Одним из выражений жизни людей средневековья и их быта был танец. В этот период женщины носили тяжелые длинные платья, которые не позволяли выполнять сложные движения нижней частью тела, поэтому танцы периода средневековья характеризовались не высоким темпом и не сложным набором технических танцевальных элементов.
В программе по предмету истории 6 класса не встречается описание танцев, этот момент и стал интересен для рассмотрения и определения темы научной работы.
Цель – изучить особенности танцев средневековья и необходимость внедрения информации о них в процесс обучения по предмету «История».
Объект – учебно-педагогический процесс школы по предмету «История».
Предмет – танцы средневековья, наряды и танцевальные обычаи.
Методы исследования:
1.анализ научно-методической литературы;
2.анкетирование;
3. математические методы обработки данных (%).
Танец можно рассмотреть как телодвижения человека, выполняемые в определенном ритме, с определенной выразительностью, обычно, выстраиваемые в определённую композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Разные исторические эпохи характеризовались разным набором танцев. В средневековье самыми известными являлись:
- «праздник шутов», появился во Франции. В церкви выбирали из своего окружения старшего шута, который имел все полномочия «епископа», его одевали в религиозную одежду, вручали жезл и водили по улицам. Он имел право сидеть на троне и с его разрешения разрешались разнузданные пляски и веселья, запретили этот танец в 1212 году;
- «шабаш». Во времена средневековья люди верили в мистику (колдовство, ведьм и др.), которая выражалась в танце «Шабаш», где главным и обязательным действующим лицом являлся сатана, ведьмы и черти. Они сливались в хороводы и беспорядочные пляски, олицетворяющие хаос;
- «пляска смерти», главным лицом в этом танце была смерть, обычно представленная в обличие человеческого скелета, которая приглашала на танец по очереди всех участников, сопровождая их в загробный мир, не учитывая социального происхождения;
- «пляска св. Витта» - этот танец был связан с охватившей в то время болезнью всю Европу – чумой. Люди танцевали в бешенстве, пока не падали на землю от бессилия, прося святого Витта избавить их от недуга. В Италии такой танец назывался «Тарантизм», люди считали, что болезнь чумы произошла от укуса тарантула.
Встречались и другие, танец «мечей», танец с факелами [2].
Основными формами танца в эпоху средневековья являлись бранли - танец с простыми шагами и покачиваниями корпусом в такт песен, со временем темп ускорялся и добавились небольшие подскоки и прыжки. Бранли назывались в соответствии с трудовой деятельностью людей (бочаров, прачек, башмачников, конюхов и т.д.).
Так же популярен был Басданс – низкий аристократический танец, для них характерен умеренный, скользящий шаг, поклоны и салюты. Прыжки и подскоки запрещались по правилам этикета, не позволял их делать и покрой одежды – «дамы являлись на бал в длинных платьях из тяжелой ткани с трех-четырехметровыми шлейфами» [1]. Первая часть была собственно басданс, потом шло его повторение, а третья часть тордион – представляло собой танец вприпрыжку. К концу XVI века басданс исчез [3].
Аллеманда – медленный танец, возникший в Германии, ритм был слишком тяжелым.
Средневековье заложила начало таких танцев как куранта, мореска, паванна и некоторых других, которые получили расцвет в эпоху Возрождения.
Организация исследования.
Научный эксперимент был проведен на базе МОУ ТСШ№9 в период с октября по ноябрь с учениками 6-х классов, в эксперименте участвовало 25 человек. Для проведения эксперимента было проведено анкетирование, с целью определения интереса к изучению танцев проходимой эпохи по предмету Истории. Анкета состояла из 7 вопросов (Приложение).
По результатом которых сделали анализ полученных данных, из которых видно, что в классе преимущественно больше девочек - 68%, чем мальчиков – 32%.
84% опрошенных, отметили, что любят предмет «История», мнения по интересующим разделам истории, правда, разошлись: самый большой процент получил раздел «Культура» - 30%, второе место отдано завоеваниям и войнам -19%, и одинаковое количество процентов набрали разделы «Государственное устройство» и «Хозяйство» - по 15%, предложен был собственный вариант – «Религия».
Что касается знаний о нарядах средневековья, то 80% учащихся ответили положительно, можно предположить, что часто встречаются фильмы или картинки учебников, где можно встретить одежду разных эпох. Это подтверждает ответ на следующий вопрос о понятии термина «бал» - 80% оппонентов, знают, что означает этот термин.
На ключевой вопрос «Было ли бы вам интересно изучать какие были танцы в разные эпохи времени?», 36% - ответили «да», и также 36% отметили, что интересно бы было изучать некоторые из них.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод о том, что предмет истории интересен учащимся 6-х классов, особенно был выделен раздел, касающийся культуры, в который могли бы включить изучение традиционных танцев разных эпох, которые более широко раскрывают традиции народов и их обычаев, особенностей нарядов и их рисунков, что повысило бы уровень знаний и общий кругозор учащихся по истории.
Литература:
1. Эльяш Николай. Образы танца. Серия: Народный университет. М. Знание 1970г. 240 с., илл.
2. Худяков С.Н. всеобщая история танца. М.: Эксмо, 2010. — 628 с.
3. http://welovedance.ru/site/styles/basdans
Приложение
Анкета
В каком классе ты учишься? ___________________________
Пол. (мальчик, девочка) _______________________________
Нравится ли тебе история?
А) Да.
Б) Нет.
В) Не знаю.
4) Какой раздел в истории вам нравится?
А) Образование.
Б) Хозяйство.
В) Завоевания, войны.
Г) Государственное устройство.
Д) Культура.
Е) Известные личности.
Ж) Ваш вариант ____________________________________
5) Знаете ли вы какие наряды носили в средневековье?
А) Да.
Б) Нет.
6) Знаете ли вы, что такое бал?
А) Да.
Б) Нет.
7) Было ли бы вам интересно изучать какие были танцы в разные эпохи времени?
А) Да.
Б) Нет.
В) Не знаю.
Г) Может быть некоторые из них.
Спасибо!