«Мы построим закрытые колесницы, которые проникнут в неприятельские линии и не смогут быть уничтожены толпой вооруженных людей, а позади них может следовать пехота без особого риска и всякого багажа»
Леонардо да Винчи, XV век
Танк – это боевая машина, сочетающая в себе огневую мощь, броневую защиту и высокую подвижность. Современные танки представляют собой мощные боевые машины массой в несколько десятков тонн, вооруженные пушкой калибра 105-125 мм и несколькими пулеметами, имеющие дифференцированную толщину брони 200 мм и более. Они способны развивать по шоссе скорость свыше 60 км/ч, передвигаться в условиях бездорожья, преодолевать различные препятствия и водные преграды.
Прежде чем приобрести эти высокие боевые и технические качества, танки прошли сложный путь развития от тихоходных, неповоротливых и малонадежных конструкций до современных грозных боевых машин.
Первая мировая война 1914-1918 годов явилась первой войной, имевшей все характерные особенности войны машинного периода.
Первая мировая война привела не только к грандиозным социальным потрясениям, но к целой серии радикальных переворотов в военном деле. Главной из них стала Великая танковая революция, которая выявила огромные возможности оперативного использования танков, как средство подавления не только живой силы противника, но и как средство уничтожения долговременных оборонительных сооружений. Она танк из «нелепой игрушки» превратила в нового «бога войны», в одно из главных средств достижения победы в быстрых и решительных операциях.
Именно на полях сражений Первой мировой войны появился новой род войск и тактика его боевого применения. Совершенный прорыв в танковом деле во времена Первой мировой на десятилетия определил характер современной войны и образ танка в будущем.
В историографии данная тема представлена достаточно полно. Исследователи в своих работах обращают внимание на описание основных характеристик тех или иных моделей танков и их роли в определенных сражениях.
В нашей работе мы попытались создать целостную картину развития конструкторской мысли в танкостроении времен Первой мировой войне, опираясь, прежде всего, на труды таких авторов как: Федосеев С.Л., Шмелев И.П., Буше Ж. и др.
Объектом нашего исследования является танк, а предметом – эволюция танкостроения времен Первой мировой войны.
При этом нами использовались следующие методы исследования: нарративные, историко-сравнительные, историко-генетические.
Исходя из всего выше сказанного, цель работы – провести сравнительный анализ технических характеристик танков основных ведущих держав времен Первой мировой войны, выделив факторы эволюции танкостроения.
Задачи:
1. Теоретический анализ литературы, связанной с темой нашего исследования;
2. Изучить историю создания танка;
3. Провести сравнительный анализ технических характеристик первых танков времен Первой мировой войны;
4. Определить факторы, повлиявшие на развитие конструкторской мысли в танкостроении.
Таким образом, структура нашей работы выглядит так:
Введение
Глава 1. История создания танка
Глава 2. Танки времен Первой мировой: конструктивные особенности и опыт боевого применения.
Глава 3. Развитие конструкторской мысли в танкостроении на основе опыта Первой мировой войны
Заключение
Список литературы
Глава 1:История создания танка
Танк – это бронированная боевая машина, чаще всего, на гусеничном ходу, как правило, с пушечным вооружением в полноповоротной башне в качестве основного орудия (2, с. 5).
Назначение бронированных боевых машин определяется тремя задачами:
- двигаться;
- вести бой;
- защищать экипаж и системы оружия от противодействия противника.
Первобытный воин, передвигаясь на собственных ногах, обладал теми же самыми тремя атрибутами: защитой и подвижностью, обеспечиваемыми его копьем, щитом и ногами. Однако развитие технологии сделало возможным создание боевых машин почти невероятной мощи. С огромной скоростью они могут двигаться по пересеченной местности, нести оружие колоссальной силы, и они почти неуязвимы для противника.
Первое и самое главное, танк должен быть способен воевать. Он должен обладать оружием, уничтожающим те средства противодействия, на поражение которых оно рассчитано, запасом боеприпасов, питающих это оружие, и системой наведения оружия на выбранную цель.
Второе, машина должна быть способна двигаться. Известно, что гусеницы больше, чем колеса подходят для перемещения по неровному грунту и лучше распределяют на грунт вес тяжелой машины.
Третье, боевой машине нужна определенная защита, защищающая от пуль и осколков снарядов. Чем более мощным становится оружие, тем надежнее и прочнее должна быть защита от него. Например, можно использовать более мощную броню, но есть практическое ограничение количества металла, которое можно навесить на данную машину при сохранении ее возможности нормально двигаться.
Нельзя забывать об условиях работы экипажа. Известны случаи, когда несколько моделей хороших во всех других отношениях танков не смогли достойно показать себя в бою из-за трудных условий для экипажа (11, с. 12).
Следовательно, для того, чтобы эффективно действовать на поле боя, танки должны быть способны не только двигаться, стрелять и защищать от снарядов и пуль. Они должны быть надежными, несложными в обслуживании и применении.
Идея подвижной боевой платформы, почти неуязвимой от воздействия противника, всегда была привлекательна. Первые попытки были связаны с использованием силы животных или человека. Вооруженные «боевые повозки», которые везли слоны, волы или лошади, осадные башни на колесах и мобильные баллисты, установленные на тележках, опробовались в разные исторические эпохи. Ни одно из этих изобретений не было настоящей боевой машиной, но все они показывали направление движения военной мысли (2, с. 6).
В Средние века своего рода «танком» стал тяжеловооруженный рыцарь в доспехах, которые защищали не только его самого, но также и его лошадь.
Чтобы противостоять такому «танку», пехота ощетинивалась рядами острых кольев. Чтобы установить их, требовалось время – вот почему чешский полководец Ян Жижка предпочитал огораживаться специальными возами, сцепленными между собой. Воины Жижки – гуситы – ставили на свои возы пушки и вражеская кавалерия оказывалась бессильной (4, с. 10).
Но в 1419 году, когда начались Гуситские войны, вряд ли кто-нибудь думал над тем, чтобы эти крепости из возов сделать подвижными. Такая мысль пришла в голову гениальному художнику, ученому и инженеру эпохи возрождения Леонардо да Винчи. Леонардо в письме к миланскому герцогу Лодовико Сфорца активно рекламировал свои военно-технические идеи. Например, он предлагал делать закрытые броней колесницы, которые не боялись бы вражеского обстрела. По форме они напоминали перевернутые суповые тарелки – своеобразные «черепахи», покрытые металлическими листами и вооруженные пушкой. Двигателем этого «танка» должны были стать лошади, находящиеся внутри, однако позднее Леонардо отказался от этой идеи – животные могли запаниковать в закрытом пространстве, поэтому для приведения всей конструкции в движение и для ведения боя предлагалось использовать экипаж в 8 человек. Это была гениальная идея – но не более того. Эффективность таких машин была бы практически нулевой. При своем весе и ручной тяге они не могли бы путешествовать на большие дистанции и передвигаться на колесах по пересеченной местности, были уязвимы для огня и дыма, а также не представляли заметной угрозы для вражеской пехоты (11, с. 23).
Технические предпосылки для создания танка сложились в XIX веке – к тому времени появились: гусеничный движитель, двигатели внутреннего сгорания, броня, скорострельные пушки и пулеметы (1, с. 34).
На основе изучения литературы по истории танкостроения, можно говорить о том, что над конструкциями бронированных боевых машин работали во всех прогрессивных странах того времени.
Первая по-настоящему самоходная бронированная боевая машина была запатентована в 1855 году, во время Крымской войны (1853 – 1856). Она представляла собой паровой экипаж, с размещенными на нем артиллерийскими орудиями, защищенный стальной броней. Предназначенная для роли штурмовой машины, эта повозка должна была нести «карронады» – короткоствольные пушки с небольшой дальностью стрельбы, но метающие снаряды весом 6,4 кг (14 фунтов) – и набор режущих ножей по периметру как противопехотное оружие. До постройки такой машины дело не дошло, ее признали «нецивилизованной» и проект отложили в сторону. Крымская война продолжилась без подобного варварского оружия (3, с. 23).
Первый известный проект, совмещавший нынешние элементы танка – гусеничный ход, двигатель, артиллерийско-пулеметное вооружение и броневую защиту, был разработан французским инженером Эдуардом Буйеном в 1874 году. Это был гусеничный паровоз с вагонами и оружием, установленным на общую гусеницу. Корпус бронепоезда состоял из восьми секций, соединённых между собой шарнирами. Бронепоезд имел всего одну гусеницу, по ширине равной корпусу. Поворот поезда происходил за счёт изгиба самой гусеницы, но на практике опробован не был. На бронепоезд устанавливались орудия, в общей сложности 12 пушек и 4 митральезы (предшественницы пулемета), а обслуживать орудия и сам бронепоезд должна была команда из 200 человек. Двигатель в 40 лошадиных сил, предусмотренный для машины, не смог бы сдвинуть эту конструкцию весом в 120 т. Скорость, которой рассчитывал достичь Буйен, составляла 10 км/ч. Своему изобретению сам Буйен придавал большое значение, он считал, что его орудие принесёт несомненную тактическую выгоду. И хотя Буйен запатентовал своё изобретение, проект по производству его бронепоезда был отклонён (7, с. 17).
В 1885 году Джемса Коуэн, предложил английскому правительству свой проект бронеавтомобиля. По мысли изобретателя машина должна быть вооружена артиллерией и защищена толстой броней. Для ближнего боя автор проекта предлагал вооружить ее «серпами», которые могли бы «косить» неприятельскую пехоту. Вследствие низкого уровня техники того времени проект Коуэна, так же как и ряд других проектов, не мог быть осуществлен (2, с. 15).
В 1911 г. обер-лейтенант железнодорожного полка Австро-Венгрии Бурштынь разработал вполне реализуемый проект бронированной машины «Моторгешютц» (Motorgeschutz) на основе американского сельскохозяйственного трактора фирмы «Хольт». Конструктор видел задачи своего танка в поддержке наступающей пехоты и для подавления пулеметных и даже артиллерийских позиций противника. В октябре 1911 г. проект был предложен военному министерству Австро-Венгрии, а чуть позже – Германии. Нельзя сказать, что проект Бурштыня совсем не заинтересовал военное министерство, ведь он сочетал в себе преимущества и танка, и бронеавтомобиля. Но какой-либо острой необходимости в такой боевой машине, существовавшей исключительно на бумаге, командование вооруженными силами двуединой монархии тоже не испытывало. Поэтому изобретателю было предложено построить опытный образец совместно с какой-нибудь коммерческой фирмой. 28 февраля 1912 года Бурштынь получил германский патент No. Zl. 252 815 DRP , а потом и австрийский No. 53248. Никогда конструктор не поднимал вопроса о строительстве своего танка, так и оставив его только на бумаге (1, с. 66).
В нашей стране конструкторы также работали над проектами самодвижущихся боевых машин. В первую очередь нам бы хотелось отметить работу Василия Дмитриевича Менделеева, сына знаменитого ученого-химика Д.И. Менделеева. По существу, это был первый в мире проект тяжелого танка боевой массой 173 т, вооруженного 120-мм пушкой в лобовой части корпуса и пулеметом во вращающейся башне, со 150-мм бронированием лобовой части корпуса и 100-мм бортами. Менделеев предложил технические новинки, намного опередившие его время: пневматическую подвеску, позволяющую опускать танк на землю для лучшей устойчивости при стрельбе, механизацию заряжания пушки и многое другое.
Разработанный им двигатель внутреннего сгорания мощностью около 250 лошадиных сил развивал скорость до 24 км/ч. Численность экипажа могла составлять восемь человек. Баки с бензином Василий Менделеев предусмотрел в кормовой части сооружения над днищем в изолированных отсеках. Коробка передач предполагала четыре передачи для движения вперед и одну передачу для движения назад. И, наконец, боевая машина Василия Дмитриевича предполагала обеспечение четырьмя постами управления, благодаря которым любой из экипажа мог бы взять на себя управление в случае гибели или ранения водителя. Но, как ни прискорбно, проект Менделеева в Военном министерстве не приняли, аргументируя тем, что реализация сего изобретения невозможна. Боевая бронированная сухопутная машина казалась настолько нереальной, что они просто не принимали ее всерьез. А создатель первого в мире танка был со временем позабыт (4, с. 47).
Исходя из всех этих сведений, можно задаться вопросом: «Почему военные комиссии всех без исключения мировых держав отвергали предложения конструкторов?». Анализируя работы многих авторов, мы пришли к выводу, что весь опыт предыдущих военных конфликтов убеждал военных в том, что и все последующие войны будут маневренными и закончатся быстрее, чем танки успеют покинуть места своих стоянок. Ведь первые машины на гусеничном ходу, хотя и могли продвигаться по бездорожью, но имели крайне низкую скорость.
Таким образом, одних только технических предпосылок для развития танкостроения было недостаточно – недоставало насущной потребности. И эта потребность дала ясно о себе знать с началом Первой мировой войны.
Глава 2: Танки времен Первой мировой: конструктивные особенности и опыт боевого применения
В конце лета 1914-го года началась Первая Мировая Война – один из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в истории человечества. Страны-участницы Первой мировой войны разделились на два противоборствующих лагеря: Четверной союз Германии, Австро-Венгрии, Османской империи и Болгарское царство воевали против Антанты, в которую входили Российская империя, Французская республика и Британская империя. В первых же боях в Восточной Пруссии русская армия столкнулась с немецкими бронеавтомобилями. Эти бронированные машины, вооруженные пулеметами, проникали в тыл, нанося ощутимый урон. В такой ситуации Военное Ведомство Российской империи поставило вопрос об оснащении армии этим новым видом вооружения.
Первый броневик для русской армии построили на базе грузовой машины «Руссобалт». Вооружался он пулеметами «Максим». В октябре 14-го года 8 бронеавтомобилей отправились на фронт (10, с. 12).
И все же по ходу войны выяснилось, что бронеавтомобиль – не та машина, которая может преодолеть мощную оборону противника. Требовалось новое боевое средство. Дело в том, что Первая мировая была войной позиционной. У некоторых военных историков она характеризуется как окопная война. Для нее характерны сплошные укрепленные линии фронта, пулеметы в сочетании с инженерными сооружениями. Предварительная артподготовка помогала не в полной мере, поскольку оборона состояла из нескольких линий. Дальности стрельбы хватало, чтобы подавить переднюю. Захватив ее, наступающие неизбежно натыкались на следующую. Для дальнейшего продвижения войск артиллерию было необходимо переместить вперед, но на это уходило слишком много времени. Оборонявшиеся успевали подтянуть резерв. Очевидно, что средства обороны преобладали над средствами нападения. Требовалась более мощная, чем бронеавтомобиль, боевая машина наступления. Необходимо было усилить броню и вооружение (1, с. 71).
2.1.Британская империя
В январе 1916 года в Англии была построена бронированная машина «Большой Вилли». Руководитель проекта, полковник Суинтон, назвал свое детище «танк», что по-английски означает «бак». Это слово вполне отвечало внешнему виду машины, и позволяло до поры до времени скрыть от противника ее истинное военное предназначение. Было объявлено, что якобы, по заказу русского правительства строится самодвижущиеся резервуары для топлива. Для большей убедительности англичане на каждом танке написали по-русски «Осторожно, Петроград» (9, с. 5).
В феврале 1916 года опытный образец танка «Большой Вилли» прошел первое испытание, и уже через месяц началось его серийное производство. На вооружение армии машина поступила под официальным обозначением МК-1.
Первое боевое применение этой машины датируется 15-м сентября 16-го года. Тогда в сражении на реке Сомме приняло участие 32 английских танка. МК-1 выпускались в двух модификациях: «Самец» и «Самка». Основное различие между ними заключалось в вооружении: «Самка» оснащалась шестью пулеметами, «Самец» имел на вооружении 4 пулемета и 2 пушки. Машина обшивалась листами из закаленной броневой стали. Гусеницы шириной 0,5 метра скользили по специальным рельсам, охватывая с боков весь корпус. Танк получился громоздким и неповоротливым. Внутри танк напоминал машинное отделение небольшого корабля. Здесь размещались двигатель, трансмиссия, топливные баки, вооружение. Так как амортизации ходовой части танка не было, то при движении его трясло. В броневом корпусе скапливались пороховые и выхлопные газы и бензиновые пары, а температура иногда доходила до 60 градусов. Танкисты порой даже в бою выскакивали из танка на свежий воздух, не обращая внимания на свист пуль и осколков. Экипаж каждого танка состоял из восьми человек: командира, водителя, двух механиков и четырех артиллеристов или пулеметчиков. На крышах первых танков натягивали сетки для того, чтобы заброшенные туда противником ручные гранаты скатились вниз и взрывались на земле. Наблюдение из танка велось только через незащищенные щели. В каждом танке имелась клетка с почтовыми голубями – для связи со штабом (9, с. 21)
С технической точки зрения, английская новинка была далека от совершенства. Тем не менее, МК-1 стал первым серийным танком в мире.
ТТХ (тактико-технические характеристики) МК-1
|
Боевая масса (т) 28,45 – «самец» 27,43 – «самка» |
Длина корпуса (мм) 8060 – без хвоста 9910 – с хвостом |
Ширина корпуса (мм) 4200 – «самец» 4380 – «самка» |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
Броня (мм) 10-12 – по периметру 5-6 – днище и крыша |
Вооружение «самца» 57 мм пушка – 2 шт. 8 мм пулемет – 4 шт. |
Вооружение «самки» 8 мм пулемет – 6 шт. |
||||
Мощность двигателя 105 л/с |
Скорость по шоссе 6,4 км/ч |
Запас хода по шоссе 38 км |
||||
Экипаж 8 человек |
Годы производства 1916 |
Количество 75 – «самец» 75 – «самка» |
2.2.Французская республика
На вооружении французской армии танки появились благодаря энтузиазму полковника Этьена. Наблюдательный офицер заметил, что американские гусеничные тракторы инженера Холта передвигаются там, где не может проехать колесная техника. Он предположил, что если поставить на такой трактор броню и пушку с пулеметом, то получится боевая машина. Эту идею претворили в жизнь инженеры фирм «Шнейдер» и «Сен-Шамон». Оба «броненосца» напоминали коробки, водруженные на маленькие гусеницы трактора. Танк СА-1 фирмы «Шнейдер» был вооружен короткой 75-мм гаубицей, которая стояла с правой стороны корпуса, и экипаж мог использовать ее только в ограниченном секторе. Влево стрелять танкисты не могли. По его бортам размещались бензобаки, сразу загоравшиеся при попадании в них винтовочных пуль. Такое случалось довольно часто, т.к. броня (лобовая 11 мм, а по бортам 4 и 8 мм) была явно тонкой. Конструкция этого танка оказалась не слишком удачной, в обслуживании он был сложен – эти танки больше стояли, чем воевали. Ходовая часть не выдерживала веса танка и ударные нагрузки от стрельбы бортового оружия. В нем использовали несколько интересных идей, например, заостренную носовую часть, как у корабля, и стальные салазки на корме, облегчающие преодоление препятствий, но в целом танк был неудачным, показавшим свою беспомощность на войне (11, с. 38).
ТТХ (тактико-технические характеристики) Шнейдер СА-1
Боевая масса (т) 14,6 |
Длина корпуса (мм) 6320 |
Ширина корпуса (мм) 2050 |
Броня (мм) 11,4 – по периметру 5,4 – днище и крыша |
Вооружение 75 мм пушка – 1 шт. 8 мм пулемет – 2 шт. |
Двигатель карбюраторный 4-х цилиндровый |
Мощность двигателя 65 л/с |
Скорость по шоссе 4 км/ч |
Запас хода по шоссе 45 км |
Экипаж 8 человек |
Годы производства 1916 -1918 |
Количество 400 |
Танк М-16 фирмы «Сен-Шамон» был ничем не лучше. Его корпус оказался гораздо длиннее гусеничного шасси трактора «Холт». Передняя и задняя части корпуса выступали над гусеницами, что ограничивало маневренность и способность преодолевать рвы и траншеи. Машина вышла неустойчивой, с очень низкой проходимостью. Для западного фронта этот недостаток был неприемлем. Даже на сравнительно пологих склонах танк опрокидывался. Орудие находилось в центре лобового бронелиста и во время движения по пересеченной местности утыкалось в грунт (10, с. 45, 11, с. 57).
ТТХ (тактико-технические характеристики) Сен-Шамон М-16
Боевая масса (т) 22 |
Длина корпуса (мм) 7910 |
Ширина корпуса (мм) 2670 |
Броня (мм) 8-17 – по периметру 5 – днище и крыша |
Вооружение 75 мм пушка – 1 шт. 8 мм пулемет – 4 шт. |
Двигатель карбюраторный 4-х цилиндровый |
Мощность двигателя 90 л/с |
Скорость по шоссе 8 км/ч |
Запас хода по шоссе 60 км |
Экипаж 8 человек |
Годы производства 1916 -1918 |
Количество 400 |
Впервые французские танки пошли в бой 16 апреля 1917 года. Боевое крещение обернулось разгромом: в атаке приняли участие 132 танка, 45 из них сломались, а 75 подбили немецкие артиллеристы (5, с. 33).
2.3. Танки Кайзера
Удивительно, но немецкие военные в танки поверили не сразу. Ни данные разведки, ни применение танков противником, ни захваченные трофеи не произвели на Высшее германское командование должного впечатления. Немцы за техническим несовершенством первых танков не увидели их ближайшего будущего.
Поздно спохватившись, Германия смогла построить первые танки только лишь в конце войны, на 2 года позже Англии. Немецкий А7V весил 30 тонн, что на 4 тонны тяжелее английского МК-1, однако машина развивала приличную, для того времени, скорость – 13 км/час. Когда первый А7V сошел с конвейера, война уже подходила к концу (11, с. 61).
На этом немецком танке нам хотелось бы заострить особое внимание, но отнюдь не из-за его выдающихся конструктивных особенностей, а в связи с тем, что в числе собранных нами моделей танков есть и эта модель, что помогло нам более досконально изучить конструкцию данного танка, его положительные и отрицательные характеристики.
Над формой корпуса «Панцервагена» (так немцы назвали свой первый танк) конструкторы не мудрили. Это была симметричная коробка с установленными под небольшим наклоном стенками. В центре коробки возвышалась рубка командира, рядом с командиром возвышался механик-водитель. Командир с водителем сидели над двигателем, занимавшим всю среднюю часть машины. Экипаж (18 человек) и вооружение (57-мм пушка и 8 пулеметов) равномерно распределялись по «вагону». Установка орудия в лобовом бронелисте исключала ведение прицельной стрельбы при движении танка. Малейшие неровности на пути приводили к тому, что наводчик от тряски терял цель. Немцы начали проектировать свой танк 13 ноября 1916 года, а через полгода первый опытный образец А7V вышел на испытания. Этой машиной было трудно управлять, она часто ломалась. Малый дорожный просвет приводил к остановке уже на небольших препятствиях. Но самое страшное: это была огромная мишень для обстрела, со многими уязвимыми местами (8, с. 12).
24 апреля 1918 года – день, когда кайзеровскую Германию ждал первый и последний успех в танковом бою. В окрестностях французского города Виллер-Бретонь 15 танков А7V вместе с 20 трофейными английскими машинами возглавили атаку четырех пехотных дивизий Кайзера. Англичане не подготовили свою пехоту к встрече с вражескими бронированными чудищами. Враг бежал! 35 танков заменили сотни пушек и десятки тысяч солдат. На этом победы немецких танков закончились. Успех применения бронетехники достигается при массированном использовании большого количества танков на ограниченном участке фронта. А этого немцы сделать не могли – нечем было.
Справедливости ради необходимо отметить, что A7V вошел в историю тем, что участвовал в первой в мире танковой дуэли. В тот же день 24 апреля 1918 года звено из трех британских танков натолкнулось на германские А7V. Звено состояло из двух танков-«самок» и одного «самца». Танки-«самки», вооруженные лишь пулеметами, оказались ближе к противнику и первыми открыли огонь, но безрезультатно. Хотя А7V имел много уязвимых мест в своем бронировании, гигантская мобильная крепость не получила серьезных повреждений. Она отстреливалась своей 57-мм пушкой и пулеметами. Оба пулеметных танка получили повреждения и вышли из боя. Но танк-«самец» зашел во фланг к германским танкам. Прямое попадание снаряда одной из 6-фунтовых пушек танка-«самца» не смогло подбить А7V, но заставило его свернуть на крутой вал, где он перевернулся. В бой вступили еще два А7V. После артиллерийской дуэли танков один экипаж А7V бросил танк и бежал, а другой танк отступил. Результат боя не был однозначно убедительным, но он показал, что для танка жизненно необходимо иметь средства борьбы с танками (8, с. 37).
A7V оказались менее маневренными, нежели английские, хуже была проходимость, зато по тем же характеристикам они превосходили «Шнейдеры» и «Сен-Шамоны». В чем они имели еще одно преимущество – так это в защите – их борта не пробивались даже бронебойными пулями, поэтому почти половина машин сохранилась до конца войны, а главное – броня уменьшила потери личного состава. Однако стоимость немецких танков была значительно выше.
ТТХ (тактико-технические характеристики) А7V
Боевая масса (т) 30 |
Длина корпуса (мм) 7305 |
Ширина корпуса (мм) 3060 |
Броня (мм) 20-30 – по периметру 15 – днище и крыша |
Вооружение 57 мм пушка – 1 шт. 8 мм пулемет – 5 шт. |
Двигатель карбюраторный 4-х цилиндровый |
Мощность двигателя 2 х 100 л/с |
Скорость по шоссе 10-12 км/ч |
Запас хода по шоссе 35 км |
Экипаж 18 человек |
Годы производства 1917 -1918 |
Количество 20 |
Глава 3: Развитие конструкторской мысли в танкостроении на основе опыта Первой мировой войны
На рубеже 1917 и 1918 годов применение танков в войне все более занимало умы военных теоретиков, но им еще надлежало ответить на многие вопросы. Самый важный вопрос: как лучше всего использовать танки в наступлении и обороне. Особенно важной в то время казалась оборона, т.к. революция в России и ее выход из войны создали преимущество Германии над союзниками.
Ожидались новые наступления немцев, и танки должны были помочь остановить их. Появились предложения распределить танки по фронту небольшими группами или закопать их в землю (так они просто стали бы дорогостоящими огневыми точками), либо спрятать их в укрытии и выпускать оттуда при приближении неприятеля (6, с. 65).
Рассредоточение танков имело серьезные последствия. Было просто невозможно обслуживать или заправлять все танки, рассредоточенные на местности. К концу марта 1918 года более половины танков, направленных на линию фронта для противодействия новому германскому наступлению, было потеряно (около 120 единиц), причем многие из них – по той простой причине, что у них не оказалось топлива.
Англичане строили свои тяжелые танки до окончания Первой мировой войны. Конечно, они совершенствовались. На смену Мк.I пришли танки марки II и III, а затем более мощные Мк.IV и V. Так, для поворота танка Мк.I требовались усилия четырех человек, танком Мк.V управлял один водитель. Правда улучшения привели к увеличению массы танка до 31 т, а его максимальная скорость не превышала 8 км/ч, даже несмотря на увеличение мощности двигателя до 150 л.с. Эти танки неплохо прорывали проволочные заграждения, перебирались через широкие траншеи и воронки от снарядов, давили пулеметные гнезда. Но когда противник обращался в бегство, и его надо было преследовать, танки этого сделать не могли из-за своей малой скорости и низкой проходимости по бездорожью. Военные остро нуждались в более манёвренной бронированной технике, что послужило толчком к появлению легкого танка. Британский легкий танк того периода назывался «Уиппет». Скорость новых английских танков возросла до 12 км/ч, и они уже не отставали от лошадей, бегущих рысью. Именно за такую резвость эти танки получили прозвище «Уиппет» – по-английски гончая собака. Эти танки были оснащены двумя двигателями общей мощностью 90 л.с. и весили всего 14 тонн. Благодаря этому новый английский танк смог разворачиваться на месте. Для этого одна гусеница пускалась вперед а другая назад. «Уиппет» был вооружен четырьмя пулеметами, но не имел пушки; его создали как противопехотное оружие. Сначала планировалось снабдить танк поворотной башней, но связанное с ней увеличение сложности конструкции посчитали нежелательным (11, с. 73).
Главные достоинства «Уиппета» – скорость и запас хода: он в два раза быстрее Мк IV, и имеет более чем в двое больший оперативный радиус. Его экипаж мог состоять всего из трех человек, а с вождением справлялся всего один. Одним из главных конструктивных новшеств стало создание раздельных отсеков в танке – боевого и моторного, что уменьшило количество газа, вдыхаемого экипажем. В те времена от отравления выхлопными газами погибло не меньше танкистов, чем от огня противника.
В августе 1918 года «Уиппеты» были развернуты перед битвой при Амьене, и здесь впервые в жизни танк совершил подвиг – это был одиночный «Уиппет» с необычным названием «Музыкальная шкатулка». Следуя за начальной атакой более тяжелых танков, «Музыкальная шкатулка» обогнала их и зашла в неприятельский тыл. Уничтожив артиллерийскую батарею, маленький танк свирепствовал по тылам 11 часов, вызвав полный переполох. Он атаковал пехоту, отходившую из района боя, обстреливал либо таранил военные повозки; так продолжалось до тех пор, пока танк не остановился и не был расстрелян артиллерией. Танк «Уиппет» произвел огромное впечатление на германскую армию, и, хотя он больше не участвовал в войнах, он, несомненно, повлиял на последующее развитие танков (4, с. 61).
После провального дебюта первых французских танков войска республики пополнились совершенно новой бронированной боевой машиной.
В 1917 году французы создали принципиально новый танк – «Renault FT-17». Эта машина весила почти в 4 раза меньше английского МК-1 – 7 тонн. Двигатель размещался в задней части танка. Но самым основным отличием «Renault FT-17» от предшественников стала вращающаяся башня. Это новшество позволило существенно увеличить зону обстрела. Танк «Renault FT-17» может считаться предшественником бронированного штурмового орудия. Его основное предназначение – выполнение роли хорошо защищенной самоходной артиллерийской установки, а не танка в том смысле, в каком он создавался в Британии. Но, не смотря на это, он принес с собой классическую форму танка – корпус на гусеничном шасси, сверху поворачивающаяся башня, в которой было размещено главное вооружение. Это мог быть или один пулемет, или короткая 37-мм пушка. Был также вариант с 75-мм пушкой, но на ограниченном количестве машин. «Renault» оснащался так называемым хвостом, с его помощью танк мог преодолевать более широкие окопы и рвы (12, с. 83).
Экипаж «Renault FT-17» состоял из двух человек: водитель и командир-стрелок. Созданный французами танк оказался эффективен в назначенной ему роли. Он был защищен от огня стрелкового оружия и мог двигаться вместе с наступающей пехотой, поддерживая атаку огнем своего оружия. Рено участвовал в боях в самый последний период Первой Мировой войны в не слишком заметной, но эффективной роли – машины поддержки пехоты. Его конструкцию широко копировали во многих странах мира, а «Renault FT-17» французской армии много лет служили в отдаленных колониальных гарнизонах. В 1940 году во французской армии танками FT-17 еще были вооружены восемь танковых батальонов (3, с. 58).
Сравнение ТТХ танков «Уиппет» и «Renault FT-17»
Английский «Уиппет» |
Французский «Renault FT-17» |
Классификация |
|
Легкий танк |
Легкий танк |
Боевая масса (т) |
|
14,2 |
6,5 |
Длина корпуса (мм) |
|
6040 |
4960 с хвостом |
Ширина корпуса (мм) |
|
2620 |
1740 |
Мощность двигателя |
|
2 х 45 л/с |
39 л/с |
Скорость по шоссе |
|
12,8 км/ч |
20 км/ч |
Запас хода по шоссе |
|
до 130 км с запасными канистрами |
64 км |
Броня (мм) |
|
Лоб корпуса – 14 Борта корпуса – 13 Корма корпуса – 5 |
Лоб корпуса – 16 Борта корпуса – 16 Корма корпуса – 16 |
Вооружение |
|
7,7 мм пулемет – 4 шт. |
37 мм пушка – 1 шт. или 8 мм пулемет – 1 шт. |
Годы производства |
|
1917 -1918 |
1917 -1918 |
Экипаж |
|
3 человека |
2 человека |
Количество выпущенных машин |
|
200 |
более 3800 |
По образу и подобию «Renault» построено большинство танков в мире. Компоновочная схема с кормовым расположением двигателя и вращающейся башней до сих пор считается классической.
Россия также не стала исключением. В Первой мировой войне Российская империя на своих танках не воевала. Однако в марте 1919 года в бою с войсками генерала Деникина недалеко от Одессы Красная Армия захватила несколько танков «Renault FT-17». В то время молодой Стране Советов требовалось современное оружие. Получить в свое распоряжение трофейный танк «Renault» было большой удачей. О таких аппаратах Красная Армия могла только мечтать. Ленин моментально дал указание организовать собственное производство на основе танка «Renault». Осенью трофей был доставлен на Сормовский завод в Нижний Новгород, где тут же начались проектные работы. 31-го августа 1920-го года танк выехал из ворот завода. В отчете конструкторов говорилось, что выполнена вся программа испытаний и новый танк представляет собой надежную боевую единицу. Официально он назывался «Рено Русский». Построенные машины мало, чем отличались от французского оригинала. Немного усилили броню, заменили двигатель, а в дополнение к пушке установили пулемет - вот, пожалуй, и все изменения. Всего за 1,5 года было изготовлено 15 танков. Правда, в Гражданской войне «Рено Русский» участия не принимал, к моменту его постройки она уже кончилась (1, с. 107).
На французский танк обращали пристальное внимание не только в Российской империи, «Renault» стоял на вооружении многих стран: Италии, Америки, Японии. Кто-то просто покупал эту машину, кто-то строил на ее базе собственные, внося в конструкцию изменения. В нашей стране работы велись над улучшением ходовой части. С этой целью опорные катки оснастили резиновыми бандажами, а самым главным новшеством стала пружинная подвеска. Как результат – плавность хода машины повысилась.
Разумеется, первые танки были далеки от технического совершенства – они постоянно ломались, обладали чрезвычайно низкой скоростью, а броня легко прошивалась крупнокалиберными пулями, не говоря уже об артиллерийских снарядах. Однако, сражения, в которых участвовали танки, показали, что при массированных атаках эти гусеничные машины могут преодолевать эшелонированную оборону противника.
Первая мировая война закончилась в 1918 году, но обе воевавшие стороны имели большое количество новых проектов танков и уже размещенных заказов на огромное число машин. Подавляющее большинство демонстрировали движение по направлению к концепции, использованной танками «Уиппет» и «Renault FT-17». Время гусениц, охватывающих весь корпус танка, прошло. Танки приняли свою современную форму: корпус с гусеницами и башня над ними. В военной доктрине многих стран, тенденция была такова, что именно танкам уделялось все больше внимания. Правда, тактика и стратегия их применения еще не были отработаны. Причем, как в нашей стране, так и во всем мире. Да и возможности самих танков оставляли желать лучшего. Но уже через несколько лет ситуация резко поменяется: появятся бронированные машины различного назначения. Это будут легкие и тяжелые танки, мощные самоходные установки и быстрые танкетки, танки, стреляющие огнем, плавающие, и, даже, прыгающие. В самом ближайшем будущем танку предстояло стать ключевой фигурой на поле боя.
Заключение
А поле боя держится на танках,
взревут моторы и сверкнёт броня.
По грязи, по оврагам полустанков,
прорвут любую линию огня
В ходе изучения истории становления и развития конструкторской мысли в танкостроении и проведенного сравнительного анализа мы выяснили, что появление танков на полях сражений в Первой Мировой войне было обусловлено рядом факторов:
Наличием определенных технических предпосылок, т.е. наличием отработанных основных элементов, из которых слагается конструкция танка. Технические предпосылки для создания танка сложились в XIX веке – к тому времени появились: гусеничный движитель, двигатели внутреннего сгорания, броня, скорострельные пушки и пулеметы. Без накопленного ранее опыта в создании гусеничного движителя, малогабаритных мощных двигателей внутреннего сгорания, подходящего вооружения и относительно легкой и прочной стальной брони было бы невозможно не только создание этого вида оружия, но и возникновение самой идеи боевой гусеничной машины.
Достаточно высокий уровень развития тяжелого машиностроения. Оснащение армии необходимым количеством танков возможно только при определенном уровне развития промышленности, прежде всего тяжелого машиностроения.
Наличие насущной военной потребности в танках. Необходимость нового оружия была еще недостаточно ясна в начале двадцатого века. Военные теоретики великих держав предполагали, что будущая война будет маневренной, скоротечной и закончится в несколько месяцев. Подобное представление о характере надвигавшейся войны было одной из главных причин, из-за которой предложения о постройке танков, сделанные до начала первой мировой войны, не привлекли к себе должного внимания. Действительный ход военных действий оказался совершенно неожиданным для военных специалистов всех стран, вовлеченных в мировой конфликт. После непродолжительного маневренного периода началась затяжная позиционная война. Массовое применение пулеметов в сочетании с развитыми инженерными сооружениями настолько усилило оборону, что для ее преодоления наступающая сторона должна была изыскивать новые средства борьбы. Итак, появление сплошного укрепленного фронта, насыщенного автоматическим и полуавтоматическим оружием, явилось серьезным препятствием для маневра войск и привело к застойному характеру войны. Достигнутый же высокий уровень развития транспортных средств создавал условия для значительного повышения маневренности войск. Это специфическое противоречие первой войны машинного периода и обусловило появление нового вида боевых машин – танков.
Исходя из вышесказанного, мы пришли к ряду выводов:
1. С тех пор как в 1916 году танк впервые появился на полях сражений и показал свою высокую эффективность, началась его эволюция, вызванная изменением взглядов на роль бронированных машин в боевых действиях.
2. Танки прошли сложный путь развития от тихоходных, неповоротливых и малонадежных конструкций до могучих средств войны, сочетающих в себе огневую мощь, броневую защиту, маневренность и огромную ударную силу.
3. Однако универсальные машины, одновременно обладающие всеми этими боевыми качествами, не могли появиться сразу, без долгого предварительного периода проб и ошибок, в ходе которого до совершенства были отработаны основные элементы их конструкции.
4. Опыт Первой Мировой усвоен и переосмыслен. Техника быстро эволюционировала. Наука позволила добиться от танков скорости. Теперь танки – не только машины прорыва. Они стали заменой (или помощью) кавалерии, врываясь в тыл врага и громя там всё.
5. За все время своего существования танки являются объектом самого пристального внимания, как людей военных, так и гражданских, и это неслучайно – соединение в одной машине высокой огневой мощи, защищенности и подвижности позволило получить уникальную боевую систему, вызвавшую поистине революционные преобразования в военном деле.
6. О глубине этих преобразований можно судить по тому, что наглядное проявление на примере танков преимуществ рационального сочетания основных боевых свойств привело к постепенному переходу на бронетанковую основу всех родов сухопутных войск. О такой машине военные мечтали всегда, но лишь к началу XX века окончательно сложились условия для рождения танка: были созданы компактный экономичный двигатель; движитель значительно более высокой проходимости, чем колесный; и, наконец, появилась прочная броневая защита. Для достижения этого долгие годы многие люди в разных странах с различными целями разрабатывали устройства, которые, соединившись, слившись воедино, породили одну из самых могучих боевых машин – ТАНК.
Список использованной литературы
1. Антонов Е. С., Магидович Е. И., Артамонов Б. А. Танк – М.: Воениздат, 1954. – 608 с.
2. Бакурский В.А. Танки. – М.: РОСМЭН, 2016. – 96 с.
3. Буше Ж. Бронетанковое оружие в войне. – М.: Издательство иностранной литературы, 1956. – 332 с.
4. Догерти М. Дж., Хаскью М. Е. Танки от создания до современности. – М.: АСТ, 2016. – 240 с.
5. Зайончковский А.М. Мировая война 1914-1918 гг. Т 1 – М.: Госвоениздат, 1938. – 365 с.
6. Зайончковский А.М. Мировая война 1914-1918 гг. Т 2. – М.: Госвоениздат, 1938. – 387 с.
7. Танки мира. / Сост.: Исмагилов Р.Х. – Смоленск: Русич, 2006. – 116 с.
8. Федосеев С.Л. Первые германские танки. Тевтонский ответ. – М.: Яуза: Эксмо, 2011. – 126 с.
9. Федосеев С.Л. Сухопутные корабли. Английские тяжелые Первой мировой войны. – М.: Моделист-конструктор, 2000. – 32 с.
10. Федосеев С.Л. Танки Первой Мировой. – М.: Яуза: Эксмо, 2010. – 640 с.
11. Шмелев И.П. История танка (1916 – 1996). – М.: Техника-молодежи, 1996. – 677 с.