Весь год я жил мечтой вернуться сюда. Именно в этот уголок Земли. Не нужен мне «берег турецкий и Африка мне не нужна». Здесь, «в краю магнолий», самый чистый, живительный воздух, которого мне так не хватаеттам, дома, в душном, загазованном автомобильными выхлопами и выбросами «чугунки» тепловозостроительного завода, городе. Мне хорошо, легко, спокойно, и я почти пью этот чистейший воздух гор и моря. Живительный! Именно Живительный! Ведь у меня астма. А тут и бабушка все приговаривает, смотря на меня умными и добрыми глазами: «Дыши, милый, дыши! Наш воздух дороже золота. Не зря пансионатов, санаториев столько здесь построили. И с Севера, и из Москвы, и из Петербурга – со всей России люди сюда едут здоровье поправить».
Ну как тут не согласиться с мудрой моей бабушкой, которая прожила большую и нелегкую жизнь и знает цену и воздуху, и воде, и земле, и всему тому, что дает человеку природа. К сожалению, отмечаю я про себя, дорожить природой и ее дарами мы начинаем лишь тогда, когда их не хватает. Знаю я это по собственному опыту. Я расту и все больше убеждаюсь в том, что проблема осознания человеком ценности Природы становится одной из самых главных проблем современности, ибо человек, не задумывающийся об этом, начинает губить то, от чего зависит наша жизнь. Об этом еще в XX веке говорил великий физик Ф. Жолио – Кюри: «Нельзя допустить, чтобы люди направляли на свое собственное уничтожение те силы природы, которые они сумели открыть и покорить.»
Примеров такого несознательного поведения по отношению к природе очень много. И все они подтверждают заключение специалистов: начиная с шестидесятых годов двадцатого века экологическое состояние нашей планеты катастрофическое: разрушение почв, обезлесение, нехватка воды, загрязнение воздушного пространства, окружающей среды отходами производственной деятельности и бытовыми выбросами. Передо мной случайно попавшие в мои руки желтые от времени страницы журнала «Юность», наверное, из шестидесятых-семидесятых годов двадцатого века. Игорь Шкляревский – писатель, журналист. Буквально проглатываю его короткие опусы. Лаконично, остро, с болью! Все о том, к чему приводит непонимание ценности природы. А какая мудрость в каждом эпизоде. Удивительная зоркость писателя просто открывает глаза на то, как мы близоруки, творим, не думая о последствиях своей деятельности.
Оказывается, болота – «мокрый нос земли». Это, как у собак, - признак здоровья. Осушили болота в Полесье. Теперь там «ветер крутит пыль», а болото «кочует облаком по небу».
Думать надо!
Я смотрю на красивый полиэтиленовый пакет. Сколько их на помойках, в земле зарыто! Вспоминаю Игоря Шкляревского: «Страшно подумать, сколько земли не дышит. Все пережует земля…а пластмассу изрыгает.»
Думать надо!
Читая Игоря Шкляревского, я делаю открытие за открытием. Например, речного жемчуга почти не стало, потому что нерестилища семги завалили гнилым лесом, а жемчужина зарождается в жабрах семги. Но самое страшное, что вычитал у Шкляревского, хотя и много слышал о взрыве на АЭС в Чернобыле, это то, что там, на Припяти, теперь ягоды земляники, черники, брусники убивают в организме человека красные кровяные тельца. И этого нельзя остановить, пока природа сама не восстановится.
Вот они, плоды бездумной деятельности человека, который не задумывается о последствиях своей деятельности.
Страшно представить, что за короткий промежуток времени человек натворил столько бед на планете. Технический прогресс открывает нам большие возможности, но надо же думать о последствиях новейших изобретений и технологий.
С зарисовками Игоря Шкляревского перекликаются этюды о природе В. Солоухина. У этого писателя та же боль, та же обида от сознания несправедливости человека по отношению к природе. Она же живая и не нуждается в защите! С горькой иронией говорит Солоухин о человеке, возомнившем себя высшим существом. Но это существо не дорожит ни глотком воздуха, ни зеленой «живой травинкой». Не идеализирует писатель и себя, упорно повторяя местоимения 1 лица множественного числа «мы»: «ходим, мнем траву, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров…» и не думаем, что однажды может случиться так: «земля есть, а травы нет. Страшное жуткое зрелище!» и это уже не открытие для меня, это – предупреждение всем нам.
Думайте, люди, о последствиях вашего вторжения в природу.
Вспоминаю уроки истории. Древние римляне, если строили плотину или канал, всегда собирали совет ученых и думали о последствиях возведения этих сооружений. Они смотрели на двести лет вперед.
Думали римляне!
Да что я?! Древние римляне… У нас на Руси с древних времен отношение к земле, воде, воздуху было святое. Землю называли «матерью – кормилицей». Человек почитал воду в родниках, по реке пускали старые иконы, доверяли их воде. Служба на Троицу в храмах была службой всему живому. Церковь украшали березовыми ветками, пол устилали травой. Про отношение Человека и Природы в ту далекую пору очень подробно написал в книге очерков «Письма о добром и прекрасном» Д. С. Лихачев.
Боготворили Природу, дорожили ею, берегли ее в старину. Почему сегодня все не так? Почему?! Мы живем в мире, когда человек стал считать себя не частью природы, а ее властелином. Не хозяином, а властелином! Ради прибыли он выжимает из природы все, что может. Гордясь своим разумом, современный человек забыл, что сам он ее создание и может быть уничтожен в один миг, как трава, которую он топчет. Это говорит о потере нравственных ориентиров. А любая безнравственность ведет к расчеловечиванию. Как тут не вспомнить стихотворные строки поэта Е. Евтушенко:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
И, завершая свои размышления, я еще раз говорю: «Думать надо!» О чем? О жизни на Земле, о том, что природа ее живая. Ее надо беречь и защищать.