ВОЙНЫ НАЧИНАЮТ, КОГДА ХОТЯТ, А КОНЧАЮТ КОГДА МОГУТ…

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ВОЙНЫ НАЧИНАЮТ, КОГДА ХОТЯТ, А КОНЧАЮТ КОГДА МОГУТ…

Усольцева Д.Е. 1
1
Гурова Л.Б. 1
1ул.Красноармейская, 187-2
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Прошла война,

Прошла страда, Но боль взывает к людям.

Давайте, люди никогда

Об этом не забудем.

А. Твардовский

9 мая... День Победы – праздник, ставший всенародным, потому что нет в нашей стране такой семьи, которой не коснулась бы своим черным крылом самая страшная из войн - Великая Отечественная! В этот день под звуки духового оркестра на площадь перед памятником выйдут те, кому мы обязаны своей жизнью, мирным небом над головой. А дальше будут звучать в их честь стихи, песни. Но нет, по-моему, таких слов, какими можно передать свою благодарность старым седым воинам, для которых война стала новой точкой отсчета, по которой привыкли они выверять смысл и цену своих поступков.

Война ─ это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены ─ мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь войну, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Победили в самой тяжелой из всех войн. И живы еще люди, которые в тяжелейших боях защищали Родину. Война в их памяти всплывает самым страшным и горестным воспоминанием. Но она же напоминает им о стойкости, мужестве, дружбе и верности.

Нам повезло, мы живём в относительно мирное время, и за это - низкий поклон всем тем, кто сражался за освобождение нашей страны от фашистских захватчиков: в тылу и на фронте люди не жалели своих сил и жизни, «просто был выбор у каждого: я или Родина». И люди выбирали Родину, чтобы было будущее у детей и внуков, чтоб не исчезла русская земля. Благодаря именно такому истинному патриотизму мы есть.

О страшной народной беде написано много произведений, газетных статей, поставлено фильмов. Но самыми яркими и правдивыми в моей памяти на всю жизнь останутся рассказы очевидцев.

Многие из героев, на плечи которых легли тяжелейшие испытания – это дети, подростки. В своей работе я хочу рассказать об одном из них.

Цель работы: комплектование и систематизация семейного архива посредством воспоминаний Анатолия Сидоровича Артемьева, участника ВОВ.

Задачи исследования: изучить литературу по данной теме, систематизировать семейный архив Анатолия Сидоровича Артемьева.

Объект исследования: семейный архив

Предмет исследования: события семьи Артемьевых, связанных с ВОВ и после военные годы.

Методы исследования: сбор и анализ архивных источников, изучение интернет-источников.

Глава 1. Жизнь до войны

Артемьев Анатолий Сидорович (рис. 1) родился 30 июня 1928 году в селе Новоселки, Высокогородского района Тат.АССР. Отец Анатолия Сидоровича – Артемьев Сидор Иванович (рис. 2) – потомственный кузнец, всю довоенную жизнь проработал в колхозе. Мать, Артемьева Анна Федоровна (рис. 3) – домохозяйка. До войны семья Артемьевых переехала в Казань, отец устроился на завод – кузнецом.

Сам Анаталой Сидорович, начал учебу в одном из школьных заведений Казани, но так и не закончил ее.

Глава 2. Война, затронувшая семью

Война затронувшие многие семьи и судьбы людей, не обошла и семью Артемьевых. Вот как он сам об этом рассказывает: «Летний вечер 22 июня 1941 года я помню так, как будто это было вчера. Я молодой и беспечный, возвращался домой с воскресной прогулки на голубое озеро. А дома меня и моих товарищей ждала страшная новость: началась Великая Отечественная Война.»

Казанские школы закрывались под госпитали. Родители отправили Анатолия Сидоровича в деревню, откуда был родом его отец. Но и там доучиться не удалось. Рабочих рук катастрофически не хватало: в тылу остались женщины да старики, поэтому все население, в том числе и школьники, шли работать.

Так Анатолий Сидорович, тринадцатилетний мальчишка – стал слесарем на заводе.

Как все мальчишки в военные годы он хотел на фронт, защищать Родину, отличиться в боях. Когда он захотел на флот и подал заявление руководству завода, то его не отпустили из-за нехватки рабочих рук на заводе.

Мама, Анна Федоровна, всеми силами старалась удержать младшего сына, так как старший брат, которому было всего 16 лет, ушел на фронт добровольцем и погиб в бою.

Но Анатолий Сидорович не сдавался в попытках попасть на фронт. Он приписав к своему возрасту лишний год и специально для этого вступив в комсомол, подал заявление об отправки его на флот добровольцем, но по его распределению отправили в школу юнг, которая расположилась на берегу Баренцева моря на Соловках. Он рассказывает: «В школу брали далеко не всех, пришлось пройти жестокий отбор.» В итоге он был определен в группу, где готовили мотористов торпедного катера легкого топлива.

Глава 3 История школы юнг на Соловках

ЮНГА (рис. 4) — ученик, подросток на судне, готовящийся стать матросом и обучающийся морскому делу. Слово «юнга» пришло к нам из голландского во времена Петра I. Основав в 1703 г. на острове Котлин, стерегущем морские подходы к Санкт-Петербургу, крепость Кронштадт, царь учредил в ней училище морских юнг 1. Юнги существовали затем на кораблях русского флота вплоть до начала ХХ в.

В мае 1942 г. приказом наркома Военно-Морского флота адмирала Н.Г. Кузнецова при Учебном отряде Северного флота была создана Специальная Школа юнг ВМФ с дислокацией на Соловецких островах (рис. 5). Учебный отряд Северного флота (УО СФ), возникший в 1940 г., теперь состоял из пяти школ: Электромеханической, Школы оружия, Школы связи, Объединенной школы и Школы юнг ВМФ. Последняя действовала по всем нормативам УО СФ, юнги принимали присягу. Сначала это подразделение именовалось «Школа юнг Военно-Морского флота», позже — «Школа юнг Северного флота».

В юнги отбирали 15–16-летних юношей-добровольцев, имеющих 6–7-классное образование. Но, горя желанием воевать, некоторые мальчишки выправляли себе документы, чтобы начать учиться раньше.

Чтобы не вызывать самовольных поездок молодежи на флоты, решено было не производить широкого оповещения о наборе в Школу юнг. Тем не менее, городские и районные комитеты комсомола были атакованы тысячами мальчишек, желающими учиться на юнг. Некоторым преимуществом пользовались дети военных и воспитанники детских домов. Кое-кто из мальчишек уже успел повоевать в партизанских отряда, кто-то был «сыном полка».

Всего в Школе было три выпуска (наборы 1942, 1943 и 1944 гг.), и общее количество подготовленных специалистов флота составило 4111 человек. Обучение продолжалось около года. На юнг с момента зачисления в Школу полностью распространялся «Дисциплинарный устав ВМФ».

По прибытии на Соловки в 1942 г. юнги были отправлены в Савватьево (монастырский скит, находящийся от Кремля в 14 км). Но когда через несколько месяцев выявилась недостаточная обеспеченность Школы в Савватьево в хозяйственном отношении, часть юнг была передислоцирована в Кремль. В результате Школа юнг территориально разделилась на две части.

В Савватьево юнг встретили полуразрушенное здание церкви (рис. 6), каменный корпус и бывшая деревянная гостиница (рис.7), ранее предназначавшаяся для богомольцев. Эти здания отвели под учебные корпуса. Юнг поселили в палатках, и они сразу начали строить землянки. Мальчишкам приходилось копать землю, корчевать пни, ворочать валуны, валить лес и таскать на своих плечах бревна. К ноябрю 1942 г. строительные работы были закончены, и первый набор юнг приступил к учебе. Занятия проходили в бывших монашеских кельях, переделанных в классы, и даже в землянках.

Школа в Савватьево состояла из трех частей. В самом скиту находились жилой дом для преподавателей Школы и их семей, учебные корпуса с 42-мя классами, небольшая баня (еще монастырской постройки), прачечная и клуб. На расстоянии 1–2 км, по берегам озер и склонам сопок, в лесу, расположились жилые землянки вместимостью 52 человека каждая. В полукилометре от Савватьево действовала столовая на 500 мест, камбуз, хлебопекарня и санитарная часть. Расселение юнг производилось в зависимости от получаемой специальности. Школа готовила боцманов, рулевых, радистов, артиллерийских электриков, мотористов и др.

Юнги всех специальностей, помимо теоретической подготовки, проходили практику по военно-морскому делу: учились плаванию и спасению утопающих, оказанию первой помощи, выходили в море на шлюпках под парусом и на веслах. Такие выходы пользовалась у юнг большой популярностью.

На время обучения в Школе на каждого юнгу устанавливалось денежное содержание 8 руб. 50 коп. в месяц, но все эти деньги, также как и сбережения преподавателей Школы, перечислялись в фонд обороны. В 1943 г. юнги, командиры и преподаватели собрали деньги на военный корабль. Ими была послана телеграмма на имя Сталина с просьбой построить катер, что и было сделано: торпедный катер «Юнга» (рис. 7) участвовал в боях на Черном море. Сталин ответил юнгам благодарственной телеграммой, которая сейчас находится в экспозиции Соловецкого музея, посвященной Школе юнг.

В конце учебы юнги сдавали выпускные экзамены и распределялись для дальнейшего прохождения службы на кораблях ВМФ.

Перед отъездом к местам службы мальчишки давали клятву: «Родина! Великая Советская держава! В день отправки на боевые корабли, приносим тебе свою клятву: мы клянемся с достоинством и честью оправдать оказанное нам доверие, умножать боевые традиции советских моряков, хранить и оберегать честь Школы юнг ВМФ. Мы клянемся отдать все силы, отдать жизнь, если надо, за свободу и независимость нашей Родины. Мы клянемся до полного разгрома и уничтожения врага не знать отдыха и покоя, быть в первых рядах мужественных и смелых советских моряков. Если ослабнет воля, если подведу товарищей, если трусость постигнет в бою, то пусть презирают меня в веках, пусть покарает меня суровый закон Родины!»

После обучения юнгам полагался месячный отпуск. По воспоминаниям юнги Л.В. Зыкова, когда им зачитали просьбу командования желающим сразу же отправиться на действующий флот, по команде «Шаг вперед, желающие!» — шагнул весь батальон 3.

Соловецкие юнги воевали на кораблях Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов, а также на Амурской, Беломорской, Волжской, Дунайской, Днепровской, Каспийской и Онежской флотилиях. Среди них было немало настоящих героев. Далеко не все юнги вернулись из морских сражений.

Бывшие Соловецкие юнги предпринимают немало усилий для сохранения исторической памяти. Так, в 1983 г. при московской школе № 349 был основан Музей Соловецкой Школы юнг СФ. Он имеет обширное поле деятельности: поиск имен и семей соловецких юнг, погибших во время войны, сбор исторического материала о Военно-Морском Флоте, занятия со школьниками и проведение экскурсий, пополнение музейных фондов экспонатами и многое другое. В музее проводят экскурсии сами школьники. Необходимо отметить, что многие другие музеи подобного рода (при школах) — танкистов, артиллеристов и другие — распались. А музей Соловецких юнг действует. По словам бывшего юнги Л.П. Пшеничко, «заслуга директора и завуча в том, что они не поддались коммерческим предложениям, не сдали в аренду эти помещения».

В 1988 г. перед зданием школы был установлен памятник — привезенные с Северного флота и установленные на постаменте два огромных якоря системы Холла. В 1995 г. ранее безымянная площадь, находящаяся недалеко от школы, получила название площади Соловецких юнг. А ровно через 10 лет — в мае 2005 г. — на этой площади был открыт памятник Соловецким юнгам (рис. 9) 4. Также памятники погибшим юнгам есть на Соловках (установлен на 30-летие Школы в 1972 г.) и в Архангельске (1993 г.). На 30, 40, 50 и 60-летие Школы юнг (т.е. в 1972, 1982, 1992 и 2002 гг.) на Соловках были организованы памятные встречи юнг. Сейчас действуют Советы ветеранов соловецких юнг в Москве, Санкт-Петербурге, Архангельске, Казани и других — всего сорока семи — городах.

Глава 4. Военная история Соловков

На первый взгляд Соловки это место, предназначенное исключительно для мирного занятия – для молитвы. Но так сложилось, что Соловки всегда были связаны с военной историей России, с ее армией и флотом. Напомним нашим читателям основные моменты боевого прошлого Соловков.

4.1 Соловецкий монастырь в обороне поморья

Вторая половина XVI века оказалась решающей в судьбе монастыря (рис. 10) это было время его бурного развития. Рост могущества соседа вскоре замечают иностранные державы, и, прежде всего, враждебно настроенная Швеция.

В 1571 году, в разгар Ливонской войны, монастырь впервые становится свидетелем появления в море неподалеку от него неприятельской флотилии шведских и голландских кораблей. Незащищенная северная обитель впервые испытывает страх- в Москву срочно отправляется грамота с просьбой о защите. Однако спустя семь лет, в 1578 году, царь сумел оказать посильную помощь и прислать из Москвы небольшую команду, состоявшую из воеводы, десяти стрельцов и четырех пушкарей. Тогда же вокруг монастыря начинают сооружать первую Соловецкую крепость – деревянный острог с башнями, и для ее защиты набираются девяносто пять стрельцов. С конца XVI столетия роль защитника Отечества взял на себя новый, каменный кремль. Невиданные доселе мощные валунные стены и башни (1582-1594 гг.) были возведены по приказу царя, но силами самого монастыря и сразу вошли в ряд крупнейших крепостей Русской земли.

До середины XIX столетия Соловецкая крепость не подвергалась нападению иноземных войск, однако на протяжении столетий ее стены служили гарантией неприкосновенности северных границ, а находившийся на содержании монастыря военный отряд не раз выступал на защиту материковых земель. В сложной обстановке Смутного времени преисполненные уверенности в своих силах монахи так отвечали на грамоту шведского короля: «У нас в Соловецком монастыре и в Сумском остроге и во всей поморской области тот же единомышленный совет: не хотим никого из иноверцев на Московское государство царем великим князем опричь своих природных бояр Московского государства». В это тревожное время в монастыре и его острогах находилось более тысячи воинов. Только в 1637 году, ввиду уменьшения опасности вражеского нападения, многочисленное соловецкое войско было ликвидировано, оборона Поморья перешла полностью в руки игумена.

4.2 Петр I на Соловках

Начало нового этапа в истории Соловецкого монастыря совпало с прибыьтем на острова самого реформатора русской жизни – Петра I (рис. 11). Первый раз, еще юношей, царь вступает на Соловецкую землю в 1694 году. В течение трех дней он осматривает его достопримечательности, усердно молится местным «святым» и, одарив братию богатыми подарками, возвращается в Архангельск.

Значительно более содержательным было второе посещение Петром островов, в 1702 году. На сей раз царь прибыл в сопровождении тринадцати военных кораблей, озабоченный проблемами обороны Поморья и участия в русского-шведских боевых действиях. Недаром, сойдя с корабля, он прежде всего осматривает крепость, и без колокольного звона войдя в монастырь, интересуется не только ризницей, но и Оружейной палатой. После десятидневного стояния у островов царская флотилия двинулась к Нюхче, откуда два облегченных судна по заранее проложенной «великой государевой дороге» проделали путь в сто шестьдесят верст, и районе Повенца были спущены в Онежское озеро. Отсюда через Свирь и Ладыжское озеро они неожиданно вышли к шведской крепости Нотебург (Орешек) и с боем овладели ею.

Это была первая победа русских войск в борьбе за выход в Балтийское море.

Анатолий Сидорович вспоминает: « Занятия наши продолжались восемь часов, перерывом на обед, самостоятельной подготовки у нас не было, все обучение проходило только в учебном корпусе, а после ужинали и возвращались в землянку. Далее заготовка дров, лыжных палок и другое. А перед сном – час личного времени ( с 21:00 до 22:00). Мы писали письма, штопали носки и обмундирование. Отбой был в 23:00 ( в 11 часов).

Кроме плановых занятий приходилось нам заниматься заготовкой дров, уборкой территории, заступали на караул заступали на камбуз- чистили треску, картошку, готовили. Хлеб пекли сами, нами управлял матрос.

Всегда был суп из трески, второе – сечка с треской, третье – компот из хвои, чтобы цинги не было.

Осенью собирали в лесах бруснику, засыпали в бочки. Зимой заливали ее кипятком и пили – это восполняло недостаток витаминов. Собирали птичьи яйца, ловили прятавшихся под берегом озера в гнездах уток, пекли в глине, а потом ели».

Глава 5. Весть о победе и дальнейшая судьба юнги

К счастью, в боях ему не пришлось: здесь на Соловках, в период учебы, пришла долгожданная весть о победе не было. Особого празднования не было: все таки военное учебное заведение, да в заведении не имелось и спиртного, ни других условий. Но каждый из учеников и преподавателей, среди которых были герои Советского союза, и не понаслышке не знавшие о морских сражений, воспринимали весть о победе как огромное личное счастье. Война не обошла стороной ни один дом, везде унесла жизни близких людей.

Уже после окончания войны Анатолия Сидорович семь лет служил на одном из торпедных катеров Северного флота, был старшиной группы мотористов торпедного катера типа «Пакард».

Молодые ребята пережившие голод и лишения военных лет, конечно как могли пытались вспомнить внезапно оборвавшееся детство.

Анатолий Сидорович с улыбкой вспоминает: «Мы с ребятами отправляясь в отпуск, вшили вставки в форменные брюки, сделав из них модные клеши. Но нас поймал дежурный офицер, строго отчитал и заставил распороть злополучные вставки.»

В 1951 году придя со службы поступил работать на завод «Элекон», где и проработал до 2010 года слесарем-механиком. От профсоюза выдвигали на должность директора стадиона «Рубин» (1961-1967 г.). После был директором лодочной станции пять лет. Вернулся на завод в качестве слесаря. В 2011 году вышел на пенсию.

Заключение

Каждый из нас слышал это страшное слово — война. Наверное, трепет перед ним находится у нас на генетическом уровне, ведь совсем недавно наши предки столкнулись с ней лицом к лицу.

Великая Отечественная война стала одним из самых страшных событий за всю историю человечества. Сколько невинных людей погибло ни за что! Сколько юных героев бросало свои тела на амбразуру, чтобы защитить мирных жителей!

Память о погибших, о страшных событиях прошлого живет до сих пор.

Ребенок впервые узнает о той страшной войне от своих родителей. В дальнейшем его знания дополняют учителя. В каждой уважаемой себя школе постоянно проводятся классные часы, посвященные героизму нашего народа.

В каждом городе вы без труда найдете мемориалы, на которых изображены герои того времени, а может и просто сборные образы «неизвестного солдата» или «матери-героини».

Всё это призвано сохранять в людях память о тех страшных временах. Последующие поколения должны чтить тех, кто подарил им жизнь. Ведь если бы наши предки не закрыли своими телами нашу родную землю, нас могло бы и не быть.

Говорят, что война приходит через поколение. С момента окончания Великой Отечественной войны сменилось уже несколько поколений, а над нами продолжает ясно светить солнце, а в воздухе слышны трели птиц, а не грохот взрывов. И я хочу, чтобы так было и в будущем!

Люди воют из-за абсолютно глупых, на мой взгляд, вещей. К чему все деньги, власть, территории, если это стоит миллионов человеческих жизней?

Долг каждого человека хранить и приумножать память о войне, чтобы не допустить подобного впредь.

В будущем каждый из нас станет родителем, и я призываю своих ровесников, донести до своих детей то, что рассказывали в детстве вам. Несмотря на всеобщие усилия, память с течением времени потихоньку гаснет, но того не должно случится.

Но это всё будет еще не скоро, а пока всё, что мы можем сделать — это оказывать посильную помощь ветеранам. Их осталось уже слишком мало. К сожалению, государство не заботиться о них должным образом, но, это в наших силах — улучшить их существование. Люди, которые боролись за нашу с вами свободу, не должны заканчивать свои дни в нищете.

Помните про подвиг наших предков, про страшное прошлое нашей Родины. Помните и передавайте эту память следующим поколениям, чтобы не допустить больше повторения подобного ужаса.

Список использованной литературы

  1. Рабочее слово от 6 мая 2009 года (газета завода «Элекон»)

  2. Газета вестник №1 (33) февраль 2005 года Отв. А.А.Баландина

  3. Альманах «Соловецкое море» №5 2006 г.

Приложение

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Просмотров работы: 240