С 3 класса мы занимаемся исследовательской работой в области краеведения. Нам было интересно находить новые факты об истории нашей республики, города Сосногорска, кадетской школы и наших бабушек и дедушек. Человек без знаний истории своей семьи, родного края, страны, как дерево без корней. Но часто бывает так, что информация, которую мы знаем о родном крае, ограничивается рассказом родных. А этого, конечно, недостаточно. Когда мы стали изучать информатику, она привлекла нас своими возможностями в поиске, сборе и переработки целого потока информации. Мы для себя решили, что информационные технологии (ИТ) помогут в исследовательских работах по краеведению, которое объединяет знания географии, экологии, истории, археологии, топонимики, топографии, геральдики, этнографии и других наук. Можно ли столько информации найти и переработать без использования информационных технологий? Нам кажется, что нет.
Возникла гипотеза: если использовать ИТ в исследованиях по краеведению, то сбор информации, обработка, обобщение и представление будет успешнее и быстрее. Так появилась тема работы: «Возможности информационных технологий в исследовательских работах по краеведению». В формулировке темы работы представлены две области знаний: информатика и краеведение. Возникает проблема: как они пересекаются, как дополняют друг друга, оправдано ли их объединение.
Информационными технологиями обучения называют технологии, использующие специальные технические информационные средства, обеспечивающие поиск, обработку, передачу, отображение и хранение информации.
В краеведении, которое использует информацию множества наук, применение ИТ является необходимым условием, так как помогают в поиске и обработке информации, в представлении найденных документов широкому кругу, способствуют экономии времени. Поэтому значимость темы в том, что в работе будут рассмотрены возможности ИТ для поиска и переработки результатов краеведческих исследований. Это стало целью работы.
Для достижения цели были выдвинуты задачи и определены методы их решения:
Таблица 1. Задачи и методы
Задачи |
Методы |
|
1 |
Проанализировать, какие технологии являются информационными. |
Анализ методической литературы, классификация технологий. |
2 |
Рассмотреть на примере исследовательских работ по краеведению, как ИТ помогают провести исследование и добиться результатов. |
Анализ ИТ, анализ исследовательских работ по вопросу применения ИТ, обобщение. |
3 |
Выделить область применения ИКТ в работах по краеведению. |
Анализ и сопоставление полученных данных. |
4 |
Показать применение ИКТ на примере темы краеведческого проекта «Создание веб-квеста «Памятники города Сосногорска» |
Работа по теме с помощью разных технологий и сбор информации из разных источников, сравнение полученных данных, обобщение. |
5 |
Провести экспериментальную проверку результатов разработки темы. |
Эксперимент. Анализ результатов. |
Объектом исследования стали три исследовательских работы по краеведению.
1. «История города Сосногорска в памятниках»
2. «Значение животных на гербах городов Республики Коми»
3. «Название улиц города Сосногорска как отражение истории страны»
Предмет исследования – информационные технологии, которые применялись в этих работах.
Для подтверждения сделанных выводов проведена экспериментальная работа по созданию Веб-квеста «Памятники города Сосногорска».
Глава 1. Информационные технологии
Сегодня, в век информатизации и компьютеризации, информация является таким же ресурсом, как трудовые, материальные и энергетические. Информация – ценнейший ресурс наряду с такими видами ресурсов, как нефть, газ, полезные ископаемые и др., а значит, процесс ее переработки по аналогии с процессами переработки материальных ресурсов можно воспринимать как технологию. [3]. Информационные технологии (ИТ) – это процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта). ИТ является процессом, состоящим из четко регламентированных правил выполнения операций, действий, этапов разной степени сложности над данными, хранящимися в компьютерах.
Определение информационных технологий как сферы человеческой деятельности предложено ЮНЕСКО: информационные технологии — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. [ 4 ]
Все технологии работы с информацией можно разделить на две большие группы - традиционные и современные ИТ. К традиционным можно отнести изобретение азбуки, написание ручкой, чтение и пересказ книги, изобретение книгопечатания, то есть работа с информацией «вручную».
Специфика же современных ИТ заключается в том, что они проникают прежде всего в сферу интеллектуального труда. Цель их – снижение трудоемкости процессов использования информационного ресурса и повышение их надежности и оперативности. При этом технологии должны быть максимально доступны потребителям. В своем исследовании мы будем анализировать современные ИТ.
Человеческое мышление можно рассматривать как процесс обработки информации. Но самостоятельно справиться с огромными массивами информации человеку затруднительно, а чаще всего – невозможно. На помощь ему приходят автоматизированные информационные технологии. Рассмотри их.
Информационные технологии сбора данных
Сбор информации предполагает получение максимально верной информации и является одним из самых ответственных этапов в работе, так как от качества информации полностью зависит конечный результат всей работы.
Традиционные способы поиска данных: книги, каталоги и справочники, интервью и анкеты – остаются востребованными. С развитием компьютерной техники стали появляться разнообразные технические средства, позволяющие осуществлять ручной или автоматизированный сбор информации из ее источника. Перечислим существующие технологии.
Технология поиска в Интернете информации любого формата с помощью гиперссылок.
Чтобы текстовую и графическую информацию зафиксировать применяются такие средства, как клавиатура, сканер, планшет, сенсорный экран, монитор.
Для сбора звуковой информации используются диктофон и микрофон.
Сбор фото и видеоинформации осуществляется с помощью видеокамер и фотоаппаратов.
Следует отметить, что в каждом отдельном случае технические средства выбираются в зависимости от типа собираемой информации и ее назначения.
Информационные технологии обработки данных
Информационная технология обработки данных предназначена для автоматизации повторяющихся операций: сортировка, поиск, отбор информации, выравнивание границ, масштабирование, составление таблиц и нумерованных списков и др. Поэтому применение и внедрение информационных технологий на этом уровне существенно повысит производительность. В том числе и в работе с большими объемами информации. Представим эти программы:
Текстовый редактор Microsoft Word – оформление работы в соответствии со всеми требованиями: параметры страницы, вставки в текст различных объектов, таблицы, создания ссылок и т.д.
Microsoft Office PowerPoint – программа создания презентации, в ходе которой мы учимся систематизировать и обобщать материал, выделять главное в информационном сообщении, грамотно представлять имеющуюся информацию.
С помощью компьютерной программы Microsoft Excel можно создавать, обрабатывать, анализировать, использовать и отображать полученную информацию в виде электронных таблиц и анализа данных и построения сводных отчетов.
Информационные технологии представления данных
Информация может быть представлена в различных формах (текст, таблица, график и т.д.), причем каждая из них предпочтительна для различных целей.
Текстовый редактор Microsoft Word
В программе Microsoft Office Publisher создаются буклеты – удобная и сжатая форма представления информации.
Систематизацию и классификацию данных удобнее делать в таблицах как в Word, так и в Excel. К таблицам легко составляются графики и диаграммы, что делает восприятие информации удобной.
Представление работы может быть осуществлено при помощи презентации в программе Microsoft Office Power Point. Мультимедийная презентация может включать в себя:
• видео и аудиозапись экскурсии, фрагмента передачи, интервью;
• яркие диаграммы, таблицы с кратким комментарием;
• фотографии исследований, экспериментов и т.д.
Представлять информацию можно с помощью гипертекстовой технологии, которая обладают рядом преимуществ:
- между выделенными текстовыми фрагментами устанавливаются перекрестные связи и определяются правила перехода от одного фрагмента текста к другому,
- объем информации огромен, в то время как пространство, которое она занимает, гораздо меньше, так как каждая новая ссылка открывает отдельную страницу.
Глава 2. Анализ использования ИТ в краеведческих исследованиях
ИТ могут быть использованы на каждом этапе исследовательской работы. Рассмотрим исследования по краеведению. Для анализа по данной теме мы обратились к нашим трем работам:
«Значение животных на гербах городов Республики Коми»
«История города Сосногорска в памятниках»
3. «Название улиц города Сосногорска как отражение истории страны»
Первый этап включает выбор темы, определение гипотез, целей и задач исследования. Нам кажется, что идеи для работы могут взяться отовсюду: при чтении книг, просмотра познавательных передач, выполнении домашнего задания или необходимости что-то выяснить. Подсказкой к теме может стать и Интернет. Но это личные интересы и ответственность каждого исследователя.
Второй этап состоит из сбора и систематизации информации по теме: поиск научных источников, архивных материалов, проведение опросов и интервью.
При поиске информации книги должны быть на первом месте, но взять эти книги можно и в глобальной сети Интернет. Объем данных, хранящихся в Интернете, вплотную приблизился к отметке в 500 экзабайтов (500 млрд Гб). [2]
Но в работе по краеведению на первом месте стоит не Интернет, а первоисточники – люди-очевидцы событий, архивные документы, газеты тех времен, о которых собирается материал. В Таблице 2 указаны формы сбора материала по темам и затраченное время.
Таблица 2.
Тема |
Интервью с очевидцами, опрос |
Работа с документами в архиве |
Работа с документами музея |
Литература в библиотеке |
Интернет, ИТ |
Значение животных на гербах |
- |
- |
- |
2 нед. |
3 нед. |
История г.Сосногорска в памятниках |
12 дней |
4 дня |
4 дня |
5 дня |
1 нед. |
Название улиц города Сосногорска |
13 дней |
6 дней |
3 дня |
5 дня |
1 нед. |
Суммируем время трех работ, потраченное на поиск информации.
Таблица 3. Количество времени, потраченное на сбор информации
Без использования ИТ |
С применением ИТ |
|||
54 дней |
61% |
35 дней |
39% |
Как видно из таблицы, сбор краеведческой информации не зависит от Интернета. За исключением первой работы, очевидцев которой мы найти не могли (авторы гербов), информации в Интернете оказалось больше, чем в библиотеке. В двух других работах преимущество на стороне традиционного поиска информации. Это, в-первую очередь, рассказы очевидцев. Наши родственники, учителя-ветераны, знакомые проживают в городе Сосногорске с послевоенных лет, поэтому помнят, как устанавливались памятники, как строились новые улицы, давались им имена, переименовывались в связи с разными событиями в стране,. Узнать об этом помогли нам документы из архива, которых в Интернете нет. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Архив – это второй источник. В Сосногорском архиве хранятся документы с 1949 года. Более ранние находятся в Ухтинском архиве. Третий источник – местная пресса. Газета «Заря Тимана» стала выходить с 1980 года. Цифровой вариант газеты появился лет 5 назад. Поэтому в библиотеке информации больше. Со временем эти газеты выйдут из использования, и нам кажется, что их требуется оцифровать, хотя бы ту информацию, которая имеет ценность.
Необходимо отметить, что во время интервью большинство опрашиваемых огорчались тому, что мало источников, в которых зафиксированы события города. Например, возле СГПЗ стоит Памятник рабочему. Когда был поставлен Памятник, никто не помнит, говорят, что был всегда.
Третий этап включает обработку, обобщение и анализ полученных данных.
Конечно, это бумажная работа, если информация была записана от руки, например, интервью или анкета. В любом случае её придется напечатать, а уже затем обрабатывать. Компьютерная обработка данных исследования (сортировка, поиск, отбор информации) осуществляется с помощью систем управления базами данных. Основными прикладными программными продуктами при подготовке научной работы являются системы подготовки текстов, табличные процессоры, системы создания презентаций, графические редакторы. В Таблице 4 представлено время, затраченное на обработку информации.
Таблица 4.
Тема |
Анализ анкет |
Составление диаграмм |
Работа над исследованием |
Классификация данных |
Фото-редактор |
Значение животных на гербах |
- |
- |
4 недели |
2 недели |
1 неделя |
История города Сосногорска в памятниках |
1 день |
1 день |
4 недели |
1 неделя |
1 неделя |
Название улиц города Сосногорска |
1 день |
1 день |
4 недели |
2 недели |
1 неделя |
Суммируем время трех работ, потраченное на обработку информации. Время обработки – это и есть исследование, поэтому это основная часть работы, самая долговременная.
Таблица 5. Количество времени, потраченное на обработку информации
Без использования ИТ |
С применением ИТ |
|||
37 дней |
26 % |
107 дней |
74% |
Из таблицы видно, что роль ИТ велика – 74%. Но надо иметь ввиду, что информационные технологии не могут быть сами по себе. Умственная работа – это основа любого исследования. С помощью программ Microsoft Word, Excel, Power Point интеллектуальный труд осуществляется быстрее и эффективнее.
Четвертый этап состоит из оформление текста работы, приложений, презентаций и буклетов. Таблицу делать не будем, потому что вся работа осуществлялась на компьютере с помощью программ Microsoft Word, Excel, Power Point. Провели конкурс макетов памятников, учащиеся нарисовали их, но рисунки мы сканировали, значит, использовали ИТ.
Пятый этап состоит из внедрения результатов исследования в практику. Популярный вопрос на конференциях: «Где можно использовать исследовательскую работу?» Ответ также будет связан с использованием ИКТ. Выступления на классных часах с использованием фотографий, презентаций, буклетов. Проведение виртуальной экскурсии сопровождается видеороликом, а для реальной экскурсии, которую мы тоже проводили, нужно много средств: автобус, время учащихся, хорошая погода. Зато компьютер не нужен – вся информация в голове. В Таблице 6 представлено количество выступлений на классных часах, конкурсах и конференциях. Почему там много выступлений с работой про памятники? Дело в том, что это был год Патриотизма, различных конкурсов по краеведению муниципальных, республиканских, межрегиональных и Российских было очень много. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Таблица 6. Количество выступлений.
Тема |
Публикации |
Проведение классных часов |
Конференции |
Заочные конкурсы |
Значение животных на гербах |
3 |
5 |
11 |
4 |
История города Сосногорска в памятниках |
8 |
6 |
20 |
11 |
Название улиц города Сосногорска |
2 |
5 |
4 |
4 |
Презентация к работе «История города Сосногорска в памятниках» сделана с гиперссылками на каждый памятник, представленный на карте города, поэтому стала Интерактивной. При рассказе о памятниках очень просто выйти на слайд с его изображением, историей, адресом. Слушатели могут задать вопрос и сами прочитать на слайде ответ. Использование гиперссылок делает презентацию более живой, а слайды меньше по объему текста, а значит, смотрибельней.
Рис.1 Слайд презентации
Диаграмма 1.
Диаграмма 1 отражает процент применения ИТ. Можно сделать вывод, что информационные технологии используются на всех этапах исследования по краеведению. Но самый важный этап – сбор информации, на котором базируется работа и выводы, в краеведческих работах не зависим от ИТ.
Глава 3. Создание краеведческого веб-квеста
«Памятники города Сосногорска»
3.1 Понятие веб-квеста.
Работая с научной литературы, мы выяснили, что по данным исследований,
в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, 2/3 части материала, если ко всему прочему сам человек вовлечен в активные действия. [ 5 ] Компьютер и другие средства информатизации позволяет создать условия для поисковой и творческой деятельности. Так как многие подростки буквально "без ума" от компьютера, веб-квест стал активным методом обучения и развития.
В переводе с английского web [web] - веб, сеть, (всемирная) паутина; quest [kwest] – поиск.
Веб-квест – это задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Ролевая игра с использованием Интернета дает обучающимся: новые знания, умение пользоваться глобальными информационными ресурсами, современными средствами телекоммуникации, новыми пакетами прикладных программ, совершенствуются навыки делового коллективного общения, совместного решения проблем [2].
Существует определенная последовательность выполнения веб-квеста. Работа выполняется по следующему плану:
1. Введение: Цель этого раздела - подготовить и “зацепить” учащегося. Введение содержит вопрос, над которым и будут размышлять учащиеся, т.е. проблему.
2. Роли и задание: Это исследовательская часть, т.к. при выборе роли необходимо проанализировать свои интересы и возможности. Выполнение заданий осуществляется с помощью гиперссылок на сайты с необходимой информацией. Каждый участник не получает знания от учителя, а сам добывает их.
3. Процесс (пошаговое описание процедуры того, что ребята должны сделать для получения знаний и представления их в форме рисунка, сочинения, презентации, буклета, устного выступления и т.п.);
4. Представление своих результатов;
5. Самооценка (в этой части приводятся критерии оценки работы команд);
6. Заключение (подведение итогов поисковой деятельности).
3.2. Веб-квест «Памятники города Сосногорска»
Что даст веб-квест в работе по краеведению? Во-первых, поможет нам активно использовать информационное пространство Интернета для расширения знаний о своей родине. Во-вторых, поможет сформировать информационную культуру, которая в современном обществе является одним из обязательных качеств личности.
Проведя анкетирование и проанализировав ответы, мы пришли к выводу, что, к сожалению, историю города наши одноклассники знают плоховато. Почему? Мы предположили несколько объяснений.
Во-первых, рассказывают нам о городе, его истории и героях не так часто.
Во-вторых, книг или статей мало, поэтому получить знания неоткуда.
И в-третьих, если и рассказывают и показывают картинки, то делают это не интересно, поэтому быстро всё забывается.
Таким образом, мы поняли, что существует необходимость создания современных средств получения информации о нашем крае. Актуальность веб-квеста заключается в том, что любовь к родине начинается с любви к своей малой Родине – родному городу, селу, краю. Знание истории малой Родины – это основа патриотизма и счастливого будущего нашей страны.
И мы решили сделать исследовательский веб-квест «Памятники города Сосногорска», тем более что материал к нему мы уже подобрали. Теперь этот материал необходимо оформить, чтобы все могли самостоятельно исследовать его и находить ответы на вопросы.
Информационные технологии, используемые в веб-квесте
Веб-квест сделан на бесплатном конструкторе сайтов Wix. Он имеет специальный онлайн-редактор, с которым сможет работать даже неопытный пользователь. Wix использует специальную платформу "drag-and-drop". Данная технология позволяет функционально использовать HTML5, причем о CSS или HTML можно вообще не иметь понятия, а сразу садиться за конструктор и создавать ресурс.
Вставки HTML-кода можно самостоятельно разместить в специальном виджете. Это средство мы использовали для интерактивных заданий.
Использование гиперссылок на веб-сайты позволяет не блуждать по Интернету, а сразу находить необходимую информацию. Задача участника – внимательно прочитать, проанализировать и дать ответ.
Применение Google Формы – универсального инструмента для создания анкет и тестов с автоматическим анализом и отчётом.
LearningApps – приложение Web 2.0 – эффективное средство для создания интерактивных игр, тестов, конкурсов с автоматической проверкой.
Большое внимание мы уделили страницам квеста, которые включают задания – четкое и интересное описание проблемной задачи. Решение интеллектуальных заданий осуществляется с помощью веб-ресурсов и внимательной работы с документами, творческие задания (нарисовать макет памятника, который можно будет установить в городе, составить презентацию об истории и конструкции технических памятников, придумать легенду, связанную с памятниками города, составить рассказ об известном земляке) можно выполнить с помощью приложения LearningApps. Объединение информационных технологий и выдумки, фантазии участников даёт возможность участникам веб-квеста реализовать свои способности и принять участие в оформлении города (учащиеся придумали свои легенды, связанные с памятными местами, и составили макеты для новых памятников), то есть своими руками складывать историю города.
Проанализируем роль ИТ в создании Веб-квеста.
Таблица 7
Без использования ИТ |
С применением ИТ |
|
Сбор информации для квеста |
61% |
39% |
Оформление страниц квеста |
100% |
|
Оформление заданий квеста, подбор веб-ресурсов |
100% |
|
Создание тестов, конкурсов, опросов и отзывов |
15% |
85% |
Проведение веб-квеста на классных часах |
15% |
85% |
Анализ результатов участия в веб-квесте.
Цель квеста – расширить знания учащихся об истории нашего города. Проверке знаний подчинен и итоговый тест, в котором 30 вопросов, по 6 к 5 темам. Таким образом, можно узнать, был ли веб-квест познавательно интересен.
За сентябрь-октябрь 2017 года в веб-квесте участвовали 5 классов (110 человек). В Таблице 8 представлены результаты тестирования.
Таблица 8. Результаты тестирования.
№1 |
Количество баллов |
Количество учащихся |
1 |
35 |
12 чел |
2 |
32 |
15 чел |
3 |
30 |
18 чел |
4 |
29 |
25 чел |
5 |
28 |
25 чел |
6 |
27 |
15 чел |
Из таблицы видно, что в ходе самостоятельных исследований Интернет-ресурсов, представленных в квесте, знания ребят об истории нашего города стали глубже.
Заключение
В соответствии с поставленными задачами нами были:
1. Дана характеристика таким понятиям как «информационные технологии», «исследовательская работа» и «веб-квест». В исследовании отмечено, что благодаря информационным технологиям появилась возможность управлять большими потоками информации. ИТ могут обрабатывать информацию, хранить и передавать её на большие расстояния за короткие сроки, то есть выполнять ту работу, которая осуществляется в исследованиях.
2. Были проанализированы ИТ на всех этапах исследования по краеведению. Но самый важный этап – сбор информации, на котором базируется работа и выводы, в краеведческих работах не зависит от ИТ.
Когда мы переводим в цифровой режим найденный материалы – рассказы очевидцев, архивные документы, фотографии музея, мы делаем эти документы доступными широкому кругу пользователей. Поэтому этап представления и хранения информации может осуществляться только с помощью ИТ.
3. Описан ход опытно-экспериментальной работы «Создание веб-квеста «Памятники города Сосногорска», включающий показ преимуществ применения ИТ в проектно-исследовательской деятельности.
4. Проанализированы результаты использования информационной
технологии краеведческого веб-квеста, которые показывают, что информа -ционное пространство Интернета служит расширению знаний о своей родине и формирует информационную культуру, являющуюся в современном обществе одним из обязательных качеств личности.
Список литературы и Интернет-ресурсов
Использование ИКТ в преподавании краеведения [электронный ресурс] http://www.openclass.ru/node/251421 (дата обращения 17.09.2017)
История возникновения и развития информационных технологий [электронный ресурс] https://sites.google.com/site/informacionnaatehnologia44044/ (дата обращения 29.10.2017)
Информационные технологии сбора, хранения и быстрой обработки научной информации [электронный ресурс] https://studfiles.net/preview/5443793/page:6/ (дата обращения 17.09.2017)
Определение ИТ, принятое ЮНЕСКО [электронный ресурс] https://sites.google.com/site/information71576766/home/opredelenie-informacionnyh-tehnologij (дата обращения 29.10.2017)
Томас Марч. Алгоритм разработки веб-квеста [электронный ресурс]
http://wearelinguists.narod.ru/materials/web-quest.pdf (дата обращения 29.08.2017)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Дипломы