Представленная работа является творческим историко – литературным исследованием. Тема проблемы двоеверия в русской культуре XIX века мало изучена, но представляет большой интерес, как с точки зрения литературы, так и с исторической точки зрения. Предметная интеграция помогает более полно и обоснованно провести исследование. В свете духовно – нравственного возрождения России в последние десятилетия обращение к феномену двоеверия в жизни и культуре нашего народа очень актуально. Более того, это привлекает внимание учащихся к русской литературе, вызывает мотивацию и интерес к её изучению.
В работе исследуются: понятие «феномен двоеверия», причины его возникновения, произведения литературы «золотого века» русской культуры, выделяются языческие и христианские традиции, представленные в них. Автор исследования не просто сопоставляют информацию, но и анализируют, как «уживались» противоположные религиозные верования в одном произведении, какие языческие традиции повторялись в разных произведениях. В качестве объектов исследования взяты произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, В.А.Жуковского.
Автор работы охарактеризовал языческие обряды, нашел и привлёк аудио и видео фрагменты, посвящённые исследуемым произведениям.
Актуальность темы заключается в том, что в современных условиях культурного и духовного развития России всё больше внимания приковывает к себе история возникновения и утверждения православия на Руси. Кроме того, при информатизации и компьютеризации общества пропадает интерес к чтению книг, а представленная проблема помогает мотивировать учащихся к изучению русской литературы.
Феномен двоеверия остается одним из интереснейших как с теоретико-методологической, так и с практической точки зрения. Он является неразрывно связанным с одной стороны, с такими культурными феноменами, как древнеславянское язычество и православие, а с другой — с понятиями «религиозная вера», «нерелигиозная вера».
Интеграционный характер исследования не просто является его особенностью, но и помогает глубже и неординарно рассмотреть и решить поставленную проблему.
Проблема исследования заключается в следующем: нашел ли отражение феномен двоеверия в культуре православного русского народа?
Автором была выдвинута гипотеза, что, несмотря на утверждение православия в жизни и культуре русского народа, двоеверие нашло отражение в классической литературе ХIХ века в описании языческих обрядов, праздников, верований.
Цель работы: выяснить, как языческие традиции сохранились в классической литературе XIX века в России, принявшей христианство более 800 лет до этого.
Дидактические задачи:
активизация творческой деятельности учащихся;
знакомство с понятием двоеверия, анализ произведений писателей ХIХ века с точки зрения проявления в них языческих традиций;
развивать умение видеть проблему и наметить пути ее решения;
развитие ключевых компетенций обучающихся через самостоятельную познавательную и исследовательскую деятельность;
формирование исследовательских навыков в ходе практической работы;
формировать навыки публичного выступления
Методические задачи:
освоить представление о двоеверии как религиозном и культурном явлении;
проанализировать феномен двоеверия в произведениях В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н.В. Гоголя;
помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения перспективы ;
совершенствовать навыки применения новых компьютерных технологий.
Выбранная тема мало изучена, и для решения поставленных задач автор решил остановиться на самых известных произведениях литературы ХIХ века, хотя объём материала очень большой. По мнению автора, они достаточно иллюстративны и дают возможность ответить на поставленные вопросы.
Структура работы состоит из трёх глав, каждая из которых посвящена анализу произведений одного из известных авторов произведений литературы ХIХ века: В.А.Жуковского, Н.В.Гоголя, А.С.Пушкина. В произведениях исследуется наличие языческих и христианских традиций.
Основные методики работы:
Работа с литературными источниками.
Поиск и отбор информации.
Исследование.
Сопоставительный анализ.
Классификация фактического материала.
Обобщение информации.
Глава 1.
Феномен двоеверия.
Прежде, чем начать работать с литературным произведением, целесообразно дать определение понятию двоеверие.
Двоеверие — религиозное и культурное явление, заключающееся в параллельном сосуществовании традиционного христианства и элементов дохристианских языческих верований.1
Двоеверие зародилось с момента крещения Руси в конце десятого века и сохранилось, как результат нежелания многих людей принять новую религию и отказаться от веры предков.
В дальнейшем двоеверие нашло выражение в сосуществовании двух религий: религии государственной, официальной (православие) и народной, традиционной (язычество).
В чём выражается феномен двоеверия?
Феномен двоеверия остается одним из интереснейших как с теоретико-методологической, так и с практической точки зрения. Он является неразрывно связанным с одной стороны, с такими культурными феноменами, как древнеславянское язычество и православие, а с другой — с понятиями «религиозная вера», «нерелигиозная вера».
Нашел ли отражение феномен двоеверия в культуре православного русского народа? Ведь культура всегда отражала важнейшие стороны жизни общества.
Хотелось бы выделить основные моменты языческих верований, которые нашли отражение в литературе девятнадцатого века.
Оборотничество и колдовство.
Колдовство – это магические, таинственные приемы, имеющие целью воздействовать на силы природы, на людей, исцелять их и наводить болезни.2
«И там, в ученье колдунов, провел невидимые годы», «Открою тайну: я колдунья!»
(А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»)3
Оборотничество – это перемена облика персонажа, временное превращение с последующим возвратом к подлинному виду.4
Превращение Черномора в Руслана, кикиморы в Людмилу. (А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»).5
«Оборотилась под водою в одну из утопленниц» (Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»).6
Гадания и вера в сновидения.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали…
(В.А.Жуковский)7
Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны…8
(А.С.Пушкин)
Колядки.
« Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие».
«Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу».9 (Н.В.Гоголь)
Поклонение вещам и силам природы.
Фетишизм - культ неодушевлённых вещей, выраженный в обожествлении или слепом поклонении этим вещам.10
«Елисей, не унывая, к ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч»11 (А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
«Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна… Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу!»12 ( А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане») .
Анимизм – свойственное первобытным народам донаучное представление о существовании духа, души у каждой вещи.13
«Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. С ним одним она была добродушна, весела, с ним приветливо шутила и , красуясь, говорила: «Свет мой, зеркальце! Скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?»14 (А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)
Таким образом, феномен двоеверия в разных формах сохранился и продолжал жить и в быту, и в русской культуре, в частности, в литературе.
Глава 2.
Двоеверие в творчестве В. А. Жуковского.
В.А.Жуковский, человек очень известный и образованный, христианин по вероисповеданию, наставник детей самого императора российского в своём произведении «Светлана» описывает древний языческий обряд гадания. И это не выдумка поэта, реальные действия, которые многие девушки того времени знали и выполняли, потому что гадание в то время было обычным делом.
Тема гадания.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.15
В небольшом отрывке из стихотворения описаны разные способы гадания. Кстати, о гаданиях мы встречаем упоминания и в произведениях других авторов, например, у А.С.Пушкина в «Евгении Онегине».
Однако в этом же стихотворении В.А.Жуковского мы находим причину процесса гадания – христианский праздник Крещения. Так было принято - гадать именно в это время. Присутствовала некая сакральность, таинственность, связывавшая оба эти элемента воедино. И это никого не удивляло.
Выделим элементы православия в произведении:
Христианский праздник - Крещение « Раз в крещенский вечерок…»
Христианский обряд – венчание «Мне венчаться тем венцом…»
Церковный служитель, священник «Поп уж в Церкви ждет…»
«Вот в сторонке божий храм...»
«В дверь с молитвою стучит...»
Действительно, именно в христианстве есть такие обязательные составляющие как храм, таинство крещения и венчания, молитва – обращение к Богу.
На примере произведения «Светлана» мы убедились в сосуществовании христианских и языческих традиций в русской литературе, как подтверждении феномена двоеверия.
Глава 3.
Сосуществование язычества и христианства в творчестве Н. В. Гоголя.
Произведения Н. В. Гоголя заинтересовали автора работы тем, что многие ранние произведения писателя содержат элементы двоеверия. Были проанализированы следующие произведения автора: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь, или утопленница», «Ночь перед Рождеством», «Вий». Работа строилась на основе сопоставления информации о разных религиозных взглядах. Например, наряду с постоянным присутствием ссылок на антихриста, Бога и ангелов, автор очень образно описывает колядки, являющиеся крупнейшим языческим праздником. Православные люди весело и дружно колядуют. А ведь языческие традиции не принимаются и отрицаются православной церковью. Кроме того в произведениях Н.В.Гоголя присутствуют оборотничество, колдовство, и другие элементы язычества. Пародоксально то, что эти элементы православной религии и язычества не просто сосуществуют, но и дополняют друг друга.
Элементы христианской религии в произведениях Н.В.Гоголя:
«Антихрист, проклятый...»
«Впереди и дьявол сидит!»
«Перед Рождеством…»
«Господи, Боже мой!»
«Грешную душу..»
«Святые архангелы»
Противник Христа
Падший ангел
Христианский праздник -Рождество
Обращение к Господу
Архангелы, Небесные силы
Автор исследования выделил из текста разных произведений отдельные слова, явно свидетельствующие о наличии христианской (православной) конфессии в русском обществе, что нашло отражение в литературе. Но наряду с этим Гоголь описывает Коляду. Коляда – крупнейший языческий (позже – славянский) праздник зимнего солнцестояния, пришедший к нам практически без изменений.16 А в экранизации произведения демонстрируется весь этот обряд.
Н.В.Гоголь описывает его так:
« Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие».
«Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу». 17
Во многих произведениях Н.В.Гоголя элементы православной религии и язычества не просто сосуществуют, но и дополняют друг друга.
Так в произведении «Вий» сочетаются и деревенская церковь, где по христианскому обычаю «отчитывают» усопшую панночку, и колдовство и языческие «тёмные» силы. Вообще в ранних произведениях Гоголя очень ярко прослеживается внимание к языческим силам и обрядам в православной Украине.
Глава 4.
Феномен двоеверия в произведениях А.С. Пушкина.
В творчестве А. С. Пушкина очень много обращений к различным религиозным традициям, особенно ярко выражен феномен двоеверия в сказках. Автор пытался провести аналогию присутствия разных религий в одном и том же произведении, и пришёл к мнению, что количество ссылок на них приблизительно равное. Например, в поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» герои постоянно обращаются к Богу, но и одновременно описывается колдовство, заклинания, живая и мертвая вода. А в сказке « О мертвой царевне и семи богатырях» есть обращения к силам природы, к вещам, как к живым существам, что является ярким примером проявления анимизма и фетишизма. Подобная ситуация просматривается и в « Сказке о Царе Салтане», где царевич обращается к волне. В романе «Евгений Онегин», где речь идет о жизни русского дворянства, упоминаются гадания, святки, вера в вещие сны. Свои мысли автор готов подтвердить результатами анализа произведений А.С.Пушкина и сопоставления христианских и языческих элементов в тексте.
А.С.Пушкин «Руслан и Людмила».
христианство |
язычество |
«Вздохнул и молвил оживая: «Ну, слава богу, я здоров!»» «Красней, несчастный, бог с тобою!» «Шагал, шагал и, слава богу, как бы пророчеству назло, все счастливо сначала шло» «Возьми его, и бог с тобою!» «Я каждый день, восстав от сна, благодарю сердечно бога» |
«Творю поспешно заклинанья, зову духов — и в тьме лесной стрела промчалась громовая, волшебный вихорь поднял вой, земля вздрогнула под ногой» «Долина чудная таится, и в той долине два ключа: один течет волной живою, по камням весело журча, тот льется мертвою водою» «Ах, витязь, то была Наина! Глазами страшный призрак мерил. Зато (прибавила болтунья) открою тайну: я колдунья!» |
А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
христианство |
язычество |
«Не кручинься, бог с тобой»… «Королевич Елисей, помолясь усердно богу, отправляется в дорогу»… «Взять тебя мы все бы ради, да нельзя, так бога ради помири нас как-нибудь» «Братья в горести душевной все поникли головой, и с молитвою святой»… Обращаясь к ветру, Елисей говорит : «Не боишься никого, кроме бога одного» … |
Королевич Елисей обращается к солнцу: «Свет наш, солнышко! Ты ходишь, круглый год по небу, сводишь..». «Свет ты мой, —Красно солнце отвечало, — Я царевны не видало.» к месяцу : «Только месяц показался, он за ним с мольбой погнался. «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!» «Братец мой, отвечает месяц ясный, — не видал я девы красной.» к ветру: «Елисей, не унывая, к ветру кинулся, взывая: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч» |
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».
христианство |
язычество |
«Но из бочки кто их вынет? Бог неужто их покинет? » Наличие у молодого царевича креста : «Ломит он у дуба сук и в тугой сгибает лук, со креста снурок шелковый натянул на лук дубовый» «И за белыми стенами блещут маковки церквей и святых монастырей» «К ним народ навстречу валит, хор церковный бога хвалит» |
Молодой Царевич обращается к волне: «Ты, волна моя, волна!Ты гульлива и вольна… Не губи ты нашу душу: выплесни ты нас на сушу!» и послушалась волна..» Превращение царя Гвидона в комара, муху и шмеля. |
А.С.Пушкин «Евгений Онегин».
христианство |
язычество |
Что ж? Тайну прелесть находила И в самом ужасе она: Так нас природа сотворила, К противуречию склонна. Настали святки. То-то радость! Гадает ветреная младость, Которой ничего не жаль, Перед которой жизни даль Лежит светла, необозрима; Гадает старость сквозь очки У гробовой своей доски, Все потеряв невозвратимо; И все равно: надежда им Лжет детским лепетом своим. |
Сон Татьяны: «Большой, взъерошенный медведь; и лапу с острыми когтями ей протянул; пошла — и что ж? медведь за ней!» «Медведь промолвил: «Здесь мой кум: погрейся у него немножко!»» «Глядит она тихонько в щелку, и что же видит?.. за столом сидят чудовища кругом: один в рогах с собачьей мордой, другой с петушьей головой, здесь ведьма с козьей бородой, тут остов чопорный и гордый, там карла с хвостиком, а вот полужуравль и полукот.» «Вот череп на гусиной шее вертится в красном колпаке, вот мельница вприсядку пляшет и крыльями трещит и машет;» И взорам адских привидений явилась дева; ярый смех раздался дико; очи всех, копыты, хоботы кривые, хвосты хохлатые, клыки, усы, кровавы языки, рога и пальцы костяные, всё указует на нее, и все кричат: мое! мое!» «Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям и предсказаниям луны. Ее тревожили приметы» |
Большое внимание в «Евгении Онегине» уделяется Святкам, которые являются христианской традицией, но при этом, упоминаются гадания, которые не принимаются православной церковью. Однако, очевидно, что гаданиями занимались люди разных возрастов и социального положения, не смотря на то, что все были крещёными.
«Настали Святки. То- то радость! Гадает ветреная младость…
Гадает старость сквозь очки»18…
Итак, в произведениях А. С. Пушкина мы наблюдаем элементы как языческих, так и христианских традиций. Это не просто фантазия автора, а отражение культурных и религиозных взглядов и традиций в жизни общества. Причём все они настолько тесно переплетены, что не вызывают недоумения и не являются чем – то необычным, из ряда вон выходящим.
Заключение.
Феномен двоеверия, возникший много веков назад на Руси, до сих пор живёт и существует в современном российском обществе. Он очень интересен и привлекает внимание исследователей. Он находит отражение в разных сферах жизни людей, но особенно ярко был выражен в русской литературе девятнадцатого века.
На основании проведённого исследования можно сделать вывод, что в произведениях классической литературы XIX века феномен двоеверия нашёл отражения в описании православных традиций и языческих суеверий, гаданий, обрядов, гармонично дополняющих друг друга элементов разных религий и народного быта. Разные авторы обращались к нему и отражали в своих произведениях. Во всех проанализированных произведениях разных жанров присутствуют элементы, как православной, так и языческой религий, очень тесно взаимосвязанных друг с другом. Почему подобные произведения не запрещались, а напротив, вызывали большой интерес у читателей? Ведь не все они могли быть отнесены к такому жанру как сказка.
Следовательно, это не просто фантазии и выдуманные ситуации, а отражение народной жизни и культуры общества того времени.
Источники и литература.
Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 4 томах. — Россия, Санкт-Петербург, 1907—1909.
Толковый словарь русского языка Ожегова С.И. М.Просвещение.1983.
Двоеверы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907//.
Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. «Дрофа», 2007.
Н. В Гоголь. « Миргород» Издательство: «Издательский Дом Мещерякова» 2016 г.
Жуковский Василий Андреевич. Издательство: Проф-Издат, 2008 г.Серия библиотека поэзии.
В.А.Жуковский. Баллады. М. Просвещение.1981.
А.С. Пушкин. Сказки. «Смол’ин» при содействии АО авиационно-технической фирмы, 1993.
А.С.Пушкин. Евгений Онегин. Просвещение. 1987.
А. С. Пушкин. Сочинение в трех томах. Москва, «Художественная литература». 1986г.
Е. Онегин-стр.186, сказки 595-647.
Интернет-ресурсы.
https://www.youtube.com/watch?v=wZ3eHs6v59I «Вий»
https://www.youtube.com/watch?v=zCdnb0JF1wY «Вечера на хуторе близ Диканьки»
https://www.youtube.com/watch?v=LbOz97mPW_4 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
«Евгений Онегин» А.С.Пушкин http://www.ilibrary.ru/text/436/p.1/index.html
https://www.youtube.com/watch?v=wZ3eHs6v59I «Вий»
https://www.youtube.com/watch?v=zCdnb0JF1wY «Вечера на хуторе близ Диканьки».
Толковый словарь Ожегова. https://www.ozegov.textologia.ru
1 Двоеверы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907//.
2 Толковый словарь Ожегова С.И.
3 А. С. Пушкин. Сочинение в трех томах. Москва, «Художественная литература». 1986г.
4 Толковый словарь Ожегова С.И.
5 А. С. Пушкин. Сочинение в трех томах.
6 Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. «Дрофа», 2007.
7 В.А.Жуковский. Баллады. М. Просвещение.1981.
8 А.С.Пушкин. Евгений Онегин. Просвещение. 1987.
9 Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. «Дрофа», 2007.
10 Толковый словарь Ожегова С.И.
11 А. С. Пушкин. Сочинение в трех томах.
12 Там же.
13 Толковый словарь Ожегова С.И.
14 А.С. Пушкин. Сказки. «Смол’ин» при содействии АО авиационно-технической фирмы, 1993.
15 Жуковский Василий Андреевич. Издательство: Проф-Издат, 2008 г.Серия библиотека поэзии.
16 Толковый словарь Ожегова С.И.
17 Н.В.Гоголь. Вечера на хуторе близ Диканьки. «Дрофа», 2007.
18 А.С.Пушкин. Евгений Онегин. Просвещение. 1987.