ПРОБЛЕМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ РЭЙ БРЕДБЕРИ «451 ГРАДУС ПО ФАРЕНГЕЙТУ»

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ПРОБЛЕМА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО МЫШЛЕНИЯ И МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИИ РЭЙ БРЕДБЕРИ «451 ГРАДУС ПО ФАРЕНГЕЙТУ»

Гришин С.А. 1
1Казанский филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный университет правосудия" (г.Казань)
Шарыпова Т.П. 1
1КФ ФГБОУ ВО "РГУП" (г.Казань)
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Что для нас есть – современный мир? Или стоит спросить по-другому, чего мы достигли? Теперь у каждого есть телевизор в доме, в любое время мы можем пойти в кинотеатр и посмотреть фильм, правда большинство снято в жанре комедия, множество развлекательных центров, компьютерные игры, очки виртуальной реальности, казалось бы, всё это достижения науки, и теперь человек может жить, не зная горя, скуки и проблем. Но всё ли так прекрасно, как кажется? К чему приводит все нововведения и расширения массовой культуры общества? Рэй Бредбери дал ответа на эти вопросы в произведении «451 градус по Фаренгейту». Сначала стоит ответить на вопрос, что такое потребительское мышление и массовая культура в целом? Ни для кого сейчас не секрет, что от образа мышления человека, зависит качество его жизни. Между мышлением создателя и мышлением потребителя существует огромная пропасть. Потребитель по кругу повторяет одни и те же системы и редко смотрит на них со стороны. И никогда специально не работает над их улучшением. Он всегда только работник своей корпорации, которого интересует не общий успех всего предприятия, а лишь то, когда закончится рабочий день, чтобы можно было ничего не делать, отдохнуть, расслабиться. Потребитель мечтает о миллионах на автопилоте, чтобы просто чесать живот, лежа в гамаке. Человек мыслит либо в созидательном ключе, стремясь к постоянному росту и развитию, либо стараемся убежать от ответственности, прежде всего, за свою жизнь, улучшение её качества и собственное развитие, тем самым обрекая себя на духовную гибель. Это и есть потребительское мышление, но потребительское мышление не может существовать без, так называемой, «массовой культуры». Не стоит вдаваться подробности, как функционирует и существует в обществе данная культура, стоит лишь подчеркнуть, что массовая культура имеет коммерческий характер, то есть – её цель получение прибыли, за счет удовлетворения потребностей огромного пласта людей.

Что в этом плохого? – спросите вы меня. И прежде чем ответить на этот вопрос, давайте представим на минуту мир, в котором человек забыл о жестокой реальности, мир, где каждый счастлив, мир развлечений и веселья. Именно в таком мире потребительское мышление будет господствующим, а массовая культура будет находиться на пике своего развития. Что в этом мире больше всего будет пугать человек, будет вызывать ненависть и скуку. Конечно, книги. Книги обладают особой силой, они снимают с нас, так называемые, «розовые очки» и открывают нам глаза на все морщины и недостатки лица жизни. Тем, кто ищет только покоя, хотелось бы видеть перед собой восковые лица, без морщин и волос, без выражения. «Мы живем в такое время, когда цветы хотят питаться цветами же, вместо того чтобы пить влагу дождя и соки жирной почвы», – так отзывается о таком обществе один из героев произведения. То есть человек желает получать всё готовое, забывая о труде и заботах производства нужного продукта. Тем самым общество забывает о проблемах производства, а значит и обо всех проблемах вообще. Наш мир не идеален, в нём множество проблем, забот и стресса. Это и различные проблемы человечества, и войны, и болезни, и философские вопросы, и много другое, что будоражит наш мозг. Массовая культура закрывает глаза людям, старается отвлечь их от проблем. Умным людям сложно жить в нашем мире, они осознают реальность, они волнуются, когда им говорят об экологических проблемах, глобальном потеплении. Незнающие же люди, лишь кивают головой и идут домой смотреть телевизор с бутылкой пиво под подмышкой, считая, что эти проблемы кто-то да решит. И это неправильно, потому что если человек не будет замечать все недостатки жизни, то рано или поздно, всё это обернется в разрушение, как для индивида, так и для общества в целом. Как же исправить такое положение? На этот вопрос я отвечу в следующем пункте.

Свободное время и цели жизни современного человека

Как мы тратим своё свободное время? Тут хотелось бы сравнить реальность и фантастический мир Рэя Бредбери. Давайте прочтем следующее слова: «Да. Свободного времени у нас достаточно. Но есть ли у нас время подумать? На что вы тратите свое свободное время? Либо вы мчитесь в машине со скоростью сто миль в час, так что ни о чем другом нельзя думать, кроме угрожающей вам опасности, либо вы убиваете время, играя в какую-нибудь игру, либо вы сидите в комнате с четырехстенным телевизором, а с ним уж, знаете ли, не поспоришь». В нашей реальности, нет четырехстенных телевизоров и люди не мчатся на машинах со скоростью в сто миль в час, однако, сейчас и редко встретишь начитанного человека, человека, который кроме различных игр и сериалов, может поговорить на свободные темы, человек, с которым можно подискутировать и усомнится в своей точке зрения. Таких людей становится все меньше, но почему? Здесь играет важную роль воспитание, образ жизни и цели самого человека. Давайте выйдем на улицу и зададим простой вопрос прохожим, в чем цель вашей жизни? Большинство сразу же ответят заработать деньги, построить дом, завести семью и посадить дерево. Казалось бы, хорошие цели, но они обыденные, люди не скажут вам, что их целью является постоянное саморазвитие, постоянное движение вперед, желание прожить жизнь не впустую. И снова вопрос, кто виноват, сам человек? Не всегда, человек – лишь совокупность социальных норм и ценностей, существующих в обществе. То есть человек напрямую зависит от общества, в котором он рос. Именно поэтому Гая Монтэга устраивала его жизнь до встречи с Клариссой, именно поэтому современный человек только и стремится к материальным богатствам, забывая про духовные блага и высокие цели жизни.

Истинное и ложное счастье для человека

Очень интересен и конфликт между новоиспеченном «революционером» и консервативным «защитник общества», представленный в образе брандмейстера Битти. Брандмейстер, человек начитанный, он знает, что скрывают за собой книги и лишь выполняет «заказ» общества. Монтэг же только начал читать, поэтому, когда происходит первая перепалка касаемо книг, Битти с лёгкостью доказывает ему то, что книги – зло, они порождают социальное неравенство, они нарушают покой и стабильность общества. В какой-то степени брандмейстер даже прав говоря, следующее: «Человек, умеющий разобрать и собрать тевизорную стену, - а в наши дни большинство это умеет, - куда счастливее человека, пытающегося измерить и исчислить Вселенную, ибо нельзя ее ни измерить, ни исчислить, не ощутив при этом, как сам ты ничтожен и одинок». В этом есть смысл, ведь и вправду, человек, изучающий наш мир, будет задумываться, какой же он, по сравнению со всем миром, маленький и ничтожный. Однако этот ничтожный и одинокий человек может сделать для человечества больше, он двигает наше общество вперед и, возможно, в будущем мы будем смотреть в небо и вспоминать об этом одиноком человеке, который смог измерить и исчислить Вселенную, он оставит свой след в истории, он запомнится нам. Он сможет ответить на все свои философские вопросы о нашем мире и вселенной, и, зная ответы, он будет уже не ничтожным и одиноким, а знающим и великим. В то время как человек, который способен лишь починить телевизор, так и останется в масштабах Вселенной одиноким и ничтожным.

Истинное лицо и несовершенство всего потребительского мышления

Конец произведения, когда Монтэг покидает город и встречает других начитанных людей, очень интересен. Ведь, он осознает, что независимо о том, что говорили другие, этих людей много, все они ждут, лишь возможности, которая в скором времени им представится. И уничтожение города бомбой, показывает нам, как несовершенно то общество. Зная о приближение войны люди не задавались вопросом, как скоро и почему? Не беспокоились и продолжали жить в своем маленьком счастливом мире. И уничтожение города, показывает, что если человек будет закрывать глаза на всё происходящее, то рано или поздно природа или что-то иное сотрет его и всё общество с лица Земли. Люди в таком обществе, хоть и кажутся внешне счастливыми, глубоко в душе очень несчастливы, это доказывает эпизод с Милдред. Она, типичный представитель этого общества, противник книг и разума. Только на момент, когда отключается телевизионная стена, она посмотрела на себя и увидела свое лицо, лицо, ужасающее своей пустотой, одно в пустой комнате, пожирающее глазами само себя. И в секундах до её смерти она поняла, что ужасна и что жизнь, которую она прожила, бессмысленна и ничтожна. Но изменить что-либо уже было невозможно. В этом и проблема, человечество всегда осознает свои ошибки, только после их последствий….

Заключение

Рэй Бредбери - удивительный писатель, он показывает нам всё несовершенство потребительского мышления и массовой культуры и главную проблему человечества – желание жить в радость, забывая о жестоких реальностях существующего мира. И пока эта проблема будет существовать, общество будет вынуждено двигаться в неправильном направлении. Индивиду будет казаться, что его жизнь прекрасна и счастлива, но в реальности далеко это не так. Массовая культура вправе существовать, потому что если человек будет думать только об отрицательных сторонах жизни, то рано или поздно он сойдет с ума. Однако эта культура не должна вставать на господствующие позиции, как и мышление потребителя. Может, когда-то люди, наконец, поймут, что чтение книг и разговоры с близкими, важнее какого-то телевизора, компьютерных игр или иного глупого времяпровождения. И именно только после данного понимания, общество сможет изменить свой маршрут, сможет сделать резкий скачок вперед, забыв своё ужасное прошлое и двигаясь в прекрасное будущее…

Просмотров работы: 1872