БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

БОРОДИНСКОЕ СРАЖЕНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

Гусева А.А. 1
1
Меркурьева Л.В. 1Князева А.К. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

Бородинское сражение 1812 года является одной из самых славных страниц Российской истории. О нем очень много написано, что вполне справедливо и заслуженно. Право считаться непобедимыми за русскими солдатами было признано Наполеоном, сам же он всю жизнь, по свидетельству его соратников, считал Бородинское сражение 1812-го (во французском варианте Bataille de la Moskova) самым славным из всех пятидесяти, что он провел за свою воинскую карьеру. В своей работе я хочу подробно исследовать Бородинскую битву и сделать вывод по предполагаемой гипотезе: именно это сражение имело огромное влияние на развитие русского общества и русской культуры, а также тот факт, что Бородинская битва имела влияние и на другие государства.

АКТУАЛЬНОСТЬ

205 лет назад, 7 сентября 1812 года, состоялось самое кровопролитное среди однодневных сражений – Бородинская битва, которая стала главным боевым столкновением между русской и французской армиями в ходе похода Наполеона на восток Европы, закончившийся для него грандиозным поражением. А сегодня, когда наша страна находится в довольно сложной политической ситуации, такие памятные даты особо значимы. Они поднимают в народе дух патриотизма, заставляют гордиться своей страной.

ЦЕЛЬ: доказать, что Бородинская битва оказала значительное влияние на российскую культуру.

ЗАДАЧИ:

- познакомить с историей Бородинского сражения;

- рассмотреть влияние Бородинского сражения на литературу;

- рассмотреть влияние Бородинского сражения на живопись;

- рассмотреть влияние Бородинского сражения на музыку;

- рассмотреть влияние Бородинского сражения на архитектуру;

- рассмотреть влияние Бородинского сражения на кинематограф, игровую индустрию;

- рассмотреть влияние Бородинского сражения на топонимику.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: Бородинское сражение как социально-культурный феномен.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: произведения литературы и искусства, вдохновленные Бородинской битвой.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

“У всякого народа своя история, а в истории свои критические моменты, по которым можно судить о силе и величии его духа…” (В.Г.Белинский)

Беспримерное мужество, героизм и стойкость проявил русский народ в борьбе с полчищами Наполеона, поработившими до своего вторжения в наше Отечество почти все народы Европы. С восхищением вспоминали подвиги русских воинов современники и потомки. Отечественную войну 1812 года воспели в прекрасных стихах Жуковский, Батюшков, Пушкин и Лермонтов. Л.Н.Толстой запечатлел ее в грандиозной эпопее «Война и мир». О ней напоминают статуи Кутузова и Барклая де Толли у Казанского собора. Триумфальные Нарвские ворота, воздвигнутые в честь гвардии, возвращавшейся в Отечество в 1814 году, Александровская колонна на Дворцовой площади. Среди мемориальных сооружений, созданных в память 1812 года, своеобразным памятником является Военная галерея Зимнего дворца, входящая в настоящее время в экспозицию Государственного Эрмитажа.

Историческая справка

Крупнейшее событие Отечественной войны 1812 года произошло 26 августа в 125 километрах от Москвы. Битва на Бородинском поле - одно из самых кровопролитнейших сражений XIX века. Её значение в Русской истории колоссально, проигрыш Бородино грозил полной капитуляцией Российской империи.

Главнокомандующий русскими войсками Михаил Илларионович Кутузов планировал сделать дальнейшие наступления французов невозможным, противник же хотел полностью разгромить русскую армии и захватить Москву. Силы сторон были практически равны: сто тридцать две тыс. русских против ста тридцати пяти тыс. французов, количество орудий - 640 против 587 соответственно.

В 6 часов утра французы начали наступление. Для того чтобы очистить дорогу к Москве, они попробовали прорвать центр русских войск, обойти их левый фланг, но попытка закончилась неудачей. Самые страшные сражения проходили на флешах Багратиона и батарее генерала Раевского. Солдаты гибли со счётом 100 человек в минуту. К шести часам вечера французы захватили только центральную батарею. Позже Бонапарт приказал отвести основные силы, но и Кутузов принял решение отступить к Москве.

Фактически сражения не дало победы никому. Потери оказались огромными для обеих сторон: Россия оплакивала смерть 44 тыс. солдат, Франция и её союзники - 60 тыс. солдат. Царь требовал дать ещё одно, решающее сражение, поэтому весь генеральский штаб был созван в подмосковных Филях. На этом совете решалась судьба Москвы. Кутузов выступил против сражения: армия не готова, считал он. Москва была сдана без боя – это решение было верным.[8]

Глава 1 Влияние Бородинского сражения на литературу.

«Бородино» как поэтическая хроника событий

Поэты посвятили борьбе с Наполеоном немало стихов. Один из легендарных певцов войны 1812 года — непосредственный участник сражений с французами Денис Давыдов.

Имя Дениса Васильевича Давыдова (1784-1839) неотделимо от Отечественной войны 1812 года. Боевые таланты Дениса Давыдова высоко ценили М. И. Кутузов и П. И. Багратион, а о его поэтическом даре поэт Н. М. Языков писал:

Не умрет твой стих могучий,

Достопамятно-живой,

Упоительный, кипучий,

И воинственно-летучий,

И разгульно-удалой.[7]

Стихи Дениса Давыдова о войне 1812 года

БОРОДИНСКОЕ ПОЛЕ

Элегия

Умолкшие холмы, дол некогда кровавый! Отдайте мне ваш день, день вековечной славы, И шум оружия, и сечи, и борьбу!

Каждому россиянину из школьной программы известно стихотворение Лермонтова «Бородино», которое навсегда вошло в список русской литературной классики. Учитывая всю его поэтическую гениальность, легкость прочтения и доходчивость, по праву его можно считать хроникой тех событий. «Мы долго молча отступали...»[4] - в каждой фразе присутствует фрагмент истории этой громадной национальной победы.

Война и проза

Самое знаменитое и самое масштабное прозаическое произведение о событиях тех лет — это, конечно, роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Только описание Бородинской битвы занимает 20 глав третьего тома и может считаться образцовым.

К теме войны 1812 года обращались и другие русские классики XIX века. Почти забытый сегодня Михаил Загоскин написал один из первых романов об этих событиях — «Рославлев, или Русские в 1812 году». Загоскин сам воевал в ополчении и был ранен во время сражения под Полоцком, поэтому его произведение – свидетельство очевидца исторического события.

Григорий Данилевский, как и Загоскин, специализировался на исторической беллетристике. Роман «Сожжённая Москва» вышел почти через 20 лет после первой публикации «Войны и мира». Данилевский не стал соперничать с Толстым, а создал полное приключений и заговоров произведение о поджигателях столицы в 1812 году.

В ХХ веке к войне с Наполеоном писатели стали обращаться всё меньше, однако некоторые вспоминают о ней и по сей день. Например, шесть лет назад вышел роман «Бородино» алтайского журналиста Сергея Теплякова, который полностью посвящён Бородинскому сражению (описание 22-27 августа 1812 года). А популярный автор исторических детективов Николай Свечин в романе «Московский апокалипсис» вслед за Данилевским отправился в покорённую французами Москву.

В 1949 г. в Военной галерее была установлена мраморная доска со строками из стихотворения великого русского поэта "Полководец", посвящённого Барклаю де Толли:

...Толпою тесною художник поместил

Сюда начальников народных наших сил,

Покрытых славою чудесного похода

И вечной славою Двенадцатого года...

И эти строки с полным правом могут служить эпиграфом к любому памятнику этому великому сражению за Отечество и людям, служившим ему верой и правдой.

Глава 2.Бородинское сражение в искусстве

Бородинское сражение на полотнах художников.

Больше всего внимания событиям 1812 года уделили живописцы. Перечисление художников, которые так или иначе касались наполеоновского похода в Россию, займёт не одну страницу.

Молебен накануне Бородинского сражения». Цветная литография с рисунка Н. Самокиша. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск.Под изображением печатный текст: «День 25 августа - канун Бородинского боя - прошел в приготовлениях к предстоящему сражению. Все готовились к смерти, понимая, что должно или умереть, или спасти Отечество. Зная твердую и горячую веру русского солдата в помощь Божию, главнокомандующий приказал пронести по рядам чудотворный образ Смоленской Божией Матери». Этот эпизод рисуется и в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»: духовное влияние святого лика трудно переоценить, перед иконой склоняет колена и Главнокомандующий, и рядовой. Эта икона была очень важной для русских воинов: ей молились в самые важные моменты истории, перед решающими сражениями, изображение на ней служило своеобразной защитой от страха, рождало в душе солдат уверенность в победе.

Уникальная панорама

Самым масштабным произведением изобразительного искусства, посвящённым главной битве войны 1812 года, стала панорама российского художника Франца Рубо — грандиозное полотно размером 115 на 15 метров. Сегодня его работа выставлена в музее-панораме «Бородинская битва». Я не раз бывала в этом месте: с классом мы посетили Бородинскую панораму, с родителями я была и на Бородинском поле. Психологическое воздействие, эмоциональное влияние художественного исполнения панорамы трудно передать словами: погружаешься в атмосферу события, становишься участником его, настолько реалистично изображены детали сражения.

Военная галерея

Военная галерея — одна из галерей Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Она состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А. В. Поляковым и Голике (нем. Wilhelm August Golike). В галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников — короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I, портрет Александра I (1838) художника Ф. Крюгера,

австрийского императора Франца I художника П. Крафта. Также там расположены картины: «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших персонажей использовались портреты, написанные ранее. С портретов прославленных полководцев Отечественной войны 1812 года, виртуозно написанных Джорджем Доу, на нас смотрят красивые мужественные лица, "полные воинственной отваги", как сказал о них Пушкин. На темной ткани их мундиров горят воинские награды, переливается муар орденских лент, блестит золотое шитье, аксельбанты и эполеты...

Вся Россия знала имена людей, чьи портреты были помещены в Военной галерее. Нам, живущим в 21-ом веке, тоже не помешает узнать об этих людях, а значит, и о своей истории. Ведь история- это, прежде всего, участники событий. Много спорят о роли личности в истории. Анализируя материалы о войне 1812 года, я пришла к выводу, что мне ближе всего философиЯ истории Л.Н.Толстого, нашедшая отражение не только в его великом романе, но и в произведениях других видов искусств: историю вершат все участники событий. Именно от совместных усилий зависит исход исторически важных дел. Эта мысль стала моим убеждением и основой отношения к Родине у большинства моих одноклассников. Именно это единство мировоззрения и отличает наш коллектив. Меня это не может не радовать. Это придаёт мне уверенность в верности моих жизненных ориентиров.

Архитектура

После победного разгрома армии Наполеона русская армия возвращалась в Россию. В Петербурге к её встрече были сооружены Нарвские триумфальные ворота, через которые войска торжественным маршем прошествовали в северную столицу России для празднования победы. Также к 20-й годовщине победы, в 1834 году, на Дворцовой площади была воздвигнута величественная монументальная Александровская колонна. Она была выполнена по замыслу О. Монферрана из цельного колоссального гранитного монолита весом более 600 тонн. Фигура ангела, венчающая колонну, символизирует собой образ императора Александра I, и колонна получила название Александровской. В стихотворении А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» эта колонна получила название «Александрийский столп». В Москве в честь победы русского народа в Отечественной войне были сооружены в 1829—1834 годах Московские Триумфальные ворота по проекту архитектора О. И. Бове. Эта Триумфальная арка напоминает и ныне живущим в Москве, и гостям столицы о самом важном событии в отечественной истории.

В 1839 году, в новую годовщину битвы, на Бородинском поле был сооружён в честь знаменитого сражения под деревней Бородино монумент. С западной стороны этого памятника, «…сияет икона Спаса Нерукотвореннаго» и под нею золотая надпись: «Тобою спасение наше». На других сторонах перечислены все воинские подразделения и даже неприятельские — французские, итальянские, баварские, вюртембергские, участвовавшие в этом кровавом сражении.

В 1839 году был основан Бородинский музей, по волеизъявлению императора Николая I, который за два года до этого выкупил село Бородино для цесаревича Александра. Село стало царским имением, и тогда же был заложен главный монумент. У подножия памятника, в небольшой сторожке, поселили двух инвалидов Отечественной войны 1812 года, которые ухаживали за памятником и хранили в специально отведенной комнате первые экспонаты музея: находки с поля сражения, военные карты, предметы солдатского быта. В 1839 году в селе Бородино появился дворцово-парковый ансамбль. В этом же году впервые праздновалась годовщина Бородинского сражения с грандиозными маневрами, на которые было собрано 120 тысяч солдат регулярного войска. На торжествах присутствовал сам император, который в течение двух недель жил в своём дворце.

В 70-ю годовщину изгнания Наполеона из России в Москве было завершено строительство грандиозного храма Христа Спасителя. Он был возведён по замыслу императора Александра I в память об избавлении Москвы от нашествия французов. На его стенах – имена 1тысячи восьмисот офицеров и генералов. Погибших под Бородино, и названо число – около 18 тысяч- погибших из рядового состава. Памятником мужеству этих воинов стал не только этот самый главный храм России, построенный всем миром на народные пожертвования, но и наша благодарная память.

Отражение исторического события в музыке.

В мае 1880 года П.И. Чайковский получил сообщение и пожелании Н.Г. Рубинштейна сочинить торжественную увертюру по случаю 25-летия коронации Александра II.

На титульном листе партитуры Чайковский написал “1812. Торжественная увертюра для большого оркестра. Сочинил по случаю освящения Храма Спасителя. Петр Чайковский”.

Увертюра написана в Каменке – именно здесь были живы воспоминания о героях войны: генерале Раевском, князе Волконском, Давыдовых...

Образ русского народа создаётся автором при помощи мелодии русских народных песен, например, “У ворот батюшкиных”. Завершается увертюра максимальным фортиссимо, победно звучат колокола и государственный гимн России “Боже, царя храни”. Когда слушаешь эти звуки, ощущаешь необыкновенную гордость за то, что ты – россиянин.

Глава 3.Влияние Бородинского сражения на кинематограф и игровую индустрию

Экранизации великой битвы. Главные фильмы о Бородинском сражении и войне 1812 года сняты по роману Л.Н. Толстого. Впервые к «Войне и миру» кинематографисты обратились почти 100 лет назад: в 1913 году режиссёр Пётр Чардынин снял немое кино по произведению великого писателя. Спустя два года, в 1915-м, режиссёр Яков Протазанов снова экранизирует знаменитую эпопею — она приобрела актуальность в связи с Первой мировой войной, которую тоже называли отечественной. К сожалению, оба фильма до наших дней не дошли.

Первое звуковое кино по роману Толстого вышло в США в 1956 году, роль Наташи Ростовой исполнила знаменитая Одри Хёпберн.

Автором самой известной экранизации «Войны и мира» стал режиссёр Сергей Бондарчук. Фильм вышел в 1965 году и был удостоен множества кинонаград, в том числе премии «Оскар».

Кадр из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир»

После киноэпопеи Бондарчука западные режиссёры ещё несколько раз обращались к роману Толстого. В 1972 году телесериал по «Войне и миру» сняли в Великобритании. Ещё один сериал — с российским участием — вышел в 2007 году, а последний британцы сняли два года назад.

В советском кинематографе о войне 1812 года совсем немного фильмов. Можно вспомнить кинокомедию Эльдара Рязанова «Гусарская баллада», а также ленту Никиты Хубова и Станислава Ростоцкого «Эскадрон гусар летучих».

Последний отечественный фильм о наполеоновском нашествии вышел относительно недавно: к 200-летнему юбилею войны Олег Фесенко снял приключенческую картину «1812: Уланская баллада», в которой главную роль исполнил Сергей Безруков. Все фильмы об этом славном историческом событии, хотя и по-своему, рисуют грандиозное событие как славную страницу нашего общего прошлого, объединившее всех истинных патриотов России.

Пиксельные битвы

Производители компьютерных игр также не прошли мимо темы наполеоновского вторжения в Россию. Первые компьютерные стратегии на тему войны 1812 года появились ещё на заре игровой индустрии.

В 1986 году в Великобритании выпустили игру Napoleon at War, которая затрагивала как раз российскую кампанию Наполеона. Одной из популярнейших игр на тему вторжения армии Наполеона стали «Казаки II» украинских разработчиков, вышедшие в 2005 году.

Скриншот игры «Казаки II»

Самой же известной компьютерной игрой, в которой воссоздано Бородино в формате исторического сражения, считается Napoleon: Total War, появившаяся в 2010 году. На сегодняшний день это одна из самых качественных стратегических игр, посвящённых войне с Наполеоном. Благодаря этим играм любители всего мира узнают о нашей славной истории и, возможно, изменяют своё отношение к нашей стране, несмотря на истерию вокруг нас.

Глава 3.Топонимы как память о Бородинской битве

Память о героях Отечественной войны 1812 г. в Москве хранят не только монументальные сооружения, украшающие магистрали и площади столицы, но и в названия улиц, переулков.

Имя крупнейшего русского полководца М.И.Кутузова с 1957 г. носит один из самых красивых и благоустроенных проспектов столицы, протянувшийся от Москвы-реки до Поклонной горы. Улицы Василисы Кожиной (1962) и Герасима Курина (1962), расположенные вдоль Белорусской железной дороги в районах Филей и Дорогомилово, — еще одна яркая страница памятной летописи народного подвига.

Но не только улицы Москвы хранят память о героях. Их именами названы и станции Московского метрополитена. Под Кутузовским проспектом, у бывшей Кутузовской слободы, в 1958 г. открылась станция «Кутузовская». Платформа станции «Багратионовская» располагается с 1961 г. под улицей Барклая.Тема победы России над наполеоновским агрессором нашла отражение и в отделке станции «Комсомольская-кольцевая». На одном из мозаичных панно изображен фельдмаршал Кутузов на фоне развивающегося знамени. Эта мозаика создана в 1950-е гг. художником П.Д.Кориным. Барельеф с изображением Кутузова, выполненный Н.В.Томским, украшает станцию «Новокузнецкая».В память о Бородинском сражении назван и кинотеатр «Бородино». Бородинский хлеб – один из самых любимых россиянами сортов хлеба. В большинстве семей он частенько появляется на обеденных столах и радует своим вкусом уже не одно поколение. Но мало кто знает его грустную и романтическую историю происхождения.

Это история преданной любви генерала Александра Тучкова и его жены Маргариты, сопровождавшей его в многочисленных походах. Великая любовь, помогала ей преодолевать тяготы походной жизни, она научилась стойко терпеть зрелище смерти, ухаживала за ранеными. Однажды ей приснился страшный сон. Вроде как в комнату зашел её отец и произнес ужасную фразу: «Муж твой пал на полях Бородина». Тогда она даже не представляла, что сон этот окажется вещим. И действительно, Александр Тучков был убит в этом решающем сражении. Спустя несколько месяцев, Маргарита бродила по полю сражения среди десятков тысяч трупов в попытке найти тело мужа, но поиски оказались тщетными. И тогда она решила воздвигнуть на этом месте церковь. К 1820 году Спас Нерукотворный был построен и освещен. Но тут на Тучкову обрушилась новая беда: от скарлатины умер её единственный сын. Она привезла прах сына в Бородино и похоронила его в склепе, построенном на остатках своего мужа. Маргарита становится настоятельницей Спасо-Бородинского монастыря. При монастыре и был разработан этот рецепт ржаного хлеба с тмином. Долгое время он носил название «поминального хлеба», и только к концу девятнадцатого века стал называться «бородинским».

Топонимы, созданные для увековечивания памяти о славном историческом прошлом нашего народа, выражают его волю, потому что в языке сохраняется только то, что значимо для носителей этого языка. Если исследовать эту тему на материале всего пространства России, то получится отдельная исследовательская работа. Видимо, она станет продолжением моих наблюдений и анализа явлений русского языка и произведений литературы в будущем.

Заключение

Бородинское поле – это священное место для всех россиян, один из самых старых военно-исторических музеев, и действительно великое поле битвы.

События Бородинского сражения нашли отражение во многих видах искусства, пот ому что в искусстве выражается душа народа, его оценка выдающегося исторического события.

Знание истории рождает неистребимый дух патриотизма и заставляет по-иному взглянуть на мир, в котором мы живем. Знать, чтить и уважать историю родной страны должен каждый человек. А Бородинское сражение до сих пор является примером мужества и доблести русского воинства. Это величайшее событие войны 1812 года получило достойное отражение в поэзии и прозе, музыке и изобразительном искусстве, театре и кино.

Список использованных источников и литературы:

Литература

1.Г. П. Данилевский. Сожженная Москва.-1885 год-электронный источник

2.М. Н. Загоскин. Рославлев, или русские в 1812 году.- Москва, 1959 год. Издательство «Правда»-368 с.

3.Л. Н. Толстой Война и мир. .- Москва, 2014 год. Издательство «Мировая классика»-1408 с.

4.М. Ю. Лермонтов. Бородино.- Москва, 2015 год. Издательство «Росмэн»-96 с.

5.М. И. Цветаева. Генералам двенадцатого года.- Москва,2016 год.Издательство « Эксмо» - 384 с.

6.И. А. Крылов. Волк на псарне. .- Москва,2011 год.Издательство « Амфора» - 48 с.

7.Бородинское поле: 1812год в русской поэзии.-М.: Дет.лит.,1984.-254с.

8. Отечественная война 1812 года. -Бородинское сражение.//Руссика: школьная энциклопедия. История России 18-19 вв.-М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование,2003.-с. 433

9.Хрестоматия по истории России: учеб.пособие/авт.-сост. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Геогиева, Т.А.Сивохина. –М.: Проспект, 2010.-592с.

Музыка

П. И. Чайковский — Увертюра «1812 год» (op. 49 1880, издана в издательстве Юргенсона в 1882).

С. С. Прокофьев — опера «Война и мир». (op. 91, 1941—1943)

Военные песни и марши (победные — на взятие городов и траурные — на смерть героев), а также произведения, воспевающие победу, — хоры, куплеты на возвращение войск и императора.

Кинематограф

1912 — «1812 год» (Отечественная война / Нашествие Наполеона / Бородинский бой), режиссёры — Василий Гончаров, Александр Уральский, Ганзен Кай. Фильм снят А. А. Ханжонковым

1915 — «Война и мир», режиссёры — Яков Протазанов, Владимир Гардин

1944 — «Кутузов», режиссёр — Владимир Петров

1956 — «Война и мир», режиссёр — Кинг Видор

1962 — «Гусарская баллада», режиссёр — Эльдар Рязанов

1968 — «Война и мир», режиссёр — Сергей Бондарчук

1980 — «Эскадрон гусар летучих», режиссёр — Станислав Ростоцкий

2007 — «Война и мир», режиссёр — Роберт Дорнхельм

2012 — «Василиса Кожина», режиссёр — Антон Сиверс

Топонимика

улицы 1812 года в различных городах России

Бородинская улица

Бородинская площадь (Тирасполь)

Бородинский мост

городские топонимы, носящие имена героев 1812 года:

улица Кутузова,

Кутузовский проспект,

улица Барклая,

Барклаевская улица,

улица Генерала Ермолова,

улица Багратиона,

мост Багратиона,

улица Раевского,

Тучковская улица

улица Неверовского

улица генерала Дорохова,

улица Дениса Давыдова,

улица Василисы Кожиной

Дохтуровский переулок

станции «Фили»

станции метро «Багратионовская»

станции метро «Филевский парк»

Источник: https://www.vipgeo.ru/articles/interesnoe/po_istoricheskim_mestam/Po_mestam_Borodinskoy_bitvi/

Музеи

Москва — музей Отечественной войны 1812 года

Москва — музей-панорама «Бородинская битва»

Бородино — Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник

Елабуга — единственный в России музей-усадьба кавалерист-девицы Надежды Дуровой

Архитектура

Памятник в честь 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года в районе Зябликово Москвы

Триумфальные арки

Триумфальная арка (Диканька)

Нарвские триумфальные ворота

Триумфальная арка (Москва)

Триумфальные арки в Новочеркасске

Александровская колокольня возле Успенского собора в Харькове

Храм Христа Спасителя — кафедральный собор Русской православной церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки.

Спасо-Бородинский монастырь — на месте Бородинского сражения

Часовня памяти событий 1812 года в Павловском Посаде Воздвигнута на пересечении Дубровской и Купеческой улиц, напротив Воскресенского собора в 1912 году.

Колонны и обелиски

Александровская колонна на Дворцовой площади Санкт-Петербурга

Памятник защитникам Смоленска 1812 года (установлен в 1841)

Обелиск на Каролинской площади в Мюнхене (в память о 28 тысячах баварских солдат, погибших во время Русского похода 1812 года).

В качестве памятника к 100-летию войны был оформлен Бородинский мост в Москве (1911—1912).

На красном холме также установлены памятники:

Могила генерала Багратиона;

Монумент-часовня русским воинам;

Кроме того, вокруг сохранившихся земляных укреплений установлено восемь мемориальных досок.

Командный пункт Кутузова

Памятник Главнокомандующему русской армии М. И. Кутузову

ПРИЛОЖЕНИЕ (с фотографиями)

Бородинское сражение в полотнах художников.

Петер Гесс. Сражения 1812 года

Франц Рубо. Фрагменты панорамы «Бородинская битва»

Русские войска у Шевардина. Художник С. Герасимов. 1941 г.

Атака Шевардинского редута. Литография по русунку Н. Самокиша. 1910 г.

Бородинское сражение. Художник А.И. Дмитриев-Мамонов. 1812 г. Всероссийский музей А.С. Пушкина. Надпись под изображением в центре: «26 Августа - 1812. Рисовано во время самого сражения»

Бородинское сражение 26 августа 1812 г. Акварель неизвестного художника. 1-я четверть XIX в. Фрагмент.

М. И. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. Художник А. Шепелюк. 1951 г

Эпизод Бородинского сражения. Иллюстрация к стихотворению М. Ю. Лермонтова «Бородино». Хромолитография Н. Богатова. 1912 г.

Лейб-гвардии Измайловский полк в Бородинском сражении. Художник А. Коцебу. Середина XIX в.

Лейб-гвардии гренадерский полк в сражении при Бородине (Дивизия Строганова в боях на Старой Смоленской дороге). Художник М. Греков. 1912-1913 гг.

Атака Лейб-гвардии Конного полка на французских кирасир в 1812 г. Художник В.В. Мазуровский. 1910-1912 гг. Государственный мемориальный музей А.В. Суворова

В. В. Верещагин. Цикл полотен об Отечественной войне 1812 года. В.В. Верещагин. Наполеон I на Бородинских высотах

Кутузов на Бородинском поле. Художник В. Серов.1950-е гг.

Военная галерея

Доу Джордж (Dawe, George) - портреты участников Отечественной войны 1812 года

Генерал Петр Иванович Багратион

Генерал Алексей Петрович Ермолов

Имя Дениса Васильевича Давыдова

Сергей Н.Ушаков

генерал-майор Александр Тучков.

Александр Иванович Кутайсов

Александр Р. Тормасов

Просмотров работы: 2725