«Странно: почему мы так же, как и перед родителями, всякий раз чувствуем свою вину перед учителями? И не за то вовсе, что было в школе, нет, а за то, что сталось с нами после». Так Вы начинаете свой рассказ. Наверно Вы правы. К моей маме часто приходят её бывшие ученики, рассказывают о своих удачах и поражениях. Она очень гордится ими. Но почему они помнят её? Ответ на этот вопрос, мне кажется, я нашла в Вашем рассказе. Чтобы ученики помнили своего учителя, он должен быть искренним, понимающим, умеющим слушать и готовым прийти на помощь. Учитель, как и Лидия Михайловна, должен чувствовать детей и просто их любить.
Прадедушка тоже был учителем. Но преподавал он в военной академии им. Ф.Э.Дзержинского. Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны. Он часто рассказывал мне о тех страшных годах.
Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Сколько людей погибло в годы Великой Отечественной войны! Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких. Именно об этом мне рассказывал мой прадед. И поэтому, когда мне на глаза попалась Ваша книга «Живи и помни», то я решила, что рассказываться в ней будет о подвигах солдат в годы войны. Но какие-то сомнения не давали мне покоя - я начала читать.
Ваша книга заставила меня задуматься над смыслом человеческой жизни. Ради чего человек живёт? Как один, казалось бы… поступок, полностью перечёркивает жизнь не только самого человека, но и его близких. Именно так произошло с жизнью Андрея Гуськова и его жены Настёны.
Андрей, главный герой повести, ушёл на фронт в самом начале войны. Он честно воевал сначала в разведроте, потом в лыжном батальоне, затем на гаубичной батарее. И пока за спиной были Москва и Сталинград, пока выжить можно было только сражаясь с врагом, Андрей Гуськов честно выполняет свой долг. Андрей не был героем, но и не прятался за спины товарищей. Он воевал как все.
Дедушка мне говорил, что люди и на фронте, и в тылу в годы войны забывали о себе. Главное – победа, и все интересы, всё подчинено этой цели.
Война стала определённой проверкой для людей. Ведь именно в экстремальных ситуациях человек проверяет истинные черты своего характера.
Почему же Андрей Гуськов становится дезертиром? Наверное, потому, что он слаб. После ранения он боялся ехать на фронт: «Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными – с отцом, матерью, Настёной – этим жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири? Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денёк побывать дома, унять душу – тогда он опять готов на что угодно», и это малодушно. Инстинкт самосохранения делает Андрея дезертиром, а значит - преступником.
Прочитав Вашу книгу, я поняла, что надо жить и помнить о том, чего совершать нельзя. Мы должны помнить, насколько прекрасна жизнь, и никогда не забывать, ценой скольких смертей и исковерканных судеб была завоёвана победа. …
Я ещё не знаю, кем буду в будущем, но точно знаю, что любой мой поступок должен быть правильным, чтобы мои родные и близкие гордились мной, искренним, чтобы все поняли, что я делаю своё дело с душой, и благорассудным.
Валентин Григорьевич. Напоследок хочу вам сказать, что меня очень потрясли Ваши книги. Они заставили меня задуматься о смысле жизни, о причинах и последствиях моих поступков. Мне очень жаль, что я не смогу пообщаться с вами лично, обсудить с Вами возникшие у меня вопросы, услышать ваш голос, выслушать ваше мнение. Мне бы очень хотелось, чтобы Ваши книги читало как можно больше людей, и я буду советовать их моим друзьям и одноклассникам.