Одной из недостаточно изученных проблем в истории Донецкого региона военного и послевоенного периода является исследование процесса восстановления производственной деятельности отдельных промышленных предприятий региона, их инфраструктуры и социально-бытовой сферы. С одной стороны это объясняется тем, что отдавалось предпочтение освещению возрождения либо какой-то ведущей, особо значимой отрасли экономики и на этом фоне проще и легче было акцентировать внимание на успехах и достижениях, оставляя в тени неизбежные в подобном процессе объективные трудности, просчёты и недостатки. А с другой стороны, тем, что документы целого ряда промышленных предприятий, особенно мелких и средних, в ходе структурных реорганизаций и хозяйственных реформ оказались в различных ведомственных и территориальных архивах, а это значительно усложняло их поиск и обработку.
В настоящее время, когда интерес к истории Донецкого региона значительно возрос, на новый уровень вышел и интерес к истории отдельно взятых заводов, фабрик, шахт и других промышленных предприятий. Актуальность выбранной для исследования темы усиливается тем обстоятельством, что сам город Докучаевск, как и целый ряд других населённых пунктов Донецкой Народной Республики, сегодня находится на линии соприкосновения и подвергается постоянным обстрелам, приводящим к разрушению промышленных объектов жилого фонда, школ и больниц, а также, к жертвам среди мирного населения. Поэтому изучение опыта прошлого может оказаться не только полезным в познавательном отношении, но и действительно необходимым в практическом отношении именно сегодня, когда приходится срочно решать задачи восстановления промышленных и социально-культурных объектов в условиях военного времени.
Общественная актуальность исследования определяется также и тем, что изучение механизмов и технологий восстановления в военные и первые послевоенные годы с одновременным решением социальных проблем даст возможность учитывать не только опыт, но и уроки прошлого в практике управления социально-экономическими процессами восстановления.
Объектом исследования является процесс восстановления производственных мощностей промышленных предприятий и социально-культурной сферы г. Докучаевска (посёлка Еленовские Карьеры).
Предметом изучения выступает комплекс проблем связанных с технологией восстановления рудоуправления «Еленовские Карьеры», особенностями и способами решения сложных социальных вопросов.
Хронологические рамки исследования охватывают как военный, так и послевоенный восстановительный периоды. Нижнюю границу определяет начало восстановления рудоуправления «Еленовские Карьеры».
Историография исследования.
Следует сразу отметить, что комплексного исследования восстановительного периода на территории г. Докучаевска в послевоенные годы не существует. Практически вся литература по проблеме состоит из отдельных небольших по объему газетных и журнальный публикаций, относящихся к истории города Докучаевска или к вопросам развития производственной базы Докучаевского флюсо-доломитного комбината , и в которых восстановительному процессу отводится всего несколько строк ,преимущественно описательно-информационного характера .Уже в первые послевоенные годы появляются брошюры, статьи, заметки, освещающие ход восстановительных работ в Донбассе, в которых есть краткие отрывочные сведения о рудоуправлении «Еленовские Карьеры». К ним можно отнести статьи Л.Мельникова «Вторая годовщина освобождения Донбасса и задачи трудящихся области», «Год трудового наступления», тематический сборник «Три года борьбы за восстановление Донбасса»[1-3].
Однако все они имели не исследовательский, а пропагандистско-агитационный характер, их главной задачей было вдохновить советский народ на новые трудовые свершения и добиваться ещё больших успехов.
После присвоения посёлку Еленовские Карьеры 29 июня 1954 года статуса города и нового названия «Докучаевск», в 50-е годы ХХ века появляется несколько статей и заметок, в которых освещены различные события в истории города, в том числе, очень фрагментарно, восстановительный период. Это статься М. Херсонского «Докучаевск» в журнале «Строительство и архитектура», в которой даётся послевоенный анализ восстановления жилого фонда города, «Будни нового города», где кратко упоминается о первых послевоенных годах, Фатьяновой Е. «Докучаевск за четыре года», в которой есть сведения о трудовых успехах восстановительного периода, П. Алтайского «Рождение профессии», где описаны первые дни работ по восстановлению дробильно-обогатительной фабрики №1[4-7].
В 60-е годы, в связи с «малыми юбилейными датами», как города, так и основного предприятия появляется ряд публикаций, в которых авторы уделяют внимание и послевоенному восстановлению. Это статьи Г. Василевича «Страницы истории Докучаевска», Дорофеева И. «История города Докучаевска», Чечи А. «Славный юбилей. 30 лет»[8-10].
В 90-е года, когда г. Докучаевск стал городом не районного, а областного подчинения, значительно усилился интерес и к некоторым периодам истории города. Увеличение финансирования на краеведческую работу со стороны городских властей и руководства головного предприятия, создание городского музея , получившего вскоре звание «образцового» способствовали активизации поисковые работы . Но так, как тема послевоенного восстановления не являлась ни модной , ни актуальной для украинской историографии того периода, той публикации носили ,в основном, по-прежнему описательный общий характер и имели сравнительно небольшой объем. Но даже в этих небольших очерках можно отметить тенденции к увеличению фактологического материала, обращённого к теме социальных процессов интересующего периода, попытки критического осмысления некоторых явлений , освещение отдельных «неудобных» фактов и событий. Это статьи Грачевой Л., Бондаря Б. «Как строился город», « История медицины города», Волкова М. «История Докучаевска», Бута Л. «Так строился Докучаевск», Харинской С. «После оккупации. Архив»[11-15].
Таким образом, историографический обзор свидетельствует, что определенная работа по освещению выбранной темы уже проделана местными краеведами, но исследования носили фрагментарный характер, содержали отрывочные сведения, не имели глубокого критического анализа. Поэтому необходимо обобщающее исследование, в котором с учётом имеющихся уже публикаций и с использованием архивных документов, новых данных был бы комплексно рассмотрен весь ход восстановительных работ на территории г. Докучаевска с начала сентября 1943г. до конца 1951 г., дана его обоснованная периодизация, освещены и проанализированы его различные аспекты.
Характеристика источников. Весь комплекс источников по теме исследования можно разделить на несколько групп.
Первая группа источников – законодательные и нормативные акты всех уровней власти и партийных органов Советского союза представляют собой определённый интерес в том плане, что они хотя и носят общеобязательный характер, но помогают лучше понять сущность исследуемого процесса, объяснить необходимость чрезвычайных мер, направленных на ускоренное восстановление предприятий черной металлургии, к которым относилось и рудоуправление Еленовские Карьеры. Часть из них опубликована в археографических сборниках. Например, в 3-ем томе многотомного издания «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам» и тематическом сборнике «Восстановление Донбасса.1946-1952 гг. Документы и материалы»[16, 17].
Вторая группа источников представляет особенный интерес для исследования темы. Это документальные материалы, которые хранятся в фондах архивного сектора администрации г. Докучаевска. В первую очередь, это фонд 59 – «Особое строительно-монтажное управление №2 «Азовстальстрой», которое проводило восстановительные работы в посёлке Еленовские Карьеры», фонд 38 – «Еленовское рудоуправление», и фонд 42, содержащий документы органов местного самоуправления посёлка Еленовские Карьеры за 1944-1954 годы. Это различного рода распоряжения, приказы, отчёты, докладные записки, справки, постановления, освещающие ход восстановительных работ самого начала и до их окончания. Часть из них, например, зарплатные ведомости, документы отдела рабочего снабжения позволяют характеризовать уровень жизни и оплату труда работников, а документы отдела кадров – изучить источники пополнения трудовых ресурсов.
В фондах краеведческого музея г. Докучаевска хранятся воспоминания непосредственных участников этих событий – бывших рабочих и инженерно-технических работников Докучаевского флюсо-доломитного комбината. Их авторы приводят не только общеизвестные факты и события, но и вспоминают интересные подробности, которые детализируют это время, его атмосферу.
Интересную группу источников представляют фотодокументы, хранящиеся как в фондах городского музея, так и в семейных архивах. Они дают наглядное представление о характере и масштабе разрушений нанесённых войной, этапах восстановления, реконструкции старых и строительстве новых производственных и жилых объектов, повседневной жизни и быте первых послевоенных лет.
Таким образом, материалы фондов архивного сектора администрации г. Докучаевска, городского краеведческого музея и другие вышеуказанные источники дают возможность более полно и основательно исследовать процесс восстановления на территории г. Докучаевска с сентября 1943 г. и до конца 1951 г.
Характеристика источников. Весь комплекс источников по теме исследования можно разделить на несколько групп.
Первая группа источников – законодательные и нормативные акты всех уровней власти и партийных органов Советского союза представляют собой определённый интерес в том плане, что они хотя и носят общеобязательный характер, но помогают лучше понять сущность исследуемого процесса, объяснить необходимость чрезвычайных мер, направленных на ускоренное восстановление предприятий черной металлургии, к которым относилось и рудоуправление Еленовские Карьеры. Часть из них опубликована в археографических сборниках. Например, в 3-ем томе многотомного издания «Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам» и тематическом сборнике «Восстановление Донбасса.1946-1952 гг. Документы и материалы»[16, 17].
Вторая группа источников представляет особенный интерес для исследования темы. Это документальные материалы, которые хранятся в фондах архивного сектора администрации г. Докучаевска. В первую очередь, это фонд 59 – «Особое строительно-монтажное управление №2 «Азовстальстрой», которое проводило восстановительные работы в посёлке Еленовские Карьеры», фонд 38 – «Еленовское рудоуправление», и фонд 42, содержащий документы органов местного самоуправления посёлка Еленовские Карьеры за 1944-1954 годы. Это различного рода распоряжения, приказы, отчёты, докладные записки, справки, постановления, освещающие ход восстановительных работ самого начала и до их окончания. Часть из них, например, зарплатные ведомости, документы отдела рабочего снабжения позволяют характеризовать уровень жизни и оплату труда работников, а документы отдела кадров – изучить источники пополнения трудовых ресурсов.
В фондах краеведческого музея г. Докучаевска хранятся воспоминания непосредственных участников этих событий – бывших рабочих и инженерно-технических работников Докучаевского флюсо-доломитного комбината. Их авторы приводят не только общеизвестные факты и события, но и вспоминают интересные подробности, которые детализируют это время, его атмосферу.
Интересную группу источников представляют фотодокументы, хранящиеся как в фондах городского музея, так и в семейных архивах. Они дают наглядное представление о характере и масштабе разрушений нанесённых войной, этапах восстановления, реконструкции старых и строительстве новых производственных и жилых объектов, повседневной жизни и быте первых послевоенных лет.
Таким образом, материалы фондов архивного сектора администрации г. Докучаевска, городского краеведческого музея и другие вышеуказанные источники дают возможность более полно и основательно исследовать процесс восстановления на территории г. Докучаевска с сентября 1943 г. и до конца 1951 г.
Глава 1. Особенности восстановления г. Докучаевска в годы Великой Отечественной войны (Сентябрь 1943г. – 1945г.)
1.1.Масштаб разрушений нанесённых в период немецко-фашистской оккупации.
В годы довоенных пятилеток значительно расширилась добыча и обогащение флюсовых известняков для доменного производства. Одним из крупнейших центров по добыче доломитов и известняков стало Еленовское рудоуправление, ныне – Докучаевский флюсо-доломитный комбинат, ведущий свою историю с 1912 года [18.c.76] . В 1940 году Еленовское рудоуправление произвело 4.2 млн. тонн товарного известняка, что составляло 60% республиканского и 40% общесоюзного объёмов производства данного вида продукции, при этом качество обогащённого известняка было наивысшим среди профильных предприятий всего СССР [19.c.164]. Общее количество работающих на предприятии достигло 6000 человек. Общая жилая площадь всего жилищного фонда посёлка составляла 28220 метров квадратных, на 1470 метров квадратных жилья приходилось на так называемые «дома барачного типа», которые заселялись либо сезонными рабочими, либо использовались как временное жильё для выпускников местной школы фабрично-заводского обучения [20.c.275]. Было проложено 7529 метров погонных водопровода, 7477 м. – канализации, 6916 м. – центрального отопления. Социальная сфера посёлка насчитывала одну среднюю школу, одну неполную среднюю школу, два детских сада, детские ясли, больница, поликлиника, клуб, Дворец культуры со зрительным залом на 642 места [21.c.7].
Новым генеральным планом развития посёлка было предусмотрено его дальнейшее расширение и превращение в ближайшем будущем в посёлок городского типа с населением 15 тысяч человек. В мае 1941 года, за месяц до начала войны, был сдан с некоторыми отступлениями от генерального плана, первый квартал «соцгородка», застроенный шестью трёхэтажными кирпичными секционными жилыми домами со всеми коммунальными удобствами. Также, начали работать общественная баня с прачечной, гараж на 30 машин, пожарное депо, введено в эксплуатацию трёхэтажное здание фабрично-заводского училища, заложен парк культуры и отдыха на 17 гектар [22.c.9].
Оценивая общий ущерб и масштабы разрушений нанесённых предприятию и посёлку Еленовские Карьеры в годы Великой Отечественной войны необходимо отметить следующее – частичное уничтожение и разрушение производственной базы Еленовского рудоуправления началась ещё 10-11 октября 1941 года, за пять дней до отхода последних подразделений 40 кавалерийской дивизии, державшей оборону на линии Волноваха-Новотроицкое-Еленовка-станция Доля [23.c]
8 октября 1941 г. по личному приказу начальника тыла участка Южного фронта полковника Желтикова началась срочная эвакуация предприятия, время на её проведение отводилось минимальное – не более двух суток. 9-10-11 октября в глубокий тыл страны из Еленовского рудоуправления было эвакуировано 84 человека рабочих и 81 человек технических специалистов и членов их семей. В числе эвакуированного оборудования: экскаватор -1, паровозов – 37, железнодорожных крана – 2, станков канатно-ударного бурения – 12, станков металлообрабатывающих – 42, путепередвигатель – 1, вагонно-думпкарный парк – 154 единицы, из них в 69 думпкарах мелкое и среднее оборудование [24.c.68]. То, что невозможно было вывести, частично взорвано, уничтожено или приведено в полную негодность. В частности, полностью были взорваны в ночь перед отступлением водопровод, железнодорожное полотно на перегоне восточный рудник-обогатительная фабрика, демонтированы стрелочные переводы на станции «Весовая», разобрано оборудование электростанции, разбиты печатные станки и наборные рамки в типографии городской газеты «За стахановские темпы» [25].
С 15 октября 1941 по 9 сентября 1943г. поселок Еленовские Карьеры находился в оккупации. Не смотря на все попытки назначенной немецкой администрации и бригады приехавших из Германии технических специалистов, старший их которых носил звание майора, возобновить горные работы ни на одном из карьеров не удалось, за два года оккупации враг не смог получить ни тонны обогащённого доломита. Максимум что удалось сделать – сузить железнодорожную колею на участке станция Весовая – станция Разъезд.
Накануне отступления, 6-8 сентября, оккупанты начали планомерное уничтожение жилого фонда, уцелевших промышленных объектов и производственных сооружений. По свидетельствам очевидцев немецкие и румынские саперы взрывали подъездные пути, подстанции, склады, локомотивное депо, а местные полицейские сжигали жилые дома, поджигая деревянные лестничные марши [26].
После освобождения в сентябре 1943 года Еленовских Карьеров от немецких захватчиков, комиссией по определению ущерба установлено, что общий убыток предприятию выразился в сумме 64 000 000 рублей, что подтверждается основными разрушенными объектами.
Объекты разрушений полностью:
– оборудование и промышленные здания горных работ;
– оборудования и здания дробильно-сортировочной фабрики;
– здание и оборудование центральных электро-механических мастерских;
– автогараж и его мастерские;
– ширококолейный железнодорожный путь – 147 км;
– хозяйство гужевого транспорта со всеми службами и фуражом;
– оборудование отдела капитального строительства;
– подсобное хозяйство;
Сожжено:
– жилой фонд посёлка Электростанция, баня, прачечная, школа-семилетка, Дворец культуры, детские ясли, главная контора рудоуправления, центральный склад, паровозное хозяйство и центральные механические мастерские сожжены и разрушены вместе с оборудованием [27.c.157].
Общий масштаб разрушений и убытков на наш взгляд усугублялся ещё и природно-временным фактором, воздействие которого трудно подсчитать в стоимостном денежном выражении. Открытые производственные площади четырёх рудников по добыче флюсового известняка – Центрального, Восточного, Комсомольского и Базалиевого в течении двух лет затапливались грунтовыми водами, площадки заиливались, вскрышные забои проседали и осыпались.
Таким образом, принимая во внимание объем материальных убытков, нанесённых немецко-фашистской оккупацией производственной и социальной сферам города, проблему обеспечением трудовыми ресурсами в условиях военного времени и важность скорейшего возобновления промышленного производства флюсо-доломитов и известняков для нужд черной металлургии предстоящие восстановительные работы объективно жолжны были вестись в максимально короткие сроки, с наибольшей эффективностью и требовали не только материально-технического обеспечения и финансирования, но и принятия определённых организационных решений на всех уровнях.
1.2. Восстановление производственной сферы
Для организации первого этапа восстановительных работ и координации деятельности всех служб, в том числе и военных, в Еленовские Карьеры уже 12 сентября 1943 года прилетел на самолёте военной связи управляющий ГЛАВНЕРУДом Григорий Петрович Емельянов, который будучи особо уполномоченным Народного комиссариата черной металлургии обладал самыми широкими полномочиями и на время войны ему было присвоено воинское звание полковника. В частности, он имел право прямо с призывного пункта военкомата расположенного в селе Николаевка забирать и освобождать от призыва в действующую армию необходимых работников и формировать из них на месте рабочие бригады [28].
Для руководства восстановлением железнодорожного парка и путевого хозяйства предприятия согласно приказу заместителя Народного Комиссара черной металлургии СССР П. Коробова от 25 сентября 1943 года в Еленовское рудоуправление прибыл Зимбули Иван Андреевич, который, согласно выданному ему удостоверению, принимал возвращающиеся из эвакуации паровозы предприятий Наркомчермета и распределял их по объектам [29].
Судя по архивным документам, востановительные работы на Еленовском рудоуправлении с октября 1943 проводило Особое строитель-монтажное управление №2 «Азовстальстрой» и все службы предприятия напрямую подчинялись соответствующим отделам этого Особого СМУ-2. Исходя из содержания приказов и распоряжений, полномочия у руководителей Особого СМУ-2 были действительно «особые», и многие важные для обеспечения нормального хода восстановления Еленовского рудоуправления вопросы финансового, хозяйственного, снабженческого и организационного характера решались быстро, оперативно и, как правило, с положительным результатом.
В первую очередь необходимо было обеспечить возрождающееся предприятие рабочими кадрами инженерно-техническими работниками. Общий рост численности, трудящихся можно проследить по ведомостям выдачи продуктовых карточек и ряду других финансовых и хозяйственных документов. Так, на 15 сентября 1943 года на предприятии работало 995 человек; на 1 октября – 1285 человек; на 1 ноября – 2018; на 1 января 1944 г. – 2013 человек [30.лл.1-120].
В сентябре-декабре 1943 года восстановительные работы пришлось сразу же начинать по нескольким направлениям – добыча сырья на четырёх рудниках входящих в состав рудоуправления, восстановление железнодорожных путей, связывающих рудники с центральной дробильно-обогатительной фабрикой и саму фабрику с железнодорожной магистралью Сталино-Мариуполь, восстановление самой центральной обогатительной фабрики, восстановление цехов обеспечения – центральных ремонтно-механических мастерских, электростанции и всего энергохозяйства, литейного цеха и, что было немало важным в условиях ограниченного продовольственного снабжения – подсобного хозяйства.
Приоритетным было восстановление работы дробильно-обогатительной фабрики, так как именно она давала особо важную товарную продукцию – обогащённый доломит.
Поэтому первые рабочие бригады формировались именно для работ на её территории. Объём работ предстояло выполнить очень большой. При отступлении оккупанты взорвали дробилку «ЭШ-ВЕРКЕ» второй секции, погрузочные бункера первой секции; сортировка второй секции, галерея аварийного склада [Приложение 2]. Приказом начальника рудоуправления первоначально были сформированы две бригады для уборки мусора на территории пострадавшей от взрыва, две бригады для разборки и правки металлоконструкций и две бригады для откачки воды из котлованов в которых были установлены дробилки [31.л.5].
Откачка воды из котлованов производилась вручную. Вначале при помощи вёдер, а затем – при помощи двух ручных помп, переданных отделом технического снабжения Особого СМУ-2. Вручную приводили в движение и единственный на фабрике токарный станок.
В первую очередь были восстановлены колосниковый грохот первой секции, дробилка «ЭШ-ВЕРКЕ» №1, сортировка второй секции, которые во время взрыва пострадали не так сильно.
Бригады рабочих по восстановлению разрушенной фабрики, состоящие в основном из стариков, подростков и женщин трудились не покладая рук, круглосуточно. Одной из бригад слесарей руководила женщина – Н. Куликова. Остальные бригады возглавляли А. В. Касьянов, И. Д. Кулик, И. Д. Тараненко, И. Н. Черпаков, Л. И. Мороз [32.л.8].
Уже в октябре 1944 года первая секция дала первую продукцию. До конца года фабрикой было произведено 3228 тонн продукции. Чтобы пустить в работу хотя бы одну секцию пришлось технологическую цепь комбинировать из агрегатов обеих секций. Одновременно велись работы по восстановлению сильно разрушенного оборудования и производственных помещений. Особая сложность заключалась в том, что отремонтировать на месте взорванную дробилку «ЭШ-ШЕРКЕ» второй секции было невозможно. Было принято решение произвести её ремонт по частям, но для полного демонтажа не было соответствующих подъёмных механизмов. Тогда по предложению талантливого инженера-самоучки Сергея Павловича Блудова, занимавшего должность главного механика рудоуправления (специально для этого подполковник С. П. Блудов был возвращён из действующей армии осенью 1943 г.) на базе взорванного экскаватора «Марион», пресса и рамы-захвата для переноски железнодорожных звеньев был сконструирован подъемный кран при помощи которого и был произведён демонтаж [33.c.4]. Демонтированные венец и траверс дробилки были отправлены на Свердловский завод «Уральский завод тяжелого машиностроения» для проведения капитального ремонта.
Параллельно шло восстановление оборудования и механизмов на всех рудниках, а также путевого железнодорожного хозяйства, станций и служба обеспечения. Согласно справке предоставленной 4 мая 1944 года в Главное управление нерудных ископаемых (ГЛАВНЕРУД) Наркомчермета за первые семь месяцев работ было восстановлено:
Экскаваторов системы «Шкода» – 4 шт. (объём ковша 2.4 м3)
«Деман» – 2 шт. ( - 2.4 м3)
«Меик» – 1 шт. ( - 3.5 м3)
Станков канатно-ударного бурения – 23 шт.
Отвальных плугов «Спредери» – 2 шт.
Думпкар 40-тонных – 23 шт.
Платформ широкой колеи – 30 шт.
Насоса для водоотлива от 150 до 300 м3 – 9 шт.
Металлообрабатывающих станков – 5 шт.
Путей широкой колеи – 59 км;
Мостов широкой колеи – 8 шт;
Станционных сооружений – 16 шт;
Ручных участков с бункерами – 6 шт;
Механизированных рудников:
Октябрьский, Центральный, Доломитный [34] – 3 шт;
Эти данные свидетельствуют о том, что удалось сделать за довольно короткий срок в тяжелых условиях войны. Но те же чрезвычайные военные обстоятельства требовали от руководства предприятия выполнения обязательств по скорейшему возобновлению выпуска продукции, а для этого требовалось значительно увеличить парк локомотивов, автомобилей, станков и других механизмов. Поэтому через несколько дней в ГЛАВНЕРУД отправляется письмо с перечнем необходимого оборудования. По количеству и ассортименту запрашиваемого, сегодня можно предоставить объем и направления первоочередных работ. Срочно требовалось:
Для экскаваторов – электрооборудование (моторы, кабельная продукция, пусковая аппаратура);
– для станков канатно-ударного бурения – электромоторы и кабель;
– для насосов – электромоторы;
– для путей широкой колеи – шпалы для 40 км пути, хотя бы 60 тысяч штук;
– станки металлорежущие (разные) – 15 штук;
– автомашины грузовые (1.5 – 3 тонны) – 12 штук;
– паровозы широкой колеи на 1944 год – 28 штук;
– думпкары – 108 штук.
Как видим, в первую очередь требовались мотора, двигатели, оборудование и транспорт – локомотивы и автомобили. Это напрямую свидетельствует о том, что уровень механизации восстановительных работ в этот период был минимальным. Например, на Восточном руднике по воспоминаниям очевидцев, долгое время вообще не было никакой техники и подъемных устройств, особо объемные тяжелые грузы перемещались вручную. Так, в марте 1944 года, в условиях весенней распутицы, рабочие «человек 200 волоком тащим кабину экскаватора от Центрального до Доломитного рудника» [28]. А это, даже по прямой, расстояние более четырёх километров.
Положение с обеспечением техникой стало меняться к лучшему после принятия 23 ноября 1944 Государственным Комитетом Обороны постановления «О мерах помощи черной металлургии Юга» [35.cc.220-223]. По линии ГЛАВНЕРУДа через Особое строительно-монтажное управление № 2 в Еленовское рудоуправление поступили:
Компрессоры:
«Навария» – 1–32 м3/час
«Атлас» – 1–24 м3/час
«Борец» – 1–10 м3/час
ВКС – 5 – 2-5 м3/час
«Ингесоль-Ранд» – 2–7.5м3/час
Железнодорожный транспорт:
Паровозы серии ЭМ – 2;
Паровозы серии У – 1;
Паровозы серии ОВ – 1;
Паровозы серии НУ – 1;
Паровозы серии СО – 1;
Автодрезина – 1;
Думпкаров 40-т – 18;
Пассажирских вагонов рабочего поезда – 5;
Платформ местного парка – 30;
Станков механических сверильных, токарных, фрезерных – 12 шт.
Пневматический молот ударной силы 750 кг – 1 шт.
Электрокран грузодъемностью 35 тонн – 1 шт.
Вальцы для железа – 2 шт.
Автотранспорт.
Автомобили грузовые ЗИС-5 – 1 шт.
Автомобили грузовые «Форд» – 4 шт.
Автомобили легковые – 1 шт. [36].
Оказанная помощь значительно ускорила ход восстановительных работ и уже до конца 1944 года дробильно-обогатительной фабрики было произведено 3238 тонн товарной продукции – высококачественных обогащённых доломитов, а служба электроснабжения рудоуправления получила переходящее красное знамя ГЛАВНЕРУДа [37.л.166]. Судя по документам, эта награда была получена за досрочное выполнение особо важного задания – восстановление электростанции, питающей электроэнергией Центральный и Комсомольский (ныне Доломитный) рудники, что обеспечило работу первого на карьерах электрического экскаватора «Бисайрюс-50» (БИ-50), начальником которого был назначен Н.П. Романчук [38.л.51].
Расширение объема восстановительных работ и необходимость увеличения выпуска продукции столь необходимой для металлургической промышленности требовало постоянного увеличения количества работников, а их, на 1 января 1945 г. судя по ведомостям учёта выдачи продовольственных карточек было 2783 человека. Местные трудовые резервы, включая стариков, женщин и подростков были исчерпаны, эвакуированные на 1941 г. специалисты вернулись не все, демобилизованные по особому распоряжению из действующей армии специалистов – бывших инженерно-технических работников рудоуправления было очень мало и было принято обычное в условиях войны решение – использовать на восстановительных работах военнопленных солдат и офицеров противника.
В целом на территории Донбасса в 1945 году было 103300 немецких военнопленных сосредоточенных в 7 лагерях, это составляло 66.4% от общего количества выделенного в распоряжение наркоматов Украинской ССР для выполнения различных видов работ [39.c.604-609]. Один из лагерных пунктов Донбасского лагеря № 280 находился с января 1945 г. на территории пос. Еленовские Карьеры. Положительный опыт использования военнопленных на работах в карьерах Еленовского рудоуправления уже имелся, в 1940 г, на месте нынешнего учебно-производственного комбината находился лагерь польских военнопленных, которые в течении семи месяцев работали на Центральном руднике, а затем были вывезены в неизвестном направлении [40].
Распоряжением №41 от 28 апреля 1945 года в рудоуправлении используется труд военнопленных немцев, офицерский состав батальона согласно предписанию заместителя Наркомчермета был назначен на технические должности [41.л.8]. Начальником лагерного пункта был назначен майор Воронович, а начальником вахтёрской охраны при штабе спецкарьеров был назначен демобилизованный из армии но тяжелому ранению бывший летчик, гвардии лейтенант Момот Григорий Иванович [42].
В документах производственного и горного отделов рудоуправления деятельность «рабочих рот» (лагерь военнопленных официально именовался «батальоном» и был разбит на «рабочие роты» и «рабочие взводы») за период 1945 года практически не отражена, но по воспоминаниям бывшего начальника вахтовой охраны лагеря Момота Г. И. всю весну, лето и осень 1945 г. военнопленные немцы занимались расчисткой завалов на Центральном и Восточном рудниках, ручной добычей известняка и укладкой железнодорожного полотна между самым отдалённым карьером «Комсомолец» и дробильно-обогатительной фабрикой. Небольшая группа немецких военнопленных, вероятно имеющих технические специальности, работала в центральных механических мастерских, литейном цеху и в локомотивном депо после того, когда стали приходить первые немецкие трофейные паровозы 54 и 57 серии [42].
До окончания Великой Отечественной войны, а практически до конца 1945 года, все усилия, средства и резервы были направлены на восстановление производственной сферы, а вопросы восстановления жилого фонда, объект соцкульбыта решались обычно в пределах ограниченных возможностей местного поселкового совета, при практически нулевом финансировании и силами местного населения.
Тем не менее, бытовым вопросам, вопросам продовольственного снабжения и организации питания работников руководство уделяло максимум внимания и делало всё возможное для их решения.
Ещё в сентябре 1943 года был организован отдел рабочего снабжения Еленовского рудоуправления. С момента его организации была открыта столовая инженерно-технических работников и одна рабочая столовая, через месяц была открыта вторая столовая и магазин №1. В марте 1944 года было уже 5 столовых с контингентом прикрепления 2045 человек, а также два магазина, продовольственная база, овощная база, два подвала для хранения овощей и подсобное хозяйство директором которого до ноября 1945 г. был Ф.К. Власов, переведённый затем на должность заместителя управляющего по кадрам и общим вопросам [43].
На первое июня 1945 г. фактическая численность промышленно-производственного персонала Еленовского рудоуправления составляла 2783 человека [44.л.4].
Таким образом, период с 10 сентября 1943 г. до конца 1945 года можно определить как первый этап восстановления производственной сферы Еленовского рудоуправления и его социальных объектов. Характерными особенностями восстановления этого периода было.
– значительный объем и масштабы предстоящих восстановительных работ вследствии практически полного разрушения производственных сооружений, жилого фонда и объектов социально-культурной сферы;
– в силу сложности и разнообразия промышленной инфраструктуры Еленовского рудоуправления восстановительные работы приходилось везти по нескольким направлениям, что создавало дополнительные проблемы при распределении имеющихся ресурсов, техники и рабочей силы;
– большая часть работ, начиная от расчистки завалов и заканчивая добычей известняка в карьерах, проводилась ручным способом, уровень механизации был крайне низким;
– для обеспечения предприятия рабочей силой и техническими специалистами применялись чрезвычайные в условиях войны меры – освобождение от мобилизации в действующую армию мужчин призывного возраста и отзыва с фронта специалистов – бывших инженерно-технических работников Еленовского рудоуправления;
– широко применялся труд женщин, подростков, людей пенсионного возраста на всех видах восстановительных работах в том числе и тяжелых – горных , восстановлении железнодорожного полотна, литейном отделении, а сами работы велись круглосуточно или минимум в две смены – от рассвета до заката;
– с весны 1945 г. на восстановительных работах стал применяться труд военнопленных, из которых были сформированы рабочие роты и взводы;
– вся техника поступающая по линии Наркомчермета на баланс Еленовского рудоуправления была иностранного производства – либо закупленная ещё до войны, либо полученная по ленд-лизу (грузовые автомобили «Форд»), исключение составлял локомотивный парк, где трофейные немецкие паровозы составляли только 30% от общего количества подвижного состава.
Раздел 2. Восстановительные работы в 1946-1951 гг.
2.1. Завершение восстановления и реконструкция промышленных объектов.
В конце 1945 г. Верховным Советом СССР был принят план развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. Этот пятилетний план вошёл в отечественную историю как «пятилетка восстановления». В этом пятилетнем плане значительное внимание уделялось завершению восстановлению стратегически важных отраслей промышленности – металлургии, в том числе и «тылу черной металлургии» – предприятиям обеспечивающим поставки нерудных ископаемых, крупнейшим из которых было Еленовское рудоуправление.
Окончание военных действий, проведение массовой демобилизации, сокращение военных расходов, поступление техники и оборудования из оккупированной Германии в счёт репараций, увеличение финансирования на гражданское строительство, дополнительные источники пополнения трудовых ресурсов за счёт проведения «оргнаборов» из западных областей Украины, расширение сети фабрично-заводских училищ благоприятно сказались на темпах восстановительных работ и позволило одновременно с ними проводить реконструкцию наиболее важных промышленных объектов и производственных участков Еленовского рудоуправления, восстановление довоенной социально-культурной сферы и начать строительство новых жилых объектов, школ, дошкольных и медицинских учреждений, а также изыскивать собственное дополнительные ресурсы для улучшения быта, материального поощрения и обеспечения продовольственного снабжения работников предприятия и населения посёлка Еленовские Карьеры.
Уже на 1 марта 1947 года фактическая численность промышленно-производственного персонала рабочих специальностей Еленовского рудоуправления составила 3235 человек, инженерно-технических работников – 230, служащих – 209, младшего обслуживающего персонала – 340, ученики – 73, военнопленные немцы (включая инвалидов) – 142 человека. Итого – 4229 человек.
Кроме производственников – отдел капитального строительства – 1125 человек, отдел рабочего снабжения – 320, совхоз (а именно это хозяйство в то время обеспечивало работников Еленовского рудоуправления и население города поставиками мяса, овощей, садовой продукцией) – 254 человека, работников образования, включая техперсонал – 86 человек, персонал больницы, амбулатории, подстанции скорой помощи и противомалярийного пункта – 129, освобождённые партийные, профсоюзные и комсомольские работники – 24, ясли – 18, геологоразведка – 8, горнотехнический инспектор – 1. Всего, по утверждённому плану продовольственного снабжения – 5847 человек [45.л.13].
Увеличение числа работников предприятия всех специальностей происходило не только за счёт демобилизованных из армии и реэвакуированных, но и молодежи приехавший по оргнабору из западных областей Украины. Уже в феврале 1946 года по оргнабору прибыли 127 человек из Каменец-Подольской области, а в мае – ещё 228 человек из той же области [46.л.72].
Для укрепления руководства предприятием приказом министра черной металлургии СССР тов. Тевосяна И.Ф. №97/К от 10 мая 1946 г. на должность управляющего Еленовским рудоуправления был назначен Иван Павлович Лысов, который оставил о себе хорошую память не только как знающий специалист горного дела и талантливый организатор, но и как человек заботившийся об интересах людей не меньше, чем об интересах производства, а руководители такого типа в те суровые годы встречались не так уж и часто. Так, например, в условиях голода 1946-1947 гг. И.П. Лысов использовал все имеющиеся в его распоряжении возможности и ресурсы, для того, чтобы хоть как-то облегчить положение с продовольственным снабжением. В 1946 г. когда Министерство заготовок СССР попыталось изъять все имеющиеся запасы зерна отдела рабочего снабжения Еленовского рудоуправления в связи с продовольственными затруднениями, Лысов через руководство Особого СМУ-2 и министра черной металлургии Тевосяна И.Ф. добился отмены изъятия в отношении своего предприятия. В 1947 г. в условиях голода для обеспечения питанием детей-сирот, которых согласно списку прикрепленных к детской столовой было 50, а также инвалидов Великой Отечественной войны, распоряжением управляющего к основной детской и инвалидской карточкам выдавалась дополнительная норма за счёт подсобного хозяйства «до особого распоряжения». Одновременно было приказано улучшить питание молодых специалистов, прикреплённых к столовой №1, в день на одного прикреплённого – 60 граммов крупы на весь период 1947 года. Дополнительно между работниками отделов и цехов было распределено 1000 кг мелкой рыбы (хамсы) полученной по линии снабжения из Особого СМУ-2 [47.л.18]. За перевыполнение плановажных заданий работники награждались карточкой, капустой, свеклой и другими продуктами питания, в отдельных случаях – дополнительно трикотажем, платками, шарфами и обувью [48.л.24]. Всё это в какой-то мере помогало облегчить объективные трудности первых послевоенных лет.
Техническое переоснащение производства позволило полностью механизировать добычу сырья и прекратить ручную добычу известняка освободившихся рабочих перевести на другие участки, в частности на строительство жилья и восстановление объектов культурно-бытового назначения. Последним карьером где применялся ручной труд был рудник «Комсомольский» наиболее удалённый от основного производства и наиболее пострадавший во время войны – из-за частых артиллерийских обстрелов и бомбёжек образовалось множество завалов, на ликвидацию которых ушло много времени, но и он был к началу 1947 г. полностью механизирован, а всего на добыче доломита было задействовано 12 экскаваторов.
Локомотивный парк пополнялся по-прежнему трофейными паровозами 57 серии, которых за 1946-1947 гг. прибыло, судя по документам 8 единиц, все они были частично переоборудованы и успешно сданы в эксплуатацию, за что были премированы 19 человек слесарей и мастеров из локомотивного отдела.
Если вывоз известняка и доломита из карьеров был полностью механизирован так же как и его отгрузка, то внутренних производственных нужд в большинстве своём применялся гужевой транспорт, всего на конном дворе рудоуправления было в 1946-1950 гг. от 40 до 60 лошадей, закреплённых за различными службами и отделами. Так, согласно приказу от 6 мая 1947 г. «в связи с освобождением по болезни 21 лошади произведено перезакрепление лошадей за цехами и отделами: электроотделу – 1, Доломитному руднику – 2, Центральному руднику – 2, отделу рабочего снабжения – 4, штабу батальона пленных немцев – 1, жилищно-коммунальному отделу – 6 (подвозка угля), ведомственной вооружённой охране – 1, скорой помощи – 4, главному механику – 1, финчасти – 2, отделу капитального строительства – 7» [47.л.29]. Эти данные дают наглядное представление о том, что автомобильный автотранспорт прежде всего использовался для в интересах основного производства, а вспомогательные и обеспечивающие службы обходились гужевым транспортом.
Выполнение планов восстановления и расширения производства в первые послевоенные годы требовало от работников максимальной отдачи и наивысшего напряжения сил, но не все могли выдержать такие темпы. Не редким было такое явление как «трудовое дезертирство». Если среди рабочих из местных жителей и прибывших по направлению молодых специалистов даже опоздания были явлением исключительным, то прибывших по оргнабору из Западной Украины неквалифицированные работники, в основном молодые девушки, нередко не выдерживали трудностей новой для них работы, неустроенности быта, нехватки питания и оставляли работу как в одиночку так и целыми группами, или отказывались выходить на работу в большие церковные праздники. К «трудовым дезертирам» и прогульщикам без промедления применялась норма указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г, согласно которому за самовольный уход с предприятий и за прогул без уважительных причин устанавливалась уголовная ответственность. В апреле 1945 г. за самовольный уход с работы отданы под суд четыре работницы – Белянская М., Дьякова В., Чернецкая Л., Мураховецкая О., а в 1946г. – 16 работниц, прибывших по трудовой мобилизации [49.л.51]. Уровень заработной платы был невысоким, особенно у рабочих неквалифицированных специальностей, а удержания, включая послевоенные займы восстановления доходили, судя по зарплатным ведомостям, до 40% [50.л.4-9].
Положение с оплатой труда значительно улучшилось после проведения денежной реформы 1947 года и, к тому же, управляющий Лысов И.П. широко использовал систему денежного премирования из директорского фонда.
Одновременно с восстановительными работами проводилась поэтапная реконструкция производства, в первую очередь дробильно-обогатительной фабрики. В 1950 г. по проекту харьковского института «Южгипроруд» построена третья секция дробильно-обогатительной фабрики производительностью 2 млн. тонн, что позволило запустить ещё одну фабрику, разделив ДОФ 1-2 секция, и ДОФ – 3 секция. Об успешном ходе восстановительных работ свидетельствует тот факт, что уже в 1951 году была достигнута довоенная производительность готовой продукции 4.46 млн тонн с концентрацией 64.9%, а добыча сырья на карьерах увеличилась по сравнению с довоенной на 20% .
За успехи, достигнутые в восстановлении разрушенного хозяйства , 465 человек рабочих и инженерно-технических работников в Еленовского рудоуправления были награждены учреждённой в мае 1948 года медалью «За восстановление предприятий черной металлургии Юга» [51]. А это очень высокий показатель для одного предприятия, учитывая то, что всего этой медалью было награждено в масштабах СССР 68 тысяч человек.
Таким образом, период 1946-1951 г. можно считать вторым, завершающим этапом восстановления производственных мощностей Еленовского рудоуправления особенностью которого было одновременное проведение реконструкции основных промышленных объектов.
2.2.Восстановление жилья, коммунальной сферы и объектов социально-культурного назначения
Если для первого восстановительного периода 1943-1945 гг. характерным было то, что все силы, ресурсы и финансовые средства направлялись исключительно на восстановление производства, то особенностью второго периода было успешное решение не только производственных задач, но восстановление, реконструкция пострадавшего в период войны жилого фонда и массовое строительство многоквартирных домов, индивидуального жилья, обновление коммунальной сферы.
Основные работы по восстановлению пострадавших объектов и строительству новых велись отделом капитального строительства Еленовского рудоуправления, который возглавил утверждённый приказом по министерству черной металлургии СССР №110/к от 26 марта 1947 г. Андрей Иванович Бойченко, человек, хорошо понимавший важность возложенных на него обязанностей, обладавший обширными знаниями и опытом практической работы в области промышленного и гражданского строительства [52].
Ещё в середине 1946 г. было принято решение о срочном землеотведении для жилищного строительства и выделении рабочих строительных специальностей из других цехов предприятия в распоряжение отдела капитального строительства для форсирования строительства в посёлках «Победа» и «Сокол», а также, о переводе на строительные работы гражданского назначения личного состава батальона военнопленных немцев.
Самое активное содействие в планировании будущих строительных площадок, подготовке строительной документации, организации общественных работ по благоустройству новых жилых кварталов оказывал председатель рудничного поселкового совета Е.Ф. Вагнер, работавший до этого заведующим картографического бюро рудоуправления, картограф и геодезист высокой квалификации, о котором говорили, что «грунт и почву на три метра в глубь видит».
Благодаря слаженной совместной работе строительного отдела и местных властей, помощи других служб предприятия, уже в январе 1946 г. было сдано 15 индивидуальных домов в посёлке «Победа», а 13 марта были сданы ещё 5 индивидуальных домов в дополнение к построенным ранее [53].
В первую очередь новое жильё получали те семьи, жилищные условия которых были наиболее неудовлетворительными. В полностью восстановленный многоквартирный дом №182 уже в 1947 г. были переселены 24 семьи ранее проживавших в землянках на окраине посёлка.
За 1946-1951 гг. было полностью восстановлены все разрушенные или пострадавшие во время войны многоквартирные дома и построено ещё 16 новых двухэтажных многоквартирных домов, проложены дополнительные коммуникации водоснабжения и канализации [Приложение 3].
Восстанавливались школы, дошкольные учреждения, больница и амбулатория, дворец культуры и два клуба – в пос. «Старая колония» и «Александриновка», строились и открывались новые.
Занятия в единственной уцелевшей в годы войны средней школе №1 начались через месяц после освобождения – в октябре 1944 г. Открылись русские и украинские классы с 1 по 10 включительно, оборудовали классные комнаты, восстановили оккупантами, восстанавливали «всем миром», принося книги из дому.
К ремонту средней школы №2 (там сейчас расположен интернат)приступили только в 1946 г. весной, а 1 сентября в ней уже начались занятия. Первым директором стал Феодосий Савельевич Кириченко [54].
Одновременно со школами восстанавливались дошкольные учреждения. В 1944 г. были открыты смешанные ясли-сад №1, в мае 1946 г. детский сад №2, а осенью 1951 г. досрочно введён в действие построенный хозспособом детский сад №3 на 100 мест [55.л.49].
Накануне отступления оккупанты частично разрушили и сожгли Дворец культуры на 642 места, открывшейся накануне войны – в 1940 г. В 1944-45 годах проводились только расчистка завалов, а активные восстановительные работы начались только в 1946 г. и проводились отделом капитального строительства и закончились в основном в 1949 г.
Посёлок Еленовские Карьеры не только строился и благоустраивался, но и озеленялся. Вдохновителем и организатором озеленения был И.П. Лысов, управляющий рудоуправлением в 1946-1953 годы. По его инициативе был заложен лесопитомник, организовано цветочное хозяйство (ныне цех благоустройства и озеленения ОАО ДФДК). За 1951 год в грунт было высажено около 300 тысяч саженцев деревьев и кустарников, вокруг жилых кварталов был создан «зеленый пояс», защищающий от пылевых бурь [22.c.12].
Таким образом, проанализировав ход восстановительных работ в 1946-1951 гг. можно утверждать, что это был второй, качественно новый этап восстановительный производственной сферы и социальной структуры пос. Еленовские Карьеры.
Выводы
На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
– Общий масштаб разрушений, нанесённый военными действиями и немецко-фашистской оккупацией производственной сфере и объектам социально-культурного назначения пос. Еленовского рудоуправления и необходимость скорейшего восстановления производства требовали немедленного начала восстановительных работ с привлечением максимально возможных в условиях военного времени, сил и средств;
– в процессе восстановления Еленовского рудоуправления и посёлка Еленовские Карьеры можно выделить два этапа, каждый из которых имел свои особенности;
– 1-ый этап: с начала сентября 1943 г. до конца 1945 г., когда все усилия были направлены на восстановление разрушенного производства, возобновление добычи известняковых доломитов, а восстановление жилых зданий, и объектов социально-культурного назначения почти не проводилось;
– 2-й этап – с начала 1946 г. и до конца 1951 г., когда восстановление проводилось в условиях мирного времени, что позволило задействовать более значительные ресурсы и проводить не только восстановление производства, но и объектов социально-культурной сферы;
– сложность структуры производства, взаимосвязь и взаимозависимость различных промышленных объектов, их производственная и технологическая специфика обусловили проведение восстановительных работ в комплексе, но всем направлениям одновременно, определяя наиболее важные направления в зависимости от обстоятельств, сосредотачивая силы на наиболее важных и проблемных участках работ;
– определённой особенностью второго этапа восстановительных работ было одновременное проведение реконструкции и расширения ряда наиболее важных производственных участков – дробильно-обогатительной фабрики, системы энергоснабжения, полная механизация добычи и вывоза сырья;
– характерной чертой восстановительных работ первого периода было широкое применение ручного неквалифицированного труда, непрерывный круглосуточный график всех видов работ;
– определённый вклад в успешное проведение восстановительных работ внесли прибывшие рабочие из других областей республики, а также, военнопленные немецкой национальности, общая численность которых составляла порядка 4% всех работников Еленовского рудоуправления;
– значительное внимание на втором этапе восстановления уделялось развитию коммунальной сферы, строительству нового жилья, объектов социально-культурного назначения, благоустройству посёлка;
– общим итогом восстановительного периода 1943-1951 гг. для Еленовского рудоуправления и пос. Еленовские Карьеры (г. Докучаевск) можно считать не только выход на довоенный уровень промышленного производства и состояния коммунальной сферы но и создание базы и условий для дальнейшего успешного их расширения и развития.
Литература и источники
Мельников Л. Вторая годовщина освобождения Донбасса и задачи трудящихся Донецкой области./Социалистический Донбасс.-22 сентября 1945 г.
Мельников Л. Год трудового наступления. Цифры и факты./Социалистический Донбасс.- 9 мая 1946 г.
Три года борьбы за восстановление Донбасса. Сборник/Ред. Шептуха П.С.- Сталино; Сталиноское областное газетно-книжное издательство.1946.- с.10.
Херсонский м. Докучаевск.//Строительство и архитектура №6, 1959 – с.27
Херсонский М. Буднi нового мiста./ Радянська Донеччина. 9 февраля,1956 г.
Фатьянова М. Докучаєвськ – за чотири роки/шлях до комунізму. 14 февраля. 1958 г.
Алтайский П. Рождение профессии./Социалистический труд. №29, 17 июля 1958 г.
Василевич Г. Страницы истории Докучаевска./Социалистический труд.- 27 октября, 1967 г.
Дорофеев И. История г. Докучаевска//Тезисы научной студенческой конференции 25 апреля 1966 г. Донецк, Донецкий государственный университет. 1966. Сс. 12-13.
Чеча А. Славный юбилей.30 лет./ Социалистический труд. 3 апреля, 1964 г.
Грачёва Л. Бондарь Б. Как строился город/Докучаевец. 10, 17 августа, 1995 г.
Бондарь Б. История медицины города./Докучаевец. 15, 22 июня, 1995 г.
Волкова М. История Докучаевска/Слово и дело. 6 декабря.1996 г.
Бут Л. Так строился Докучаевск./Наше слово. 29 февраля. 1992 г.
Харинская С. После оккупации. Архив./Докучаевец.8 мая.2010 г.
Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. Т.3.1944-1952 гг.- М.: Политиздат, 1968.
Восстановление Донбасса. 1946-1950. Документы и материалы/Рук. Гр. Сост. Ф. Курас.- К.: Политиздат Украины, 1986 – 573 с.
Отчёт начальника Горного управления Южной России за 1912 год.- Екатеринослав.; Типография губернского земства, 1912 – 180 с.
Развитие металлургии в Украинской СССР.- К.: УСЭ.- 1980.- 480 с.
Еленовские Карьеры: Страницы истории. Книга-сборник публикаций, воспоминаний, документов./Составитель Б.Бондарь.- Донецк.: Регион, 2001 – 286 с.
Торжественное открытие Дворца Культура пос. Электростанция./За стахановские темпы. 1 декабря 1940 г.
Докучаевск – мой город, моя гордость. Фотоальбом.- Донецк.:Новый мир.- 2004.- 42 с.
Донетчина в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. Известные и неизвестные страницы истории. Донецк: АОЗТ Издательство «Донеччина», 2008.- 432 с.
Добров П.В. Броварь А.В. Эвакуация промышленности Донбасса в начальный период войны. (август-октябрь 1941 г.)//Історичні і політологічні дослідження. №1, 2000. С. 65-68.
Воспоминания Петра Ивановича Малютина, жития г. Докучаевска, бывшего работника типографии газеты «За большевистские темпы». Записаны в 1985 г. Фонды краеведческого музея г. Докучаевска.
Воспоминания Натальи Семёновны Зобниной, жительницы г. Докучаевска, 1921 г. рождения. Записаны в 1984 г. Фонды краеведческого музея г. Докучаевска.
Еленовские Карьеры: страницы военной истории./Составитель Бондарь Б.М. Донецк.: Регион, 2000 – 337 с.
Воспоминания Дзябко Степана Ивановича, 1924 г. рождения жителя г. Докучаевска, записаны в 1998 г. Фонды краеведческого музея г. Докучаевска.
Удостоверение уполномоченного Наркомчермета Зимбули Ивана Андреевича. (Копия). Фонды Краеведческого музея г. Докучаевска.
Архивный сектор администрации г. Докучаевска (далее АСАД). Ф.38.оп.1.Д.1. «Ведомости выдачи продуктивных карточек работникам Еленовского рудоуправления. 15 сентября – 31 декабря 1943 г.»
АСАД. Ф.38.Оп.1.Д.2. Приказы и распоряжения по Еленовскому рудоуправлению. Сентябрь-декабрь 1943 года.
Альбом «История ДОФ-1»./Фонды краеведческого музея г. Докучаевска.
«Слово об инженере Блудове»/»Докучаевец»№26, 8 мая 2000 г.
Справка производственного отдела Еленовского рудоуправления в Главнеруд от 4 мая 1944г./Фонды краеведческого музея г. Докучаевска.
Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам. T.3.1944-1952 гг.- М.; Политиздат, 1968. Сс. 220-223.
АСАД. Ф.38.Оп. 1. Д.3. Справки, докладные, распоряжения горного отдела Еленовского рудоуправления за 1944 г.
Центральный государственный архив общественных организаций Украины. Ф.1.On.14.D1919.л.66. Справка металлургического отдела Сталинского обкома партии ЦК КП(б)У о работе по восстановлению предприятий металлургической промышленности.
АСАД.Ф.38.Oп.1.Д.5.Отчёты, распоряжения, приказы производственного отдела за 1945 г.
Военнопленные в СССР.1939-1956.Документы и материалы/Под ред. М. Загорулько.- М.; Логос, 2000. Сс. 604-609.
Воспоминания Стопаненко Н.А., Василенко М.С., Петрушина Л.П., Пыжова И.В. Усанова А. И./Фонды краеведческого музея г. Докучаевска/.- жители г. Докучаевска.
АСАД. Ф.38.Oп.1.Д.8. Приказы по Еленовскому рудоуправлению за январь-июнь 1945 г.
Воспоминания Григория Ивановича Момота, 1923 г. рождения, записаны в 1983 г. Фонды краеведческого музея г. Докучаевска.
Справка отдела рабочего снабжения Еленовского Рудоуправления оперативной группе Наркомчермета от 10 марта 1944 г. Копия. Фонды Краеведческого музея г. Докучаевска.
АСАД.Ф.38.oп.1.Д.9.- Планы продовольственного снабжения Еленовского рудоуправления на 1-4 кварталы 1945 г.
АСАД. Ф.38.оп.1.Д.7. Планы продовольственного снабжения Еленовского рудоуправления на 1-4 кварталы 1947 год, «приказы и распоряжения по ОРС».
АСАД.Ф.59.оп.04. Приказы Особого СМУ-2 «Азовстальспецстрой» за 1945-1946 гг.К.
АСАД.Ф.38.Д.13.Приказы и распоряжения по ОРС Еленовского рудоуправления за 1946-1947 гг.
АСАД.Ф.59.оп1.Д.2.Приказы и распоряжения полученные от Особого СМУ-2.
АСАД.Ф.59.оп.1.Д.1. Особое Сму-2 «Азовстальстрой». Еленовский рудник.
АСАДФ.38оп.1Д.1.Ведомости начисления заработной платы по отделу рабочего снабжения.
Поздравляем с высокой наградой Родины./ «За стахановские темпы» 28 июня 1951 г.
Приказ по МЧМ №110/к от 26.03.1947 г. об утверждении Бойченко А.И. в должности заместителя управляющего Еленовским рудоуправлением по капитальному строительству. Копия./Фонды Краеведческого музея г. Докучаевска.
«С новосельем»/ «За стаановские темпы». 15 марта 1947
Л. Головко. Выпуску-полвека/ «Докучаевец»- 22 мая 2004.
АСАД.Ф.38.оп.1.Д.18.Приказы по отделу капитального строительства Еленовского рудоуправления за 3-й квартал 1951 г.