АЛЛЕЯ В ЯД ВА-ШЕМ – В ИХ ЧЕСТЬ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

АЛЛЕЯ В ЯД ВА-ШЕМ – В ИХ ЧЕСТЬ

Набокова А.В. 1
1МБОУ "СОШ №3 г.Облучье"
Набокова Е.А. 1
1МБОУ "СОШ №3 г.Облучье"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

В страшные годы Второй мировой войны и оккупации части территории нашей страны, когда рушились представления о чести и мужестве, о смелости и героизме, о гражданском долге и помощи оказавшимся в беде, нашлись люди, ставшие на пути нацистскому «окончательному решению» - уничтожению целого народа. Имя ему – евреи.

И вот, несмотря на жесточайший террор (смерть за спасение, даже за попытку спасти), эти люди протянули руку помощи обречённым. Укрывавший в своём доме соседа или друга, а чаще всего совершенно незнакомого ему человека, не думал о себе, и уж, конечно не думал о памяти потомков. Кто они? Их называют Праведники народов мира.

Актуальность данного проекта заключается в том, что историческая память о Второй мировой войне, о преступлениях нацистов с каждым новым поколением «отодвигается вглубь», заслоняется более близкими, и казалось бы, важными событиями, но хотелось бы, чтобы наше молодое поколение знало недавнее прошлое нашей истории и постаралось предотвратить любое проявление Холокоста в будущем.

Цель работы заключается в исследовании подвигов граждан России по спасению еврейского народа в годы Второй мировой войны. Поставленная цель решается с помощью следующих задач:

- изучить источники о Холокосте на территории бывшего СССР;

- узнать, кому присваивается звание «Праведников народов мира»;

- собрать сведения о людях, гражданах России, кому присвоено почётное звание «Праведник народов мира».

Предмет исследования: помощь, оказываемая евреям гражданами России.

Объект исследования: люди, носящие звание «Праведник народов мира».

Гипотеза работы: если исследовать и изучить вопрос участия граждан России в спасении жертв Холокоста в годы Второй мировой войны, то можно прийти к выводу, что они достойны звания Праведника.

Методы исследования: теоретические и практические.

- изучение документов школьного архива

- поиск информации в периодической печати;

- поиск информации в сети Интернет

- изучение литературы по данной теме

Практическая значимость исследования: данная работа может быть использована на уроках истории, классных часах, уроках мужества.

Праведники народов мира: кто они?

Евреи, обреченные на полное истребление в гетто и лагерях смерти, искали пути к спасению. Те, кто решался бежать, нуждались в надежном укрытии, в документах. Многое зависело от местного населения. Большинство людей были безучастны к судьбе своих еврейских соседей и занимали позицию сторонних наблюдателей. Мотивы такого отношения были различны: страх перед репрессиями нацистов, антисемитизм и прочее.

На оккупированных территориях Советского Союза не существовало организованной помощи евреям со стороны антифашистского подполья. Не было ни одного официального обращения к подпольным организациям или местному населению с призывами оказывать помощь евреям - советским гражданам, ставшим жертвами тотального уничтожения.

Тем не менее, повсеместно на оккупированных территориях были люди и семьи, по собственной инициативе посвятившие себя спасению евреев. Они прятали у себя и своих близких скрывавшихся от уничтожения, депортации и бежавших из гетто, снабжали их документами, оказывали финансовую, продовольственную и медицинскую помощь.

В честь таких благородных и самоотверженных людей был открыт Национальный мемориал Холокоста и Героизма Яд Вашем в Иерусалиме в 1953 году - для того, чтобы увековечить память не только о евреях, погибших в 1933—1945 годах, но и о борцах против фашизма и праведниках мира.Каждый человек, посещающий Яд Вашем, проходит по Аллее праведников народов мира, которая переходит в Сад праведников. На Стене почета в Аллее праведников высечены имена тех, кто, рискуя своей жизнью, спасал евреев от уничтожения. 1 мая 1962 г. в Аллее и Саду в честь людей или организаций, помогавших евреям, были посажены первые деревья. Если человек, в честь которого собираются посадить дерево еще жив, его приглашают на церемонию лично, если нет - то его родственников или представителей государства, в котором он проживал. Под каждым из деревьев есть табличка с именем каждого из спасителей и названием страны, в которой он совершил свой подвиг.

Закон о Яд Вашем определил, что Праведником мира признается человек, который спасал евреев, рискуя при этом собственной жизнью. Это определение предполагает, что человек рисковал собой с целью спасения других. На 1 января 2009 года Яд ва-Шем признал праведниками мира 22 765 человек, граждан 44 стран. Звание Праведника мира присуждается при соответствии следующим критериям:

  1. Инициатива спасения принадлежит спасителю.

  2. Наличие четкой связи между действиями спасителя и фактом спасения.

  3. Спаситель осознавал и подразумевал именно спасение еврея.

  4. Действия спасителя не были мотивированы получением денежного вознаграждения, и если он брал деньги, то лишь для того, чтобы обеспечить успех спасения, а не с целью обогащения.

  5. Существовала реальная опасность для спасавшего и его близких. В особых случаях принимается во внимание экономическое и общественное благополучие спасителя.

  6. Все выше перечисленное подтверждается свидетельствами выживших или наличием подходящих документов.

Тем самым Государство Израиль, в котором память о миллионах уничтоженных евреев является одной из главных составляющих национального и политического самосознания, объявило, что считает своим долгом почитание тех немногих, кто приходил на помощь евреям в обстановке почти всеобщего равнодушия к злодеяниям нацистов, а нередко и прямого соучастия в них значительной части нееврейского населения оккупированных стран. Звание Праведника народов мира присваивает (с 1963 г.) общественная комиссия, в состав которой входят видные израильские юристы и представители уцелевших. Лицам, удостоенным звания Праведника народов мира, вручается почетный диплом, именная медаль, их имена гравируются на стене почета в здании Яд ва-Шем (до конца 1980-х гг. им также предоставлялось право посадки именного дерева в Аллее праведников; посажено свыше двух тысяч деревьев, но затем посадки прекратились из-за недостатка места). Вручение почетных дипломов и медалей происходит на торжественных церемониях в Яд ва-Шем или чаще в официальных представительствах Государства Израиль в странах, где живут те, кто удостоен почетного звания. В случае, когда спасителя уже нет в живых, награды вручают их наследникам или соратникам. В честь каждого признанного праведником проводится церемония награждения, на которой самому праведнику или его наследникам вручается почетный сертификат и именная медаль, на которой на двух языках — иврите и французском — выгравирована надпись: «В благодарность от еврейского народа. Кто спасает одну жизнь, спасает весь мир». В тесном сотрудничестве с Яд ва-Шем действуют две общественные организации: Фонд имени Анны Франк в Швейцарии, который обеспечивает нуждающихся хасидей умот hа-олам медикаментами, и Еврейский фонд помощи праведникам народов мира в США, из средств которого нуждающимся выплачивается ежемесячная пенсия. Помимо того, нескольким сотням человек, которые активно и бескорыстно участвовали в спасении евреев, не подвергаясь непосредственно смертельному риску, были вручены от имени Государства Израиль почетные грамоты. Звания Праведника народов мира удостаиваются те, кто в условиях нацистского террора приходил на помощь евреям по собственной инициативе, совершая следующие действия: - Предоставление тайного убежища. Такой вид помощи во многих случаях был единственно спасительным, но также наиболее трудным и рискованным, так как даже тогда, когда тайник, где укрывались евреи, не находился непосредственно в доме спасителя (на чердаке, в подвале и т. д.), он брал на себя ответственность за удовлетворение потребностей спасаемых, нередко делясь с ними последним. Спаситель и его семья подолгу (иногда годами) жили под постоянной угрозой разоблачения. - Содействие в сокрытии еврейства с помощью изготовления и предоставления фальшивых документов (удостоверения личности, свидетельства о рождении или крещении и т. д.), придумывание правдоподобной «арийской» биографии, ознакомление с местными обычаями, подыскание безопасного жилья, а иногда и работы и т. д. Такой способ спасения позволял еврею вести якобы нормальный образ жизни, но был возможен лишь для евреев с «арийской» внешностью, хотя и при этом существовала постоянная угроза разоблачения. - Участие в организации побега из гетто или концлагеря с последующим укрытием, а также содействием в переходе через границу в нейтральные страны (Швеция, Швейцария) или на менее опасную территорию, например, контролируемую итальянцами или (до марта 1944 г.) венграми;участие в спасении еврейских детей в тех ситуациях, когда для них становилась неизбежной разлука с родителями (в случаях отправки последних в концлагерь, вынужденного перемещения с места на место, сокрытия еврейства детей и т. д.). Иногда родители, зная или догадываясь об ожидающей их участи, заблаговременно заручались согласием своих знакомых неевреев (друзей, соседей, лиц, работавших в детских и сиротских учреждениях, настоятелей католических монастырей) приютить их детей до окончания войны.В противоположность тем лицам, которые соглашались на это лишь за вознаграждение, но нередко вскоре выдавали детей нацистам, не желая подвергать себя опасности, а иногда и по более низменным мотивам, хасидей умот hа-олам действовали по велению совести и бескорыстно, пренебрегая угрозой предательства и расправы. Спасение евреев в годы тяжелейшей трагедии всегда и в каждом отдельном случае требовало большого мужества, храбрости и подлинной самоотверженности, так как рассматривалось фашистами как вызов всей их идеологии и политике, даже при отсутствии любых других форм сопротивления или неповиновения. Но находилось множество людей, которые, не смотря на огромный риск, спасали соседа, знакомого, а порой, и совсем не знакомых людей... Имена многих из тех, кто совершил такой подвиг, не всегда удается выявить. Безвестными остались многие смельчаки, погибшие от рук нацистов вместе с евреями, которым они пытались помочь. Некоторые люди, спасавшие евреев, не получают звания Праведника народов мира, так как некому засвидетельствовать их подвиг: спасенные ими евреи позднее погибли, попав в руки нацистов, или умерли вскоре после войны. Без признания остаются также те, чья бескорыстная самоотверженность не получает подтверждения со стороны спасенных ими евреев, психика которых, глубоко травмированная ужасами пережитого, блокирует любые воспоминания о них. Часть спасенных евреев, оказавшихся разбросанными после войны по разным странам мира, просто ничего не знает о деятельности Яд ва-Шем по увековечению имен и поэтому, имена спасателей остаются до сих пор неизвестными. Избранные истории Василий и Полина Артемьевы и их дочь Тамара Николаева

Накануне войны 20-летняя Тамара Артемьева (в замужестве Николаева) работала нянечкой в еврейской семье Фельдман в Ленинграде. Она и ее воспитанник, трехлетний Марк, были очень привязаны друг к другу. Когда ребенку еще не было и года, внезапно скончался его отец, Борис Фельдман, и мальчик остался на попечении матери Фриды и бабушки, Ханны Руцко. В начале лета 1941 года Марк с няней и бабушка отправились на отдых в деревню Загромотье, в окрестностях Плюссы, Псковской (в то время Ленинградской) области. В Загромотье проживали родители Тамары, Василий и Полина Артемьевы, и другие родственники.

22 июня, когда Германия напала на Советский Союз, все они находились в деревне. Вскоре Ханна Руцко вернулась в Ленинград, оставив внука на попечение няни, посчитав, что в деревне в военное время будет безопасней. Ни она, ни няня Тамара не предполагали, что немцы продвинутся так быстро вглубь страны.

Все жители Загромотья знали, что Марк еврейский ребенок, поэтому, после вступления немцев в деревню, семья Артемьевых жила в постоянном страхе, что на них могут донести. К счастью, среди их соседей предателей не нашлось. Но, тем не менее, семья пережила много трудностей; зима 1943 - 1944 года была особенно тяжелой для них: умер Василий Артемьев, в результате сердечного приступа. Затем, в отместку за помощь местного населения партизанам, немцы подожгли деревню; несколько домов, среди них и дом Артемьевых, сгорели полностью, и им пришлось жить у родственников до освобождения в феврале 1944 года. Весной того же года спасенный Марк вернулся в Ленинград к маме и бабушке. Его семья была бесконечно благодарна Артемьевым за спасение ребенка. Связь между спасителями и спасенным поддерживается до сих пор.

24 октября 1995 года Яд Вашем удостоил Василия и Полину Артемьевых, а также их дочь Тамару Николаеву почетным званием Праведник народов мира.

Екатерина Колесникова

Екатерина Трофимовна Колесникова родилась в 1907 году в Краснодарском Крае, но почти всю жизнь прожила в Симферополе. Она была замужем за армянином, Сергеем Дановым, и имела сына Владимира, которому в 1941 году было 6 лет. В маленькой квартирке по улице Ишуньской, 11 в Симферополе, с ними также проживала и парализованная мать Сергея, Маргарита Михайловна. Из-за невозможности вывезти ее, семья не смогла эвакуироваться.

1 ноября 1941 года город был оккупирован немецкими войсками, а в декабре того же года евреев Симферополя повели на расстрел. Екатерина Трофимовна случайно оказалась на улице, по которой колонна обреченных шла к месту расстрела. Вдруг она увидела, как какая-то девочка выскочила из колонны на тротуар и пыталась смешаться с толпой. Екатерина схватила ее за руку и потащила за собой, подальше от этого места. Она действовала инстинктивно, и только прибежав домой и спрятав девочку в шкафу, вдруг поняла, чем грозит ее семье этот поступок.

Девочку звали Рина (Катерина) Фельдман, и ей было 11 лет. В колонне, ушедшей на расстрел, были ее родители, Соломон и Мария Фельдман, и другие родственники. Она плакала, понимая, что происходит что-то страшное, непоправимое. Екатерина Трофимовна, как могла, объяснила девочке, что если она хочет жить, ей придется прятаться, пока опасность не минует. Единственным местом в квартире спасительницы, которое могло служить укрытием, был платяной шкаф, и именно в нем Рине предстояло провести следующие два с половиной года. За это время она ни разу не была за пределами квартиры, и находилась на полном иждивении Екатерины и ее мужа. Маленькому Володе велели никому не рассказывать о «девочке в шкафу», и он всю оккупацию хранил эту тайну.

Сергей Данов, а через него и его жена Екатерина, были связаны с местным подпольем. В марте 1944 года им, как и другим немногим уцелевшим после провала подпольщикам, пришлось оставить город и перебраться в Зуйские леса. С ними, естественно, ушла и Рина. После освобождения Симферополя они вернулись в разоренную немцами квартиру, а вскоре Сергей Данов, вместе с другими армянами и татарами, был депортирован.

К тому времени спасенная уже знала, что ее родные погибли. Екатерина Трофимовна официально удочерила девочку, дав ей фамилию мужа, Данова. С этим именем спасенная прожила всю жизнь; закончив школу в Симферополе, уехала учиться в Ленинград, где создала свою семью, вырастила детей. Екатерина Трофимовна Колесникова заменила ей мать, стала любящей бабушкой для ее детей. 10 марта 1993 года она умерла в Симферополе, на 86 году жизни.

28 февраля 1993 года Яд Вашем удостоил Екатерину Колесникову почетным званием Праведник народов мира.

Екатерина Королькова

Екатерина Королькова, родившаяся в 1900 году, проживала в поселке Колмово, в окрестностях Новгорода и работала медсестрой в местной психиатрической больнице. Вместе с ней жила ее мать Наталья и дети, Катя и Василий. После оккупации Новгорода и окрестностей, 19 августа 1941 года, семья Екатерины сильно пострадала: немцы застрелили ее 15-летнего сына, а дочь Катю, 19 лет, угнали на принудительные работы в Германию.

И во время оккупации Екатерина продолжала работать в больнице, которая теперь была превращена в военный госпиталь: в одной его половине проходили лечение раненые немцы, а в другой – советские военнопленные. Однажды Екатерина встретила в больнице восьмилетнюю Фриду Рабинович, дочь своей бывшей соседки и коллеги Мили Рыжик. Фрида была ранена в ногу осколком гранаты, разорвавшейся во дворе, где играли дети. Пока Фрида находилась в госпитале, ее мать, вместе с другими Колмовскими евреями, вывезли в Новгород. Перед отправкой, навещая дочь в больнице, Миля попросила Екатерину присмотреть за ребенком до ее возвращения. Миля Рыжик уже не вернулась домой.

Хотя многие из персонала больницы знали о национальности Фриды, никто не выдал ее. Когда Фрида стала поправляться, Екатерина Королькова забрала девочку к себе домой, где продолжала заботиться о ней с материнской любовью. Время от времени в Колмово проходили обыски, и в такие дни Екатерина прятала свою воспитанницу. Позже ей удалось уговорить одного православного священника покрестить Фриду и выписать ей, задним числом, свидетельство о крещении на имя Любы Корольковой.

В конце 1943 года, когда Красная Армия уже была на подступах к Новгороду, немцы эвакуировали госпиталь со всем медицинским персоналом в Литву. А Екатерина с Фридой и пожилой матерью оказались в Латвии, где дождались освобождения. После окончания войны Фриду нашел родной дядя и забрал ее в Ленинград. Спасенная поддерживала связь со своей спасительницей до ее смерти в 1950 году. В 90-е годы Фрида Рабинович иммигрировала в Израиль.

15 ноября 1999 года Яд Вашем удостоил Екатерину Королькову почетным званием Праведник народов мира

Мать Мария

Елизавета Юрьевна Пиленко родилась в 1891 году в Риге. Ее детство и юность прошли в Анапе, Ялте и Петербурге. Она интересовалась литературой и искусством. Выпустила несколько сборников стихов. Дважды была замужем. В 1919 году вместе со вторым мужем Даниилом Скобцовым и двумя детьми Елизавета Юрьевна покинула Россию и вскоре обосновалась в Париже. В 1932 году в возрасте 40 лет она приняла постриг и стала монахиней Марией. Все свое время мать Мария посвящала социальной и миссионерской работе, в частности, в 1935 году в Париже на улице Лурмель, 77 основала приют для одиноких женщин, при нем была устроена православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь также действовал центр помощи русским эмигрантам. С 1937 года священником при церкви был отец Димитрий (Дмитрий Клепинин), тоже бежавший из Советской России после революции.

После немецкой оккупации мать Мария и священник Димитрий Клепинин не смогли равнодушно наблюдать со стороны, каким преследованиям подвергаются евреи: они открыли перед ними двери центра помощи и приюта. Дом по улице Лурмель, 77 стал одним из штабов движения Сопротивления. Отец Димитрий выписывал евреям удостоверения о их принадлежности к русской православной общине, а монахиня Мария активно искала и находила долгосрочные убежища для преследуемых, временно скрывавшихся под ее крышей. 17 июля 1942-го, на следующий день после массового ареста парижских евреев, она, пользуясь статусом монахини, проникла на стадион Вель д’Ив, где содержались арестованные евреи. Разыскав на стадионе свою знакомую, тоже эмигрантку из России, мать Мария с помощью дворников помогла ее детям, двум мальчикам и девочке, бежать. Вместе с отцом Димитрием они организовали сбор продуктов для русских евреев, содержавшихся в лагере Компьен. Продуктовые посылки передавались в лагерь с декабря 1941 по март 1942 года и спасли многих узников от голодной смерти. Джордж Веллерс - один из заключенных впоследствии засвидетельствовал это. 26 марта 1942 года отец Димитрий выдал на имя супруги Веллерса удостоверение о том, что она, якобы, является членом православной общины при церкви Покрова Пресвятой Богородицы. В своих воспоминаниях Веллерс напишет: «Поэтому я, моя жена и наши дети избежали депортации [до 30июня 1944]».

В результате доноса в феврале 1943-го отец Димитрий, а также сын Елизаветы Юрьевны Юрий Скобцов были арестованы и депортированы сначала в Бухенвальд, а затем в концентрационный лагерь Дора-Миттельбау, где были уничтожены. О гибели матери Марии в газовой камере концлагеря Равенсбрюк 31 марта 1945 года рассказала Женевьев де Голль. 59 лет спустя мать Мария (Скобцова) была канонизирована Константинопольским патриархатом как преподобномученица.

14 января 1985 года Яд Вашем удостоил Елизавету Скобцову (Мать Марию) почетного звания Праведник народов мира.16 июля 1985 года Яд Вашем удостоил отца Димитрия Клепинина почетного звания Праведник народов мира.

Варвара Цвиленева

Накануне войны 26-летняя Варвара Алексеевна Цвиленева работала ассистентом на кафедре общей биологии 1-го Ленинградского медицинского института. В Ленинграде она пережила первый блокадный год и в начале апреля 1942-го вместе с другими сотрудниками института была эвакуирована в Кисловодск. В дороге, длившейся месяц, она познакомилась с семьей Веры Исааковны Львовой, ассистентки той же кафедры. Коллега эвакуировалась со своей мамой Ханной Мордуховной Львовой, мужем Исааком Соломоновичем Скобло, племянницей мужа 13-летней Лялей и двумя малышами Леней и Инной.

В Кисловодске всех сотрудников разместили по квартирам у местного населения и институт продолжил свою работу. Но в августе немецкие войска вошли в город. Вскоре появился приказ о сборе всех евреев «с целью заселения малонаселенных районов Украины», из которого Варвара Цвиленева поняла, что их собираются уничтожить. Она сама предложила супругам Скобло взять детей к себе и таким образом сохранить им жизнь. Вот как она впоследствии описала те дни: «У меня не было никакого плана и ничтожные средства. Денег не было, конечно. Когда в два-три дня безвластия были раскрыты продовольственные склады, мне удалось притащить около пуда муки. Верочке с Исааком удалось добыть два мешка солдатских сухарей. Так началось наше существование. Какое-то количество институтских людей остались в Кисловодске. Более энергичные принялись создавать некую видимость оставшегося мединститута. У нас оказался хороший «щит» - немец Вильгельм Адольфович Шаак, профессор, заведующий кафедрой хирургии, которого немцы сразу же пригласили работать в свой госпиталь. Он согласился быть ректором Кисловодского мединститута, который создали специалисты, эвакуированные из Ленинграда. Благодаря Шааку мы выжили, не попав в первые же эшелоны, отправлявшиеся в Германию. Заработная плата была символическая. Жили впроголодь. Я проклинала себя за полное неумение продавать и покупать. Существование наше было какое-то нереальное. Но дети были очень хорошие. Я их не прятала, а выдавала за детей моего призванного в армию брата. А они, даже маленькая Инка, должны были уметь избегать ответов на вопросы, или отвечать, что надо, и, конечно, не контактировать с незнакомцами. Разумеется, многие знали о них: целый месяц эшелон мединститута ехал в одном составе, затем месяца два-три детей постоянно видели с родителями в городе. Нас никто не выдал. Знало, конечно, и наше начальство. Они пришли в ужас, увидев со мной детей. Но – сжалились и помогли по возможности изолированно жить».

По счастливой случайности Варваре Цвиленевой удалось добыть для детей фальшивые метрики, благодаря которым они благополучно прошли обязательную регистрацию. По воспоминаниям спасительницы, метрики стоили в пересчете на продукты три пуда муки. После освобождения в январе 1943-го Варвара Алексеевна списалась с матерью Ляли. Она была женой репрессированного профессора Военно-медицинской академии, как раз отсидела свой срок и устроилась работать врачом при детской трудколонии под Томском. И несколько месяцев спустя дети отправились к ней.

В 50-х годах спасенные нашли Варвару Алексеевну и поддерживали с ней теплые, почти родственные отношения до самой ее смерти 16 декабря 1998 года. В 1995 году Варвара Алексеевна Цвиленева и Инна Исааковна Скобло посетили Израиль в составе делегации Праведников народов мира, приглашенной на празднование 50-летия государства Израиль.

11 июня 1996 года Яд Вашем удостоил Варвару Цвиленеву почетного звания Праведник народов мира.

Подавляющее большинство тех, кто в годы войны спасал евреев от нацистских палачей ушли из жизни, так и не поведав миру свою историю.

Заключение

В своей работе мы изучили вклад граждан России в спасение еврейского народа в годы Второй мировой войны. Согласно приказу нацистов, людям, которые прятали у себя евреев, грозила смертельная казнь. В условиях голодной жизни в оккупации прокормить лишнего человека было уже сложно решаемой задачей. Однако тысячи людей, рискуя собой и своими близкими, бескорыстно приходили на помощь свои соседям. На них писали доносы, им угрожали расправой, но они не отступали от своих гуманных принципов.

На территории России в годы войны так поступали сотни людей, но ни сами спасители тогда, ни их дети сегодня не знали, что их ищут во всём мире, дабы низко поклониться и сказать вечное спасибо.

В результате своей работы мы пришли к выводу: сотни граждан России внесли весомый вклад в спасение еврейского народа и по праву заслужили звание «Праведник народов мира».

Героические действия Праведников Народов Мира позволили всему человечеству сохранить веру в добро и гуманизм, несмотря на страшные преступления фашистов. Их подвиг помогает нам всем усвоить главный урок, которым мы должны руководствоваться в любой ситуации: человеческая жизнь - это великая ценность. Отсюда и слова, выгравированные на Медали Праведника народов мира: "Всякий, кто спас жизнь хотя бы одному человеку, - все равно, что спас целый мир".

«Праведники народов мира» навсегда вошли в историю не только еврейского народа. Их героический подвиг - достояние всего человечества. Их имена никогда не будут забыты.

Список литературы:

  1. Альтман И.А., Гербер А.И, Полторак Д.И. Книга праведников.-М.: Фонд «Холокост»: МИК, 2005.- с.12

  2. Альтман И.А., Гербер А.И, Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР.-М.: Фонд «Холокост»: МИК, 2001.- с.3

  3. Альтман И.А., Полторак Д.И. Холокост. Учебное пособие. ЗАО «Русское слово-учебник»,2010.- с.34

Интернет ресурсы:

  1. http://www.yadvashem.org/yv/ru/about/index.asp

  2. http://www.holocf.ru/

  3. http://www.aif.ru/society/history/lyudi_s_chistoy_sovestyu_tri_istorii_o_rossiyskih_pravednikah_mira

  4. http://forisrael.narod.ru/history/holocaust/hasidei/hasidei_haumot_haolam.htm

 

18

 

Просмотров работы: 247