История человечества знает немало войн и вооруженных конфликтов. Одним из самых широкомасштабных является Первая мировая война. Последующие мировые события, революции, Великая Отечественная война как бы заслонили от нас те далекие события. Но забывать о ней нельзя.
В Российской империи эту войну называли Великой, Второй Отечественной, Большой войной, Великой Отечественной, а также неформально ( и до революции ,и после)- германской. Она затронула судьбы многих людей. И принесла немало бед.
О сражениях, о подвигах Первой мировой войны написано немало, нам стало интересно, как военные события отразились в художественных образах плаката. В сложное время войны, плакат – как вид изобразительного искусства, получил большое распространение.
Тема работы - Плакаты Первой мировой войны как исторический документ.
Цель работы – определение роли плакатов в изучении истории Первой мировой войны.
Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:
- сравнить изображение военной действительности художниками России, Германии и США;
- выяснить, можно ли использовать плакаты как дополнительное средство изучения истории.
Прикосновение к историческому прошлому своей страны всегда интересно. 2014год - год столетия начала Первой мировой войны, поэтому выбранная нами тема безусловно актуальна.
Объект исследования- агитация и пропаганда в период Первой мировой войны.
Предмет исследования- плакаты Первой мировой войны.
Гипотеза, которую мы выдвигаем - плакат - исторический документ, отражающий эпоху.
Плакаты военного времени являются не только оригинальными художественными произведениями, но и своеобразными историческими документами, злободневными, созвучными мыслям и чувствам людей. Если до Первой Мировой войны плакаты использовались только для рекламы, то теперь плакат стал в первую очередь средствами агитации против врага.
В годы войны, когда решалась судьба государства, искусство агитационного плаката явилось новой важной формой, вызванной к жизни насущными, потребностями суровой эпохи. Общедоступность, злободневность и яркая наглядность содержания плаката в стране, большинство населения которой было неграмотно, сделали его громогласным глашатаем, который доносил до народа и ненависть к врагам, и уверенность в победе.
Плакаты Первой мировой войны условно можно разделить на три большие категории - первая связана с призывом солдат в армию, вторая – сбором денег на войну, третья категория плакатов- с демонстрацией своей стране и миру лица врага. Эти плакаты во всех странах похожи по своей структуре и предназначению. Плакаты выполняли две основные функции - информировать и создавать негативный образ врага.
Поскольку отдельной литературы по данному вопросу нет, основным источником при написании работы явились ресурсы Интернета.
Символы войны
Германия объявила войну России 1 августа 1914 г. (Приложение 1) Начало военных действий было ознаменовано взрывом патриотических настроений. Пропагандистская машина государства заработала с небывалой прежде мощностью. Одной из форм массовой пропаганды стал военный плакат, содержание которого менялось по ходу развития событий. Первоначально плакаты носили весьма бравурный характер, провозглашая войну справедливой, священной, отечественной.
Типичный плакат начала войны под названием «Мировой пожар». (Приложение 2). Здесь отражено официальное название «Вторая Отечественная война».
Для простых людей образ войны, образ Родины представлялся в образе женщины-воительницы. Причем, этот образ мы видим на плакатах не только России, Италии, Франции, но и Германии (Приложение 3-7).
В российских плакатах первых месяцев войны нашли отражение: призыв на Великую Отечественную войну возрождение понятия освободительной войны и обращение к русской православной церкви, Художники использовали лики древних богатырей. [5] ( Приложение8-10)
На плакатах Германии и Австро-Венгрии мы можем видеть изображение орла как символа мощи вооруженных сил. Эта гордая, сильная птица должна была внушать солдатам веру в непобедимость Германии, веру в величие своей страны.[3] ( Приложение11)
Но орел не единственный символ войны и победы. На протяжении всей войны основным героем-покровителем бойцов Германии становится образ воина-крестоносца, викинга, подчинявшегося девизу: "Моя преданность— моя честь".( Приложение12)
Американцы, чья история не была столь длинна и многопланова, в качестве символа преемственности идей демократии и свободы вводят в плакат типаж "Дяди Сэма" (Приложение 13), возникший еще вовремя войны Севера и Юга. Мужчина, одетый в "звезды и полосы", призывает поступить на военную службу. [10]
Объединяющим сюжетом на плакатах того времени во всех воюющих странах является призыв и обращение к подданным государства к вступлению в ряды вооруженных сил. (Приложение14-16)
Основные события на фронтах
Плакаты Первой мировой войны являются не только оригинальными художественными произведениями, но и своеобразными историческими документами. В то время, когда из средств массовой информации доступными были только газеты, да и то не везде, плакат был информатором событий на фронте. На плакатах нашли отражения основные сражения, подвиги, что безусловно, было важно для поднятия боевого духа и патриотизма.
Плакат «Поражение немецких войск у Гумбинена» ( Приложение17) отражает события тех далеких дней. В августе ударная германская группировка решительно атаковала пять русских дивизий в районе Гумбиннена, пытаясь взять их в клещи. Немцы потеснили правый русский фланг. Но в центре они понесли значительный урон от сильного артиллерийского и пулеметного огня, что вынудило их начать отход.. Гумбинен-Гольдапское сражение 20 августа 1914 г завершилось поражением одной русской и трёх немецких дивизий, русские потеряли 16500 человек, немцы — 14800 человек, в том числе в 17-м корпусе Макензена 10500 человек. Поражение центрального корпуса создавало серьёзную угрозу 8-й армии, и командующий немецкой армией Притвиц отдал приказ об общем отступлении.[2]
Плакат «Битва под Краковом» отражает события 1914 года. Поражение в Галицийской битве поставило Австро-Венгрию на грань военной катастрофы. В этих условиях Германская армия пришла на помощь союзнику, перебросив часть сил на юг, в Силезию, где была сформирована 9-я армия под командованием Августа фон Макензена. Чтобы предотвратить предполагаемое вторжение русских войск в Силезию, германское командование решило нанести удар из районов Кракова . Ход сражения складывался не в пользу Германии. 27 октября Гинденбург отдал приказ прекратить сражение и отойти на исходные позиции. Германо-австрийские войска начали поспешный отход. Текст плаката П. Горлецкого призывает: «На твой призывный клич, Отчизна дорогая,
Иду, как верный сын, Любовию горя…
Коль нужно — жизнь отдам, тебя благословляя,
За счастие твоё, за Веру и Царя!» [2] ( Приложение18)
Плакат «Битва с немцами на реке Бзуре».(Приложение 19) Ударила русская артиллерия, включились пулеметы и винтовки. Темные воды Бзури закружили трупы — даже легкораненые моментально захлебывались в ледяной декабрьской реке.
Другое сражение нашедшее отражение на плакате Великой войны - атака казаками германских гусар смерти под Шансфельдом . (Приложение20)
Текст под рисунком: «В Восточной Пруссии, в сражении под Шансфельдом, казаки ураганом налетели на германских гусар смерти (мертвые головы) и обратили их в бегство, положив на месте значительное их число. Гусары смерти - любимая кавалерия императора Вильгельма, носящая „мертвые головы" на фуражках». [4]
Конечно, плакаты отражали только победное шествие российской императорской армии. Таковыми являются плакат « Схватка нашего отряда с германцами под Иловым и Ловичем» ( Приложение21) и плакат «Взятие Галича»( Приложение22).Все эти плакаты должны были поднимать дух патриотизма в российском обществе.
Возможно, плакаты информационного характера и есть у других воюющих держав, но нами найден только плакат отражающий битву на Марне. ( Приложение 23)
В то время, когда отсутствовало телевидение и радио, плакаты несли не только информацию, но и давали образное представление о событиях на фронте. Да и сегодня данные плакаты могут использоваться как дополнительный исторический источник при изучении Первой мировой войны.
Подвиги солдат и офицеров
Российская армия на протяжении своей многовековой истории всегда славилась небывалым мужеством и отвагой. Героизм русских солдат и офицеров также нашел отражение на плакатах того времени.
Среди многочисленных проявлений необычайного мужества и отваги наших героев-солдат нельзя не отметить подвиг казака Филиппа Приданникова. В бою с австрийцами под ним была убита лошадь и снарядом раздроблена нога. Оставшись без лошади, он, с раздробленной ногой продолжая биться, заколол трех австрийцев пикой, а затем, когда пика выпала у него, саблей зарубил еще троих, после чего сам свалился. Доставленный в Киев, он получил поздравление от командира полка св. Георгием. Надпись на плакате гласит: «Несомненно, что в нашей могучей армии таких богатырей огромное количество. Мы лишены возможности знать их имена, но можем единодушно сказать - честь им и слава!». (Приложение 24)
Плакат «Подвиг полковника Комарова» сохранил для нас другой эпизод войны. Преследуя неприятеля, русский знаменосец пал. Полковник Комаров подхватил знамя и с возгласом: «Вперед ребята! Все за мной!» бросился в атаку. Герой был убит этой схватке. (Приложение 25)
Одним из ярких сюжетов плакатного искусства – плакат «Подвиг казака Лавина». Отделившись от своего отряда, Лавин заметил пеший отряд из девятнадцати австрийцев, среди которых было три офицера. Лавин заставил их бросить оружие и идти за ним. Так один солдат пленил отряд противника. (Приложение 26)
Одним из самых знаменитых сюжетов начала войны - это подвиг казака Крючкова. Вот как описал этот бой сам Крючков: «Часов в десять утра направились мы от города Кальварии к имению Александрово. Нас было четверо — я и мои товарищи: Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков. Начали подыматься на горку и наткнулись на немецкий разъезд в 27 человек, в числе их офицер и унтер-офицер. Сперва немцы испугались, но потом полезли на нас. Однако мы их встретили стойко и уложили несколько человек. Увертываясь от нападения, нам пришлось разъединиться. Меня окружили одиннадцать человек. Не чая быть живым, я решил дорого продать свою жизнь. Лошадь у меня подвижная, послушная. Хотел было пустить в ход винтовку, но второпях патрон заскочил, а в это время немец рубанул меня по пальцам руки, и я бросил винтовку. Схватился за шашку и начал работать. Получил несколько мелких ран. Чувствую, кровь течет, но сознаю, что раны неважныя. За каждую рану отвечаю смертельным ударом, от которого немец ложится пластом навеки. Уложив несколько человек, я почувствовал, что с шашкой трудно работать, а потому схватил их же пику и ею по одиночке уложил остальных. В это время мои товарищи справились с другими. На земле лежали двадцать четыре трупа, да несколько не раненных лошадей носились в испуге. Товарищи мои получили легкие раны, я тоже получил шестнадцать ран, но все пустых, так — уколы в спину, в шею, в руки. Лошадка моя тоже получила одиннадцать ран, однако я на ней проехал потом назад шесть верст. Первого августа в Белую Олиту прибыл командующий армией генерал Ренненкампф, который снял с себя георгиевскую ленточку, приколол мне на грудь и поздравил с первым георгиевским крестом». [4] Этот подвиг, отражен на многих плакатах того времени. (Приложение 27-28)
Плакаты «Подвиг рядового Каца» повествует о том, как отряд солдат во главе с Кацем противостоял трем ротам германских войск. Раненный в штыковой атаке Кац вместе со своим отрядом устоял и дождался помощи. За этот подвиг, он был произведен в прапорщики и награжден Георгиевским крестом. ( Приложение 29)
Связь простого солдата и офицера как единства Российской императорской армии показана на плакате «Подвиг рядового Давида Выжимока». Этот рядовой нес на себе шесть верст под огнем противника раненного офицера. Этот подвиг символизировал единство солдат и офицеров российской армии. (Приложение 30)
Один из плакатов «Подвиг штабс-капитана Нестерова» посвящен подвигу штабс-капитана Петра Николаевича Нестерова, совершившего 8 сентября 1914 года первый в истории авиации воздушный таран. Ценой собственной жизни он сбил вражеский аэроплан. В день похорон легендарного русского летчика Петра Николаевича Нестерова около ста тысяч киевлян провожали своего любимца в последний путь. Никольский собор не мог вместить желающих, когда отпевали героя. (Приложение 31)
Надо отметить, что на плакатах такого плана отражены подвиги не только солдата русской армии, но и союзных войск.
Например, подвиг французского авиатора Гарроса, который уничтожил немецкий цеппелин. (Приложение 32) Плакат изображает, как французский летчик повторил подвиг Нестерова, и совершил таран, но не самолёта, а дирижабля. Но на самом деле он не совершал таран, а просто был сбит в Арденнах. Гаррос первым совместил пулемёт с главной осью самолёта, и предложил конструкцию, которая позволяла стрелять из пулемёта, расположенного за ведущим винтом. Именем лётчика был назван теннисный комплекс в Париже, где проводится Открытый чемпионат Франции по теннису, а также аэропорт на острове Реюньон в Индийском океане. Может быть поэтому на плакатах его фамилия звучит по-разному Гарро и Гаррос. [10] На другом плакате мы видим изображение французского летчика Пегу. Он, на своем аэроплане, проник вглубь территории противника на 300 метров. Вместе со своим пассажиром артиллеристом Монтерье взорвали два поезда противника, сбросив на них несколько зажигательных бомб и два снаряда. (Приложение 33)
Знакомясь с иллюстративным материалом, мы не обнаружили плакаты посвященные героизму конкретных людей ни у союзников России, ни у ее противников. Следовательно, мы можем сделать вывод, что данная тематика была характерна только для российского плаката времен войны.
Эти плакаты имеют большую историческую ценность, так как сохраняют для нас имена героев, чьи подвиги закрываются широкомасштабными сражениями и боями той войны.
Плакаты последующих лет войны уже теряют эту героическую тематику. Поражения на фронте, рост революционных выступлений изменят ход войны, нашу страну, да и сам плакат.
Благотворительные плакаты
Первые успехи на фронтах военных действий вскоре сменились поражениями. Оказалось, что Россия очень плохо приготовлена к войне, в армии начался "снарядный голод" и на вооружение у правительства не хватает денег. Так основным лейтмотивом официальных плакатов становится призыв к населению помочь своему воинству деньгами. В огромном количестве и многообразии распространяются плакаты военных займов. (Приложение34) Плакаты военных займов мы видим и у союзников и в Германской империи. (Приложение35)
В годы войны появляются благотворительные плакаты. В благотворительном плакате наряду с былинными богатырями и витязями встречаются и реальные образы – это солдат, раненый, увечный, достойный сочувствия или спокойно покуривающий в окопах, читающий на досуге книги, беседующий с крестьянами.
Один из наиболее значительных листов такого типа – «Всероссийский земский союз помощи больным и раненым…» (1914) – принадлежит К. Коровину. Монументальна фигура Дмитрия Донского. Возвышенность образа, его торжественность гармонируют с прозаическим, сугубо конкретным текстом, разъясняющим, какие предметы подлежат сбору, кому они предназначены.[6] (Приложение36)
Плакаты на темы солдатской окопной жизни не могли не испытывать влияния русской народной картинки. Свой отпечаток наложили и приемы журнальной графики. Отсюда – многофигурность композиций, обилие бытовых деталей, пейзажные мотивы, разнообразный фон, штриховая, очерковая манера рисунка, следование натуре в цветовом решении. Эти черты заметны в работах А. Архипова «На передовых позициях работает только Красный Крест…» (1914) и С. Виноградова «На помощь жертвам войны»(1914).(Приложение38)
Тематический диапазон благотворительного плаката ограничен. Даже такая, казалось бы, злободневная проблема, как невзгоды мирного населения, затронута им лишь в нескольких работах, в том числе в плакате Г. Алексеева «На продовольственную помощь малоимущим г. Москвы» (1916).
Плакат – интересный документ времени. Художник сделал жанровую зарисовку общественной столовой, в которой собрались за одним столом малоимущие люди – женщины, дети, старики и старухи, инвалиды войны. В плакате не только дается представление об одном из направлений деятельности благотворительных обществ, но и приоткрывается картина нужды и лишений, выпавших на долю простого народа России. Заслуживает внимания и такая деталь: на одной из стен столовой художник изобразил плакат, который разглядывают посетители.[1]
Тема войны всколыхнула российское общество. Над плакатами работали выдающиеся художники того времени Л. Пастернак, Васнецов, Кустодиев, Рерих, Бакст и другие. [7] (Приложение39)
Тема государственных займов, сбора средств, помощь раненым отражены и на плакатах других воюющих держав. [3] (Приложение 40)
Данные плакаты, безусловно, представляют историческую ценность, так как передают дух времени, дают представление о жизни не только на фронте, но и в тылу.
Сатирический плакат и лубок
Считалось, что плакаты должны поднимать боевой дух войск и патриотические настроения в тылу. Цель сатирического плаката – вызвать отрицательное отношение к врагу. При этом, содержание многих плакатов носило шапкозакидательский, хвастливый оттенок. Свои солдаты представлялись исполинскими богатырями, в то время как неприятель рисовался маленьким, жалким и трусливым. И это вне зависимости от истинного положения на фронтах. Примеров таких плакатов достаточно много.(Приложение41-42)
Наверное, на фронте, где непосредственно видно, что такое война и как выглядит противник, непомерное хвастовство может вызывать только раздражение. А вот в тылу, возможно, такие плакаты могут вызывать некий душевный подъем. [4]
В данных плакатах применялись приемы сатиры, иронии, сарказма, традиции народной смеховой культуры народные поговорки, сказки, пословицы. Особую популярность в годы первой мировой войны в России приобретает лубок.
Лубочная картинка начала ХХ столетия представляла собой информационно-пропагандистское издание, состоящее из иллюстрации, чаще всего выполненной в специфической, стилизованной под народную манеру и развернутого текста, стихотворного или прозаического. Со старым лубком лубок начала ХХ века роднил лаконизм изобразительных средств, грубоватый штрих, яркая раскраска, нарочито измененные пропорции и перспектива.[9] В годы Первой мировой войны продолжалось развитие русского лубка. Сатирический лубок, в это время приблизившийся по характеру к газетно-журнальной карикатуре и создаваемый чаще всего художниками, работавшими в этом жанре. Некоторые издательства специализировались исключительно на сатирическом лубке. В годы Первой мировой войны получает распространение и лубочная картинка с картой театра боевых действий. Такие картографические лубки также часто создавались с элементами сатиры. [9] Военный лубок пользовался широкой популярностью: его можно было увидеть в казарме, в крестьянской избе, в школе, на постоялом дворе.
В это время еще не было четкого различия между лубком и плакатом. Правительство, учитывая популярность лубка, особенно в полуграмотной среде, поощряло издательства, печатавшие лубки.
В соавторстве со знаменитым художником-авангардистом Казимиром Малевичем рисовал патриотические плакаты-лубки поэт Владимир Маяковский. ( Приложение 43-44)
На волне начала Первой Мировой войны, когда патриотический настрой был достаточно высок, тематика текстов и рисунков была «ура-патриотическая», высмеивающая Германскую и Австро-Венгерскую армии. Малевич и Маяковский совместно сделали не менее 30 плакатов на эту тему в рамках проекта издательства «Русский лубок». [9]
Заключение
Подводя итоги нашей работе, мы пришли к выводу, что тема военного плаката Первой мировой войны достаточно интересна, но мало изучена.
Первая мировая война дала возможность осознать влияние на людей посредством искусства – плаката. Не случайно во время войны плакат получает широкое распространение, как средство агитации и пропаганды. Яркий, броский, лаконичный, запоминающийся он становится приметой того тяжелого времени. Плакаты являются неотъемлемой частью общественно-политической и культурной жизни страны.
Проведя сравнение плакатов воюющих держав, мы пришли к следующим выводам:
-плакат военного периода без сомнений является оружием воздействия на массовое сознание, и этим эффективно пользовались воюющие стороны;
- все плакаты обладали определенным содержанием;
- формировали общественное мнение;
- помогали противодействовать пропаганде противника.
Выдвинутая нами гипотеза в ходе нашей работы подтвердилась.
Плакат военного времени является важным источником для изучения внутренней и внешней политики государства в период мировых войн. Плакат дает общее представление о том, как воспринимали действительность люди, на которых была направлена пропагандистская сила плаката, как относились к друг к другу воюющие страны.
Плакаты помогают более образно представить историю Первой мировой войны, детализируют её, переносят в атмосферу тех дней. Плакаты помогают привлечь внимание, сохранить в памяти, дополнить теоретические знания яркими наглядными образами. По нашему мнению, плакаты помогут сделать уроки истории более интересными.
Плакаты времен второй мировой войны востребованы и сейчас, вызывают интерес молодежи, о чем свидетельствуют размещенные в Интернете новые версии на сюжеты военных плакатов.
Список литературы и сайтов интернета
Бабурина Н.И. Русский Благотворительный плакат ( Статья к альбому) [Текст] / http://pokoleniefond.ru/istoricheskaja-spravka/41-istorija-socialnoj-raboty-v-rossii/467-blagposterarticle.html
Шефов А. Битвы России. Военно- историческая библиотека. М.: АСТ, АСТ Москва, 2006. — 699 с., 40 л. ил.
World War 1 Propaganda Posters [Рисунок]Первая мировая война 1914-1918 [Фото, рисунок] / http://900igr.net/fotografii/istorija/Pervaja-mirovaja-vojna-1914-1918…
Подмосковный краевед (интернет-журнал)/ trojza.blogspot.com.
Стиль модерн - Плакаты времен первой мировой войны [Текст, фото] / zelda-l.livejournal.com ›92369.htmlПервая мировая война 1914-1918 на открытках, фотографиях и др. [Текст, рисунок] / 1mirovaja.ru ›plakatevojna.html
Рисунки времен Первой мировой [Рисунок]/ www.russianposter.ru/archive.php
Как Маяковский с Малевичем Отечеству служили [Текст, рисунок]/ ocy.ru ›2009/10/17/mayakovskiy-s-malevichem/
Российские плакаты времен Первой мировой [Рисунок, текст] / http://statehistory.ru/2191/Rossiyskie-plakaty-vremen-Pervoy-mirovoy/
Приложение 1
Плакат « День объявления войны».
Приложение 2
Плакат « Мировой пожар» 1914г
Приложение 3
Россия — за правду. Неизвестный художник. 1914.
Приложение 4
Французский плакат
Приложение 5
Итальянский плакат
Приложение 6
Плакат Германской империи
Приложение 7
Подними меч справедливости. Плакат Великобритании
Приложение 8
Священная война. Могучая Русь. 1914.
Приложение 9
Плакат « Великая Война»
Приложение 10
Плакат « Дракон заморский- витязь русский»
Приложение 11
Плакат Германской империи. 1914г.
Приложение 12
Германский плакат времен Первой мировой войны.
Приложение 13
Американский плакат 1917 года.
Приложение 14
«Все ради Отечества» Германия
Приложение 15
Плакат Великобритании
Приложение 16
Итальянский агитационный плакат с призывом: "Каждый должен выполнить свой долг!"
Приложение 17
Бой под Гумбинненом
Приложение 18
Битва под Краковом
Приложение 19
Битва на реке Бзуре
Приложение 20
Атака казаками германских гусар смерти под Шансфельдом
Приложение 21
Плакат « Битва под Иловым и Ловичем»
Приложение 22
«Взятие Галича русскими войсками под командованием генерал – лейтенанта Брусилова»
Приложение 23
Битва на Марне.
Приложение 24
Подвиг казака Филиппа Приданникова
Приложение 25
Плакат «Подвиг полковника Комарова»
Приложение 26
Плакат « Подвиг казака Лавина»
Приложение 27
Подвиг казака Крючкова. Типо-лит. М.Н.Шарапова,1914 г.
Приложение 28
Геройский подвиг Донского казака Козьмы Крючкова во время схватки с немецкими кавалеристами. Хромо-лит. И.А.Морозова, 1914 г.
Подвиг первого Георгиевского кавалера казака Козьмы Крючкова. Худож. А.Апсит. Типо-лит. Е.Ф.Челнокова, 1914 г.
Приложение 29
Подвиг рядового Каца.
Приложение 30
Подвиг рядового Давида Выжимока.
Приложение 31
Плакат «Подвиг штабс-капитана Нестерова .26 августа (8 сентября) 1914
Приложение 32
Подвиг авиатора Гарро. Уничтожение цеппелина. Лит. Т-ва И.Д.Сытина, 1914.
Приложение 33
Война в воздухе. Подвиг Пегу. Лит. Т-ва И.Д.Сытина, 1914.
Приложение 34
Военный заём. Вперёд за Родину! А.Максимов. 1916
Приложение 35
Сбор пожертвований в фонд помощи военнопленным Германии
Приложение 36
Всероссийский земской союз помощи больным и раненым. Худ.: К.А. Коровин, 1914 г.
Приложение 37
На передовых позициях работает только Красный Крест. Худ.: А.Е. Архипов, 1914 г.
Приложение 38
На помощь жертвам войны. Худ.: Сергей Арсеньевич Виноградов, 1914 г.
Приложение 39
Плакат Заем Свободы. Борис Кустодиев. Враг рода Ччеловеческого. Н.К. Рерих
Плакат .А. Бакст Плакат В. Васнецов
Приложение 40
Сбор пожертвований в фонд бельгийского Красного Креста
Приложение 41
Франц послушался Вильгельма.РоссияТ-ва И.Д.Сытина, 1914.
Плакат Германской империи
Приложение 42
Американский плакат.1915г.
Английский плакат.1916г.
Приложение 43
Вильгельмова карусель: "Под Парижем на краю лупят армию мою". В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.
Отвалилось у Вильгельма штыковое рыжеусие.В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914 г.
Приложение 44
Глядь, поглядь, уж близко Вислы немцев пучит, значит кисло.В.В. Маяковский, К.С. Малевич, 1914.