ИСТОРИЯ ГЕРОЯ БЕССМЕННОЙ ВАХТЫ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ ГЕРОЯ БЕССМЕННОЙ ВАХТЫ

Мастеров Т.С. 1
1МБОУ «Средняя школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Дзержинск
Феоктистова Е.Н. 1
1МБОУ «Средняя школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Дзержинск
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Введение

В мае 2015 года наша страна отметила 70 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне.

Этот подвиг народа никем не забыт. Разве можно такое забыть? Сколько бед претерпел наш народ, сколько погибло людей, сколько было пролито слёз. Мы должны быть благодарны тем людям, которые свою жизнь отдали за победу. Ведь если бы наш народ не сражался тогда, до последней капли крови, то не было бы нашего сегодняшнего мира.

Великая Отечественная Война - это огромная душевная рана в человеческих сердцах. Началась эта страшная трагедия 22 июня 1941 года, а закончилась только через четыре года, через четыре тяжелых года – 9 мая 1945 года. Вместе с весной пришла на многострадальную землю долгожданная Победа. Слезами радости встретили ее бойцы Великой Отечественной войны, также встречаем этот день и мы, их потомки. Страшно представить, сколько пришлось пережить каждому воевавшему…

Почти каждой семьи коснулась трагедия войны, вот и у меня есть родственники, опаленный пожарищем той страшной войны.

Летом я с мамой и папой ездил в Санкт-Петербург. Гуляя по улицам Питера, мы вышли на Морскую набережную, где находился мемориальный комплекс - пушки и орудия с крейсера «Киров». Мама мне сказала, что в годы Великой Отечественной войны на этом крейсере служил мой прадедушка – Ирманов Сергей Григорьевич.

Приехав домой, я попросил мою бабушку побольше рассказать мне о своем отце. Бабушка показала мне книгу «Бессменная вахта» о военном

корабле - легендарном крейсере «Киров» и военные ордена, полученные за участие в боевых сражениях, и рассказала мне о своём отце, моём прадедушке. Она рассказала, что он служил на Крейсере «Киров», пережил блокаду Ленинграда, защищая город от врагов. Мне захотелось поближе узнать о прадедушке, о его судьбе и его боевой службе.

Цель исследования:

изучение истории боевого подвига моего прадеда - Ирманова Сергея Григорьевича.

Задачи:

1. Проследить боевой подвиг моего прадеда.

2. Изучить историю и значение крейсера «Киров» в ВОВ и в мирные дни.

3. Найти значение награды - Ордена Красной Звезды, завоеванного прадедом.

  1. Ирманов Сергей Григорьевич – мой прадедушка

Ирманов Сергей Григорьевич – мой прадедушка родился 25 сентября 1915 года в селе Григорово Вязниковского района Владимирской области.

В 1937 году мой прадед был призван в армию на Балтийский флот в город Кронштадт на крейсер «Киров».

В то время служба в армии в морском флоте составляла 4 года.

Но так сложилось, что к окончанию срока армейской военно-морской службы моего прадеда началась Великая Отечественная Война, и соответственно, все мысли о возвращении домой к любимой жене – моей прабабушке – Ирмановой Анастасии Яковлевне пришлось забыть на долгие страшные четыре года.

Всю свою военную службу прадед служил на крейсере «Киров» и прошел путь от рядового до старшины. Мой прадед был защитником блокадного Ленинграда и сам пережил блокаду.

  1. Крейсер «Киров» - боевой корабль, герой морских сражений

  1.  
    1. Крейсер «Киров» - боевой корабль – защитник Ленинграда

2.1. Крейсер «Киров» - боевой корабль – защитник Ленинграда

Крейсер «Киров» — замечательный корабль, который в Великую Отечественную войну защищал город на Неве, всю войну сражался на Ленинградском фронте и одним из первых среди кораблей Балтийского флота был награжден орденом Красного Знамени.

Перед проектировщиками и строителями крейсера «Киров» стояла очень нелегкая задача: корабль должен был обладать высокой огневой мощью и при этом иметь отличные маневренные качества, высокую скорость, хорошую живучесть, броневую защиту.

22 октября 1935 г. состоялась церемония закладки корабля. Строительство крейсера вызвало всенародный патриотический подъем. С разных концов страны на завод шел металл, оборудование, узлы и механизмы для крейсера «Киров». 26 сентября 1938 г. над крейсером был поднят военно-морской флаг. В те годы он считался одним из лучших легких крейсеров в мире. Он имел длину 191м, ширину 18м. Его экипаж составляли 872 моряка.

1 декабря 1939 г. крейсер «Киров» принял участие в первой боевой операции. Великая Отечественная война застала крейсер в Риге, и в первый день войны 22 июня 1941 г. корабль вступил в бой, отражая воздушные налеты гитлеровцев.

2.2.Невидимые бойцы фронта

Сотни человек служили на крейсере. В основном это были рядовые военные – зенитчики, артиллеристы, наводчики, вахтенные, расчетчики, штурвальные, сигнальщики. Все они были наверху – на палубе, у пушек, минометов, в рубке.

Но там, в глубине корабля, в машинном отделении, где билось сердце крейсера – его моторы, паровые котлы, насосы – в поту, не зная устали, трудились сотни бойцов балтийцев – котельные машинисты, турбинисты, электрики, трюмные инженер-механики – жрецы и повелители могучей корабельной техники.

Среди них был и мой прадед – командир отделения котельных машинистов – Ирманов Сергей Григорьевич.

Все кто был внизу, не видели немецкие самолеты, бросавшиеся в пике, до них не долетали осколки раскаленного металла. Среди гула машин не слышались взрывы бомб и снарядов, только глухие звуки от ударов бомб напоминали о том, что идет бой. Не было времени о чем-либо думать.

Их труд был не на виду, но они были такие же бойцы. И там внизу, под броневой палубой, в жаре, в поту, на пределе человеческих сил, тоже шло сражение.

Два первых месяца войны крейсер «Киров» находился в гавани города Таллина, защищая город и жителей от немецких оккупантов. Но в конце августа был получен приказ: «Всем кораблям Балтийского флота передислоцироваться и прибыть в город Ленинград…» Моряки балтийского флота дали торжественную клятву: «Пока глаза видят, пока руки держат оружие – не бывать фашистским захватчикам в Ленинграде…»

27 августа 1941 года на борт крейсера «Киров» была доставлена Казна Государственного банка Эстонской ССР. За его ценностями усиленно охотились немецкое правительство. 28 августа 1941 года на крейсер «Киров» было доставлено укрытое в чехол святая-святых - знамя Краснознаменного Балтийского флота, первую награду Советского правительства, которой флот удостоился еще в 1928 году. Что бы ни случилось в походе - знамя должно быть спасено, как символ неувядающей жизни нашего флота, готовности балтийских моряков сражаться за честь и независимость Родины. Эту важную миссию команда крейсера выполнила с честью и достоинством.

В этот же день начался великий Таллинский переход кораблей Балтийского флота в Ленинград. Более сотни кораблей и крейсеров выстроились друг за другом и медленно выходили на широкую воду.

Крейсер «Киров» прибыл в Ленинград, получив множество повреждений. Здесь, в торговом порту у причала завода, где когда-то строился этот крейсер, под зеленой маскировочной сеткой он будет стоять до наступления морозов. Стоять и вести бой с немецкой артиллерией, варварски обстреливающей улицы и площади Ленинграда.

2.3.Подвиг моего прадеда

Приближалась страшная блокадная зима 1941 г. Крейсер вмерз в невский лед. Голод. Моряки исхудали. У многих дистрофия. Пустые цеха с выбитыми окнами и грудой искореженного металла, припорошенного снегом.

Моряки, среди которых был и мой прадед, разыскали в городе Монахова Анатолия Степановича – бывшего строителя корабля. Он знал все закоулки завода и был уверен, что детали на заводе должны быть. Они обходили разрушенные цеха, разгребали груды металла из снега и наконец, они нашли то, что искали – трубки для паровых котлов. Но эти трубки нужно было еще согнуть. Станков не было. Моряки сами сделали станок и сами на этом станке стали гнуть трубки. Командир корабля разрешил начать работы по замене трубок котлов.

- «Я хочу знать, кто может включиться в самую трудоемкую работу по замене трубок пароперегревателей паровых котлов?» - спросил командир. Усталые, истощенные, землистые лица.

- «Я могу», - первым отозвался старшина котельной группы Ирманов

- «И я, и я», - … повторяли за ним другие краснофлотцы.

Готовые трубки сразу же монтировали. Втиснувшись всем корпусом в узкий корректор, где трудно повернуться и глаза слезились от пыли и сажи, краснофлотцы Ирманов, Ветров, Воронков и другие готовили трубную решетку.

И то, что сделали моряки крейсера зимой 1941—1942 гг., без преувеличения можно назвать героическим подвигом. Ослабевшие от хронического недоедания люди работали самоотверженно, не считая времени и сил. Ремонт длился около месяца и закончен был к 15 апреля 1942 г.

За самоотверженный труд, связанный с ремонтом крейсера, старшина второй статьи Ирманов С.Г., старший краснофлотец В. Воронин, Б. Л. Гуз, мичманы А. Головченко, Ф. Кириченко и старший краснофлотец М.Суханов были награждены орденами и медалями.

2.4.Крейсер «Киров»– Корабль - герой военных морских сражений

Кировцы своими силами восстанавливали водопроводную станцию города, обеспечивая водой промышленные предприятия и население. Они ввели в строй одну из городских электростанций. Помогали ремонтировать подводные лодки и корабли. Поддерживали скудным продовольствием ребят из подшефного детского дома.

Фашистов очень беспокоило то, что в осажденном городе действует большая группа советских военных кораблей, имеющих сильное артиллерийское вооружение. Поэтому зимой 1942 г. немцами была разработана операция «Айсштосс» («Ледовое побоище») с целью уничтожения находящихся в Ленинграде кораблей, пока Нева не освободилась ото льда. В Крейсер попали две 250-килограммовые бомбы и один крупнокалиберный снаряд. На корабле вспыхнул пожар, от которого начали рваться зенитные снаряды. Личный состав крейсера боролся с огнем и мужественно отбивался от воздушных атак. Всего во время бомбежки в этот день экипаж крейсера потерял 86 человек убитыми, 42 человека были ранены.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 февраля 1943 г. крейсер «Киров» был удостоен ордена Красного Знамени. Это было наивысшее признание боевых заслуг корабля — защитника Ленинграда, корабля-героя.

Крейсер активно помогал сухопутным войскам Ленинградского фронта, но теперь уже не в оборонительных, а в наступательных операциях, завершившихся прорывом блокады.

27 января 1944 г. крейсер Киров участвовали в праздничном салюте на Неве, посвященном прорыву блокады.

2.5.Письма домой

Очень тяжело приходилось экипажу корабля и моему прадеду. И только надежда на победу и письма из дома помогали людям держаться и выживать в таких тяжелейших условиях.

Прадедушка старался регулярно писать письма домой. Но часто письма не доходили, терялись или пропадали в пути. Часть писем с фронта моя прабабушка сохранила и передала моей бабушке, которая показала мне эти старые, желтые письма и конверты, написанные мелким быстрым почерком.

В этих письмах в основном писалось о себе, о любви к жене и о том, как он скучает по дому и мирной жизни.

На каждом конверте был штамп: «Просмотрено военной цензурой», что означало, что все письма перед отправкой домой были проверены и прочитаны специальной военной цензурой.

Особенно мне заполнилось одно письмо, написанное в день Победы – 9 мая 1945 года. Оно было кратким, написанное на тонком листе бумаги быстрым почерком, но сколько радости и надежды было в этой маленькой записочке.

Но не сразу после окончания войны мой прадедушка вернулся домой, так как крейсер «Киров» со всем военным экипажем был отправлен в город Таллин на Балтийском море, чтобы очищать море от неразорвавшихся немецких мин. Домой он возвратился только спустя год, после окончания Великой Отечественной Войны в 1946 году.

Прошло еще несколько лет, и грозный крейсер стал учебным кораблем. В праздничные дни крейсер «Киров» неизменно входил в Неву, и его строгий силуэт, могучие башни с длинными блестящими стволами орудий становились частью городской праздничной панорамы.

  1. Книга «Бессменная вахта»

3.1.Ветераны

Не раз ветераны крейсера «Киров» собирались на его борту. Мой прадед так же неоднократно приглашался на эти встречи. Столько радости доставляют они военным друзьям. Воспоминания, улыбки, цветы, шутки.

Но все же в памяти вставали давно виденные, запечатлевшиеся на всю жизнь картины – таллиннский рейд, вспышки и грохот орудий, блокада, погибшие товарищи.

С каждым годом на встречу приезжало все меньше ветеранов. Блокадные военные дни не могли не сказаться на здоровье людей.

И вот в 1974 году ветераны в последний раз собрались на крейсере «Киров».

Это были очень грустные минуты прощания с кораблем, с домом, где многие из них находились целый десяток лет, где были знакомы все уголки, где было потеряно много друзей, где была встречена победа над фашисткой Германией.

В последний раз флаг корабля был спущен 27 декабря 1974 г., следовательно, крейсер служил в составе Краснознаменного Балтийского флота около 40 лет.

3.2.Бессменная вахта

После войны про крейсер «Киров» была написана книга «Бессменная вахта», в которой описывалась вся история крейсера «Киров» с начала его строительства и до последних дней.

Эта книга была подарена моему прадеду в 1973 году и хранится у нас дома.

3.3.Памятник - мемориал

В память о подвиге Краснознаменного крейсера «Киров» в годы Великой отечественной войны и 900-дневной блокады Ленинграда был воздвигнут мемориал Морякам-балтийцам из орудий славного корабля.

Это памятник подвигу моряков Балтийского флота. Он был открыт 30 сентября 1990 года в Ленинграде на Морской набережной. Две его носовые 180-мм трехорудийные артиллерийские башни МК-3-180 были установлены в качестве памятника кораблю-защитнику города. Также были установлены винты крейсера.

4. Орден Красного Знамени

Бабушка показала мне награды, которые завоевал прадедушка, участвую в боевых действиях.

Такие как:

- Орден Красной Звезды;

- медаль за оборону Ленинграда;

- медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной Войне 1941-1945гг.»;

Особенно меня заинтересовала одна награда – Орден Красной Звезды. Этим орденом награждали только за особенные подвиги.

Этот орден является именным. На оборотной стороне ордена выбит номер. У моего прадеда 44442 . По этому номеру на сайте «Подвиг народа» мы нашли наградной лист и за что был награжден мой прадед.

Было написано следующее: «За зимний судоремонт самоотверженно работал по ремонту шести главных котлов. Работа, которую должен был делать завод, т.Ирманов сам поставил 3266 трубок пароперегрева-телей, и сделал вальцовку, ни одна трубка не дала пропуска. Ремонт выполнен высококачественно и досрочно…»

5.Мирные дни

После возвращения на родину мой прадедушка - Ирманов Сергей Григорьевич долгое время проработал Председателем Денисовского сельского совета. Он был очень уважаемым и грамотным руководителем.

Заключение

За всю историю человечества ни одна страна в мире не испытывала на себе такой чудовищной тяжести человеческих потерь и лишений, но выдержала все тяготы и утраты.

9 мая – День Победы отмечается во всем мире и в каждой семье.

Каждый год и наша семья отмечает этот праздник и вспоминает моего бабушкиного отца Ирманова Сергея Григорьевича, достойного гражданина, защитника Родины, МОЕГО соотечественника, родного нашего человека.

На крейсере «Киров» сыграли отбой,Погасла полоска заката,И вечер прилег голубой-голубойНад синей волною Кронштадта…

И люди не вправе забыть о войне,Хотя бы минули столетья,Великое имя стоит на броне,Так вспомним же мы сорок третий.

Я снова шагну на святую броню,Дорогу знакомую выбрав,За мглой Ленинград, я ему поклонюсьНад башнями главных калибров…

Ю.Визбор

Список литературы

  1. Бессменная вахта, Николай Михайловский, Москва, 1971 г.

  2. Архив семьи

Интернет-ресурсы

  1. http://korabley.net/news/krejser_kirov_proekta_26_krasnoznamennyj_veteran/2010-03-03-497

  2. http://www.randewy.ru/pam/kirov.html

  3. http://liricon.ru/pesnya-o-krejsere-kirov.html

  4. http://nashenasledie.livejournal.com/1329382.html

  5. http://podvignaroda.mil.ru/?#tab=navHome

Просмотров работы: 287