ВОЛГА – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВОЛГА – СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Киселёва В.В. 1
1МОУ СОШ №7 города Углич
Гусева Е.Ю. 1
1МОУ СОШ №7 города Углич
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Волга - одна из величественных и красивых русских рек. Испокон веков с её именем ассоциируется многое из того, что считается характерными чертами русского национального характера: широта души, чистота помыслов и безграничная любовь к своей Родине. Образ Волги вдохновлял многих деятелей русской культуры на создание выдающихся произведений живописи, литературы, музыки, воспевающих эту реку как символ свободы, простора и величия духа русского народа (Приложение 1).

Для нас, жителей малого города, расположенного на берегах этой великой русской реки, особенно важно знать все, что связанно с ней, ведь это наша малая родина, где жили наши предки и наш долг бережно хранить и передавать последующим поколениям ее историю.

Занимаясь в музыкально-хоровой студии «Весёлые нотки» и готовясь к концертной деятельности, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, мы подготовили музыкальные композиции о Волге, в том числе песню из кинофильма «Волга-Волга», которая была очень популярной в СССР накануне и в годы Великой Отечественной войны. Исполняя её, невольно задумываешься о том значении, которое сыграла великая русская река в истории нашей страны, насколько значима она сейчас, сколько времени и ресурсов было потрачено, чтобы создать на ней систему гидросооружений, и сколько сил пришлось положить нашим предкам для защиты волжских рубежей. В своей работе мы попытаемся доказать, что во времена Великой Отечественной войны река Волга действительно была главным стратегическим объектом обороны нашей армии.

Волга - основная водная транспортная магистраль.

  1.  

Стратегическая роль Волги во многом определяется её географическим положением (Приложение 2). Волга (в древности - Ра, в средние века – Итиль) - одна из крупнейших рек земного шара и самая большая в Европе. Её длина составляет 3530 км (до постройки водохранилищ – 3690 км), а площадь бассейна - 1360 тыс. кв. км. Волга берёт начало на Валдайской возвышенности из ключа у деревни Волговерховье в Тверской области на высоте 228 м и впадает в Каспийское море на 28 м ниже уровня океана. Река принимает около 200 притоков. Её русло расположено на территории 15 субъектов Российской Федерации.

Во все времена и эпохи Волга являлась основной водной транспортной магистралью европейской части нашей страны. Долгие века, сохраняя свой вид, с 30-х годов XX века река начала обретать новое лицо. Она стала объектом перестройки в интересах энергетики, транспорта, водоснабжения, промышленности, орошения и обводнения земель. В советские годы были проложены пути из Волги к Москве и Дону, поить столицу заставили речку Вазузу, а Мариинскую систему превратили во вполне современный Волго-Балтийский путь. Коренные изменения были внесены в судьбы реки и смежных земель. По Волге двинулись глубокосидящие суда. Речному флоту, рассчитанному на спокойные воды, пришлось придавать прочность и устойчивость при морской качке. Появились озёрно-морские порты. Заливы водохранилищ вторглись в долины волжских притоков, перерезали многие дороги. Тысячи селений и даже некоторые города вынуждены были сменить место. Особенно возросла роль волжского судоходного пути накануне и во время Великой Отечественной войны, когда по грузообороту Волга заменяла более 10 железнодорожных линий. По ней шло снабжение нефтью и нефтепродуктами войск Красной армии. На судоверфях Волги строились и переоборудовались суда для Военно-морского флота. По мере приближения линии фронта к Волге по ней увеличивались воинские перевозки. Грузовые пароходы-буксиры «Руднев», «Громов», «Усыскин», «Киров», «Чапаев», «Федрсеенко», «Щорс» (Приложение 3) были переоборудованы в бое-вые корабли и переданы в Волжскую военную флотилию (ВВФ), стали называться канонерскими лодками, принимали участие в боевых действиях.

В бассейне Волги располагается крупнейшая транспортно–водно-энергетическая система в Европе – Волжско-Камский каскад (Приложение 4). На сегодняшний день в Волжском бассейне построено около 800 водохранилищ общей полезной ёмкостью около 100 км³, позволяющие регулировать до 40 % среднегодового стока реки (254 км³). На самой реке Волге располагается 8 электростанций. Суммарная установленная электрическая мощность ГЭС в бассейне Волги превышает 11 400 МВт, а среднегодовая выработка электроэнергии — 38,5 млрд кВт, что составляет почти 4 % всей выработки электростанций в мире и 22 % возобновляемой энергии государства. Крупнейшие гидроэлектростанции каскада, покрывающие пиковую часть графика электропотребления, являются основой Единой энергетической системы России. На момент начала Великой Отечественной войны было построено три гидроузла: Иваньковский, Угличский и Рыбинский - из 10 планируемых ГЭС Верхневолжского каскада (Приложение 5).

Ресурсы Волжского бассейна.

  1.  

Волга - обладает высоким потенциалом природных ресурсов, так как в ее недрах сосредоточены разнообразные полезные ископаемые, Волжский речной бассейн известен значительными запасами подземных вод, в том числе минеральных для развития минерально-сырьевой базы страны, что делает его привлекательным с точки зрения стратегического объекта.

Волга обладает богатыми природными ресурсами, так как в её недрах сосредоточены разнообразные полезные ископаемые: для углеводородного сырья (нефть, конденсат, газ), для химического (калийные, магниевые, натриевые соли, фосфориты) и цементного сырья для металлургической промышленности (формовочные пески), для промышленности стройматериалов (карбонатные породы и песчаники для производства щебня и бутового камня, пески и глины различного назначения), железных руд, цветных и редких металлов (титано-циркониевые россыпи) и т.д. Причём по данным, представленным Министерством природных ресурсов РФ, доля этих полезных ископаемых достаточно велика в общем объёме ресурсов России.

Так, например, на долю Волжского сланцевого бассейна приходится более 31 % от общих промышленных запасов России.

Главным же, на наш взгляд, ресурсом любой страны являются люди. Людской ресурс во все времена играет решающую роль в определении успешности деятельности любого правительства. Если рассматривать этот ресурс как определяющий, то исходя из имеющихся данных, население Волжского бассейна в предвоенные годы составляло 38% населения СССР, то есть это наиболее плотно заселенный регион страны, а это значит, что захват этой территории противником означал бы фактическое поражение страны в войне. Природные и людские ресурсы Волжского бассейна представляли собой лакомый кусочек для любых завоевателей, которые стремились захватить не только перспективные территории богатые полезными ископаемыми, но и густо заселенные и экономически развитые земли.

Традиционным видом промысла на Волге является добыча рыбы. Ещё до Великой Отечественной войны на реке были сооружены и выпускали рыбопродукцию крупные заводы - холодильный, консервный, коптильный, которые в годы войны снабжали армию продовольствием.

4. Роль реки Волги в годы Великой Отечественной войны.

За время Великой Отечественной войны по Волге было перевезено 543 тысячи военнослужащих, гражданского населения и раненых, 29 400 автомашин, 550 тягачей, 840 орудий, 150 тысяч тонн боеприпасов, вооружения, продовольствия. 65 пассажирских и 33 несамоходных судна были переоборудованы в плавучие госпитали. Через Волгу было перевезено свыше трёх миллионов человек из областей, занимаемых немцами. В связи с этим неудивительно, что по плану вторжения Германии в СССР «Барбаросса» захват территорий Советского Союза фашистской Германией должен был дойти до линии Архангельск - Волга – Астрахань (Приложение 6).

Таким образом, анализируя данные факты, мы можем утверждать, что возможный захват фашистами Волжского речного бассейна нарушил бы экономические связи между регионами страны и не позволил бы вовремя снабжать армию продовольствием и боеприпасами. Тем самым, самая экономически развитая часть страны в тот период времени осталась бы без необходимой инфраструктуры и не смогла бы противостоять противнику.

Угличская ГЭС - одна из старейших гидроэлектростанций СССР — пущена в 1940 году. Строительство станции велось в 1935—1955 годах, преимущественно силами заключённых ГУЛага. По состоянию на 1941 год она являлась второй по мощности действующей гидроэлектростанцией СССР. Рыбинская ГЭС была достроена в 1942 году и стала резервной для обеспечения электричеством Москвы и Московской области.

Иваньковская, Рыбинская и Угличская ГЭС были практически единственными источниками электроэнергии для Москвы в годы Великой Отечественной войны. В это тяжелое время в стране было два глобальных фронта – военный и строительный. На первом плане была энергетика. Тепловые станции, которые питали Москву, почти бездействовали – не хватало топлива. Шла эвакуация промышленных объектов. От Угличской и Рыбинской ГЭС зависело энергообеспечение важных стратегических промышленных объектов.

В 1941 году Рыбинская ГЭС дала Москве свое первое электричество. Всего за 1941-1945 годы вместе рыбинские и угличские энергетики выработали 4 млрд. кВт электроэнергии, освободив для нужд народного хозяйства 5 млн. тонн местного топлива. Через Рыбинский и Угличский шлюзы прошли миллионы тонн грузов для Москвы и – через Волго-Балтийскую систему – для защитников осаждённого Ленинграда. Вместе с электричеством в дома, учреждения и на производство пришли свет и тепло.

Несмотря на приказ немецкого военного командования нещадно уничтожать все промышленные объекты Советского Союза, которые встречаются на пути немецких солдат, ни Угличская, ни Рыбинская ГЭС не пострадали от немецких бомбардировок.

Большую роль в этом сыграли защитники этих гидроэлектростанций. В начале войны в Углич была переброшена кадровая воинская часть, в которой служили красноармейцы призыва 1938-1939 годов, - 62-й Отдельный зенитно-артиллерийский дивизион, вошедший в состав Рыбинско-Ярославского дивизионного района ПВО. Солдаты имели боевой опыт: участвовали в сражениях под Ржевом, где у станции Мончалово отличилась 1-я батарея, отражавшая атаку немецких танков. В Углич дивизион прибыл уже осенью 1941 года и расположился на Левой стороне в Зыковской роще. В ноябре вся техника была переправлена на правый берег. С 10 апреля 1942 года в 62-й дивизион были мобилизованы девушки 18-20 лет из города Углича, Угличского и Борисоглебского районов. Командирами и инструкторами у них оставили наиболее опытных солдат и сержантов. 5 мая 1942 года в торжественной обстановке зенитчицы приняли присягу и были распределены по боевым точкам. Среди девушек были пулемётчицы, зенитчицы, дальномерщицы, разведчицы, телефонистки, радистки. Всё это время небо вокруг здания ГЭС полыхало огненными вспышками от разрывов снарядов. На землю сыпался град осколков.

«В первой половине 1942 года днём стреляли нечасто - на высоте 7 км поразить «хейнкель» было невозможно. Но с осени 1942 года и в 1943 году редко выдавалась ночь без боевой тревоги. После неудачных полётов на Ярославль и Рыбинскую ГЭС немецкие самолёты брали курс на Углич», - вспоминала бывшая зенитчица Е.А. Лапина.

Защита Угличской ГЭС и города была организована на очень высоком уровне. В результате, ни один вражеский самолёт не прорвался сквозь заградительный огонь и не нанёс бомбовых ударов. Борьба за небо над Угличской ГЭС вошла в историю Великой Отечественной войны в качестве небольшого, но значимого эпизода битвы за один из самых важных стратегических объектов нашей страны - битвы за Волгу.

Главное сражение на Волге - Сталинградская битва.

  1.  

Еще одним подтверждением значимости Волги как главного стратегического объекта во времена Великой Отечественной войны, на наш взгляд, можно считать развернувшиеся ожесточенные бои на всем протяжении течения этой великой реки, особенно в 1942-1943 годах. Не случайно исход этих сражений становится переломным не только в ходе Великой Отечественной войны, но и Второй мировой.

Основным сражением за Волгу историки называют Сталинградскую битву. (Приложение 7)

По плану масштабного наступления на юге СССР (Кавказ, Крым) командование Германии включает и Сталинград. Целью Германии было овладение промышленным городом, предприятия которого выпускали военную продукцию, а также получение доступа к Волге, откуда можно было попасть в Каспийское море, на Кавказ, где добывалась необходимая для фронта нефть. Этот план Гитлер хотел осуществить всего за неделю при помощи 6-й полевой армии Паулюса. В нее входило 13 дивизий, где насчитывалась около 270000 человек, 3 тысячи орудий и около пятисот танков.

Со стороны СССР силам Германии противостоял Сталинградский фронт. Он был создан по решению Ставки Верховного Главнокомандования 12 июля 1942 года (командующий – маршал Тимошенко)

Началом Сталинградской битвы можно считать 17 июля 1942 года, когда возле рек Чир и Цимла передовые отряды 62 и 64 армий Сталинградского фронта встретились с отрядами 6 немецкой армии. Всю вторую половину лета у Сталинграда шли ожесточенные бои. Далее хроника событий развивалась следующим образом:

3 августа 1942 г. немецкие танки подошли к Сталинграду. С этого дня фашистская авиация стала систематически бомбить город. На земле также не затихали сражения. Просто жить в городе было нельзя – нужно было бороться, чтобы победить. 75 тысяч человек ушли добровольцами на фронт. Но и в самом городе люди работали и днем, и ночью. К середине сентября немецкая армия прорвалась к центру города, бои шли прямо на улицах. Фашисты всё больше усиливали атаку. В штурме Сталинграда участвовало почти 500 танков, немецкая авиация сбросила на город около 1 млн. бомб.

Мужество сталинградцев не имело себе равных. Много европейских стран завоевали немцы, порой им нужно было лишь 2-3 недели, чтобы захватить всю страну. В Сталинграде же ситуация была иная. Фашистам требовались недели, чтобы захватить один дом, одну улицу. В боях прошло начало осени, середина ноября. К ноябрю почти весь город, несмотря на сопротивление, был захвачен немцами. Только небольшая полоска суши на берегу Волги еще удерживалась нашими войсками. Но заявлять о взятии Сталинграда, как это сделал Гитлер, было еще рано. Немцы не знали, что Советское командование уже имело план разгрома немецких войск, который начал разрабатываться еще в разгар боев, 12 сентября. Разработкой наступательной операции «Уран» занимался маршал Г.К. Жуков.

В течение 2 месяцев в условиях повышенной секретности под Сталинградом была создана ударная группировка. Фашисты осознавали слабость своих флангов, но не предполагали, что советскому командованию удастся собрать нужное количество войск.

19 ноября войска Юго-Западного фронта под командованием генерала Н.Ф. Ватутина и Донского фронта под командованием генерала К.К. Рокоссовского перешли в наступление. Им удалось окружить противника, несмотря на сопротивление. Также в ходе наступления было взято в плен пять и разгромлено семь вражеских дивизий. В течение недели с 23-го ноября усилия советских войск были направлены на укрепление блокады вокруг врага. С целью снятия этой блокады немецким командованием была сформирована группа армий «Дон» (командующий - генерал-фельдмаршал Манштейн), однако и она была разгромлена.

Уничтожение окруженной группировки вражеской армии было поручено войскам Донского фронта (командующий - генерал К.К. Рокоссовский). Так как немецкое командование отвергло ультиматум о прекращении сопротивления, советские войска перешли к уничтожению противника, что стало последним из основных этапов Сталинградской битвы. 2 февраля 1943 года последняя вражеская группировка была ликвидирована, что и считается датой окончания битвы. Потери в Сталинградской битве с каждой стороны составили около 2 млн. человек.

Победа советских войск, в Сталинградской битве, является крупнейшим военно-политическим событием в ходе Второй мировой войны. Великая битва, закончившаяся окружением, разгромом и пленением отборной вражеской группировки, внесла огромный вклад в достижение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и оказала серьезное влияние на дальнейший ход всей мировой истории.

Заключение.

  1.  

Подводя итоги работы и анализируя изученный материал по теме, необходимо отметить, что проблема, поставленная в начале исследования решена. Мы с уверенностью можем сказать, что во времена Великой Отечественной войны река Волга действительно была главным стратегическим объектом обороны нашей армии. Об этом свидетельствуют следующие факты:

• Волга самая крупная река в Европе, обладает огромным запасом пресной воды и полезных ископаемых, что делает ее уникальным природным ресурсом;

• Волга – самый развитый судоходный речной бассейн в СССР в 30-40 гг XX века, позволяющий обеспечивать экономическое развитие центрального района страны;

• Волжские берега самые густозаселенные, сосредоточившие около 40% населения страны, которое является самым главным стратегическим ресурсом развития территории;

• Созданная в 30-40 годы система гидроэлектростанций сделала Волгу крупнейшим гидроузлом, обеспечивающим электричеством столичный регион и Москву;

• Самая решающая битва времен Второй мировой войны состоялась именно на волжских берегах.

4. Список использованной литературы:

1. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. - М.: Просвещение, 1999.

2. География России: учебник. / Под ред. А.В. Дарницкого. -1994.

3. Волжский бассейн. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы. / Под ред. Г.С. Розенберга. - М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации. / Центр экологической политики России, 2011. -104 с.

4. Медведев А., Шабуров Ю. Москва - порт пяти морей. - М.: Московский рабочий, 1985. - 270 с.

5. Муранов А. Величайшие реки мира. - Л.: Детская литература, 1968. - 322 с.

6. Советский энциклопедический словарь. 3-е изд. / Под ред. A.M. Прохорова. -1984.

7. Советская историческая энциклопедия. Т.З. - М., 1963.

8. План Барбаросса [Электронный ресурс]. //Режим доступа: свободный. URL: http://plan-barbarossa.ru/.

9. Большая Советская энциклопедия [Электронный ресурс]: Волжский каскад. // Режим доступа: свободный. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/75561/%D0%92%D0%BE%D0%BB% D0%B6%D1 %81 %D0%BA%D0%B8%DO%B9.

10. История России [Электронный ресурс]: Сталинградская битва. // Режим доступа: свободный. URL: http://historykratko.com/kratkoe-soderzhanie-stalingradskoy-bitvy.

11. Волго-Донский судоходный канал: вчера, сегодня, завтра [Электронный ресурс]. // Газета СПП ВО. - Вып. № 20. // Режим доступа: свободный. URL: http://www.rsppvo.ru/?source=268.

5.Приложения.

Приложение 1. Вид на реку Волгу.

Приложение 2. Волга как географический объект Российской Федерации

Приложение 3. Боевые корабли Волжской флотилии времен Великой Отечественной войны

Приложение 4. Волга - великий транспортный путь СССР в 30-40-е годы

Приложение 5. Волга как один из ресурсов гидроэнергетики в 30-40 годы

Приложение 6. План «Барбаросса»

Приложение 7. Сталинградская битва – основное сражение за Волгу

15

Просмотров работы: 4104