НИКОЛАЙ II КАК ЧЕЛОВЕК И ХОЗЯИН ЗЕМЛИ РУССКОЙ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

НИКОЛАЙ II КАК ЧЕЛОВЕК И ХОЗЯИН ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Албутова Т.В. 1
1МКОУ Дубненская СОШ
Лусто Г.П. 1
1МКОУ Дубненская СОШ
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Николай II - самая трагическая фигура среди европейских монархов новейшего времени. Актуальностьмоей темы бесспорна в связи с предстоящим в июле 2018 года 100-летием расстрела императорской семьи. Ему, как ни одному другому, пришлось испытать трудности, выпавшие на долю монархии в конце ХIХ - начале ХХ вв. Социальные, экономические, внутри - и внешнеполитические проблемы его времени были чем- то таким, о чём Николай никогда не имел адекватного представления. Безусловно, особые условия в Российской империи стали бы неразрешимой проблемой и для более умного, образованного и подготовленного монарха.

Проблема в том, что раньше о царе говорилось с издевкой и усмешкой, сегодня же образ Николая II всё более и более светлеет. Он предстаёт перед нами как мученик, вынесший все страдания, которые не спасли Россию. Николай II, последний из династии Романовых. Что мы о нем знаем? Грубый, бессердечный, способный только есть, пить и эксплуатировать рабочих с крестьянами. Ограниченный, безвольный человек, волею случая оказался на вершине власти, был неспособен решать насущные проблемы страны, препятствовал ее прогрессивному развитию, а потому и оказался жертвой неумолимого хода событий. Такой стереотип сложился у большинства людей по отношению к Николаю II. Так рассказывали нам о нем раньше. Но так ли это на самом деле? Мне предстоит выяснить в этом исследовании.

Личность императора и последующий расстрел императорской семьи представляют собой «белое пятно» в истории. Выяснением подробностей, скрупулезным анализом трагического финала занимались различные люди: историки, журналисты, публицисты, юристы, писатели, краеведы, а порой и просто случайные лица, якобы сумевшие «разгадать тайну смерти царя». А тайну его жизни? Смысл его служения России? Это мало кого занимало. Вот кто стрелял в царя, кто стрелял в наследника, из какого оружия, кто сделал первый выстрел, как перевозились трупы, как они расчленялись, сжигались, закапывались – о том писали и пишут без устали.

Целью моей работы является рассмотрение драматической судьбы последнего российского императора как человека и «хозяина Земли Русской». Для этого решаются следующие задачи:

-осветить основные этапы биографии Николая II;

- рассмотреть отношение императора к событиям, происходящим в стране во время его правления;

- дать характеристику Николаю II и его правлению сквозь призму оценок современников.

В работе использовались разнообразные источники и литература.

Радзинский Э.С. в «Николай II. Жизнь и смерть» воспроизводит жизнь последнего императора, опираясь на его собственный дневник и записи очевидцев событий.

В «Российском Архиве» (История Отечества в свидетельствах и документах ХVIII –ХХ вв.) приводятся письма императора к своим министрам и фотоальбом жены Николая II.

Энциклопедия для детей С.Т. Исмаиловой богата персональными статьями, посвященными биографиям известных исторических деятелей той эпохи.

Книга Курукина И.В. «Романовы» из серии «ЖЗЛ» повествует о судьбе династии Романовых, правивших Россией более трехсот лет.

В работе использовалась и другая литература.

Нельзя царствовать невинно.

Л.Н. Толстой.

Глава I.Воспитание и образование Николая II.

Отец и мать будущего императора принципиально не допускали никаких слабостей и сантиментов в воспитании детей. Для них всегда устанавливался жесткий распорядок дня, с обязательными ежедневными уроками, посещениями церковных служб, непременными визитами к родственникам, обязательным участием в многочисленных официальных церемониях. Дети спали на простых солдатских койках с жесткими подушками, по утрам принимали холодные ванны и завтракали овсяной кашей. За вторым завтраком, за которым они встречались с родителями, они садились за стол после всех приглашенных и покидали его, когда отец вставал из-за стола.

Поскольку Николай самим рождением своим предназначался к будущей верховной власти, на его воспитание и образование обращалось самое пристальное внимание. До 9 лет воспитание цесаревича было поручено няням и боннам, затем учителям-наставникам, обучавшим мальчика письму, чтению, арифметике, началам истории и географии. Законоучитель протоиерей Янышев Иоанн Леонтьевич привил наследнику глубокую и искреннюю религиозность. Его систематическое обучение началось в девятилетнем возрасте по специальной программе, разработанной генерал-адъютантом Г. Г. Даниловичем, которого Александр III обязал осуществлять надзор за учебными занятиями Николая. Он составил программу обучения, рассчитанную на 12 лет. Но любимым наставником и воспитателем Николая был учитель английского языка Чарльз Хит, одаренный и обаятельный человек, прежде преподававший в Александровском лицее в Санкт-Петербурге. Главным образом под его руководством Николай развил в себе способность сохранять спокойствие и самоконтроль, которые были типичны скорее для английского лорда прежних времен, чем для представителя высшего класса России предреволюционного периода. Такую манеру держаться император выработал в себе с большим трудом, так как был вспыльчив от природы.

Первые 8 лет цесаревич проходил усложненный курс гимназии. Преподаватели отмечали его усердие и неплохие знания по всем предметам. С особым удовольствием Николай занимался языками. Он свободно владел помимо русского, немецким, французским и английским. Довольно недурно играл на фортепиано и рисовал. Большое внимание уделял спорту. Параллельно Николай проходил военную службу. Занимался будущий император много. К пятнадцати годам он имел более 30 уроков в неделю, не считая ежедневных часов самоподготовки. Причем в летнее время порядок менялся очень незначительно. Он всегда внимательно слушал и был очень исполнителен. Наследник, как и все дети Александра III, обладал прекрасной памятью. Легко запоминал услышанное или прочитанное. Ему хватало мимолетной встречи с человеком (а таких встреч в его жизни были тысячи), чтобы запомнить не только имя и отчество собеседника, но и его возраст, происхождение и служебный стаж. Цесаревич получил домашнее образование: к нему приходили специально подобранные преподаватели, в частности историк В.О. Ключевский, экономист, министр финансов, а позже председатель Комитета министров Н.Х. Бунге; основы фортификации преподавал генерал Ц.А. Кюи - композитор и музыкальный критик, который сумел, видимо, привить наследнику любовь к музыке; ряд генералов из Академии генерального штаба; министр иностранных дел Н.К. Гире и др. Все они только читали лекции, а спрашивать, чтобы выяснить, как усвоен материал, не имели права.

С 13 лет Николай стал вести дневник и делал это очень аккуратно вплоть до последних дней своей жизни. За 36 лет он не пропустил в записях почти ни одного дня…

Углубленное изучение военных дисциплин сочеталось у Николая с прохождением действительной службы в рядах гвардии. Еще в семилетнем возрасте он был произведен в прапорщики и зачислен в лейб-гвардии Эриванский полк; в последующие годы он последовательно зачислялся в различные гвардейские полки и получал очередные офицерские звания. « Я счастлив и могу сказать, что живу одной жизнью с армией и с каждым днем все больше и больше привыкаю к лагерной жизни,- писал он летом матери из Красного Села. Каждый день нас муштруют дважды- это стрельба по мишеням утром и батальонные учения вечером…Мы завтракаем в 12 дня и обедаем в 8 вечера, мертвый час и чай между ними…Обедаем мы весело, кормят нас хорошо. После еды…офицеры играют в бильярд, кегли, карты или домино».1 В завершение образования отец отправил наследника в путешествие за границу. Николай побывал в Греции, Египте, Индии, Китае и Японии, пережил во время поездки немало ярких, новых впечатлений.

Отец не обременял цесаревича государственными делами. Николай появлялся иногда на заседаниях Государственного совета, но взгляд его при этом постоянно устремлялся на часы. При первой же возможности он удирал. Рассеянная жизнь гвардейского офицера привлекала его гораздо больше. В 1892 году Витте С.Ю. предложил поставить во главе строительства железной дороги молодого наследника. «Да ведь он совсем мальчик,- крайне изумился император,- у него совсем детские суждения: как же он может быть председателем комитета?». «Для наследника цесаревича,- отвечал министр- это будет первая начальная школа для ведения государственных дел». «Наследник цесаревич очень увлекся этим назначением,- писал позднее С. Витте,- принял его близко к сердцу…Уже через несколько заседаний он владел положением председателя, что, впрочем, нисколько не удивительно, так как император Николай II – человек, несомненно, очень быстрого ума и быстрых способностей; он вообще все быстро схватывает и все быстро понимает».2

Таким образом, образование будущий император получил весьма тщательное, основанное на принципах религиозности и патриотизма.

Глава 2. Свадьба и семейная жизнь.

Женщины тоже занимали будущего наследника престола. Еще с детских лет он начал переписываться с английской принцессой Викторией Уэльской. Затем на какое-то время в его поле зрения возникла княжна Ольга Александровна Долгорукая (по мужу Дитрихштейн). А потом появилась - и уже надолго, с 1890 года и чуть ли не до самой помолвки с Алисой - восходящая звезда императорского театра балерина Матильда Кшесинская. Но первое серьезное чувство Николай испытал к принцессе Алисе Гессенской, которая через несколько лет стала его женой. Впервые они встретились в 1884 году в Петербурге на свадьбе Эллы Гессенской (старшей сестры Алисы) с великим князем Сергеем Александровичем. Ей было 12 лет, ему – 16. В 1889 году Аликс провела в Петербурге 6 недель. Позже писал Николай: «Я мечтаю когда-нибудь жениться на Аликс Г. Я люблю ее давно, но особенно глубоко и сильно с 1889 года…Все это долгое время я не верил своему чувству, не верил, что моя заветная мечта может сбыться».3

Воспитанный примером своих родителей, Николай уже в двадцать с небольшим мечтал жениться и ощущал «потребность свить и устроить свое гнездышко». Но высшее общество и родители совсем не разделяли его пылкости. Аликс оставила о себе в Петербурге неблагоприятное впечатление. Говорили, что она дурно одевается, неуклюжа, неловко танцует, ужасно говорит по-французски, стыдлива, как школьница, чересчур нервна, чересчур робка и самонадеянна. Родители предлагали Николаю другие партии, но он решительно отказывался связывать себя с какой-либо другой принцессой. Вопреки ожиданиям родителей, в свою очередь присматривавших цесаревичу подходящую партию и склонявшихся в сторону дочери претендента на французский престол графа Парижского - Елены Орлеанской, Николай только укрепился в своих намерениях жениться на Аликс.

Весной 1894 года родители вынуждены были уступить желанию сына. Началась подготовка к свадьбе. Но прежде чем ее успели сыграть, 20 октября 1894 года умер Александр III от тяжелой болезни. На престол должен был вступить 26-летний Николай, которого отец еще недавно называл «совсем мальчиком». «Я увидел слезы в его глазах, - вспоминал великий князь Александр. – Он взял меня под руку и повел вниз, в свою комнату. Мы обнялись и заплакали оба. Он не мог собраться с мыслями. Он знал, что сейчас стал императором, и тяжесть этого ужасного события сразила его…«Сандро, что я должен делать? – восклицал он патетически. – Что же должно произойти со мной, с тобой… с Аликс, с матерью, со всей Россией? Я не готов быть царем. Я никогда не хотел им быть. Я ничего не понимаю в делах правления. У меня даже нет понятия, как разговаривать с министрами».4 14 ноября 1894 года состоялось бракосочетание Николая и Александры. Это был брак по любви, после заключения которого оба оставались всю жизнь верны друг другу и сохраняли искреннюю любовь друг к другу. Вскоре после свадьбы Александра записала в дневнике своего мужа: «Никогда не предполагала, что могу быть такой абсолютно счастливой в целом мире, так чувствовать единство двух смертных».5 У императорской четы было пятеро детей: четыре дочери(Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) и долгожданный наследник престола, царевич Алексей(Приложение). Они стали на редкость счастливой парой, сохранившей искренне чувство и даже страсть до конца жизни, о чём красноречиво свидетельствует их переписка. Императрица писала: «Ах как грустно без твоих ласк, которые для меня всё!» (октябрь 1915 года). Николай был более сдержан в письмах, но иногда в них прорывалось ответное чувство. Письмо из Ставки 21 июля 1916 года: «Бог даст, через 6 дней я опять буду в твоих объятиях и чувствовать твои нежные уста – что-то где-то у меня трепещет при одной мысли об этом!».6

Николай обычно вставал в семь, завтракал и исчезал в своем рабочем кабинете, чтобы начать работу. Одевался он обычно работая, в простую холщовую рубаху, мешковатые штаны и мягкие кожаные сапоги. По стилю работы он был одиночкой и не имел личного секретаря. Он предпочитал делать все сам. На столе Николай держал календарь ежедневных встреч и скрупулезно вел его сам. В 11 часов император прерывал занятия и шел гулять по парку. Когда появились дети, они неизменно сопровождали его в этих прогулках. Зимой Николай вместе с детьми увлеченно строил ледяные горки. Обед в середине дня был официальной церемониальной процедурой. Хотя императрица обычно отсутствовала, Николай обедал с дочерьми и членами своей свиты. Еда начиналась, по русскому обычаю, с молитвы. Ни Николай, ни Александра не любили сложных блюд. Большое удовольствие он получал от борща, каши, отварной рыбы с овощами. Но любимым блюдом императора был жареный молодой поросенок с хреном, которого он запивал портвейном. После обеда Николай совершал прогулку верхом по окрестным сельским дорогам в направлении Красного Села. В 4 часа после полудня семья собиралась за чаем. Прихлебывая чай, Николай бегло просматривал газеты и телеграммы. Затем он возвращался к своей работе, принимая между 17 и 20 часами посетителей. Ровно в 20 часов все официальные встречи заканчивались, и император мог идти ужинать. Вечером Николай часто сидел в семейной гостиной, читая вслух, в то время как жена и дочери рукодельничали. По его выбору это мог быть Толстой, Тургенев или его самый любимый писатель Гоголь. Личный библиотекарь государя отбирал для него по 20 самых лучших книг в месяц со всех стран мира. Иногда вместо чтения семья проводила вечера, наклеивая фотографии, сделанные придворным фотографом или ими самими, в зеленые кожаные альбомы с тисненной золотой царской монограммой. В 23 часа сервировали вечерний чай. Прежде чем удалиться, Николай делал записи в своем дневнике, а затем принимал ванну, ложился в постель.

Семейная жизнь приносила Николаю удовольствие, он был счастлив в браке.

Глава 3. Правление и расстрел.

«Будь тверд и мужествен, не проявляй никогда слабости», - так напутствовал своего старшего сына и наследника престола умирающий Александр III.7 Николай в своей деятельности всегда стремился в полной мере отвечать тому облику русского самодержца, который он считал идеальным. «Когда император Николай II вступил на престол, - писал С. Витте, - то от него светлыми лучами исходил, если можно так выразиться, дух благожелательности; он сердечно и искренне желал России в ее целом – всем национальностям, составляющим Россию, всем ее подданным – счастия и мирного жития, ибо у императора, несомненно, сердце весьма хорошее, доброе. Император обладает особым даром очарования. Я не знаю таких людей, которые, будучи первый раз представлены государю, не были бы им очарованы; он очаровывает как своею сердечною манерою, обхождением. Так и в особенности и своей удивительной воспитанностью, ибо мне в жизни не приходилось встречать по манере человека более воспитанного, нежели наш император».8 Про Николая говорили, что «с семеновцем он будет разговаривать иначе, чем с преображенцем». В противоположность своему отцу он почти ни к кому, кроме своих близких, не обращался на «ты». При любых обстоятельствах, даже самых грозных, он, как правило, сохранял неизменную выдержку и внешнее спокойствие. Что бы ни происходило в душе государя, - вспоминает С. Д. Сазонов, министр иностранных дел российской империи с 1910 по 1916 гг. - он никогда не менялся в своих отношениях к окружающим его лицам. Мне пришлось видеть его близко в минуты страшной тревоги за жизнь единственного сына, на котором сосредотачивалась вся его нежность, и, кроме некоторой молчаливости и ещё большей сдержанности, в нём ничем не сказывались переживаемые страдания»9. По отзывам близко знавших Царя людей, он обладал исключительным самообладанием, которое иногда воспринималось как безразличие к судьбам страны и людей. Недруги его часто объясняли это «равнодушием и тупостью»… «Во внешности Николая II, - писала жена английского посла Бьюкенена, - было истинное благородство и обаяние, которое, по всей вероятности, скорей таилось в его серьёзных, голубых глазах, чем в живости и весёлости характера»10.

Вступив на престол, Николай II в речи перед представителями тверского земства 17 января 1895 года подтвердил верность политическому курсу отца. Образцом отношений между властью и подданными Николай считал время своего предка Алексея Михайловича. Император всегда шёл на уступки только под давлением обстоятельств. Так было и в августе 1905 года, когда был объявлен манифест о созыве законосовещательной Государственной думы и 17 октября 1905 года, когда он подписал манифест о «даровании» народу гражданских прав и законодательной Думы. Этот неглупый, образованный и воспитанный человек, похоже, не обладал способностью просчитывать последствия своих действий дальше, чем на один шаг, и не любил советников умнее и сильнее себя; обнаружившиеся просчёты и поражения он встречал с несокрушимым фатализмом: «На то, значит, воля Божия».

Войны он боялся, сказал министру иностранных дел С. Д. Сазонову: «…это значит обречь на смерть сотни тысяч русских людей»11. Император пытался передать спор Сербии и Австро-Венгрии на рассмотрение Гаагского трибунала, но безуспешно.

В царствование Николая II Россия прошла три периода развития(1894-1905, 1907-1914 и 1914-1917). В начале каждого из этих витков была возможность проведения реформ, а заканчивались они революцией или близкой к ней ситуацией. Но во всех случаях император и его ближайшее окружение отвергали сколько-нибудь последовательные реформы и тем самым делали неизбежной революцию, а себя обрекали на изоляцию.

После отречения он сказал: «Если надо, чтобы я ушёл сторону для блага России, я готов; но я опасаюсь, что народ этого не поймёт».12В Царском Селе жизнь «частного человека» Николая продолжалась недолго. Уже 31 июля 1917 года их отправили в Тобольск. А с 30 апреля 1918 года семья императора была переправлена в Екатеринбург в дом купца Ипатьева под тюремный режим содержания. Свой 50-летний юбилей бывший император встретил уже здесь. Вопрос о ликвидации семьи Романовых в ночь с 16 на 17 июля 1918 года был решён группой солдат охраны во главе с комендантом Юровским.

17 июля 1998 года останки Николая II и членов его семьи были захоронены в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга(кроме останков Марии и Алексея, которые нашли позже). Несмотря на споры, государь и его близкие были причислены в 2000 году на Архиерейском соборе Русской православной церкви к чину страстотерпцев(ниже мучеников). 28 декабря 2000 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода на месте уничтожения останков членов Царской семьи был учрежден мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев в урочище Ганина яма(Приложение). Храмы обители построены из дерева, как на Руси в древности. А семь их – по числу членов Царской семьи. А на месте дома Ипатьева в Екатеринбурге был построен в 2000-2003 гг. Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших(Приложение).

Хочется надеяться, что к 100-летию расстрела императорской семьи останки всех членов семьи будут захоронены в одном месте и царственная семья вновь обретёт покой.

Заключение

Последний российский император не снискал особой любви и уважения ни среди современников, ни в памяти потомков. Лишь в последние годы в общественное сознание настойчиво внедряется образ царя-патриота, царя мученика, добровольно отрекшегося от трона ради умиротворения страны и заплатившего за свое отступничество самую высокую цену. Правда, даже симпатизирующие Николаю II современники не могут признать за ним особых талантов государственного деятеля.

В ходе моего исследования я пришла к следующим выводам:

- Николай II,как будущий император, получил прекрасное образование, основанное на принципах религиозности и патриотизма;

- женившись по привязанности, он был счастлив в браке с женой, имел пятерых детей;

- не испытывал особого интереса к государственным делам и не был готов стать императором;

- начал править на принципах консерватизма и по наветам отца и шёл на уступки народу только под давлением обстоятельств;

- будучи религиозным, видел в происходящих событиях волю Божию и не старался быть жестким и дальновидным правителем в переломные моменты истории;

- при наличии ряда хороших душевных качеств, таких как личное обаяние, любовь к семье, вежливость и искренний русский патриотизм, он почти напрочь был лишен качеств «сильного» правителя, совсем не соответствовал тому образу царя самодержца, который сложился у русского народа за его многовековую историю.

Николай II знал о своём мученическом пути. Он говорил: «Я родился в день памяти Иова Многострадального и имею предчувствие, что мне предстоят жестокие испытания». Он не раз приезжал к «светильнику Земли Русской», святому праведному Иоанну Кронштадтскому. А он предупреждал Царя, что у него есть только три пути для спасения: или уехать за границу и оставить всё; или стать странником в России; или стать мучеником. Государь из всех возможных вариантов выбрал путь Мученика и полное смирение перед волей Всевышнего, как и подобает Избраннику, Помазаннику Божьему. В единственном сохранившемся стихотворении дочери императора Ольги Романовой последняя воля Николая II:

Отец всем просит передать,

Не надо плакать и роптать,

Дни скорби посланы для всех

За наш великий общий грех.

Он все обиды позабыл,

Он всех врагов своих простил

И за Него велит не мстить,

А всех жалеть и всех любить.

Он говорит: мир тонет в зле,

Иссякла правда на земле,

И скорбный крест грядущих дней

Eще ужасней и страшней.

Но час пробьет, придет пора,

Зло одолеет власть добра,

И все утраченное вновь

Вернет взаимная любовь.

Список источников и литературы

Источники

1.Джанумова Е.Ф. Мои встречи с Григорием Распутиным(Из дневника Е.Ф. Джанумовой.)// Огонек. – 1988. - № 4. – с.2-16.

2. Дневники Императора Николая II. Москва, «Орбита»,1991.

3.Российский архив (История Отечества в свидетельствах и документах ХVIII –ХХ вв.). Выпуск 1-3. – М.: Студия «ТРИТЭ» - «Российский Архив»,1991.

Литература

1.Боханов А.Н. Николай II. - М.: Молодая гвардия,1997.

2.Буранов Ю.А., Хрусталёв В.М. Гибель императорского дома 1917-1919 гг . – М.: Прогресс, 1992.

3. Волков А.А. Около царской семьи: (Воспоминания).М.: – Частная фирма Анкор, 1993.

4.Иоффе Г. З. Революция и судьба Романовых. -М.: Республика, 1992.

5. Курукин И.В. Романовы. – М.: Молодая гвардия,2013.

6. Мосолов А.А. При дворе последнего Российского императора. – М.: Частная фирма «Анкор», 1993.

7. Ольденбург С. С. Царствование императора Николая II. - М.: ТЕРРА, 1992.

8. Радзинский Э.С. Николай II. Жизнь и смерть. – М.: Астрель, 2010.

9. Рыжов К.В. Монархи. –М.: Астрель,2003.

10.Соколов Н.А. Убийство царской семьи. – М.: Прогресс,1991.

11.Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. – М.: Белый город,2003.

12.Рыжов К.В. Монархи. –М.: Астрель,2003.

13. Шумейко И.Н. Романовы. Ошибки великой династии. – М.: АСТ, 2014.

14. Энциклопедия для детей.Т.5,ч.3. История России. ХХ век/ Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+,1996.

Интернет источники

1.http://ru.wikipedia.org

2. http://www.monarchia.ru

Приложение

Император с семьёй

Храм святых Царственных Страстотерпцев

Храм на Крови. Город Екатеринбург. Современный вид

1 Рыжов К.В. Монархи. –М.: Астрель,2003.С.328.

2 Энциклопедия для детей.Т.5,ч.3. История России. ХХ век/ Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+,1996.С.8-9.

3 Дневники Императора Николая II. Москва, «Орбита»,1991.С.18.

4 Рыжов К.В. Монархи. –М.: Астрель,2003.С.331.

5 Там же. С.332.

6 Курукин И.В. Романовы. – М.: Молодая гвардия,2013. С.462.

7 Соловьев В.М. История России для детей и взрослых. – М.: Белый город,2003.С.302.

8 Энциклопедия для детей.Т.5,ч.3. История России. ХХ век/ Сост. С.Т. Исмаилова. – М.: Аванта+,1996.С.9.

9 Боханов А.Н. Николай II. - М.: Молодая гвардия,1997.С.25.

10 Боханов А.Н. Николай II. - М.: Молодая гвардия,1997.С.27.

11 Курукин И.В. Романовы. – М.: Молодая гвардия,2013. С.477.

12 Курукин И.В. Романовы. – М.: Молодая гвардия,2013. С.484.

Просмотров работы: 2944