МУЗЫКА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ «ОСТРОВ КОТЛИН»

IV Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

МУЗЫКА БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА. ВЗГЛЯД В ПРОШЛОЕ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ШКОЛЬНОГО ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ «ОСТРОВ КОТЛИН»

Трофимов Н.Е. 1
1ГБОУ СОШ № 422 Кронштадтского района Санкт-Петербурга, 9М класс
Трофимова А.В. 1
1 ГБОУ СОШ 422 г. Кронштадт
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение.

27 января для меня и моих близких - памятный день. Мой прадед, Николай Филимонович Побережец, служил корректировщиком зенитного огня в частях береговой артиллерии ПВО. Я горжусь своим прадедом. Жаль, что смог услышать его воспоминания только со слов родителей. Побережец Н.Ф. очень любил музыку, он рассказывал близким о том, что даже в самые страшные месяцы блокады воинам помогала песня. Я захотел узнать как можно больше о музыкальной жизни осажденного города. Мой прадед не собирал афиши, пластинки, поэтому за «музыкальными» артефактами я обратился в школьный историко-краеведческий музей «Остров Котлин». История предметов, сплетенная воедино с воспоминаниями о войне, перенесут меня в далекое прошлое.

Цель моей работы: сформировать представление о музыкальной жизни осажденного города. Задачи: узнать о деятелях искусства блокадного Ленинграда, попытаться услышать «фронтовую» музыку с помощью экспонатов школьного музея.

О музыкальной жизни Ленинграда написаны десятки книг. Я прочел произведения А.Н.Крюкова: «Музыка в кольце блокады», «Музыкальная жизнь сражающегося Ленинграда», «Музыка в городе-фронте», «Человек из оркестра» Блокадный дневник Льва Маргулиса. Для меня открылся целый пласт неизведанного: я смог узнать о композиторах, исполнителях, музыковедах, которые внесли огромный вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков. В рамках одной научно-исследовательской работы к сожалению, рассказать обо всех музыкантах и композиторах у меня не получится, поэтому я остановлюсь только на некоторых из них.

Основная часть.1 глава «Блокадные труженики».

В блокадном Ленинграде жили и работали десятки деятелей культуры. Композиторы сочиняли произведения о стойкости, смелости, поднимая боевой дух защитников города. Многие погибли, сражаясь против фашистских захватчиков или умерли от голода. Как же хочется назвать их поименно! Соблюдая рамки исследовательской работы, я осознанно упущу сведения о Д.Д.Шостаковиче, авторе 7 Ленинградской симфонии, а постараюсь затронуть имена менее известные.

Композиторы.

Выпускник Ленинградской консерватории, Б.Гольц создавал симфонические и вокальные произведения, умер от голода в марте 1942г. Композиторы В.Томилин (1908-1941), В.Фризе (1912-1941), В.И.Флейшман в годы войны вступили в ряды ополчения и погибли в бою у станции Невская Дубровка в 1941 г. Композитор, профессор консерватории, Калафати В.П. (1869-1942), учитель Д.Д.Шостаковича, умер от истощения в первую блокадную зиму. Книги А.Н.Крюкова рассказали мне о Л.А. Портове (1899-1942). До последнего дня своей жизни композитор участвовал в репетициях и концертах Большого Симфонического оркестра Радиокомитета, умер от голода в 1942 г. Н.А. Малаховский (1892-1942), автор сонат, пьес, музыки к фильмам и спектаклям погиб в осажденном городе. В годы блокады жил и работал в Ленинграде композитор, музыковед и педагог, В.М.Богданов-Березовский (1903-1971), в 1943 году он был награжден медалью «За оборону Ленинграда». В годы блокады О.А.Евлахов (1912-1973) создал вокально-симфонический цикл «Ленинград», балладу «Ночной патруль», фортепианную сюиту «Ленинградский блокнот».

Исполнители.

Я прочел о замечательном дирижере И.С.Миклашевском (1894-1942).Художественный руководитель, главный дирижер Государственной Академической Капеллы умер в Ленинграде от истощения весной 1942 г. Используя Интернет-ресурсы, я ознакомился с блокадным дневником Л.М.Маргулиса (1910 -1975). Скрипач симфонического оркестра рассказывал о выступлениях на мобилизационных пунктах, в воинских частях, госпиталях. Перелистывая страницы дневника, я смог лучше понять музыкальную жизнь Ленинграда в годы блокады, особенно в первую зиму 1941-1942гг. С конца 1941 года Маргулис работал в Большом симфоническом оркестре Радиокомитета, участвовал в премьере 7 симфонии Д.Шостаковича 9 августа 1942 года. Познакомившись с книгой А.Бушен «Подвиг пианиста», я узнал о ленинградском пианисте и композиторе, Каменском А.Д.(1900-1952гг.) За четыре года войны пианист дал свыше 500 концертов, вдохновляя ленинградцев на победу. В годы блокады фортепианную музыку дарил слушателям пианист В.В. Софроницкий (1901-1961). «В зале Александринки было три градуса мороза. Я играл в перчатках с вырезанными кончиками пальцев... Но как меня слушали, как мне игралось! ...»1 Весной 1942 года истощенного музыканта на самолете вывезли из блокадного Ленинграда в Москву. Он выполнил свой долг перед городом сполна. Перед защитниками города в годы войны выступали вокалисты. С. П.Преображенская (1904 — 1966) дала около полутора тысяч концертов в Ленинграде и Кронштадте. В школьном музее я прослушал пластинку с песней «Матросская лирическая» в исполнении Л.Кострицы (1919-1970). Вокалист всю блокаду выступал в составе фронтовых бригад.

Музыковеды.

Всю свою жизнь отдал изучению творчества П.И.Чайковского советский музыковед А.Е.Будяковский (1905-1941). Он преподавал в консерватории, читал лекции, писал статьи о музыке, скончался от пневмонии зимой 1941г. Литературные и интернет-источники помогли мне узнать о Б.В.Асафьеве (1884-1949гг.) - музыковеде, музыкальном критике, педагоге. В годы блокады он написал «Дифирамб великому городу» Творчество помогло музыковеду и композитору выжить. Р.И. Грубер (1895 — 1962) — советский музыковед, преподаватель Ленинградской, а позже Московской консерваторий, он ради своей книги «История музыкальной культуры» прилетел в осажденный Ленинград в 1941 г. Только после того, как типография Володарского напечатала книгу, музыковед был эвакуирован из города.

2 глава «Взгляд в прошлое сквозь призму школьного историко-краеведческого музея «Остров Котлин». О школьном музее.

Музыка композиторов блокадного Ленинграда звучала на передовой, ее слушали по радиовещанию, ею могли насладиться, включая патефон. В годы войны музыка помогала выжить. О том, какие средства воспроизведения звука были в «сороковые-роковые», какая звучала музыка, мне помогла узнать экспозиция музея школы № 422 города Кронштадта.

Историко-краеведческий музей начал создаваться в 2002 году по инициативе учителя истории Шлендовой М.А. Первая экскурсия состоялась 18 мая 2004 года в день рождения Кронштадта. Сегодня музей «Остров Котлин» проводит краеведческую, поисковую, исследовательскую и экскурсионную работу. Его собрание насчитывает около 2000 экспонатов, в библиотеке более 735 экземпляров книг по краеведению, за годы работы созданы 28 роликов о жизни школы, аудиозаписи о Кронштадте, фотоальбомы, презентации. Музей занимает 3 помещения. Все экспонаты связаны с историей родного города, с историей школы. Артефакты попадают в музей различным образом. Часть коллекции – предметы, принадлежащие семье Шлендовой М.А. Среди них – значительная часть «музыкальных экспонатов», которые необходимы мне для исследовательской работы. Отдельные предметы приносят ребята и ветераны. Из большого количества экспонатов музея я старательно выбрал предметы, связанные с музыкальной жизнью блокадного города.

Устройства для воспроизведения звука.

В музее хранятся 2 патефона военного времени. Один из них был произведен на заводе Ордена Ленина «Молот» в Вятских Полянах. Я узнал, что патефон – это механическое устройство для проигрывания граммофонных пластинок. В качестве привода использовали пружинный двигатель, а для того, чтобы мелодии были слышны на значительном расстоянии, применялся раструб. Портативный патефон производился со встроенным под крышкой рупором, его можно было легко переносить с места на место. Приборы имели регулятор скорости, одного завода пружины хватало на проигрывание одной - двух сторон пластинки (78 оборотов, около 5 минут на сторону). В 30-50 годы патефоны были распространены, но не каждая семья могла себе его позволить. Поэтому один патефон выставлялся на окне, и под любимые мелодии танцевали все собравшиеся на улице. В годы войны музыка звучала, несмотря ни на что. Ее можно было услышать даже в окопах, прочный футляр позволял переносить патефон, защищая от грязи и сырости. Я узнал, что патефон, находящийся в школьном музее, принадлежал Шлендовой П.О. – свекрови заведующей школьным историко-краеведческим музеем. Завернутый в тряпку вместе с вещами и документами патефон и 2 пластинки эвакуировался в Пермь, а вернулся в Кронштадт только после окончания войны. Он и сегодня может порадовать слушателей прекрасными музыкальными звуками, несмотря на годы. Небольшой чемоданчик, в котором находится корпус, рупор патефона и пластинка, в годы войны был настоящим сокровищем и даже предметом зависти, как гармонь или гитара. Он заменял исполнителей, которые не могли выступать перед воинами каждый день. Патефоны школьного музея – живые свидетели истории. Они не только молчаливо рассказывают о страницах военного времени: о людях, о событиях, но и поют. Мне стало интересно: хранятся ли патефоны в домах кронштадтцев. Для этого я опросил учащихся нашей школы. Оказалось, что ни в одном доме нет патефонов. С появлением других средств воспроизведения аудиоинформации, они были выведены из обихода. Заведующая школьным музеем бережно сохранила патефон для истории.

Грампластинки.

В школьном музее собрана целая коллекция пластинок, которая для меня стала настоящим кладом. К сожалению, практически все пластинки - послевоенного времени. Для того, чтобы получить наиболее полную информацию о грампластинках, я обратился к интернет ресурсам.

Я узнал, что пластинка - носитель звуковой информации — диск, с нанесенной на него непрерывной спиральной канавкой. С конца 19 века и до конца 20 века они были очень популярны. Пластинки –хрупкий материал, чувствительный к температуре и влажности воздуха, при неосторожном обращении быстро выходит из строя. Первоначально пластинки изготавливали из эбонита, позже из шеллака, вырабатываемого тропическими насекомыми Юго-Восточной Азии. Они были относительно толстые, тяжелые, ломкие. Каждая сторона пластинки звучала не дольше пяти минут. Только после войны появился винил. В 1948 году американская компания «Колумбия» стала использовать винил и опробовала технологию уплотненной записи, пластинка стала звучать до 30 минут. В России только в 1952 году завод начал выпускать виниловые долгоиграющие пластинки.

Как рождались грампластинки.

В школьном историко-краеведческом музее я увидел тонкие и легкие виниловые пластинки. Мне стало интересно, как они создавались в советское время? Я узнал, что перед тем, как завод начнет штамповать тысячи пластинок с песней «Синий платочек» в исполнении К.Шульженко, необходимо создать лаковый диск. В хранилище звукозаписей находится магнитная лента с музыкальной фонограммой. Ее переносят на лаковый диск с помощью резца рекордера. Далее при помощи электрического тока создается никелевая матрица, с которой уже прессуют виниловые пластинки. Я узнал, что штамповка происходит при помощи гидравлических прессов. Благодаря работе десятков людей на свет появлялась она, та, которая звучала в домах советских людей в довоенные годы и на передовой в сороковые-роковые. Сегодня и пластинки, и патефоны являются частью коллекции музеев. В школьном историко-краеведческом музее хранятся пластинки разных годов выпуска, произведенных на различных заводах СССР. Я решил узнать подробнее о том, где они рождались.

Где производили грампластинки.

На каждой пластинке, являющейся частью музейного фонда, сохранилась этикетка с информацией о заводе-изготовителе, о музыкальном произведении, записанном на ней, об исполнителях. Я начал поиск информации о заводах грампластинок.

1. Услышав танго «Куст сирени», популярное в 30-40 годах прошлого века, я выяснил, что данная грампластинка была выпущена на Ленинградском заводе. Он начал свою работу в 1948 году в городе Ленина на Цветочной улице, 11.

2. Мое внимание привлекла следующая пластинка, выпущенная Артелью «Пластмасс». На этикетке я прочел краткую надпись, указывающую порядковый номер, название музыкального произведения: «Матросская лирическая» композитора Г.Холодовского на слова В.Крахта, исполнитель - оркестр под управлением дирижера Ан.Бадхена. Я узнал, что Артель «Пластмасс» располагалась в строениях 1-3 по Калашниковской (с декабря 1952 года – Синопской) набережной Ленинграда. Артель начала свою работу в начале 1946 года. С 1957 года стала называться фабрикой, следовательно, пластинка с записью «Матросской лирической» появилась до 1957 года. К 1961 году был освоен выпуск долгоиграющих пластинок. С образованием фирмы «Мелодия» в начале 60-х годов выпуск дисков на фабрике «Пластмасс» прекратился. За период 1947-1958 годов фабрика издала множество записей ленинградских артистов и коллективов (О. Нестеровой, Л. Кострицы, А. Райкина и др.). Были записаны голоса и популярных деятелей искусств, посетивших Ленинград во время гастролей: Л.Утесова, К.Шульженко, М. Бернеса. Оркестром студии в разные годы руководили М.Ветров, Ю.Шахнов, Е.Заблоцкий, Г.Дониях, А.Бадхен. Оркестр под управлением А.Бадхена записал песню Г.Холодовского. Мне захотелось выяснить год выпуска пластинки, ведь на этикетке он не обозначен. Я выяснил, что номера грампластинок с 1182 до 1374 были выпущены в 1954 году. В какие годы была написана сама песня, я не смог. Информация о композиторе для меня оказалась закрытой, я узнал, что поэт В.К.Крахт (1904—1972) сочинял тексты песен и оперетт, популярных в 1930 — 1950-х годах. Несмотря на то, что эта пластинка не прошла дороги войны, она мне дорога, т.к. принадлежала тем людям, которые не понаслышке знают о ней.

3. Перебирая пластинки, являющиеся частью коллекции школьного музея, я остановился на той, которая была выпущена Всесоюзной фирмой грампластинок «Мелодия» Апрелевским ордена Ленина заводом. Аудиоинформация не является музыкальной, она рассказывает об истории СССР. В подмосковном селе Апрелевка в 1910 году была открыта первая русская фабрика немецкого бизнесмена Г.Моля по изготовлению массы для граммофонных пластинок и их прессовки. Позднее фабрика получила название Апрелевский завод грампластинок. В годы войны на заводе большими тиражами выпускались пластинки с одной единственной песней «Вставай, страна огромная!», в остальных цехах производили авиабомбы. Пластинки 1941—1942 годов выпуска отправлялись прямиком на фронт для поднятия боевого духа советских бойцов. По окончании войны завод был восстановлен немцами. В 1964 году в СССР была создана фирма грамзаписи «Мелодия», в которую вошел Апрелевский завод, имеющий внутреннюю железную дорогу. В советские годы он был самым крупным заводом грампластинок в мире. В 90-е годы 20 века фирма «Мелодия» сумела пережить тяжелые времена. Сегодня она продолжает свою работу, выпуская архивные записи на компакт-дисках.

4. Просматривая пластинки, я увидел ту, что была произведена на Ленинградском заводе грампластинок, введённом в строй в 1948 году на базе экспроприированного немецкого граммофонного завода "Tempo". С 1957 до 1964 года у него было другое название "Аккорд". С 1964 года завод вошел в состав "Мелодии".

5. Мне удалось найти несколько пластинок, выпущенных на Рижском заводе «Rigas Skanu Ierakstu Un Skanuplasu Fabrika». Я узнал, что завод был основан в 1950 году на базе фирмы «Беллакорд-Электро» и располагался на улице Калнциема, дом 40. В 1964 году завод вошёл в состав «Мелодии» под названием «Рижский завод грампластинок Всесоюзной фирмы «Мелодия». В 1965 году завод освоил выпуск долгоиграющих грампластинок, с 1971 года — стереофонических. В 1973 году был построен кассетный цех и налажен выпуск компакт-кассет. В 1979 году произведено 10 миллионов грампластинок. В 1981 году завод наградили орденом «Знак Почёта». Пластинки с любимыми песнями продавались в республиках Советского Союза и за рубежом. После распада СССР завод был приватизирован, у него появился новый хозяин – компания «Синтез-рекордс». В 1999 году завод был объявлен банкротом. Но это все произошло через несколько десятков лет после появления на свет нашей пластинки, ныне музейного экспоната. Я послушал Песню о пуховом платке (Г.Пономаренко – В.Боков) в исполнении оренбургского русского народного хора. Песня была написана в 1958 году, она рассказывает о матерях, которые в годы войны провожали своих детей: не только сыновей, но и дочерей на войну, которые работали не покладая рук, отдавая все фронту, приближая победу.

6.Еще один завод грампластинок оказался в поле моего зрения. Он был построен в районе Глухово г.Ногинска в 1934 году и был оснащен самым лучшим отечественным и иностранным (немецкой фирмы «Electrola») оборудованием. К 1935 году завод выпустил более миллиона пластинок. Уже к 1938 году в магазинах появились грампластинки Ногинского завода. Продукция была дефицитной из-за нехватки и дороговизны сырья. Поэтому первое время пластинки не покупали, а обменивались на равноценные по весу битые. У покупателей пользовались особым спросом записи песен Л. Утесова, К. Шульженко. Осенью 1941 года оборудование было эвакуировано в Ташкент, где начал работу Ташкентский завод грампластинок. После окончания войны производство пластинок осталось в Ташкенте, а в Ногинске разместили завод топливного оборудования для тракторов. В школьном историко-краеведческом музее находится несколько пластинок Ногинского завода, они одни из самых старых в коллекции.

Моя любимая пластинка.

Как много новой и полезной для меня информации я почерпнул от нежных и хрупких пластинок. Теперь я попытаюсь рассказать об одной единственной, которая для меня стала родной и близкой. Довольно тяжелая пластинка обычного диаметра 25 см испещрена большим количеством царапин. Крупные и глубокие полосы на поверхности диска не дают возможности полностью прослушать записанные на него музыкальные произведения. В центре пластинки сохранена информация, нанесенная на бумажный носитель. Потемневшая от времени бумага сохранила изображение и текстовую информацию. В глаза мне бросился рисунок, изображающий прекрасную исполнительницу песен в длинном платье и сидящего за роялем аккомпаниатора. К сожалению, я не нашел книг, рассказывающих о пластинках, поэтому в качестве помощника использовал интернет-ресурсы. Выяснилось, что пластинка была выпущена Ногинским заводом, о котором я писал выше. Она могла появиться на свет с 1935 по 1941 годы. На каждой стороне пластинки записана только одна песня. Я узнал, что «Пожарный вальс», записанный на одной из сторон, сочинил композитор Л.Дидерихс. После окончания 1-й школы в Детском Селе он поступил в консерваторию. Джазовая музыка привела его в 1929 году в джаз-оркестр Л.Утесова. Утесов высоко оценивал талант пианиста и композитора, рано ушедшего из жизни. Слова лирической песни написал В.И.Лебедев-Кумач (1898—1949). Среди его песен самыми знаменитыми стали «Широка страна моя родная», «Священная война». Нежный, лирический вальс исполнила дочь Л.Утесова, Эдит (1915—1982) — советская эстрадная певица, обладающая выразительным сопрано. Вместе с отцом она начала выступать с 1936 года, хотя впервые вышла с ним на сцену в 1933 году. Более точной информации о временном промежутке записи песни я не нашел. Пронзительное звучание саксофона, танцевальные ритмы унесли меня в далекие предвоенные годы. Я вспомнил фильм «Веселые ребята», в котором выступил Леонид Утесов, вспомнил праздничные звуки джаз-оркестра. Яркое, броское звучание оркестра, хрустальный, звенящий голос Э.Утесовой слушала П.О.Шлендова, которой принадлежала эта пластинка. Музыка говорила о том, что война непременно закончится и вновь настанет мир. На другой стороне пластинке вновь звучал прелестный голос Э.Утесовой. Вместе с отцом она исполняла детскую песенку «Борода». Советский композитор, Заслуженный деятель искусств РСФСР, В.Я.Кручинин (1892—1970) написал задорную песню, в шутливой форме раскрывающую мощь и силу нашей страны. Огромная прекрасная борода главного героя песни позволяет разместить на ней тысячи коней, 3 Буденовских полка, 22 броневика и т.д. Автор слов не записан, что вызывает у меня 2 версии: текст песни не известен и воспринимается, как народный, то ли слова были сочинены Л.Утесовым. Мне очень понравилась эта задорная песня, вызывающая улыбку.

Я узнал о том, что несколько песен взяла с собой в эвакуацию свекровь заведующей школьного музея, Шлендова П.О. Вероятно, описанная мной пластинка одна из них. Несмотря на обилие царапин, она была бережно сохранена и оказалась в экспозиции музея. Пластинка исходя из внешнего вида использовалась очень часто, но ни разу не падала. На ней нет трещин и сколов. На этикетке в центре диска нет следов от воды, нет жирных пятен, что свидетельствует о том, что пластинку берегли. Записанные на пластинку произведения свидетельствуют о музыкальном вкусе П.О.Шлендовой. Исходя из прочих дисков, хранящихся в их семье, можно заключить следующее: покупались пластинки с произведениями народной музыки и популярной. Классические произведения я увидел и смог услышать только на одной пластинке, принадлежавшей Шлендовым. Это были произведения короля вальсов И.Штрауса. На бумажной этикетке, находящейся в центре диска, я увидел стоимость – 7 рублей, на тот период времени это довольно дорого. И последнее, пластинка, которая прошла через радости и горести семьи, для меня стала не только носителем информации, но и книгой истории – «Истории музыкальной жизни предвоенных и военных лет».

Перфорированная бумага для пианолы.

Помимо тех музыкальных артефактов, о которых рассказал выше, в школьном историко-краеведческом музее я встретил еще один. Оказывается, внешне обычная бумага с отверстиями, намотанная на металлический стержень, - это экспонат, связанный с музыкой. Интернет-ресурсы помогли мне выяснить, что перфорированная бумажная лента, которую я увидел в музее, использовалась с середины XIX века в механическом пианино – пианоле. В начале XX века клавиши пианоелы управлялись при помощи этих лент. Бумажная лента двигалась, молоточки подпружиненных клавиш, попадая в зоны перфорации, ударялись о рояльные струны. В результате рождались чудные мелодии. Механические пианино выпускали до середины 20 века, то есть оно могло звучать и наверняка звучало в годы блокады в домах горожан.

Заключение.

Рассказы прадеда, Побережца Н.Ф., приоткрыли мне страницу жизни блокадного Ленинграда. Я захотел узнать как можно больше о деятелях искусства, приближавших победу, мечтал услышать музыку, звучащую тогда, более полувека назад. Мне это удалось. Экспозиция школьного музея «Остров Котлин» помогла мне увидеть и услышать предметы, связанные с музыкальной жизнью блокадного Ленинграда. Любимые мелодии, льющиеся из патефона – это частица истории. Пластинки, которые находятся в музее, дают возможность услышать чудесные голоса исполнителей - всех тех, кто вместе с защитниками города приближал победу.

Для меня музыка блокадного Ленинграда наполнилась особым содержанием, я стал несколько ближе к своему прадеду, который очень любил музыку. Результатом моего исследования стал каталог грампластинок, которые хранятся в школьном музее, а также экскурсия, которую я готовлюсь провести для учащихся своей школы. Теперь уже им я расскажу об одной странице героической истории своей страны, своего города, которую необходимо знать и помнить.

Список использованных источников и литературы:

Источники:

  1. экспонаты школьного историко-краеведческого музея школы № 422,

  2. беседа с учащимися школы № 422 г.Кронштадта

Литература:

  1. Асафьев Б. Моя творческая работа в Ленинграде в первые годы Великой Отечественной войны (Электронный ресурс) - http://www.conservatory.ru/files/Musicus_44_Asafiev.pdf

  2. Бушен А. Подвиг пианиста (Электронный ресурс) - opentextnn.ru›music/epoch /XX/?id=3401

  3. Война — преходяща, а лирика — вечна (Электронный ресурс) - http://thefireofthewar.ru/lirika/?p=493

  4. Грубер Р. Как печаталась книга (Электронный ресурс) - fonarshik-liss.livejournal.com›166579.html

  5. Ковальчук В. 900 дней Блокады. Ленинград (Электронный ресурс) -...profilib.com›chtenie…valentin-kovalchuk…leningrad…

  6. Крюков А.Н. Музыка в городе-фронте. – М.: Музыка, 1975, - 176с.

  7. Крюков А.Н. Музыкальная жизнь сражающегося Ленинграда: Очерки. – Л.: Советский композитор, 1985, -120с.

  8. Крюков А.Н. Музыка в кольце блокады. Очерки. - М: Музыка, 1973, -158с.

  9. Махмутова Е. Памяти большого артиста (Электронный ресурс) -conservatory.ru›files/Musicus_43_Makhmutova.pdf

  10. Музыка в блокадном Ленинграде (Электронный ресурс) - ptj.spb.ru›Архив›Комментарии›…/muzyka-vblokadnom…

  11. Назаров М. Борис Гольц, ушедший из жизни... (Электронный ресурс) –http://www.conservatory.ru/files/Musicus_43_Nazarov.pdf

  12. Петров Л.П. С восхищением и благодарностью (Электронный ресурс) - BiletExpress.ru›teatr-articles/239/721.html

  13. Сайт о музыке и музыкантах «Бельканто» (Электронный ресурс) - http://www.belcanto.ru/sofronitsky.html

  14. Сайт Преображенской С.П. (Электронный ресурс) - preobrazhenskaya.com

  15. Флейшман В. (Электронный ресурс) - virtualmuseum-school5.narod.ru›…fleishman.pdf

  16. Человек из оркестра. Блокадный дневник Льва Маргулиса, комментарии А.Н.Крюкова (Электронный ресурс) - e-libra.ru›read/363390-chelovek-iz-orkestra.htm

1 Сайт о музыке и музыкантах «Бельканто» (Электронный ресурс) - http://www.belcanto.ru/sofronitsky.html

Просмотров работы: 1357