ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕК

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ РЕК

Ильин Д.Б. 1Кравченко И.М. 1Синякова А.А. 1Ушакова Е.В. 1
1МКОУ С (К) № 148 г. Новосибирска. МКОУ ДЮЦ «Планетарий».
Царегородцева А.Г. 1
1МКУ ДО ДЮЦ «Планетарий» г. Новосибирска
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Постановка проблемы. Жизнь большой реки зависит от малых рек, которые ее питают. Огромное влияние на жизнь рек оказывает человек в процессе своей производственной деятельности и отдыха. В результате чего, малые реки быстрее загрязняются и исчезают, а берега рек засоряются и разрушаются.

Актуальность темы. Работа выполнена силами учащихся МКОУ Специальной (коррекционной) школы № 148 города Новосибирска в рамках обучения их по образовательной программе «Геоэкология малых рек» МКУ ДЮЦ «Планетарий». Посредством своих мыслей и учащихся своей школы, рисунков, оформления плаката, собственного фотоматериала, натурного изучения участка реки, на примере р. Иня (г. Новосибирск), авторы работы попытались активизировать вопрос по защите малых рек, что касается каждого жителя России и все нашей планеты Земля.

Цель проблемно-реферативной работы – показать собственный взгляд учащихся на экологическую проблему малых рек.

Задачи научно-исследовательской работы:

- рассмотреть экологические проблемы малых рек;

- отобразить проблему загрязнения и охраны рек посредством своих мыслей и рисунков;

- изучить гидрологические и экологические особенности участка р. Иня;

- привлечь внимание учащихся своей школы к проблеме охраны малых рек через созданный авторами плакат.

Краткий обзор используемой литературы и источников.

В ходе изучения материала о реках, авторами работы были взяты учебник «География Новосибирской области», книга Лапшенкова В. С. «Без малых рек нет рек больших» и информация из интернета – источников о проблеме загрязнения рек, источников загрязнения водных объектов.

В ходе изучения литературы и интернет – источников, авторы работы выяснили, что самая крупная река Новосибирской области – Обь. Она на протяжении около 400 км протекает по Новосибирской области с севера на юг и делит ее на правобережную и левобережную части. Притоками реки Оби являются 9 малых реки. В правобережье их 8: Зырянка, Ельцовка, Иня, Камышенка, Плющиха, Каменка, Ельцовка 1-я, Ельцовка 2-я, в левобережье одна – Тула. Реки Новосибирской области относятся к группе равнинных рек1.

Степень изученности данного вопроса. При сборе материала по данной работе выяснилось, что информации по малым рекам нашего города очень мало. Конечно же, есть ведомственные и общественные организации в Новосибирске, которые занимаются рассмотрением вопросов по состоянию реки Оби, но по малым рекам, а их – 9. практически отсутствует или не доступны для широкой общественности, поэтому авторы решили начать изучать реки самостоятельно.

В основном представляемая на конкурс работа построена на выполнении самостоятельного исследования и носит характер экологической акции.

В решение избранной проблемы участвовало 4 учащихся, которые посещают занятия по образовательной программе «Геоэкология малых рек» ДЮЦ «Планетарий»: Ильин Данил, Кравченко Иван, Синякова Анастасия и Ушакова Евгения. С целью отобразить проблему загрязнения и охраны рек посредством мыслей участников и их рисунков все конкурсанты организовали группу из 6 человек: 4 из 7 класса, 2 – 8 класса.

Ильин Д., Синякова А. участвовали в изучении ключевого участка реки Иня.

Кравченко И., Синякова А. и Ушакова Е. создали плакат по охране рек, который нашел свое применения на уроке географии и в дальнейшем, место на доске рисунков в школе № 148.

1 Организация экологической акции по проблеме загрязнения рек

Рассмотрение проблемы по загрязнению и охраны малых рек нами проводилось в течении 2-х месяцев: с 15 сентября по 15 ноября. Основные этапы проводимой работы включали в себя: изучение литературы и сбор информации по малым рекам г. Новосибирска, проведения экологической акции посредством рисунков среди учащихся школы, исследование ключевого участка реки Иня, до наступления начала ледостава, и создания основного плаката по направлению исследования. Исследование реки с сентября 2017 года не заканчивается с Годом экологии в России, авторами работы планируется продолжение изучения объекта в течении всего хода обучения в школе, с целью прослеживания изменения состояния реки и продолжения проведения экологических акции в школе.

Что для вас – РЕКА.

Организованная группа школьников авторами работы, состоялаиз 6 человек, которые пожелали принять участие в мероприятии: 4 из 7 класса, 2 – 8 класса. Основная цель мероприятия – отобразить проблему загрязнения и охраны рек посредством мыслей участников и их рисунков (рисунок 1, 2).

Основным вопросом для участников был – «Что для вас – Река».

Рисунок 1.Участники мероприятия«Что для вас – Река»

Рисунок 2. Записи участников опроса о реке

Из записей участников было понятно, что для школьников, с понятием «Река» связано хорошее восприятие этого географического объекта. Река для школьников связано природой, с радостью, отдыхом, здоровьем. Но в то же время участники понимают, что у рек есть и проблемы, связанные с их загрязнением. И эту проблему школьники отобразили через свои рисунки (рисунок 3, 4).

Рисунок 3. Обращаемся к проблеме рек через свои рисунки

   
   

Рисунок 4. Рисунки к проблеме рек

Посредством рисунков школьники понимают, что источники загрязнения и исчезновения малых рек могут быть различными и ответственность за их сохранность лежит полностью на специалистах экологах и обычных людях (рисунки 5).

Обучаясь по образовательной программе «Геоэкология малых рек», мы знаем, что малые реки являются важной частью природы, они регулируют водный режим ландшафтов, поддерживают равновесие и участвуют в перераспределении влаги. Кроме того, они поддерживают жизнь средних и крупных рек.

Рисунок 5. Взгляд на проблему охраны рек

По образному выражению Лапшенкова В. С., «без малых рек нет рек больших», защита вод малых рек тесно связана с охраной от загрязнения той территории, с которой река собирает свои воды2. Авторы работы это понимают и девиз их исследования: Не мусори – чистая река начинается с тебя (рисунок 5).

2 Исследование реки Иня

Объект исследования авторами выбрана река Иня, в пределах города Новосибирска (южная оконечность Ключ-Камышенского плато), в частности ее устьевая часть, поскольку этот участок находится в непосредственной близости школы, где обучаются школьники и интересный наличием 3 антропогенных сооружений – мостов. Исток реки Иня – Кузнецкая котловина, южные склоны Тарадановского увала. Устье – р. Обь (г. Новосибирск)1. Длина реки Иня в Новосибирской области: 663 км3., по городу – 11 км (рисунок 6). В реке Иня водятся такие рыбы, как: ёрш, карась, окунь, подлещик, судак, чебак, щука 4.

Рисунок 6. Участок исследования реки Иня3

В ходе изучения реки авторами была изучена береговая линия, промерена футштоком (рейка с делениями, в см.) глубина в при береговой части. Измерена температура воды. Сделаны фотографии (рисунок 7).

         

Рисунок 7. Исследование на ключевом участке реки Иня

Результаты показали, что береговая линия ключевого участка реки представлена иловыми отложениями, супесями и песком. Берег заросший кустарниками и травой. Температура воды, на момент исследования составила минус 10 С. (13 октября 2017г.). Глубина при береговой части составила 20 см.

Антропогенные объекты. В ходе исследования отмечены антропогенное воздействие на участок исследования.

Рисунок 9. Экологические проблемы реки Иня

Основным воздействие на ключевой участок, авторами отмечены: мосты, транспорт, мусор на берегу, заиление воды. В районе ключевого участка реку пересекают 2 действующих моста (железнодорожный и автомобильный) на расстоянии 25-30 метров и в непосредственной близи от автомобильного моста стоят опоры от бывшего деревянного моста, который простоял до 1960 года. Опоры моста являются барьером задерживающий различный мусор и части деревьев.

Река непрерывно исчезает, ее русло интенсивно мелеет. Формируется слой донных отложений техногенного происхождения с высоким содержанием тяжёлых металлов, хлорорганических соединений, нефтепродуктов, пестицидов2.

3 Работа над плакатом

Заключительным этапом нашей работы на момент подготовки к конкурсу является формирование плаката по направлению исследования. Основной идеей плаката было показать необходимость охраны реки, которая является богатством нашей малой Родины, и что охрана рек – долг каждого человека (рисунок 11).

Рисунок 11. Работа над плакатом

Используя фотографию учащихся нашей школы, посещающих занятия по образовательной программе «Геоэкология малых рек», создали фрагмент плывущих детей в одной лодке по голубой и чистой речке. Второй фрагмент говорит о загрязнении реки и что на это необходимо специалистам экологам и простым людям активизировать внимание по охране реки. Третий фрагмент нашего плаката приводит информацию о некоторых природоохранных мероприятиях, которые необходимо соблюдать на берегах и самой реке.

Заключение

В ходе нашего исследования, проведения экологической акции и посещения образовательной программы «Геоэкология малых рек» в нашей школе нами много было понято и выявлено, что касается малых рек. Так мы узнали, что от малых рек зависит жизнь средних и больших рек, в которые они впадают.

Во время экскурсий на ключевой участок реки мы впервые узнали методы изучения реки и провели самостоятельно измерения температуры воды и глубины при береговой линии. Наблюдали за экологическим состоянием реки и формированием ледового покрова.

Проведение нами в школе экологической акции, мы поняли, что проблема загрязнения и очищения рек касается всех. Школьники с интересом приняли участие в нашем мероприятии. Наш плакат учитель географии использовал на уроке географии и сейчас плакат находится на доске, на которой выставлены достижения ребят нашей школы. Наши исследования являются начальным этапом по изучению реки, нам еще учится 1-2 года и мы обязательно продолжим все больше привлекать внимание школьников к бережному отношению нашей реки – Иня.

Список использованных источников и литературы

Источники

1 Кравцова В.М., Донукалова Р.П. География Новосибирской области / Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, 3-е изд. исправ.и доп. – Новосибирск: «ИНФОЛИО-пресс», 2000 – 205 с.

2 Лапшенков В. С. Без малых рек нет рек больших. Ростов-на-Дону: Ростовское книж. изд-во, 1983. – 128 с.

Сайт

3 Научно-популярная энциклопедия «Вода России» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://water-rf.ru. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 15.09.2017).

4 Река Иня в Новосибирской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org. – Заглавие с экрана. – (Дата обращения: 15.09.2017).
Просмотров работы: 399