ИСТОРИЯ ГИМНА РОССИИ

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

ИСТОРИЯ ГИМНА РОССИИ

Медовикова А.А. 1
1
Усольцева Е.С. 1
1
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

История государства всегда была частью нашей жизни. Это объясняется тем, что история исследует внутреннюю, духовную сферу жизни человека, содержит в себе вечные истины, открывает нам мир во всей его сложности и полноте. История государства чрезвычайно важна для человека растущего.

Символы государства – это свидетельства его суверенитета, по которым оно узнается во всем мире. Они несут в себе огромную идеологическую, правовую, социально–политическую нагрузку. В большинстве стран государственные символы власти рассматриваются как общенациональные и неподлежащие изменениям. Для каждой страны и ее народа характерным являются верность своим традиционным символам и стремление сохранить их через столетия. Поэтому любовь к своей стране выражается и через эмоциональное отношение к ее государственным символам и символике.

В комплексе опознавательных знаков, используемых государствами (название, герб, флаг, гимн) гимн занимает особое место, так как является самым общедоступным и самым общепонятным знаком.

Актуальность работы заключается в том, что воспитание патриотизма и гражданственности детей и молодежи, сохранение преемственности поколений и укрепление социального единства общества невозможно без знания истории государственных символики.

Гипотеза данной курсовой работы заключается в том, что социально-политические изменения в стране влияют на изменение государственной символики, в частности гимна.

Объектом исследования выступает государственный гимн Российской Федерации, а предметом исследования - причины изменений внешнего вида государственного гимна РФ.

Цельюработы является исследование истории государственного Гимна Российской Федерации.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

- узнать происхождения слова «гимн»;

- изучить историю Гимна России;

- показать становление Гимна России как символа государства;

- провести опрос среди обучающихся и взрослого поколения «Знаете ли вы историю гимна России?»;

В данной работе были использованы следующие методы:

- беседа;

- анкетирование;

- накопление и отбор фактов и установление связей между ними. Обращаясь к теме символики России, затрагивается огромный пласт истории становления Российской государственности.

Отдавая почести символам государства, люди тем самым проявляют любовь и уважение к своей Родине, гордясь принадлежностью к Российскому гражданству.

Музыкальное искусство на Руси в X-XVI вв.

Слово «гимн» происходит от греческого «гимнос» - «торжественная, хвалебная песнь». До XVII века в России во время государственных церемоний и событий общегосударственного значения исполнялись православные церковные песнопения.

Истоки гимнов скрываются в глубинах истории. Несколько тысячелетий назад многие народы в торжественных песнопениях славили красоту родной земли и её богатства, подвиги предков. История гимна России непредсказуема и полна неожиданностей. Есть мнение, что первым гимном на Руси можно считать боевой кличь и тост «За Русь».

Первые церковные гимны на Русь пришли из Византии. Князь Владимир, крестившийся в Корсуни, привёз оттуда с собой и певцов, которых ему прислали византийский император и Константинопольский патриарх. Как и в Византии, на Руси были известны церковные песнопения различных видов. Наиболее известны акафисты и кондаки (славословия в честь святых), богородичные песни (в честь Богородицы).

Музыковеды не могут четко осветить всю картину музыкального сопровождения различных торжеств в России, выходов царей и прочих государственных церемоний. Но известно, что в период создания единого Русского государства великий московский князь Иван III Васильевич создал профессиональный хор "государевых певчих дьяков". В последующие столетия этот хор исполнял духовные песнопения гимнического характера во время церковных праздников, царских величаний и других событий общегосударственной значимости. [11, c. 22]

В XVII в. из Польши на Украину и в Россию пришел особый вид гимнов - канты. Поначалу их создавали на церковные песни, но постепенно канты становятся светскими песнопениями, но исполнявшимися на церковный манер.

В «Сказании о Мамаевом побоище» звук труб русской рати играет роль предвестника победы, показывает силу морального превосходства войска Дмитрия Донского над полчищем Мамая. [17, c.74]

Можно с уверенностью говорить о значительном влиянии на становление музыки в России Византийской традиции. Древняя Русь получила своё богослужебное пение из Византии вместе с крещением в конце X в.

Социальная и национально-освободительная борьба народов вызвала к жизни новые гимны, служившие боевыми народными песнями.

Шли века, и хвалебные песни изменялись. Все чаще их содержанием становилось воспевание, увековечивание благородной и возвышенной идеи.

Гимны Российской империи в XVIII-XIX вв.

Правление первого русского императора, ознаменованное столь бурными преобразованиями во всех сферах общественной и государственной жизни, не могли не оставить свой отпечаток и на музыке. Как пишет историк Г.А. Мурашев, военная музыка, военные марши целиком заполнили эпоху Петра I.

Первой мелодией, не утратившей своей популярности на протяжении многих десятилетий, стал «Преображенский марш», созданный во время Северной войны неизвестным капельмейстером. Этот марш вплоть до 1790 г., когда появился «Гром победы», фактически был гимном Российской империи. Именно под этот марш преображенцы сажали на престол Екатерину I, несли на своих плечах к трону Елизавету Петровну, сопровождали будущую Екатерину Великую в походе против Петра III.

Звучал он и в сражениях, где под ускоряющуюся музыку, повинуясь ударам барабана под левую ногу, полки переходили с шага на бег, завершая его штыковой атакой. Военным «Преображенский марш» полюбился из-за его темпа. Он одинаково хорошо звучал и при медленном (60-80 шагов в минуту), и при быстром (120 шагов). В качестве примера можно сказать, что парадный темп караула у мавзолея Ленина при смене - 60 шагов.

В походах марш сопровождался пением, причем слова менялись в зависимости от времени действия и политической конъюнктуры. Существует целый ряд текстов на мелодию «Преображенского марша», но большинство из них, видимо, из-за слабых музыкальных способностей полковых писарей, художественными достоинствами не отличаются. [17, c. 80]

Вторым гимном России, тоже неофициальным, стал полонез Осипа Козловского на стихи Гавриила Державина «Гром победы, раздавайся!», созданный ими в 1791 году в честь взятия русскими войсками под командованием Александра Суворова османской крепости Измаил в ходе Второй русско-турецкой войны. Торжественное и приподнятое настроение, упоение победой, гордость за свое Отечество читаются в каждой строчке этой песни.

Фактически первым русским национальным гимном стал «Коль славен» Д. С. Бортнянского, написанный в 90-х годах XVIII века: эта духовная (нецерковная) песнь ежевечерне исполнялась на молитве в войсках, ее пели на крестных ходах, играли во время производства юнкеров в офицеры и при погребении старших офицеров, она стала неотъемлемой частью многих ритуалов и церемоний. «Коль славен» быстро стал любим и популярен среди всех слоев русского народа. [3, C.41]

«Коль славен…» является уникальным случаем в истории гимнографии, поскольку в его тексте не упоминается страна, чьим гимном претендует быть это сочинение. Вся песнь – это гимн высшему Творцу. Он никогда не был официально признан в качестве государственного гимна России, хотя по некоторым сведениям император Павел I своим указом все же утверждал его в этом качестве.С 1856 по октябрь 1917 года куранты на Спасской башне Московского Кремля дважды в день вызванивали «Коль славен…» и «Преображенский марш».

Первым уже официальным государственным гимном России стала «Молитва русских». Слова В.А. Жуковского были положены на широко известную за пределами Великобритании музыку «Боже, храни короля». Авторство ее оспаривается по сей день. Одни утверждают, что ее написал в 1740 г, учитель музыки Генрих Кэри для короля Георга II. Другие - будто сам Г.Ф. Гендель. Во всяком случае, в седьмом лондонском издании национальных гимнов мира в 1987 г. ни автор текста, ни композитор гимна «Боже, храни короля» не указываются.

А вот наш поэт В.А. Жуковский в 1815 г. сумел сочинить вполне удачный текст на музыку «Боже, храни короля».

Повелением Александра I гимн стали исполнять в учебных заведениях столицы, в день празднования годовщины Царскосельского лицея (кстати, с двумя куплетами, которые написал А.С. Пушкин), на парадах в Варшаве. Словом, Россия, наконец обрела собственный гимн. «Молитва русских» стала первым официальным гимном. Казалось, так будет долго. Но не прошло и 17 лет, как наша Родина получила новый гимн, написанный собственным композитором на слова собственного автора. Этим композитором оказался культурнейший и высокообразованнейший человек - Алексей Федорович Львов. Гимн, написанный им, просуществовал век. Он был отменен лишь 2 марта 1917 г. [8, C. 25]

Боже, Царя храни! Официальный гимн России (1833 – 1917)Музыка Алексея Львова. Слова Василия Жуковского.

Гениальность гимна «Боже, царя храни!» состояла в простоте формы и силе идеи. Русский гимн был самым кратким в мире: всего шесть строк и 16 тактов легко западали в душу, без труда запоминались.

Кроме официального гимна с 1836 г. широко распространяется «Славься» М.И. Глинки. Глинка, будучи одним из величайших русских композиторов и основоположников классической русской музыки создал гениальную оперу «Жизнь за царя». Одна из самых ярких частей оперы «Славься» неофициально использовалась в качестве национально-патриотическиго гимна, прославляя личность монарха.

Гимны Советской России 1917 - 1991 гг.

В феврале 1917 года император Николай Второй отрекся от власти, а вместе с ним ушел впрошлое и гимн. В Россию пришла "Марсельеза" в конце XVIII - начале XIX веков. Ее распевали декабристы, революционное студенчество, однако она была доступна лишь знавшим французский язык. Под названием "Рабочей Марсельезы" песня стала хорошо известной с 1875 года. В дни революции 1905 -1907 годов ее распевали на улицах и площадях. Содержание имело мало общего с французской "Марсельезой" Руже де Лиля, но было понятно революционно настроенным массам:

"Отречемся от старого мира, отряхнем его прах с наших ног…". [12, C.31]

К 1917 году песня стала общепризнанным гимном революционного движения, причем, ее считали гимном революции и те, кто даже не знал ее содержания. "Марсельезу" исполняли при встрече членов Временного правительства, при приеме иностранных делегаций, при начале спектаклей в театрах и т.д. При ее исполнении снимали головные уборы. Причем оркестры исполняли классический французский вариант "Марсельезы", а пелась русская "Рабочая Марсельеза": Автором русского перевода был поэт Петр Лаврович Лавров (1823–1900), а сделал ее музыкальную обработку композитор Александр Константинович Глазунов (1865–1936):

«Интернационал» к началу XX века стал общепризнанной боевой песней мирового пролетариата. Слова этого гимна принадлежат перу французского поэта Э. Потье, которого Ленин назвал «одним из самых великих пропагандистов посредством песни». Воспевающий революцию гимн был сложен в 1871 г. дни, когда погибла Парижская коммуна. Спустя 17 лет рабочий Пьер Дегейтер написал музыку, на которую положил стихи Потье. Через несколько лет «Интернационал» становится признанным гимном французских социалистов, что официально закрепляет своим решением первый объединенный конгресс социалистических организаций Франции (1899). Одним из участников конгресса стал А. Коц, молодой русский студент из Донбасса, у которого тогда же возникла мысль сделать текст «Интернационала» достоянием русских революционеров. [1, c. 21]

Уже в 1906 г. «Интернационал» вошёл в нелегально выпущенный сборник революционных песен, составленный музыкантом Д.А. Черномордиковым. В.И. Ленин, вернувшийся из эмиграции в апреле 1917 г., предложил использовать «Интернационал» вместо «буржуазной» «Марсельезы», который с этого времени, по сути становится альтернативным гимном пролетарских и солдатских масс. 7 апреля газета «Правда» в одном номере с опубликованием знаменитых Апрельских тезисов поместила статью, в которой подчёркивалось значение пролетарского гимна: «Такое же значение, как красное знамя, имеет песня «Интернационал» Она напечатана в № 1 «Правда». Её поют европейские рабочие, должны петь и мы при всяких пролетарских выступлениях».

Работа по подготовке нового гимна Советского союза проходила в тяжелые для страны 1942-1943 гг. Была создана специальная правительственная комиссия (с участием И.В. Сталина), которая должна была выбрать из множества вариантов несколько, наиболее приемлемых, для заключительного тура. В творческом кроссе по созданию гимна СССР участвовало свыше 160 композиторов и 60 поэтов. Причём многие из них предложили по несколько вариантов музыки и слов. Текст гимна, отобранный комиссией, подготовили военные корреспонденты официального печатного органа ВВС «Сталинский сокол» С.В. Михалков и Г.А. Эль-Регистан. Музыка на стихи «Союз нерушимый …» была представлена на конкурс многими прославленными композиторами: - А. Александровым, Д. Шостаковичем, А. Хачатуряном, М. Блантером, Т. Хренниковым, С. Чернецким, В. Кручининым …. Композиторская гонка завершилась, однако, ничем: ни одна связка «текст - музыка» не сработала. Вопрос о новом гимне решался на заседании Политбюро, в результате в обсуждение вмешался сам И.В. Сталин, который предложил понравившиеся слова С.В. Михалкова и Г.А.Эль-Регистана соединить с уже широко известной музыкой «Гимна партии большевиков». «Гимн партии большевиков» был создан А.В. Александровым весной 1939 г. к XVIII съезду ВКП (б). В новогоднюю ночь 1944 г. все радиостанции страны впервые передали новый Государственный гимн СССР, утвержденный накануне пленумом ЦК ВКП (б) .В тот же день пленум постановил « … сохранить гимн «Интернационал», как гимн Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков). Партийный и государственный гимн как бы поменялись местами. [14, c.47]

Несмотря на то, что гимну придавалось огромное значение, после войны сложилась парадоксальная ситуация: вплоть до 1984 г. не было утверждено Положение о гимне СССР, и на местах его использовали по своему разумению; кроме того, все союзные республики (кроме РСФСР) обзавелись, наряду с государственными, своим собственным гимном, и только РСФСР оставалась единственной республикой в составе СССР, которая не имела своего гимна. Попытки нескольких ведущих композиторов создать гимн России оказались безуспешными.

Текст гимна выдержал несколько редакций. Основные идеи, естественно, сохранялись - выбрасывались или изменялись лишь некоторые слова, ставшие «неудобными». Например, после смерти И. Сталина были удалены все упоминания о «вожде народов».

Текст последнего по времени действия Гимна СССР был утвержден указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 мая 1977г. 7 октября того же года была принята новая Конституция СССР. Впервые в истории советского государства в Основном законе появилась статья о Государственном гимне СССР. Тем самым власть подчеркнула значение официального символа суверенного социалистического государства.

Гимн современной России

После президентских выборов 2000 г. вопросы, связанные с утверждением главных государственных символов России, вновь обрели актуальность. Поскольку «Патриотическая песнь» М.И. Глинки не имела поэтической основы и не была утверждена в качестве официального государственного гимна законодательно, российское руководство проявило заинтересованность в окончательном решении данной проблемы.

Решающую роль в выборе текста и мелодии будущего гимна теперь играли не представители творческой интеллигенции, а российские политики. Новый президент РФ В. Путин предложил В. Яковлеву, губернатору Санкт-Петербурга возглавить рабочую группу и внести в Госсовет предложения по символике государства. Судьба российского гимна решилась в Парламенте, где рассматривались различные варианты: фракция СПС предложила утвердить в качестве гимна известную песню В. Агапкина «Прощание славянки», написанную в далеком 1912 г., независимые депутаты - «Широка страна моя родная», коммунисты отстаивали гимн А. Александрова. Сам президент неоднократно высказывался, что он не против того, чтобы произведение Александрова взять за музыкальную основу гимна РФ; ранее, кстати, музыка Александрова уже была утверждена как гимн союза России и Белоруссии. В итоге было принято окончательное решение: утвердить государственный гимн на редактирование, в связи с нынешними политическими реалиями, слова С.М. Михалкова и музыку Александрова. Закон «О государственном гимне Российской Федерации» был принят 8 декабря 2000г. Государственной думой, одобрен 20 декабря Советом Федерации и подписан 25 декабря 2000г. Президентом РФ.[6, c. 45]

В новое тысячелетие Россия вступила с полноценной системой законодательно утвержденных государственных символов.

Таким образом, можно сделать следующий вывод, гимн является неотъемлемой частью символики государства. Гимн служит, средством поднятия духа, народного самосознания, патриотизма, вызывает чувство гордости за свою страну.

Практическая часть: «Определение уровня знаний государственного гимна РФ».

Без любви к Родине и уважения к её истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей Родины. Подрастающее поколение должно знать символы своего государства, родного города, гордиться своей историей. Для определения знания истории гимна РФ было проведено исследование, в котором принимали участие не только дети, но и взрослые.

Респондентам были предложены анкеты с 3 вопросами, которые должны были определить уровень знаний по истории гимна. Всего было опрошено 46 респондентов, среди них 23 обучающих среднего звена и 23 взрослых респондента.

На первый вопрос «Назовите 2 первые строчки гимна РФ?» верный ответ среди обучающихся среднего звена дали 17 респондентов, что составило73 %. Более старшее поколение справилось с вопросом гораздо лучше, ответили верно на первый вопрос 21 человек, что составило 91 %.

Рисунок 1 Назовите 2 первые строчки гимна РФ?

Второй вопрос «Назовите авторов слов и музыки гимна РФ?» верный ответ среди обучающихся смогли дать 53 %. Среди старшего поколения количество верных ответов составило 75 %.

Рисунок 2 Назовите авторов слов и музыки РФ

Третий вопрос: «Как изменялся гимн в истории России, приведите примеры названий гимна?». Среди всех ранее существовавших гимнов респондентами были озвучены следующие названия:

Рисунок 3 Как изменялся гимн России, назовите примеры?

Другие варианты не были озвучены. Таким образом, проведя исследование можно сделать вывод, что, уровень знаний истории гимна у обучающихся не достаточно высок, среди старшего поколения было названо большее количество вариантов ответов. Только половина учеников смогли назвать авторов современного гимна, и вспомнить и истории только гимн Советского Союза и церковные песнопения. Вариантов ответов на вопрос: «Как изменялся гимн в истории России, приведите примеры названий гимна?», среди старшего поколения было дано больше.

Таким образом, проведенное «Знаете ли вы историю гимна России?» исследование говорит о том, что, что уровень знаний у учащихся можно оценить как средний, у старшего поколения знаний по истории символики своей страны гораздо выше.

Заключение

Государственные символы РФ герб, флаг, гимн – это главные государственные символы нашей страны. Их изображения встречаются на всех важных документах в нашей жизни. Знание истории их происхождения и обозначения каждого элемента являются частью исторического прошлого, воспитывают в каждом человеке гражданина своей страны.

Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это - главные символы каждого государства, отражающие исторический процесс становления страны, национальные особенности, определяющие то, к чему в своей политике стремится государство, отличающие этого государство от всех остальных. В данной работе были рассмотрены основные этапы становления государственного гимна России от начала образования единого русского государства до наших дней.

Данная работа дает достаточно полный материал для ознакомления с символами нашего государства, знание которых традиционно является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма и необходимым элементом знаний образованного человека. На основе знакомства с символикой происходит непосредственное прикосновение к отечественной истории. Гипотеза выдвинутая в начале работы «Социально-политические изменения в стране влияют на изменение государственной символики, в частности гимна», полностью подтверждается. Все мы должны знать и почитать государственные символы нашей страны, поскольку они зримо воплощают, прежде всего современную Россию, в которой мы живем.

Государственный гимн изменяется вместе с государством, объективно отражает историческое движение вперед, прогресс в жизни народа. Важно при этом сохранить преемственность, опору на традиции, чтобы новые поколения ощущали связь с прошлым, гордились им.

Список литературы
  1. Антошин. М.К. Герб, флаг и гимн России: Методические рекомендации [Текст] / М.К. Антошин. - М.: Айрис-пресс, 2003.- С.21.

  2. Болотина, С. Как создавался наш герб [Текст] / А.Н. С. Болотина М.: Наука и жизнь, 2003.- №11. - С.20-24.

  3. Большой государственный герб [Текст] / Родина, - 2003 - №10. - С.34-39.

  4. Борисов, И. Сабля, дуб, единорог [Текст] / Родина, - 2006.-№5.- С.76-80.

  5. Из истории государственного гимна России [Текст] // Московский университет. - 2011. янв. №1-2. – С. З.

  6. Геральдика: Учебное пособие [Текст] / Авт.-сост. Г.Н. Бондаренко.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2009. – С. 54.

  7. Голованова, М.П. Государственные символы России. [Текст] / М.П. Голованова - М.: ООО Изд-во РОСМЕН-ПРЕСС, 2010. - С.160.

  8. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн [Текст] / Сост. В. Шепелева.- Волгоград, 2004.- С.70.

  9. Из истории государственного гимна России [Текст] / Московский университет. - 2011. янв. №1-2. – С.З.

  10. Компаниец, А. Из глубины былин [Текст] / А. Компаниец. - М.: Родина, 2012.- №3.- С.86-87

  11. Каплунов М. Кто автор первого российского гимна [Текст] // Музыкальная жизнь, 2009.- №20.- С. 22

  12. Лебедев В.А. Державный орел России [Текст] / В.А. Лебедев - М.: Родина, 2005.- С. 14.

  13. Орлов, Г. Как мы выбираем гимн, флаг, герб [Текст] / Новое время, 2010.- №47.- С.24-29

  14. Пчелов, Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: [Текст] / Е.В. Пчелов Учебное пособие - М.:ТИД Русское слово - PC, 2002. - С. 75.

  15. Ривина, Е.К. Герб и флаг России: Методические рекомендации [Текст] / Е.К. Ривина - М.: АРКТИ, 2004.- С. 64.

  16. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг [Текст] / Б.Н. Серов – М.: ВАКО, 2004 – С. 69.

  17. Сапрыков В.Н.Россия: Символика и законотворчество // Народный депутат. - 1991.- №2. - С.746

Просмотров работы: 2619