Художник родился 8 мая 1870 г. в тверском имении екатерининского вельможи Никиты Артамоновича Муравьева. Метрическое свидетельство его хранится в архиве Академии художников в Санкт-Петербурге. Матерью мальчика была крепостная дворовая женщина."Законным отцом" записал дворового человека Муравьевых, Ивана Степановича Уткина.Будущий художник воспитывался до шести лет в имении отца своего, Михаила Никитича Муравьева, любителя искусств, писателя, общественного деятеля, попечителя Московского Университета.Вместе с ним росли и братья по отцу, Александр и Никита. Кто тогда знал, что дворяне Муравьевы, Никита и Александр, станут декабристами?
Мальчики нередко называли юного Уткина своим братом. На что тот (по словам Л. А. Черейского) возражал: "Помилуйте, какой я Муравьев, я просто крепостной вашего батюшки!.." На шестом году он получил вольную и был определен в Академию художеств, где в течение 15 лет обучался искусству гравирования. За прекрасно выполненный портрет князя Куракина ему присвоено звание Академика. Слава и известность пришли к художнику одновременно. Пройдет время — и он создаст целую портретную галерею деятелей своей эпохи: Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, А. С. Грибоедова, С. Муравьева-Апостола, Е. С. Семеновой.
Биографы называют 1827 год годом знакомства художника с А. С. Пушкиным, хотя поэт еще двумя годами раньше хотел привлечьУткина к иллюстрированию своего сборникастихов, "считая его резец самым достойным".
Это было время вершины пушкинской славы среди его современников. Оно совпало с качественно новым становлением и развитием портретной живописи. Время это подарило миру таких мастеров кисти, как Кипренский, Тропипин, Венецианов, Брюллов. Глубокий интерес к личности человека, к его внутреннему миру во многом определили доминирующее положение портрета в изобразительном искусстве. Отсюда широкое обращение к портрету не только профессионалов, но и художников-любителей.
В это время в Москве, в первые месяцы 1827 г., художник В. А. Тропинин создает живописный пушкинский портрет. Профессиональный журналист Николай Алексеевич Полевой, понимая значимость этого портрета, поднимающего престиж и Москвы, и художника, посвящает ему заметку в журнале "Московский Телеграф" от 6 июня 1827 года. Сходство портрета с подлинником поразительное. Портрет Пушкина будет отправлен в Петербург для выставки в Академии".
В мае — июле этого же года в Петербурге художник О. Кипренский создает еще один портрет Пушкина. Поэт откликается на это дружески-благодарственно:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых Муз, —
И я смеюся над могилой.
Ушед навек от смертных уз.
Себя, как в зеркале, я вижу.
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не увижу
Пристрастья важных Аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Сходство портрета с моделью было поразительным, что отметили многие современники Пушкина. По словам Екатерины Всеволодны Павловой, автора книги "Пушкин в портретах" "широкую известность портрету работы Д. Кипренского принесла гравюра Уткина, выполненная резцом на меди" в 1827 году. (Приложение 1)
Художник к тому времени — уже профессор гравировального класса Академии художеств. Заказ был сделан Дельвигом, "художниковым другом и советчиком".
Гравюра распространялась отдельными листами и была приложена к альманахам "Северные цветы", "Подснежник" и ко второму изданию "Русланам Людмилы" (все 1828 г.). В поэтическом альманахе "Северные цветы на 1828 г." она служила фронтисписом.
Обратимся к Е. В. Павловой: "...гравюра Уткина не была механической репродукцией с живописного оригинала. Уткин был мастером другого жанра, другой техники, подчиняющейся другим законам. Его задача состояла в том, чтобы создать камерный портрет поэтадля книжки небольшого формата. По признанию самого художника, онобычно работал так, "чтобы каждый предмет имел особый характер и вкус работы".
Автор гравюры отступил от оригинала. Здесь нет символической фигуры музы, скрещенных на груди рук поэта, почти не видно романтического плаща. Друзья Пушкина, его отец и многие современники отнесли именно этот портрет к числу лучших изображений. В феврале 1828 г. С. М. Дельвиг, посылая гравюру в письме к подруге А. И. Семеновой, напишет: "Вот тебе наш милый, добрый Пушкин. Полюби его... Его портрет поразительно схож, — как будто ты видишь его самого..."
Е. А. Баратынский, спустя месяц, писал Пушкину: "Портрет твой в "Северных цветах" чрезвычайно похож и прекрасно гравирован". Ему вторит П. А. Кашенин: "Как твой портрет в "Северных цветах" хорош и похож, чудо!"
Нет сомнения в том, что портрет этот и в самом деле хорош. Уткин выполнил и еще один портрет поэта. Он был приложен к 1 тому посмертного собрания сочинений А. С. Пушкина в 1838 г.
Удивительно переплетение судеб человеческих. Один гений, поражавший воображение людское резцом и кистью, был рожден и вскор-млен русскою землею-матушкой. Она же, земля эта, воодушевила первого поэта России на необычайный поэтической всплеск в «Тверском кабинете». Поистине сложные судьбы таят в себе лица на портретах и их авторы.
Литература:
http://chitatetocruto.blogspot.com/2013/06/blog-post_6.html
http://www.liveinternet.ru/users/galyshenka/post280025303
https://ru.wikipedia.org/wiki/Уткин,_Николай_Иванович
https://infourok.ru/aspushkin-v-portretah-vatropinina-i-oakiprenskogo-962037.html
Приложение 1.