Актуальность. В наше время, когда происходят современные социально-экономические преобразования в стране и реформирование Российской армии, возрождаются духовно-нравственные ценности, стране требуются патриоты, готовые служить Родине самоотверженно и честно.
Кадетское движение активно развивается и тому есть объективные причины. Во первых, обществу потребовались здоровые, талантливые, образованные, патриотически настроенные личности. Во вторых, в этом увидели возможность в какой-то мере решить острейшие проблемы, захлестнувшие общество, побороть растущую беспризорность, подростковую преступность и наркоманию. В-третьих, многие родители стремятся не только дать своему ребенку качественное образование, но и привить самостоятельность, ответственность, эстетическую культуру, и общие моральные устои.
Цель исследования: узнать историю кадетских классов прошлого и настоящего.
Задачи:
Изучитьисторию возникновения кадетского движения.
Узнать чем кадеты привлекают детей и подростков?
Выяснить отличие кадетских классов от обычных классов.
Проанализировать кадетское движение в 8 школе.
Провести анкетирование учащихся кадетских классов.
Объект исследования: учебно-воспитательная система кадетских классов.
Предмет исследования: учащиеся кадетских классов МАОУ СОШ №8
Гипотеза исследования: учебно-воспитательная система кадетских классов МАОУ СОШ №8 способствует формированию личности современного кадета.
Методы исследования: метод изучения и анализа литературы и документации, метод анкетирования, обобщения, анализа и сравнения.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы можно использовать на классных часах, родительских собраниях, экскурсиях в школьном музее, внеклассных мероприятиях, встречах с интересными людьми.
Научная статья
Глава1. История возникновения кадетского движения
1.1 Зарождение кадетсва.
Слово «кадет» французского происхождения и по своему общему смыслу переводится как «младший», а более точный его смысл, вложенный самими французами, – это «маленький будущий возглавитель».[1] В традиционно русском понимании слово «кадет» трактуется намного шире – это не чин, и не звание, а состояние русской души, воспитанной и взращенной на лучших традициях славной, героической истории нашего Отечества. Когда понятия чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело понимались всегда однозначно.
Знаменитые путешественники, первооткрыватели новых земель, их именами названы острова и моря, великие полководцы, фельдмаршалы и адмиралы, прославившие русское оружие, писатели и поэты, композиторы и художники, выдающиеся учёные, государственные деятели. Сотни великих имён, тысячи биографий, очень разных, но с одним началом, одним истоком – кадет.
Позаимствованная у Франции в начале XVIII века форма обучения и воспитания, принятая в кадетских корпусах, дала России адмирала Павла Нахимова, генерал фельдмаршала Михаила Кутузова и Петра Александровича Румянцева, флотоводцев Беллинсгаузен и Ушакова, героя Великой Отечественной войны Дмитрия Карбышева, композиторов Александра Скрябина и Н.А. Римского-Корсакова, писателей Н.М.Карамзина, Н.С. Лескова, В. Даля, президента Российской академии художеств Алексея Оленина и многих других выдающихся государственных деятелей, ярких представителей науки и культуры.
Без выпускников кадетских корпусов из нашей истории исчезли бы самые яркие страницы. России действительно сегодня нужны люди, готовые служить ей самоотверженно и честно. Так было и 3 века назад, когда молодому русскому царю понадобились единомышленники и соратники для проведения грандиозных реформ.
В 1701 году император Пётр I подписал указ об организации в Москве Школы математических и навигациях наук. Пётр понимал, что новая Россия нуждается в образованных людях.
Во время правления императрицы Анны Иоанновны в 1731 году ею был подписан указ о создании Шляхетского (дворянского) кадетского корпуса.
История кадетских корпусов в России трагически оборвалась в октябре 1917 года. Для новой власти даже само слово кадет было ненавистно, как один из символов свергнутого имперского мира. Кадеты были самыми юными участниками гражданской войны. Они оказались и самыми твёрдыми в своих убеждениях, были готовы принять смерть, но не могли, не хотели отказаться от того чему их учили.
Для победителей кадеты были, классовыми врагами и поэтому кадетскому воспитанию не было места в новой стране. От этого наследия старого мира, от этого уникального двухвекового педагогического опыта, большевики отказались бесповоротно. Кадетские корпуса, как система, как идея должны были бесследно исчезнуть.
Но оказавшись на чужбине, иммигранты сумели создать для своих детей новые кадетские корпуса. В Югославии, во Франции за корпусными стенами дышала русская культура, укоренялись русские обычаи, пульсировала настоящая русская жизнь. Великая сила традиции, помогла нескольким поколениям иммигрантов сохранить в своём сердце Родину.
В годы Великой Отечественной войны похожие учебные заведения были созданы в Советском Союзе. В Указе, подписанном Сталиным, подчёркивается по типу старых кадетских корпусов. Суворовские и Нахимовские военные училища заменили семьи многим тысячам военных сирот. Воспитали блестящих военачальников, выдающихся учёных, инженеров, художников, музыкантов, писателей, космонавтов. Время всё расставляет по местам. В конце ХХ века во многих городах России, создаются кадетские корпуса, кадетские школы, кадетские классы. Открывается новая страница в истории кадетского воспитания и образования.
Чем же кадетство привлекает детей и подростков?
Из 300 лет движения российского кадетства -16 принадлежит кадетам МАОУ СОШ №8. Первый кадетский класс в нашей школе был набран в 2001 году.
Но чем же кадетство привлекает детей и подростков?Конечно не только красивой формой, в которой они находятся ежедневно в школе. Но и своими делами и поступками. Кадетские классы кроме обязательного изучения общеобразовательных дисциплин, имеют блок дополнительного образования, включающий разделы по следующим направлениям: физкультурно-спортивное, художественно-эстетическое, туристско-краеведческое, военно -патриотическое, культурологическое
К отличиям кадетских классов от других классов общеобразовательной школы можно отнести, в первую очередь, атрибуты, свойственные кадетским классам. Это форма, знамя, эмблема, наличие документального кодекса чести, определенный порядок приветствия в начале урока, обращения к учителю, поведения на уроке в целом. К атрибутам можно отнести и клятвенное обещание, которое каждый кадет произносит при поступлении в кадетский класс.
Каждый день в кадетском классе назначается дневальный, который дает команды кадетам в начале и конце урока, сообщает об отсутствующих и причинах их отсутствия. Кадеты изучают этикет, с большим удовольствием посещают хореографию и хоровое пение, занятия строевой подготовки и рукопашного боя. Ребята стремятся стать кадетами, потому что в кадетских классах создана атмосфера дружбы, взаимопонимания и выручки. А обращение к ним «товарищи кадеты» импонирует учащимся, возвышает их в глазах своих сверстников. Они стараются оправдать своё новое положение в школе, в семье и в обществе.
Кроме того, существуют еще и династии, в том числе и военные династии. В нашей семье все мужчины проходили службу в вооружённых силах, либо в правоохранительных структурах. Мои прадеды и их братья во время Великой Отечественной войны сражались с фашистским захватчиком, некоторые из них погибли - красноармеец Прозоров Пётр Александрович в ноябре 1941 года, красноармеец Прозоров Афанасий Александрович в декабре 1942 года пропал без вести, красноармеец Бушмакин Иван Кузьмич пропал без вести в августе 1941 года. Младший лейтенант командир разведывательного взвода Пермяков Николай Иванович погиб в 10.01.1943 года в под Сталинградом. Был награждён орденом Отечественной войны II степени. Вернулись живыми, но комиссованными в связи с ранениями - Прозоров Михаил Никифорович, Кузнецов Филипп Иванович, который в последствии служил в милиции, затем в вооружённой охране Ижевского механического завода. Многие родственники отца и матери после службы в вооружённых силах продолжали служить в правоохранительных структурах или в армии - прапорщик Прозоров Григорий Михайлович, во внутренних войсках МВД, сержанты: Волков Аркадий Иванович, Вильмон Анатолий Викторович, Бортников Владимир Викторович в подразделениях милиции. Мой папа в 1995 году проходил службу на Северном Кавказе, выполнял там боевые задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения во время вооружённого конфликта. Мои родители отец - врач, мама - фельдшер, с их медицинскими специальностями, как в мирное, так и в военное время могут быть направлены в зону чрезвычайного положения, они оба военнообязанные. Мама в звании рядового, папа офицер в звании - лейтенанта. У меня не было другого никакого желания, как пойти только в кадетский класс.
1.2 Воспитательная работа в кадетских классах МАОУ СОШ №8
Прием в кадетский класс осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) учащихся. В кадетские классы в нашей школе принимаются мальчики и девочки с первого класса. Цель деятельности кадетских классов в нашей школе: воспитание гражданина-патриота Родины, владеющего
а) интеллектуальной, нравственной, правовой и политической культурой России и мира,
б) культурой межнациональных отношений,
- способного и готового к самоорганизации и самовоспитанию,
-умеющего адаптироваться в любой жизненной ситуации,
Наши кадеты в течение учебного года учувствуют большом количестве военно патриотических мероприятий. (приложение 2)
Одной из особенностей организации учебного процесса является взаимодействие взрослых и детей. Взаимодействие педагогов (учителя-предметники, полковник-наставник, классный руководители, социальный педагог, психолог) и кадетов происходит гораздо чаще и в более разнообразных формах (военно-патриотические мероприятия, мероприятия города и округа), чем в обычных классах, так как кадеты проводят в школе и послеурочное время, в рамках которого осуществляют самоподготовку (выполняют домашние задания, готовятся к воспитательным мероприятиям, заняты разнообразной внеурочной деятельностью). Такая организации учебного процесса, во-первых, способствует повышению успеваемости, развитию творческих способностей, расширению кругозора, профессиональной ориентации учащихся и, во-вторых, позволяет эффективнее отслеживать нарушения в поведении, успеваемость, помогать в трудных жизненных ситуациях учащихся.
Достижению цели способствует и ношение кадетами формы, выполнение ритуалов, свойственных военным структурам, строевая подготовка, еженедельное построение, приветствие учителя.
В процессе воспитания кадетов применяются специфические формы поощрения (благодарность личная; благодарность перед строем (классом); похвальный отзыв в письме к родителям; награждение похвальной грамотой.
Анализ воспитательной работы в кадетских и обычных классах показал, что:
кадеты активнее участвуют в городских, мероприятиях военно-спортивной и военно-исторической направленности: спортивных соревнованиях, военизированных играх, смотрах и торжественных праздничных мероприятиях .
для кадетских классов характерен более насыщенный график учебно-воспитательных мероприятий, включающий классные часы на различную военно-патриотическую тематику.
Наблюдения показывают, что в кадетских классах наши кадеты усваивают определенные нормы поведения, свойственные воинской дисциплине, становятся более дисциплинированными, исполнительными и ответственными. Этих детей отличает умение мыслить четко, логично, конкретно, а также умение быстро реагировать на ту или иную ситуацию.
Итак, в отличие от обычных классов общеобразовательных школ, кадетские классы обладают следующими особенностями образовательного процесса: доминирование в организации воспитательного процесса военно-патриотического воспитания;введение кадетской формы для учащихся; свыделение специального времени на самоподготовку в школе во внеурочное время и в связи с этим удлиненный учебный день; усиленное внимание к военно-спортивной подготовке.
1.3 Хорошо ли быть кадетом
Ещё в указе императрицыАнны Иоанновныо создании первого в России кадетского корпуса было записано: «...кроме воинского, в государстве не меньше нужно политическое и гражданское обучение, того ради надо иметь у кадетов учителей чужестранных языков, истории, географии, юриспруденции, танцевания, музыки и прочих полезных наук...»
Главным преимуществом кадетского образования является воспитание настоящего мужчины в духе патриотизма, что позволяет защитить ребят от «уличного» воспитания.
К положительным сторонам относится режим дня в кадетских классах, двухразовое питание, дополнительное образование и спортивно-массовые мероприятия.
Мы выяснили, что в кадетских классах существуют следующее преимущество: реализация дополнительных образовательных программ, имеющих целью военную подготовку, ношение особой формы одежды (повседневной, парадной, полевой); материальная база кадетских образовательных учреждений: наличие специализированных учебных кабинетов (основ безопасности жизнедеятельности, предпрофессиональной военной подготовки), школьного тира, школьного музея; воспитательная работа с кадетами командиров - воспитателей.
Однако изучая данный вопрос, выявились и недостатки: достаточно распространенной является ситуация, когда родители отдают детей в кадетский класс, так как не могут справиться с их воспитанием самостоятельно. Причины тому могут быть разные: трудновоспитуемость ребенка, плохое материальное положение семьи, сложная жизненная ситуация и др. В таких классах есть дети из неполных семей, опекаемых, многодетных семей. Поэтому в кадетских классах особенно актуальна помощь социального педагога и психолога.
Одной из проблем является обустройство территории школы для тренировочных занятий кадет на улице. Для обучения учащихся способам преодоления разнообразных препятствий, метанию гранат, развитие у них выносливости, быстроты, силы, ловкости, а также воспитание смелости, решительности, находчивости, уверенности в своих силах нужна полоса препятствий во дворе школы.
Глава 2. Практическая часть
2.1 Количество учащихся кадетских классов в России и на Ямале
Изучив, большое количество литературных источников по теме, мы выяснили: что в 1997 году Президент России подписал указ о создании в стране кадетских классов и школ с целью формирования в подростках качеств, достойных настоящего мужчины, подготовить несовершеннолетних граждан к профессиональному служению Отечеству на гражданском или военном поприще.
В 2015/2016 учебном году в 71 субъекте Российской Федерации осуществляют образовательную деятельность 157 общеобразовательных организаций со специальными наименованиями, в которых обучается 49 212 человек: 25 казачьих кадетских корпусов; 101 кадетская школа; 31 кадетский (морской кадетский) корпус. [5]
Казачьи кадетские корпуса. Из 25 казачьих кадетских корпусов – 2 корпуса являются федеральными, 21 кадетских корпусов создан субъектами Российской Федерации и 2 муниципальными образованиями. В казачьих кадетских корпусах обучается 5 187 человек.
Кадетские школы. Из 101 кадетской школы – 1 школа является федеральной (Ростовская область), 59 школ созданы субъектами Российской Федерации и 41 муниципальными образованиями. В кадетских школах обучается 35 913 человек.
Кадетские (морские кадетские) корпуса. Из 31 кадетского (морского кадетского) корпуса – 2 являются федеральными (Омская область, Самарская область), 28 созданы субъектами Российской Федерации и 1 муниципальным образованием. В кадетских (морских кадетских) корпусах обучается 8 112 человек.
Кадетские (казачьи) классы в общеобразовательных организациях. В общеобразовательных организациях России создано 7 343 кадетских и казачьих классов (в них обучается 161 137 человек).
На Ямале образованы 132 специализированных кадетских класса, в которых обучаются 2 114 человек. В единственной на Ямале средней общеобразовательной кадетской школе N 13 г. Нового Уренгоя в 31 классе обучаются 664 человека по 4 профилям: ОМВД, МЧС, казачий и оборонно-спортивный. Кадетские классы имеются в г.Лабытнанги, г.Салехарде, Новом Уренгое (5), Пуровском районе (6), в Надыме.
2.2 Анкетирование учащихся кадетских классов
Для решения поставленных в работе задач, было проведено анкетирование в 12 кадетских классах нашей школы. Всего опрошено 312 кадет.
На первый вопрос «Что для вас означает слово кадет?», учащееся кадетских классов ответили: «Гражданин, патриот и защитник Отечества». «Умный, образованный, дисциплинированный ученик». «Кадет это человек в военной форме».
На второй вопрос: «Что в вашем понимание означает слово Родина», были следующие ответы: «Родина – это дом, страна, Россия»
На третий вопрос: «Чем обличаются учащиеся кадетских классов от учеников общеобразовательных классов?» Ребята ответили: «У кадетов в расписании есть дополнительные предметы: хор, ритмика, строевая, рукопашный бой». «Кадет отличается формой». «Кадеты утром ходят на построение». «Кадеты отличаются умением ходить строевым шагом». «Кадет отличается дисциплиной». «Кадеты отличаются физической подготовкой». Четвёртый вопрос «Почему вы выбрали кадетский класс?». «Так как здесь хорошая подготовка к армии» «Потому что мне интересно, кто такие кадеты?». «Выбрала так как у кадет очень красивая форма». «Я и мама хотели, чтобы я был более дисциплинированным» «Выбирали мои родители» . «Я сам захотел». «Хотел научиться быть самостоятельным дисциплинированным». «Хочу быть военным». «Не знаю»
Пятый вопрос: «Имеются ли в твоей семье военные династии» Да- 43 уч. Нет -269 уч-ся
Вывод: ребята выбирают кадетские классы не только для получения общего образования, но и
так как здесь они получают физическое и нравственное развитие, адаптируются к жизни в обществе. Получают основы к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Заключение
Развитие Кадетского образования и Кадетского движения – одна из тех стратегических задач, от решения которых зависит будущее нашей страны.
Цель и задачи исследования мною выполнены. Мне удалось изучить историю возникновения кадетского движения. Узнать чем кадеты привлекают детей и подростков?
Выяснить отличие кадетских классов от обычных классов. Проанализировать кадетское движение в моей школе. Провести анкетирование учащихся кадетских классов в мАОУ СОШ №8.
В ходе исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза: воспитательная система МАОУ СОШ №8 способствует формированию личности современного кадета.
Данная работа имеет практическую значимость. Её материалы можно использовать на классных часах, родительских собраниях, экскурсиях в школьном музее, внеклассных мероприятиях, встречах с интересными людьми.
Российским кадетам ХХI века только предстоит вписать свои имена в историю Отечества. У нас всё ещё впереди!
Список литературы:
1. Вырщиков А., Кусмарцев М. Патриотизм на службе России // Воспитание школьников. 2006 г. № 3.
2. Гейнгардт Н.С. Программа патриотического воспитания //Научно- методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. 2006 г. № 3.
3. Друкарев А.А. О патриотическом воспитании в кадетских корпусах. М.: 2006 г.
4. Кадол В. Воспитание чести и достоинства // Воспитание школьников. 1998 г. № 2.
5. Найденова И. А. Формирование коммуникативной компетентности кадет подросткового возраста в процессе внеучебной деятельности / И. А. Найденова, Ю. В. Нагорнова // Инновационные педагогические технологии: материалы междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). - Казань, 2014. - С. 35-38.
6. Панкеев И. Энциклопедия этикета. М., 2007
7. Программа развития МАОУ СОШ№8 на 2016-2019 годы
1. Основы Концепции и Государственного стандарта кадетского образования в России [Электронный ресурс] // Сайт московского содружества суворовцев, нахимовцев и кадет. – Режим доступа: http://kadet.ru/doc/PISMO_RKB.html/ –
Дата обращения 12.12.2016
2. Владимиров, А.И. Место, роль и значение кадетского, суворовского, нахимовского образования. Исторический аспект и современность. Текст выступления на Всемирном Русском Народном Соборе [Электронный ресурс] //А.И.Владимиров //
Лалаев, М.С. Кадетские корпуса России //Исторический очерк вузов, подведомственных Главному их Управлению. –М., 1980. – С. 31_33.
Вестник ОГУ №11 (130)/ноябрь`2011
Приложение 1.
Анкета
Скажите, что для вас означает слово «кадет»?
А что такое в вашем понимании - Родина?
По-твоему мнению, чем отличается учащийся кадетской школы от ученика общеобразовательной школы?
Почему вы выбрали кадетский класс?
Имеются ли в твоей семье военные династии?
Приложение 2.
Перечень военно-патриотических мероприятий в МАОУ СОШ №8
Посвящение в кадеты и присвоение кадетских званий;
Смотр-конкурс песни и строя;
Конкурс «Лучший кадет школы»;
Конкурсы, викторины посвященные Дню защитника Отечества, Дню Победы в Великой Отечественной войне;
Уроки мужества, посвященных памятным датам России, с участием ветеранов Великой Отечественной войны и участников боевых действий;
Соревнования по военно-прикладным видам спорта среди обучающихся 1-11 классов;
Смотр-конкурс на лучший класс по физической подготовке;
Организация экскурсий в школьный музей;
Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню защитника Отечества, Дню Победы в Великой Отечественной войне, Дню вывода войск из Афганистана, дню Памяти;
Кадетский праздник «Честь имею!»;
Военно-спортивная игра «По кадетской тропе» (для учеников 1-4 классов)
Военно-спортивная игра «Суворовская суббота»;
Лыжные марш-броски, посвященные памятным датам русской истории;
Фестиваль гражданско-патриотической песни «Песни сердца»
Принимают участие во всероссийских, окружных городских мероприятиях по патриотическому воспитанию молодежи.
Городская спартакиада по военно-прикладным видам спорта «Во славу Отечества»;
Городское соревнование «Школа безопасности»;
Городское соревнование «Школа выживания»;
Городская военизированная эстафета;
Открытое первенство Ямало-Ненецкого автономного округа по военно-прикладным видам спорта «Патриот»;
Военно-полевые сборы «Горные стрелки»;
Военно-полевые сборы в спортивно-оздоровительном лагере «Патриот Ямала»
г. Курган;
Всероссийская Вахта памяти;
Приложение 3
История развития кадетского движения
Приложение 3
Фото-отчёт мероприятий кадетских классов в МАОУ СОШ №8