ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «И ЭТО ВСЁ ПРИРОДА…»

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «И ЭТО ВСЁ ПРИРОДА…»

Козелкова А.А. 1Кочнева М.И. 1
1МБОУ «СОШ №2» г. Шумерля Чувашской Республики
Гладкова О.Е. 1Гладкова О.Е. 1
1МБОУ «СОШ №2» г. Шумерля Чувашской Республики
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

«Я не знаю ничего более близкого мне,

чем наши простые русские люди,

и ничего более прекрасного, чем наша земля».

К.Г.Паустовский

Как – то на занятиях клуба «Диалог» наш педагог предложил для прочтения и обсуждения рассказ Константина Георгиевича Паустовского «Барсучий нос». Во время творческого задания мы работали в паре с моей одноклассницей. Нас очень удивил неожиданный гость - барсук. Этот рассказ настолько впечатлил нас, что мы решили ознакомиться с другими произведениями этого замечательного писателя. В библиотеке нам предложили для прочтения множество книг этого удивительного писателя: «Золотая роза», «Мещерская сторона», «Прощание с летом», «Кот-ворюга». Возник проблемный вопрос:как же можно ярко поделиться впечатлениями о прочитанном? Каким мы видим в произведениях мир: животных, лес, цветы, землю, озеро? Мы решили ответить на эти вопросы с помощью создания обучающего фильма «И это все природа…».

Актуальность данного проекта в том, что применение качественных учебных пособий является одной из важных составляющих успешного обучения. Новизной нашего проекта является создание электронных пособий самими обучающимися и использование их в учебном процессе. Данные пособия дети могут создавать по другим предметам и темам. Очень важно, чтобы учитель поддержал наши интересы, чтобы процесс обучения.

Цель нашей работы: создание учебного фильма на основе интеграции предметов информатики и литературы.

Цель определила задачи, которые мы должны решить по мере выполнения проекта:

1. Изучение биографии К.Г. Паустовского.

2. Изучение мира природы в произведениях К.Г. Паустовского.

3. Написать сценарий к фильму.

4.Овладеть умением монтажа и озвучиванием компьютерного фильма.

5.Донести через фильм до одноклассников о неповторимой красоте природы и её тайнах.

Гипотеза: предположим, что овладев определёнными знаниями и навыками, мы сможем создать фильм о природе по произведениям К.Г Паустовского.

Научный руководитель определил методы исследования:

1.Изучение и обобщение научной и художественной литературы.

2.Сравнение.

3.Анализ.

4.Фотографирование, сканирование.

5. Консультация.

Основная часть.

Выполнение работы проводилось в три этапа.

На первом этапе мы объявили конкурс на лучшую эмблему информационно-медийного центра «СИТИ». Это было связано с тем, что с начала этого учебного года МБОУ «СОШ №2» г. Шумерля Чувашской Республики была объявлена пилотной площадкой по реализации информационно - медийного направления Российского движения школьников. Для того чтобы наполнить фильм тёплым и трепетным чувством любви к природе мы предложили своим одноклассникам взять любое произведение великого автора и выполнить к нему иллюстрацию, чтобы украсить сюжет фильма. Обучающиеся представили большое количество работ, среди которых были отобраны лучшие эмблемы и сюжетные картинки. Лабораторией по созданию фильма был определён кабинет информатики, который оснащён необходимой аппаратурой.

На втором этапе нам предстояло написать сценарий к фильму.

Изучив детально произведения К.Г. Паустовского: «Рассказы о природе», «Времена года в коротких рассказах», «Кот-ворюга», «Золотая роза», «Прощание с летом», «Во глубине России» «Барсучий нос», «Мещерская сторона», мы приступили к составлению сценария к фильму. В удивительно легких и доступных строках проза Константина Георгиевича Паустовского, словно музыка композитора, оживает в рассказах, перенося читателя в живой мир русской природы.

К.Паустовский отражает в своих произведениях природу, её растительный и животный мир. Рассказы о природе Константин Паустовский всегда писал на основе личных наблюдений. Именно по этой причине все факты, представленные Паустовским в своих произведениях достоверны. Мы, работая над тем или иным рассказом, постоянно открывали для себя что-то новое, но тайн при этом не становилось меньше.

Третий этап - основной этап работы. Мы стали работать над созданием компьютерного фильма. Посещение клуба «Инфознайка» с первого класса, где мы получали первоначальные знания по информатике, позволило нам довольно успешно работать, используя программ Windows Movie Maker.

Наш фильм состоит из отдельных кадров, которые сменяют друг друга. Для создания экранных образов необходимо было создать 48 кадров, 25 различных картин, на фоне которых разворачивались события, а именно: животные, птицы, лес, цветы, земля, озеро, река, оттепель, небо, грозы, зарница.

На этапе монтажа нужно было совместить все явления так, чтобы зрителю была понятна логика развития событий и их непрерывность. Необходимо было решить чисто технические задачи при монтаже фильма: скорость смены кадров. Очень трудной оказалась проблема озвучивания, где нужно было совместить видео ряд со скоростью речи. Этот этап потребовал и изменения текста и создания дополнительных кадров.

Все тексты, озвученные нами за кадром, являются научно обоснованными.

Этот фильм можно отнести к жанру научно-популярного фильма.

Работа над созданием фильма углубляет и расширяет знания детей в предметной области «информатика и литература».

Заключение.

Подводя итог вышесказанному можно с уверенностью сказать, что наша гипотеза подтвердилась. В школе возможно создать собственную медиатеку и пополнять её обучающими фильмами по различным предметам.

Решая актуальную задачу бережного отношения к природе, мы были окутаны тайной воздействия художественного слова на читателя. К. Г. Паустовский использует невероятное описание природы. Какое богатство словаря встречается в его рассказах. Истории, рассказанные Паустовским, произвели на нас огромное впечатление. Эти книги хочется читать и перечитывать, столько красоты и доброты в них! Сколько тонко подмеченных деталей, столько любви к природе и веры в человека.

Закончив свою работу, можно сделать вывод о том, что мы достигли основной цели и решили все поставленные задачи. Хотя нельзя не сказать о том, что очень трудной оказалась проблема озвучивания. Это был риск, который мы не учли в плане своей работы. Данный проект является эффективным средством развития наших способностей. Он поможет развитию и реализации творческого потенциала. Считаем, что фильм носит практический характер и его можно использовать на уроках литературного чтения, на классных часах и внеурочной деятельности.

Список литературы

  1. Паустовский К.Г. «Кот-ворюга». Москва.: Издательство «Олма Медиа Групп». 2014

  2. Паустовский К.Г. «Во глубине России». Свердловск.: Средне-Уральское Книжное Издательство, 1989.

  3. П Паустовский К.Г. «Золотая роза» Москва.: Издательство: «Литература артистикэ».1987

  4. Паустовский К.Г. «Мещерская сторона» Москва.: Издательство: «Малыш». 1991

  5. Паустовский К.Г. «Прощание с летом» Москва.: Издательство: «Детская литература». 1998

  6. Паустовский К.Г. «Барсучий нос» Москва.: Издательство: «Малыш».1984

Интернет источники

  1. «Сезоны года» общеобразовательный журнал http://сезоны-года.рф

  2. http://fb.ru/article/168261/k-paustovskiy-proschanie-s-letom-kratkoe-soderjanie-i-analiz-otzyivyi-o-rasskaze-proschanie-s-letom

  3. http://fb.ru/article/166903/mescherskaya-storona-kratkoe-soderjanie-paustovskiy-mescherskaya-storona-analiz

  4. http://www.nekisni.ru/forum/index.php?p=165867&showtopic=5072&st=25

  5. https://www.yandex.ru/yandsearch?text=паустовский%20Стояла%20жара.%20Мы%20шли%20сосновыми%20лесами.%20&lr=20078&clid=9582

Приложение 1. Сценарий к фильму «И это всё природа…»

Подборка произведений К. Паустовского.

Осень

Увядает земля, но еще впереди «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца1. С густой синевой небес, промытых прохладным воздухом. Березовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. Потом — ненастье, дожди, ледяной северный ветер, кромешные ночи, ледяная роса, темные зори. Так все и идет, пока первый мороз не схватит, не скует землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, поземками, снегопадом, седыми морозами, вешками на полях, скрипом подрезов на розвальнях, серым, снеговым небом... Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я читал в старых книгах о том, как шуршат падающие листья, но я никогда не слышал этого звука. Если листья и шуршали, то только на земле, под ногами человека. Шорох листьев в воздухе казался мне таким же неправдоподобным, как рассказы о том, что весной слышно, как прорастает трава.

Зима

Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето2.

Весна

У неё, у этой ещё зябнувшей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов3. Начинаются оттепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с черной водой, а на буграх — проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха. Потом на реках происходит первая подвижка из лунок, продухов и прорубей выступает наружу вода. Ледоход начинается почему-то чаще всего по тёмным ночам, после того, как «пойдут овраги» и полая, талая вода, звеня последними льдинками — «черепками», сольется с лугов и полей.

Лето

Величину этой любви трудно измерить. Каждый знает это по себе. Любишь каждую травинку, поникшую от росы или согретую солнцем, каждую кружку воды из летнего колодца, каждое деревце над озером, трепещущее в безветрии листьями, каждый крик петуха, каждое облако, плывущее по бледному и высокому небу. И если мне иногда хочется жить до ста двадцати лет, как предсказывал дед Нечипор, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарование и всю исцеляющую силу нашей среднеуральской природы.

Замечать все таинства природы и описывать увиденное так, чтобы не оставить равнодушным ни одного читателя, - главное, чем в совершенстве владел Паустовский. Рассказы о природе тому доказательство.

«Первый снег».

Однажды писатель проснулся от того, что наступила полная тишина. Сначала ему показалось, что он оглох4. Но нет, это на смену осенней непогоде пока еще неуверенными шагами шла зима. Ветер стих, дождь прекратился. Когда писатель выглянул в окно, то увидел, что выпал снег, от которого даже в комнате стало светлее.

Проснувшийся Рувим сказал, что земле очень идет белоснежный наряд. Утром к приятелям пришел в гости дед Митрий. Он тоже был рад первому снегу.

В такую погоду невозможно усидеть дома, и друзья отправляются на прогулку к лесным озерам. Ходили они долго, видели снегирей, алые ягоды рябины. На озере писатель хотел кинуть камешек в стаю рыб, но разбил тонкий лед, покрывший края водоема. Только тогда друзья заметили, что поверхность воды местами замерзла. До этого прозрачный лед оставался невидимым. Когда он говорит об осенней непогоде, то пишет, что по реке неслась желтоватая пена, похожая на взбитый белок.

«Прощание с летом»

После прочтения книги остается хорошее впечатление. Действие происходит в конце ноября. Если вы окажетесь в ноябре в деревне, то там можно прекрасно отдохнуть душой в тишине, без шума больших городов. Можно вечерами читать, пить чай и разговаривать. Как приятно пройтись по пушистому снегу, вдохнуть морозный воздух полной грудью, отломить кусочек первого льда около берега пруда. Автор имел в виду прощание с летом и осенью, с теплом, которого уже нет, но оно еще непременно будет. Паустовский помогает читателю погрузиться в душевную атмосферу и показывает, что на свете есть много интересного.

Отношение к животным.

Здесь обитал кот5, который в такую непогоду спал с утра до вечера в старом кресле. Когда капли холодного дождя били в стекло, животное во сне вздрагивало. Так же вел себя и пес по кличке Фунтик. Маленькая рыжая такса даже плакала во сне от холода. Тогда автор, от лица которого ведется повествование, вставал с постели и закутывал пса в шерстяную тряпку, чтобы он согрелся. Не просыпаясь, собака лизала в знак благодарности человеку руку Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. Это, очевидно, должно было обозначать веселье. Мы боялись, что он протрет себе шерсть на затылке. Потом кот перевернулся на спину, поймал свой хвост, пожевал его, выплюнул, растянулся у печки и мирно захрапел.

Животные в книгах Паустовского очень трогательные. У них есть чувства, они могут страдать. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка.

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом он брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Картошка жарилась на сковороде, от нее шел острый вкусный запах, и зверь, очевидно, прибежал на этот запах6.

Летние грозы

Летние грозы проходят над землей и падают за горизонт7. Молнии то с размаху бьют в землю прямым ударом, то полыхают на черных тучах. Радуга сверкает над сырой далью. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

Июльский зной

Стояла жара8. Мы шли сосновыми лесами. Пахло сосновой корой и земляникой. Над верхушками сосен неподвижно висел ястреб. Лес был накален от зноя. Мы отдыхали в густых чашах осин и берез. Там дышали запахом травы и корней. К вечеру мы вышли к озеру. На небе блестели звезды. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег.

Зарница

Чаще всего зарницы бывают в июле, когда созревают хлеба. Поэтому и существует народное поверие, что зарницы «зарят хлеб», - освещают его по ночам - и от этого хлеб наливается быстрее. В этот заревой час низко над самой землей пылает утренняя звезда. Воздух чист, как родниковая вода. Вечерняя заря начинается, когда солнце уже зайдет за край земли. Тогда она овладевает меркнущим небом, разливает по нему множество красок - от червонного золота до бирюзы - и медленно переходит в поздние сумерки и в ночь.

Цветы

У самой воды большими куртинами выглядывали из зарослей мяты невинные голубоглазые незабудки9. А дальше, за свисающими петлями ежевики, цвела по откосу дикая рябина с тугими желтыми соцветиями. Высокий красный клевер перемешивался с мышиным горошком и подмаренником, а над всем этим тесно столпившимся содружеством цветов подымался исполинский чертополох.А еще дальше высокой стеной вздымался боярышник и шиповник. Ветки их так переплелись, что казалось, будто огненные цветы шиповника и белые, пахнущие миндалем цветы боярышника каким-то чудом распустились на одном и том же кусте.

Озеро Однажды автор с друзьями решил сходить на Поганое озеро10. Оно располагалось среди болот и славилось крупной клюквой и огромными поганками. Идти через лес, в котором год назад прошел пожар, было трудно. Путешественники быстро устали. Они решили отдохнуть на одном из «островов». В компании был и писатель Гайдар. Он решил, что поищет дорогу к озеру, пока остальные отдыхают. Однако писатель долгое время не возвращался, и друзья встревожились: уже стемнело, и начали выть волки. Один из компании отправился на поиски. Вскоре он вернулся вместе с Гайдаром. Последний сказал, что забирался на сосну и видел это озеро: вода там черная, редкие слабые сосны стоят вокруг, некоторые уже упали. Очень страшное озеро, как сказал Гайдар, и друзья решили не идти туда, а выбираться на твердую землю.

1 Паустовский К. Г. «Золотая роза»

2 Паустовский К. Г. «Прощание с летом»

3Паустовский К. Г. "Словарь родной природы"

4 Паустовский К. Г. «Прощание с летом»

5 Паустовский К.Г. «Прощание с летом»

6 Паустовский К.Г. «Барсучий нос»

7 Паустовский К.Г. «Летние грозы»

8 Паустовский К.Г. «Летний зной»

9Паустовский К.Г. « Во глубине России»

10 Паустовский К.Г. «Мещерская сторона»

Просмотров работы: 379