Газета «Докучаевец» начала выходить в свет как «многотиражка» и существовала на таких принципах до последних дней СССР. С получением независимости она превратилась в корпоративное издание Докучаевского флюсо-доломитного комбината. Уже в первые годы своего существования это неприметное средство массовое информации стало для жителей Докучаевска местной газетой, которая информировала о жизни их маленькой родины.
Мы не ставили перед собой целью критиковать идеологические принципы редакционной политики, ведь следует учесть особенности времени, в котором зародилось и существовало издание. Издание, безусловно, отражало дух своего времени, наша «многотиражка», созданная в годы советской власти, пользовалась популярностью и доверием читателей. Полагаем, что в будущем газета «Докучаевец» возобновит свою деятельность и правильно воспользуется полученной свободой, не забывая о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Нельзя вычеркнуть страницы из своей жизни, просто следует с другой стороны посмотреть на них. Возможно, современной редакции следует принять это во внимание?
ВСТУПЛЕНИЕВ нашей республике история советской журналистики превратилась в авторитетную отрасль научного познания, которая cтановится предметом исследования все большего круга ученых. К тому же к ее развитию подключаются не только исследователи, но и филологи, историки, политологи, социологи и другие представители гуманитарных наук, которые ищут в истории журналистики ответы на интересующие их вопросы .
История журналистики – наше общее национально-историческое достояние, ведь она нужна не только нам, журналистам, а всему нашему народу, нашей республике.
ХХ век как эпоха в истории советской журналистики является определяющим периодом. ХХ век был, несомненно, периодом расцвета советской прессы.
Обычно очень трудно осветить все журналистское наследие того периода. И ученые в первую очередь отдают преимущество знаковым фигурам и изданиям ХХ века, которые смогли получить признание и завоевать авторитет в суровые времена тоталитарного контроля. Однако мы считаем, что исследование истории небольших местных изданий также является актуальным, ведь такие периодические издания – свидетельство истории родного края.
Газета «Докучаевец» начала выходить в свет как «многотиражка» и существовала в таком качестве до последних дней СССР. Позже она превратилась в корпоративное издание Докучаевского флюсо-доломитного комбината. Уже в первые годы своего существования это неприметное средство массовое информации стало для жителей Докучаевска периодическим изданием, информирующим о жизни их маленькой родины, поднимающим острые социальные вопросы.
Актуальность избранной темы заключается в том, что история издания Докучаевской газеты, являющейся составной частью советской истории, до сих пор не была объектом исследования. А ведь история издания газеты «Докучаевец», по нашему мнению, отражает исторический путь советских «многотиражек», призванных стоять на страже социалистического строительства.
Объект нашего исследования – история издания газеты "Докучаевец" от зарождения до настоящего времени, аспекты процесса ее создания, генезиса и функционирования.
Предмет исследования – структура, смысловая наполненность периодического издания, особенности и разновидности сатирических жанров, робота с редакционной почтой как отражение социалистических принципов установления дружеских отношений между читателями и редакцией.
Целью данной работы является изучение исторического пути, пройденного газетой, исследование влияния исторических условий на развитие и функционирование издания, изучение его структуры, проблемно-тематических аспектов, а также содержательной наполненности газеты. Поэтому для достижения исследовательской цели были поставлены следующие задачи: изучить в хронологической последовательности процесс создания издания; проследить развитие газеты на фоне общественно-исторических изменений; исследовать смысловую наполненность номеров; изучить разнообразие сатирических жанров; проанализировать аспект проблемы читательской почты.
В комплексном исследовании мы использовали такие методы: системно-аналитический, проблемно-хронологический, описательный, статистический, метод обработки и обобщения данных.
В целом данная проблема мало исследовалась, но в историографической науке к изучению истории советской журналистики ХХ века обращались в свое время А. Животок и В. Владимиров. И. В. Кузнецов в своем учебном пособии «История отечественной журналистики (1917 – 2000)» освещает историю средств массовой информации трех периодов отечественной журналистики: буржуазно-демократической республики, советского и постсоветского периодов. Труд Р. П. Овсепяна «История новейшей отечественной журналистики» рассматривает важнейшие особенности функционирования отечественной журналистики в условиях многопартийности советского государства и демократических преобразований, которые начались в переходный период. Что же касается наполненности издания, то здесь нам помогла работа В. И Здоровеги. «Теория и практика советской журналистики», в которой автор детально рассмотрел сатирические жанры и разновидности эпистолярия. Обратились мы также к труду под редакцией С. М Гуревича. «Работа с письмами в редакции», и его пособию «Газета: вчера, сегодня, завтра», обобщающим опыт работы газет. В последнем источнике наше внимание особенно привлекли разделы о работе с редакционной почтой, в которых рассматривались письма читателей как источник информации для журналистов и особенности работы с редакционной почтой, а также разновидности эпистолярного жанра. Труды этих авторов мы использовали в исследовании газетных материалов, результаты которого были размещены в разделе 2.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные теоретические положения и выводы представленного в работе материала могут быть использованы в качестве дополнительной литературы в подготовке к курсу «История советской журналистики». Также результаты проведенной работы могут заинтересовать не только исследователей истории периодических изданий Донбасса, но и специалистов, которые интересуются историей города Докучаевска.
За 84 года своего существования издание сменило большое количество редакторов. Особенно интенсивной была подобная ротация в 50-ые годы, когда сменилось до шести редакторов за полугодие. Но еще активнее происходили изменения «в смене руководства тех структур, органом которых долгие годы была газета. И каждое из них пыталось в силу своих способностей и потребностей управлять этим органом» [5, с. 1]. Из года в год газета «Докучаевец» укрепляла свои позиции, ревностно несла флаг утверждения административно-командной системы. Газета стала неотъемлемой частью жизни общества. Из многотиражки, объемом в 2 страницы, издание со временем превратилось в местное средство массовой информации, значительно увеличив свой объем и тираж.
РАЗДЕЛ 1
СТАНОВЛЕНИЕ, РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ГАЗЕТЫ "ДОКУЧАЕВЕЦ" В ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Газета «Докучаевец» была основана в сложные годы истории нашего края. В историко-журналистской литературе оценка деятельности журналистики конца 20-х и в 30-х гг. далеко не однозначна. Но при всей противоречивости журналистики этого периода и позитивные, и негативные явления стали «отражением времени, результатом проявления условий, в которых она функционировала и развивалась» [26, с. 134].
Конец 20-х – начало 30-х годов характеризуется значительным усилением партийного контроля над средствами массовой информации. «Установка на превращение журналистики в орудие партийной пропаганды» особенно энергично внедряется в связи с выходом в 1938 г. «Короткого курса истории
ВКП (б)». [22, с. 167].
В это время происходит бурное развитие советской периодики за счет интенсивного создания новых типов изданий. Широкое распространение получает массовая низовая печать; изменения в административно-территориальном делении приводят к необходимости функционирования районных, городских и многотиражных газет. Именно это и становится предпосылкой для создания в городе Докучаевске издания, основателем которого стал Докучаевский флюсо-доломитный комбинат.
О пройденном газетой пути красноречиво свидетельствуют ее предыдущие названия: «Известняк», «За большевистские темпы», «За стахановские темпы», «Социалистический труд». В последний раз издание изменило свое название на «Докучаевец», чтобы "оно было более целеустремленным, приближенным к читателям" [5, с. 1].
1.1. Первые шаги издания
Первый номер газеты «Известняк» – органа партколлектива, карьеркома и карьероуправления Еленовских известковых карьеров увидел свет 27 марта 1932 года. В это время в стране подходила к концу первая пятилетка 1929-1933 годов, которая стала причиной голодомора 1932-1933 годов и длительного резкого снижения жизненных стандартов. Но вернемся на несколько лет назад, а именно в далекий 1923 год, когда «XII съезд РКП (б) провозгласил «коренизацию» партийно-государственного аппарата в республиках» [8, с. 182].
Профессор В. М. Владимиров в работе «История украинской журналистики (1917-1991)» представляет следующие периоды в истории зарождения партийно-советской прессы 1918-1939 годов:
- газеты времен гражданской войны и установления советской власти (1918-1921);
- издания периода новой экономической политики (1921-1929);
- СМИ ускоренного социалистического строительства, культа личности, массовых репрессий.
Учитывая это, интересующий нас период с 1932 года стал напоминать «хорошо отмобилизованую армию, где были взводы, роты, полки, дивизии, и все они по команде из штаба выполняли свои маневры», что в целом приводило «к невиданной координации усилий прессы на отдельных, сравнительно узких социальных проблемах»[3, с. 88]. И хотя в стране происходил процесс свертывания «украинизации», газета «Докучаевец» начала выходить на украинском языке. Историк Ярослав Грицак в книге «Очерки историй Украины. Формирование современной украинской нации XIX-XX века» отмечает, что уже в 1933 году тираж украиноязычной прессы составил 89% от общего оборота газет в республике. Наше издание тоже не стало исключением. Однако стоит заметить, что обзор первого номера показал и наличие русскоязычных материалов. Из 15 материалов, которые были размещены на страницах «дебютанта» 11 были украиноязычными, а 4 напечатаны на русском языке. То есть украиноязычные материалы занимали примерно 73%, а русскоязычные – 27% [ Диаграмма 1].
С первого номера газета заявила о себе как о еженедельнике, выходившем каждую среду вплоть до 1970 г., когда издание начали выпускать каждую пятницу, а после 1993 года – каждую субботу. Подписка на месяц в 1932 году стоила 20 рублей. Девизом газеты стал известный на весь Советский Союз лозунг: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Объем издания составил 2 печатные страницы формата А3; в 1993 году объем «Докучаевца» увеличился до 4 страниц, а в 1995 – до 8 печатных страниц. Ответственным редактором был назначен
Ф. И. Алексеев, родной брат гвардейского ефрейтора М. И Алексеева, погибшего во время Великой Отечественной войны в 1944 году.
Сначала газеты выходила тиражом 1000 экземпляров; в 80-х годах тираж увеличился до 1,5 тысячи, но в связи с финансовыми трудностями 1993 года количество экземпляров пришлось уменьшить до 1200.
В соответствии с традицией того времени первый номер газеты «Известняк» открывался программной статьей «Очередные задачи печати и рабселькоровского движения» [Приложение 1]. Также содержались поздравления и призывы подписаться на издание членам ВЛКСМ и партколлектива. Рассмотрим подробнее основные положения программной статьи.
Возникает вопрос: «Почему в статье не сказано ни слова о журналистах?». Получается, что перед ними не ставилось профессиональных задач, и их роль во времена партийно-советской прессы была формальной, так как газета могла бы функционировать и без помощи профессиональных журналистов. Ответ на вопрос мы нашли в учебнике профессора В. И Здоровеги. «Теория и методика журналистского творчества». Он пишет: «... Сама система четко определяла место журналиста как подручного партии. Он вынужден был работать на укрепление этой системы. Отступление от партийной линии, в зависимости от обстоятельств и условий времени, могло стоить журналисту жизни, отбывания каторги или, в лучшем случае, лишение партбилета и работы. Не говорим уже о лишении определенных материальных благ, запрета»[15, с. 9].
Завершалась статья клятвенным обещанием, что газета «Известняк» будет добросовестно способствовать тому, чтобы «мобилизовывать вокруг себя широкие массы трудящихся ударников нашего производства». Эту задачу последовательно выполняла газета все годы своего существования, ведь на страницах всегда освещалась и продолжает освещаться работа комбината.
Так, если обратиться к первому номеру, то 5 публикаций из общего числа материалов касались производственных проблем работы на комбинате, а 3 публикации так или иначе имели отношение к этому предприятию [см. Диаграмма 2].
Итак, газета «Докучаевец» вошла в историю под названием «Известняк» как орган партколлектива и карьеркома Еленовских Карьеров. Она родилась в нелегкое время истории нашей страны. Изданию суждено было стать опорой для внедрения в жизнь политики большевизма. На страницах «Докучаевца» всегда находилось место для проблемных материалов о работе комбината и других предприятий города.
1.2. Изменения названий газеты в зеркале исторических событий
На заре своей истории газета «Докучаевец» была названа «Известняк» [Приложение II]. Именно под таким названием она увидела свет 27 марта 1932 в городе Докучаевске, который в то время назывался Еленовские Карьеры.
История возникновения населенного пункта Еленовские Карьеры неразрывно связана с развитием капитализма в Российской империи, бурным строительством металлургических заводов и фабрик.
«18 апреля 1869 был издан приказ о создании в Донецком бассейне Открытого Общества «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства с ограниченной ответственностью», организатором которого стал директор Меллвиллского завода Джон Юз» [11, с. 6].
Как видим, промышленность развивалась, а вместе с ней разрастался поселок. Открывались школы, детсады, была построена больница, тепловая электростанция, жилые одно- и двухэтажные дома. Встал вопрос и о создании собственной местной газеты, которая бы информировала жителей города о локальных событиях. Так началась история издания «Известняк». Название газеты в первые годы существования, как видим, было связано с официальной политикой и промышленным характером самого города. Газета носила украинское название. И хотя этот период отмечается свертыванием политики украинизации, однако газета увидела свет именно на украинском языке, к тому же подавляющее большинство материалов были украиноязычными.
Что касается самого значения названия, то учредители, отказавшись от проявлений креативности, как это можно наблюдать сейчас (взять хотя бы название журнала культурного сопротивления «Что»), а обратились к символическому для местных жителей слову «известняк»
«Война сразу же изменила весь облик советской прессы: более чем в два раза сократилось число даже центральных газет – до войны их было 39, а осталось всего 18. Перестали выходить многие центральные отраслевые газеты... Значительно сократилось число местных изданий» [22, с. 241].
В истории газеты «Известняк» также наступила длительная пауза. Хотя население в период оккупации продолжало обеспечиваться информацией. «В Еленовских карьерах действовала подпольная организация «Молния» и типография, в которой печатались антифашистские листовки с призывом к землякам вести непримиримую борьбу с фашистами» [11, с.9].
В конце войны издание не сразу восстановило свое функционирование. Понадобилось еще семь лет, чтобы в 1952 году возобновилось издание газеты. Однако она вышла под другим названием, а именно «За большевистские темпы». Точную дату переименования газеты установить невозможно, так как архив довоенного периода, к сожалению, был утерян. Можно лишь предположить, что газета была переименована еще в 1933 году, когда началась новая вторая пятилетка 1933-1937 гг., поскольку характер названия соответствует духу коммунистических лозунгов той поры, таких как «За генеральную линию партии», «За индустриализацию», «За всеобуч» и т.д.
К подобной мысли нас также приводит и тот факт, что в г. Муравьев (Россия, Кировская область) в течение 1931-1953 годов выходила газета с таким же названием. А в Порицком районе Чувашской Республики с 1931 года существовало издание «За большевистские темпы», изменившее название после 1953 года. То есть среди районных изданий была одинакова тенденция, и вероятнее всего, наша газета не стала исключением. После 1953 года она, как и ее «собратья-тезки», была переименована и стала выходить под названием «За стахановские темпы» [Приложение III].
Понятно, что призыв «За стахановские темпы» носил стимулирующий характер, ориентирующий рабочих на высокопроизводительный уровень труда. Так, автор учебного пособия «История отечественной журналистики (1917-2000)» И. В. Кузнецов отмечает, что даже в то время, когда еще не была завершена Великая Отечественная война, советская пресса и радио уже освещали ход восстановительных работ в районах и городах, освобожденных от фашистских захватчиков, воспевали героический труд по возрождению разрушенного хозяйства. «Деятельность советской прессы, радио и телевидения в годы первых послевоенных пятилеток характеризуется использованием многих форм массовой работы ... Немало новых форм по пропаганде передового опыта использовала «Волжская коммуна». Редакция организовала на страницах газеты переписку стахановцев промышленных предприятий Куйбышевской области со знатными стахановцами страны» [22, с. 273].
Практически каждый номер нашей газеты также содержал информацию о достижениях рабочих и недостатках на производстве. Часто печатались статьи о передовых ударниках труда. Например, в № 4 газеты за 1955 в рубрике «За досрочное выполнение пятой пятилетки» была размещена заметка «Перевыполняют нормы», в которой сообщалось о том, что горняки достигают больших успехов в борьбе за успешное выполнение пятилетнего плана. «На 181% выполнил свою норму экскаваторщик Г. И. Качан. 240 тонн сырого известняка погрузил тов. Качан сверх нормы». [28, с. 1]. Сообщения такого характера из номера в номер размещались на первой странице, часто также печатали числовые показатели выполнения плана и т. п. Едва ли не каждое партийное издание, созданное большим предприятием, подавало подобную информацию. А как же иначе, ведь город должен знать своих героев. И не только знать, но и равняться на их энтузиазм и упорство. Об этом пишет профессор В. Владимиров: «Это называлось «показать людям, как нужно работать». Зато изображение жизни такой, какая она есть, не было приемлемым: редакторы видели в этом ненужный натурализм, социальный пессимизм. А они, по партийной догме, были чужды советскому народу »[3, с. 123].
Докучаевская газета сравнительно недолго просуществовала под названием «За стахановские темпы», и уже в 1957 году была переименована. На этот раз газета стала выходить под красноречивым названием «Социалистический труд» [Приложение IV].
Произошли в этот период некоторые изменения в жизни самого города. В 50-60 годах наступает массовая застройка города. К тому же «Указом Президиума Верховного Совета УССР № 119 от 21 июня 1954 поселок Еленовские Карьеры отнесен к категории городов районного подчинения и ему присвоено название Докучаевск – в честь всемирно известного ученого-почвоведа В. В. Докучаева» [11, с. 11], [Приложение V]. В таких условиях газета также стала участником исторических событий, ведь «пресса принимала самое активное участие в каждой из ... политических кампаний. Создание в обществе атмосферы социального оптимизма, уверенности в справедливости и непобедимости дела построения коммунизма – один из ярких примеров высокой эффективности партийно-советской печати. Вместо устаревших названий низовых газет: «Большевистский штурм», «Сталинская победа» и т.д. пришли новые: «Коммунистический путь», «Путь к коммунизму», «Строитель коммунизма», «Социалистический труд» [3, с. 131].
На страницах Докучаевской газеты постоянно появлялись материалы на производственную тематику. Особое место занимали очерки о рабочих, отличившихся на производстве. Например, в № 9 за 1971 год была размещена статья «Хозяйка бурового», в которой рассказывалось о начальнике бурового участка Беатрисе Леонидовне Ищенко. С распадом Советского Союза, газета изменила свое название и стала называться «Докучаевец» [Приложение VI].
ГЛАВА 2
ПО СТРАНИЦАМ ГАЗЕТ
О газете, как и о человеке, нельзя судить только по внешним признакам. Чтобы узнать суть, наполненность, наконец «душу» издания – непременно нужно заглянуть в его суть, ведь за полосами газет всегда стоят люди: и обычные рядовые читатели, обладающие неповторимыми, индивидуальными качествами, и сотрудники газеты с их неповторимым мировоззрением и оригинальным авторским стилем.
Журналистская работа – это не просто умение талантливо написать заметку или статью (эти технические навыки – азы ремесла; ими должен овладеть любой начинающий журналист), а «своеобразный способ восприятия мира, способ видения реальности, способ мышления и мироощущения, способ существования и осознания себя в неспокойной жизни» [15, с. 12].
Газете «Докучаевец» и ее коллективу пришлось многое повидать на своем веку. Смена исторических событий непосредственно влияла на «мировоззрение» издания. Долгое время все, что писал или говорил журналист, должно было служить укреплению советского строя. Иначе не могло быть. Своеобразие решения моральных проблем состояло в том, что содержание понятий порядочности, совести, нравственности соответствовало содержанию общественных целей и задач. Ведь, по словам Ленина, нравственным считалось все, что служило строительству коммунизма. И газете отводилась немаловажная роль в деле строительства нового строя.
В те сложные времена особое значение среди всей жанровой палитры журналистских материалов придавалось сатирическим формам, которые с помощью ядовитой или легкой критики должны были бороться с препятствиями, стоявшими на пути светлого социалистического будущего. Большую роль играли и читательские письма как средство установления дружественных отношений граждан со средствами массовой информации. Учитывая это, нами было решено исследовать состояние редакционной почты газеты «Докучаевец», а также функционирование сатирических жанров на его страницах.
2.1. Редакционная почта
Массовый поток писем в редакцию является результатом действия нескольких факторов, которые во многом носят социально-исторический характер. Так, газеты «Искра», «Вперед», «Правда» и другие печатные органы российских социал-демократов «были ориентированы на установление прочных связей с передовыми рабочими и интеллигентами и уделяли большое внимание их письмам» [29, с. 9].
Работа с письмами читателей – одно из основных направлений в деятельности любой редакции. Без понимания роли редакционной почты, без правильной организации работы с письмами читателей не сможет успешно функционировать и редакционный коллектив в целом, и каждый его журналист.
На протяжении всей истории своего существования Докучаевская «многотиражка» уделяла большое внимание редакционной почте. Возникнув в годы бурного строительства социализма, газета стала своеобразным посредником между гражданами и социальными институтами. «Соответствующие партийно-государственные решения возлагали на отделы писем ... обязанности рассылки писем по организациям»[29, с.9-10], а также контроля за их поступлением, и обратной связи между читателями и редакцией.
Практически в каждом номере журналисты газеты «Докучаевец» размещали читательские письма. Рядовые граждане обращались к изданию с разнообразными целями: предложить информацию, чтобы привлечь внимание к какому-то факту; получить компетентное мнение редакции или читателей, чтобы убедиться в своей правоте или найти выход из сложной ситуации; повлиять с помощью газеты на тот или иной социальный институт, или определенную группу людей; обратиться через газету к конкретному человеку или группе людей, установить с ними связь. Одним словом, обращаясь к газете, люди всегда знали, что их послание не останется без внимания.
Статья И. Никитась «Напишите в газету» рассказывает о ежедневных обращениях в редакцию газеты, о проблемах и вопросах, которые были решены с помощью редакции. Таким было письмо разгневанной читательницы, «которая с возмущением сообщала о тех, кто приложил свою руку, а, точнее, топор, к хвойным деревьям» [25, с. 2]. Поступило письмо и от гражданина, который советовал написать о парке аттракционов: «Какие большие деньги, выделенные на его создание, а какое к нему отношение» [25, с. 2].
Именно поэтому мы решили проследить этапы развития диалога «читатель-редакция» в историческом развитии газеты, узнать, какое значение имел читательский эпистолярный жанр в иллюстрировании эффективности журналистских материалов.
2.1.1. Жанровая палитра эпистолярия
«Письмо как средство общения давно стало частью социальной практики и культуры. Из глубины веков дошли до нас сведения и материальные свидетельства об узелковых посланиях древних инков, клинописных отчетностях чиновников и военачальников Ассирии, переписке мыслителей Древнего Рима, берестяных посланиях Новгородской республики. Письмо играет важную роль и в современной жизни, осуществляя связь в различных ее областях» [29, с. 8].
На всех этапах развития публицистики эпистолярный жанр постоянно был на вооружении газет и журналов. Причем в отличие от других жанров особых изменений в основных своих видах он за последнее столетие не претерпел.
Профессор А. А Тертычный утверждает, что письмо как журналистский жанр возник в результате приспособления форм личной и деловой переписки с потребностями журналистики. Здесь следует заметить, что речь идет не об обычных бытовых письмах, а о письмах видных общественно-политических деятелей, затрагивающих важные общественные проблемы.
Когда мы говорим о письме, то должны четко разделять значения этого понятия: письмо как форма почтовой корреспонденции – и письмо как самостоятельный жанр публицистики, обладающее характерными признаками заметки, отзыва, рассуждения и т. п.
«Жанр письма в газету – это форма эпистолярной публицистики. В центре его стоит общественно-значимая, актуальна проблема и личность автора»[31, с. 118]. Особенность содержания письма – ярко выраженная авторская оценка события или явления. Причем оценка дается в острой, эмоциональной форме обращения одного человека (или группы людей) к другому (другой). Эмоциональность эта достигается не столько с помощью художественно-образных и стилистических средств, сколько с помощью содержания. Содержание письма – это всегда оперативный отклик на те или иные события, оценка определенных явлений.
По Г. С. Гуревичу условно письма по назначению можно разделить на следующие группы:
- открытое письмо;
- послание;
- письмо без адреса;
- обращения;
- заявление;
- поздравления.
Кроме того, в прессе также часто используют малые формы письма:
- письмо-отзыв;
- письмо-вопрос;
- письмо-предложение;
- письмо-пожелание;
- письмо-благодарность.
Нами были исследованы 28 материалов с использованием писем читателей, которые в разные годы публиковались на страницах газеты «Докучаевец». Было установлено, что подавляющее большинство читательского эпистолярия составляли благодарственные письма. Мы насчитали 8 примеров писем этой разновидности, что составляет 2/7 части от общего количества исследованных материалов [Диаграмма 3].
Так, в письме «Всегда буду им благодарна» (№ 27, 1993 г.) была высказана искренняя благодарность инвалида I группы З. В. Упруниной всем работникам медицинской сферы обслуживания. Людям, которые с детских лет лишены полноценного человеческого общения из-за заболеваний опорно-двигательного аппарата, очень важно внимание окружающих. Поэтому читательница Упрунина решила поблагодарить заведующего поликлиники, который «всегда терпеливо выслушает, даст совет» Зинаиде Васильевне, что в свою очередь «придает ей бодрости и хотя бы капельку радости» в ее нелегкой жизни. Не забыла она высказать слова благодарности работникам аптек: «…когда звонишь, не спешат положить трубку, а всегда объяснят, что-то посоветуют» [35, с. 3]. За это Зинаида Васильевна и шлет им «низкий поклон» и «благодарность до последних дней жизни».
А вот еще одно письмо-благодарность личного характера, напечатанное в 43 номере за 1968 год. Автор, А. Трандафилов, выражает сердечную благодарность врачам, которые спасли жизнь его дочери, получившей тяжелые ожоги. И хотя письмо невелико, заметно, что врачи и медсестры стали для автора последней надеждой, спасательным кругом, который помог его дочери Анне «выплыть из объятий смерти». Автор просто, без всякого пафоса говорит: «Мне хотелось бы сказать огромное спасибо нашим советским врачам В.М. Терещенко, А.Н. Усанову, медсестрам Л.С. Навке, М.П. Безлюдной, Н.Т. Глущенко» [ 32, с. 2]. Вспомнить поименно своих спасителей – что может быть большей благодарностью?
Другой разновидностью письма является послание. Это письмо, в котором, по словам профессора В.И. Здоровеги, «автор, обращаясь к широкому кругу людей, которые составляют, как правило, определенную социальную группу, затрагивает острую общественно-политическую проблему» [16, с. 262]. Так, редакция газеты «Докучаевец» опубликовала в № 49 за 1968 год письмо 17-летней А. Паниной под заголовком «А ваше мнение, товарищи?». В письме читательница рассказывает, что с достижением семнадцатилетнего возраста она, «начала выходить в город», «начала вникать в жизнь другого Докучаевска, не того, который ... знала раньше» [1, с. 2]. Девушка была шокирована увиденной картиной реальной жизни. Видимо, она, как героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза» Катерина, была воспитана и взлелеяна, подобно тепличному растению – отсюда обостренная реакция на нарушение культурных и нравственных норм в быту: «Я не видела ни разу, чтобы хоть один (парень – Авт.) уступил дорогу девушке. Говорят они одни пошлости, чередуя их бранными словами. И чаще всего это в адрес девушки»[1, с. 2]. Автор сетует, что именно поэтому никуда и не хочется ходить. Бедная девушка спрашивает: «Почему так получается? Неужели у ребят нет никаких идеалов?».
Итак, объектом изображения в данной публикации выступает явление отсутствия культуры, низкие моральные качества сильной половины подрастающего поколения, не соответствующие книжным представлениям автора письма и отношение автора к этому явлению.
Отправляя письмо в редакцию, А. Панина, вероятно, ставила задачу привлечения внимания общественности к проблеме нравственного воспитания подрастающего поколения; пыталась непосредственным обращением к общественности повлиять на существующее положение вещей.
Стоит также обратить внимание на то, что письмо было напечатано со своеобразным комментарием редакции. Как отмечают специалисты, комментарий позволяет редакции выразить свое отношение к содержанию письма, поэтому является одной из важных форм работы с редакционной почтой.
На страницах газеты нам также удалось найти письмо-обращение. «Обращение – это официальный документ, автором которого является государственный или партийный орган. Возможен и коллективный автор обращения, например, участники совещания, конференции, съезда »[16, с. 263]. Суть такого обращения заключается в побуждении и призыве к определенным действиям.
В № 35 за 1988 год было напечатано обращение, начинающееся со слов: «Дорогие читатели!» и позволяющее определить адресата – читателей газеты «Докучаевец». Редакция газеты информирует о проблемах издания; о предстоящей процедуре регистрации, которую должна пройти газета. Поэтому журналистов интересует мнение читателей о новом названии газеты и изменениях в ее содержании. Таким образом, адресант – редакция газеты выполняет главную цель письма-обращения, а именно призывает читателей помочь улучшить внешний вид издания после его регистрации.
Подавляющее большинство писем, публиковавшихся на страницах газеты «Докучаевец» представляли малые формы эпистолярного жанра. Особо следует отметить среди них благодарственные письма и письма-поздравления. Встречаются в издании письма-обращения и письма-послания. Большая часть писем носит информативный характер, однако в них раскрываются наболевшие вопросы общественности. Как сказал профессор В. И Здоровега, письма – «это тот вид аналитики, который никем не планируется, не регламентируется и, по обычаю, никем не заказывается ... И все же люди пишут о том, что болит» [14 , c. 203].
2.1.2. Действенность читательских писем
В жизни редакции традиционная почта – особая составляющая. Советский Союз хорошо понимал важность обратной связи, он четко выстраивал методы и конкретные «технологии» работы с аудиторией СМИ. Одним из важнейших показателей успеха редакции в публикации читательских писем была в то время их действенность. Читатели внимательно следили за действенностью публикаций, благодаря рубрикам, в которых обычно «сообщались ответы, полученные газетой от различных организаций, о мерах, принятых после публикации критических писем, о результатах проверки жалоб и сигналов читателей» [29, с.57].
Долгое время газета «Докучаевец» вела рубрику «По следам наших выступлений». Так, в № 24 за 1968 год был опубликован ответ на критическое письмо под заголовком «За каждым человеком – письмо». В статье, в частности, говорилось о том, что руководство автотранспортного предприятия несвоевременно реагирует на письма и жалобы работников. Редакция издания обратилась с такой жалобой к директору, и тот согласился, что «критика в адрес руководства АТП признана справедливой. Администрация АТП уверяет, что подобные случаи больше не повторятся» [12. с. 1]. Видимо, за этот год таких случаев действительно не было, ведь больше газета подобных обвинений не публиковала.
А вот в № 16 за 1968 было размещено фото, сделанное гражданином
Г. Володиным со стихотворным обвинением [4, с. 2]:
Есть особая примета
у магазина «Эстафета»:
Вот уже не первый год
Арматура слезы льет.
Обратились мы к завмагу:
«Скоро финиш или нет»?
Ну а Леня нам в ответ:
«Стекло есть, цемент имеется.
Есть цемент, охоты нету,
В общем, думаю, что к лету »...
Всем видна своя примета
Магазина «Эстафета»,
Но пока не видно дел
И каков у дел предел?
Через месяц, в 20 номере, редакция разместила заметку в рубрике «По следам наших выступлений», в которой сообщалось, что магазин «Эстафета» наконец приведен в надлежащий вид. То есть, фотообвинение выполнило свою миссию – привело к сдвигам в работе, продолжавшейся третий месяц.
Именно таким образом редакция газеты «Докучаевец» заботилась о действенности читательских писем, стимулируя тем самым сотрудничество читателей с редакцией. Ведь еще В.И. Ленин неоднократно обращался «к рабочим-читателям и корреспондентам первых большевистских газет с просьбой писать не для печати, а для дружеского общения с редакцией, для ознакомления ее с настроениями масс »[29, с.5].
Кроме таких публикаций в этой рубрике печатались материалы о действенности неопубликованных писем. Так, в № 46 за 1971 год был размещен обзор редакционной почты, по тем или иным причинам не публиковавшейся на страницах «Докучаевца». В связи с тем, что завершался еще один год в истории издания, журналисты решили показать незаметную на первый взгляд работу, которая велась ими в течение 1971 года. Как показывает обзор, большинство писем, поступавших в редакцию, содержали рассказы о достижениях рабочего коллектива в социалистических соревнованиях, но не меньшее место среди них занимали письма-жалобы. Газета «Докучаевец» олицетворяла для жителей трибуну гласности, с которой можно было достучаться до руководства определенных учреждений. Эти жалобы были разного характера: кто-то писал о медленном и некачественном ремонте жилого дома, другие были недовольны работой отопительной системы детских садов, а некоторые жаловались на работников городской администрации. «За каждой жалобой, за каждым письмом – живой человек» [17. с. 2]. Об этом прекрасно знала редакция «Докучаевца», поэтому она всячески пыталась достичь действенности неопубликованных писем, решить вопросы, которые ставили адресаты, удовлетворить их потребности.
Подводя итоги исследованных материалов, можно сделать вывод, что редакционная почта давала представление не только о действенности опубликованных писем, но и неопубликованного эпистолярия, который передавался редакцией в другие организации. Обычно контроль за действенностью опубликованных материалов осуществлялся по следующей схеме: «за каждым критическим материалом или материалом, пропагандировавшим передовой опыт, отдел, подготовивший его, определял учреждение ..., куда следует направить письмо, чтобы принять соответствующие меры, на что отводилось 15 дней . Напоминание в организацию, не приславшую ответ, высылалось через месяц со дня публикации критического выступления»[7, с. 148]. Из исследованных публикаций видно, что редакция всегда достигала действенности читательской почты, свидетельством чего стала постоянно действующая рубрика в газете «По следам наших выступлений», которая прекратила свое существование в начале 1990-х годов, когда издание, в соответствии с духом времени, стало функционировать на демократических началах.
2.1.3. Современное состояние редакционной почты
По количеству писем, которые поступали в редакцию, ранее судили об авторитете этого издания. Да, именно письма, а не тираж были показателем популярности печатного средства информации. А умение журналиста работать с письмами считалось одним из показателей уровня его мастерства. И неудивительно, ведь работа с редакционной почтой играет большую роль в подготовке газетного номера.
Общаясь с читателями на страницах издания, редакция повышает свой авторитет. Уделяя как можно больше внимания читателю, газета "зарабатывает" уважение и доверие к себе. Издание, активно поддерживающее связь со своим читателем, имеет более высокие тиражи, нежели газеты, игноририрующие этот фактор.
В чем же ценность читательского эпистолярия? Безусловно, в первую очередь, в информации, которую он несет. В своих письмах люди делятся с редакцией насущными проблемами, мыслями по поводу каких-либо событий или просто выражают благодарность за помощь. «Письмо читателя – человеческий документ, нередко несущий эксклюзивную информацию, которую невозможно получить из другого источника – только автор письма мог быть участником или свидетелем события» [29, с. 14].
В конце концов, публикация писем – это форма выражения общественного мнения, а это уже свидетельствует о гласности.
Последний редактор газеты «Докучаевец» Светлана Константиновна Харинская рассказала, что отдельной рубрики «Нам пишут» в газете не было. Но это не значит, что редакция не работала с читательской почтой. Некоторые письма читателей были опубликованы. Конечно, горожане не так часто обращались с какими-либо просьбами или предложениями, определяя интересное направление для журналистской работы. «Читатели в большей степени предпочитают звонить, а не писать письма, – говорит Ирина Константиновна, – и их можно понять, ведь набрать телефонный номер и непосредственно пообщаться с журналистами куда легче, чем написать письмо, а потом еще и ждать ответ на него».
В поисках истины мы обратились к читателям с вопросом: «Возникало ли у вас когда-нибудь желание написать письмо в редакцию?». Из 25 опрошенных человек 17 ответили утвердительно, 8 человек – отрицательно[ см.Диаграмма 4].
То есть меньше чем у 2/5 опрошенных лиц никогда не возникало желания пообщаться с редакцией с помощью писем.
Остальным же опрошенным (17 человек), мы решили поставить вопрос: «Писали вы когда-нибудь письмо в редакцию?». Результаты были просто потрясающими! Только 3 человека довели процесс до конца – написали, вложили в конверт и отправили письмо. Другие же по тем или иным причинам не сделали этого [см.Диаграмма 5].
Причины, как нам удалось выяснить, были преимущественно организационного характера:
- не хватило времени – 6 человек;
- не смогли себя заставить – 4 человека;
- не смогли сформулировать мысль – 3 человека;
- не отправили – 1 человек.
Обработав результаты, мы получили следующие данные. [Диаграмма 6]
Итак, по результатам исследования видно, что в настоящее время редакции получают не так много писем, как в предыдущие десятилетия. Прежний лозунг: «За каждым письмом – человек» обязывал работников редакции уделять максимум внимания листам читателей, больше печатать и использовать их в своем творчестве. Сегодня тоже никто не отрицает значение писем читателей, однако работать с ними в редакциях иногда не хотят.
Но и сами читатели не так часто присылают свои письма в редакцию. Отсюда мы пришли к выводу, что современную читательскую аудиторию можно разделить на две категории:
• те, кто сотрудничает с изданиями, переписывается с ними, направляет свои произведения, критикует и поддерживает выступления журналистов;
• те, что читают периодику, обсуждают между собой, но не реагируют на публикации в средствах массовой информации.
2.2. Сатирические жанры на страницах газеты «Докучаевец»
Как утверждает этимологический словарь А. В Семенова, слово «сатира» пришло к нам из греческого, где употреблялось в значении «блюдо, тарелка», а позже «смесь, всякая всячина». Это «произведение, в котором резко и язвительно высмеиваются недостатки, недостатки и негативные явления действительности» [10, с. 139]. Сатира появилась еще в древние времена, с появлением социального строя в человеческом обществе, поэтому она по праву считается социальным явлением.
В журналистике длительное время в толковании термина «сатира» придерживались мнения, что это разновидность разоблачительных художественных и художественно-публицистических произведений различных жанров. Но такое толкование, по мнению исследователей, является неполным, ведь в таком случае к сатирическим жанрам следует относить все произведения, в которых используются приемы иронии и сарказма. Исходя из этого, правильнее было бы сказать, что «сатира – это не только произведения разоблачительного характера, но и способ отражения действительности. Специфика сатиры заключается в том, что, в отличие от других жанров, она утверждает положительные идеалы через разоблачения недостатков»[16, с. 290].
Исходя из известных определений сатиры и традиционных представлений о ней, сложившихся в результате многовекового развития, выделяются отличительные ее признаки – подчеркнутая тенденциозность, сознательное обострение жизненных проблем, смелое нарушение пропорций в изображении с помощью гротеска, фантасмагории, гиперболизации.
Советская сатира – наследница лучших традиций русской революционно-демократической сатиры, которая представлена именами Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.А. Крылова и Н.А. Добролюбова. Она также унаследовала лучшие черты творчества сатириков прошлого – Б. Глебова, С. Руданского,
Л. Мартовича, И. Франко.
В советские времена придавали большое значение сатирическим средствам разоблачения всего отжившего, того, что тормозит поступательное движение общества. Так, на задачи печати в разоблачении недостатков, пережитков прошлого указывал В. И. Ленин в статье «О характере наших газет». Он писал: «Мы не умеем выполнять свой долг, а не ведя войны против этих «охранников традиций капитализма... Мы не умеем вести классовую борьбу в газетах так, как ее вела буржуазия. Вспомните, как замечательно травила она в прессе ее классовых врагов, как издевалась над ними, как поносила их, как изживала их из мира ... У нас нет деловой, беспощадной, действительно революционной войны с конкретными носителями зла»[23, с.124]. Поэтому в партийных газетах были распространены сатирические жанры журналистики. Как отмечает Л.А. Молчанов, публикации такого типа обычно занимали «подвал» газетной страницы, то есть ее нижнюю часть.
На страницах газеты «Докучаевец» время от времени также появлялись сатирические публикации. Размещались они в основном на второй странице. Нам удалось найти две рубрики сатирических публикаций «Удивительно, но факт. Рассказывает Федя Ковшов», а также «Наш перец»[Приложение VII].
Исследователи насчитывают в современной журналистской сатире не менее полутора десятков жанров. Профессор В.И. Здоровега выделяет среди них следующие: сатирическую заметку, реплику, фельетон, памфлет, юмореску, басню, пародию, эпиграмму, улыбку, анекдот, сатирический афоризм и комедию. Наиболее распространены среди них памфлет и фельетон, в настоящее время последний исчезает со страниц многих изданий. Однако, к сожалению, нам не удалось ознакомиться с образцами этой разновидности жанра; в газете «Докучаевец» он не был представлен. В исследовании разнообразия сатирических жанров в издании мы выяснили, что наиболее популярными разновидностями были сатирическая заметка и юмореска, изредка на страницах также печатались эпиграммы [Диаграмма 7].
Подробно рассмотрим каждый поджанр сатирических публикаций. Эпиграмма (от гр. «надпись») – «короткое, чаще всего в виде монострофы, сатирическое стихотворение, направленное против негативного общественного явления или конкретного носителя недостатка» [16, С. 310]. По словам
А. Бобкова, в XVIII-XIX вв. эпиграмма принимает форму сатирической миниатюры, которой свойственны афористичность и четкая форма. То есть это своеобразная миниатюра, отличающаяся лаконичностью характеристики. Объектом осмеяния данного вида публикаций является не конкретное лицо, а отрицательное явление. Примером такого вида жанра может послужить эпиграмма к карикатуре, напечатанная в № 16 за 1962 [Приложение VII]:
С помощью небольшой эпиграммы редакция намеревается бороться с недостатками на производстве и в сжатой, остроумной, афористической форме напомнить руководству о доведении до завершения дела механизации. Исследователи считают, что этот жанр является действенным и эффективным средством сатиры, позволяет преодолеть негативные явления.
Другой разновидностью сатирических жанров газеты «Докучаевец» является юмореска. «Юмореска – небольшое по объему художественное произведение, в котором рассказывается о комическом приключении или черте характера человека» [16, С. 309]. Исследователи отмечают, что по своим выразительным средствами она близка к жанру юмористического или сатирического рассказа, но имеет свои особенности. Главными чертами таких произведений является легкость и мобильность, они не имеют ни одной лишней детали, а все поступки героев не только психологически, но и сюжетно мотивированные. Важной особенностью таких публикаций является воспроизведение (высмеивание) какой-то одной отрицательной черты характера главного персонажа.
В свое время в жанре юморески плодотворно работали в газете «Докучаевец» такие сатирики и юмористы как И. Китаев, А. Шевченко и вымышленный персонаж Федор Ковшов.
В. Здоровега отмечает, что в основе композиции юморески лежит один из самых эффективных приемов: логика развития сюжета подсказывает одну развязку, автор предлагает совершенно другую, нередко противоположную ожидаемой. Таков, в частности, характер юморески «На МАТОМНОЙ энергии», напечатанной в № 16 за 1962 год. Автор рассказывает о том, что на комбинате есть человек, который знает о всех достоинствах любого паровоза – это Л. П. Фабричный, который «даст исчерпывающий ответ, поскольку вряд ли найдется у нас такой локомотив, на котором бы он не работал» [18, с. 2]. Читатель уже настроен узнать о героическом труде Леонида Фабричного, но оказывается, что такая «осведомленность» обусловлена постоянным переходом из одной смены в другую, ведь с Л. Фабричным никто в коллективе не может дружно сотрудничать. Более того, он еще и своих коллег оскорбляет нецензурными словами. Поэтому автор и использует такой красноречивый заголовок «На матомной энергии», выражая надежду, что когда-то этого горе-работника переведут на другую тягу.
Сатирическая заметка составляет подавляющее большинство всех сатирических публикаций издания. Профессор В. И. Здоровега дает такое определение этого жанра: «Сатирическая заметка – это произведение газетно-журнальной сатиры, в котором кратко, в яркой, остроумной форме сообщается о негативном факте с целью его устранения» [16, С. 292]. Он отмечает, что сатирическая заметка является средством выявления недостатков, одной из форм критики, разоблачения. Главная задача сатирической заметки – привлечь внимание общественности к конкретному негативному факту с целью исправления положения. Именно факт является основой авторских оценок, поводом к выявлению негативного явления, а сама сатирическая заметка – сигналом о существовании конкретного негативного факта.
Работая над жанром сатирической заметки, журналисты газеты «Докучаевец» прибегали к таким способам написания материала, как пародирование произведения другого жанра. Сатирическая заметка «Подумай – реши» той же рубрики построена по образцу арифметической задачи. Автор сначала дает «условие»: «продавец ларька № 52 ... принимала стеклянную тару. Принимала, принимала, а потом оказалось, что не хватает 246 рублей» [20, с. 2]. Далее по законам задачи следует узнать «как могло такое случиться и что это значит» [20, с. 2]? Для большего эффекта комизма Федор Ковшов пишет в послесловии, что те, кто пришлет правильные ответы, получат подарок – учебник по арифметике для начальных классов.
Литературное оформление фактов автор применяет, тогда, когда не удается с помощью вымышленных ситуаций, аналогий или любых других способов придать факту ироническую окраску. «Употребляя слова эмоциональной оценки, выделяя существенное с помощью других моностилистических средств, чаще всего основанных на антонимии, трансформации фразеологизмов и т.д. – юморист достигает нужного результата» [16, с. 296]. К примеру, одна из заметок рубрики «Удивительно, но факт. Рассказывает Федя Ковшов» построена на антонимии. Ее название «Старинные и новомодные», где в самом названии заложен прием антонимии. Автор заметки рассказывает о том, что среди новеньких домов стоит старое здание овощного магазина. В конце публикации Федор Ковшов приходит еще к одному эффективному приему – домыслу. Он предполагает, что администрация решила в ближайшем будущем открыть в этом помещении краеведческий музей. «Здесь можно будет познакомиться с историей торговли за последние 300 лет» [21, с. 2]. То есть данная публикация построена по схеме факт → домысел, что является одной из распространенных форм структурирования таких заметок.
Как видим, сатирические материалы газеты «Докучаевец» выпускались силами рабкоровского актива газеты, начинающими сатириками из рабочей среды. Строились такие материалы преимущественно на фактах заводской тематики и повседневных жизненных тем. Их положительная роль в развитии критики и самокритики в середине заводских коллективов, в подготовке и воспитании новых кадров сатириков из рабочей среды была очевидной. С помощью сатирических публикаций редакционный коллектив также осуществлял политику действенности и эффективности журналистских сатирических материалов. Ставшие объектом критики Феди Ковшова, затем отчитывались об устранении недостатков. Так, в № 47 был напечатан материал под названием «Феде Ковшову отвечают», в котором начальник отдела рабочего снабжения сообщал, что «критические замечания в корреспонденции «Лед тронулся»... справедливые» [19, с. 2], поэтому факты, подвергнутые критике, были исправлены.
Таким образом, газеты-многотиражки, среди которых была и газета «Докучаевец», показывали образец смелой критики, нацеленной на ликвидацию допущенных ошибок. С помощью таких сатирических материалов партийное руководство «нацеливало массы на решительную борьбу со всеми негативными явлениями, которые стояли на пути движения советского народа к коммунизму» [33, с. 219].
ВЫВОДЫ
Обобщая результаты исследования и основные положения научно-исследовательской работы можно сделать вывод, что газете «Докучаевец» за свой 84-летний возраст пришлось много увидеть и пережить. Современное массово-информационное состояние в республике характеризуется значительными историческими отличиями от того, которое существовало в советский период. Тогда газеты работали на укрепление позиций советской власти, всячески пропагандировали идею строительства коммунистического общества, были своеобразными стимуляторами социалистических соревнований, свидетельством чего является большое количество публикаций, посвященных передовикам производства.
Газета «Докучаевец» работала, говоря современным языком, не на свой имидж, а на государственный. Для советской прессы вопрос о завоевании внимания читателя вообще не стоял. Практически вся пресса была партийной, а следовательно, дело подписки, тиражей и распространения изданий также находилось в руках партийных комитетов от центрального до первичных производственных ячеек.
Из года в год издание «Докучаевец» укрепляло свои позиции, выполняя функцию утверждения административно-командной системы в городе. Оно стало неотъемлемой частью жизни общества. За 84 года своего существования газета сменила многих редакторов, неоднократно меняла свое название, которое стало отображением настроения различных этапов существования издания. Газета начала свое развитие как «Известняк», затем она была переименована в «За большевистские темпы», «За стахановские темпы», «Социалистический труд». Под последним названием издание работало довольно долгий период, а в годы независимости получила свое современное название «Докучаевец».
Содержание газеты было типичным для всех «многотиражек». На первых страницах издания всегда размещались сведения о выполнении пятилетних планов, подавалась информация о недостатках и достижениях на производстве. Конечно, подавляющее большинство материалов носило производственный характер. А вот на второй странице в основном размещались публикации, касающиеся жизни самих горожан.
Большой интерес и вес имели для нас читательские письма, печатающиеся в больших количествах в газете. Как удалось выяснить, такая направленность заключалась в том, что советская теория журналистики не могла обойти стороной вопрос действенности и эффективности журналистских материалов. Поэтому в газете существовали рубрики «Нам пишут» и «По следам наших публикаций». Они были мостом между аудиторией и изданием, работали на установление дружеских отношений между читателями и редакцией. Люди видели, что они со своими проблемами не одни, государство всегда могло им помочь. Таким образом, руководство зарабатывало себе авторитет в массах.
Еще одним показательным средством политики советской власти в сфере средств массовой информации были сатирические публикации. Этот жанр часто фигурировал на страницах газеты. Конечно, из-за небольшого объема самого издания, здесь были распространены малые формы жанра: юмореска, эпитафия и небольшая сатирическая заметка. Целью этих публикаций было исправление негативных явлений и недостатков отдельных граждан.
Мы не ставили перед собой целью критиковать идеологические принципы редакционной политики, ведь следует учесть особенности времени, в котором зародилось и существовало издание. Издание, безусловно, отражало дух своего времени, наша «многотиражка», созданная в годы советской власти, пользовалась популярностью и доверием читателей. Полагаем, что в будущем газета «Докучаевец» возобновит свою деятельность и правильно воспользуется полученной свободой, не забывая о том, что все новое – это хорошо забытое старое. Нельзя вычеркнуть страницы из своей жизни, просто следует с другой стороны посмотреть на них. Возможно, современной редакции следует принять это во внимание?
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А ваше мнение товарищи?// Социалистический труд – 1968 – 11 декабря– № 49.
2. Бобков А. К. Газетные жанры: Учеб. пособие. – Иркутск, 2005.
3. Владимиров В. М. Історія української журналістики (1917-1991): Навч. посібник. – К. : МАУП, 2007.
4. Володин Г. Фотообвинение.// Социалистический труд – 1968 – 24 апреля – № 16.
5. Газете 60.// Докучаевец – 1992 – 27 марта – № 4.
6. Головань А. Хозяйка бурового.// Социалистический труд – 1971 – 5 марта – № 9.
7. Гребенникова Н. И. Организация работы редакции областной газеты.// Журналистика и медиаобразование – 2008: Сб. трудов ІІІ Международной науч.-практ. конф. (Белгород, 25-27 сентября 2008): В 2-х тт./ Под ред. Короченского А. П. – Белгород: БелГУ, 2008. – Т. 1.
8. Грицак Я. Й. Нариси історії України. Формування модерної української нації XIX—XX ст. – К., 1996.
9. Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2004.
10. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 тт. – М.: Рус. яз., 1989-1991. – Т. 4.
11. Докучаевск – мой город, моя гордость (фотоальбом)/ Ред. совет: Самборский Л. В., Джурило В. Н., Сотырко Ю. Н., Федоренко А. И. – Донецк: «Новый мир», 2004.
12. Животок А. Історія української преси. – К.: Наша культура і наука, 1999.
12. За каждым человеком – письмо.// Социалистический труд – 1968 – 26 июня – № 24.
14. Здоровега В. Й. Теорія і методика журналістської творчості: Підручник. – 2-ге вид., перероб. і допов. – Львів: ПАІС, 2004.
15. Здоровега В. Й. Теорія і методика журналістської творчості: Підручник. – 3-тє вид. – Львів: ПАІС, 2008.
16. Здоровега В. Й. Теорія і практика радянської журналістики (Основи майстерності. Проблеми жанрів). – Львів, 1989.
17. Из редакционной почты. Обзор писем.// Социалистический труд – 1971 – 18 ноября – № 46.
18. Китаев И. На матомной энергии.// Социалистический труд – 1962 – 18 апреля - № 16.
19. Ковшов Ф. Лед тронулся.// Социалистический труд – 1968 – 27 ноября – № 47.
20. Ковшов Ф. Подумай – реши.// Социалистический труд – 1968 – 4 декабря – № 48.
21. Ковшов Ф. Старинно и новомодно.// Социалистический труд – 1968 – 20 ноября – № 46.
22. Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000).: Учебное пособие. Хрестоматия. – М.: Флинта: Наука, 2002 г.
23. Ленин. В. И. О характере наших газет.// Кузнецов И. В. История отечественной журналистики (1917-2000).: Учебное пособие. Хрестоматия. – М.: Флинта: Наука, 2002 г – С. 123-124.
24. Молчанов Л.А. Газетная пресса России в годы революции и Гражданской войны (окт.1917–1920 гг.). – М.: Издатпрофпресс, 2002.
25. Никитась И. Напишите в газету.// Социалистический труд – 1982 – 3 декабря – № 47.
26. Овсепян Р. П. История новейшей отечественной журналистики.: Учебное пособие. – М., Изд-во МГУ, 1999.
27. Орлов Г. Заглянем в ночные смены.// За стахановские темпы – 1955 – 6 января –№ 2.
28. Орлов Г. Перевыполняют нормы.// За стахановские темпы – 1955 – 20 января –№4.
29. Работа с письмами в редакции: Учеб. пособие для вузов по спец «Журналистика»/ Под ред. Гуревича С. М. – М.: Высшая школа, 1991.
30. Семенов А.В. Этимологический словарь русского языка. – М.: «Юнивес», 2003.
31. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики: Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2002.
32. Спасибо вам, советские врачи.// Социалистический труд – 1968 – 30 октября –№ 43.
33. Стыкалин С., Кременская И. Советская сатирическая печать (1917-1963). – М.: Госполитиздат, 1963.
34. Тертычный А. А. Жанры периодической печати: Учеб. пособие. – М.: Аспект Пресс, 2000.
35. Упрунина З. Всегда буду им благодарна.// Докучаевец – 1992 – 29 мая –№ 14
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение І
«Программная статья»
Приложение II
Внешний вид газеты
«Вапняк»
Приложение III
Внешний вид газеты под названием «За стахановские темпы»
Приложение IV
Внешний вид газеты под названием «Социалистич еский труд»
Приложение V
Внешний вид газеты под названием « Докучаевец»
Приложение VI
«Рубрика “Наш перец”»
Диаграмма 1
«Количественный состав украиноязычных и русскоязычных материалов газеты «Известняк» (27 марта 1932 года)»
Диаграмма 2
«Процентный состав тематического разнообразия газеты «Известняк»»
Диаграмма 3
«Процентный состав писем-благодарностей по сравнению с другими»
Диаграмма 4
«Процентное отношение опрошенных, у которых возникло желание написать письмо в редакцию»
Диаграмма 5
«Процентный состав личностей, которые писали /не писали письма»
Диаграмма 6
«Причины. Процентный состав»
Диаграмма 7
«Процентный состав сатирических жанров издания»