НАЧАЛЬНЫЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В БЕЛАРУСИ: ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ.

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НАЧАЛЬНЫЕ ВОЕННО-УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ В БЕЛАРУСИ: ОТ ЗАРОЖДЕНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ. РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ КАДЕТСКИХ УЧИЛИЩ В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ.

Синкевич В.Ю. 1
1ГУО "Гродненское областное кадетское училище", г. Гродно, Беларусь
Ходор Л.М. 1
1ГУО Гродненское областное кадетское училище
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Кадетские училища (корпуса) всегда были очень престижны, они открывались с целью облегчить как военнослужащим, так и гражданским лицам воспитание и образование детей и были начальной ступенью подготовки белорусских офицеров и гражданских лиц.

Сегодня, Республика Беларусь нуждается в образованных, честных и мужественных людях, последовательных в своих поступках, самостоятельно мыслящих, принципиальных борцах, одержимых своими идеями.

Немаловажная роль в военно-патриотическом воспитании современной молодежи, в данное время, отведена кадетским училищам, что подтверждает актуальность выбранной мною темы.

Цель исследования. Поступив в Гродненское областное кадетское училище, я заинтересовался кадетским движением и поставил перед собой цель - на основе проведённого исследования тематических источников литературы, обобщить этапы зарождения, становления и развития кадетства на белорусских землях, определить факторы, влияющие на поступление современной молодежи в начальные военные заведения, а так же выяснить, на сколько современные подростки ориентированы на ценности патриотизма.

Материалы и методы исследования. При подготовке работы был проведен анализ литературных источников, а так же добровольное анкетирование учащихся по вопросам военно-патриотического воспитания. Для обобщения полученных данных использовалась программа Statistika 6. Анкетирование проводилось среди учащихся 8 - 11-х классов Гродненского областного кадетского училища и Средней школы № 22 города Гродно (180 человек).

Сегодня нет нужды доказывать, что успехи в социально-экономической сфере бытия зависят не только от материально-финансового состояния семьи и государства в целом, но и от выверенной идеологической государственной политики, основанной на ценностях патриотизма, любви к большой и малой Родине.

Основная часть

1. Кадетские корпуса на территории Беларуси в период Речи Посполитой

Анализ литературных источников показал, что первые военно-учебные заведения на территории современной Беларуси были созданы еще со времен Речи Посполитой. Предпосылками к этому послужили тяжелое социально-экономическое и кризисное политическое положение государства. Кроме того, численность регулярной армии Великого княжества Литовского, которое входило в состав Речи Посполитой, была крайне мала (в1717 г. – 6100 человек, в 1745 г. – 4000) и практически не существовало целенаправленной системы подготовки военных.

Для подготовки квалифицированных кадров во второй половине XVIII века было решено создать Военную школу Великого княжества Литовского, которая начала действовать с момента открытия Несвижского кадетского корпуса. Сегодня историк-исследователь Д. Кривошеев говорит о том, что первый на землях ВКЛ и всей Речи Посполитой кадетский корпус в Несвиже возник как минимум в 1740-м году. Все остальные ученые, работающие в этой научной области (и белорусские, и литовские, и польские) склонны считать датой основания корпуса все же 1745/1747 год.

Создатель кадетского корпуса в Несвиже, Михаил Казимир Радзивилл по прозвищу Рыбонька, был одним из богатейших людей своего времени. Он не понаслышке был связан с военным делом не только на родине, но и за ее пределами, был в курсе новейших европейских тенденций в военного образования, бывал в Германии и других странах.

Ученики должны были четко придерживаться всех прописанных в уставе правил: быть надлежаще одетыми, держаться достойно и прилично, т.е. не смеяться и не нарушать дисциплину, четко выполнять все приказы, следить за снаряжением лошади и так далее. В школу с лекциями приглашались офицеры милиции М. К. Радзивилла, лучшие кадеты с разрешения директора поощрялись, а наказания за невыполнение требований обычно сводились к денежному штрафу, или, в крайних случаях, к аресту.

О преподавательском составе первого Несвижского кадетского корпуса сведений сохранилось немного, как и информации о первых кадетах. Известно, что среди первых учащихся кадетского корпуса были дети М. К. Радзивилла князья Януш и Кароль. В школу отдавали своих детей прежде всего сторонники Радзивиллов со всей Речи Посполитой, офицеры радзивилловской милиции, придворная знать.

Что касается концепции организации первого Несвижского кадетского корпуса, то здесь некоторые факты заставляют нас больше склоняться к мысли, что он имел кавалерийский уклон и был предназначен для подготовки военных кадров для собственного войска гетмана. Его организация именно в 1747 г., по мнению историков, имела ряд причин, основной из которых все же было желание М. К. Радзивилла дать своим сыновьям, Янушу и Каролю (1734 года рождения), основательное военное образование на родине. Корпус в первоначальном виде просуществовал не долго, после чего М. К. Радзивил начал его реформирование.

Количество набора в кадетские корпуса напрямую зависела от размера армии, которую это учебное заведение должно было обеспечивать офицерскими кадрами. Незначительное количество кадетов Несвижского корпуса, что в конце 40 — начале 50-х г. XVIII в. не превышало 12-14 человек, объясняется небольшим количеством милиции М. К. Радзивилла.

В данном учебном заведении значительное место отводилось изучению иностранных и классических языков: немецкого, французского, польского, русского и латыни. Кроме того, ученики два раза в неделю имели занятия в манеже, а также тренировки по фехтованию, проводились занятия по танцам, географии, рисованию, истории, чтению Библии и риторике, а в теплое время года еще и муштра на плацу.

Сыновья основателя корпуса находились в нем на особо привилегированном положении, им разрешалось гораздо больше, чем всем остальным учащимся.

По своему составу, как мною говорилось выше, данное военно - учебное заведение было малочисленным и постепенно к середине 1750-х гг. пришло в упадок. Одной из главных причин этого, по всей видимости, стало и исполнение корпусом своей первоначальной цели — получение князьями Янушем и Каролем Радзивиллами военного образования, после чего Рыбонька утратил к нему всякий интерес.

Восстановить деятельность корпуса взялся в 1767 году сын великого гетмана, князь Кароль Станислав Радзивилл.

Новая модель школы переставала быть чисто кавалерийской, и имела скорее инженерный и артиллерийский уклоны. В таком виде Несвижский кадетский корпус с перерывами просуществовал до второй половины 80-х г. XVIII в. и дал ВКЛ и всей Речи Посполитой целую плеяду выдающихся офицеров-военнослужащих, архитекторов и военных преподавателей.

Первым и последним директором этой академии в Несвиже стал уроженец Саксонии оберст – лейтенант Франциск Ксаверий Фроелих, направленный на эту должность в октябре 1767 года самим Каролем Радзивиллом. По сохранившимся сведениям, это был хороший офицер, который добросовестно выполнял свои обязанности директора и организатора военной школы.

Однако недостаточное финансирование учебного заведения по причине тяжелого социально-экономического положения государства привело к тому, что в октябре 1770 (1772?) года, оставшись без средств к существованию, кадеты разбежались, а сам директор, Франциск Фроелих, переехал в Гродно, где возглавил военный корпус (школу) Антония Тызенгауза.

Впервые упоминание о кадетском корпусе в Гродно встречается весной 1773 года, когда вице-администратор гродненской экономии Андрей Дзержинский организует поиск «детюков для кадетов» – кандидатов в ученики.

Учеба в кадетском корпусе не ограничивалась сугубо военными занятиями. Согласно регламенту за 1775 год, в кадетской школе преподавали рисунок, географию, геометрию, алгебру, немецкий язык и формирование характера – то есть каллиграфию (как у самураев).

Из военных предметов были уроки фехтования шпагой, палашом и мушкетом под руководством некоего Лоро и муштра (порядок построения колонн, заряжания мушкетов, стрельбы, построения в каре, штыкового боя) – вел поручик Бреннер. Из-за юного возраста учеников единой общей программы занятий не существовало. Но не исключено, что с 12–15-летнего возраста из юношей в гродненской кадетской школе собирались готовить разносторонних офицеров регулярных войск. Поэтому уже в следующем, 1776 году, кроме перечисленных дисциплин, включили французский язык, «посещение фабрик, практические работы с моделями, геометрический рисунок и иные вытекающие из военных обязанностей занятия».

Бессменный директор кадетского корпуса инженер-майор Франциск Фроелих (Frantz Frоlich) одновременно выполнял обязанности коменданта «гродненского экономического гарнизона». Общее число учеников Гродненского кадетского корпуса колебалось от двадцати до тридцати человек, набирали их из числа детей шляхты Гродненского повета – из деревень Лососна, Великие Эйсмонты, Соломянка. Вероятнее всего, при обучении практиковался «ланкастерский» метод, когда старшие ученики преподавали в младших классах. Отдельную группу составляли «кадеты-стрелки», которыми, как предположил гродненский историк Станислав Косцялковский, могли быть дети осочников, бояр и стрелков, то есть свободных крестьян в лесной и прочей службе короля и великого князя, которых закрепощал А. Тизенгауз в результате реформ.

Гродненский кадетский корпус первоначально располагался в деревянном дворце князей Сангушек. Затем, во время постепенного ухода от власти короля Станислава Августа, немногих оставшихся кадетов перевели в каменицу князей Сангушек. Перед восстанием Тадеуша Костюшко условия содержания кадетов были настолько жуткими, что в 1792 году их перевели в Полоцк.

Таблица 1. Кадетские корпуса на территории Беларуси в период Речи Посполитой

Наименование

Годы деятельности

Количество учеников (выпускников)

Специализация

(направленность)

Несвижский кадетский корпус

1745/1747 – 1754/1755? гг.

12-13 человек

Подготовка офицеров для радзивилловской милиции, воспитание и обучение сыновей М. К. Радзивилла Януша и Кароля.

Несвижский кадетский корпус (или корпус инженерии и артиллерии)

1767 – 1772? гг.

20 – 30 человек

Подготовка отобранных детей, уже обученных в школах, для изучения искусства артиллерии и инжинерии

Гродненский кадетский корпус (Гродненская военная школа)

1774–1776 гг.

от 17 до 23 человек

Подготовка разносторонних офицеров регулярных войск.

2. Кадетские корпуса на территории Беларуси после первого раздела Речи Посполитой до начала ХХ вв.

После первого раздела Речи Посполитой, российской армии требовались хорошо подготовленные офицеры, способные вести солдат в бой против отлично вооруженного, обученного и закаленного в сражениях противника. Поэтому, во времена правления Екатерины II (1762-1796 гг.) активно создавались кадетские корпуса и набирались туда учащиеся. В 1778 году в Шклове генерал-лейтенант Зорич Семен Гаврилович, получивший генеральское звание от Екатерины II за смелость и мужество в боях с турками, создал и содержал за свой счет кадетское училище для детей белорусских дворян.

Подполковник Фливерк, назначенный директором Шкловского кадетского корпуса уже указом Павла I от17 февраля 1800 года, получил, письмо в котором приказывалось по всем вопросам, относящимся к корпусу, а также связанным с производством кадетов в офицерские и гражданские чины, обращаться прямо к императору. 1 мая 1800 г. директор получил именное императорское повеление о немедленном переводе воспитанников Шкловского кадетского корпуса в Гродно.

Таким образом, 20 мая 1800 года 211 воспитанников с обозом в 106 подвод навсегда покинули Шклов. Через три недели путешественники достигли Гродно.

После переезда корпуса в Гродно в его деятельности произошли значительные изменения. Судьбу учебного заведения решали уже на государственном уровне. Однако это не улучшило положения воспитанников. Отделение постоянно испытывало нехватку денег, что заставляло руководство корпуса ограничивать потребности кадет. Не хватало продуктов питания, отсутствовало новое обмундирование. Корпус был размещен в так называемом Новом замке, а лазарет – в особом здании «на Городище».

Гродненский кадетский корпус был создан по примеру столичных заведений закрытого типа. Тем не менее, он имел значительные особенности. Во–первых, корпус существовал исключительно на деньги частного лица. Во–вторых, процесс обучения в Гродненском кадетском корпусе был значительно короче, чем в аналогичных столичных заведениях. В–третьих, в Гродно была создана лучшая в Российской империи материальная база для учебного заведения такого типа, подобран хороший кадровый состав преподавателей. Подготовка не носила ярко выраженного идеологического характера и была скорее общеобразовательной, чем военной. Особенностью учебного и воспитательного процессов в кадетском корпусе был либерализм: отсутствие жесткой цензуры при комплектовании библиотеки, доброжелательное отношение к воспитанникам даже при нарушении ими правил внутреннего распорядка. Все это содействовало хорошей подготовке учащихся, повышала авторитет Гродненского кадетского корпуса среди местного дворянства, а также в армейской среде. В Гродно состоялось несколько выпусков, но сведения про будущих офицеров почти не сохранились. Остались только списки выпускников 1800 г. – 60 человек и 1806 г. – 74 человека.

Согласно «Положению о губернских кадетских корпусах», утвержденному 1 февраля 1830 года для дворянства Витебской, Могилевской, смоленской, Гродненской, Минской и Виленской губерний, а так же Белостокской области предполагалось учредить кадетский корпус в Полоцке для подготовки детей к воинской службе. Основан Полоцкий кадетский корпус был лишь в 1835 году. Девизом воспитанников Полоцкого кадетского корпуса стали слова: "Жизнь Родине - честь никому!" Для размещения кадет было приспособлено здание Иезуитской академии и монастыря, построенных в XVIII веке. Первый набор в корпус состоял из 54 подростков в возрасте с двенадцати до четырнадцати лет. Первым директором был участник штурма Полоцка в 1812 году генерал-майор Павел Хвощинский, который отличался, между прочим, таким паталогическим антисемитизмом, что собирался перегородить прилегающие к корпусу улицы решетками, чтобы полоцкие евреи даже не приближались к кадетам. Программа занятий кроме военной подготовки включала русский, французский и немецкий языки, закон Божий, арифметику, алгебру, географию, историю, чистописание, рисование, а также гимнастику, фехтование, танцы и пение.

О целях создания Полоцкого кадетского корпуса очень четко сказал его выпускник действительный статский советник Николай Петров (чин соответствовал генерал-майору) в 1885 году на торжествах по поводу 50-летия учебного заведения: «Прошу всех иметь в виду, что Полоцкий кадетский корпус утвержден для проведения в Западном крае идеи русского просвещения, русского патриотизма и русского дела». В 1838 году корпус был полностью сформирован в со- ставе 4-х рот: гренадерской, 1-й и 2-й мушкетерских и неранжированной (подготовительная рота, которую составляли малолетние). 19 февраля 1838 года корпусу пожаловано знамя. В мае 1839 года произведен 1-й выпуск 16-ти кадет в Дворянский полк. С 1855 года Полоцкий кадетский корпус отнесен к корпусу первого разряда, что предполагало откры- тие специальных классов. Срок обучения в корпусе увеличивался с 4 до 8 лет. В 1865 году Полоцкий кадетский корпус был преобразован в военную гимназию, просуществовавшую до 1882го. Выпускники подобных гимназий продолжали учебу в военных училищах. Наряду с общеобразовательными дисциплинами в перечень обязательных занятий входили строевая подготовка, плавание, танцы, пение, музыка и различные ремесла, «полезные в смысле педагогическом». В последнем, седьмом, классе гимназистам выдавали ружья. По материалам ревизии, в первый учебный год гимназия насчитывала 351 воспитанника в возрасте с девяти до восемнадцати лет. 22 июля 1882 года появился указ императора о возращении к системе кадетских корпусов. Николая I питал особые чувства к полоцким кадетам и в 1903 году определил для учебы в корпус своего сына Олега.

В 1914 году началась мировая война, и кадеты по- ротно были эвакуированы из Полоцка, оказавшись в разных городах России: 1-я рота была отправлена во Владикавказский корпус; 2-я рота в Одесский; а 3-я рота сначала была назначена в 3-й Московский, но вскоре, по неизвестной пока причине, была переведена в Сумской кадетский корпус. Канцелярия же со служащими, архивом и директором корпуса, генерал- майором Чигирем, перекочевала в Симбирск.

Что касается основания Александровского Брестского кадетского корпуса, то первоначально Брест-Литовск не входил в перечень городов, где планировалось открытие кадетских корпусов. Однако дворянство западных белорусских губерний настойчиво ходатайствовало об учреждении «своего» кадетского корпуса, не смотря на то, что они сделали пожертвования в пользу Полоцкого кадетского корпуса. Основная причина тому – избавить своих детей от службы в армии простыми рядовыми, тогда как по окончании кадетского корпуса они получали офицерские звания. 20 августа (по старому стилю) 1842 года в только что возведенной Брест-Литовской крепости был торжественно открыт кадетский корпус, за которым в литературе закрепилось наименование Брестского. Он, как и остальные на территории Российской империи, представлял собой среднее военно-учебное заведение закрытого типа для подготовки дворянских детей к военной службе. День официального открытия корпуса совпал с днем бракосочетания цесаревича Александра Николаевича и в честь этого события корпус получил наименование — «Александровский». В корпус принимались в основном дети военнослужащих в возрасте от 10 до 18 лет, выдержавшие приемные экзамены в соответствующие возрасту классы. В Брестском кадетском корпусе одновременно обучалось до 400 кадетов. Изучали они общеобразовательные предметы по курсу гимназии (языки, естественные и общественные науки), а так же овладевали навыками строевой подготовки, верховой езды, стрельбы, фехтования, гимнастики. Плавания, музыки и танцев, светской манере поведения.

В связи с началом Крымской войны и объявлением военного положения в Брестской крепости Брестский кадетский корпус в 1854 году переведен в Москву, a в 1860 году — в Вильнюс, где в 1863 году, в связи с реформой военно-учебных заведений, расформирован.

Таблица 2. Кадетские корпуса на территории Беларуси после первого раздела Речи Посполитой до начала ХХ вв

Наименование

Годы деятельности

Количество учеников (выпускников)

Специализация

(направленность)

Шкловское благородное училище (с 1799 г. Шкловский кадетский корпус)

1778 – 1800 гг.

более 20 чел.

(всего к службе было подготовлено 265 человек)

Первое учебное заведение в Беларуси, готовившее офицерские кадры для российской армии.

Гродненское отделение 1-го кадетского корпуса

1800 – 1807 гг.

60-74 человека

Подготовка не носила ярко выраженного идеологического характера и была скорее общеобразовательной, чем военной.

Полоцкий кадетский корпус

1835 – 1914 гг.

первый набор - 54 человека

Его главное предназначение- воспитание и обучение малолетних дворян приписных губерний: Витебской, Могилевской, Смоленской, Виленской и Белостокской

Александровский Брестский кадетский корпус

1842 – 1863 гг.

до 400 человек

Среднее военно-учебное заведение закрытого типа для подготовки дворянских детей к военной службе

3. Современные кадетские училища Республики Беларусь

В Республике Беларусь идет активный процесс обновления взглядов на воспитание, образовательную и начальную военную подготовку современной подростковой молодежи. За последнее время в этом направлении сделано немало: создана необходимая законодательная база, учитывающая реалии современного состояния армии и военной школы, совершенствуется структура управления военным образованием, разрабатываются новые учебные планы и программы.

На сегодняшний день в Беларуси создано и успешно функционируют 8 кадетских училищ. Одно из них – УО «Гродненское областное кадетское училище».

Основная цель данных училищ: интеллектуальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Главная задача - ориентировать кадета профессионально, что в будущем он станет офицером.

Таблица 3. Современные кадетские училища Республики Беларусь

Наименование

Год основания

Количество учеников

Специализация

(направленность)

Государственное учреждение образования “Брестское областное кадетское училище”

2011 год

216 человек

Подготовка учащихся к поступлению в высшие учебные заведения силовых структур

Государственное учреждение образования “Витебское кадетское училище”

2011 год

около 300 человек

Подготовка учащихся к поступлению в высшие учебные заведения силовых структур

Государственное учреждение образования «Специализированный лицей при Университете гражданской защиты Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»

2004 год

250 человек

Подготовка учащихся к поступлению в высшие учебные заведения Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и других органов госуправления

Государственное учреждение образования “Гродненское областное кадетское училище”

2011 год

108 человек

Подготовка учащихся к поступлению в высшие учебные заведения силовых структур

Учреждение образования «Специализированный лицей Министерства внутренних дел Республики Беларусь».

2010 год –Минское городское кадетское училище №1

2015 год - Училище было переподчинено Министерству внутренних дел и переименовано

250 человек

Подготовка к поступлению в учреждения высшего образования МВД.

Государственное учреждение образования "Могилёвское областное кадетское училище"

2011 год

около 200 человек

Подготовка учащихся к поступлению в высшие учебные заведения силовых структур

Государственное учреждение образования «Минское областное кадетское училище»

2010 год

227 человек

Подготовка учащихся к поступлению в высшие учебные заведения силовых структур

Государственное учреждение образования

«Минское городское кадетское училище №2»

2011 год

150 человек

Подготовка учащихся к поступлению в высшие учебные заведения силовых структур

4. Результаты анкетирования школьников и кадет по вопросам военно-патриотического воспитания

Мною было проведено анонимное анкетирование по вопросам военно-патриотического воспитания среди учащихся 8-11 классов Гродненского областного кадетского училища и Средней школы № 22 г. Гродно.

Результаты проведенного опроса среди кадет следующие.

Отвечая на вопрос «Считаете ли Вы решение о поступлении в кадетское военное училище осознанным?», почти 98% дали положительный ответ, и так должно быть, по моему мнению, если служение Родине выбираешь своей профессией. Однако были и те, кто пришел в данное учебное заведение по настоянию родителей или попечителей.

Определяя основные мотивы выбора учебного заведения военного профиля, самыми популярными ответами из предложенных вариантов были «интерес к будущей профессии военного», его выбрали почти 80% кадет, далее - «причастность к важному делу по защите отечества»- чуть более 57%, «возможность поступления в высшие военно–учебные заведения без экзаменов» - почти 55%, «возможность испытать себя в сложных ситуациях» и «возможность физического совершенствования» - 48 и 36,5% соответственно.

Учащиеся кадетского училища считают, что профессия офицера даёт обществу, прежде всего «порядок и стабильность в государстве», а так же «престиж страны в Мире» и « защиту от внешних угроз».

А привлекает ребят в будущей профессии «возможность сделать карьеру», «возможность развивать свои способности» и «материальная стабильность».

Отвечая на вопрос, «Какими основными на ваш взгляд качествами и умениями должен обладать выпускник кадетского военного училища?», ребята чаще всего из предложенных вариантов выбирали следующие: «быть физически развитым и хорошим спортсменом», «уметь владеть собой», «быть хорошим организатором», а так же «хорошо владеть иностранным языком» и «быть опрятным и хорошо одеваться».

По результатам опроса учащихся Средней школы № 22, во время которого им было предложено выбрать наиболее полное определение понятий «Патриотизм», «Военный патриотизм», «Большая и малая Родина», «Отечество», выяснилось, что больше половины респондентов (53,5%) не смогли справиться с заданием, не допустив ошибок.

Далее участникам анкетирования было необходимо дополнить предложение «Служба в армии – это…», выбрав один из предложенных вариантов ответов». По результатам опроса выяснилось, что, по мнению почти 39% ребят, Служба в армии – это «принуждение» и «пустая трата времени», в то время как почти для половины школьников - это все же «необходимость». Есть среди респондентов и те, кто считают ее «гражданским долгом» и «почетной обязанностью».

На вопрос «Пойдете ли Вы служить в армию?», ответы распределились следующим образом: вариант «буду служить обязательно» выбрали 11,6% опрошенных, «не хочу идти, но придется» - 43,7 %, «выберут альтернативную службу» - 13,5% школьников, а остальные (25,2%) «идти служить в армию не хотят и попытаются любым путем уклониться от призыва».

Заключение

Известно, что формирование комплекса патриотических ценностных ориентаций особенно интенсивно проходит в старшем подростковом возрасте и достраивается на следующих жизненных этапах.

Подводя итоги моей работы можно сделать выводы о том, что:

1. Кадетские училища были достаточно востребованы со времен их создания, и не теряют свой престиж в настоящее время, являясь начальной ступенью подготовки военных офицеров.

2. По результатам, проведенного анонимного анкетирования, кадеты УО «Гродненское областное кадетское училище» более ориентированы на ценности патриотизма, чем их сверстники, учащиеся общеобразовательной школы.

3. Возрождение кадетского образования, интерес к кадетским традициям - это свидетельство того, что мы вновь обретаем свою историю, восстанавливаем связь с прошлым.

Список использованных источников и литературы

  1. Бригадин, П.И. Военная школа в Беларуси ( XVIII в. - первая четверть XIX в.) / П.И. Бригадин, А.М. Лукашевич. - Минск: Изд. центр БГУ, 2004. - 120 с.

  2. Вязгина, В.И. Как воспитать патриота и гражданина? / В.И. Вязгина // Образование Минщины. – 2009. – № 6. – С. 57- 61.

  3. Грицкевич, А. Радзивилл Михал Казимир / / Великое Княжество Литовское: Энциклопедия: в 2 т. Т. 2. С. 496-497.

  4. Затирка, Е. А. Белорусские кадеты: история и современность //Адукацыя i выхаванне. – 2010. – № 5. – С. 3.

  5. Катович, Н. К. История создания и развития кадетского образования и воспитания / Н. К. Катович, М. Ф. Томкович // Адукацыя і выхаванне. – 2012. — № 2.

  6. Кривошеев, Д. Организация и функционирование кадетских корпусов Несвижа в 40-е — середине 50-х г. XVIII в[Электронный ресурс] 2017. Режим доступа:http://belhist.ru/2012/11/dmitrij-krivosheev-organizacija-i-funkcionirovanie/

  7. Поздняков, Г.П. Несвижский кадетский корпус / / Великое Княжество Литовское: Энциклопедия: в 2 т. Т. 2 / редкол.: Г. П. Пашков (гл. ред.) И другие. М.: БелЭн, 2006. С. 373

  8. Ракуціс, В. Міліцыя Радзівілаў у XVIII ст. / Валдас Ракуціс // Arche. — 2012. — № 6. — С. 92–135.

 

 

Просмотров работы: 844