ПОРТРЕТЫ И СУДЬБЫ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПОРТРЕТЫ И СУДЬБЫ

Добрынин В.А. 1
1Назарьевская средняя общеобразовательная школа
Новикова Е.В. 1
1МБОУ Назарьевская СОШ
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Не каждый из тех, кто пришел в музей А. С. Пушкина, задерживается у этого портрета. Невелик по размеру. Небросок. Но выполнен он одним из лучших мастеров русской классической гравюры первой половины XIX века — Уткиным Николаем Ивановичем.

Художник родился 8 мая 1870 г. в тверском имении екатерининского вельможи Никиты Артамоновича Муравьева. Метрическое свидетельство его хранится в архиве Академии художников в Санкт-Петербурге. Матерью мальчика была крепостная дворовая женщина."Законным отцом" записал дворового человека Муравьевых, Ивана Степановича Уткина.Будущий художник воспитывался до шести лет в имении отца своего, Михаила Никитича Муравьева, любителя искусств, писателя, общественного деятеля, попечителя Московского Университета.Вместе с ним росли и братья по отцу, Александр и Никита. Кто тогда знал, что дворяне Муравьевы, Никита и Александр, станут декабристами?

Мальчики нередко называли юного Уткина своим братом. На что тот (по словам Л. А. Черейского) возражал: "Помилуй­те, какой я Муравьев, я просто крепостной вашего батюшки!.." На шестом году он получил вольную и был определен в Акаде­мию художеств, где в течение 15 лет обучался искусству грави­рования. За прекрасно выполненный портрет князя Куракина ему присвоено звание Академика. Слава и известность пришли к художнику одновременно. Пройдет время — и он создаст целую портретную галерею деятелей своей эпохи: Г. Р. Державина, Н. М. Карамзина, И. А. Крылова, К. Н. Батюшкова, А. С. Грибоедова, С. Муравьева-Апостола, Е. С. Семеновой.

Биографы называют 1827 год годом знакомства художника с А. С. Пушкиным, хотя поэт еще двумя годами раньше хотел при­влечьУткина к иллюстрированию своего сборникастихов, "считая его резец самым достойным".

Это было время вершины пуш­кинской славы среди его современ­ников. Оно совпало с качественно новым становлением и развитием портретной живописи. Время это подарило миру таких мастеров ки­сти, как Кипренский, Тропипин, Венецианов, Брюллов. Глубокий ин­терес к личности человека, к его внутреннему миру во многом оп­ределили доминирующее положение портрета в изобразитель­ном искусстве. Отсюда широкое обращение к портрету не толь­ко профессионалов, но и художников-любителей.

В это время в Москве, в первые месяцы 1827 г., художник В. А. Тропинин создает живописный пушкинский портрет. Профессиональный журналист Николай Алексеевич Полевой, понимая значимость этого портрета, поднимающего престиж и Москвы, и художника, посвящает ему заметку в жур­нале "Московский Телеграф" от 6 июня 1827 года. Сходство портрета с подлинником поразительное. Портрет Пушкина бу­дет отправлен в Петербург для выставки в Академии".

В мае — июле этого же года в Петербурге художник О. Кипренский создает еще один портрет Пушкина. Поэт от­кликается на это дружески-благодарственно:

Любимец моды легкокрылой,

Хоть не британец, не француз,

Ты вновь создал, волшебник милый,

Меня, питомца чистых Муз, —

И я смеюся над могилой.

Ушед навек от смертных уз.

Себя, как в зеркале, я вижу.

Но это зеркало мне льстит.

Оно гласит, что не увижу

Пристрастья важных Аонид.

Так Риму, Дрездену, Парижу

Известен впредь мой будет вид.

Сходство портрета с моделью было поразительным, что от­метили многие современники Пушкина. По словам Екатерины Всеволодны Павло­вой, автора книги "Пушкин в портретах" "широкую извест­ность портрету работы Д. Кипренского принесла гравюра Утки­на, выполненная резцом на меди" в 1827 году. (Приложение 1)

Художник к тому времени — уже профессор гравироваль­ного класса Академии художеств. Заказ был сделан Дельвигом, "художниковым другом и советчиком".

Гравюра распространялась отдельными листами и была при­ложена к альманахам "Северные цветы", "Подснежник" и ко второму изданию "Русланам Людмилы" (все 1828 г.). В поэти­ческом альманахе "Северные цветы на 1828 г." она служила фронтисписом.

Обратимся к Е. В. Павловой: "...гравюра Уткина не была механической репродукцией с живописного оригинала. Уткин был мастером другого жанра, другой техники, подчиняющейся другим законам. Его задача состояла в том, чтобы создать камер­ный портрет поэтадля книжки небольшого формата. По при­знанию самого художника, онобычно работал так, "чтобы каж­дый предмет имел особый характер и вкус работы".

Автор гравюры отступил от оригинала. Здесь нет символи­ческой фигуры музы, скрещенных на груди рук поэта, почти не видно романтического плаща. Друзья Пушкина, его отец и мно­гие современники отнесли именно этот портрет к числу лучших изображений. В феврале 1828 г. С. М. Дельвиг, посылая гравюру в письме к подруге А. И. Семеновой, напишет: "Вот тебе наш милый, добрый Пушкин. Полюби его... Его портрет поразитель­но схож, — как будто ты видишь его самого..."

Е. А. Баратынский, спустя месяц, писал Пушкину: "Порт­рет твой в "Северных цветах" чрезвычайно похож и прекрасно гравирован". Ему вторит П. А. Кашенин: "Как твой портрет в "Северных цветах" хорош и похож, чудо!"

Нет сомнения в том, что портрет этот и в самом деле хо­рош. Уткин выполнил и еще один портрет поэта. Он был при­ложен к 1 тому посмертного собрания сочинений А. С. Пушки­на в 1838 г.

Удивительно переплетение судеб человеческих. Один гений, поражавший воображение людское резцом и кистью, был рожден и вскор-млен русскою землею-матушкой. Она же, земля эта, воодушевила первого поэта России на необычайный поэтической всплеск в «Тверском кабинете». Поистине сложные судьбы таят в себе лица на портретах и их авторы.

Литература:

http://chitatetocruto.blogspot.com/2013/06/blog-post_6.html

http://www.liveinternet.ru/users/galyshenka/post280025303

https://ru.wikipedia.org/wiki/Уткин,_Николай_Иванович

https://infourok.ru/aspushkin-v-portretah-vatropinina-i-oakiprenskogo-962037.html

Приложение 1.

Просмотров работы: 115