Кольского залива. Проходило это 25 марта с 20.30-21.30. Участие в «Часе Земли» приняли крупные промышленные предприятия Мурманской области, торговые и развлекательные центры области. Отчёт по мероприятию представлен «Арктик ТВ» и «Мурманским вестником» от 26.03.2017 г.
В этой акции моя семья тоже приняла участие, а также семьи моих одноклассников и друзей. Об акции я рассказал на классном часе ранее. В целом, из моих знакомых, в акции «Час Земли» приняли участие 26 семей.
2.7. Социальный опрос жителей города Снежногорск Мурманской области
Заключительным этапом нашего исследования был социальный опрос взрослого населения города Снежногорск Мурманской области. Мы опросили 34 человека 26 марта 2017 года.
Нас интересовали ответы на следующие вопросы:
Считаете ли Вы наш Кольский залив экологически чистым или грязным?
Как Вы думаете, что нужно сделать, чтобы Кольский залив стал чище?
Верите ли Вы, что в ближайшие 5 лет Кольский залив очистят? Кто должен это сделать?
Знаете ли Вы об акции «Час Земли»
Если «да», то принимали ли Вы в ней участие?
Примите ли Вы участие в акции в 2018 году?
Как Вы считаете, нам нужны такие акции?
Мы получили следующие результаты:
97% опрошенных считают Кольский залив грязным;
62 % считают, что необходимо очистить Залив от уже имеющихся загрязнений, тем самым сделав его чище. А 38 % предлагают просто не мусорить, то есть не наносить новый вред экологии Кольского Залива.
Лишь 50 % опрошенных верят, что будут приняты действия по очистке Кольского Залива.
Из них 29 % слышали об акции «Час Земли».
60 % из тех, кто знал об акции «Час Земли», приняли в ней участие.
Принять участие в акции «Час Земли» 2018 года собираются 60 % опрошенных.
74 % считают необходимым проведение подобных акций, 26 % считают это все бесполезным.
В любом случае, опрошенные знают о проблемах Кольского Залива и являются неравнодушными к ним.(приложение №5 фотоотчёт и диаграммы)
2.8. Составление альбома «Кольский залив»
По собранному материалу и результатам исследования мы сделали альбом «Кольский залив». Альбом состоит из следующих разделов:
Географическое положение Кольского залива;
Роль Кольского залива в истории;
Кольский залив сегодня: источники загрязнения;
Акция «Час Земли» в Мурманской области;
Красота Кольского залива. Каким хотят видеть Кольский залив учащиеся 1 класса города Снежногорск ЗАТО Александровск Мурманской области.
Альбом включает фотографии и краткую информацию. Он может стать наглядным материалом на уроках окружающего мира и классных часах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, цель исследовательской работы достигнута. Мы рассмотрели основные экологические проблемы Кольского залива, проследили и осмыслили развитие экологической грамотности жителей нашего города.
Были решены следующие задачи:
1. Мы изучили и проанализировали литературу по данной теме;
2. привлекли внимание школьников и взрослых к теме исследования;
3. провели классный час и анкетирование среди обучающихся 1 класса МБОУ ООШ №269 г. Снежногорск ЗАТО Александровск Мурманской области;
4. обработали анкетные данные и сделали соответствующие выводы;
6. приняли участие в международной акции «Час Земли»;
7. провели социальный опрос жителей города Снежногорск
7. оформили альбом «Кольский залив».
Наша гипотеза подтвердилась. На основании результатов социального опроса можно сделать вывод, что жители нашего города с сомнением относятся к тому, что Кольский залив очистят. Однако, они являются неравнодушными к проблемам залива и искренне переживают за наш родной край.
В заключении хочется сказать, что каждый может сделать планету лучше. И для этого не нужно быть супергероем и обладать уникальными способностями. Достаточно самому не нарушать экологию и бережно относиться к природе и ее ресурсам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Базулина О. В. Развитие экологической культуры младших школьников. // Начальная школа. – 2015. - N 2. - С. 13-15.
Беневольская Н. А. Экологическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства //Начальная школа. - 2009. - N 2. - С. 51-55.
Виногpадова H. Ф. Дети, взрослые и мир вокруг / Виногpадова H. Ф., Куликова Т. А. - М. Просвещение, 2013. - 227 с.
Зыкова Е. Н. Этнокультурные традиции в формировании экологического мышления //Начальная школа. - 2010. - N 11. - С. 45-50.
Кольский залив впервые очистят от затонувших судов // http://severpost.ru/read/43247/ (Дата обращения: 12.02.2017)
Кольский залив: история, современность, интересные факты // http://fb.ru/article/174522/kolskiy-zaliv-istoriya-sovremennost-interesnyie-faktyi http://fb.ru/article/174522/kolskiy-zaliv-istoriya-sovremennost-interesnyie-faktyi (Дата обращения: 14 декабря 2016 г.)
Кольский залив: освоение и рациональное природопользование / отв. ред. Г.Г. Матишова. М., 2009. 381 с.
Кольский залив очистят от корабельных свалок // https://lenta.ru/news/2016/06/30/svalka/ (Дата обращения: 14 декабря 2016 г.)
Международная акция «Час Земли» //: https://sputnik-georgia.ru/spravka/20170325/235332917/Chas-zemli-25-marta-2017-podrobnosti-mezhdunarodnoj-akcii.html (Дата обращения: 14 декабря 2016 г.)
Мурманская область готовится к подъёму затонувших судов в акватории Кольского залива // http://xn----7sbhwjb3brd.xn--p1ai/tv-novosti/2017/01/27/murmanskaya-oblast-gotovitsya-k-podemu-zatonuvshih-sudov-v-akvatorii-kolskogo-zaliva (Дата обращения: 4 марта 2017 г.)
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка 4-е издание / С. И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. – Москва. – 2007.
Энциклопедия для детей. Том 18, ч.2. – М.: – 2002. – С. 145.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Первичное анкетирование школьников 1 класса МБОУ ООШ №269
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Диаграммы по результатам первичного анкетирования
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
Классный час на тему: «Кольский залив»
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
Вторичное анкетирование школьников 1 класса МБОУ ООШ №269
ПРИЛОЖЕНИЕ №5
Диаграммы по результатам вторичного анкетирования
ПРИЛОЖЕНИЕ №6
Социальный опрос жителей города Снежногорск ЗАТО Александровск
ПРИЛОЖЕНИЕ №7
Диаграммы по результатам социального опроса