Писатель В.П. Белов как-то справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиции и культуры нет личности. Память формирует духовную крепость человека». История - это проявление души народа, его золотой запас. Я считаю, что изучение исторических событий помогает формировать гражданскую позицию. Особенно меня заинтересовал вопрос, а как именно гражданская позиция каждого из нас влияет на страну в целом. Ответ на данный вопрос я решила искать в истории страны в самые ее «переломные» моменты. Многим из нас знакомы две праздничные даты: 4ноября (День народного единства) и 7 ноября (День Октябрьской революции). В 1612г. и 1917г. судьба страны «висела на волоске» и решалась гражданами страны.
В настоящее время многими социологами отмечается низкая гражданская позиция населения нашей страны, особенно среди молодежи. Существует мнение, что от голоса, позиции одного ничего не зависит. Это ошибочно, так как от активной гражданской позиции во многом зависит само развитие страны, ее будущее. Именно это можно отследить в изучаемых событиях, что так важно в наши дни (формирование многополярного мира, давление международной политики на Россию, предстоящие выборы президента страны).
Целью моей работы является выявление гражданской позиции во время освобождения Москвы 1612 года и Великой Русской революции 1917 года.
При этом ставились следующие задачи:
Изучить историю дня народного единства и Великой Русской революции;
Изучить гражданскую позицию различных слоев населения в событиях 1612г. и 1917г.;
Выявить влияние гражданской позиции на историю страны.
Изучая литературу по теме исследования мною было отмечено, что большое количество изданий последних десятелетий расматривают историю Смутного времени, освобождение Москвы обобщенно. А вот рассмотрение гражданской позиции различных слоев населения не многочисленно. Также возникли «трудности» в исследовании 1917г.: до 1990г. событие рассматривалось через призму коммунистической пропаганды, в 90-е гг. просматривается негативная оценка и неприятие события в целом, только в 2000-х событие приобретает нейтральную эмоциональную окраску, что позволило описывать событие с научной точки зрения. Поэтому рассматривая данные события приходилось «собирать» материал по крупинкам из разных источников.
1. День народного единства в России.1.1 История праздника.
4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", подписанным в декабре 2004 года президентом России В.В. Путиным [].
День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов []. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время - период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, - было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей []. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, повальное пьянство поразили страну.Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение "пресветлого московского царства". Власть в Москве узурпировала "семибоярщина" во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава.В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. "Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!" - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение [].В сентябре 1611 года "торговый человек", нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение []. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: "Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов - дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело" [].По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения "третью деньгу". Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор "пятой деньги": каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал "выборным человеком всею землею". Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием.Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество "даточных людей" из крестьян.
Во всенародном ополчении, в освобождении Русской земли от иноземных захватчиков участвовали представители всех слоев и сословий, входивших в состав русской державы.
С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы [].Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.
В конце февраля 1613 года Земский собор, куда входили представители всех сословий страны - дворянство, боярство, духовенство, казачество, стрельцы, черносошные крестьяне и делегаты от многих русских городов, избрал новым царем Михаила Романова (сына митрополита Филарета), первого русского царя из династии Романовых. Земский собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой, торжеством православия и национального единства [].
С тех пор Казанскую икону начали почитать не только как покровительницу дома Романовых, но по указу царя Алексея Михайловича, правящего в 1645-1676 годах, было установлено обязательное празднование 4 ноября как дня благодарности Пресвятой Богородице за ее помощь в освобождении России от поляков (отмечался до 1917 года) [].
1.2.Гражданская позиция в освобождении Москвы 1612 г.
Гражданская позиция в изученной нами исторической литературе отражена слабо. Имеются общие данные о ее всеобщем проявлении, поэтому мы будем рассматривать ее проявление в некоторых слоях российского общества в период обозначенных событий.
Рассматривать начнем с самого многочисленного социального слоя -крестьян. Многие крестьяне, оставшиеся в живых, забросили пашню или распахивали гораздо меньше, чем до Смуты. Резко возросло число бобылей; в ряде уездов их стало больше, чем крестьян. На Рязанщине (1616г.) пустошей в поместных землях дворян оказалось в двадцать два раза больше, чем пашни. Подобная же картина и по другим уездам [].
Что касается позиции сельского народа, не ушедшего в казаки, не принявшего активного участия в восстании Болотникова и прочих событиях Смуты, то есть большей части населения страны (черносошного крестьянства, частновладельческих, монастырских, дворцовых крестьян, холопов), то она удивляет своими долгими мучениями. Правда, судя по «стенаньям», оставленным польскими оккупантами, мелкие группы вооруженных русских крестьян — «шишей», хоронящихся по лесам недалеко от своих деревень, атаковали небольшие отряды неприятеля, убивали поляков и «литву». Они мешали последним заготавливать продовольствие и фураж. «…Во всех углах, — вспоминает очевидец, — толпами собирались тысячи крестьян. С теми немцами и поляками, которых они застали в загоне, то есть в поисках провианта или в разведке, они поступали во много раз грубее и беспощаднее, чем поступали с ними прежде поляки» [4,7,23].
Поморские и поволжские крестьяне научились окапываться в своих лагерях, беря пример с «литвы», укреплять их частоколом, как, к примеру, был устроен и лагерь Сапеги под Троицей. Поляки, пытавшиеся наступать в 1612 г. на Романов, Суздаль и Ярославль, должны были отступить [].
Рассматривая казачество, ярко прослеживается разделение гражданской позиции в казачестве в зависимости от места проживания. Так «родные» казаки, польско-литовские ратные люди, и черкассы — все паразитировали на сельском русском населении довольно успешно и в течение продолжительного времени. Хуже всем пришлось крестьянам, которые жили на территориях Тушинского вора.
В начале марта 1611 года воевода Прокопий Ляпунов с ополчением и казаками двинулся на Москву []. Сброд князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого и особенно чернь атамана Ивана Мартыновича Заруцкого пьянствовали, называли себя казаками и кичились перед земскими ополченцами. Ляпунов применил к бандитам казачьи законы, и 28 человек черни Заруцкого за ограбление и убийство мирных крестьян были приговорены к казачьей казни. Ляпунова пригласили на «круг», чтобы, обсудить сложившееся положение. Но до «круга» он не доехал, казаки Заруцкого убили руководителя первого русского ополчения, человека, всем своим сердцем преданного интересам несчастной, истерзанной Родины.
Другая позиция была у донских казаков. Они встретили весть о смерти воеводы Ляпунова враждебно к взбунтовавшейся черни, но оставить Москву в руках поляков и уйти на Тихий Дон, где их ожидали кровавые счеты с крымскими татарами, они не могли.
В августе 1612 года к Москве приблизилось огромное войско Украинского гетмана Ходкевича []. Москву обороняли только казаки Трубецкого и Межакова. Ополчение Минина и Пожарского находилось в районе Троице-Сергиева монастыря. К вождям ополчения был послан атаман Внуков с просьбой, поспешить на помощь Москве. Но они не торопились, т. к. казаков боялись и ненавидели больше, чем поляков и литовцев.
И все же 18 августа, за три дня до подхода Хоткевича, ополчение заняло оборону в 5 километрах от Москвы на реке Яуза. Два раза Трубецкой предлагал Пожарскому расположиться лагерем у Яузских ворот, поближе к Москве вместе с казачьими полками и оба раза получал заносчивый ответ: «…отнюдь нам с казаками вместе не стаивать!» [ ].
Оскорбленные казаки построили для себя отдельный лагерь.
Пожарский приступил к осаде Москвы, где прочно обосновались поляки Лжедмитрия второго, но не помышлял давать отпор шедшему на подкрепление гетману Ходкевичу, и жестоко просчитался.
Ключевский говорит: «Скоро стало видно, что без поддержки казаков ничего не сделать, и в три месяца стоянки под Москвой без них ничего не было сделано» [].
Гостиная сотня - это привилегированная корпорация русского купечества в конце 16 — начале 18 вв []. В тяжелые годы Смутного времени обстановка резко ухудшилась. Особенно сильно гостиная сотня пострадала во время бесчинств поляков в Москве. Позднее, подавая челобитные о пополнении, представители этой корпорации напоминали, что в те поры люди, оставшиеся в Москве, многие умерли или разорились, другие из столицы разбежались. Ущерб был настолько велик, что Казенный приказ, который также подвергся разграблению, причем пострадала не только сама казна, но и приказная канцелярия, не решался назвать общую цифру людских потерь даже приблизительно. На память составить списки было невозможно. Не разорилась лишь незначительная часть купцов, а нажились, используя царящий беспорядок, нарушивший нормальную работу центральных органов, лишь очень немногие. В их число, судя по доносу Никифора Порывкина входили только те, кому удалось, продолжая торговые операции, увеличить свои доходы, в условиях недостатка продукции произвольно увеличивая цены, а также те, кто отбывал службы в таможнях.
После смерти Ивана IV в 1584 г. и его сына Федора в 1589 г. прервалась династия Рюриковичей []. Этим воспользовались бояре, которые повели между собой борьбу за власть. Правящие круги Речи Посполитой рассчитывали в этих условиях расчленить Россию и ликвидировать ее государственную самостоятельность.
Лжедмитрий II, объявившись в мае 1607 года, в течение следующих двух лет безуспешно пытался взять Москву []. В этот период некоторые бояре вели переговоры с Сигизмундом III о том, чтобы поставить на царство его сына - Владислава.
В июле 1610 года Василий Шуйский был низвергнут и насильно пострижен в монахи [].До выборов нового царя власть перешла к комиссии, избранной боярской думой ("семибоярщине").
Открытая агрессия под руководством короля Сигизмунда III, началась летом 1609 года. 24 июля польский гетман С.Жолкевский подошел к Москве и остановился в районе села Хорошево. А 21 сентября польские войска были пущены в Москву предателями-боярами, присягнувшими на верность Владиславу. С началом открытой интервенции поляки покинули Лжедимитрия II, который был убит подкупленным начальником охраны.
Угроза потери национальной независимости России вызвала глубокое беспокойство в патриотически настроенных кругах дворянства и других сословий, всего населения. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде началось формирование ополчения, которое сыграло решающую роль в освобождении Москвы от поляков []. Оно состояло из отрядов дворян, горожан, крестьян центральных и северных районов России, людей всех национальностей Поволжья. Посадские люди выдвинули руководителем ополчения князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Вместе с ним организатором и руководителем ополчения был Кузьма Минин, происходивший из нижегородских посадских людей.
«Ратных людей» набирали из нижегородских дворян, детей боярских и стрельцов, из перебравшихся в Нижний Новгород смоленских, вяземских и дорогобужских дворян, стрельцов, различных служилых людей «по прибору» (по найму).
Всенародное ополчение ставило своей целью изгнать интервентов и собрать земский собор, который и решит, кого «обирать» на престол. Такая политическая направленность ополчения исключала «прежнее междуусобство», когда дворянство открыто проводило крепостническую политику, когда боролись за власть и за вотчины отдельные боярские и дворянские группировки вокруг претендентов на русский престол, ставленников интервентов, группировались бояре и дворяне, стремившиеся к личной выгоде и наживе.
Активно проявляли свою гражданскую позицию представители духовенства. Выдержав тяжелую осаду, Троицкий Сергиев монастырь поступил под руководство нового архимандрита Дионисия. Он необыкновенно развил благотворительную и патриотическую деятельность своего славного монастыря. Братия монастыря призревала больных и раненых, хоронила умерших, одевала и кормила бедных, собирая их отовсюду, где только могла найти. Для того, чтобы обеспечить безопасность в смутное время себе и своим призреваемым, монастырь должен был просить защиты и помощи у казачьих бояр Трубецкого и Заруцкого.
В то же время власти монастыря считали своим долгом нравственно действовать на народ, побуждая его соединиться против врагов веры и государства, против короля и поляков. В монастыре составлялись грамоты, призывавшие города идти на помощь русскому войску, осаждавшему Москву, и выбить из столицы польский гарнизон. Монастырская братия не принимала во внимание, что русское войско под Москвою стало казачьим, воровским и враждовало с земщиной, разогнав из-под Москвы земских людей.
Всех русских людей одинаково призывали монахи на подвиг за веру и отечество в своих отлично составленных, красноречивых грамотах. Посылая эти грамоты по всей земле, они думали всех примирить и снова объединить в одном патриотическом движении. Но не так думал патриарх Гермоген, живший в осажденном Кремле под стражею и угнетаемый поляками и изменниками за нежелание служить Сигизмунду. Он видел, что созванное им ополчение проиграло свое дело и распалось от казачьего воровства. Он знал, что казаки, имея в своих таборах Марину Мнишек , задумали воцарить в Московском государстве сына ее Ивана, называемого «Воренком». Считая казачье воровство и самозванщину главным злом, патриарх всеми средствами, как только мог, учил русских людей не верить казакам и бороться с ними как с лютыми врагами. Когда к нему проникали его почитатели за благословением и поучением, Гермоген устно передавал им свою мысль о необходимости борьбы с казачеством. Когда было можно, он писал грамотки о том же в города. Сохранилась такая его грамотка, посланная к нижегородцам.
Итак, в дни общего уныния и растерянности духовенство подняло свой голос и громко звало к борьбе за родину. Города, разобщенные друг от друга и лишенные всякого иного руководства, кроме увещаний духовных отцов, вступали в сношения между собою, посылали друг другу разные вести, отправляли из города в город послов для общего совета. Ждали, кто возьмет на себя почин объединения земских сил.
Рассматривая основные слои общества, мы приходим к выводу, что многие из них не побоялись проявить свою гражданскую позицию, и освободить страну от польских интервентов. Большинство населения - крестьяне, дворяне и духовенство - проявили активную гражданскую позицию в освобождении страны от поляков. Но такие сословия, как бояре и купечество, пользуясь удобным случаем, хотели только нажиться и захватить власть.
2.Великая русская революция.2.1. Революция и общество.
Российская революция (Великая российская революция) — условное название революционных событий, произошедших в России в 1917 году, — начиная со свержения царизма Февральской революцией, когда власть перешла к Временному правительству, которое, в свою очередь, было свергнуто в результате октябрьского вооружённого восстания большевиков, провозгласивших советскую власть [ ].
Основные события Февральской революции происходили в Петрограде. Руководство армии во главе с начальником штаба Верховного Главнокомандующего генералом Алексеевым М. В. и командующими фронтами и флотами посчитало, что они не имеют средств для подавления революции. Император Николай II отрёкся от престола. После того, как его предполагаемый преемник, великий князь Михаил Александрович также отказался от престола, Госдума взяла страну под свой контроль, образовав Временное правительство России.
С образованием параллельных Временному правительству Советов начался период двоевластия. Большевики формируют отряды вооружённых рабочих (Красная гвардия), благодаря популистским лозунгам завоёвывают значительную популярность, в первую очередь в Петрограде, Москве, в крупных промышленных городах, Балтийском флоте, войсках Северного и Западного фронтов.
Во время Октябрьской революции Петроградский ВРК, подконтрольный большевикам во главе с Л. Д. Троцким и В. И. Лениным, сверг Временное правительство. На II Всероссийском съезде советов рабочих и солдатских депутатов большевики выдерживают тяжёлую борьбу с меньшевиками и правыми эсерами, формируется первое Советское правительство. В декабре 1917 года составлена правительственная коалиция большевиков и левых эсеров. В марте 1918 года подписан Брестский мир с Германией [].
К лету 1918 года окончательно сформировалось однопартийное правительство, и началась активная фаза Гражданской войны и иностранной интервенции в России, начавшаяся с восстания Чехословацкого корпуса. Окончание Гражданской войны создало условия для образования Союза Советских Социалистических Республик (СССР) [ ].Нельзя, однако, не видеть, что в России еще задолго до 1917 г. накопился мощный заряд общественного противостояния. "Исследователей этого периода больше всего поражает... атмосфера всеобщей и глубокой ненависти, царившей в обществе, - писал Р. Пайпс о начале XX века. ...Поскольку политические институты и процессы, способные мирно разрешить эти конфликты так и не народились, было весьма вероятно, что рано или поздно все вновь пойдет по пути насилия, по пути физического истребления тех, кто встает на пути той или иной из враждующих групп (Пайпс Р. Указ. соч.с.219.) [].
Уже первые дни Февральской революции показали, что общественное противостояние неминуемо перерастет в насильственные действия. Отнюдь не экстремистски настроенный В.В.Шульгин вполне определенно записал свои впечатления от народа, заполнившего Таврический дворец: "Бесконечная, неисчерпаемая струя человеческого водопровода бросала в Думу все новые и новые лица... Но сколько их ни было - у всех было одно лицо: гнусно-животно-тупое или гнусно-дьявольски-злобное...
Боже, как это было гадко! ...Так гадко, что, стиснув зубы, я чувствовал в себе одно тоскующее, бессильное и потому еще более злобное бешенство... Пулеметов - вот чего мне хотелось. Ибо я чувствовал, что только язык пулеметов доступен уличной толпе и что только он, свинец, может загнать обратно в его берлогу вырвавшегося на свободу страшного зверя...
Увы - этот зверь был... его величество русский народ..." (Шульгин Н.Н. Указ. соч. с. 181-182.) [ ].
Чувства В.В. Шульгина разделяли очень многие высокообразованные, интеллигентные люди, в том числе и готовившие революцию. Естественно, аналогичные чувства испытывала и другая сторона, только проявлялись они иначе, так как она держала в руках оружие. Уже в первые дни Февраля озлобление выплеснулось на улицы, начались убийства офицеров и жандармов, насилие и грабежи магазинов, и т.д. "Воистину было полным безумием ожидать бескровной революции", - отметил П.А. Сорокин после первых известий об убийствах офицеров на Балтике." (Сорокин В.А. Бойня...с.227.) [ ]. В исторической литературе число убитых и раненых в Февральские дни обычно определяется в 1300-1500 человек. Сами по себе страшные цифры, тем не менее, не исчерпывают трагизма ситуации: между гражданами одной страны пролилась кровь, отрезая пути к общественному согласию. Если же принять во внимание вторую волну убийств, прокатившуюся во время корниловщины, то невольно приходит мысль, что уже тогда страна была на грани гражданской войны.
2.2. Гражданская позиция вовремя и после революции.
Гражданская позиция в изученной нами исторической литературе отражена слегка. Особенно «бурно» гражданская позиция проявилась в начале революционных действий. К началу гражданской войны мы отмечаем снижение ее проявления и выражения (вплоть до скрытия).
Двойственность и не однозначность гражданской позиции можно отследить во всех слоях общества. Еще со времен Петра I общество России было расколото на две неравные части: высшие и городские сословия – дворянство, духовенство, интеллигенция и большая часть населения – крестьянство.
Во время великой русской революции 1917 года общество разделилось на партии. Именно партии отражали позиции своих участников об устройстве страны, ее настоящем и будущем. Партии были главной движущей силой революции, за партийными лидерами стояли не просто отдельные люди, а целые сословия, классы. Поэтому рассмотрение гражданской позиции по социальным группам неотъемлемо связано с политическими партиями того времени. В партии большевиков каждый третий был из низов города и деревни, каждый второй — из средних слоёв провинциальных городов, каждый четвёртый — из нестоличной элиты. Около 36 % — рабочие. В состав эсеров входила в основном элита крупных городов. Меньшевики - радикальная интеллигенция, «рабочая аристократия».
Итак, рассмотрим крестьянство. Во время революции настоящее большинство населения империи составляли крестьяне. Крестьяне казались отсталыми, забитыми и невежественными, поэтому их зачастую и не принимали в расчет, смотрели на них как на ведомых, которых нужно осчастливить достижениями европейского просвещения, при этом мнения самих крестьян об этом знать не хотели. С падением царской власти, которое было осуществлено буржуазией в городах, крестьяне все громче начинают заявлять о своем праве на землю. В крестьянских наказах, собранных партией эсеров и легших затем в основу Декрета о земле, окончательно формулируется программа крестьянской революции – национализация помещичьих и церковных земель, запрет на частную собственность на землю, запрет на наемный труд, распределение земли между крестьянскими общинами по числу едоков, крестьянское общинное самоуправление. Временное правительство не торопилось выполнять эти требования, боясь затронуть интересы помещиков, тесно связанные и с интересами отечественной буржуазии и зарубежного капитала. Тогда крестьяне решили добыть землю сами. Как только закончился сбор урожая, в большинстве областей Черноземья вспыхивают крестьянские восстания, в ходе которых крестьяне жгут имения помещиков, распределяя между собой землю, инвентарь и имущество помещиков и убивая их самих и членов их семей при малейшей попытке сопротивления. Так, в России с начала осени 1917 года разгорается крестьянская война [ ].
Рабочий класс в России возник довольно поздно, он представлял собой немногочисленную социальную прослойку, сконцентрированную в крупнейших городах и промышленных районах. Массово рабочие проживали только в Москве, Петрограде, на Донбассе и Урале. Концентрация рабочего класса на больших предприятиях была настолько сильной, что на момент революции в одном Петрограде насчитывалось 14 заводов-гигантов, в то время как во всей воюющей Германии их было 12.
Степень влияния рабочих на революционные события хорошо видна по количеству подобных фабрично-заводских комитетов и профсоюзов. Только в Саратове их насчитывалось 85 и 16 соответственно. Их задачей было культурное просвещение рабочей молодежи, отдаление их от политики.
Подобной политике активно противостояли большевики, которые обвиняли остальные партии в уклонении от борьбы за социализм и права рабочих. Рабочие со всей страны присылали тысячи писем в Петроградский совет с просьбой прислать агитаторов и уполномоченных для того, чтобы организовать на местах новую власть. Решительные действия рабочих столицы способствовали указу от 10 марта о введении в стране 8-часового рабочего дня.
Противоречия между рабочими и имущими слоями общества ярко проявились в ходе апрельских демонстраций, когда между сторонниками и противниками продолжения войны в Петрограде разыгрались потасовки и перестрелки. На заводах хозяева пытались тянуть с повышением заработной платы, многие производства просто закрывались — они не давали уже такой прибыли. Но умами рабочих все еще владели меньшевики и эсеры – это было как на крупных предприятиях, так и на более мелких объектах. Большевики встречали достаточно мало понимания на многих фабриках, особенно были им враждебны полиграфисты, традиционно более грамотные и зажиточные рабочие.
Июльский кризис Временного правительства способствовал массовому отходу рабочих от поддержки властей и постепенной большевизации пролетариата. Следующим ударом по лояльности пролетариата стал, безусловно, корниловский мятеж.
Первые партии в России появились среди дворян - офицеров стоящих на службе в царской армии, прошедших 1 Отечественную войну и Заграничные походы. В начале ХХ в. именно дворяне стали главной движущей силой революции. Изучая труды историков, невольно приходишь к мысли, что почти каждый неравнодушный к судьбе своей страны дворянин считал за правило рассуждать или даже написать программу по развитию России, настолько велико количество трудов, переписок, размышлений и т.п. среди дворянского сословия. Активная гражданская позиция среди данного сословия зажгла искру Революции, но к сожалению исход, поворот Революции был для них неблагоприятен.
В 1917 году, после Великой октябрьской революции, дворянство как сословия не стало [ ]. «Декрет о земле», который приняли 25 октября 1917 года, лишил дворян основного источника существования, так как земли изымались государством [ ]. Из документа следовало, что имения переходят в руки крестьянских депутатов. Закон вводил уравнительный принцип распределения земли. Теперь право пользования получали те, кто обрабатывал землю собственным трудом. 10 ноября 1917 года совет народных комиссаров издал декрет «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» []. «Бывшие» дворяне искали источники новые способы заработать. Но поиски работы осложнялись тем, что дворяне попадали под классовую дискриминацию, и высокие посты были для них закрыты. Поэтому каждый дворянин искал себе «место под солнцем» долго, используя связи, вспоминая приобретенные навыки. Дворяне, оставшиеся в России, понемногу адаптировались к новым условиям жизни.
Русская православная церковь, как и всякая другая, всегда верно служила правящей элите страны. Ведь интересы духовенства полностью совпадали с интересами помещиков и капиталистов. Церковь воспитывала народ в духе преданности царю, покорности хозяину, примирения со своей нищетой и бесправием. К этому служители церкви призывали во время проповедей или богослужений. В таком же духе воспитывали учащихся в школах. В царской России существовало множество духовных школ, семинарий и академий. Да и во всех остальных так называемых светских учебных заведениях одним из основных предметов был «закон божий».
На духовенство была возложена и обязанность ревностно следить, чтобы среди верующих не распространялись «крамольные», т. е. революционные, мысли и настроения. Если священник во время исповеди — церковного обряда, при котором верующий рассказывал священнику о своих «греховных» мыслях и делах,— узнавал что-нибудь, вредящее «службе государственной или церкви», он немедленно доносил об этом гражданскому начальству. Эта провокаторская деятельность духовенства была узаконена царским указом еще в 1722 г. и подтверждалась в более поздних указах [ ].
С самого начала Октябрьской революции большинство духовенства решительно выступило на борьбу с ней. В течение всего октября работал поместный собор. Не рассчитывая собственными силами повлиять на революционных рабочих, крестьян и солдат, церковники обращались к их матерям, в массе своей глубоко религиозным.Наиболее активно противостояние церкви против революции проявилось в Москве. Здесь православное духовенство даже предоставляло юнкерам колокольни церквей для огневых точек. Нередко за пулеметами можно было увидеть и самих священнослужителей.
Рассмотрев все сословия, мы приходим к выводу, что революция разделила общество не столько по гражданской позиции (все слои общества желали процветания своему государству), сколько по принадлежности к сословию. Разные сословия не «слышали» друг друга и тем более не желали уступать ради всеобщего процветания. Именно соотнесение трудностей, неустроенности и жизненных проблем с каким-либо сословием породили ненависть, которая привела в дальнейшем к Гражданской войне.
Вывод. Рассмотрев изучаемые события, мы пришли к выводу о том, что развитие страны напрямую зависит от гражданской позиции ее населения. А такие крупные исторические события «подчеркивают» необходимость населения в принятии решений для будущего страны. В 1612г. желание большинства населения повлиять на судьбу страны для ее сохранения было выше своих личных интересов. Это позволило объединиться всем сословиям для достижения общей цели – вывести страну кризиса для ее процветания.События 1917г. происходят на фоне когда личные интересы становятся превыше желания общего благополучия. При этом оправдание своих программ, действий как «во благо страны» является только красивой обложкой. А ассоциация своих «тягот» с определенными сословиями (например, дворянство – рабочим преподносилось, как главный «враг» страны) привело к нежеланию слышать друг друга и разделению общества. Те же кто не желал проявлять свою позицию или занял позицию пусть решают без меня, также оказались включены в революцию, «жернова» истории не щадят никого. Такое проявление или не проявление своей позиции погрузило страну в политический, экономический, социальный кризис, результат всем известен – Гражданская война.
Выполнив поставленные задачи, мы пришли к выводу, что проявление активной гражданской позиции обязательно для каждого жителя страны. От выбранной позиции населения зависит будущее страны, поэтому она должна базироваться ни сколько на личных амбициях, сколько ориентирована на реальное достижение всеобщего процветания (для этого нужно «слышать», понимать и принимать окружающих тебя людей). Вот чему учит нас история на примерах событий 1612г. и 1917г., поэтому мы призываем быть активными гражданами своей страны для ее развития. А будет развиваться страна, будет возможность найти «свое место» каждому ее жителю.
Список используемой литературы.Cобытия 1612г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://chkalovsk-zbs.narod.ru/bibl/dorogasvobodi/1/istoria.html , свободный. – Загл. с экрана.
Азисов Р.А. Символы Российского государства как элемент патриотического воспитания [Текст] / Р.А. Азисов // Войны священные страницы в памяти людской / МО, МРИО. - Саранск, 2008. С. 21-24.
Великая русская революция [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://history-is.jimdo.com / , свободный. – Загл. с экрана.
Восстания крестьян и казаков во время Смуты. Войны со шведами и поляками. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.bibliotekar.ru/7-dinastiya-romanovyh/7.htm , свободный. – Загл. с экрана.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка [Текст] / В.И. Даль. - М.: Эксмо, 2010. - 688 с.
День народного единста в России: история праздника. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://ria.ru/spravka/20121103/908875140.html, свободный. – Загл. с экрана.
Дорошенко Т. Преодоление «великой разрухи» русского государства: ополучения 1611 и 1612 годов.//Наука и жизнь. – 2006. — №1 — С.92-101
Духовенство в дни Октябрьской революции [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://comstol.info/2012/11/obshhestvo/5190 , свободный. – Загл. с экрана.
Завков М.Р. О, русская земля! Из истории гос-ва российского //Вся Россия. — № 5 1993, с. 166 — 246.
Захаревич А.В. История Отечества/А.В. Захаревич. – М.: ИТК.: Дашков и К˚, 2005. – 756 с.
Истоки Великой русской социалистической революции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://krasvremya.ru/istoki-velikoj-russkoj-socialisticheskoj-revolyucii/ , свободный. – Загл. с экрана.
Кошарный В.П. Февральская революция 1917 г. в религиозно-философской публицистике (философско-социологический анализ)/В.П. Кошарный// Гуманитарные науки. Философия, 2012. – №1. – 378 с. С. 32 – 38.
Купеческая "гостиная сотня" в период Смутного времени [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://statehistory.ru/2664/Kupecheskaya-gostinaya-sotnya-v-period-Smutnogo-vremeni/ , свободный. – Загл. с экрана.
Матусевич В.Д. Лица ушедшей России//Наше наследие. — № 71 2004, с. 158-163.
Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., Буганов В.И., Назаров В.Д. История России с древних времен до конца XVII века// отв. ред. Новосельцев А.П., Сахаров А.Н., — М.: Издательство АТС, 1996. -576с. – С 492-495
Освобождение Москвы ополчением Минина и Пожарского в 1612 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://voynablog.ru/2011/12/12/osvobozhdenie-moskvy-opolcheniem-minina-i-pozharskogo-v-1612-godu/#0 , свободный. – Загл. с экрана.
Освобождение Москвы от польских интервентов 1612 г [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.newreferat.com/ref-16306-1.html , свободный. – Загл. с экрана.
Освобождение Москвы от поляков в 1612 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://fb.ru/article/247111/osvobojdenie-moskvyi-ot-polyakov-v-godu , свободный. – Загл. с экрана.
Очищение от Смуты. Что стоит за новым красным днем в календаре.//Родина. – 2005. — №11 – С.103-106
Правда о роли казаков Дона в разгроме польских захватчиков в 1612 году. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://novocherkassk.net/press/lavochka/2005/11/31141-pravda-o-roli-kazakov-dona-v-razgrome-polskih-zahvatchikov-v-1612-godu , свободный. – Загл. с экрана.
Рабочие в 1917 году: почему они восстали. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://1917daily.ru/rabochie_1917_god/#0 , свободный. – Загл. с экрана.
Русская революция 1917 года: вызовы для XXI века [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ruskline.ru/analitika/2017/08/28/russkaya_revolyuciya_1917_goda_vyzovy_dlya_xxi_veka/ , свободный. – Загл. с экрана.
Русское крестьянство в Смуту. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.oboznik.ru/?p=49527 , свободный. – Загл. с экрана.
С., Ф. Платонов. Второе ополчение против поляков и освобождение Москвы в 1612 / Ф. Платонов. С.. // Учебник Русской истории. – 2017. – Русская историческая биб. – С. . - [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://rushist.com/index.php/tutorials/plat-tutorial/263-plat-tut-73 , свободный. – Загл. с экрана.
Сколько дворян не уехало из России после революции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://russian7.ru/post/skolko-dvoryan-ne-uekhali-iz-rossii-pos/ , свободный. – Загл. с экрана.
Смутное время. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://gov.cap.ru/home/59/htm/admin/dne/history.htm#0 , свободный. – Загл. с экрана.
Федотов Г.П. Рождение свободы / Г.П. Федотов // Новый мир. – 1989. – № 4. – 370. – С. 239 – 243.
Фельдман М.А. Была ли Октябрьская революция 1917 года пролетарской? (Проблемы истории и историографии)/М.А. Фельдман//Общественные науки и современность, 2012. – 5. – 306 с. С.
Церковь против революции. [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://de-ussr.ru/history/xx-vek/tserkov-protiv-revolyutsii.html , свободный. – Загл. с экрана.
Шокарев С.П. Люди смутного времени//История — №13 1999, с.1-9.